Неврозы детские реакции

У ребенка невроз. Что делать?

У ребенка невроз!

Ребенок стал плаксивым, плохо спит по ночам, порой теряет аппетит, забывает сходить в туалет, у него чуть дергаются веки или рот, он часто грызет ногти, все это первые признаки невроза. Последствия этих, казалось – бы, обычных детских проявлений могут быть очень опасны, от нарушения поведения до патологий нервной системы. Именно поэтому очень важно обратить внимание на проявление невроза и обратиться за помощью.

В последнее время врачи-неврологи обеспокоены увеличением количества обращений семей с детьми страдающими заболеваниями нервной системы. «Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалого уровня – примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей.»

Именно поэтому мы решили осветить эту тему, надеемся, наша статья поможет вам предупредить появление невроза у вашего ребенка или вовремя обратиться к специалисту.

Итак, невроз – обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом, расстраиваются функция нервных клеток головного мозга.
У детей неврозы возникают в результате взаимодействия ряда причин. Детская нервность связана с болезнями, травмами (психическими и физическими), неправильным воспитанием, конфликтами в семье, неврозами родителей.
Многие проявления нервности у ребенка остаются на всю жизнь. Предупреждение симптомов в раннем детстве и своевременное урегулирование отклонений в поведении ребенка могут в значительной степени устранить развитие нервности и у взрослого.

Соматические причины неврозов:

1. Генетическая предрасположенность.

2. Перинатальное поражение головного мозга.

3. Травмы и операции головного мозга.

4. Особенности темперамента.

В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

  1. Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей.
  2. Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
  3. Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
  4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость.
  5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
  6. Тревожность — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.

В совокупности нервно-психическая организация ребенка и особенности воспитания чаще всего и приводят к возникновению невроза.

— частая смена настроения,

— склонность к слезам, капризам, истерикам.

— непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

— двигательная расторможенность, суетливость,

— «нервный» кашель (возникает в ситуации стресса).

— заикание (в стрессовой ситуации),

— навязчивые движения, не содержащие смысла.

— быстрая потеря интереса к играм,

— неустойчивость внимания, отвлекаемость,

— расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

-Ночной и дневной энурез (недержание мочи) и энкопрез (недержание кала).

-частые жалобы и недомогания (головные боли, боли в голове, животе).

Важно знать, что невроз, как и все расстройства нервной системы, требуют медицинского и психологической проработки. Только лечение без профессиональной психологической помощи семье и ребенку чаще всего оказывается не эффективным. Но так же и походом к неврологу пренебрегать не стоит.

Во – первых, если вы обнаружили 1 или несколько из описанных признаков у вашего ребенка, следуетнезамедлительно обратит к врачу-неврологу, он подберет Вам терапию, которая поможет нервной системе вашего ребенка справиться с напряжением.

Во-вторых, обратитесь к опытному психологу, который поможет вам и вашей семье справиться с возникшей ситуацией, составит для вашего ребенка программу коррекции и реабилитации (это и арт-терапия и песочная терапии, телесно-ориентированная терапия и многое другое.)

В-третьих, обязательно в это трудное для Вас вашего ребенка время гармонизировать отношения в семье, прекратить конфликты и споры, больше времени уделять играм с ребенком, совместным прогулкам на природе.

В-четвертых, давайте возможность ребенку чаще ходить босиком по земле – это закаляет ЦНС и способствует снятию нервного перенапряжения.

Больше танцуйте с ребенком, это так же позволяет разрядиться и снять напряжение.

В-пятых, если у ребенка нет аллергии на травы, заваривайте ему успокоительные сборы, дозировку и способ применения уточните у врача.

Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков – это счастливая семья в которой живет любовь и спокойствие. Если у ребенка появились признаки невроза, нужно с ним разобраться, а значит, родители должны поддерживать ребенка и сделать все возможное для его преодоления.

С пожеланием здоровья Вам и вашим детям, Елена Иванова.

www.b17.ru

Невроз у ребенка: причины, проявление и особенности лечения.

Современный мир требует быстрых решений, восприятия большого количества информации и готовности к стрессам. Такую психологическую нагрузку не каждый взрослый может выдержать, а ребенок — тем более. По этой причине активно распространяться детский невроз, симптомы которого очень разные.
Невроз – это общее название расстройств нервной системы, что без необходимого лечения становятся хроническими. сихические заболевания сопровождаются психоэмоциональными изменениями, снижением физической и умственной активности. Невроз у детей, симптомы которого истерия, навязчивые мысли, астенические реакции (физическая слабость), считается осложненным.

Симптомы и виды неврозов у детей.

Детские невротические состояния — это защитная реакция психики на стрессовую ситуацию. Главная опасность — неправильная реакция или ее полное отсутствие у родителей. В зависимости от фактора и особенностей проявления, неврозы у детей имеют несколько видов:

1. Невротический страх (фобия) — это панический страх перед чем-либо. Состояние возникает после сильного стресса и проявляется в виде иллюзий. В сложных случаях признаки невроза у детей — это галлюцинации (например, воображаемый друг, существа) или вазовегетативнывные нарушения (чрезмерная потливость, тремор). Все стрессовые ситуации могут сопровождаться неконтролируемым мочеиспусканием (дневной энурез) или энкопрезом.

2. Истерическое состояние — характерно для детей до 6 лет, но проявляется и в старшем возрасте. Признаки невроза у ребенка напоминают детскую истерику. Зачастую это моторные припадки: падание на пол (в доме, общественных местах), громкий плач или крик, удары об стену, пол. Здесь требуется сопровождение психолога и качественное терапевтическое лечение. Детский невроз этого типа может стать хроническим.

3. Навязчивые состояния. Заболевание проявляется в виде постоянных опасений, навязчивых мыслей, неконтролируемых действий (подергивание глаза, заикание), движений (грызение ногтей, подергивание ногой). Подобное поведения проявляется при сильном эмоциональном напряжении. Такие неврозы у детей и подростков требуют обязательной консультации специалиста.

4. Депрессивное состояние. Проявляется в виде подавленного настроения, отстраненности от окружающих, медлительностью. В таких случаях обязательно требуется терапевтическое лечение. Невроз у детей, что сопровождается депрессивным состоянием, ведет к заниженной самооценке, чувстве неполноценности и к суицидальным мыслям.

5. Ипохондрия — встречается у всех возрастов. Этот невроз, симптомы и лечение у детей имеет аналогичные, что и у взрослых. Проявляется он в постоянном опасении за свое здоровье. Чаще всего это необоснованный страх о возможном заболевании. Сопровождается такое состояние маниакальным соблюдением чистоты, частыми обращениями к доктору.

6. Неврастения. Проявляется в виде нарушений эмоциональных реакций (быстрый переход от раздражения к плачу) и психологической истощенности. Также, как признак может наблюдается плохой сон, отсутствие аппетита, неусидчивость.

Причины психического расстройства.

Детские неврозы возникают в результате психической травмы, сильной стрессовой ситуации. Вероятность заболевания зависит от реакции личности, ее способность принять сложившеюся ситуацию и адаптироваться.

Существуют следующие причины детских неврозов:

  • внешняя стрессовая ситуация: межличностные конфликты (в школе, с учителем), неконтролируемые ситуации (авария, опасное животное);
  • проблемные взаимоотношения внутри семьи (развод родителей, частые ссоры);
  • отсутствие эмоционального контакта (поощрения, одобрения);
  • неправильное воспитание: гиперопека, авторитаризм.
  • Стоит понимать, что все неврозы и невротические состояния у детей — это результат ранее сложившихся обстоятельств. Вероятность развития заболевания зависит от эмоционального и психического состояния личности. Непосредственное влияние имеют родители, их неправильная позиция и воспитание могут вызывать системные неврозы у детей.

    Лечение и рекомендации родителям.

    Психокоррекция детских неврозов — это сложный системный процесс, что требует обязательного участия родителя (желательно обоих) и специалиста (психолога, психотерапевта). Основная задача лечения — устранить проявления заболевания и найти его решить причину. Специалист должен помочь маленькому пациенту вновь пройти стрессовую ситуацию. Для этого необходимо правильно подобрать терапевтические методы, что снимут психическое напряжение. Только в таком случае психолог поможет адаптироваться к сложившимся обстоятельствам и научит преодолевать подобные в будущем. Так, для работы с пациентами, возраст которых до 6–7 лет, большую эффективность дает игровая терапия. Подобное лечение неврозов у детей требует время, но устраняет их навсегда.[/FONT][/COLOR]

    Рекомендации родителям при психическом расстройстве:

  • необходимо выбрать правильный тип воспитания, что поможет вырастить гармоничную и зрелую личность.
  • можно составить режим дня: это даст уверенность в будущем и уменьшит тревожность чада;
  • при проявлении истерики не следует акцентировать внимание на поведение ребенка. Рекомендуется спокойно настаивать на выполнении поставленных требований.

Для устранения детского невроза, независимо от его вида, следует обращаться только к опытному специалисту. Правильно подобранные терапевтические методы помогут ребенку пережить психотравмирующую ситуацию и адаптироваться. Кроме того, родителям нужно помнить, что профилактика неврозов у детей на начальном этапе поможет устранить заболевание и восстановить психическое равновесие чада.

psy-therapist.ru

Общие особенности неврозов у детей

Рубрика: 7. Прикладная психология

Статья просмотрена: 4678 раз

Библиографическое описание:

Лимонцева Г. В., Кузнецова Е. Н. Общие особенности неврозов у детей [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 80-84. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1917/ (дата обращения: 21.06.2018).

Невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций.

При неврозах патологические явления обратимы, они этиологически связаны с конфликтной ситуацией.

Возникновение невроза часто обусловлено не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Основными причинами, вызывающими невротические состояния могут быть:

    несовпадение типов темперамента ребенка и родителя (холерик/флегматик),

    конфликтные отношения в семье (скрытые/явные);

    противоречивые требования родителей (один разрешает/другой запрещает);

    разные стили воспитания (гиперопека, авторитарный, эмоциональная отверженность);

    изменение привычного уклада жизни (смена режима, школы, детского сада, развод родителей, новое место жительства);

    школьная дезадаптация (рано отдали в детский сад);

    непоследовательное воспитание ребенка (добрый /строгий родитель)

    и т.п. изменения в жизни ребенка.

    Невроз может иметь психосоматическое выражение, когда болезнь затрагивает не только область эмоций, но и соматическую телесную сферу.

    Представление о тесной связи самочувствия человека с его психическим и эмоциональным состоянием является одним из важнейших в современной медицине и психологии. Уровень психического здоровья человека определяется совокупностью индивидуальных особенностей личности и состояния внутренней среды организма, складывающейся из взаимодействия биологических, психологических и социально-средовых факторов (наследственность, пол, возраст, условия воспитания, тип характера, особенности поведения, навыки, перенесенные болезни и травмы, стрессы и т.д.). Болезненное изменение психики отличается от нормального количественно и качественно. Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе возникновения психосоматических болезней (психосоматозов).

    Из этого следует, что двусторонняя связь между психикой и телом значительно теснее, чем предполагают. Чем младше дети, тем это очевиднее. Фактически каждый больной ребёнок одновременно страдает и от соматических и от нервно-психических расстройств. Постоянно переживаемые детьми эмоциональные стрессы нередко приводят к психосоматическим расстройствам. Они негативно переживаются формирующейся личностью и тем самым усугубляют возникающие нарушения здоровья. Защитные механизмы у детей еще недостаточно зрелые, и они не способны справиться с этой патологией. В результате, она становится препятствием для нормального развития или дает начало серьезным заболеваниям [3,с.325].

    Неврозы выявляются у 45% от общего количества детей с нервно-психическими расстройствами. Наибольшее число больных неврозами среди детей школьного возраста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек. Неврозом заболевают дети чаще всего с повышенной нервной чувствительностью[4].

    Опасность этого заболевания не в степени его тяжести, а в отношении к нему людей, окружающих ребенка (родителей, воспитателей, учителей, родственников). Они часто не придают значения первым проявлениям нервных расстройств у детей, а, если и обращают внимание, то не всегда знают, как правильно реагировать и что с этим делать.

    Невроз – это обратимое состояние, он излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения, этиологию, симптоматику, психосоматические проявления.

    Теоретические основы происхождения неврозов необходимы не только квалифицированным специалистам (психологам, неврологам, врачам), но и родителям, воспитателям, учителям, чтобы правильно реагировать на невротическое поведение ребенка, подбирать адекватные формы коррекции данного поведения. Также уметь отличать невроз от педагогической запущенности, поскольку формы работы будут разные.

    Выделяют следующие формы невроза [2,с.325-326]:

    1. Неврастения (астенический невроз) – является наиболее распространенной формой. Причина этого невроза — истощение нервной системы из-за чрезмерного и, как правило, длительного физического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. В основе неврастении лежит раздражительная слабость, повышенная возбудимость и утомляемость, которые сочетаются с понижением общего самочувствия, Она проявляется повышенной истощаемостью, постоянной усталостью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспособностью получать от чего-либо удовольствие, головными болями, головокружениями, чувством внутреннего напряжения, нарушениями сна (трудностями засыпания и сонливостью днем).

    У детей в отличие от взрослых преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность, психомоторное беспокойство). Часто также отмечаются аффективные вспышки с двигательным возбуждением, агрессией.

    Могут проявляться вегетосоматические расстройства, когда на передний план выступают такие проявления, как анорексия, тошнота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.

    При психотерапии этого невроза следует учитывать, что в его основе лежит психологический конфликт – возникшее противоречие между возможностями личности и завышенными требованиями к себе.

    2. Истерический невроз – симптоматика основана на повышенной эмоциональности и внушаемости. Заболевание развивается остро, как правило, в непосредственной связи с переживанием неблагоприятных обстоятельств, которые складываются чаще всего из-за завышенных требований к окружающим и невозможностью выполнить эти запросы. В происхождении истерических расстройств большую роль играет механизм «бегства в болезнь», выгодности или желательности болезненного симптома («вторичная выгода»). Детская истерия отличается моносимптомностью и изменчивостью проявлений.

    Наиболее частые симптомы у детей – гиперкинезы (непроизвольные движения), тремор (дрожание), припадки, судорожное глотание, приступы удушья, психомоторное возбуждение, мутизм, афония, спазмы желудка, кишечника, мочевого пузыря, повторяющаяся рвота. Могут быть приступы расстроенного сознания (сумеречные состояния, обмороки), аффективные вспышки.

    У дошкольников встречаются аффективно-респираторные судороги, вызываемые отрицательными бурными эмоциями.

    В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д.

    Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер – и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

    3. Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, фобический невроз). Основной признак этого заболевания — наличие навязчивых состояний, т.е. внезапно появляющихся мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов или действий, не связанных в данный момент с содержанием сознания.

    В основе происхождения невроза – конфликт, возникший из-за противоречий между внутренними тенденциями, влечениями, желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом или нравственными принципами – с другой.

    У детей невроз навязчивостей в подавляющем большинстве случаев начинается постепенно, спустя значительное время после эмоциональных потрясений. Чаще он возникает у тех детей, у которых с ранних лет отмечались тревожность, немотивированные страхи, мнительность, склонность к созданию запретов. В клинической картине обычно наблюдаются страхи устной речи, своей смерти или смерти родителей, закрытых дверей, острых предметов, покраснения, заражения, космических катастроф. Могут быть такие симптомы, как элементарные движения или действия — обкусывание ногтей, сосание пальцев, счет, или более сложные защитные (чтобы не случилось ничего плохого с больным или родителями) ритуалы (оплевывание, прикосновение к каким-либо предметам, постукивание и т.д.). Реже встречаются навязчивые мысли в форме мудрствования («Что будет, если Земля столкнется с кометой?»), воспоминания, сомнения.

    Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

    Лечение должно быть направлено на ликвидацию основного психологического конфликта, характерного для этого невроза, – противоречия между внутренними тенденциями и потребностями, с одной стороны, и долгом или нравственными принципа­

    4. Невроз страха. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

    У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

    Невротические страхи могут часто встречаться в том возрасте, в котором они еще не свойственны или уже должны пройти. К тому же эти страхи более часто, чем в норме, отражают наличие аналогичных страхов у родителей, повышенную чувствительность и впечатлительность детей, их беззащитность.

    Страхи при неврозах более тесно связаны с переживаниями детей, конфликтами в семье и неудачами в общении. Питательной почвой для них будут эмоциональная ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе и отсутствие адекватной психологической защиты.

    Значительное количество страхов, переходящее границы старшего дошкольного возраста, указывает на развитие под влиянием травмирующего опыта тревожности, приобретающей характер опасений, предчувствий и тревог в собственном смысле этого слова.

    5. Депрессивный невроз. Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.

    6. Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

    Своеобразие клинической картины неврозов зависит от возраста заболевших. Как правило, детские неврозы отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы, В клинической картине очень большое место занимают соматовегетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение).

    У детей легко по механизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляются различные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительная реакция – страх).

    В раннем детском возрасте среди клинических проявлений преобладает соматовегетативная симптоматика. Она, как правило, возникает в 6-7 месяцев, реже в более раннем возрасте. Дети становятся пугливыми, плаксивыми, не отпускают от себя мать, боятся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройствами функций желудочно-кишечного тракта. Отличаются крайней утомляемостью и склонностью к реакциям протеста.

    В период первого возрастного криза (2-4 года) уже появляются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез, анорексия, запор, мутизм) реакции протеста.

    Во время второго возрастного криза (6—8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим рвоты, анорексия, головные боли и т. д.), трудности в поведении (непослушание, склонность к дракам).

    В препубертатном возрасте реакции протеста приобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома), В период полового созревания наблюдаются не соматовегетативные реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склонность к возникновению сверхценных идей (дисморфомании, нервной анорексии или булимии), разные формы имитационного поведения (подражания взрослым).

    Этиология неврозов у детей[2,с.325]:


    Психическая травма — ведущая причина, ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством предрасполагающих условий: генетически обусловленной «почвы» и «приобретенного» предрасположения, являющегося результатом всей жизни индивида

    Биологические факторы. В происхождении неврозов играет определенную роль наследственность. Патологическая беременность и аномально протекавшие роды вносят свою лепту в создание предрасположения к неврозам. Перенесенные соматические заболевания отмечены у 42,7% детей, страдающих неврозами, что подтверждает сенсибилизирующую роль телесных болезней в происхождении невротических расстройств,

    Психологические факторы. В происхождении и оформлении клинической картины неврозов имеют большое значение преморбидные особенности личности (акцентуации характера, психопатии). Психические травмы детства (потеря родителей в 30-40%), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между близкими людьми также участвует в возникновении неврозов.

    Социальные факторы. Самыми важными из факторов этого ряда считаются трудности в родительской семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями). Предрасполагают к заболеванию неврозом материнская депривация (16-27%), неправильное воспитание (избалованность, чрезмерная опека или необычная строгость), несоответствующее половое воспитание (пуризм, распущенность).

    Исходя из симптоматики нервных расстройств следует, что основные причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Сложный, многомерный процесс нарушения взаимоотношений в семье имеет патогенное влияние на формирование личности ребенка.

    Интенсивность появления невротического типа поведения во многом зависит от степени несоответствия характера воспитания и условий жизни детей особенностям их психического и личностного развития. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности, что порождает у детей различного рода невротические состояния. Излишне строгое или деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания или эмоциональная отверженность ведет к возбудимости, неустойчивости, к асоциальному типу поведения[1,с.26].

    Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, поскольку проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Безусловная родительская любовь формирует у детей чувство внутренней безопасности, самоценности, что служит лучшим средством от появления неврозов и других аномалий личности.

    Для предупреждения, профилактики и лечения невроза необходимо:

      Учитывать своеобразие темперамента ребенка, его индивидуальные особенности и личностные качества;

      Соблюдать основные режимные моменты (еда, сон и т. д.), но· не стараться одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях. Необходимо помнить, что здоровый ребенок не может всегда беспрекословно подчиняться взрослым, и этим невольно создается почва для неврозов;

      Не относится к ребенку предвзято, научиться принимать его таким, какой он есть – по полу, темпераменту, характеру;

      Не фиксировать внимание на его отрицательных качествах, не забывать хвалить ребенка, когда он этого заслуживает;

      Предъявляйте разумные требования, соответствующие его возрасту, не требовать невозможного;

      Контролировать свои чувства, эмоции, поступки;

      Научиться анализировать собственные недостатки характера, являющиеся отрицательным примером для детей;

      Наладить конфликтные взаимоотношения с другим родителем;

      Быть гибким в воспитании и общении, научится признавать свои ошибки, уметь уступать.

      Захаров А.И. детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). – СПб.: Респекс, 2005. — 400 с.

      Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов.- СПб.: СпецЛит, 2001.-463 с.

      Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

      Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М.:Крон-Пресс,1997. – 336с.

      moluch.ru

Это интересно:

  • Шизофрения в рисунках Метка: шизофрения Творчество пациента с вялотекущей шизофренией Творчество людей, страдающих шизофренией Совмещение рисунка и текста, символика Особенности шизофренического мышления ясно выступают в их творчестве. Это прежде всего относится к тем случаям, когда шизофренией, заболевает какой-нибудь крупный […]
  • Сосудистая деменция код по мкб Сосудистая деменция: код по МКБ 10 Деменция или слабоумие, является наиболее тяжелым клиническим вариантом мыслительной дисфункции у пожилых людей. Среди людей возрастом старше 65 лет деменция встречается в 10% случаев, при достижении 80-летнего возраста число случаев увеличивается до 25%. Подходы современных врачей […]
  • Шизофрения у ребёнка 8 лет Шизофрения у ребенка: симптомы, диагностика и лечение Шизофрения является довольно распространенным заболеванием. Оно диагностируется не только у взрослых людей, но и у детей. В чем заключается сущность этого недуга? Ответ на этот вопрос не знают многие родители. Лишь специалисты имеют представление о характере […]
  • 25 неделя беременности депрессия 25 неделя беременности депрессия 23 августа 2014 г., 12:27 Дорогие мамочки, как вы себя чувствовали во время беременности? Было ли страшно, грустно? У нас с мужем ребьенок запланированный, очень желанный. НО иногда на меня нападает жуткая тоска, даже депрессия. Ничего не хочется, могу весь день пролежать в постели. […]
  • Клаустрофобия квест красноярск молокова 46 Квест в реальности Бытие организатор: Клаустрофобия Подробнее о квесте «Бытие» Квест в реальности перенесет вашу команду в суровую тайгу Отправившись в тайгу в поисках сокровища, вы натыкаетесь на обветшалый сруб. Дом выглядит жилым, таинственный свет льётся из окон, но когда смотришь на дом, становится не по […]
  • Паранойя их трейлер на русском Кино на выходных: «Первый игрок» Спилберга, паранойя в психушке и Путин на каникулах Лучшие трейлеры этой недели Первому игроку приготовиться Стивен Спилберг ностальгирует по 80-м, представляя на суд зрителей свой новый фильм по мотивам научно-фантастического романа (2011) Эрнеста Клайна. По сюжету в 2045 году мир […]
  • Что такое дневной стационар в клинике неврозов Приемное отделение: (495) 952-44-40 Секретарь: (499) 237-01-70 Главная медицинская сестра: (495) 952-14-46 Телефон справочной службы м. «Шаболовская», 5 мин. пешком – автобусом № 127 от маршрутные такси № 357 от м. Щукинская и № 450 от м. Тушинская Aдрес электронной почты Справочная информация Специализированная […]
  • Шизофрения пример истории болезни Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных. Форум: психиатрия, психоневрология, психосоматика, психообразование, психореаниматология Рубрика: истории болезни по психиатрии Истории болезни по психиатрии. Жалобы, анамнез, диагноз и т.д. пациентов психиатрической больницы. Запущенные случаи в […]