Невроз у детей школьного возраста

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Nav view search

Невроз у школьников

Невроз у детей школьного возраста

Описание невроза у школьника

Развитие школьного невроза характеризуется неадекватными реакциями ребенка на проблемы, происходящие в учебном заведении. Трудности, связанные с отклонением детского поведения в школе, а также сложности с обучением ребенка являются проблемой как психологов и учителей, так и врачей. Исходя из наблюдений врачей, на сегодняшний день низкая рождаемость абсолютно здоровых детей, соответственно многие из них сталкиваются с определенными отклонениями в норме развития.

По результатам комплексного обследования детей, имеющих какие-либо последствия перинатального поражения нервной системы, выяснялось, что 25% учеников имеют депрессивные нарушения, часть из которых возникла еще на стадии детского сада, либо имеет домашнюю первопричину. Проявление школьного невроза достаточно разнообразно, но среди них выделяют три категории среди учеников начальных классов.

1. К первой категории относятся дети, у которых наблюдается явное отклонение в поведении. Их поведение вызывающее, они могут позволить себе грубость по отношению к учителям, одноклассникам, плохо ведут себя во время занятий, могут также ходить по классу. При этом детки данной группы отличаются завышенной самооценкой и плохой успеваемостью.

2. Вторую категория составляют дети, которые имеют среднюю успеваемость, адекватное поведение, однако при возникновении большой нагрузки, или эмоционального потрясения. Поведение ребенка резко меняется, переходя в апатию и депрессивное состояние. Окружающие могут заметить резкую смену настроения, пи этом ребенок может отказаться контактировать с взрослыми, погрузиться в свои мысли и полностью отгородиться от внешней действительности и происходящего вокруг него.

3. Третья категория учеников кажется вполне благополучной, то есть хорошо учатся и ведут себя на занятиях. Однако при наблюдении можно заметить, что данные дети имеют тихую манеру речи, присутствует страх при вызове к доске, при этом у ребенка сильно дрожат руки. Эти детишки отличаются плаксивостью, неуверенностью в себе, множеством комплексов, ранимостью, тревожностью, их очень часто мучают беспричинные страхи, вплоть до того, что они просто отказываются от посещения школьных занятий.

Если ребенок имеет даже небольшие нарушения центральной нервной системы, начиная с трех лет необходимо постоянное наблюдение специалиста и прохождение интенсивной коррекционной терапии.

Медикаментозное лечение. Лечение школьного невроза.

Медицина не делает разграничения между взрослым и детским неврозом, поскольку данное заболевание в любом случае является психическим расстройством. Зачастую причинами невроза в детском возрасте являются проблемы внутри семьи, конфликтные ситуации в образовательном учреждении, перенесенный стресс, либо страх и так далее. Следствием всего этого становится развитие детского невроза, для установления, причины которого необходимо обратиться к квалифицированному психологу, или психотерапевту.

Как правило, лечение школьного невроза при помощи медикаментов практически не используется, поскольку в данном случае успокоительные препараты будут иметь невысокую эффективность. Более того, многие лекарства, назначаемые взрослым, противопоказаны деткам из-за возраста.

Школьный невроз у детей в большинстве случаев лечат с помощью арт — терапии, то есть путем рисования, лепки, танцев, конструирования. Однако результат во многом будет зависеть от способности родителей изменить ту ситуацию в жизни ребенка, которая и привела к развитию невроза.

Лечение народными средствами

Среди средств народной медицины есть немало способов для улучшения сна, настроения и снятия раздражительности у детей.

— декоративный пион является сильнодействующим успокоительным средством. Для отвара необходимо измельчить 1 ч. л. Корней, залить 0.5 л. воды и кипятить 5 минут. Употреблять по 1 стол. л. 2 раза в день;

— чтобы приготовить настой из пиона необходимо взять 1 стол. ложку сухих листьев и залить 0,3 л горячей воды. Дать настояться 60 мин., а затем процедить и пить по 1 ст.л. 3 раза в день. Таким же образом готовиться настойка из пустырника обыкновенного, но с расчетом 1 ч.л на 0,3 л воды;

— если имеется нарушение сна, либо расстройство нервной системы, хорошо помогает настой из кувшинки белоснежной: 50 гр. измельченных сухих семян, 0,5 л воды. Покипятить в течение 2 мин., а затем дать настояться час. Принимать внутрь по десертной ложке 3 р./день;

— настойка из корней валерианы: 1 ч.л. размельченного корня и 0,3 литра воды. Прокипятить на протяжении 5 минут, а затем настоять в течение одного часа и процедить. При бессоннице, или тревоге принимать по 50 мл пару раз в день;

— 1 ч. л. измельченных корней валерианы залить 0,5 литра охлажденной кипяченой воды и оставить настаиваться на 8 часов, затем процедить и пить по десертной ложке 3 раза/день;

— для лечения невроза можно использовать отвар василька порохватого, который необходимо приготовить следующим образом: 50 гр. растений с корнем прокипятить с 1 литром воды до окончательного объема 500 мл, пропустить через фильтр и употреблять по 1 стол. ложке 3 раза/день;

— для успокоения и укрепления нервной системы хорошо помогает следующий сбор: мята (1 ст.л.), мелисса (1 ч. л.), смешать с 1 литром кипятка и дать настояться час, после чего процедить и принимать внутрь по 1 ст.л. 3 раза в день;

— для приготовления следующей смеси потребуется 1 столовая ложка шишек хмеля, 0,3 л кипятка. Все смешать и варить на медленном огне в течение 3 минут. Употреблять по столовой ложке 3 раза в день. Чтобы улучшить сон, можно сшить подушку из травы хмеля;

— одну столовую ложку размельченных плодов боярышника кроваво-красного залить 0,3 литрами горячей воды и кипятить в течение 3 минут, затем профильтровать и принимать внутрь по столовой ложке три раза в день при повышенной раздражительности и неврозе;

— молодые измельченные листья березы (100 гр.), залить кипятком 92 стакана) и дать настояться 60 минут, затем процедить и тщательно отжать листья в смесь. Необходимо пить по 1/3 стакана 3 раза в день перед тем, как принять пищу.

nevroz-psixoz.com

Неврозы у детей: причины, лечение и профилактика

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

Виды неврозов в детском возрасте

В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

  • Невроз навязчивых состояний. Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.
  • Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

    Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

  • Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
  • Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.
  • Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.

    Дети, страдающие неврастенией — плаксивы и раздражительны.

    1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.
    2. Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

    3. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
      1. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
      2. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, конъюнктивит вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.
      3. Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

      4. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм, разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
      5. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).
      6. Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

      7. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.
      8. К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

        1. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
      9. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.
      10. При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

      11. плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
      12. тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
      13. зацикленность на конфликтной ситуации;
      14. снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
      15. повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
      16. трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
      17. повышенная потливость, учащенное сердцебиение, колебания кровяного давления.
      18. myfamilydoctor.ru

        Невроз у вашего ребенка? Узнайте откуда это происходит

        Для заботливых родителей симптомы и происхождение невроза слишком противоречивы и размыты. И часто имеют мало общего с медицинским толкованием этого невралгического расстройства. Неврозы у детей и подростков 1-12 лет часто путают с такими отклонениями, как:

      19. инфантильность;
      20. малая мозговая дисфункция;
      21. пароксизмальность головного мозга;
      22. вегетососудистая дистония.
      23. Их сложно винить за незнание — признаки во многом схожи с неврозом:

      24. агрессия;
      25. возбудимость;
      26. плохой сон;
      27. головные боли;
      28. бледность;
      29. дрожь пальцев;
      30. усталость.
      31. Все эти симптомы носят временный характер и продиктованы неподготовленностью ребенка к переменам по возрасту — нужно лишь проконсультироваться с невропатологом, который даст рекомендации и пропишет лечение и психотерапию. Происхождение невроза всегда проистекает из длительной стрессовой ситуации и имеет более глубокий анамнез, требующий вмешательства специалиста.

        События и потрясения

        Детская психика очень ранима и восприимчива — любое изменение привычного распорядка жизни отражается даже на новорожденных, с силой, соответствующей динамике возраста. Так, для младенцев от года до 3-х лет даже короткая разлука с матерью может сказаться формой начинающихся неврозов. Особенно, если до этого дня они были неразлучны.

        Дети 3-6 лет могут получить предневрозное состояние, если потеряется их домашний питомец, либо сломается любимая игрушка. Первые симптомы — потерянность, длительное горе, уныние, расстройство сна и аппетита. Скандалы в семье, неполная семья, нелюбовь родителей также негативно влияют на детскую психику, оставляя в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

        Диктаторские наклонности одного из родителей также приносят малышу невроз. Подавление личности, темперамента, инстинктов и интересов — верная дорога ребенка к неврозу и сеансам психотерапии.

        Инстинкты ребенка

        Неврозы у детей и подростков — явление распространённое и опасное. Ребенок вырастает неуверенным в себе человеком, в его мозгу при определенных болезнях вполне возможны различные психические отклонения, страхи, от шизофрении до паранойи.

        Самое невинное из этого букета — комплексы, из-за которых внутренний мир ребенка школьного возраста закрыт для окружающих. Уже будучи взрослым, такой человек не способен полноценно любить, общаться и развиваться личностно. Только психотерапия как лечение может принести облегчение.

        Невроз как следствие возникает из борьбы инстинктов. Дети защищаются как умеют, проще говоря, пытаются не сойти с ума. Самые распространённые причины невроза у ребенка:

      32. семейные конфликты;
      33. испуг, авария, травмы;
      34. давление родительской опеки и контроля;
      35. наследственная предрасположенность;
      36. чрезмерные умственные нагрузки.
      37. Детская психика проявляет следующие симптомы:

      38. снижение аппетита;
      39. снижение работоспособности;
      40. упадок сил;
      41. потливость;
      42. нервный тик;
      43. истерики;
      44. холодные руки и ноги.
      45. Помимо симптомов, есть такие признаки в психотерапии, как заикание и недержание. У детей до года и новорожденных отличительными чертами неврозов могут стать жалобный, горестный плач и чуткий, беспокойный сон. После 4-х лет до дошкольного и школьного возраста — истерические припадки, катание по полу, яростное требование желаемого.

        Внутренние конфликты

        Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.

        Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.

        И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:

      46. гиперопека;
      47. авторитарное;
      48. неприятие и нелюбовь;
      49. потворство;
      50. контраст;
      51. тирания.
      52. Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.

        Трудный возраст

        У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:

        При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:

      53. чувствительность;
      54. впечатлительность;
      55. эгоцентризм;
      56. эгоизм;
      57. внушаемость;
      58. резкие перепады настроения.
      59. Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.

        С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.

      60. раздражительность;
      61. слабость;
      62. утомляемость;
      63. невнимательность;
      64. головная боль по утрам;
      65. нарушение сна;
      66. ночные страхи;
      67. пассивность;
      68. бледность.
      69. Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.

        Симптомы и признаки навязчивых неврозов:

      70. неуверенность;
      71. нерешительность;
      72. мнительность;
      73. опасения;
      74. тревожность.
      75. Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:

      76. частое мытье рук;
      77. подпрыгивание;
      78. похлопывание.
      79. Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.

        Социальные факторы

        В старшем возрасте детские неврозы труднее поддаются лечению, так как обусловлены более сложными причинами. Дети 4-12 лет тяжело переживают:

      80. развод родителей;
      81. перевод в другую школу;
      82. несправедливое наказание;
      83. первое посещение детского коллектива;
      84. переезд на новое место жительства.
      85. Есть еще такое понятие в психотерапии, как предрасполагающие факторы, происхождение которых влечет невроз:

      86. резидуально-органическая патология;
      87. непреднамеренная акцентуация характера;
      88. слабость организма перед болезнями соматического характера;
      89. негативный эмоциональный фон матери во время беременности;
      90. наследственная отягощенность;
      91. угроза беременности, стресс.
      92. Из-за них ребенок особенно уязвим, подвержен неврологическим заболеваниям. При своевременном обращении родителей к психотерапии можно обратить невроз. Если же не замечать его присутствия, о душевном покое ребенка можно забыть.

        Неврозу так же, как ожидаемому событию, способствует внутрисемейная история. Так, вполне здоровый 10-месячный ребенок заработанным неврозом вполне может быть обязанным своим родителям, считающим нарушением дисциплины брать малыша до года жизни на руки, когда он остро в этом нуждается.

        Недовольство родителей полом новорожденного постепенно формирует нервическую личность, маленькому человеку присуща внутренняя тревожность, не оставляющая его ни на минуту. Такая же участь ожидает позднего грудничка — учеными доказана связь детских неврозов с поздней беременностью матери.

        Научные теории

        Многие психоаналитики считают, что истинной причиной детских неврозов является неправильное воспитание, основанное на таких факторах, как:

      93. эмоциональный шантаж;
      94. традиционализм;
      95. открытые угрозы и посылы;
      96. отсутствие привязанностей в семье;
      97. нескромность родителей;
      98. негативное отношение взрослых к пожилым людям.
      99. Хрупкая психика ребенка дошкольного возраста начинает затормаживать — запущенный невроз может отразиться аутизмом.

        Виды навязчивых страхов у детей 5-12 лет как следствие формы невроза:

      100. агорафобия;
      101. клаустрофобия;
      102. акарофобия;
      103. акромофобия;
      104. гомилофобия;
      105. эрейтофобия;
      106. дисморфофобия;
      107. мизофобия.
      108. Эти психические расстройства страха чего-либо сильно мешают человеку нормально жить и развиваться. Помимо них, есть еще целый сонм специфических детских страхов, из-за которых мысли маленького человека как загнанные птички — боязнь одиночества, темноты, пожара, потери родителей и т. д.

        Стоит отметить кризисные возрастные периоды, где нужна психологическая профилактика и лечение:

      109. в 3-4 года девочки чаще страдают неврозом, чем мальчики;
      110. в 6-7 лет для детей дошкольников начинаются непривычные стрессовые ситуации;
      111. в 11-12 лет непонимание действительности способно запутать ребенка;
      112. неврозы у подростков 14-18 лет говорит о психологической незрелости ребенка как личности.
      113. В последнем случае есть большая склонность к депрессии, фобиям. Детские страхи остаются, клиническая картина невроза усугубляется.

        Страхи детей в психотерапии делятся на такие понятия, как навязчивые, бредовые и сверхценные. Лечение страхов во многом основано на профилактике. Навязчивые являются началом фобий, в зависимости от возраста, бредовые сам ребенок не в состоянии объяснить, а сверхценные занимают все внимание детей.

        К сверхценным страхам детей относится проявление страха отвечать у доски, страха перед выступлениями. Беседуя с детьми, понимая их, можно потихоньку вытеснить опасения.

        Детские неврозы имеют обратимый патогенез, но только в случае профессионального лечения и профилактики. Опытный психотерапевт, осторожно расспросив пациента, составляет анамнез вкупе с биологическими особенностями пациента и соответственно возрасту.

        Комплексный подход психотерапии способен эффективно и безопасно излечить ребенка от его страхов и тревожности. Часто психологи просят нарисовать или описать свои страхи, используя хитроумные приемы доверия. Типы лечения, в зависимости от сложности случая:

      114. гомеопатия;
      115. гипноз;
      116. релаксационная терапия;
      117. медикаменты;
      118. акупунктурное и микроакупунктурное лечение;
      119. психотерапевтическое лечение;
      120. нетрадиционные методики.
      121. Обязательна консультация у невролога и психотерапевта. Самые сложные случаи детского невроза требуют медикаментозной терапии и постоянной психологической профилактики. Назначаются транквилизаторы группы бензодиазепинов, которые снижают возбудимость и риск судорог, вызывают сонливость.

        Побочные действия этих лекарств — кожный зуд, тошнота, запоры. Если психотерапия продолжается длительное время, возможно привыкание и снижение эффективности препаратов. В комплекс лечения детского невроза также входят:

        • психостимуляторы;
        • антидепрессанты;
        • витаминно-минеральные препараты;
        • физиотерапия;
        • лечебная физкультура.
        • Как часть психотерапии проводятся сеансы гипноза, доверительных бесед, консультаций. Если форма детских неврозов не нуждается в медикаментозном лечении, большое значение имеет индивидуальная работа детского психолога как профилактика.

          Участие родителей и близких

          Лечить детский невроз непросто, но ошибочно думать, что это сплошь работа специалистов. Родители невротика не меньше пациента нуждаются в консультациях и беседах с психоаналитиком. Только изменив собственное отношение к жизни, к ребенку, родители могут помочь малышу дошкольного возраста преодолеть психотравмирующие факторы, забыть их.

          Детские страхи отступят, если окружить ребенка пониманием и заботой, предоставить право выбирать, свободу личности. Совместно с психологом родители учатся заново воспринимать действительность, смотреть на мир глазами своего ребенка, понять, как это тяжело — стараться соответствовать неподъемным требованиям.

          Только семья, переоценив жизненные ценности, может помочь ребенку избавиться от фобий и страха быть неполноценной личностью. Отношения в социуме — это всегда непросто, но каждый человек имеет право на собственный путь и ошибки, и только гармония в семье поможет ребенку осознать свою индивидуальность.

          Видео: как распознать первые призначи невроза у ребенка

          Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.
          myvsd.ru

          Для того чтобы понять, какую нужно проводить профилактику для предотвращения развития неврозов у детей, необходимо знать их характеристику. Что же такое неврозы?

          Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения, гиперактивностью ребенка, кусанием ногтей, нарушением сна, а так же изменением общего самочувствия. Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Согласно исследованиям невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

          Предпосылкой развития неврозов у детей является патология беременности, родовые травмы, тяжёлый период послеродовой адаптации, наличие врождённых и хронических заболеваний, пренатальное поражение ЦНС. Как правило, это отражено в медицинской карте ребёнка, но родители не придаю значения ранним диагнозам и считают, что многие проблемы уйдут сами, с ростом и развитием ребёнка. Клинический опыт показывает, к сожалению, обратную картину. С ростом и развитием ребёнка более чётко обозначаются симптоматические проявления, скрытые в раннем возрасте.

          Началом этих проявлений являются наиболее яркие ступени развития — появление первых слов, ходьба, предметная игра, общение с родителями и со сверстниками. В дошкольном возрасте, невролог может своевременно распознать нарушенное развитие и принять необходимые меры по его коррекции. Сегодня в арсенале врача имеется широкий спектр терапевтических средств, с помощью которых можно избежать агрессивной лекарственной терапии и хорошо подготовить нервную систему и психику ребёнка к учебным нагрузкам. Наиболее показательными в плане школьной адаптации являются I и 5 классы. Именно в этот период родители «бьют в колокола» — обращаются к неврологам, психологам и другим специалистам. Обращения, по поводу того, что ребёнок не справляется со школьной программой, всегда взаимосвязаны с его психофизической готовностью к школьным нагрузкам. Сюда же относятся и поведенческие реакции, и рост заболеваемости, и невротические проявления, которые можно легко увидеть даже не специалисту. Наиболее наглядные симптомы «выдающие» школьную тревожность или являющиеся частью невротического симптомокомплекса: кусание ногтей, накручивание волос, покусывание губ. подёргивание лицевых и глазных мышц, сильный нажим руки во время письма и т.д. К более серьёзным проявления относятся: тики — мигания, наморщивание кожи лба. повороты головой, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание, притопывание ногами: нарушения сна — беспокойный сон, трудное засыпание, снохождение и сноговорение, страшные сноведения, высокая утомляемость, вялость, общее недомогание, снижение темпа мыслительной деятельности и другие астено-невротические симптомы. Могут наблюдаться снижения по возрастным нормам со стороны высших психических функций: памяти, внимания, речи. К невротическим проявлениям относятся разные типы заикания — логоневрозы. Не надо бояться увидеть эти проявления, гораздо хуже игнорировать то. что уже проявлено. Единственная просьба к родителям: «Будьте бдительны!». Со многими проблемами ребёнка можно справиться в начальной школе, пока нервная система достаточно пластична и поддаётся не только негативному воздействию, но и хорошо реабилитируется, специально подобранными лечебными и психологическими коррекционными программами. Прежде всего, это осуществляют специалисты психологи, которые параллельно сопровождают ребёнка программами коррекционно-развивающего обучения. И в течение всего учебного года, а если необходимо и более долговременно, ребёнок должен наблюдаться психологом. Такое взаимодействие даёт положительные результаты и выносимые проблемы, решаются поэтапно и своевременно.

          Кроме того, причиной неврозов является действие психических травм. Психическая травма определяется содержанием информации, которую получает человек. Чаще всего неврозы вызываются информацией: о семейных невзгодах (ссоры в семье, развод родителей), о потере родителей, о наказании за совершенное деяние. Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или сообщение о пожаре или взрыве. Действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов. Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими. Или же возникновение различного рода неприятностей, которые в свою очередь при многократном повторении могут вызвать развитие невроза.

          Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют так же внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: особенности личности, повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам; эмоциональная неустойчивость; изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде. Внешние факторы: неправильное воспитание; неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия; трудности школьной адаптации, психотравмирующие ситуации т.п.

          На развитие невроза влияет не только сама психотравмирующая ситуация, а так же ее значимость для человека, которая определяется содержанием значимых травмирующих переживаний в его жизни (переживания, вязанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п., случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.).

          Собственно развитию неврозов предшествует этап психологической переработки личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательными эмоциями (страх, тревога, обида и др.). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.). В связи с сильным воздействием психотравмирующих факторов и слабости механизмов «психологической защиты» происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности.

          Профилактика неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении общей культуры, духовного и материального уровня населения, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей. Уменьшению заболеваемости неврозами способствуют ряд условий: правильное трудовое воспитание в семье и школе, регулирование нервно-психической и физической нагрузки, своевременное лечение соматических болезней, широкое распространение спорта и туризма, борьба с алкоголизмом и курением, достаточное поступление в организм питательных веществ, необходимых для реализации нормальной функции нервной системы. Поскольку одними из причин неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, профилактикой травм мозга, в том числе родовых, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

          У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи, с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания. Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов, — может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка.

          Таким образом, проведение всех вышеперечисленных мероприятий ведет к профилактике развития неврозов и уменьшению заболеваемости. Будьте здоровы!

          admmegion.ru

    Это интересно:

    • Успокоительное для ребенка при неврозе Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Успокоительное. Успокоительные средства Седативные средства Успокоительные средства (седативные средства) - это средства, применяемые для лечения нервной системы человека. Особенно актуально применение успокоительных препаратов в наше время, когда нелегкая […]
    • Чем лечить нервы и психоз Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Адаптол. От нервов и психоза. От невроза и депрессий вам поможет - Адаптол. В современном обществе принято замалчивать проблемы, связанные с внутренним напряжением и тревогой. Они могут возникать из-за больших эмоциональных нагрузок, неуверенности в себе, а […]
    • Невроз навязчивые движения Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Является частью невроза навязчивых состояний. Особенностью данного заболевания является появление страхов, навязчивых мыслей, а также движений, которые начинают появляться неконтролируемо и непроизвольно. Люди вместе с тем являются адекватными и понимают, что […]
    • Тенотен при заикании у детей Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Тенотен детский Тенотен для детей Настроение ребенка может быть достаточно переменчивым. Родителям не всегда понятно, почему он капризничает, задирается или замыкается в себе. К сожалению дети не всегда идут на контакт со своими родителями. Чтоб избежать […]
    • Грандаксин при неврозе Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Грандаксин Лекарственное средство - Грандаксин Описание лекарственного средства Препарат грандаксин - венгерский препарат, который является траквилизатором или психотропным (психоактивным) лекарственным средством, которое влияет на центральную нервную систему […]
    • Технология бурения на депрессии 15RosNeft.ru Добыча и транспортировка нефти Nav view search Понятие о бурении с депрессией на пласт Из самого термина следует, что условия депрессии на пласт возникают каждый раз, когда эффективное циркуляционное давление бурового раствора, рабочей жидкости для заканчивания, интенсификации или ремонта скважины […]
    • Депрессия на забой 15RosNeft.ru Добыча и транспортировка нефти Nav view search Понижение давления на забое скважины с помощью испытателей пластов Понизить давление на забое скважины можно с помощью испытателей пластов. Комплект испытательных инструментов (КИИ) на трубах предназначен для испытания перспективных объектов (пластов) на […]
    • Детский центр неврозов на чапыгина 13 Детский центр неврозов на чапыгина 13 Амбулаторная служба работает по территориальному принципу. Районные Психоневрологические диспансерные отделения (ПНДО) осуществляют консультативно-лечебную, реабилитационную, социальную помощь детям и подросткам Санкт-Петербурга и их семьям. Отделения работают в контакте с […]