Невроз кратко

Понятие неврозов. Виды неврозов. Проблемы и подходы в изучении невротических расстройств

Невроз – психогенное, функциональное, личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов.

Невроз – это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты.

Невроз – приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при которой происходит «срыв» Деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и с то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека.

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами.

Виды неврозов:

  1. Неврастения (лат. – «нервная слабость»). Причина: длительное эмоциональное напряжение, приводящее к истощению нервной системы. Конфликты на работе, семейные неприятности, неустроенность личной жизни. Механизмы психологической защиты по типу «отрицания», «рационализации», «вытеснения». Больного неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных отношений. Нарушение сна.
  2. Истерия – наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжело-больными, несчастными, «непонятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы Больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить с собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда Больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом – симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого.
  3. Невроз навязчивых состояний (психастения) – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.

Каждый из них возникает у людей с определенным типом ВНД, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях.

Проблемы и подходы в изучении

В учении Павлова сущность невроза сводится к хроническому отклонению ВНД от нормы, которое произошло вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. По мнению Павлова и его учеников, неврозы зависят от исходного типа нервной системы. Так, люди «художественного типа», очень эмоционально воспринимающие действительность, более склонны к истерии; «мыслительного типа» – к неврозу навязчивых состояний, а среднее между ними – к неврастении.

Первое определение понятия «невроз» принадлежит Гуллену. Неврозы суть «расстройства ощущений и движений, которые не сопровождаются лихорадкой и не зависят от местного поражения какого-либо органа, а обусловлены общим страданием, от которого специально зависят движения и мысль». Во второй половине ХХ в. наметились 2 основных направления в учении о происхождении неврозов: анатомическое и психологическое

Следует отметить, что поиски патологоанатомического субстрата неврозов до настоящего времени существенных результатов не принесли, хотя сторонники анатомического направления полагают, что достижения в области молекулярной биологии и генетики позволяют уверенно отрицать существование функциональных болезней и находить морфологические субстраты, адекватные любому нарушению функций.

Сторонники психологического направления наиболее многочисленны. Уже во второй половине 19 в. основой для возникновения у человека неврозов, в частности истерии, считали его повышенную внушаемость и самовнушаемость. Поэтому главным методом лечения невротических состояний предлагался гипноз.

По мнению З. Фрейда, возглавившего психоаналитическую школу, неврозы объясняются действием «ущемленных» аффектов, вытесненных в бессознательное различных влечений. Фрейд делил все психогенные расстройства, имеющие соматические корреляты, на 2 основные группы: конверсионные неврозы (истерия) и актуальные неврозы. Последние включали невроз страха, ипохондрию и неврастению. С позиций различных психологических направлений, связанных с фрейдизмом, сущность конфликта при неврозах – противоречие между инстинктами в сфере бессознательного и социальными нормами.

Всеми представителями психологического направления признается, что в этиопатогенезе неврозов ведущими являются психологические факторы.

www.psyworld.ru

Кратко о неврозах

Невротические типы развития личности. Неврозы.

Неврозы – это группа пограничных психических заболеваний, которые характеризуются нарушениями психической деятельности, от воздействия психотравмирующих ситуаций

Неврастения

Неврастения – самая распространенная форма неврозов.

Признаки :

Повышенная раздражительность, возбудимость, быстрая утомляемость и истощаемость, нарушение сна, постоянное чувство усталости, нарушение памяти, рассеянность, постоянная или периодическая головная боль, снижение аппетита, гастроинтестинальные симптомы

( изжога, отрыжка, боли в животе, вздутие живота и т.д.).

Причины:

Нервное перенапряжение, переутомление, перегрузка на учебе, стрессовые ситуации.

Лечебные и профилактические мероприятия :

  1. Сохранение права ребенка на отдых во время перемен
  2. Соблюдение режима урочной деятельности
  3. Дозирование домашних заданий
  4. Беседы с родителями о распорядке дня подростка
  5. Общеукрепляющие процедуры (теплые вечерние ванны с растворами морской соли, эфирными маслами)
  6. Временное ограничение эмоциональных нагрузок и исключение просмотра телевизионных передач и видеофильмов
  7. Обращение к психиатрам, психоневрологам, психотерапевтам
  8. Отъезд ребенка в санаторно-курортные учреждения
  9. Витаминная поддержка
  10. Истерический невроз (истерия)

    Признаки истерии чаще напоминают признаки самых различных заболеваний, которых на самом деле у больного нет. Самое важное, что возникновение этих симптомов отмечают больные сразу после ссор, обид, физического насилия или перенесенных психотравмирующих ситуаций.

    Невроз навязчивых состояний

    Признаки: Как и при всех неврозах имеется связь с психотравмирующими ситуациями. Навязчивые состояния обычно условно подразделяют на:

    — навязчивые страхи – фобии (канцерофобия – навязчивый страх заболеть раком, кардиофобия – страх заболеть неизлечимым заболеванием сердца, клаустрофобия – боязнь закрытых пространств, агарофобия – боязнь открытых пространств);

    — навязчивые мысли – обсесии (навязчивые мысли, воспоминания, сомнения);

    — навязчивые действия – импульсии (часто сочетаются с навязчивыми страхами и сомнениями).

    Уважаемые коллеги, при выявлении вами признаков невротических расстройств у детей и подростков настоятельно рекомендую убедить родителей проконсультировать ребенка у специалиста психоневролога, психиатра или психотерапевта.

    Особенности внешних признаков и особенностей поведения, по которым можно заподозрить насилие в детско-родительских отношениях

    Особенности внешнего вида ребенка испытывающего физическое насилие

    Особенности поведения ребенка испытывающего физическое насилие

    — множественные повреждения различной давности на теле ребенка (следы от ремня, ссадины, раны, кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, разрывы и порезы во рту, сотрясение головного мозга;

    — гигиеническая запущенность, неприятный внешний вид, сыпи и кожные заболевания как признак отсутствия должного ухода за ребенком.

    Возраст до 6 месяцев:

    — безразличие ребенка в внешним сигналам, малоподвижность, отсутствие улыбки.

    Возраст от 6 месяцев до полутора лет:

    — постоянная настороженность, нежелание идти на контакт со взрослыми и родителями, плаксивость, частая смена настроения от эпизодов агрессии до полного безучастия, испуг при плаче других детей.

    Возраст от трех до шести лет:

    — пассивное реагирование на боль, нетерпимое отношение к замечаниям, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость в обращении с животными, болезненное отношение к замечаниям

    — повышенная скрытность травм и повреждений, отсутствие друзей, склонность к аутизации, боязнь идти домой.

    — склонность к безнадзорности и беспризорности, суицидальные попытки, невротические нарушения, девиантное и деликвентное поведение, употребление ПАВ, противоправные действия в отношении других несовершеннолетних

    Особенности поведения родителей (законных представителей), позволяющие заподозрить их в совершении противоправных действий в отношении несовершеннолетних и жестоком обращении с детьми:

    — противоречивые, бессвязные объяснения причин получения ребенком травм, повреждений и порезов;

    — несвоевременное обращение родителей с ребенком за оказанием медицинской помощи;

    — преувеличение или преуменьшение травм полученных ребенком;

    — сниженный контроль за обучением и воспитанием ребенка (склонность к побегам, пропускам занятий без уважительных причин, суицидальные попытки и т.д.);

    — отсутствие или резкое снижение взаимопонимания в семье, холодное отношение к ребенку;

    — агрессивность, возбужденность при общении с педагогами на предмет изменения процесса воспитания ребенка;

    — преобладание в разговоре не проблем ребенка, а обеспокоенность собственными проблемами;

    — разговоры родителей о преобладании мер физического воздействия над беседами и уговорами.

    Особенности внешнего вида ребенка, испытывающего сексуальное насилие

    Особенности поведения ребенка, испытывающего физическое насилие

    — Повреждения кожи и слизистых половых органов (следы разрывов и синяки, кровоподтеки и.т.д.);

    — Обнаружение у несовершеннолетних заболеваний, передаваемых половым путем;

    — ночные кошмары, страхи, сексуальные игры с самим собой, игрушками, мастурбация, невротические расстройства.

    Младший школьный возраст:

    — низкая успеваемость в школе, замкнутость, неумение играть со сверстниками, склонность к агрессивности, вспыльчивости, неврозы, нарушения сна, плаксивость, аутизация, энурез.

    — депрессивная акцентуация характера, склонность к беспризорности и безнадзорности, суицидальные попытки, злоупотребление ПАВ, частые жалобы на боли в животе, преобладание сексуализированного поведения.

    center-psi.ru

    Невроз кратко

    Введение
    1. Сведения из истории
    2. Классификация неврозов
    3. Описание неврозов
    3.1 Неврастения
    3.2 Истерия
    3.3 Психастения
    3.4 Невроз навязчивых состояний
    4. Терапия неврозов и реабилитация больных
    Заключение
    Литература

    В современном обществе наблюдается рост числа психических заболеваний, особенно тех, которые называются пограничными расстройствами, — неврозов, психопатий, пограничной умственной отсталости и других.

    Распространённость психических расстройств среди населения в развитых странах составляет от 5 до 20 %. Это немалые цифры, причём включающие в себя только количество зарегистрированный больных, проходивших лечение в клиниках. Но очень многие люди с психическими нарушениями не обращаются к врачам, поэтому на самом деле таких больных значительно больше.

    Многие больные годами лечатся у врачей общей практики, и в результате психическое нарушение остаётся не распознанным. Своевременное установление диагноза очень важно при пограничных заболеваниях, то есть тех, которые стоят на границе между нормой и патологией.

    В данной работе будут рассмотрены неврозы — одно из самых распространённых пограничных психических заболеваний. Также кратко будет затронута тема терапии неврозов и реабилитации больных.

    1. Сведения из истории

    Термин «невроз» ввел в медицинскую практику в 1776 г. шотландский врач У. Куллен (1712-1790). В тот период причиной возникновения всех заболеваний считали гуморальный фактор. К группе неврозов были отнесены многие болезненные процессы. Впервые ученые обратили внимание на то, что существуют заболевания, которые протекают без лихорадки и не вызывают «повреждений организма». Но, к сожалению, к неврозам были ошибочно отнесены такие заболевания, как столбняк, базедова болезнь и многие другие, в связи с тем, что патанатомия их еще не была известна из-за низкого уровня медицинской техники.

    У. Куллен впервые сделал попытку клинически разделить неврит и невроз. Он обосновал «нервный принцип» в качестве главного регулятора всех жизненных процессов, которые делил на две основные группы — связанные с напряжением нервной системы и, наоборот, с ее расслаблением. Неврозы, по его мнению, обусловлены взаимодействием двух начал. В первую группу им были отнесены истерия и ипохондрия.

    У. Куллен «описывал неврозы как нервные расстройства» (нарушение чувствительности и моторики), не сопровождающиеся лихорадкой и не связанные с поражением какого-либо внутреннего органа, а обусловленные «общим страданием, от которого специально зависят движения и мысль».

    Такое расплывчатое, определение термина «невроз», Кулленом, существовало почти до конца XIX века. Этим термином обозначались самые разные нервные и психические болезни, где не определялись признаки лихорадки: глухота, слепота, параличи, заворот кишок, изжога, тошнота, рвота, столбняк, гидрофобия, все виды параличей (и даже прогрессивный).

    Затем определение невроза претерпело ряд изменений. Ромберг ограничил это понятие рамками «регуляторных неврозов». Сондрас (1851) предложил относить к неврозам лишь те болезненные состояния, в основе которых лежат нарушения функции нервной системы, то есть те нервные расстройства, которые не имеют определенной патологической основы. Но так как в то время такие заболевания, как эпилепсия, столбняк, каталепсия, не имели своей патанатомической картины, то Эрб (1874) относил их к неврозам. Он даже отмечал, что некоторые функциональные расстройства могут переходить в органические, и наоборот. Уже позже Реймонд (1910) уточнил, что при неврозах анатомические изменения отсутствуют только в том случае, когда они не могут быть выявлены. По меткому определению Аксенфельда (1883) неврозы — это «незнание, возведенное в степень нозологической формы».

    Можно отметить, что именно в конце XIX века систематика клинических форм неврозов была уже весьма пестрой. Так, французский врач Хучард (1883) выделял несколько форм неврозов (нервные состояния, истерия, эпилепсия, эклампсия и хорея).

    Стремительное развитие медицинской науки создало базу для разработки более объективных и точных критериев определения неврозов. Исследователи стали обнаруживать и другие отличительные особенности, свойственные только неврозам. Так некоторые авторы считали, что в отличие от органических расстройств неврозы являются обратимыми заболеваниями, не вызывающими инвалидности. Такое определение исключало из группы неврозов органические параличи, парезы, гиперкинезы.

    Дальнейшие исследования неврозов связаны с их этиологией. Сиденхам в конце XVIII века обратил внимание на психическую обусловленность ряда болезней, в том числе истерии.

    Причинами всех форм неврозов начали считать психогенные влияния. Чаркот и его ученик Бабинский демонстрируют в клинике роль внушения и самовнушения в возникновении неврозов.

    В 1905 г. Дюбойс предложил заменить ставший традиционным термин «неврозы» на «психоневрозы». Дальнейшее расширение представлений о клинике неврозов и параллельное развитие учения о личности привели к тому, что ведущей их особенностью стали считать их связь с личностью, рассматривая их как болезненные реакции личности.

    Т. И. Юдин (1926) считал термин «невроз» неполноценным со всех точек зрения и разделял в этом вопросе позицию Е. Крепелина, по мнению которого невроз — это нечто иное, как легкое психическое заболевание или его первая стадия. Описанные выше крайние точки зрения свидетельствуют о явном разброде в понимании сущности неврозов. И 20 лет спустя Е. А. Попов (1954) снова говорит, что в «классификации неврозов господствует полный беспорядок». Не существует такого признака, который был бы свойствен всем неврозам и отсутствовал бы при психозах. Ни обратимость, ни легкость симптоматики, по мнению Е. А. Попова, не являются такими признаками. Психогенное происхождение заболевания также не может служить критерием, ибо не всякая психогения — невроз.

    Учение о неврозах и о их психогенной этиологии получило твердое физиологическое обоснование в замечательных работах И. П. Павлова, его сотрудников и последователей о высшей нервной деятельности.

    В соответствии со взглядами И. П. Павлова, большинство современных российских психиатров и невропатологов (С. Н. Давыденков, В. Н. Мясищев, Е. А. Попов, О. В. Кербиков, Н. В. Конторович, А. В. Снежневский, А. М. Свядощ, Г. К. Ушаков, Б. Д. Карвасарский и др.) прежде всего сужают понятие невроза, оставляя его только для заболеваний психогенной этиологии.

    Объяснение причин душевных конфликтов давалось самое разнообразное, что меняло представление об этиологии неврозов. Ортодоксальный психоанализ основное значение придавал нарушениям развития полового влечения — либидо, имевшим место преимущественно в раннем детстве. По мнению представителей других психоаналитических школ, которым свойственны принципиально те же методологические установки, ведущая роль в конфликте принадлежит нарушениям или заторможенности иных влечений. В результате формируется иное либидо и поддерживается аномальное развитие (неопсихоанализ). Наконец, ряд исследователей основное значение в конфликте отводит социальным и культурным влияниям.

    2. Классификация неврозов

    В международной классификации болезней 8-го (МКБ) пересмотра (1978) неврозы выделены в раздел 300, который включает следующие шифры: 300.0 — невроз страха; 300.1 — истерический невроз; 300.2 — фобии невротические; 300.3 — обсессивно-компульсивный невроз; 300.4 — деперсонализационный синдром; 300.7 — ипохондрический синдром; 300.8 — другие неврозы; 300.9 — неуточненные неврозы.

    По мнению Г. К. Ушакова (1978), «эта классификация отличается клинической непоследовательностью и, в частности, разными трактовками термина «невроз».

    В последующих международных классификациях болезней 9 и 10 пересмотров были введены некоторые новые рубрики, сужены границы шизофрении, психические заболевания объединены с неврозами и неврозоподобными состояниями. Основная часть функционально и органически обусловленной психической патологии в МКБ-10 с точки зрения традиционной психиатрии представлена в виде синдромальных рубрик. Сравнивая последние две международные классификации 9 и 10 пересмотров, можно отметить, что последняя значительно больше по объему. В МКБ-9 использовались цифровые коды (001-999), тогда как в МКБ-10 принята буквенно-цифровая схема кодирования, основанная на кодах с одной буквой, за которой следует две цифры (A00-Z99). Это значительно расширило число категорий, используемых для классификации.

    Б. Д. Карвасарский в монографии «Неврозы» (1980) подчеркивает, что многообразие классификационных делений неврозов обусловлено прежде всего отсутствием единого взгляда на их этиопатогенетические механизмы.

    Наиболее распространенным в отечественной литературе является объединение неврозов по клиническим признакам: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний и др.

    Под неврозами следует понимать группу болезней, возникающих под воздействием различных психотравмирующих (стрессовых) ситуаций различной интенсивности и экстенсивности, в результате которых наступает разрегулированность основных нервных процессов: тормозного и возбудительного, приводящих к образованию отрицательных условно-рефлекторных форм (симптомов), являющихся в определенной совокупности признаками тех или иных нозологических образований. При этом болезни имеют доброкачественное течение, тенденцию к обратному развитию болезненного процесса при современном уровне терапии, но склонны возобновляться при новых психотравмирующих воздействиях. Эти болезненные состояния не имеют своей патанатомической картины и, как правило, не приводят человека к инвалидности. Они также имеют склонность к затяжному течению при продолжающемся действии психотравмирующей ситуации. Неврозы в настоящее время можно классифицировать следующим образом.

    1. Неврастения:
    а) неврастения гипостеническая;
    б) неврастения гиперстеническая;
    в) неврастения ипохондрическая;
    г) неврастения депрессивная;
    д) неврастения с навязчивостями;

    2. Истерия:
    а) истерия демонстративная;
    б) истерия псевдопаралитическая;
    в) истерия с навязчивостями;

    3. Психастения:
    а) психастения тревожно-мнительная;
    б) психастения с навязчивостями;

    4. Невроз навязчивых состояний;

    5. Неврозы ложные или псевдоневрозы — это группа функциональных болезненных расстройств, причинами которых являются любые другие, не психогенные факторы. Скорее всего, этими факторами являются соматические заболевания, которые либо сами для больных становятся психотравмирующими, либо они вызывают помимо соматических признаков болезни целый ряд невротических картин. Эта группа неврозов остается малоизученной, что затрудняет классификацию.

    Наряду с истерическим и психастеническим неврозом, личностей, наделенных специфическими (истерическими, психастеническими) чертами характера, у которых выявляются только декомпенсационные признаки их состояния, можно отнести в группу психопатий.

    3. Описание неврозов

    Неврастения — самая частая форма неврозов. Она характеризуется повышенной раздражительностью, возбудимостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью.

    Неврастения возникает на фоне нервного перенапряжения, при переутомлении. В современных условиях напряжённой жизнью живут многие люди. Разная степень выраженности неврастенических нарушений наблюдается практически у каждого человека, работа которого связана с высокой психической нагрузкой.

    Основным симптомом неврастении считают раздражительную слабость. Она проявляется в чрезмерном реагировании по случайному или малозначительному поводу, в раздражительности, повышенной возбудимости, что ранее было не свойственно данному человеку.

    Повышенная возбудимость может без всякой причины перейти в слёзы и рыдания.

    Человек делается нетерпеливым, иногда суетливым. Резко падает трудоспособность. При попытке заставить себя работать усиливается слабость, чувство разбитости, головная боль, недовольство собой и всеми вокруг. Всё это ещё больше угнетает больного.

    При неврастении всегда наблюдаются вегетативные расстройства — сердцебиения, замирания сердца, боли в сердце, одышка, потливость и т. п.

    Прогноз заболевания в целом благоприятный. В 75 % случаев наступает полное выздоровление. Если болезнь вовремя не лечится, она принимает затяжной характер, и при длительности заболевания свыше 5 лет уже трудно поддаётся лечению, и тогда уже говорят о невротическом развитии личности.

    Слово «истерия» происходит от греческого “hystera” — матка. Эта болезнь известна уже много веков, и раньше её связывали с нарушениями функции матки и сексуальными расстройствами, поскольку она наблюдалась в основном у женщин. В последующем психиатры обнаружили истерические расстройства и у мужчин, но прежнее название осталось.

    По частоте среди других неврозов он занимает второе место после неврастении.

    Истерический невроз возникает чаще всего в молодом возрасте, у женщин чаще, чем у мужчин. К его возникновению предрасполагают истерические черты характера.

    Но истерический невроз может возникнуть и у человека, не имеющего истерических черт. Возникновению истерии способствуют такие черты характера, как повышенная чувствительность и преувеличенное реагирование, впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость эмоций.

    Симптомы истерического невроза чаще всего напоминают проявления самых различных болезней, которых на самом деле у больного нет. Поэтому психиатры называют истерию «великой симулянткой». Проявления истерии возникают после воздействия психотравмирующего фактора — обиды, оскорбления, ссоры, физического насилия и других психических травм.

    Проявления истерии очень многообразны: истерическое сумеречное помрачение сознания, истерическая фуга, синдром Ганзера, пуэрилизм, истерические депрессии, истерические припадки, гиперкинезы, истерические параличи, алгии, нарушения чувствительности. Особенностью истерических нарушений является то, что они практически всегда исчезают в состоянии гипноза, чего не наблюдается при органических заболеваниях.
    Больные некритичны к своему заболеванию. Лечением должен заниматья только врач психиатр.

    Психастения — это та форма невроза, которая развивается под влиянием психотравмирующей ситуации на фоне тревожно-мнительного характера.

    P. Janet (1911) объединил понятия: болезненные сомнения, бесплодные мудрствования, навязчивые состояния и боязнь навязчивых представлений и описал новый невроз, который он назвал психастенией. Он дал очень тонкое описание клинических особенностей больных психастенией, считая, что душевная жизнь психастеников характеризуется понижением психического напряжения, что, по его мнению, сближает ее с состоянием утомления или сна.
    В поведении психастеников обнаруживается нерешительность, а иногда и полная невозможность совершить те или иные действия, особенно в присутствии других (социальная абулия). Они всегда недовольны собой, застенчивы, стараются избегать всяких усилий, так как последние влекут за собой тягостные волнения и тоскливость. P. Janet сводит психастенические стигматы к трем важнейшим:

    — незаконченности и неполноты психических операций;
    — понижению или потере чувства реального;
    —физиологическим симптомам нервного истощения, идущим параллельно с поражением психической активности.

    Психастеники живут не настоящим, а прошлым и будущим. Всякая мелочь, всякий пустяк заставляют думать психастеников. Всякое незнакомое дело, всякая инициатива является для него источником мучения. Психастеник обыкновенно ипохондрик. Постоянная тревога, опасения, беспокойство — вот, что наполняет жизнь психастеников. Всякие ожидания для психастеника крайне мучительны. Вот почему, несмотря на свою обычную нерешительность, психастеник иногда оказывается настойчивым и даже нетерпеливым.

    Психастеник — «это тот характер, который бросается вперед с закрытыми глазами». Психастеник очень конфузлив и постоянно стесняется. Он недоверчив, подозрителен (печален, мечтатель и фантазер). Ему нужна упрощенная жизнь, тепличные условия. Он — скептик. Для психастеника характерна склонность к самоанализу. Психастеник предается всевозможным размышлениям часто отвлеченного характера.

    Одним из постоянных компонентов психастенического характера являются навязчивые идеи — важный симптом психастении. Психастеник занят бесплодной умственной работой, так называемой «умственной жвачкой». Он бесплодно анализирует собственные поступки, сомневается в правильности принятого решения или выполненного задания, редко доволен собой и склонен к заниженной самооценке.

    По вопросу, касающемуся особенностей возникновения и течения психастении, нет единства мнений. Большинство авторов причиной возникновения психастении считают психогению. Некоторые к пусковым механизмам относят другие факторы.

    3.4. Невроз навязчивых состояний

    Это такая форма невроза, которая возникает под влиянием психотравмирующих ситуаций, на фоне астено-боязливых черт характера, в клинической картине которых преобладают навязчивые страхи. Под «астено-боязливой» прежде всего понимается личность, у которой склонность и к астенизации, и к боязливости внешне трудно определить. Только при глубоком анализ структуры личности этих больных можно обнаружить, что в детстве они страдали быстрой утомляемостью хотя внешне ничем не отличались от своих сверстников и окружающие этого не замечали. Чувство боязливости проявлялось в их стремлении дружить с более сильными, более выносливыми людьми, которые могли бы их в нужную минуту защитить, помочь в учебе. Пациенты сами о чувстве боязливости не говорят, а может быть, и не осознают его. Они, как правило, активны, общительны, но никогда не бывают откровенными со своими сверстниками. Иногда, в трудных ситуациях, внешне держатся спокойно, но спокойствие это достигается ценой больших усилий и большого напряжения. У больных неврозом навязчивых состояний в преморбиде отмечались застенчивость, робость, впечатлительность, неуверенность в себе. В клинической картине этих больных отмечены фобии. Чаще всего страх смерти, клаустрофобия, агорафобия, страх перед острыми предметами т. д. Причем, в большинстве своем, страх возникает после острой психотравмы, почти одновременно с ней.

    Навязчивые состояния могут встречаться у совершенно здоровых людей как результат переутомления, или действия каких-либо истощающих организм факторов (инфекции, интоксикации, алкоголизм и др.). Бывает, что «застревают в голове» какая-либо мелодия, мысль, слово или цифра, от которых трудно отделаться. Иногда перед сном у человека появляется беспокойство по поводу того, закрыл ли он двери на засов, выключил ли газ, погасил ли свет и т. д.; он встает и все проверяет, а через некоторое время снова появляется беспокойство, и он проверяет уже проверенное. Также можно многократно проверять наличие билета, ключа и денег в кармане и т. д.

    Некоторые люди необыкновенно требовательны к порядку в своей жизни. Они по-своему укладывают свои вещи, предметы повседневного обихода: кошелек, расческу, ключи от квартиры или машины, носовой платок всегда кладут в одно и то же место. Но все это для них не сопряженное с беспокойством, то есть свидетельствует только об их педантизме.

    В настоящее время все навязчивости разделяют условно на три группы: навязчивые страхи, навязчивые мысли и навязчивые действия.

    Чаще всего наблюдаются навязчивые страхи (фобии). Разновидностей последних так много, что их невозможно перечислить, их сейчас насчитывается более 2000, многие имеют специальные названия.

    4. Терапия неврозов и реабилитация больных

    Психотерапия, по мнению многих специалистов, является ведущим и едва ли не единственно признанным способом лечения неврозов.

    Однако терапия неврозов, по мнению большинства авторов, становится эффективной только при согласовании медикаментозного, и психотерапевтического воздействий.

    Каждая из этих форм сама по себе (особенно после бурного развития психофармакологии) является высокоэффективной, но при их объединении успех лечения увеличивается многократно.

    Вся современная медикаментозная терапия нервно-психических заболеваний базируется на применении высокоэффективных психотропных лекарственных препаратов, впервые разработанных во Франции в 1952 г.

    Первым психофармакологическим средством, примененным в психиатрии, является производное фенотиазина — хлорпромазин (аминазин).

    Наряду с широким применением нейролептиков в психиатрической практике, приобретает большую актуальность применение транквилизаторов при лечении неврозов и неврозоподобных состояний.

    Выделение неврозологии в самостоятельную медицинскую науку, значительное увеличение количества больных, страдающих неврозами, способствуют поиску более эффективных лекарственных препаратов.

    До настоящего времени лечение неврозов представляло собой одну из наиболее трудных проблем современной терапии в связи с тем, что нет четко выработанных границ всех форм функциональных расстройств центральной нервной системы. Особенно тех, которые обозначаются некоторыми авторами как «неврозоподобные состояния» и к которым относят ряд соматических заболеваний, таких, как гипертоническая, язвенная болезни.

    По мнению Г. Я. Авруцкого (1981), терапия неврозов и неврозоподобных состояний включает в себя следующие основные задачи:

    — устранение эмоциональных нарушений, типичных для невротического уровня поражения (эмоциональная лабильность, «раздражительная слабость», страхи, тревога, напряженность и др.);
    — лечение астенических расстройств, преодоление физической и умственной истощаемости;
    — регуляция вегетативных расстройств;
    — лечение навязчивостей и фобий, если они имеются;
    — коррекция личностных особенностей;
    — устранение отрицательных внешних факторов;
    — выявление и устранение соматических нарушений.

    Кроме медикаментозных методов лечения успешно применяются такие методы, как иглоукалывание, гипноз, психотерапия и другие.

    Вопрос о реабилитации больных неврозами и их трудовой экспертизе, так же как и вопрос о профилактике неврозов, остается до сих пор сложным и весьма спорным.

    Под реабилитацией (от английского — ability — способность, умение) объединяет комплекс мероприятий, направленных на восстановление социальных связей личности, нарушенных болезнью (ресоциализация), и приспособление (реадаптация) больного к труду и быту на новом, измененном вследствие болезни уровне.

    Проще говоря, под реабилитацией понимается эффективное лечение неврозов и зависящую от него степень восстановления работоспособности.

    Исходя из этого, проблемы реабилитации больных неврозами менялись и продолжают меняться в связи с тем, что эффективность лечения этих заболеваний возрастает благодаря применению все более новых, более эффективных методов психотерапевтического воздействия и расширению спектра психофармакологических препаратов.

    Наблюдения за больными с неврастенией и неврастенией с навязчивостями на протяжении многих лет свидетельствуют о том, что в результате лечения они, как правило, полностью выздоравливали, легко адаптировались к окружающей среде, полностью восстанавливалась их работоспособность и в переводе на инвалидность, даже временную, эти больные не нуждались.

    Вопрос о реабилитации больных истерией и истерией с навязчивостями представляется более трудным, чем при неврастении. Обусловлено это прежде всего теми клиническими различиями, которые имеют место между этими заболеваниями и особенностями патоморфоза, которые в большей степени коснулись истерии.

    Все находящиеся под наблюдением больные с неврозом навязчивых состояний за время лечения полностью реабилитировались, и никогда после этого не возникал вопрос об их трудовой экспертизе.

    По данным А. М. Свядоща, при неврозе навязчивых состояний утрата трудоспособности носит временный характер; ему в редких случаях все же приходилось переводить больных на инвалидность, но, в отдельных случаях работа способствовала смягчению навязчивых состояний.

    И наконец, реабилитация, и трудовая экспертиза больных психастенией мало чем отличаются от больных другими формами неврозов. Терапия больных психастенией в отличие от больных неврозом навязчивых состояний носит более продолжительный характер. Эти больные требовали более продолжительного времени пребывания в условиях стационара и проведения им большего количества сеансов гипносуггестивной терапии. После длительной терапии большинство больных психастенией все же возвращалось на свою прежнюю работу. В редких случаях, для исключения переутомления, недосыпания, всех других факторов, ведущих к астенизации организма больного, рекомендовалось изменить условия их труда, и более длительное время проводилось поддерживающее медикаментозное и психотерапевтическое лечение.

    В заключение можно с уверенностью сказать, что именно работа для больных неврозами является, наряду с терапией, важнейшим фактором более надежной их реабилитации и сохранения их трудоспособности.

    В данной работе нами были рассмотрена такая группа пограничных психических заболеваний, как неврозы. Жизнь современного человека в настоящее время полна стрессов. Стрессовые ситуации сопровождают нас повсюду: в транспорте, на работе, в быту нас выбивают из колеи проблемы нашихдетей, болезни и т. д. Вот почему неврозы стали очень распространенным заболеванием в последнее время.

    Неврозы наносят вред здоровью человека. Страдают сосуды, сердце, изменяется артериальное давление; на фоне невроза может развиться язва желудка, обостряются хронические болезни. При неврозе страдает не только сам больной, но и его близкие.

    Хотя неврозы и относятся к так называемым пограничным состояниям, они требуют серьёзного и неотложного лечения. Если, к примеру, неврастения протекает без лечения свыше 5 лет, то она уже очень плохо поддаётся лечению, и в этом случае уже можно говорить о невротическом развитии личности. Только вовремя начатая терапия может дать хорошие результаты лечения.

    1. Давыденков С. И. Неврозы. М., 1963.
    2. Еникеева Д. Д. Популярные основы психиатрии. Донецк, 1997.
    3. Каменецкий. Неврозология и психотерапия. М., 2001.
    4. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М, 1980.
    5. Неймер Ю. Л. Психологический словарь. Ростов-на-Дону, 2003.

    www.pogruzchikbalt.ru

Это интересно:

  • Что такое дцп болезнь аутизм Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна GMS - единственная клиника, которая оперативно отреагировала вечером, когда у моей жены болел живот. Обычная скорая, в которую мы. Лечением данного заболевания занимается Психотерапевт Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна. Приговор? Говорим смело — нет! Метод доктора Глебовского, […]
  • Алкогольную энцефалопатию вернике Алкогольную энцефалопатию вернике В 1881г. Карл Вернике описал заболевание с острыми симптомами, характеризующиеся расстройствами психики, с отеком зрительных нервов, кровоизлияниями в сетчатку, глазодвигательными нарушениями и нарушениями координации при ходьбе. Наиболее частые причины развития данного заболевания, […]
  • Старческий психоз по мкб 10 ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (F00-F09) Этот блок включает в себя ряд психических расстройств, сгруппированных вместе в связи с наличием явных этиологических факторов,а именно причиной этих расстройств явились болезни головного мозга, травма головного мозга или инсульт, ведущие к […]
  • Как избавиться от тошноты при депрессии Тошнота и другие симптомы при неврозе Включаясь в ритм современной жизни, особенно в мегаполисах, люди пребывают в постоянном состоянии стресса. Тошнота при неврозе, симптомы которого не всегда четко определены, является серьезным сигналом развития невротических состояний. Когда человек начинает испытывать сильную […]
  • Боязнь татар На главную страницу "У меня не было боязни, что подо мной кресло может пошатнуться" (ч.3) – Когда совхоз «Майский» только строился, я помню, был какой-то чувашин. – Карпов Виктор Васильевич. – Точно. Я с ним знаком был, когда мы строили пионерский лагерь. – Да, вы мне говорили. У меня судьба тоже с ним связана. Я […]
  • Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна Людмила Тюрина Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального […]
  • Речевой центр от заикания Речевой центр от заикания Работа в «Речевом Центре Иванкина Петра Андреевича» проводится по предварительной записи. Для освобождения от заикания необходим однократный приезд на 12 дней. На занятия принимаются лица с функциональными расстройствами речи (заикание от испуга или по типу подражания). Приехать надо […]
  • Психическое расстройство депрессия Депрессия и другие психические расстройства Связь между депрессией и другими психическими расстройствами Знаете ли вы, что клиническая депрессия может быть симптомом более серьезных психических заболеваний? Например, клиническая депрессия тесно связана с таким психическим заболеванием как состояние тревожности. Это […]