Неврозы лекции

Неврозы лекции

ЛЕКЦИЯ № 17. Депрессии и неврозы

Более 20-ти лет назад американские психологи предсказали наступление «века меланхолии». Реалистичность этого прогноза подтверждена рядом исследований – в 1990-е г. в развитых странах распрастраненность аффективных (психических) расстройств увеличилась более чем в 10 раз.

Клинико-статистическими исследованиями установлено, что заболеваемость депрессиями на сегодняшний день составляет 3 %. Это значит, что каждый год около 100 млн жителей земного шара приобретают признаки депрессий.

Депрессия (как ни одно другое психическое заболевание) связана с риском самоубийства. Это один из самых трагических исходов, которые приводят к прежднвременной смерти 15 % больных, страдающих данной патологией. Для общества в целом это означает потерю его членов в самом продуктивном возрасте (основное количество самоубийств, связанных с депрессиями, приходится на возраст до 35 лет).

Актуальность проблемы депрессий в медицине, где их частота составляет 20–30 % и превосходит такое распространенное заболевание, как гипертоническая болезнь, существенно возрастает.

К причинам возникновения депрессий относят урбанизацию, стрессогенные события, миграцию и другие социальные тенденции. Депрессия сопровождает многие соматические и психические заболевания.

Что же такое депрессия?

Термин «депрессия» произошел от латинского определения – подавление, угнетение.

Депрессия – это психическое расстройство, основными признаками которого являются: снижение настроения (гипотимия), негативная, пессимистическая оценка самого себя, своего положения в окружающей действительности, своего будущего.

Наряду с этим депрессии часто сопровождаются заторможенностью, снижением побудительных мотивов к деятельности, дисфункциями в работе многих органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и др.).

Депрессии утяжеляют проявление, усугубляют течение любого телесного недуга и усложняют его лечение. Значительные сложности связаны с проблемой депрессии в психиатрии, наркологии.

Понятие «депрессия» включает в себя широкий спектр психопатологических проявлений, различающихся по биологической структуре, по выраженности и продолжительности расстройств.

В прежней классификации депрессий они выделялись в рамках психических заболеваний (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, психогении и др.).

В соответствии с клиническими проявлениями определялись зсновные типы депрессий: простые (меланхолические, тревожные, апатические) и сложные (депрессии с бредом).

Среди классических признаков депрессий можно выделить такие, как чувство тоски, чувство вины, суицидальные проявления, нарушения суточного ритма (колебание настроения в течение дня с максимально плохим самочувствием утром и небольшим улучшением в послеобеденное время и вечером), тревога, интеллектуальное и двигательное торможение, апатия, дисфория (угрюмость, ожесточенность, сварливость, демонстративное поведение и претензии к окружающим), ангедония (утрата чувства наслаждения, неспособность испытывать радость, удовольствие, сопровождающееся ощущением психического дискомфорта).

По современной классификации (МКБ – 10) основное значение имеют варианты течения депрессий: единственный депрессивный эпизод, повторяющаяся (рекуррентная) депрессия, биполярные расстройства (смена депрессивных и маниакальных фаз), циклотимия, дистимия. По степени выраженности депрессии подразделяются на легкие, умеренные и тяжелые.

Кроме вышеперечисленных проявлений депрессиям сопутствуют общие соматические симптомы: слабость, артралгии (боли в суставах), ощущения затруднения дыхания, учащенное сердцебиение, похудание, боли в животе, бессонница, миалгии мышечные боли), боли в грудной клетке, снижение аппетита, запоры, учащенное мочеиспускание.

Нейрохимические основы депрессий

Многообразие клинических проявлений депрессий свидетельствует об участии в патогенезе взаимосвязанных нарушений нейрохимических систем, нейромедиаторов разных групп (серотонинергических, дофаминергических, холинергических, ГАМК-ергических).

Депрессия – одно из постоянно присуствующих состояний у психических больных. Кроме того, депрессии в 28 % случаев наблюдаются у больных с онкологической патологией, при ИБС, эндокринологических заболеваниях (сахарном диабете, поражениях щитовидной железы), в хирургической практике (до– и послеоперационные депрессии).

Также выделяется группа сезонных депрессий, депрессий позднего возраста, реактивных (психогенных) депрессий, возникающих под неблагоприятными воздействиями психосоциальных стрессов, психических травм.

Ведущим методом лечения депрессий на современном этапе является психофармакотерапия. Наряду с медикаментами широко используются методы физио-, фито-, и психотерапии с элементами психокоррекции и другие социореабилитационные методы. Проводимая в комплексе с лекарственным лечением психотерапия (главным образом направленная на коррекцию депрессивного искажения мышления, уменьшение агрессии, безнадежности) наиболее эффективна.

Уже с начала эры психофармакологии основное место среди лечебных воздействий при депрессиях принадлежит антидепрессантам (тимоаналептикам). Кроме них, широко используются препараты других групп:

Антипсихотики (нейролептики). Они обладают следующими свойствами: снижают психомоторную активность, снимают психомоторное возбуждение, оакзывают антипсихотическое действие.

Анксиолитики (транквилизаторы). Они купируют состояние тревоги, эмоциональной напряженности, страха, нарушения сна.

Ноотропы. Это препараты, положительно влияющие на обменные процессы головного мозга, повышающие устойчивость мозговых структур к различным неблагоприятным факторам, в частности к гипоксии и экстремальным нагрузкам.

Психостимуляторы. Они повышают умственную и физическую работоспособность, выносливость, уменьшают чувство усталости.

Нормотимики. Это группа препаратов, регулирующих аффективные проявления.

В основном они используются на этапах профилактического лечения, как правило, в специализированных психиатрических учреждениях.

При лечении депрессии хороший эффект дает применение вспомогательныхсредств, таких как физио– и фитотерапия.

При раздражительности, нарушении сна используются травы с седативным компонентом (валериана, пустырник, боярышник, пион, душица).

В отдельную группу выделены фитоантидепрессанты. К ним относят левзею, аралию, заманиху и др. Среди этих средств необходимо выделить экстракт травы зверобоя.

Активные вещества, входящие в его состав позволили создать современный препарат гелариум и новопассит. Препараты растительного происхождения отличаются хорошей переносимостью, отсутствием побочных эффектив, могут сочетаться с другими лекарственными средствами и не обнаруживают признаков зависимости.

Особая роль в устранении депрессивных проявлений принадлежит психотерапевтическому воздействию.

Первые лекарственные вещества, получившие применение в лечении депрессий, появились в конце 50-х годов прошлого столетия.

В 1957 г. при изучении действия некоторых противотуберкулезных средств было обращено внимание на их эйфоризующее действие. Препарат, который являлся производным гидразида никотиновой кислоты, вызывал у больных, принимавших его, эйфорию и общее возбуждение.

Изучение этого препарата показало, что он может быть эффективен при лечении больных, страдающих симптомами депрессии. Этот препарат получил название «ипрониазид». Он стал первым из группы психотропных средств – антидепрессантов. Тогда же антидепрессивная активность была обнаружена и у другого лекарственного средства – имипрамина.

Изучение действия ипрониазида показало, что он ингибирует фермент моноаминооксидазу (МАО). Этот фермент дезактивирует норадреналин, дофамин, серотонин (вещества-нейромедиаторы, вырабатываемые структурами нервной системы и способствующие передаче нервного импульса). Именно эти вещества играют важнейшую роль в деятельности центральной нервной системы, и их дисбаланс вызывает ряд соматических и псигогенных нарушений, одним из которых является депрессия. При депрессиях наблюдается снижение активности передачи импульсов в нейроме-диаторных системах.

Ипрониазид тормозит накопление и торможение инактивации в головном мозге данных медиаторов. Это является ведущим механизмом его антидепрессивного действия. Ипрониазид и его аналоги составили группу антидепрессантов – ингибиторов МАО. Имипрамин не является ингибитором МАО, но также стимулирует процессы передачи импульсов в ЦНС.

По химической структуре имипрамин является трициклическим соединением, поэтому его аналоги получили название «трициклические антидепрессанты».

В течение длительного времени эти препараты были двумя основными группами антидепрессантов. Их химическая структура и механизм действия различались, но антидепрессивное действие было сходным (а именно активирующим). С течением времени появились новые антидепрессанты, отличные от ингибиторов МАО и трициклических.

Ингибиторы МАО и трициклические соединения оказались эффективными препаратами, но при этом они обладали рядом недостатков: неизбирательностью действия и необратимостью при их применении (блокирование на длительное время моноамино-оксидазы).

Оказалось невозможным их сочетание с другими лекарственными веществами.

Одно из серьезных недостатков – так называемый сырный, или тираминовый, синдром. Он выражается в развитии гипертензивных кризов и других осложнений при применении его с пищей, содержащей аминокислоты тирамин или тирозин (сыром, копченостями).

Кроме того, недостатклм этой группы является общая высокая токсичность (повреждающее действие на клетки печени и других органов). Из препаратов этой группы ограниченное применение находит только ниаламид.

Одним из выдающихся достижений последних десятилетий явилось создание новых антидепрессантов (ингибиторов МАО, оказывающих избирательное и обратимне действие). Первый препарат этой группы – отечественный антидепрессант пиразидол. Он обладает высокой эффективностью, широким спектром действия и хорошей переносимостью.

Трициклические антидепрессанты, как правило, ингибируют одновременно обратный нейрональный захват различных нейро-медиаторов (норадреналина, дофамина, серотонина).

Получены антидепрессанты новых химических групп флуоксетин, флувоксамин и др.), обладающие более избирательным действием. Избирательностью действия обладает также тризодон.

В настоящее время синтезирован ряд антидепрессантов, отличных от предыдущих по структуре и механизму действия. Они обладают разнообразным химичечским строением и свойствами. Главное свойство всех антидепрессантов – их тимолептическое действие, т. е. положительное влияние на аффективную сферу пациента, сопровождающееся улучшением настроения и общего психического состояния.

Разные антидепрессанты различаются по сумме фармакологических свойств. У некоторых из них тимолептическое действие сочетается со стимулирующим эффектом, а у других (азафена, амитриптилина и др.) выражен седативный компонент.

При выборе средства для фармакотерапии необходимо учитывать особенности пациента, симптоматику заболевания и уровень тяжести депрессивного состояния.

Антидепрессанты нашли применение не только в психиатрии и наркологии. Они используются при лечении ряда заболеваний, сопровождающихся депрессивными проявлениями, в том числе заболеваний соматической сферы (ИБС, дискинезии органов брюшной полости, пред– и постоперационных состояний и др.).

Критерии выбора антидепрессантов

Общие (свойства препарата) – спектр психотропной активности, эффективность при предшествующих депрессивных проявлениях, удобство варьирования доз.

Индивидуальные – возраст пациента, чувствительность к психофармакологическим препаратам, соматическое состояние, предпочтения пациента.

Клинико-фармакологические эффекты антидепрессантов.

Антидепрессанты с момента создания и применения первых препаратов и до настоящего времени делятся на две полярные группы, несмотря на их общее тимолептическое действие: препараты со стимулирующим и с седативным эффектом. При лечении депрессий с симптомами торможения предпочтительно использование антидепрессантов-стимуляторов.

При тревожных депрессиях применяются антидепрессанты-седатики.

Выбор препарата обусловлен также первичными проявлениями депрессии – позитивной и негативной аффективности.

Признаки позитивной аффективности: тоска, тревога, интеллектуальное и двигательное торможение, патологический циркадный ритм (суточные колебания настроения с пиком плохого самочувствия ранним утром), суицидальные мысли, ипохондрические идеи (доминирующие – об опасности и бесперспективности лечения).

Признаки негативной аффективности: болезненное бесчувствие, апатия, дисфория, ангедония, депрессивная девитализация (чувство ослабления или исчезновения влечения к жизни, инстинкта самосохранения, сна, аппетита, либидо).

Как показали клинические наблюдения, при депрессиях с преобладанием явлений позитивной аффективности действенны все антидепрессанты.

При этом положительный эффект не зависит от их фармакологических свойств.

При тяжелой депрессии, купировать которую возможно мощным психотропным воздействием, предпочтительны трициклические антидепрессанты.

При депрессиях средней тяжести и легких препаратами выбора становятся более современные антидепрессанты с мягким, щадящим воздействием.

При терапии депрессий с явлениями негативной аффективности может идти речь о селективном воздействии антидепрессантов.

При этом использование трициклических антидепрессантов не сопровождается положительным клиническим эффектом. Они могут оказывать негативное воздействие на общее состояние пациента и усугублять депрессивную симптоматику.

В обобщенном виде это можно сформулировать следующим образом.

При депрессиях с признаками позитивной аффективности реализуется антидепрессивное действие всех препаратов.

При депрессиях с признаками негативной эффективности тимоаналептические свойства антидепрессантов реализуются более избирательно.

Препаратами выбора в данном случае будут являться те средства, которые обладают большой нейрохимической селективностью и действуют на одну рецепторную систему, а также антидепрессанты двойного действия.

Лечение депрессий – сложный процесс.

Его основные этапы (выбор психотропного средства, определение длительности его применения, смена препарата, переход к комбинированной терапии и пр.) определяются суммой ряда факторов.

Наиболее существенные из них:

1) тяжесть аффективных расстройств;

2) психопатологическая особенность депрессии (преобладание явлений позитивной или негативной аффективности);

3) включение в структуру депрессий психопатологических проявлений;

4) динамика аффективных проявлений, связанная с применением психотропных средств (частичная или полная ремиссия, неизменность динамики, ухудшение состояния);

5) толерантность к психотропным средствам – высокая или низкая;

6) явления поведенческой токсичности;

7) побочные эффекты и осложнения;

8) явления лекарственной зависимости.

Лечение депрессий может проводиться в несколько этапов. На первом этапе назначается один препарат (монотерапия). Если не наблюдается уменьшения аффективных расстройств и наступления ремиссии, показана смена препарата – второй этап.

При этом используется антидепрессант со сходным механизмом действия, но возможен переход к препарату с иным механизмом действия.

При отсутствии положительных результатов переходят к третьему этапу – комбинированной терапии, предусматривающей сочетанное применение психотропных средств. Одна из целей этого этапа – терапия сложных, смешанных психопатологических состояний. Другая цель – преодоление резистентности, обнаружившейся на предыдущем этапе. Здесь часто используется применение транквилизаторов, нейролептиков в комплексе с антидепрессантами.

Четвертый этап (электростимуляция) проводится при тяжелых депрессиях, резистентных к психотропным средствам, а также в случаях ажитированной, тревожной депрессии, состояниях со стойкими суицидальными тенденциями, при упорном отказе от еды.

Также это случаи, когда необходима срочная редукция депрессивной симптоматики, или случаи, при которых возможный риск нежелательных явлений психофармакотерапии превышает риск электроконвульствной терапии.

Курс лечения, как правило, не завершается купированием депрессивного эпизода. В большинстве случаев необходима поддерживающая терапия, так как преждевременное прекращение применения психотропных средств в 50 % случаев в ближайшие месяцы рецидивом депрессий.

Поддерживающая терапия снижает этот риск, способствует увеличению длительности ремиссий и показана при наличии 3-х и более депрессивных фаз в анамнезе или затяжного течения депрессии.

Однако даже в процессе поддерживающей терапии возможны обострения. В этих случаях обычно повышают поддерживающую дозу до максимальной, меняют антидепрессант или назначают сочетание антидепрессанта с другими психотропными средствами.

Невроз – это заболевание нервной системы функционального характера, возникающее в результате перенапряжения процессов высшей нервной деятельности. Неврозы составляют до 1/3 всех неврологических болезней.

Неврозы возникают в результате различных по длительности и остроте психических травм или хронического переутомления. В патогенезе играют роль нейродинамические нарушения высшей нервной деятельности, структурах гипоталамуса. Также играет роль состояние вегетативной нервной системы, перенесенные инфекции и интоксикации.

В клинике неврозов преобладают эмоционально-аффективные и соматовегетативные нарушения. Больные неврозами сохраняют критическое отношение к своему состоянию (в отличие от больных психопатиями).

Выделяют следующие виды неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний.

Неврастения – это наиболее часто встречающаяся форма неврозов. Она состоит из психогении и соматогении. По клиническим проявлениям принято выделять несколько форм неврастении.

Гиперстеническая, которая выражается в повышенной возбудимости, несдержанности, нарушении внимания и сна, повышеной реакции на незначительные раздражающие факторы при сохраненной работоспособности.

Форма раздражительной слабости характеризуется понижением работоспособности в вечернее время, ослаблением внимания, плаксивостью, головными болями, эмоциональной возбудимостью, нетерпеливостью.

Пациенты часто обращают внимание на нарушения деятельности внутренних органов, они мнительны, часто впадают в состояние тревоги.

Гипостеническая форма выражается в адинамии, наличии астенического синдрома, апатии, быстрой утомляемости, бессоннице.

Вегетативные нарушения в виде зябкости, повышенного потоотделения, акроцианоза характерны для всех форм.

Заболевание обычно начинается в возрасте 20–40 лет.

В лечении больных неврастенией используются различные методы: седативные препараты, антидепрессанты, физиотерапия (электросон, электрофорез лекарственных веществ), психотерапия.

Большое внимание при лечении этого заболевания нужно уделять коррекции соматической сферы. Среди препаратов эффективно применение транквилизаторов (элениума, диазепама, нитразепама).

Из группы антидепрессантов применяются в малых дозах иматриптилин, мелипрамин и др. Из психостимулирующих средств назначают грандаксин, сиднокарб. Желательно также использовать общеукрепляющие и стимулирующие средства (витамины, фитопрепараты, аминалон, глицин).

Истерия – второе по частоте состояние после неврастении. В основном большинство пациентов составляют женщины. Проявления ее разнообразны: припадки, истерическая глухота, немота, астазия-абазия, но большинство больных имеют нарушения со стороны внутренних органов, нарушения сна, либидо.

При лечении истерии хороший эффект дают методы психотерапии, особенно гипноз и физиотерапевтические методики (те же, что и при неврастении).

Невроз навязчивых состояний встречается достаточно редко. В основном это различные фобии: кардиофобии, канцерофобии, клаустрофобии. Могут также иметь место навязчивые мысли, воспоминания, навязчивые действия (ритуалы).

Изменения со стороны внутренних органов отсутствуют, но имеются вегетативно-сосудистые нарушения, повышение мышечной возбудимости.

При лечении этой формы неврозов применяют транквилизаторы в сочетании с физиотерапией. Таким пациентам необходимы периодические осмотры психиатров.

www.nnre.ru

Лекция № 7 неврозы.

Неврозы – это группа приходящих психических заболеваний с тенденцией к затяжному течению, клиника которых определяется астеническими, навязчивыми, истерическими расстройствами, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

Психическими факторами во всех случаях являются:

внешний / внутренний конфликт

длительное / массивное перенапряжение

интеллектуальная / эмоциональная сфера психики

Понятие «невроз» введено врачом Кулленом в 1876 г. По нему невроз – нервное расстройство не сопровождающаяся лихорадкой, не связана с местными поражениями одного из органов, обусловленное общим страданием, от которого зависят движения и мысли.

Термин «невроз» связывали с представлением о функциональной природе страдания., а благодаря исследованиям Шарко Дюбуа Жанне – психогенная обусловленность.

Проблема неврозов возникла в связи с их большой распространенностью. По данным зарубежных авторов показатели составляют от 2-76 для мужчин / 4-167 для женщин на 1000 населения — по Гаре, Робинсону. По данным Александровского в структуре всей патологии, неврозы составляют 70 %.

В структуре общей заболеваемости – 30 % неврозы. За последующие 10 лет в некоторые годы составляли 70 % к предыдущему году.

В 1952 г в США составлял 2,5 млн. человек, через 13 лет увеличилось в 10 раз, их стало 25 млн.

Распространенность не является истинными показателями. Часть больных неврозами почти никогда не лечиться психиатрами, а лечиться терапевтами. Значит, они не всегда регистрируются.

Этиологические факторы – психогенная возбуждение, психотравма, т.к. по мнению Вейна, нет невроза без психотравмы.

Интенсивность фактора играет не главную роль. Важна индивидуальная значимость психотравмы для данного пациента. При одинаковом воздействии для одних – стресс, у других – психоз. На фоне взаимодействия психотравмы и личности формируется ключевое звено патогенеза неврозов – невротический конфликт. Недостаточная адаптация ведет к развитию заболевания.

Сложившиеся представление о неврозах как о функциональных психогенных (т.е. в мозге нет морфологических изменений) заболеваниях в настоящее время пересматриваются.

На субмикроскопическом уровне выявлены – церебральные изменения, сопутствующие изменения ВНД: дезинтеграция и деструкция мембран нейронов, уменьшение рибосом, нарушение структуры субинактических мембран, высоко значение гипоксии, активация ПОЛ, нарушение иммунитета – основные звенья патогенеза.

Происходит гибель, функциональное снижение нейронов – морфологический субстрат неврозов.

Постоянный спутник всех стрессов – гипоксия. Это обусловлено увеличением тонуса симпатоадреналовой системы и спазмом сосудов, что обуславливает уменьшение объемного кровотока органов и тканей, это ведет к кахексии, которое обуславливает перераспределение крови в пользу жизненно важных органов. Процесс усугубляется увеличением концентрации Т3 и Т4, что повышает чувствительность тканей к катехоламинам.

Длительная стресс реакция ведет к изменения морфологии легких и альвеол с повреждением пневмоцитов, сурфактанта, легочной ткани, что ведет к нарушению внешнего дыхания, затруднению газообмена, нарушению утилизации и транспорта кислорода.

Сопутствуящая патология утяжеляет невроз.

Особенно неблагоприятно влияет на организм детей, лиц пожилого возраста, у которых системы адаптации не совершенны.

Устранение фактора гипоксии, может оказать патологически лечебное воздействие. Один из таких методов (метод ГБО) в его основе – насыщение крови и тканей кислородом под некорорым избыточным давлением.

studfiles.net

ЛЕКЦИЯ №24.

ТЕМА: Неврозы.

Каждый человек в жизни сталкивается с различными препятствиями, затруднениями, которые необходимо преодолевать. Эти затруднения носят различный характер, часть из них связано с психогенным влиянием слова, которое действует ч/з кору головного мозга на лимбическую систему, которая определяет эмоциональную реакцию на словесное сообщение и организует ответную реакцию, в которой задействована и внутренняя среда организма. Т.о. при воздействии на НС вовлекается лимбическая система и ВНС для ответной реакции. Роль слова в жизни человека огромна, значительна она и в патологии, как психический фактор.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОГЕННЫХ СОСТОЯНИЙ, обусловленных влиянием информации (слова):

  • Ситуационные реакции или реактивные состояния. Это острый психогенный стресс, связанный с получением информации, имеющей важное значение для данного индивида. Например, острый стресс при сообщении смерти родственников, внезапной болезни ребенка, крах надежд, падение престижа и т.д. Острый стресс может вызвать тяжелое нарушение внутренней среды организма. Известны случаи, когда люди седели за ночь от внезапной смерти близкого человека или получения радостного известия.
  • Нервно-соматические или психосоматические болезни. Это мультифакториальные состояния, одним из действующих факторов которых является психогенный. Он может играть роль решающего или пускового фактора, сочетаясь с наследственной предрасположенностью, приобретенными болезнями. К нервно-соматическим болезням относят ГБ, ЯБ, острый тиреотоксикоз, сахарный диабет, нейродерматит и др.
  • Группа неврозов. Это психогенные, конфликтогенные заболевания НС функционального характера. Из определения ясно, что у этих болезней отсутствует патоморфологический субстрат, но это не значит, что невроз нематериальное заболевание, процесс идет на молекулярном уровне (изменено состояние нейротрансмиттеров и др.).
  • Неврозоподобные состояния, которые связаны с перенесенными или текущими заболеваниями. Это хронический процесс, ослабляющий больных, вызывая у них тяжелую реакцию на болезнь и клинику, подобную неврозам.
  • ПРЕДПОСЫЛКИ НЕВРОЗОВ: В обычной жизни различные конфликтные ситуация неизбежны. В нормальных условиях они вызывают мобилизацию сил организма и поиск выхода из ситуации, часто решение находится. У определенного круга лиц жизненные препятствия могут вызвать затяжной конфликт и привести к формированию невроза. Во-первых, у больных неврозами есть скрытая (латентная недостаточность) гипоталямических структур, т.е. части той системы, которая отвечает за биологическую трактовку ситуации, подготавливает к ответной реакции. Это может быть наследственная незрелость гипоталямо-лимбического комплекса, или вследствие болезней в детском возрасте: энцефалиты, гипоксия в родах и т.д. Другой фактор: сама личность, сформированная под влиянием наследственных черт и приобретенных факторов. К наследственному компоненту относится темперамент и инстинкт самосохранения, который предписывает быть бдительным, но степень и характер этого реагирования индивидуален и согласуется с темпераментом.Оба этих фактора вырабатывают у индивида стиль реагирования в экстремальной ситуации (т.о. стиль поведения в экстремальной ситуации детерминирован у каждого человека). Третий фактор, действующий на личность – воспитание в семье и школе, вследствие чего врожденные черты темперамента могут усиливаться или ослабевать (происходит акцентуация отдельных черт личности).

    Примеры ситуаций, приводящих к неврозу. Первичное неприятие ребенка в семье: т.к. ждали мальчика, а родилась девочка или вообще ребенок нежеланный, т.к. имеется врожденный дефект, или имеется разительная несхожесть ребенка с родителями. Все это обуславливает разочарование родителей и нелюбовь к ребенку. Есть несколько форм содержания ребенка:

    1. Тип золушки: строгое воспитание, подавление инициативы, эмоций, деспотичное отношение, жестокость, грубость, насилие к ребенку и к остальным членам семьи. Ребенок растет робким, забитым, пассивным в жизни, довольствующийся малым.

    2. Воспитание по типу гипоопеки или безнадзорность. У ребенка не воспитывается чувство дома, ответственности, ему не прививают обязанности в семье, нормы поведения. Не развивается процесс активного торможения и эмоции: незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к взрывным, динамичным формам проявления эмоций, недержанию чувств. Формируется неуправляемая, непредсказуемая, импульсивная личность с расторможенным поведением, склонностью к аффектам.

    3. Гиперсоциальное воспитание (или «престижное воспитание у правильных родителей»). Сопутствуют педантичность, пунктуальность выполнения режима воспитания по книгам, выполняя все инструкции в последних правилах педагогики. Все в жизни документировано, предопределено. Все четко делится на плохое и хорошее, черное и белое. Воспитывается преувеличенное чувство долга, стремления к идеалу, прививаются хорошие манеры и стиль жизни. Однако подавляются эмоции ребенка, тормозятся природные качества и уклонения в естественные реакции. Взращивается чувство трудолюбия, упорства, целеустремленности. Т.о. формируется тревожно-мнительный характер, с большой зависимостью от суждений общества.

    4. Воспитание в условиях гиперопеки (тепличное). С самого рождения есть тревога за благополучие ребенка, исступленная любовь к нему, страдание и страх за него (потерять его). Температура, стул, аппетит становятся предметом чрезвычайной заботы родителей, при уклонении этих показателей возникает паника. За ребенком постоянно следят, контролируют, провожают и встречают из школы, постоянно следят за его самочувствием. Постепенно тревога передается и ребенку, он начинает прислушиваться к работе своего сердца, задавать вопросы: «А я не умру?». Родители рано пытаются дать ребенку обширное образование, чтобы ему было легко в жизни: отправляют в престижные школы с дополнительным числом уроков (9-10 в день), приобщают к искусству (музыкальные и художественные школы). Ребенок робок, длительно переживает трудности, привыкает к поддержке. Плохо переносит изменение климата, неуверен в своих силах. Существует тенденция к опасениям, осторожности, перепроверкам. Эти черты вырабатывают один из видов неврозов – невроз навязчивых состояний (ННС), а причиной стало подобное воспитание.

    5. Эгоцентрическое воспитание по типу кумира семьи. Родители выполняют все прихоти ребенка, принося в жертву окружающих, игнорируя чужие мнения, исключаются все ограничения и уважение к обществу, присутствует переоценка личности, культивируется агрессивность, упорство переходит в упрямство, целеустремленность трансформируется в настырную требовательность, а уверенность в самоуверенность, эмоциональная окраска в истеричность. По мере взросления ребенка, его претензии и стиль поведения встречают отпор у окружающих. А у ребенка слабы волевые усилия (привили, что все легко), установки к труду нет, а есть установка на постоянную поддержку. Все это затрудняет приспособление к жизни и ведет к конфликту.

    Т.о. воспитание может привести к рассогласованию с врожденным темпераментом или рассогласованию с требованиями общества.

    Четвертым фактором, приводящим к неврозу кроме недостаточности гипоталямо-лимбического комплекса и воспитания является сам повод –психический конфликт. В отличии от реактивных состояний (ситуационных реакций), где психический конфликт носит острый характер, при неврозе он хронический, когда межличностные столкновения приводят к интралнчностным конфликтам, с формированием у данной личности определенного уровня притязаний, манерного поведения. Т.о. четвертым фактором является сам психогенный фактор (хроническое невротическое состояние).

    Не все психогенные факторы могут обуславливать невроз, для этого важен индивидуально значимый фактор (ключевой фактор) – что зависит от планов и целеустремлений человека.

    Психогенные факторы, могущие приводить к неврозу:

    1. Ощущение падения престижа в обществе: у человека были большие планы, уверенность в себе, а он вдруг терпит фиаско.
    2. Невозможность реализовать основные инстинкты вследствие ущемлеяности или органического дефекта.
    3. Провал планов, которые жизненно значимы. Т.о. данные факторы в сумме с обострениями воспитания приводят к неврозу.

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВРОЗОВ. Под влиянием значимых психогенных факторов образуется стрессовая реакция, которая характеризуется нервно-эмоциональным реагированием, присоединением СС системы и перестройкой внутренней среды организма. Если разрешение социального конфликта затягивается, то при многократном повторении травмирующей ситуации возникает расшатывание ВНС регуляции и вегетативная дистония: аритмии сердца, кардиалгия (колющие боли в сердце) и другие расстройства. Вначале эти висцеральные явления сопровождают психосоциальный конфликт, а далее происходит отрыв этих явлений от психогенного фактора (например, обиды, посрамления или конфликты). Вегетативные расстройства приобретают самостоятельное существование. Это связано с тем, что больной пытается отогнать неприятное в подсознание и не предает значения невротическим психогенным явлениям, а эти влияния оказываются причиной стабильных функциональных нарушений внутренней среды. Т.о. на втором этапе формирования неврозов и происходит отрыв вегетативных расстройств от социального конфликта. Больной ощущает без внешних воздевствий изменения в работе внутренних органов. Врачи ничего не находят, направляют на углубленное исследование СС системы, дыхательной свстемы я др. Это приводит к тому, что больной перерабатывает свои ощущения, формируется страх, опасение за свое здоровье, например, возникает кардиофобия (страх остановки сердца), страх внезапной смерти. Вначале бальной принимает меры зашиты (раз врачи ничего не предлагают), вырабатывает свои правила: ритуальное поведение. Он боится ехать за город, т.к. там что-нибудь произойдет, он ездит только на такси (т.к. есть возможность изменить маршрут в больницу), боится быть один дома, переходить улицу (вдруг что-то случиться на середине). Т.о. на следующем этапе формирования невроза происходит изменение жизненного стереотипа: больной перестает ходить в гости, сужает круг социальных контактов, переносит все свои жизненные ценности в сферу здоровья, сужается круг интересов, живет только собой и своими ощущениями. С течением времени больной понимает, что опасения за его здоровье не подтверждаются, смерть не идет. Острый страх за жизнь, который был вначале сменяется озабоченностью за свое здоровье, пониженным настроением из-за неважных перспектив Постепенно невроз переходит в затяжную стадию. На этой стадии происходит трансформация личности, акцентуация невротических черт Поведение больного остается ригидным, формируется патологическая хроническая психопатия. Больные постоянно чувствуют дискомфорт, недомогание, быстро устают, чувствительны к изменениям погоды. В тоже время вегетативные и висцеральные нарушения не перерастают в грубую патологию, носят обратимый характер. Больной может страдать неврозом всю жизнь, а грубой патология не возникает.

    Сон нарушается. Он не приносит отдохновения, больные просыпаются с тяжелой головой, вялые, часто просыпаются во сне и не могут потом заснуть. Сон поверхностный, больные все слышат вокруг. При неврозах имеются эмоциональные расстройства: пониженное настроение (депрессивные тенденции), отсутствует чувство радости, улыбка. Свойственно снижение содержания нейротрансмиттеров и гормонов. В норме при тревожных состояниях увеличивается выброс адреналина, питуитрина, апрессина, а при депрессии уровень этих гормонов снижен. Больные остаются критичны к своему состоянию и ощущениям, они понимают их абсурдность, несостоятельность, но ничего не могут с собой поделать (борьба рассудка с эмоциональной реакцией). Для неврозов характерно сохранение социального статуса: удержание в семье, коллективе, и поэтому их не следует заключать в психбольницу.

    Т.о. неврозы относятся к пограничным состояниям. Больные ощущают успокоение в присутствии врача, они имеют установку на лечение. Сами больные не могут справиться со своими страхами. Очень важно, но не легко, выявить психогенную причину, т.к. сами больные могут не замечать возникновения столкновений и препятствий, они расценивают такие ситуации как естественные. Кроме того многие больные загоняют неприятные ощущения вглубь сознания, пытаются их забыть. Т.о. при хронических психогениях трудно выявить соответствующую ситуацию. Есть специальные врачи-психоаналитики, занимающиеся этим. В нашей стране фрейдизм долгое время ругали, хаяли и аналитической методики не было.

    СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕВРОЗОВ.

    Неврозы широко распространены: 18,2% среди всех больных, т.е. примерно 1/5. Больные с неврозами часто обращаются к врачам. За последние десятилетия частота неврозов увеличилась в 2-4 раза. Это свидетельствует о росте темпа жизни и ее трудностей. Прогнозируют быстрый «конец света».

    При неврозах происходит смещение всех ценностей в сферу здоровья, сужение социальных связей, больной замыкается в себе. Происходит постоянный поиск у себя болезней и постоянные обращения к врачу, больные настойчиво ищут у себя причину, вызывающую висцеральные ощущения: требуют операции, отправления в центральные институты и др. Неустойчивое самочувствие снижает адаптацию к внешней среде, что в итоге приводит к снижению производительности труда: все это дает большой экономический дефект обществу в целом.

    В нашей стране выделяют 3 вида неврозов:

  • Неврастения.
  • Невроз навязчивых состояний.
  • Истерия.
  • За границей неврозы классифицируют по ведущему синдрому: астеническому, ипохондрическому (чрезмерные опасения за свое здоровье), навязчивый или обсцессивный синдром, фобический синдром (невроз страха), депрессивный синдром, истерический синдром и др.

    НЕВРАСТЕНИЯ. Это наиболее частый вид невроза, встречается в 64% от всех больных с неврозами. Включает два симптомокомплекса: астенический и ипохондрический. Неврастения – это состояние нервно-психической слабости. В психической сфере для больного характерно: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение памяти, внимания, рассеянность, трудность в запоминании. Повышенная чувствительность к раздражителям, больные плохо переносят ожидание, очереди, эмоционально лабильны. Больные неврозом рассказывают. «Когда просыпаюсь, то не ощущаю свежести, отдохновения, я чувствую слабость, трудно сосредоточиться на заданном вопросе, я забывчив, мой слух чувствителен, все раздражает меня.» Характерны головные боли, чаще в конце дня, после напряжения, чгсто они связаны с волнением, отрицательными эмоциями, после конфликтной ситуации. Головная боль в виде сдавления головы, в виде шлема, обруча, каски, шапки, будто в черепной коробке тесно. Причиной головной боли является спазм перикраниальных мышц, вследствие повышенной нервно-мышечкой возбудимости. Сокращаются лобная и затылочная мышцы и натягивают апоневротаческий шлем, стискивая голову. Обязательным симптомом неврастении является вегетативные расстройства в виде зябкости конечностей, общего или дистального гипергидроза, лабильности пульса, игры вазомоторов: больные легко краснеют и покрываются пятнами при волнении. Реже бывают развернутые вегетативные кризы симпатоадреналового характера. Может нарушаться не только ВНС, но и сердечная и дыхательная системы, ЖКТ. При неврастении встречаются нарушения сна: различные типы бессонницы, и сексуальные нарушения из-за неуверенности больных в себе (больным тяжело осуществить свои супружеские обязанности): часто возникает ослабление эрекции, фригидность. Ущемление полового инстинкта оказывает дополнительное неврогенное влияние. Т.о. при неврастении выделяют три переходных ее вида:

  • Гиперстенический вид: повышенная раздражительность, несдержанность больных, буйные аффекты, гневливость, слезливость, повышенная возбудимость больных не имеет плана, целеустремленности. Больные из-за нарушения концентрации внимания легко переключаются с одного объекта на другой. Возникает псевдодеятельноеть, которая не приносит результата.
  • Гипостеническая форма. Отличается выраженным астеническим компонентом, который проявляется как в психической, так и в физической сфере: уставание от психических и физических нагрузок. Снижена работоспособность, интерес к людям, чувствуется постоянная усталость, сонливость, больные апатичны, легко истощаются, эмоциональный фон постоянно депрессивный.
  • Промежуточная фаза: раздражительная слабость, при этом резко выражен переход от высоко эмоциональной возбудимости к истощению. Раздражительность не продолжительна и быстро сменяется вялостью, засыпанием (качало – по гиперстеническому типу, а конец – гипостсническое поведение).
  • Ипохондрический синдром при неврастении (может существовать самостоятельно). В виде неадекватного отношения больных к своему здоровью, чрезмерные страхи, озабоченность за здоровье, повышенное к нему внимание. Ипохондрические проявления имеют основой вегетативную дистонию. но вследствие патологической переработки своих ощущений у больных возникает мучительное переживание мнимой болезни, опасности угрозы существования. Источником ощущений являются и физиологические состояния: еда, сон, эмоциональная нагрузка, которые перерабатываются как патологические. Больные часто прислушиваются к своему организму, измеряют параметры жизнедеятельности. Появляются болезненные ощущения: парастезии, синестопатии, что поддерживает тревогу. Постоянная озабоченность и тревога, ипохондрический склад личности имеют свою основу в воспитании в детстве: чрезмерная забота родителей. Сочетание ипохондрии с астенией образует астеноипохондрический синдром. В следствии патологической переработки своих чувств, больные создают строго определенное поведение — комплекс защитных мероприятий, регламентирование жизни, посещений врачей, причем ряд больных имеют атакующий, настойчивый стиль поведения.

    НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

    Редкая форма: 7%. Связано также с определенным типом личности: это неуверенные в себе люди, которые перепроверяют все в своей жизни для придания себе уверенности и преодоления своих опасений. Кроме того у таких личностей преобладает разум над эмоциями – это рассудочный тип (умственный тип по Павлову). Картина состоит из двух синдромов: обсцессивного (навязчивые явления) и фобического. Навязчивые состояния могут проявляться в различных сферах в виде бесплодного мудрствования (умственной жвачки): навязчивое воспроизведение имен, дат и др., навязчивые действия. Возможны образные навязчивые состояния: появление хульных мыслей, боязнь совершить святотатство, навязчивые сомнения. Смысл навязчивых идей понимается больным абстрактно, нереально, происходит борьба больного с собой.

    Фобический синдром, или синдром страха. Он выражается в том, что в результате затяжного психического конфликта и создается конкретная фобия: клаустрофобия (боязнь закрытых помещений – больной не может, например, лечиться в барокамере), страх покраснеть – эритофобия, соцнофобия – боязнь выступлений, канцерофобия, кардиофобия и т.д. Фобии могут быть изолированными или сочетаться с другими навязчивыми опасениями и страхами. В первой стадии невроза – он возникает лишь под влиянием травмирующих факторов. Во второй стадии – навязчивые состояния возникают при предвиденных (ожидание встречи) травмирующего фактора. Далее навязчивые явления появляются и самостоятельно или при одном их упоминании. Больной принимает определенные меры против этого: в начале – логическое самоубеждение (мысленный уход от проблемы), а далее и различные защитные мероприятия. Есть мизофобия – страх заболеть чем-либо, и для того, чтобы не заразиться больной перестает здороваться с людьми, носит перчатки, обрабатывает ручки дверей, большое внимание уделяет санобработке помещений, пьет только фильтрованную воду, надевам специальные сетки на форточки. Постепенно у больного формируется дефект личности, несмотря на критическое отношение и понимание нереальности своих опасений, больной ограничивает свою жизнь, замыкается в себе, в этом кругу защитных, адаптационных мероприятий.

    vmede.org

    Это интересно:

    • Моя дочь анорексия Анорексия, булимия, ожирение и диеты Анорексия у дочери This topic contains 15 replies, has 11 voices, and was last updated by nataanahata 3 years, 10 months ago. Анорексия у дочери Моей дочке 17. Впервые проблемы начались в 13. При росте 168 вес был 34 кг. Девочка одаренная, заканчивает школу на 5. Собирается в […]
    • Рексетин от невроза Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Хорошка_Я 29 Июн 2016 Biggie 29 Июн 2016 Я вас прошу ответьте как мне быть?пью 5 месяцев рексетин.2 месяца всё было отлично.потом наступила аппатия.2 месяца терпели.добавили ломодрижин.щас на 200мг.пью его 2месяца.аппатия ушла.но […]
    • Когда обнаруживают синдром дауна Синдром Дауна - описание, причины, симптомы (признаки), диагностика, лечение. Краткое описание Синдром (трисомия 21, трисомия G) Дауна — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по хр. 21, как правило, вследствие нарушения расхождения хромосом во время мейоза яйцеклетки. Код по международной классификации […]
    • Дети с умственной отсталостью образование Дети с умственной отсталостью образование Введение Необходимость обеспечения гражданских прав и предоставления качественных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья в последние годы всё чаще становится одним из провозглашаемых приоритетных векторов общественного развития российского общества в социальной […]
    • Гомеопатия от заикания 1796 — гомеопатия и прививки Классическая гомеопатия, прививки и гомеопрофилактика Заикание у 4-х летнего мальчика. Заикание у 4-х летнего мальчика. #1 Сообщение Al-la » 20 окт 2008, 13:57 Здравствуйте, уважаемые доктора-гомеопаты и форумчане. Нужна ваша помощь. Первые запинки появились год назад, когда ребёнок пошёл […]
    • 2 группы психозов 2 группы психозов Важным критерием шизоаффективного психоза являются приступообразное течение и хорошие ремиссии (обычно интермиссии) после первых приступов. Однако после многолетнего течения заболевания характер ремиссий оказывается неодинаков, как это иллюстрируют приведенные выше наблюдения В. А. Точилова. Е. Berg […]
    • Ранний детский аутизм картинки Ранний детский аутизм На сегодняшний день диагноз ранний детский аутизм (РДА) — расстройство, о котором хотя бы один раз слышал любой родитель. И, поскольку частота встречаемости этого заболевания растет (5 −20 случаев на 10 000 человек), необходимо дальнейшее распространение информации о его симптомах, так как […]
    • 21 кг анорексия Девушка, похудевшая до 35 килограммов, умерла от истощения 22 марта 2012 1:00 13 21-летняя кировчанка, страдающая анорексией и поклявшаяся весить 35 кг, умерла Кировчанка Анна Жолобова не мечтала стать моделью. Она просто влюбилась и очень хотела нравиться своему избраннику. При росте 170 сантиметров 17-летняя […]