Никольская детский аутизм

Никольская детский аутизм

От чего следует отличать детский аутизм

Порой аутизм можно спутать с некоторыми другими встречающимися у детей проблемами.

Во-первых, у почти каждого аутичного ребенка в младенчестве подозревают глухоту или слепоту. Эти подозрения вызваны тем, что он, как правило, не откликается на свое имя, не следует указаниям взрослого, не сосредоточивается с его помощью. Однако подобные подозрения быстро рассеиваются, поскольку родители знают, что отсутствие реакции на социальные стимулы часто сочетается у их ребенка со «сверхочарованностью» определенными звуковыми и зрительными впечатлениями, вызванными, например, восприятием шуршания, музыки, света лампы, теней, узора обоев на стене – их особое значение для ребенка не оставляет у близких сомнений, что он может видеть и слышать.

Тем не менее, само внимание к особенностям восприятия такого ребенка вполне понятно. Более того, существуют аргументированные предложения ввести в основные клинические критерии синдрома детского аутизма аномальность реакции на сенсорные раздражители. Аномальность в данном случае – это не просто отсутствие реакции, а ее необычность: сенсорная ранимость и игнорирование стимула, парадоксальность ответа или «сверхочарованность» отдельными впечатлениями.

Важно также помнить о характерном различии реакций на социальные и физические стимулы. Для нормального ребенка социальные стимулы чрезвычайно важны. Он прежде всего отзывается на то, что исходит от другого человека. Аутичный ребенок, наоборот, может игнорировать близкого человека и чутко откликаться на иные стимулы.

С другой стороны, в поведении детей с нарушениями зрения и слуха также могут отмечаться однообразные действия, такие, как раскачивание, раздражение глаза или уха, перебирание пальцами перед глазами. Так же, как и в случаях детского аутизма, эти действия несут функцию аутостимуляции, компенсирующей недостаточность реального контакта с миром. Однако мы не можем говорить о детском аутизме, пока стереотипность в поведении не сочетается с трудностями в установлении эмоционального контакта с другими людьми, разумеется, на доступном ребенку уровне, с помощью доступных ему средств. Необходимо также отметить, что возможно действительное сочетание детского аутизма или, по крайней мере, аутистических тенденций с нарушениями зрения и слуха. Так бывает, например, при врожденной краснухе. В подобных случаях стереотипность поведения соединяется со сложностями в общении даже на самом примитивном уровне. Сочетание аутизма и сенсорных нарушений особенно затрудняет коррекционную работу.

Во-вторых, часто возникает необходимость соотнести детский аутизм и умственную отсталость. Мы уже упоминали, что детский аутизм может быть связан с разными, в том числе очень низкими, количественными показателями умственного развития. По крайней мере две трети детей с аутизмом при обычном психологическом обследовании оцениваются как умственно отсталые (а половина из этих двух третей – как глубоко умственно отсталые). Необходимо, однако, понимать, что нарушение интеллектуального развития при детском аутизме имеет качественную специфику: при количественно равном коэффициенте умственного развития ребенок с аутизмом по сравнению с ребенком-олигофреном может проявлять гораздо большую сообразительность в отдельных областях и значительно худшую адаптацию к жизни в целом. Его показатели по отдельным тестам будут сильно отличаться друг от друга. Чем ниже коэффициент умственного развития, тем отчетливей будет разница между результатами в вербальных и невербальных заданиях в пользу последних.

В случаях депривации у детей с глубокой умственной отсталостью возможно развитие специальных стереотипов аутостимуляции, например раскачивания, как это бывает и в случае депривации у детей с сенсорными нарушениями. Решение вопроса о том, имеем ли мы дело с детским аутизмом, как и в первом случае, потребует проверки: сочетается ли это проявление стереотипности в поведении ребенка с невозможностью установления с ним эмоционального контакта на самом простом и, казалось бы, доступном ему уровне.

В-третьих, в некоторых случаях необходимо отличать речевые трудности при детском аутизме от других нарушений речевого развития. Часто первые тревоги возникают у родителей аутичных детей именно в связи с необычностью их речи. Странная интонация, штампы, перестановка местоимений, эхолалии – все это проявляется так ярко, что проблем дифференциации с другими речевыми расстройствами, как правило, не возникает. Однако в некоторых, а именно самых тяжелых и самых легких, случаях детского аутизма трудности все же возможны.

В самом тяжелом случае – случае мутичного (не пользующегося речью и не реагирующего на речь других) ребенка может встать вопрос о моторной и сенсорной алалии (отсутствии речи при нормальном слухе и умственном развитии; моторная алалия – невозможность говорить, сенсорная – непонимание речи). Мутичный ребенок отличается от страдающего моторной алалией тем, что иногда может непроизвольно произносить не только слова, но даже сложные фразы. Труднее решить вопрос о сенсорной алалии. Глубоко аутичный ребенок не сосредоточивается на обращенной к нему речи, она не является инструментом организации его поведения. Понимает ли он то, что ему говорят, сказать трудно. Опыт показывает, что даже если он и пытается сосредоточиться на инструкции, то не удерживает ее в сознании целиком. В этом он сходен с ребенком, испытывающим трудности в понимании речи. С другой стороны, аутичный ребенок может иногда адекватно воспринимать и учитывать в поведении относительно сложную информацию, полученную из речевого сообщения, обращенного к другому человеку.

Самым же главным идентифицирующим признаком является характерное для глубоко аутичного ребенка глобальное нарушение коммуникации: в отличие от ребенка с чисто речевыми трудностями, он не пытается выразить свои желания вокализацией, взглядом, мимикой или жестами.

В наиболее легких случаях детского аутизма, когда вместо полного отсутствия коммуникации наблюдаются лишь связанные с ней затруднения, возможны проявления самых разных речевых нарушений. В подобных случаях можно обнаружить явные проблемы с восприятием речевой инструкции, общую смазанность и нечеткость произношения, запинки, аграмматизмы (нарушения грамматического строя речи), трудности в построении фразы. Все эти проблемы возникают именно при попытке ребенка вступить в коммуникацию, организовать целенаправленное речевое взаимодействие. Когда же высказывания автономны, ненаправленны, штампованны, тогда речь может быть более чистой, фраза более правильной. При дифференциации в таких случаях следует отталкиваться именно от сравнения возможностей понимания и использования речи в ситуациях аутостимуляции и направленного взаимодействия.

При дифференциальной диагностике необходимо также учитывать более общие характеристики поведения. В попытках коммуникации аутичный ребенок будет проявлять сверхзастенчивость, заторможенность, повышенную чувствительность к взгляду другого человека, тону его разговора. Он будет стремиться к общению в привычной и ритуализированной форме и теряться в новой обстановке.

В-четвертых, как для профессионалов, так и для родителей важно разграничивать детский аутизм и шизофрению. С их смешением связано множество не только профессиональных проблем, но и личных переживаний в семьях аутичных детей.

Западными специалистами связь детского аутизма и шизофрении полностью отрицается. Известно, что шизофрения является наследственным заболеванием. Проведенные исследования показали, что среди родственников аутичных детей нет накопления случаев заболевания шизофренией. В России же до недавнего времени между детским аутизмом и детской шизофренией в большинстве случаев просто ставился знак равенства, что тоже подтверждалось многочисленными клиническими исследованиями.

Это противоречие разъяснится, если мы учтем отличия в понимании шизофрении в разных клинических школах. Большинство западных школ определяет ее как болезненный процесс, сопровождающийся острыми психическими расстройствами, включающими галлюцинации. Господствовавшие же до недавнего времени российские психиатрические школы относили к шизофрении и вялотекущие болезненные процессы, нарушающие психическое развитие ребенка. При первом понимании связь с аутизмом действительно не прослеживается, при втором – детский аутизм и шизофрения могут пересекаться.

Ребенок, страдающий шизофренией (в традиционном отечественном понимании этого слова), может не иметь трудностей, специфичных для синдрома детского аутизма. Здесь дифференциации поможет опора на основные критерии синдрома. Развести «стабильные» и «текущие» формы внутри самого синдрома детского аутизма позволяет длительное наблюдение за развитием ребенка. Наличие периодов не обусловленного извне обострения (нарастания проблем ребенка) может свидетельствовать в пользу заболевания шизофренией.

Диагноз, при котором аутизм трактуется как психическое заболевание, воспринимается родителями, а зачастую и педагогами как жестокий приговор возможности успешного психического развития и социальной адаптации ребенка. При таком понимании под сомнение ставится результативность коррекционной работы, обучения и воспитания: «Стоит ли работать, на что можно надеяться, если движение болезненного процесса будет постоянно разрушать плоды наших усилий?» Наш опыт показывает, что тяжесть проблем ребенка, прогноз его развития не следует ставить в прямую зависимость от поставленного медицинского диагноза. Мы знаем случаи, когда работа с ребенком идет очень трудно, несмотря на отсутствие обострений, и, наоборот, известны случаи достаточно быстрого продвижения даже при регулярно наступающих ухудшениях состояния. В трудный период ребенок ничего не теряет полностью. Он может временно перестать пользоваться усвоенными навыками, перейти на более низкий уровень адаптации, однако эмоциональный контакт, поддержка близких позволяют ему быстро восстановить достигнутый ранее уровень, а затем и двигаться дальше.

Наконец, в-пятых, необходимо остановиться на различении синдрома детского аутизма и нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни, воспитания ребенка. Такие нарушения могут возникнуть, если еще в раннем возрасте ребенок лишен самой возможности установить эмоциональный контакт с близким человеком, т. е. в случаях так называемого детского госпитализма.

Известно, что нехватка эмоциональных контактов с людьми, недостаток впечатлений часто вызывают серьезную задержку психического развития у детей, воспитывающихся в домах ребенка. У них возможно также развитие особой стереотипной активности, призванной компенсировать недостаток контактов с миром. Однако стереотипные действия не носят при госпитализме такого изощренного характера, как при детском аутизме: это может быть, скажем, просто упорное раскачивание или сосание пальца. Принципиально здесь то, что ребенок с госпитализмом, попав в нормальные условия, может компенсироваться, по сравнению с аутичным, гораздо быстрее, поскольку у него отсутствуют внутренние препятствия для эмоционального развития.

Другой причиной психогенного нарушения общения может быть отрицательный невротический опыт ребенка: перенесенная травма, несостоятельность во взаимодействии с другим человеком. Конечно, такой опыт может получить любой ребенок с повышенной ранимостью. И все же это не детский аутизм, потому что нарушение общения здесь, как правило, избирательно и касается именно отдельных, тяжелых для ребенка ситуаций. Даже если невротический опыт повлек за собой избирательный мутизм, т. е. мутизм, проявляющийся лишь в особых обстоятельствах (во время ответа на уроке, при общении с чужими взрослыми и т. д.), то и тогда у ребенка с нарушениями психогенного характера контакт с близкими, с детьми в игровой ситуации вполне сохраняется. В случае же детского аутизма возможность коммуникации нарушена в целом, причем наиболее трудна для таких детей организация как раз необязательных игровых контактов со сверстниками.

rumagic.com

Диагностика раннего детского аутизма

Секция: Педагогика

XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Диагностика раннего детского аутизма

В настоящее время проблема раннего детского аутизма является одной из актуальных. Актуальность и повышенный интерес к данному вопросу объясняется тенденцией к активному увеличению числа детей с ранним детским аутизмом.

Вопросом изучения раннего детского аутизма занималось множество ученых, среди которых: К.С. Лебединская [1], О.С. Никольская [3], Л.Г. Нуриева [4], Е.А. Янушко [5] и другие. Не смотря на это, данный вопрос не теряет своей значимость в настоящий момент, это связано с возникновением трудностей своевременной и качественной диагностики раннего детского аутизма.

Часто, в связи с тем, что данная проблема недостаточно освящена, родители не обращают внимания на проявления раннего детского аутизма, а значит, упускают момент своевременного коррекционного вмешательства. Исходя из этого, важным становится зависимость между диагностикой раннего детского аутизма и составлением коррекционного маршрута ребенка.

Отсутствие достаточной информации о выявлении раннего детского аутизма заставляет родителей не замечать проявлений данной проблемы. При этом следует отметить, что признаки раннего детского аутизма могут проявляться даже в младенческом возрасте. Так, родители отмечают, что ребенок с аутизмом в первый год жизни не ловит взгляда матери, не рассматривает игрушки. Часто родители ребенка с аутизмом характеризуют его, как серьезного и сосредоточенного, отмечая отсутствие улыбки и смеха. Также родители говорят об отсутствие какой-либо реакции на собственное имя. Большинство родителей отмечают отказ ребенка от грудного вскармливания. В младенчестве дети с аутизмом могут проявлять чрезмерную активность: постоянные двигательные акты, нервозность, крики, плач или чрезмерную пассивность: взгляд, обращенный в одну точку, безразличность к окружающему миру. Многие родители говорят об особенностях сна, в первый год жизни у детей с аутизмом отмечается длительный период, в котором дети «путают» день и ночь, бодрствуя при этом ночью и постоянно засыпая днем. Родители интересно описывают момент, когда они берут ребенка на руки: «Такое ощущение, что он не готов к тому, что его взяли. Складывается впечатление, что берешь в руки мешок с мукой, ведь даже если ребенку дискомфортно, он не проявляет недовольства». Многие родители говорят о тревожности у ребенка на смену обстановки в комнате, на изменение запаха парфюма.

В раннем возрасте проявления аутизма становятся более выраженными. К трем годам явным становится проблема речевого развития, у детей с ранним детским аутизмом проявляется отсутствие или недоразвитие речи. Часто родители отмечают, что гуление, лепет и первые слова у ребенка появились своевременно, а ближе к полутора годам были утеряны все речевые навыки и ребенок «перешел» на вокализации. Все родители говорят об отсутствие коммуникативных умений ребенка, дети не могут обращаться с просьбой ко взрослым, не вступают в коммуникативное взаимодействие со сверстниками. Большинство родителей отмечают наличие аллергии на пищевые продукты и избирательность в еде. Дети с ранним детским аутизмом часто неадекватно реагируют на слуховые, зрительные, пищевые, обонятельные раздражители. Так, родители рассказывают о том, что ребенок с аутизмом склонен к длительному рассматриванию татуировок, поглаживанию накрашенных ногтей, закрыванию ушей руками при звуке дрели или пылесоса, сосанию тканей. Многие родители описывают ситуации, в которых ребенок может неадекватно отреагировать на незнакомого человека: обнять или ударить его. Все родители отмечают наличие стереотипного поведения у ребенка с аутизмом.

К.С. Лебединская подразделяет проявления раннего детского аутизма в раннем возрасте на несколько групп:

· Вегетативно-инстинктивная сфера: слишком длительный сон, крик или плач при пробуждении, ночные страхи, плохое засыпание, а также особенностей двигательной сферы ребенка: кружение вокруг своей оси, раскачивание, самостимуляции, отсутствие жестов, гипертонус / гипотонус мышечной мускулатуры.

· Аффективная сфера: беспричинное повышение или понижение настроения, повышение высоты голоса, агрессивное отношение по отношению к себе или к другим, тревожность, капризность, плаксивоть, отсутствие чувства самосохранения, наличие страха воды, животных, света, шума, прикосновений.

· Коммуникативная сфера: отсутствие фиксации на лице и глазах собеседника, отсутствие отклика на свое имя, избегание взгляда человека, задержка в узнавании близких людей, отстранение или гиперпривязанность к матери, тревога при появлении нового человека, игнорирование сверстников, придумывание собственных слов, отсутствие эмоциональных проявлений или чрезмерная эмоциональность.

· Интеллектуально-игровая сфера: задержка формирования навыков самообслуживания, большой интерес к отдельным областям, непонимание обращенной речи, плохая сосредоточенность, а так же игровой деятельности ребенка: манипуляция одной игрушкой, склонность к выкладыванию рядов, любовь к перелистыванию книг, любовь к округлым предметам, предпочтение игры в одиночку.

· Сфера восприятия: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового. Особенности проявлений: отсутствие реакции на слуховой и зрительный раздражитель, плохая переносимость одежды, сосание несъедобных предметов или тканей, перебирание пальцев у лица, стремление раздеться, получение удовольствия от удушья, аллергии, избирательность в еде, исследование окружающего с помощью обнюхивания, близкого разглядывания предметов у лица, облизывания, ощупывания [1].

Необходимо отметить, что в отечественной научно-исследовательской литературе наиболее значимой среди многообразных проявлений, указывающих на наличие раннего детского аутизма, признается следующая специфическая триада симптомов:

1. Уход в себя, грубое нарушение коммуникативной деятельности ребенка.

2. Стереотипность поведения.

3. Особая задержка и (или) специфическое нарушение речевого развития.

Одновременно с этим, выявить у ребенка ранний детский аутизм до трех лет не всегда представляется возможным. Причиной этого является то, что некоторые симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для раннего детского аутизма характерно разнообразное проявление симптоматики, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику.

Несмотря на это, О.С. Никольская говорит о том, что диагностика раннего детского аутизма чрезвычайно важна, поскольку необходимо отличать аутизм от других расстройств. В частности дифференцировать синдром раннего детского аутизма от следующих нарушений:

· Умственная отсталость. У детей с умственной отсталостью снижение интеллекта носит тотальный характер. Умственно отсталые дети используют в большей степени значения слов, в то время как дети с ранним детским аутизмом показывают противоположенные результаты. Кроме того, в особенности при синдроме Дауна, дети не просто способны, а даже стремятся устанавливать эмоциональные отношения с окружающими людьми.

· Шизофрения. Как правило, у детей с аутизмом не наблюдаются расстройства мышления, сопровождаемые бредом и галлюцинациями. Кроме того, детская шизофрения начинается после периода относительно или нормального развития. Вместе с этим совершенно определена наследственная отягощенность шизофренией, склонность к заболеванию по семейной линии.

· Депривационные расстройства. В данном случае проявления аутизма могут возникать при психосоциальной депривации. Тем не менее, изменение ситуации, обеспечение ребенку соответствующей стимуляции способно привести к улучшениям коммуникативного поведения, относительной нормализации дальнейшего развития ребенка [3].

Подводя итог, следует отметить, что в случае обнаружения у ребенка симптомов раннего детского аутизма, родителям незамедлительно следует обратиться к специалисту. Данная статья будет полезна для родителей, а также для педагогов, дефектологов, логопедов, обучающих детей с ранним детским аутизмом.

nauchforum.ru

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА — авторы К.С. Лебединская и О.С. Никольская

Эта карта используется при обследовании детей раннего возраста, если у них предполагают РДА. Возраст обследуемого ребенка колеблется от 1 до 2 лет. Эта карта фиксирует все сферы развития аутичного ребенка и способствует оптимальной коррекционной работе с ним.

«Вегетативно-инстинктивная сфера. Неустойчивость ритма «сон — бодрствование». Длительность сна. Длительность периода засыпания и сна. Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, балконе, при укачивании). Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении.

Трудности взятия груди, задержка формирования автоматизации сосания. Вялость, недостаточность времени сосания.

Срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии. Склонность к запорам.

Отсутствие пищевого рефлекса. Анорексия. Возможность кормления лишь в особых условиях. Избирательность в еде. Гиперсенситивность к твердой пище, употребление только протертой.

Малоподвижность, пассивность. Слабость или отсутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение.

Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже.

Аффективная сфера. Особенности общего эмоционального облика: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность. Периодические «уходы в себя». Запаздывание формирования, слабость или чрезмерная выраженности эмоций удивления, обиды, гнева. Слабая эмоциональная откликаемость. Трудности вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого.

Преобладание повышенного либо пониженного фона настроения. Немотивированные колебания настроения. Дисфорические расстройства с напряженностью, негативизмом, агрессивной готовностью. Склонность к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью, булимией. Субдепрессивные состояния с малоподвижностью, гипомимией, длительным плачем, потерей аппетита, нарушением сна, большей выраженностью аффективных расстройств по утрам.

Невротические реакции на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегетативные расстройства.

Психопатоподобные реакции: негативизм, агрессия к близким детям. Первый возрастной криз. Время появления и длительность психомоторной возбудимости, страхи, тревога, нарушения сна и питания, пресыщаемость в игре.

Страхи. Время появления. Страхи животных. Страхи бытовых шумов, тихих звуков. Боязнь изменения интенсивности света, предметов определенного цвета и формы, прикосновения, влаги. Страх остаться одному, потерять мать, чужих, высоты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты. Страхи, обусловленные ситуационно.

Трудности при введении прикорма. Приверженность узкому кругу еды, отвергание новых видов пищи. Ритуальность к атрибутике еды. Жесткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям окружающего. Негативизм к новой одежде.

Уровень патологической реакции на перемену обстановки: нарушение вегетативных функций, невротическое, психопатоподобные расстройства, регресс приобретенных навыков.

Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие «чувства края». Отсутствие страха высоты, закрепление опыта контакта с горячим, острым.

Сфера влечений. Агрессия. Ее проявления. Жесткость к близким, детям, животным, стремление ломать игрушки.

Легкое возникновение агрессии в аффекте. Агрессия как стремление привлечь внимание, вступить в игру. Агрессия при страхе. Влечение к ситуациям, вызывающим страх. Агрессия при радости.

Самоагрессия: спонтанная, при неудачах. Брезгливость. Понижение и повышение. Их сочетание.

Сфера общения. Визуальный контакт. Отсутствие фиксации взгляда на лице человека. Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека. Активное избегание взгляда человека. Характер взгляда: неподвижный, застывший, испуганный.

Комплекс оживления. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.

Первая улыбка. Слабость, редкость. Особенности внешней характеристики. Отнесенность не к человеку, а неодушевленному предмету, возникновение на звук, ощущение. Отсутствие заражаемости улыбки, интонации, смеха взрослого.

Узнавание близких. Задержка в узнавании матери, отца, других близких. Слабость эмоциональной насыщенности узнавания. Реакция на приход и уход близких.

Формирование наибольшей привязанности к кому-либо из близких. Малая потребность в матери, слабая реакция на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Сопротивление при взятии на руки. Симбиотическая связь с матерью.

Появление слов «мама», «папа» после других. Их неотнесенность к родителю. Другие необычные вербальные обозначения родителей. Эпизоды страха кого- либо из родителей.

Реакция на нового человека. Непереносимость: тревога, страхи, сопротивление при взятии на руки, агрессия, игнорирование, «сверхобщительность».

Контакт с детьми. Игнорирование: пассивное, активное. Стремление лишь к физическому общению. Обследование как неодушевленного предмета. Игра «рядом». «Механическое» заражение поведением детей. Сопротивление при попытке организации контакта извне. Избирательность контактов с детьми. Отношение к физическому контакту. Стремление, неприязнь. Гиперсенситивность, переносимость лишь «малых доз» прикосновения, поглаживания, кружения.

Реакция на словесные обращения. Отсутствие отклика на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения. «Псевдоглухота». Избирательность ответных реакций на речь.

Поведение в одиночестве. Отсутствие реакции. Непереносимость, страх. Предпочтение. Стремление к территориальному уединению.

Отношение к окружающему. Необычность первоначального объекта фиксации внимания. Индифферентность к окружающему, отсутствие активности исследования предметов.

Отсутствие дифференциации одушевленного и неодушевленного. «Механическое» использование руки, туловища взрослого.

Восприятие. Зрительное восприятие. Взгляд «сквозь» объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте: световом пятне, узоре на ковре и т.д. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев на руках. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения. Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей и т.д.).

Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

Зрительная гиперсенситивность: испуг, крик при включении света; стремление к темноте.

Слуховое восприятие. Отсутствие реакции на звук. Страх отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам.

Стремление к звуковой аутостимуляции. Предпочтение тихих звуков. Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Хороший музыкальный слух. Гиперпатическая отрицательная реакция на музыку.

Тактильная чувствительность. Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку. Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться. Обследование окружающего преимущественно с помощью ощупывания.

Вкусовая чувствительность, непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

Обонятельная чувствительность. Гиперсенситивность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания.

Проприоцептивная чувствительность. Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при зевании, ударами головой о бортик коляски, спинку кровати. Влечение к игре со взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания.

Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Гипертонус. Гипотонус. Время выявления, проявления. Длительность и эффективность применения массажа.

Моторный облик: двигательные заторможенность, вялость или расторможенность, возбудимость. Медлительность, угловатость, порывистость, марионеточные движения. Неуклюжесть, мешковатость. Необычная грациозность, плавность движений, ловкость при лазанье, балансировании.

Задержка в формировании навыка жевания.

Слабость реакции на помощь взрослого при формировании навыков сидения, ползания, вставания.

Задержка в развитии ходьбы. «Внезапность» перехода к ходьбе. Активность в ходьбе. Страх ходьбы. Начало бега одновременно с началом ходьбы.

Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное перемежение с застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенности походки: «деревянность», некоординированность, порывистость. Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.

Двигательные стереотипии: раскачивание в колыбели, однообразные повороты головы. Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. Кружение вокруг своей оси, Машущие движения пальцами либо всей кистью. Вычурный рисунок двигательных стереотипии.

Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих утверждение либо отрицание, жестов приветствия или прощания.

Затруднения в имитации движений взрослого. Сопротивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам.

Мимика (в том числе по фотографиям в данном возрасте). Гипомимичность: бедность мимических комплексов (испуга, плача, улыбки). Напряженность, неадекватные гримасы.

Интеллектуальное развитие. Впечатление необычной выразительности, осмысленности взгляда в первые месяцы жизни.

Впечатления «тупости», непонимания простых инструкций.

Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической миграцией, неспособностью сосредоточения, отсутствием отклика на обращение. Сверхизбирательность внимания.

Сверхсосредоточенность на определенном объекте.

Беспомощность в быту. Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий.

Отсутствие интереса к функциональному значению предмета.

Большой для возраста запас знаний в отдельных областях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре. Условные обозначения в игре. Преобладание интереса к изображенному предмету над реальным.

Необычная слуховая память. Необычная зрительная память.

Особенности временных соглашений: одинаковая актуальность впечатлений прошлого и настоящего.

Разница «сообразительности», интеллектуальной активности в спонтанной и заданной деятельности.

Речь. Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциация между отсутствием реакции на слово и гиперсенситивностью к невербальным звукам, между «непониманием» простых бытовых инструкций и пониманием разговора, не обращенного к ребенку.

Лучшая реакция на тихую, шепотную речь.

Запаздывание или отсутствие фазы гуления и лепета. Его необращенность к взрослому.

Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость. Эхолалии. Динамика накопления словаря: регресс речи на уровне отдельных слов.

Запаздывание или опережение появления первых фраз. Их необращенность к человеку. Комментирующие, аффективные фразы. Фразы-эхолалии. Эхолалии- цитаты.

Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова-отрицания.

Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма.

Отсутствие речи о себе в первом лице. Неправильное употребление других личных местоимений. Регресс фразовой речи; факторы, его провоцирующие.

Вычурность интонаций. Повышение высоты голоса к концу фразы. Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь отдельных слогов. Мутизм тотальный. Мутизм избирательный.

Игра. Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляции. Задержка на стадии манипулятивной игры. Манипулирование лишь с одной игрушкой.

Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект. Стереотипность манипуляций. Сохранение манипуляций, свойственных более раннему возрасту. Символизация, одушевление неигровых предметов в сюжетной игре. Группировка игровых и неигровых предметов по цвету, форме, размеру. Склонность к выкладыванию рядов, орнаментов.

Некоммуникативность игры. Игра в одиночку, в обособленном месте. Аутодиалоги в игре. Игры-фантазии с перевоплощением в других людей, животных, предметы.

Навыки социального поведения. Трудности усвоения режима. «Собственный» режим. Запаздывание формирования навыков: пользования ложкой, удержания чашки, одевания. Затруднения в имитации действий взрослого. Отказ от помощи либо, наоборот, ее охотное использование. Регресс навыков еды и одевания.

Время появления навыков опрятности. Страх горшка. Склонность к регрессу навыков. Связь с невротическими и психопатоподобными явлениями. Патологические привычки.

Предрасположенность к аллергическим заболеваниям, аллергическим компонентам при общих инфекциях, аллергической реакции на лекарственные препараты.

Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием: тревоги, страхи, другие аффективные расстройства, стереотипии; временной регресс приобретенных навыков.»

(К.С. Лебединская, О.С. Никольская. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991. С. 88-96.)

www.logopedmaster.ru

Это интересно:

  • Алкоголизм и стресс Стресс и алкоголь: как не сорваться? В пресс-центре «Комсомольская правда» психиатр- нарколог, психотерапевт Алексей Александрович Магалиф ответил на вопросы читателей. 2010 Борис: У меня хронический обструктивный бронхит, при последнем обострении началась бессонница, начал всего бояться, пытался погасить это […]
  • Паранойя hd 720 2007 Паранойя (2007) Год: 2007 Жанр: триллер , драма , детектив Категория: фильм Страна: США Альт. название: Disturbia Слоган: «Каждый маньяк - это чей-то сосед» Бюджет: $20 000 000 Режиссер: Ди Джей Карузо Продюсер: Джо Медьяк , Э. Беннетт Уолш , Джеки Маркус Сценарист: Кристофер Лэндон , Карл […]
  • 22 неделя беременности стресс Влияние стресса на развитие беременности С понятием стресс сталкивается каждый из нас. Женщине, особенно во время беременности, приходится испытывать тяжелейший стресс. Воздействию отрицательных факторов подвергается уже не одна жизни, а две. Поэтому очень важно разобраться в причинах стресса, его последствиях и […]
  • Лечиться ли болезнь альцгеймера Лечение болезни Альцгеймера в Израиле Заведующий институтом ядерной медицины Врачи клиники Топ Ихилов обладают широчайшим спектром знаний и навыков, богатым опытом и многолетней практикой в сфере оказания медицинской помощи на самом высоком уровне. В своей повседневной работе специалисты клиники Топ Ихилов используют […]
  • Депрессия может привести к смерти Даже незначительная депрессия может привести к быстрой смерти Масштабное многолетнее исследование подтвердило, что у людей, в жизни которых был хотя бы один серьезный депрессивный эпизод, значительно выше риск ранней смертности. Причем этот риск выше для женщин. Депрессия является одним из наиболее распространенных […]
  • Успокоение неврозов Успокоение неврозов имптомы невроза навязчивых состояний Симптоматика неврозов навязчивого состояния не является типичной для каждого больного этим заболевание, а зависит именно от тех факторов, которые были причиной возникновения невроза. Такими факторами могут быть: фобии (боязнь перед новыми знакомствами, […]
  • Депрессия после кодировки Как жить после кодирования от алкоголизма? Все статьи раздела алкоголизм: Как жить после кодирования от алкоголизма? Именно этот вопрос задолго до обращения к врачу пугает многих. Что ж я теперь не мужик, если я закодировался… И по праздникам не смогу чуть-чуть выпить… Сосчитайте сколько проблем связано с алкоголем […]
  • Как помочь пережить стресс Как помочь пережить стресс Новое место, чужие люди - как помочь ребенку пережить стресс Первые недели в детском саду или начальной школе, новые люди, долгое время без мамы… многие дети болезненно воспринимают такие кардинальные перемены, произошедшие в их жизни. Главной задачей родителей в этот период – помочь […]