Невроз страха коррекция

Невроз страха: этиология и упражнения

Невроз страха (панические расстройства). Ведущий симптом — появление немотивированного страха, не зависящего от какой-либо ситуации или каких-либо представлений. Чаще всего возникает безотчетный страх внезапно, и интенсивность его колеблется между легким чувством тревоги и паническими приступами. В соответствии с широким диапазоном оттенков страха (опасения, боязнь, испуг, ужас, паника) наблюдаются его разные варианты.

Страх вначале может быть спровоцирован сильным испугом конкретного содержания, а в дальнейшем повторяться в виде приступов боязни, испуга без определенной причины. Продолжительность неврозов страха чаще всего от 1 до 6 месяцев, но иногда болезнь принимает затяжное течение и может длиться годами.

Клинические проявления панической атаки весьма разнообразны — сильное сердцебиение, обильный пот, чувство нехватки воздуха, страх смерти, боязнь утратить контроль над собой и т.п. Приступы паники обычно длятся минуты, реже — часы. Среди тех, кто страдает неврозом страха, преобладают лица с тревожно — мнительным характером.

У детей причины страха в значительной степени зависят от возраста. Страхи до 3-х лет обычно свойственны всем детям, в определенной степени они желательны, поскольку ничего не боящийся ребенок может совершить опасный поступок.

В возрасте 4-6 лет страхи, как проявление невроза, чаще всего являются проявлением стрессогенной реакции, возникающей в ответ на “воспитательное запугивание”, применяемое родителями для коррекции поведения ребенка, или в результате семейных ссор, драк.

У детей 6-8 лет преобладают страхи темноты, одиночества, разлуки с родными.

Стрессогенные страхи, в отличие от страхов невроза, возникают эпизодически и не мешают в повседневной жизни.

При проявлении страха в виде “панических расстройств” обязательно требуется консультация специалиста для своевременного лечения.

Упражнения на проработку страха:

Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо», оставляйте свои отзывы.

Чтобы получить мою консультацию, перейдите по ссылке

www.b17.ru

Невроз страха коррекция

Невроз – группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической д-ти, возникновение, течение и компенсация которых определяются психогенными факторами. Невроз развивается в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения. Классификация неврозов: 1) неврастения; 2) невроз страха; 3) невроз навязчивых состояний (иногда н. страха включают в н. навязч. состояний); 4)истерический невроз. Мясищев www.trafficpoint.ru

. Основная категория – отношения. Личность (по Мясищеву) — система отношений человека с окружающей средой, которая имеет целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью. Если личность в неблагоприятной системе взаимодействий, то система отношений личности неадекватна (искажена), Л-ть не сможет разрешать конфликты — накопление напряженности — дезорганизация поведения личности. Проблема: каким образом перевести систему неадекватных отношений на нормальный уровень? 3 компонента в структуре невроза: биологический, психологический, социальный. Чем больше доля психологического фактора в возникновении невроза, тем больше используются чисто психологические методы коррекционной работы. Таким образом, невроз, – это функциональное психогенное нервно-психологическое заболевание, вытекающее из тяжелых переживаний личности, связанных с ее жизнью. Он формируется на основе конфликта между потребностями и возможностями. 3 типа конфликтов: неврастенический, истерический, обессивно-стенический, смешанный. Коррекция. Работа с коррекционными группами: каждый участник группы включался в работу с компоненты отношений, которые выделил Мясищев: 1) познавательный 2) эмоциональный; 3) поведенческий. Захаров

: невроз – возникает в результате несоответствия развития личности ребенка факторам среды. Источники: 1) психическое развитие детей (неблагоприятные условия жизни перед беременностью, во время, слабость родовой деятельности); 2) отношения в семье (дефекты воспитания, дисгармоничные отношения, школьные конфликты, алкоголизм родителей); 3) наследственность; 4) порядок рождения. Психокоррекция: У дошкольников при острых психических травмах: охранительное торможение, отвлечение, успокоение, прямое внушение, прямое игровое воспроизведение психотравмирующей ситуации, предъявление раздражителей от приятных до самого сильного страха. Семейная и групповая терапия. Спиваковская

. Разделяет два понятия: психотерапия и психокоррекция. Психотерапия применяется к лицам уже заболевшим неврозом – это метод лечения. Психокоррекция – это метод профилактики при невротическом реагировании и дезадаптивном поведении. Считает, что на возникновение и развитие невроза оказывают влияние биологические, психологические и социальные факторы. Придерживается точки зрения, что невроз – это психогенное заболевание, в возникновении, течении и лечении которого ведущая роль принадлежит психологическим факторам. Игро- и арттерапия. Психоанализ:Фрейд

: невроз – это недостаточная выработка мер защиты. И рассматривает его как необходимый и неизбежный момент развития. Невроз является результатом конфликта между инстинктивными влечениями и социальными требованиями (тем, как они представлены в Супер-эго). Формула невроза: причина невроза = предрасположение в силу фиксации либидо + случаи или травматическое переживание. Терапия: устранение сопротивления. 1 фаза: либидо оттесняется от симптомов в перенесении и там концентрируется. 2 фаза: борьба вокруг нового либидо; устранение вытеснения, чтобы Я не ускользнуло в бессознательное. Эрик Берн

: 3 состояния личности: «взрослый», «ребенок», «родитель». Невроз – фиксация на неправильном Я-состоянии. Лечение – дать возможность оказаться в правильном Я – состоянии. Поведенческая терапия: невроз – зафиксированный навык неприспособленного поведения. Невроз – это плохая привычка. Лечение – изменение поведения (не ищет истоков, а останавливается на поведенческом уровне). Изменение необходимо закрепить. Индивидуальная психология: Адлер

www.psyhologyside.ru

Виды детских неврозов и их коррекция.

Что такое детский невроз и откуда он появляется? Может ли он остаться на всю жизнь или со временем его негативное влияние сойдет на нет? Какой возраст наиболее уязвим для подобных расстройств? И самое главное — как уберечь своего ребенка от подобной психологической опасности? Разберемся в этом по порядку.

Оказывается, детские неврозы могут появляться на разных этапах взросления, главное, чтобы имелся стойкий негативный фон как фундамент формирования патологических психоэмоциональных изменений. Так как любой невроз имеет психогенную природу, другими словами он напрямую связан со спецификой высшей нервной деятельности, то стойкий невроз, как правило, способен сформироваться уже к младшему школьному возрасту, чуть раньше или чуть позже. До этого возраста нельзя определенно говорить о наличии детского невроза, поскольку маленькие дети не в состоянии правильно, конкретно и полно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Вспомним, что под детским неврозом понимается специфическая реакция ребенка на психотравмирующие объекты или ситуации, действие которых может быть как внезапным и кратковременным, так и довольно продолжительным. Зачастую особенности невротических последствий зависят от типа нервной системы, уровня эмоциональной саморегуляции, темперамента и возраста ребенка, а также от специфики самой психотравмы, ее интенсивности, продолжительности и т. п.

Факторы, способные стать причинами возникновения кратковременных невротических реакций и позже формирования продолжительного невротического состояния, могут быть различны. Особо травмоопасными с психологической точки зрения являются следующие:

  • Любые новшества в условиях и обстоятельствах жизни, смена места жительства, переезд в другой город, район, квартиру.
  • Начало посещения любого детского дошкольного или школьного коллектива образовательной, спортивной или досуговой направленности.
  • Переход в другой класс, другую школу, смена секции, смена учителей или тренеров, значительные изменения или полная смена школьной программы, введение новых учебных или организационных правил.
  • Изменения в составе семьи, уход или появление ее новых членов.
  • Как мы говорили выше, в психологии обычно выделяется три основных вида неврозов: истерия или истерический невроз, неврастения и невроз навязчивых состояний или движений.

    Картина особенностей проявления у них неодинакова:

    При истерии характерна острая борьба, противостояние между внешними условиями и личностными потребностями, стремлениями, которые не соответствуют имеющимся обстоятельствам, а превышают или опережают их.

    При неврастении типична обратная картина: ребенок предъявляет самому себе чрезмерно высокие требования при явно недостаточных личностных возможностях и несоответствии внешних условий этим высоким, возможно необходимым, запросам.

    При неврозе навязчивых состояний или навязчивых движений характерен внутренний конфликт, обусловленный конфронтацией собственных личностных установок и правилами внешнего мира.

    Определить вид невроза по его характерным признакам и отличительным особенностям для чутких и внимательных родителей или других взрослых труда не составит. При наличии длительного психологического контакта, доверительных отношений с ребенком начальные слабые или кратковременные невротические проявления пропустить невозможно в силу их яркости и своеобразности, например это могут быть необычные негативные поступки ребенка или отрицательные эмоциональные проявления.

    Рассмотрим основные виды неврозов более подробно:

    Очень часто истерический невроз характерен для ребенка, который является единственным в семье или для старшего ребенка при большой разнице с младшим. Из-за неправильного отношения к нему со стороны родителей и других членов семьи, у него формируется неправильная эгоистическая самоидентификация, предполагающая безоговорочное и немедленное выполнение самых разных его требований и желаний без учета потребностей и возможностей окружающих.

    При изменении привычных обстоятельств или при вхождении в новое социальное окружение (к примеру, коллектив класса, появление младшего ребенка в семье) он начинает осознавать, что внешние условия и окружающие люди не подстраиваются под его требования. Это шокирует такого ребенка, поскольку его привычная картина мира рушится, он начинается всячески сопротивляться и бунтовать.

    Ребенок стремиться всеми способами привлечь к себе внимание, в том числе демонстрируя истерические припадки, которые происходят всегда в присутствии взрослых. Ведь ребенок понимает, что истерика в одиночестве бессмысленна, нет объекта манипуляции. А при «зрителях» он максимально бурно показывает свое несогласие с существующими условиями, он кричит, рыдает, порывается драться или реально бьет «мешающее» окружение. Даже в дошкольном возрасте при таких припадках уже могут случаться неожиданные безосновательные приступы удушья, которые очень похожи на приступы астмы. А в школьном возрасте истерический невроз может иметь форму какого-либо соматического заболевания. К примеру, ребенок начинает часто жаловаться на постоянные ноющие желудочные или сердечные боли, которые не снимаются лекарствами. Позже, в подростковом возрасте у детей, особенно имеющих некоторые актерские способности, нередки случаи наступления внезапного паралича рук и ног, а также истерической абсолютной слепоты.

    При неврастении, в отличие от истерии, наоборот, у ребенка наблюдается сильная слабость и заметное интенсивное ухудшение психоэмоционального состояния, вплоть до депрессии. Эти изменения характерны для любого возрастного периода развития.

    К примеру, ребенок, долго и успешно занимавшийся спортом, неожиданно и резко теряет интерес к физическим упражнениям, пропускает занятия и тренировки, его аппетит ухудшается, пропадает познавательный интерес и активность, беднеют или исчезают эмоции, появляется апатия, ему ничего не хочется.

    Особенно четко подобные негативные изменения прослеживаются в ситуации школьного обучения. Ученик постоянно высказывает жалобы на ощущение слабости, отсутствие сил, боли различной локализации. Он не может сконцентрироваться на уроках, а объем домашних заданий становится для него невыполнимым. Успеваемость в школе существенно снижается, причем это касается даже тех предметов, которые раньше были особо любимыми и совершенно беспроблемными.

    Школьник начинает постоянно жаловаться на боли соматического характера (болит сердце, голова), и надо понимать, что он не врет, не придумывает, он действительно страдает от описываемых болевых ощущений, хотя зачастую они не имеют физиологической причины.

    Особо характерны для неврастении разного рода нарушения сна. Как правило, сон поверхностный, неглубокий, часто прерывистый, сопровождающийся тревожными или кошмарными сновидениями, также имеют место проблемы при засыпании (мнимая невозможность уснуть), раннее или несвоевременное просыпание и неспособность повторного засыпания.

    При неврозе навязчивых состояний или движений происходит формирование и психическая фиксация разнообразных страхов, не имеющих реалистичной основы своего возникновения, или разного рода движений, вплоть до самых замысловатых и даже болезненных.

    К примеру, дети часто испытывают чрезмерно эмоционально выраженные состояния, связанные со страхом темноты, собак, воды, стихии. Эти эмоциональные переживания можно назвать неврозом страха, поскольку ребенок всеми силами сопротивляется не только столкновению, встрече с объектом страха, но и пытается предотвратить саму ситуацию, которая может привести к подобному контакту.

    Для подростков часто характерны сложные страхи, опосредованно связанные с накопленным психическим опытом. Это может быть страх заболеть определенной болезнью, боязнь острых предметов разного назначения, страх замкнутого или открытого пространства.

    В качестве навязчивых движений могут выступать покручивания пальцами, причмокивания, покашливания, шмыганье носом, необоснованные почесывания носа или затылка, непериодичные подергивания головой или плечами, потирание рук или непреодолимая тяга к их постоянному мытью, частые вычурные мимические движения, «кручение» волос или даже их выдергивание.

    Важно отметить, что при наличии тех или иных навязчивостей, ребенок, особенно в подростковом возрасте вполне критично к ним относится, он прекрасно осознает их нежелательность, пагубность и деструктивную направленность. Вместе с тем, он признает неспособность или невозможность самостоятельного избавления от них.

    Обычно в особую группу относят тики как локальные или иногда общие периодические подергивания мышц, которые ребенок при всем своем желании и значительных усилиях не способен произвольно остановить или прекратить. Для дошкольного возраста особо характерен мигательный тик, к школьному периоду тики часто способны охватывать все лицевые мышцы, к подростничеству невротические подергивания могут уже затрагивать почти все группы мышц тела.

    Кроме того, большому числу родителей хорошо знакомы такие печально известные тяжелые формы невроза, как детский энурез и заикание, которым мы посвятим отдельную статью.

    Следует учесть, что для каждого вида невроза подбирается индивидуальная схема его устранения. Более конкретно об этом мы расскажем в следующей статье. Но всегда стоит помнить, что основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

    Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать проявления неврозов? Наверняка, приходилось! Как это было? Было ли это в вашей семье и смогли ли вы чем-то помочь, что-то посоветовать? Пожалуйста, расскажите нам об этом.

    psihomir.ru

    Статьи образовательной тематики

    Основы коррекционной педагогики

    Профилактика и коррекция школьных неврозов

    Невроз. Страх как основная причина неврозов Страхи и фобии у детей, причины появления и фобии у детей, причины появления. Профилактика и коррекция школьных неврозов.

    Неврозы — группа наиболее распространенных невротических расстройств, психогенных по природе. Возникают на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. Н. Составляют до 45% общих нервно-психических отклонений в детском возрасте, преобладают у мальчиков. Проявления: заикание*, энурез*, фобии*, тики*, плаксивость, эмоциональная лабильность, раздражительность, бессонница или сонливость и т.д..

    Возникновение невроза зависит от 3 основных факторов: психотравмирующего, снижения реактивных сил организма под влиянием перенесенных болезней, утомления и пр., особенностей личности.

    Основные причины возникновения неврозов у детей:

    _ Проблемы семейного воспитания:

    • Влияние личности родителей (см. Хрестоматию)

    • гиперопека со стороны всех членов семьи

    • конкуренция отца и матери в стремлении доминировать

    • атмосфера избыточной строгости в семье Неблагоприятные факторы:

    • нарушения адаптивного поведения учащихся (незнание норм поведения в обществе, нарушение функции подражания ребенка и т.д.)

    • Страхи и фобии, как основная причина неврозов. Страхи и фобии у детей, причины появления.

    Детские страхи возникают по разным причинам. Различают возрастные страхи и страхи, возникшие в неблагоприятных жизненных и воспитательных ситуациях.

    В большинстве случаев детские страхи вполне объяснимы, сила раздражителя примерно равна силе проявления эмоции, (страх перед незнакомыми людьми — 6-9 месяцев, страх перед животными, перед темнотой — после 3 лет, одиночеством, страх сказочных персонажей, страх

    www.xn--80akodbocbdlw9e.xn--p1ai

    Неврозы у детей — лечение детского невроза

    Детский невроз

    Что делать, если ваш ребенок вдруг начинает ни с того ни с сего теребить что-то руками, резко крутить головой, щелкать пальцами или делать любое другое, постоянно повторяющееся движение? И сам, кажется, переживает по этому поводу.

    Невроз у детей (детский невроз) – это проблема не только самого ребенка. Это симптом нарушенных отношений со значимыми близкими (родителями, братьями-сестрами, одноклассниками, друзьями, учителем).

    Виды детского невроза и их причины

    Невроз навязчивых движений

    Невроз навязчивых движений у детей дошкольного, младшего школьного возраста наиболее часто возникает после какого-то объективного провоцирующего фактора:

  • болезнь,
  • конфликт в школе,
  • развод родителей и т.п.
  • Например, у ребенка был кашель, насморк, он проходил лечение. Явления простудного заболевания прошли, а у ребенка сохраняется шмыганье носом и покашливание. Вы думаете это остаточные простудные явления? А у ребенка невроз навязчивых движений! Только пройдя консультацию ЛОР врача и аллерголога, дети попадают к неврологу.

    Невроз навязчивых страхов

    Кроме навязчивых движений в детском возрасте часто встречается невроз навязчивых страхов. У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи:

    • заражения,
    • загрязнения,
    • острых предметов,
    • закрытых помещений.
    • У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи:

    • болезни,
    • смерти (от удушья, от остановки сердца и т.п.),
    • боязнь подавиться при еде,
    • покраснеть,
    • навязчивый страх речи (у заикающихся),
    • боязнь за свое здоровье нередко переносится на близких, выступает в форме страха за здоровье родителей.

    Особую разновидность фобического невроза у подростков представляет невроз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием, страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия. К проявлениям невроза ожидания у детей старшего возраста и подростков относится так называемый страх устных ответов в классе, который сопровождается невозможностью связно изложить материал при вызове к доске, несмотря на то, что они хорошо подготовились.

    Лечение неврозов у детей в Казани

    Лечение детских неврозов и невротических состояний должно включать в себя:

  • выявление психотравмирующей ситуации и её исключение,
  • психолого-педагогическую коррекцию,
  • медикаментозную терапию по назначению детского невролога.
  • В доме должна быть спокойная обстановка. Важно соблюдать режим дня — ложиться спать и вставать в одно и тоже время. Медикаментозная терапия назначается каждому ребенку индивидуально.

    Иногда лечение неврозов у детей может быть очень длительным с применением в отдельных случаях нейролептиков. Важно, чтобы ребенка наблюдал невролог, корректировал лечение и поведение.

    Запишитесь на прием к детскому неврологу в Казани в любое удобное для вас время. Восстановите и сохраните нервную систему ребенка!

    klinika-zdorovya.ru

    Это интересно:

    • Отделение неврозов екатеринбург серафимы дерябиной Специализированные больницы Список организаций профильного направления: Психиатрическая больница № 3 Россия, Россия, Свердловская область, Екатеринбург, Орджоникидзевский район, Калинина, 13 ГБУЗ Со Психиатрическая больница № 7 поликлиника наркологического диспансера Россия, Свердловская область, Нижний Тагил, […]
    • Передается заикание наследству Заикание может передаваться по наследству Обнаружено три генетические мутации, приводящие к заиканию. Помимо этого, они связаны с рядом тяжелых нарушений метаболизма, но при заикании другие их эффекты никак не проявляются. По оценке ученых, генетические нарушения являются причиной 9% всех случаев […]
    • Стресс слайд Стресс. Что такое стресс? - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнтонина Батракова Презентация на тему: " Стресс. Что такое стресс?" — Транскрипт: 2 Что такое стресс? Стресс общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также […]
    • Лечение психических расстройств в домашних условиях Лечение дома Народные методы лечения шизофрении Шизофрения, являясь сложным психическим заболеванием, которое имеет мощное воздействие на изменение личности, требует к себе комплексного лечения, основанного на нескольких методиках. Широко практикуется лечение шизофрении в домашних условиях, при этом подразумевается […]
    • Панические атаки и тревожные состояния Страх и фобия Панические атаки Паническое расстройство – весьма распространенное заболевание, появляющееся в молодом, социально активном возрасте. Основным проявлением панического расстройства (ПР) являются повторяющиеся приступы тревоги (панические атаки). Панические атаки (ПА) представляют собой необъяснимые, […]
    • Стрессы и их влияние на здоровье презентация Стресс и его влияние на организм - презентация Презентация была опубликована 9 месяцев назад пользователемЮлия Крылова Похожие презентации Презентация на тему: " Стресс и его влияние на организм" — Транскрипт: 1 Стресс и его влияние на организм 2 Влияние на физиологическое состояние организма: постоянные головные […]
    • Определение уровня депрессии ти балашова На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Определение уровня депрессии (Т.И.Балашова) Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не […]
    • Истерично или истерически ИСТЕРИЧНЫЙ Смотреть что такое "ИСТЕРИЧНЫЙ" в других словарях: ИСТЕРИЧНЫЙ — свойственный, касающийся истерии; больной этой болезнью. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. истеричный ая, ое, чен, чна (фр. hystérique … Словарь иностранных слов русского языка истеричный […]