Нормализации стресса

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НОРМАЛИЗАЦИИ СТРЕССА.

Психологический стресс — это реакция человека на любое предъявленное ему требование, связанное с напряжением его психики, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменившимся условиям.

Действия, препятствующие возникновению стрессовых ситуаций:

1. Понимание относительности любых оценок событий. Повышенная ответственность часто приводит к внутриличностным конфликтам и стрессу.

2. Снижение ответственности принимаемых решений. Информационные перегрузки могут быть причиной стресса, вероятных внутриличностных и межличностных конфликтов.

3. Снижение уровня притязаний делает менее вероятным появление стресса. Чем больше уровень притязаний, тем чаще возможно возникновение стресса, который является реакцией, мобилизующей индивида на борьбу с трудностями.

4. Если индивид не в силах изменить конкретную ситуацию, то он должен изменить свое отношение к ней. Конфликтное поведение человека является его реакцией на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую его интересам.

5. Действовать в соответствии с нормами морали и нравственности, и оценку теми, кто не соблюдает эти нормы, можно просто не принимать во внимание. Рекомендуется стараться уменьшать свою зависимость от внешних оценок, освобождаться от потребности во внешнем одобрении.

6. Следует всегда учитывать тот факт, что ситуация, в которой в данный момент находится индивид и воспринимает ее как стрессовую, еще не самая худшая из возможных вариантов. Степень удовлетворенности своей жизнью оказывает сильное влияние на благоприятное состояние психики человека. Чем больше степень удовлетворенности жизнью и окружающей обстановкой, тем меньше человек подвержен стрессу.

2. ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Способы восстановления и поддержания здоровья.

• полноценный крепкий сон не менее 8 часов в сутки;

• перед сном рекомендуется прогулка на свежем воздухе;

• за 2 часа до сна желательно не выполнять высокоинтеллектуальную работу.

2. Употребление свежих и экологически чистых продуктов питания, а также отфильтрованной воды.Рациональное питание — это умеренное, насыщенное растительной пищей, богатой витаминами и микроэлементами, подвергающейся минимальной тепловой и химической обработке.

3. Очищение воздуха с использованием ионизаторов.

4. Регулярные занятия спортом. Физические тренировки оказывают благотворное воздействие на здоровье человека в целом и на его психическое состояние, они являются средством профилактики стресса.

5. Прогулки на свежем воздухе.

6. Создание благоприятной, уютной обстановки дома и в офисе:

• дома и в рабочем кабинете необходимо иметь комнатные растения;

• дизайн интерьера должен быть выполнен в спокойных, неярких тонах;

• освещение помещения не должно быть раздражающим.

7. Воздействие звуковой информации. Звуковая информация, получаемая человеком, оказывает сильное влияние на психическое здоровье. Рекомендуется избегать воздействия громких, неестественных звуков (громкая музыка, шум двигателя, работа различных инструментов и т.п.). Соблюдение всех вышеперечисленных моментов значительно укрепляет жизненный тонус человеческого организма, улучшает настроение, повышает стрессоустойчивость в повседневном и деловом общении.

Дата добавления: 2016-02-24 ; просмотров: 651 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

В тридцатые годы прошлого столетия канадский эндокринолог Ганс Селье разработал теорию стресса. Этот феномен, название которого в переводе с английского означает «напряжение», не только прославил Селье на весь мир, но и стал объектом пристального исследования в добром десятке наук. Психологический стресс — совокупность защитных реакций человека, возникающих в ответ на влияние многих факторов как физических, так и психологических. Столкнувшись с трудностью, человек испытывает стресс. Но трудность — понятие субъективное. То, что трудно для одного человека, может быть легким для другого. Ситуация, трудная сейчас, может стать обычной через минуту — достаточно изменить ее оценку, уровень притязаний, отношение к ней.

Какие же психологические факторы можно учесть, чтобы, по возможности, нормализовать стресс, являющийся естественным следствием динамичной и сложной жизни?

01 Человек — существо социальное, поэтому ему в течение всей жизни свойственно соревноваться с окружающими. Начиная уже с младенческого возраста он оценивает свое положение и свою жизнь, сравнивая ее с положением и жизнью других людей. Но свою естественную потребность в развитии, самооценке можно удовлетворять и другим способом. Можно соревноваться с самим собой. Сравнивайте свои сегодняшние достижения с успехами в прошлом, а не с тем, чего добились другие. У этих других иные возможности, другие ресурсы, наконец, другая жизнь. Основным в жизни должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими. Соревнование с окружающими гораздо чаще вызывает стресс, чем соревнование с самим собой.

02 Каждый человек по-разному оценивает свои возможности по управлению собственной жизнью. Один считает, что именно от него зависит 90% того, что с ним происходит. Другой полагает, что очень многое зависит от судьбы, конкретных обстоятельств и других объективных факторов, сам он контролирует свою жизнь только на 30%. Кто из этих двоих при прочих равных условиях чаще испытывает стресс? Скорее всего, тот, кто полагает, что практически полностью определяет свою жизнь, независимо от внешних обстоятельств. Ведь ответственность за все неудачи, которые с ним, как и с любым человеком, происходят, он возлагает в основном на себя и переживает это. Понимание относительности любых оценок событий, происходящих в нашей жизни, уменьшает стресс от неудач. Высокое чувство ответственности — положительное качество человека. Но суперответственность часто приводит к стрессу. «Все будет так как надо, даже если будет по-другому», — сказал мудрый человек.

03 Информационные перегрузки — типичная причина стресса. Если мы стали раздражительны, часто испытываем стресс, нас мучает бессонница, то необходимо оценить объем и значимость информации, которую еженедельно перерабатывает наш мозг. Если вы считаете, что должны взять на себя ответственность за решение десятков нужных и не очень нужных дел, то не стоит долго размышлять над тем, почему вы часто устаете и бываете очень раздражительным. Сократите объем информации, которую вы вынуждены ежедневно перерабатывать — и вы снова станете спокойным и жизнерадостным. Поэтому уменьшение количества принимаемых решений и ответственности за них, сокращение числа сфер жизни и деятельности, в которых мы проявляем активность, неизбежно приведет к снижению информационного стресса.

04 Важнейшей личностной характеристикой человека является уровень его притязаний. Один обязательно хочет стать президентом, заработать первый, потом второй миллион долларов. Другой будет доволен и счастлив, если удастся заработать на сносную жизнь, получить какое-то жилье, дать образование детям. Если человек легко достигает значительных успехов в одной или даже нескольких сферах жизнедеятельности, то он может продолжать ставить перед собой трудные задачи и без особого перенапряжения решать их. Если же человек часто попадает в стрессовое состояние, то необходимо оценить уровень своих притязаний и имеющиеся возможности по достижению поставленных целей. Чем выше уровень притязаний, тем чаще может возникать стресс, который является реакцией, мобилизующей человека на преодоление трудностей. Уменьшение притязаний до уровня, адекватного вашим возможностям, неизбежно снизит вероятность возникновения стресса.

05 Суждение о том, что жизнь может быть хорошей, а может быть и плохой, кажется тривиальным и бесспорным. Стрессированность человека является его ответом на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую его интересам. Однако в философском смысле сама по себе жизнь ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой жизнь во многом делает наше восприятие ее. Если у нас возникла серьезная проблема, то все окружающее воспринимается в черном цвете, и мы чувствуем себя несчастными. Стоит нам справиться с этой проблемой, и восприятие окружающего мира может измениться на противоположное. Но ведь в окружающем мире не произошло никаких перемен. Изменился не мир, а наше восприятие его. Отсюда вывод — если мы не можем изменить ситуацию, то необходимо изменить свое отношение к ней.

06 Человек обычно всегда оценивает свои поступки. Он оценивает их, опираясь на собственные критерии, но также учитывает мнение окружающих. Оценка окружающих может быть основной. Осознание рассогласования самооценки и оценки со стороны окружающих может привести к внутреннему конфликту и стрессу. Для предупреждения таких последствий необходимо выполнение двух условий.

Во-первых, важно постоянно заниматься самосовершенствованием. Нужно добросовестно исполнять свои должностные обязанности, не наносить ущерба окружающим, быть порядочным и культурным человеком.

Во-вторых, желательно постепенно уменьшать свою зависимость от внешних оценок, избавляться от постоянной потребности во внешнем одобрении. Если человек обладает высокой нравственностью, является профессионалом и тружеником, то он не должен зависеть от того, кто и что о нем говорит или думает. Он должен ориентироваться в основном на внутреннюю оценку своих поступков. Жить по совести, а не исключительно по внешним оценкам — это значит реже попадать в стресс.

07 Степень удовлетворенности своей жизнью оказывает заметное влияние на психику человека. Чем более человек доволен своей жизнью, тем реже он испытывает стресс. Но удовлетворенность жизнью формируется на основе субъективных критериев. Человек оценивает свою жизнь, сравнивая ее с жизнью других людей. Он, обычно неосознанно, чаще замечает в жизни других людей выигрышные стороны и не видит, не думает о тех проблемах и бедах, с которыми внешне легко и беззаботно живущие люди нередко сталкиваются. Отчасти это объясняется тем, что люди стараются демонстрировать окружающим свои достижения и скрывать от них свои проблемы и неудачи. Кроме того, человек несколько чаще оценивает свою жизнь, сравнивая ее с жизнью тех, кто, по его мнению, живет лучше. Если вы попали в стрессовую ситуацию и необходимо взять себя в руки, успокоиться, то подумайте о положении тех, кто находится в худших, а не лучших условиях. По данным ООН, на планете более 300 миллионов людей живут впроголодь, десятки миллионов употребляют наркотики, более 100 миллионов тяжело больны. В 1998 году сотни тысяч покончили жизнь самоубийством и т.д. Важно помнить о том, что на Земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в наше нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья.

08 Какими бы делами вы не занимались, старайтесь упорядочить свою деятельность:

если вы, как кадровый работник, будете планировать на каждый рабочий день десятки важных дел, то неизбежно будете находиться в стрессе из-за непосильности выполнения намеченных задач. Наполеоновские планы могут быть без напряжения выполнены только тем, кто обладает наполеоновскими же возможностями. Сократив план, можно сразу уменьшить стресс. Люди часто сами создают себе трудности;

непременно составляйте список дел на следующий день, иначе вы не отдохнете: даже во сне ваш изможденный разум будет пытаться решить весь ворох завтрашних проблем. Обмануть его можно, только занеся нерешенный вопрос на бумагу и соорудив таким образом вполне материальную преграду между сегодняшним и завтрашним днем;

разбейте свой трудовой день на двухчасовые блоки, каждый из которых посвящен определенному делу или его части;

учитесь перекладывать часть своей работы на чужие — непременно надежные — плечи;

никогда не делайте двух-трех дел одновременно;

не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня, дабы на вас не давил груз нерешенных проблем;

в то же время, если вы считаете, что вас замучили проблемы, то прислушайтесь к возможно шутливому, но не лишенному жизненного здравого смысла совету: задвиньте проблемы подальше и запомните, что 90% из них решаются сами собой, а 10% не решаются вовсе. Поэтому, если на сегодня вы не смогли данную проблему решить, то не переживайте, может быть, завтра вы будете удачливее.

Таким образом, уменьшив объем и значимость перерабатываемой информации, изменив стратегию жизни и отношение к ней, упорядочив свою деятельность, можно нормализовать стресс, естественно возникающий как следствие современной российской жизни.

Психологические факторы нормализации стресса жизни у педагогов и учащихся

Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт, чем тот, кто находится в комфортном психофизиологическом состоянии. Болезнь, усталость, обида, высокая ответственность и другие подобные ситуации обычно обостряют реакцию человека. Находясь в стрессе, он чаще всего усугубляет проблемную ситуацию взаимодействия с окружающими. Стресс нередко бывает следствием и причиной внутриличностного конфликта. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса (дистресса) является важнейшим условием профилактики социальных и внутри личностных конфликтов.
Психологический стресс — реакция человека на трудную для него ситуацию. Но трудность — понятие субъективное. То, что трудно для одного человека, может быть довольно легким для другого. Например, планируя на каждый
рабочий день большое количество дел, можно спровоцировать стрессовое состояние из-за непосильности намеченных задач. Наполеоновские планы могут быть без напряжения выполнены только тем, кто обладает наполеоновскими же возможностями. Сократив план, можно сразу уменьшить стресс. Люди нередко сами создают себе трудности.
149 Глава 7
Какие психологические факторы следует учитывать, чтобы по возможности нормализовать стресс, являющийся следствием сегодняшней нестабильной, напряженной и сложной жизни? Назовем лишь некоторые из них. Человек существо социальное, поэтому ему в течение всей жизни свойственно соревноваться с окружающими. Уже с юных лет он оценивает свое положение, свою жизнь, сравнивая ее с положением и жизнью других людей. Но естественную потребность B саморазвитии и в самооценке можно удовлетвори и другим способом, а именно. соревнуясь с самим например, в течение года человек два раза болел ангиной и один раз гриппом. В последующем году он решил вести более здоровый образ жизни и в результате ни разу не болел. Однако в этом же году бывший подчиненный стал его начальником знакомые купили квартиру и машину, другие Знакомые нашли хорошую работу во Франции и уехали туда на три года Если в конце года под. водя итоги, он стал бы оценивать свои успехи, сравнивая их с успехами знакомых, то год МОЖНо считать однозначно неудачным. Если оценивать собственные результаты, сравнивая их с тем, что было достигнуто в предыдущем году, то нельзя не отметить несомненное улучшение своей жизни. Человеку полезнее, соревноваться с самим собой, анес окружающими.
Опрос 47 учителей показал, что, согласно самооценке, 62/о соревнуются с окружающимиgt; а 38% — с самим собой. По мнению 231 государственного служащего, в 55% ситуации они соревнуются с окружающими, а в 45% — с самим собой. Данные опроса показывают, что главным для большинства россиян является соревнование с окружающими. Изменение хотя бы приоритетов в этом естественном соревновании будет способствовать уменьшению жизненных стрессов и поможет профилактике конфликтов. Це
ликом сосредоточиваться на соревновании с самим собой тоже нельзя станешь «белой вороной» в школьном коллективе. Лучшая стратегия поведения — соревнование с самим собой на 60%-70%,, с окружающими -на 30%-40%.
Зададим себе детский вопрос: «В чем же все-таки заключается смысл нашей быстротечной жизни?» Один из ответов звучит так: «Смысл жизни -_ в самосовершенствовании». Совершенствовать окружающие мир нужно очень осторожно. Пока
150
—Профилактика конфликтов и стресса жизни
мы наблюдаем немало печальных итогов после воздействия человека на окружающий мир. Пытаться совершенствовать других людей — значит обречь себя на конфликты. Лучше всего заняться самим собой. Только улучшив себя, человек позитивно влияет на внешний мир. Правильное и эффективное воздействие на других людей — личный пример. Что такое самосовершенствование? Это соревнование с самим собой. Люди по-разному оценивают свои возможности по управлению собственной жизнью. Одни считают, что именно
от них зависит 90% того, что с ними происходит. Другие полагают, что очень многое зависит от судьбы, расположения звезд, конкретных обстоятельств и других объективных факторов, а сами они контролируют свою жизнь
только на 30%. Какая из этих двух групп при прочих равных условиях чаще испытывает стресс? Скорее всего, те, кто полагают, что вполне самостоятельно определяют свою
жизнь, независимо от внешних обстоятельств. Ведь ответственность за все неудачи, которые с человеком происходят, он возлагает в основном на себя.
Высокое чувство ответственности — положительное качество человека. Однако суперответственность часто приводит к внутриличностным конфликтам и стрессу. «Все будет так, как надо, даже если будет по- другому», — сказал мудрый человек. Нет ничего абсолютно хорошего, как нет и ничего абсолютно плохого. Многое в нашей жизни зависит от нашего отношения к происходящему. Понимание относительности любых оценок событий, происходящих в жизни, уменьшает стресс от неудач.

Учителя, согласно ревультатам опроса, оценивают свою ответственность за проблемы, которые у них возникают в жизни и профессиональной деятельности, на 62%, а госслужащие — на 68%. Другими словами, если класс плохо успевает по предмету, то многие учителя считают, что на 62% виноваты в этом они.
Чем выше чувство ответственности у школьного учителя, тем лучше он работает. Главное — не реагировать на неизбежные проблемы и на ошибки слишком эмоционально.

Реакция на неудачи должна быть максимально рациональной. Информационные перегрузки — типичная причина стресса и возможных в связи с этим внутриличностных и межличностных конфликтов. Если вы стали раздражи-
151
тельны, часто испытываете стресс, вас мучает бессонница, то необходимо заново оценить объем и значимость информации, которую еженедельно получаете, и попытаться изменить свое отношение к ней. Если ребенок ходит в музыкальную школу, занимается с репетитором английским, посещает секцию каратэ, учится в школе на «отлично», то не нужно долго выяснять, почему он стал капризным. Немотивированные регулярные капризы могут быть следствием информационной перегруженности ребенка. Если сократить объем информации, которую он еженедельно получает, то ребенок снова станет спокойным и жизнерадостным.
Основными источниками информационной перегруженности школьного учителя могут быть учебная и внеучебная нагрузка в школе, работа в приусадебном хозяйстве. Чтобы мы ни говорили, у нас всегда есть возможность регулировать общий объем работы. Непомерные нагрузки в школе и ежедневный труд в приусадебном хозяйстве могут стать причиной хронической перегруженности сельского учителя. Порой после окончания трудового дня у учителя не остается ни сил, ни желания для чтения книг и просмотра кинофильмов. Более всего характеризует человека уровень его притязаний. Один обязательно хочет стать президентом, миллионером, войти в Историю. Другой будет доволен и счастлив, если удастся стать мастером в цехе, достаточно зарабатывать, получить сносное жилье, дать образование детям. Если человек легко достигает значительных успехов в одной или даже нескольких сферах жизнедеятельности, у него непременно появляется
желание двигаться дальше, ставить перед собой новые задачи. Если же человек часто попадает в стрессовое состояние, то необходимо оценить уровень своих притязаний и взвесить свои возможности. Чем выше уровень притязаний, тем чаще может возникать стресс — своеобразная реакция, мобилизующая человека на преодоление трудностей. Уменьшение уровня притязаний заметно снищает вероятность возникновения стресса.
Уровень притязаний школьного учителя вряд ли бывает слишком завышенным. В тоже время он не должен быть ниже того уровня, которого потенциально способен достичь учитель. Гармония достигается тогда, когда уровень притязаний в какой-то степени превышает способности и воз-
152
—«Профилактика конфликтов и стресса жизни —
можности человека. Степень такого превышения определяется индивидуально. Известно высказывание Наполеона: «Плох тот солдат, который не носит в ранце жезл маршала». Однако если этот «маршальский жезл» становится причиной постоянного стресса, то лучше от него избавиться. Конфликтное поведение человека является его ответом на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую. Если вы не можете изменить ситуацию, то попытайтесь изменить свое отношение к ней.
Если директор школы вопреки желанию учителя поручает руководство самым трудным классом, то эмоционально сопротивляться этому можно только до подписания приказа. После того как приказ подписан, грамотнее будет изменить отношение к ситуации.
Во-первых, негативные эмоции уже ничего не изменят. Они: а) влияют на настроение и здоровье; б) ухудшают отношения учителя с директором; в) могут негативно повлиять на отношения с другими учителями; г) ухудшают будущие отношения с классом, так как безусловно, школьники уже будут в курсе противоборства и узнают, что учитель не хотел с ними работать. />Во-вторых, если учителю дают самый трудный класс, значит, руководство школы достаточно высоко оценивает профессиональные способности учителя.

В-третъих, руководство трудным классом позволит продемонстрировать педагогическое мастерство учителя.
В-четвертых, руководство трудным классом дает основание отказаться от ряда других поручений, которые могли быть менее приятны, чем работа с трудными школьниками. Человек, оценивая свои поступки, обычно опирается
на собственные критерии, но учитывает и мнение окружающих. Иногда оценка окружающих может быть доминирующей. Рассогласование самооценки и оценки личности
окружающими может привести к внутриличностному конфликту и стрессу. Для предупреждения такого рода стресса и конфликтов необходимо соблюдать два условия.
Во-первых, постоянно заниматься самосовершенствованием, добросовестно исполнять должностные обязанности, быть порядочным и культурным человеком.
Во-вторых, стараться постепенно уменьшать свою зависимость от внешних оценок, избавляться от потребности во
153
Глава 7
внешнем одобрении. Человек, обладающий высокой нравственностью, должен ориентироваться в основном на внутреннюю оценку своих поступков. Здесь уместно напомнить высказывание Марка Аврелия: «Человек должен быть честным и справедливым по натуре, а не по обстоятельствам». Степень удовлетворенности собой оказывает заметное влияние на психику человека: чем более он доволен своей жизнью, тем реже испытывает стресс. Такого рода удовлетворенность формируется на основе субъективных критериев. Человек оценивает свою жизнь, сравнивая ее с жизнью других людей. Но нередко он замечает в жизни других людей лишь выигрышные стороны и не видит проблем и бед, с которыми внешне беззаботные люди сталкиваются. Поэтому полезно, если вы попали в стрессовую ситуацию и нужно взять себя в руки, подумать о положении тех, кто находится в худших, чем вы, условиях.

Важно помнить, что на Земле ныне живут сотни миллионов людей, которые, оказавшись на вашем месте, завидовали бы сами себе.

knigi.link

Социально-психологические условия профилактики конфликтов

Пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам. Баланс ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, взаимных услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки. Психологические факторы нормализации стресса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии. Особенности межличностных конфликтов в коллективе военнослужащих; причины, условия и факторы, влияющие на их уровень. Социально-психологические условия профилактики конфликтов в воинской среде.

дипломная работа [278,6 K], добавлен 24.05.2013

Теоретический анализ проблемы социально-психологических условий профилактики межличностных конфликтов. Исследование особенностей межличностных конфликтов в воинской среде. Разработка программы психологического тренинга по профилактике конфликтов в армии.

дипломная работа [700,2 K], добавлен 24.05.2013

Психологические особенности развития личности. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование. Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте. Основные психологические новообразования переходного периода.

дипломная работа [159,8 K], добавлен 07.08.2010

Характеристика стресса, социально-психологические особенности развода. Причины и последствия разводов в семье. Условия преодоления стрессовых реакций. Экспериментальное исследование динамики состояний супругов в процессе развода и в послеразводный период.

курсовая работа [45,3 K], добавлен 09.08.2011

Уровень притязания и самооценка как социально-психологические явления, психологические аспекты их формирования у подростков. Анализ результатов исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у учеников с их социальным положением в классе.

курсовая работа [415,0 K], добавлен 16.03.2010

Психологические особенности подросткового возраста, характеристика основных этапов взросления. Психологические факторы, определяющие предрасположенность к суицидальному поведению. Определение типов акцентуаций характера и эмоционального состояния.

дипломная работа [735,8 K], добавлен 17.06.2013

Анализ идеи Г. Селье об адаптационных ресурсах стресса, тезисы классической теории. Основные направления стресса: экологический, транзактный и регуляторный. Причины возникновения информационных стрессов. Особенности профессионального стресса менеджеров.

дипломная работа [429,8 K], добавлен 16.06.2012

Профилактика конфликта как элемент управления им. Человеческий фактор как параметр оптимизации взаимодействия специалистов и клиентов социальных служб. Психологические методы профилактики конфликтов в ходе социальной работы, условия их предупреждения.

реферат [44,3 K], добавлен 01.02.2014

Психологические представления об одиночестве в отечественной и зарубежной литературе. Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном обществе. Экспериментальное исследование проблемы одиночества в пожилом возрасте, критерии оценки.

дипломная работа [160,3 K], добавлен 03.07.2015

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

реферат [29,3 K], добавлен 28.06.2008

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

otherreferats.allbest.ru

Психологические факторы нормализации стресса

Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта 215

Психологический стресс — реакция человека на трудную для него ситуацию. Он бывает информационным и эмоциональным. Трудность — понятие субъектив­ное, что означает наличие у нас возможностей уменьшить стресс. Ситуация мо­жет быть трудна в какой-то конкретный момент, а несколько позже может стать обычной, достаточно изменить лишь ее оценку, уровень притязаний, отношение к ней. Например, можно планировать на каждый рабочий день столько дел, что их объем постоянно будет вводить нас в стрессовое состояние. Сократив план, мож­но сразу уменьшить стресс. Важно вовремя делать подобные шаги. Вот некото­рые из них.

1. Человек — существо социальное, поэтому ему свойственно соревноваться с окружающими. Соревнование с окружающими гораздо чаще вызывает стресс, чем соревнование с самим собой. Мы не знаем возможностей окружающих, а они могут быть гораздо выше наших возможностей. Ведь мы всегда стре­мимся достичь уровня тех, кто живет лучше нас, а не тех, кто хуже.

2. Информационные перегрузки — типичная причина стресса, возможных на этой почве внутриличностных и межличностных конфликтов. Если мы ста­ли раздражительны, нас мучает бессонница, то необходимо сократить по воз­можности объем и значимость информации, которую еженедельно перера­батывает наш мозг. 3. Люди по-разному оценивают свои возможности по управлению собствен­ной жизнью. Более подвержены стрессу те, кто полагает, что полностью оп­ределяет свою жизнь независимо от внешних обстоятельств. Они возлагают ответственность за все неудачи на себя и переживают это. Им мешает непо­нимание того факта, что многое в нашей жизни зависит от нас, но многое от нас не зависит. 4.Чем выше уровень притязаний, тем более вероятен стресс, — реакция, моби­лизующая человека на преодоление трудностей. Один человек легко дости­гает успеха, другой часто перенапрягается и попадает в стрессовое состоя­ние. Для последнего существует один выход — адекватно оценить уровень своих притязаний и имеющиеся возможности по их достижению.

5.Конфликтное поведение человека — ответ на ситуацию, которую он оцени­вает как угрожающую. Сама по себе жизнь ни хороша, ни плоха — она объек­тивна. Окраску ей придает наше восприятие. Значит, есть шанс, изменив его, избавиться от стресса.

6.Человек, оценивая свои поступки, опирается как на собственные критерии, так и на мнение окружающих. Для предупреждения стресса и конфликтов, вызванных противоречием между внутренней и внешней оценкой, необ­ходимо выполнение двух условий. Во-первых, важно постоянно доб­росовестно исполнять свои должностные обязанности, не наносить ущерба окружающим, заниматься самосовершенствованием. Во-вторых, жела­тельно постепенно уменьшать свою зависимость от внешних оценок, избав­ляться от потребности во внешнем одобрении.

7.Человек, обычно неосознанно, замечает в жизни других выигрышные сторо­ны и не видит тех проблем, с которыми внешне беззаботно живущие люди сталкиваются. Но вполне возможно, что кто-то сейчас завидует Вам.

216_________________________Раздел 5, Предупреждение конфликтных взаимоотношений

studopedia.ru

Это интересно:

  • Неврозы по карвасарскому Симптомы и причины невроза «Невроз это психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека». Лечение невроза, сложный и трудоёмкий процесс, как для специалиста, так и для клиента, страдающего неврозом. Так как задачи лечения […]
  • Самая длительная фаза стресса Динамика стрессовых состояний личности В эксперименте на животных Г. Селье выяснил, что те же самые состояния изменений внутренних органов, которые вызываются впрыскиванием вытяжек из желез, обнаруживаются также при воздействии холода и жары, при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении и многих других […]
  • Что такое дцп болезнь аутизм Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна GMS - единственная клиника, которая оперативно отреагировала вечером, когда у моей жены болел живот. Обычная скорая, в которую мы. Лечением данного заболевания занимается Психотерапевт Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна. Приговор? Говорим смело — нет! Метод доктора Глебовского, […]
  • Проблема умственной отсталости по выготскому Проблемы психологии умственно отсталых детей в работах Л.С.Выготского Как и всякие другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно для всех, что даже самые ограниченные из педологов, представлявшие себе раьвитие ребенка как процесс увеличения […]
  • Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна Людмила Тюрина Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального […]
  • Полезные продукты от стресса Полезные продукты от стресса Стресс можно победить с помощью еды, но речь идет не о кремовом тортике или бутерброде с колбасой, а о правильном здоровом питании – выборе тех, кто заботиться о своем состоянии организма. Как справиться со стрессом? Снимать стресс вкусненьким привыкли многие. Например, в конце тяжелого […]
  • Алкогольную энцефалопатию вернике Алкогольную энцефалопатию вернике В 1881г. Карл Вернике описал заболевание с острыми симптомами, характеризующиеся расстройствами психики, с отеком зрительных нервов, кровоизлияниями в сетчатку, глазодвигательными нарушениями и нарушениями координации при ходьбе. Наиболее частые причины развития данного заболевания, […]
  • Панель аутизм Панель аутизм Ключевыми симптомами заболеваний, включенных в панель, являются недифференцированная задержка психо-речевого развития (или умственная отсталость, УО) и/или расстройства аутистического спектра (РАС). При исключении негенетических причин УО и РАС, таких как внутриутробное поражение плода (например, […]