Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.
Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.
Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.
pedlib.ru
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез
Скачивание файла
Введите число с картинки:
Поделись с друзьями!
Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. 174 с
В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.
Введение.
Исходные понятия.
Дефиниция.
Эпидемиология неврозов.
Источники психогений.
Конституционально-генетический фактор.
Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.
Своеобразие психического развития детей.
Антенатальные патогенные факторы.
Перинатальные патогенные факторы.
Постнатальные патогенные факторы.
Невропатия.
Резидуальная церебральная органическая недостаточность.
Дизонтогенез.
Темперамент.
Эмоциональный контакт родителей и детей.
Проблемы адаптации.
Упрямство.
Своеобразие детей до заболевания неврозом.
Страх и тревога в генезе неврозов.
Определение страха и его разграничение.
Значение страха.
Диагностика.
Распространенность страхов.
Семейная обусловленность страхов.
Возрастные особенности.
Страхи при неврозах.
Обследование детей.
Методика семейного приема.
Игра в кегли.
Интервью.
Рисование как способ диагностики.
Использование вопросников.
Внушаемость.
Личность родителей и отношения в семье.
Состав семьи и образование родителей.
Личность родителей.
Социально-психологическая структура семьи.
Конфликт в семье.
Особенности воспитания.
Неполная семья.
Патогенез неврозов у детей и подростков.
Конституциональный фактор.
Нервно-соматическая ослабленность.
Преморбидные особенности детей.
Возрастной фактор.
Понятие «жизненной ситуации».
Психическая травма.
Внутренний конфликт.
Нервно-психическое напряжение.
Патофизиология неврозов.
Изменения личности.
Заключение.
Приложение. Шкала невротизации.
Указатель использованных методик.
Литература.
www.studmed.ru
Захаров А.И.. Книги онлайн
Долгие годы работы А.И. Захарова связаны с РГПУ им. А.И. Герцена: с кафедрой физического и психического здоровья детей, с кафедрой практической психологии, а с 1993 г. — с кафедрой психологической помощи. А.И. Захаров уделял большое внимание подготовке студентов и магистров на кафедре, им разработаны многие учебные дисциплины, среди которых «Неврозы и психотерапия», «Психопатия», «Психологическая помощь при неврозах», «Психотерапия неврозов и страхов у детей».
В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.
Книга рассчитана на специалистов в области психического здоровья детей: психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять современные проблемы, развития детей.
Книга взята с сайта http://www.myword.ru
В книге представлен многолетний практический опыт автора в изучении неврозов у детей и восстановлении их психического здоровья, активизации природных возможностей, творческого роста и поиска согласия с родителями.
В монографии «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.
Монография «Психотерапия неврозов у детей и подростков» — это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.
Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.
Комментарии читателей
Случайный прохожий / 19.10.2014 присоединяюсь к доброй памяти о талантливом ученом.
Очень проникся отрывком из замечательной работы Александра Ивановича , стал искать его книги и тут узнал о том, что его уже нет в живых.
Светлая память этому замечательному человеку.
www.koob.ru
Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез
В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.
Оглавление
- Введение.
- Глава 1. Исходные понятия.
- Дефиниция.
- Эпидемиология неврозов.
- Источники психогений.
- Конституционально-генетический фактор.
- Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.
- Глава 2. Своеобразие психического развития детей.
- Антенатальные патогенные факторы.
- Перинатальные патогенные факторы.
- Постнатальные патогенные факторы.
- Невропатия.
- Резидуальная церебральная органическая недостаточность.
- Дизонтогенез.
- Темперамент.
- Эмоциональный контакт родителей и детей.
- Проблемы адаптации.
- Упрямство.
- Своеобразие детей до заболевания неврозом.
- Глава 3. Страх и тревога в генезе неврозов.
- Определение страха и его разграничение.
- Значение страха.
- Диагностика.
- Распространенность страхов.
- Семейная обусловленность страхов.
- Возрастные особенности.
- Страхи при неврозах.
- Глава 4. Обследование детей.
- Методика семейного приема.
- Игра в кегли.
- Интервью.
- Рисование как способ диагностики.
- Использование вопросников.
- Внушаемость.
- Глава 5. Личность родителей и отношения в семье.
- Состав семьи и образование родителей.
- Личность родителей.
- Социально-психологическая структура семьи.
- Конфликт в семье.
- Глава 6. Особенности воспитания.
- Неполная семья.
- Глава 7. Патогенез неврозов у детей и подростков.
- Конституциональный фактор.
- Нервно-соматическая ослабленность.
- Преморбидные особенности детей.
- Возрастной фактор.
- Понятие «жизненной ситуации».
- Психическая травма.
- Внутренний конфликт.
- Нервно-психическое напряжение.
- Патофизиология неврозов.
- Изменения личности.
- Заключение.
- Приложение. Шкала невротизации.
- Использованные методики.
- Литература.
Читайте еще:
Человеческая природа и социальный порядокФункция враждебности состоит, без сомнения, в том, чтобы активизировать энергию сопротивления, усиливать эмоциональную мотивацию, направленную на самосохранение или развитие.
ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕПоближе к детской кроватке можно поместить икону — чтобы ребенок, когда лежит и болеет, видел ее. Хорошо бы затеплить лампаду. Когда родители входят в комнату, желательно, чтобы они благословляли сына или дочь своим троеперстием, особенно на ночь. Можно окружить ребенка освященными предметами.
ГЛАВА 1 АППАРАТ ПАМЯТИСущественной особенностью обрабатывающих регистров является возможность обрабатывать одновременно только 7±2 ЕИ. Практика показывает, что полезнее ориентироваться на 5–7 ЕИ.
Глава 6. ТемпераментыПраздность и сидячий образ жизни так же вредны для этого темперамента, как избыток утомления и тяжелых забот; потому что первое предрасполагает к лимфатизму и тучности, а другое разгорячает кровь и дает начало желчному состоянию.
Элементы мысли[ 25 ]Следить в частности за отдельными результатами эволюции на этой ступени развития, очевидно, невозможно — так их много; но мы знаем, по счастью, две окончательные формы превращений
Часть вторая. Они все еще с нами.Индейцы виррарика живут в самых отдаленных и недоступных районах гор, включая штаты Наярит, Халискои Закатекас. Они живут в «городах», которых на самом деле нет. Говоря «нет», я имею в виду вот что: если вам удастся преодолеть все трудности и добраться до этих мест — где нет ни шоссе.
Вещие сныТак прошли годы. Михаил не чувствовал себя особенно счастливым, но у него все было, как у всех. Все его знакомые мужчины не очень ладили со своими женами, выпивали, старались заработать и отдыхали душой на рыбалках и в гараже. Зато росли дети. Танечке было уже тринадцать, а Роберту девять.
СПАРИВАНИЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ БЫСТРОЕНапоследок зададимся вопросом: почему унаследованные нами от предков программы так противоречивы?- Неужели и у других животных такая же сумятица? Оказывается, нет: обычно у диких видов программы весьма согласованы, притерты друг к другу; новые программы реализуются четко, а древние, которым они.
Глава 17.. Правда тела.Я, пожалуй, берусь утверждать, что все формы лжи и обмана представляют собой ускользание от истинной сущности самих себя или от правды тела. Конечно, тело и самоосознание не могут быть двумя разделенными сущностями. Однако это не полностью подтверждает мою мысль. Мне бы хотелось донести до вас.
bookap.info
Захаров, Александр Иванович
Александр Иванович Захаров (12.10.1940 — 1.06.2008) — доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Александр Иванович родился 12 октября 1940 г., прошел путь от врача-педиатра до доктора психологических наук, профессора. Свою научную деятельность А.И.Захаров начал под руководством проф. С.С. Либиха и проф. В.К. Мягер. В 1976 г. он защитил кандидатскую диссертацию в ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева на тему «Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах у детей и подростков», а в 1992 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологические основы происхождения и психотерапии неврозов у детей».
Александр Иванович одним из первых в отечественной психотерапии стал применять наряду с гипносуггестивными методами, которыми он прекрасно владел, приемы психодрамы и арттерапии при лечение неврозов у детей.
Научные исследования А.И.Захарова посвящены детской и семейной психологии и психотерапии. Им опубликовано более 100 научных трудов, из которых около 40 монографий. Научные труды А.И. Захарова хорошо известны и пользуются огромной популярностью в психологической среде Санкт-Петербурга, России и за рубежом. А.И. Захаров подготовил 10 кандидатов наук, он также являлся научным консультантом многих кандидатских и докторских диссертаций. Многие из его учеников, студентов, аспирантов, которые проводили свои первые научные исследования под его руководством, в настоящее время работают практическими психологами, оказывают психологическую помощь детям и взрослым.
«Неврозы у детей и подростков»
Рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.
«Психотерапия неврозов у детей и подростков»
Подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.
Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.
«Дневные и ночные страхи у детей»
В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.Книга рассчитана на специалистов в области психического здоровья детей: психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять современные проблемы, развития детей.
www.psychologos.ru