Невроз у ребенка 11 лет

Неврозы у детей. Кризисы развития. Проблемы ребенка

В детстве формируются основные представления об окружающем мире. Именно детские проблемы вырастают в комплексы, фобии, вредные привычки и другие еще более серьезные последствия. Современные родители поручают воспитание своих чад учителям, однако школа — это прежде всего образовательное, а не воспитательное учреждение.

Информационная перегруженность, недостаток родительского внимания, и в результате детские проблемы не находят разрешения. Отрицательные эмоции компенсируются в виде прогулов, бродяжничества, сомнительных компаний и вредных привычек.

Ребенок переживает в своем развитии несколько кризисных периодов.

Первый период наступает в 7-8 лет, это связано с тем, что ребенок должен адаптироваться к школе, поменять свой ритм жизни, приспособиться ко все возрастающим школьным обязанностям.

Второй период начинается в 11 лет, когда перед ребенком встает вопрос взаимоотношений личности в коллективе. Протекание этого периода осложняется гормональным ростом, информационной насыщенностью и огромной нагрузкой детей.

Следующий кризисный период наступает в 12-14 лет, когда подросток меняется как личность и меняется его окружение, в это время перед ребенком встают вопросы профориентации, он выбирает свой жизненный путь, он задумывается о смысле жизни. Также в этом возрасте возникает первая любовь, эротическое влечение. Отсутствие должного внимания к проблемам ребенка грозит ранними половыми связями, наркоманией, алкоголизмом и суицидальными тенденциями.

Невроз — это реакция личности на психотравмирующую ситуацию, каких в современной школе наблюдается достаточно. Личность ребенка в этот период совершенно незрелая, тем и опасны детские неврозы, особенно длительно текущие, что вызывают искажение развития личности — так называемое «невротическое развитие», формируются невротические черты характера. Все это в дальнейшем помешает ребенку занять полноценное место в обществе.

Непосредственной причиной невроза у детей является конфликт между желанием ребенка и действительностью. Зачастую это не находит выхода, и формируется сильное эмоциональное напряжение ребенка, которое отражается на всех сферах его жизнедеятельности. Ребенок становится очень тревожным, капризным, беспокойным, появляются страхи, колебания настроения.

Чем младше ребенок — тем больше страдает физическое здоровье. Что проявляется в заикании, различного рода тиках, энурезе, также возможно кусание ногтей, выдергивание волос.

Невроз — это заболевание эмоций, а эмоции — это инструмент разума, поэтому при неврозе нарушается и эмоциональная сфера жизни ребенка. Он становится рассеянным, забывчивым, снижается качество обучения.

Такой симптом как психическая астения, когда у ребенка нет сил, желания что-либо делать, родители вообще часто принимают за лень. Но это в корне неправильно. Невроз — это не лень, не уловка ребенка, а действительно серьезное психическое расстройство, которое требует коррекции.

Что же нужно делать, если вы обнаружили невротические проявления у своего ребенка?

Прежде всего, здесь необходим комплексный подход: это работа школьного психолога, педагога, родителей, и медицинского психолога — психотерапевта. Хорошие результаты дает семейное консультирование, семейная психотерапия. Где семья учится общаться и понимать.

В процессе психотерапии важно научить ребенка конструктивно общаться с окружающим миром, научить выражать свои чувства, быть более уверенным в себе, независимым и самостоятельным.

Задача родителей: вовремя обнаружить возникающие проявления невротического расстройства у своего ребенка, чтобы своевременно оказать ему квалифицированную помощь специалиста-психолога. Ведь зачастую ребенок даже не догадывается, что с ним что-то не в порядке, он просто становится более замкнут или подчеркнуто агрессивен, тем самым проявляя отголоски своих проблем.

Уважайте личность своего ребенка, относитесь к ней с вниманием и будьте всегда готовы помочь и поддержать. Лучшего нельзя и желать.

www.nevroz.info

Возраст-зависимые проявления неврозов у детей

М.Ю. Бобылова, невролог, ассистент кафедры детской неврологии ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Росздрава, канд. мед. наук

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

Самосознание – совокупность всех представлений о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Дети первых месяцев жизни не способны выделять себя из окружающего мира. В ходе общения со взрослыми малыши начинают понимать, что они – единственные в своем роде существа. Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев, подражание людям и изучение норм поведения начинается примерно с 6 месяцев. Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. Внешний образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется у крохи с 8 месяцев. Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после года. О своих физических особенностях малыш знает примерно с 18 месяцев. Ориентация на социальные нормы в поведении, понимание и освоение половых ролей, «собственничество», элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание) появляется у ребенка около 2 лет.

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость. Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. Он может плакать, кричать, хлопать в ладоши, визжать, кусаться и т.д. К концу третьего года жизни у крохи появляется чувство юмора. В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм. Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления

Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды, например внезапным погружением в воду при купании или испугом. Ребенок кричит, «закатывается», у него напрягаются мышцы-разгибатели шеи, выгибается туловище. От крика синеет носогубный треугольник, и на высоте крика внезапно происходит задержка дыхания на вдохе, кожа синеет. Через несколько секунд ребенок приходит в себя, дыхание становится регулярным.

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 лет
психомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

В возрасте от 3 до 7 лет у детей впервые могут появляться невротические тики. Тики в 4 раза чаще возникают у мальчиков, а в общей популяции они встречаются у 7–13% детей. Ребенок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д. Эти движения носят непроизвольный характер, усиливаются при волнении. Если не привлекать внимание ребенка к этим движениям, тики через некоторое время исчезают. Если же ребенок «узнал» о своих тиках, у него развивается вторичная невротизация, основанная на беспокойстве за свою внешность и возможные насмешки со стороны сверстников.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

От 7 до 11 лет
аффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

medi.ru

Невроз ребенка 9 лет

Профилактика и лечение детских неврозов

Неврозы у детей

Порой даже самые внимательные и любящие родители упускают из виду появление у своего ребенка первых симптомов нервного расстройства. Другие, заметив неладное, считают, что малыш преодолеет их самостоятельно с возрастом, и лишь немногие папы и мамы прилагают массу усилий, чтобы исправить ситуацию и помочь своему ребенку справиться с неврозом.

К сожалению, при возникшем детском неврозе, нелегко приходится всем членам семьи. Какие неврозы бывают у детей и почему они возникают – узнаем об этом подробнее.

Виды неврозов у детей

1. Невроз тревоги или страха. У ребенка возникают немотивированные приступы боязни и тревоги, в среднем они продолжаются 10-30 минут. Чаще всего они совпадают с отхождением ребенка ко сну, могут сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте дети, как правило, боятся оставаться одни, пугаются темноты, а также различных животных и мифических субъектов. Страхи школьников чаще имеют отношение к самой школе.

2. Невроз навязчивых состояний. Его подразделяют на:

  • обессивный невроз — типичны разного рода навязчивые действия: шмыганье носом, вздрагивание плечами и пр;
  • фобический невроз — боязнь замкнутых помещений, режущих и колющих предметов и пр.
  • 3. Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Выражается заниженной самооценкой, слезливостью, скудной мимикой и заторможенными движениями. Может пропасть аппетит, возникнуть бессонница.

    4. Истерический невроз. Чаще встречается среди младших дошкольников. Может выражаться падением на пол, и сопровождаться криками и плачем, а также ударами о твердую поверхность, и, в редких случаях, приступами респираторного характера.

    5. Астенический невроз. Картина этого невроза обусловлена несдержанностью, ярко-выраженной раздражительностью и плаксивостью. Как правило, при этом расстройстве отмечаются нарушения сна и аппетита. Характерен для детей, учащихся в средних и старших классах, вследствие чрезмерной занятости дополнительными внешкольными занятиями.

    6. Ипохондрический невроз. Чаще наблюдается у подростков. Выражается в чрезмерной заботе о здоровье, необоснованном страхе перед различными заболеваниями.

    7. Невротическое заикание. Чаще отмечается у мальчиков. Наиболее выражено в период становления речевых навыков – в 2-3 года, или в пятилетнем возрасте, когда речь значительно усложняется. Главная причина — психическая травма, например: сильный испуг или вынужденная разлука с родителями.

    8. Невротические тики. Как и в предыдущем случае, этот невроз чаще характерен для мальчиков. Кроме психических факторов, причинами расстройства бывает местное раздражение, к примеру, блефарит, досаждающий малышу на протяжении длительного времени, это будет содействовать становлению привычки необоснованно потирать глаза. Такой невроз дает ребенку ощущение скованности, зажатости, стремление совершить навязчивое, но уже привычное действие или жест.

    Как выбрать и что подарить девочке на 4 года — отличные подарки для самых лучших девочек.

    9. Невротические расстройства сна. Выражаются тревожным сном, трудностями при засыпании, лунатизмом, преследующими ночными кошмарами. Чаще эти расстройства встречаются среди подростков и дошкольников. К сожалению, природа этого невроза до конца не изучена.

    10. Невротическое расстройство аппетита — анорексия. Чаше встречается в раннем возрасте. Как правило, анорексия взаимосвязана с настойчивыми попытками взрослых насильно накормить малыша. Также причиной может быть любое отрицательное событие, совпавшее с приемом пищи (внезапный испуг, конфликт). Наблюдается ухудшение настроения во время еды, срыгивания, медленный прием пищи.

    11. Невротический энурез — неосознанное опорожнение мочевого пузыря, как правило, в ночное время суток. Усугубляется после телесного наказания и психотравмирующих ситуаций.

    12. Невротический энкопрез — неуправляемое выделение испражнений. Чаще наблюдается у мальчиков 6-9 лет. В большинстве случаев, страдающих от строгого воспитания. Встречается реже, чем энурез.

    13. Привычные действия патологического характера. Например, сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос, раскачивание отдельными частями тела или всем туловищем в процессе засыпания.

    Причины детских неврозов

    Основная причина — психическая травма, но существенное значение имеют и следующие факторы:
    1. Наследственность, анамнез беременности и родов, пол, возраст, перенесенные болезни.
    2. Наличие психических травм.
    3. Особенности воспитания, а также образование и семья.
    Нередко невроз формируется вследствие хронического недосыпания и перегруженности ребенка в психическом плане.

    Профилактика и лечение детских неврозов
    Успешное лечение невроза следует ожидать только в том случае, если получится найти и устранить его истинную причину. Основное лекарство для ребенка – радость и смех. Благодаря моментам счастья стираются ненужные стереотипы у детей.

    Врачи-психотерапевты могут предложить немало методик, которые помогают избавить ребенка от состояния невроза, к примеру: гипноз, гомеопатия, игровая терапия, лечение сказками. В крайних случаях приходится прибегать и к медикаментозным методам лечения. Но важнейшим лекарем для ребенка все же будет спокойная и благоприятная атмосфера в доме, отсутствие семейных конфликтов.

    Ольга Рогожкина специально для http://otebe.info/

    Детский невроз: симптомы. Признаки невроза у детей

    Первые признаки невроза у детей являются поводом для посещения психиатра. Детский невроз, симптомы которого опасны для ребенка, должен быть вылечен, как можно раньше.

    Разновидностей детских неврозов много. Каждый вид имеет свои определенные симптомы. Однако болезнь имеет общий психологический характер, что и дает возможность распознать заболевание по первым признакам, которые присутствуют при любом виде невроза.

    Начинается болезнь обычно с нервных расстройств. Ребенок становится раздражительным, агрессивным, постоянно плачет. Если его поругать, то реакция на это может последовать совсем неожиданная. Например, малыш впадает в истерику, падает на пол или бьется головой о твердые предметы. Некоторые дети начинают просто кричать, разбрасывать игрушки или бить родных. Такие признаки невроза у детей достаточно распространены, но не реже случается и наоборот. Малыш может замыкаться в себе, закрываться в комнате и не реагировать на взрослых. Он как будто отключает зрение, слух, голос и становится отчужденным. Если говорить проще, первые симптомы невроза – это изменение поведения ребенка. Уже на этой стадии родители должны начать бороться с болезнью.

    На следующей стадии невроза начинают проявляться и другие симптомы. У ребенка пропадает аппетит или он просто перестает кушать. Появляются головные боли и боли в животе.

    Ухудшается сон, он становится беспокойным и коротким. Часто мучают бессонницы, малыш долго не может уснуть из-за внутреннего беспокойства. Ночью может проснуться с криком или плачем. У ребенка повышается потливость, а руки и ноги остаются холодными, учащается сердцебиение и повышается пульс. Если детский невроз, симптомы которого дошли до этой стадии, не будет вылечен, то дальше будет еще хуже.

    На следующей стадии ребенок отказывается ходить в садик или школу, он находится постоянно в депрессивном состоянии. Его могут одолевать страхи, причем не обоснованные. Губы принимают синюшный цвет, руки трясутся. Все это приводит к галлюцинациям, судорогам и появлению пены изо рта.

    В этот период тянуть нельзя. Лечение уже будет заключаться в ведении успокоительных препаратов. Появление любых из перечисленных симптомов должны насторожить родителей и заставить сводить ребенка к психологу или психиатру. Неврозы нельзя запускать, они могут привести к шизофрении и другим нарушениям психики, а более взрослые дети могут сделать необдуманные поступки.

    Невроз у детей – причины, симптомы, лечение

    В 21 веке практически каждый ребенок подвержен стрессу. Несмотря на то, что мы обладаем огромным количеством развивающих гаджетов, игр, возможностей для развития наших детей, их психо-эмоциональное состояние постоянно подвержено серьезному стрессу. Конечно, невроз у ребенка может быть следствием проживания и формирования личности в неполной семье (нет папы или же мамы), стрессом для детей является жизнь с чужим папой, а также непосредственно присутствие при родительских скандалах.

    Помимо этого, на психологическое развитие ребенка влияет тяжелая школьная нагрузка с огромным количеством заданий, уроков и техник, не предназначенных для определенного возраста ребенка. К примеру, будущий школьник в настоящее время должен уметь читать, писать, решать математические задачи. Но, не каждый ребенок готов выдержать такую нагрузку. Именно поэтому мы с каждым годом отмечаем, что дети вовсе не становятся вундеркиндами после такой нагрузки на них, а наоборот – психически неуравновешенными, капризными, агрессивными и раздражительными.

    Что такое детский невроз?

    Невроз у детей – это расстройство психики, которое вполне поддается лечению в любом возрасте. Главное – вовремя распознать невроз у ребенка и обратиться к соответствующему специалисту для решения данного вопроса и корректировки эмоционального состояния ребенка.

    Причины возникновения неврозов у детей

    Если говорить о неврозе у детей от 0 и до 3 лет, то здесь имеют место скорее физиологические причины. Ребенок в таком возрасте подвержен нарушениям работы желудочно-кишечного тракта, раздражению из-за долгого отсутствия мамы рядом, капризам и слезам, находясь в мокром памперсе и т.д. Если родители оказываются невнимательны к здоровью своего ребенка, то это может привести к нарушению нервно-эмоционального состояния, проявляющегося в плаче, капризности, нервозности, раздражительности, малообщительности.

    Расстройство нервной системы могло сформироваться у ребенка еще в период внутриутробного развития. К примеру, тяжелая беременность матери, болезни женщины в течение 9 месяцев, хронические патологии, с которыми женщина вступала в беременность – все это ведет к возникновению гипоксии плода (гипоксия – это недостаток кислорода у плода).

    Далее, причинами поражения центральной нервной системы у ребенка являются родовые травмы, слабый иммунитет после рождения и как следствие – постоянные болезни.

    Причины невротического расстройства у детей старшего возраста, а именно от 3 до 6 лет заключаются не только в физиологических нарушениях (как у детей до 3 лет), но и в психологических. Каким образом это проявляется и каковы могут быть причины?

    Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические. Ребенок в таком возрасте может иметь некоторые особенности формирования и развития центральной нервной системы. К примеру, неврозы чаще встречаются у детей, сильно привязанных к матери, очень эмоциональных, чувствительных.

    Нарушение психики у ребенка от 3 лет и старше выражается в ощущении постоянной тревоги, паники, страха потерять родителей и остаться одному. Такие дети очень впечатлительные, эмоциональные. Нередко, дети с неврозами могут быть агрессивными, злыми – они везде пытаются доказать свою правоту, лидерство.

    Кризис 3 лет у ребенка

    В возрасте 3 лет у ребенка происходит первый возрастной кризис. Это связано с тем, что ребенок наконец-то начинает понимать, кто он, что он из себя представляет, кто его родители, с кем он общается, кто его обижает, а кто наоборот – любит. В таком возрасте дети уже начинают видеть определенные физиологические отличия между сверстниками.

    Как правило, в 3 летнем возрасте ребенок начинает активно знакомиться с обществом, посещать детский сад, общаться с детьми равного себе возраста. Семейные психологи приводят еще одну не очень благоприятную статистику того, что именно на возраст ребенка в 3 года приходится большинство разводов и распада семей.

    Все вышеуказанные факторы способствуют тому, что психическое развитие ребенка начинает нарушаться.

    Кризис 7 лет

    В возрасте 7 лет ребенок испытывает еще один возрастной кризис. В это время дети обычно идут в первый класс, знакомятся с одноклассниками и первым школьным учителем – еще одним авторитетом в своей жизни (помимо родителей). Некоторые дети в силу своих физических, умственных и психологических особенностей не выдерживают такой нагрузки, поэтому у них наступает невроз.

    Следующий пик нервно-эмоционального расстройства приходится примерно на возраст 12 лет, то есть – подростковый период. Подростки достаточно часто впадают в различного рода депрессивные состояния, гормональные сбои, нарушение стабильного эмоционального здоровья как такового.

    Симптомы детского невроза

    Детский невроз проявляется в таких симптомах, как:

    • Нарушение сна, частые ночные кошмары, бессонница;
    • Расстройство работы желудочно-кишечного тракта, которое выражается в приступах рвоты, тошноты, полном или частичном снижении аппетита, а также – в анорексии;
    • Слабость в теле;
    • Повышенная утомляемость;
    • Головные боли, сопровождающиеся головокружениями;
    • Кашель по причине нарушения работы центральной нервной системы;
    • Недержание мочи у детей от 3 до 6 лет;
    • Периодические или же постоянные боли в области сердце;
    • Судороги нижних конечностей.
    • Дети с неврозом очень раздражительны, крайне ранимы, уязвимы, чувствительны, подвержены депрессиям, истерикам, припадкам (чаще всего они возникают в общественных местах).

      Лечение невроза у детей

      Лечение детского невроза должно быть комплексным. Это означает, что изначально необходимо обратиться к врачу-неврологу для корректировки психо-эмоционального состояния посредством успокоительных средств. Консультация психолога поможет выявить причину невроза (возможно, она кроется в семейных отношениях). Депрессивное состояние лечат с помощью психотерапевта (для детей от 12 лет).

      Для успешного лечения невроза в семье, где проживает ребенок должен быть создан благоприятный эмоциональный климат между родителями. Если вашему ребенку тяжело учиться, то обязательно снизьте нагрузку. Чаще и дольше общайтесь с ребенком, не оставляйте его одного.

      rastitrebenka.ru

    Это интересно:

    • Клаустрофобия москва отзывы о квестах Квест в реальности Демоны Игроков 2 – 4 Время 60 мин Цена от 2000 р. Сложность Средний Начинающие могут пройти с подсказками, игроки с опытом — без подсказок. " data-html="true"> Уровень страха Страшный Содержит сцены насилия, не рекомендован для прохождения детьми, беременным женщинам и людям с […]
    • Чем можно вылечить стресс Как вылечить стресс - лечение стресса Чтобы вылечить стресс, проанализируйте свой образ жизни, приобретенный опыт и разработайте собственную стратегию лечения стресса. Здоровые привычки и лечение стресса Задумайтесь над тем, какой образ жизни вы ведете: способствует ли он стрессу? Например, если вы полностью […]
    • Опухоль головного мозга нарушение сна Всемирный прирост онкозаболеваемости внушает, по меньшей мере, опасения. Только за последние 10 лет он составил более 15%. Причем растут показатели не только заболеваемости, но и смертности. Опухоли начинают занимать лидирующие позиции среди заболеваний различных органов и систем. К тому же отмечается значительное […]
    • Боязнь что-то не выключить Страх забыть что-то выключить, погасить и т.п. Опубликовано: 24-11-2008 01:16 Мучаюсь непонятным страхом что-то забыть выключить уходя из дома: погасить свет, выключить газ, воду, компьютер и т.д. Проверяю по 7-8 и более раз (как минимум - причем одни и те же предметы - со стороны n-кратная проверка газовых конфорок […]
    • Паранойя квест казань Квест «Пила: Искупление» Квест с реалистичным интерьером и индивидуальными заданиями для каждого игрока «Пила: Искупление» — квест в реальности от проекта Lost по мотивам известного фильма ужасов. Чтобы пройти квест, игрокам предстоит выбраться из логова убийцы, пока он не вернулся и не учинил свой суд. Логово […]
    • Тяжесть заикания Показатели степени выраженности заикания в различных формах речи до и после коррекционного курса. 455 ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: А) сопряженная речь г) спонтанная речь ж) чтение Б) отраженная речь д) ритмизированная речь з) пересказ В) шепотная речь е) стихотворная речь Рис. 13 Рита А., 16 лет Это тот случай, когда мы […]
    • Узи показывает синдром дауна Определение синдрома Дауна по УЗИ Оценить вероятность появления на свет ребёнка, у которого будет диагностирован синдром Дауна, можно посредством проведения ультразвукового исследования. Делая УЗИ, пытаются определить наличие отклонений, свидетельствующих о хромосомных мутациях, выражающихся в неправильном […]
    • Панические атаки и тревожные состояния Страх и фобия Панические атаки Паническое расстройство – весьма распространенное заболевание, появляющееся в молодом, социально активном возрасте. Основным проявлением панического расстройства (ПР) являются повторяющиеся приступы тревоги (панические атаки). Панические атаки (ПА) представляют собой необъяснимые, […]