О стрессе является ганс селье

СЕЛЬЕ Ганс

Без стресса жизнь мертва. — Ганс Селье

Значительное большинство физических заболеваний имеют отчасти психосоматическое происхождение. – Ганс Селье

Лучший способ избежать вредоносного стресса — избрать себе такое окружение (жену, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найти работу, которую вы можете любить и уважать. — Ганс Селье «Стресс без дистресса»

Мышцы становятся дряблыми и атрофируются, если мы их не упражняем. Мозг приходит в расстройство и хаос, если мы не используем его для достойных занятий. – Ганс Селье

На воздействия разного рода — холод, усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение, боль и многое другое — организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и неким общим однотипным физиологическим процессом, вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней. — Ганс Селье

Не могу предложить никаких полезных советов тем, кто удовлетворен бесцельным существованием, кто потворствует собственным прихотям и бездумно плывет по течению, тем, для кого это не отдых от основных занятий, а конечная жизненная цель. — Ганс Селье «Стресс без дистресса»

Работа нужна человеку для нормальной жизнедеятельности, как нужны воздух, пища, сон, общение. — Ганс Селье «Стресс без дистресса»

Слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Первый слог постепенно исчез из-за «смазывания», или «проглатывания», подобно тому как дети превращают слово «bесаusе» в «саusе». Теперь слова эти имеют различное значение, несмотря на общность происхождения, так же как в литературном языке мы отличаем «bесаusе» (живому что) от «саusе» (причина). Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен. — Ганс Селье «Стресс без дистресса»

Стресс — это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс саязан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. — Ганс Селье «Стресс без дистресса»

Эгоизм, или себялюбие, — древнейшая особенность жизни. От простейших микроорганизмов до человека все живые существа должны прежде всего защищать свои интересы. Едва ли можно рассчитывать, что кто-то станет заботиться о нас добросовестнее, чем о себе самом. Себялюбие естественно, но, поскольку его считают отталкивающим и некрасивым, мы пытаемся отрицать наличие этого качества в нас самих. Мы боимся его, потому что в нем таятся семена раздора и мести. — Ганс Селье «Стресс без дистресса»

Я был уверен, что умру, и сказал себе: «Ну что ж, это, кажется, самое худшее, что может со мной произойти, но я могу отнестись к этому по-разному; либо я буду расхаживать повсюду, как жалкий кандидат на смерть, дожидающийся своей очереди, и хныкать в течение года, либо я попытаюсь выжать из жизни все возможное». Я выбрал второй путь, потому что я борец, и рак стал величайшей битвой моей жизни. Я воспринял его как естественный эксперимент, подвергший меня последнему испытанию –выдержу я или нет. И вот случилась странная вещь. Прошел год, потом два и три, и вот что случилось. Оказалось, что я счастливое исключение. – Ганс Селье

www.wisdomcode.info

О НАШЕМ ЦЕНТРЕ

Доброго времени суток! Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте Психологического центра “Земля-Воздух”, который был создан для жителей Москвы и Юго-Восточного Подмосковья.

Мы – это группа профессиональных психологов, имеющих большой практический опыт в деле оказания психологической помощи и поддержки всем, кто в ней нуждается: взрослым, детям и подросткам, семьям, людям, находящимся в кризисе, страдающим психическим заболеванием, перенесшим психологическую травму.

Основные кабинеты психологов располагается в центре Москвы, но мы один-два раза в неделю также выезжаем в филиалы, которые есть в г. Люберцы, в г. Раменское и г. Жуковский.

У нас в команде только опытные профессионалы с высшим профильным образованием:

1) клинический психолог в Москве

2) семейный психолог в Москве

3) детский психолог в Москве

4) клинический психолог в Люберцах

5) психолог для всей семьи в Люберцах

6) детский психолог в Люберцах

7) клинический психолог в Раменском

8) семейный психолог в Раменском

9) детский психолог в Раменском

10) логопед в Раменском

11) дефектолог в Раменском

12) клинический психолог в Жуковском

13) психолог для всей семьи в Жуковском

14) детский психолог в Жуковском

15) логопед в Жуковском

Если не сможет принять лично Алексей Александрович, то он Вас направит к своему не менее профессиональному коллеге.

У нас Вы можете:

— получить рекомендации профессионала, обсудить жизненную ситуацию, своё психологическое состояние и психическое здоровье (индивидуальное консультирование);

— обрести согласие с супругом/супругой (семейное консультирование);

— получить поддержку, если у вас трудный ребёнок или подросток (детские коррекционно-развивающие занятия при ЗПР, ДЦП, ММД, РДА, гиперактивности и др. заболеваниях);

— решить сексуальные проблемы (сексология);

— развить определённые навыки (тренинги);

— освободиться от страхов, депрессии, агрессии, неврозов, зависимости, ПТСР и других расстройств (психотерапия);

— разрешить споры с людьми (конфликтология);

— узнать, как осуществить мечты (коучинг);

— изучить характер, личностные черты, уровень развития навыков у своего ребёнка и себя (психодиагностика);

— отпустить негативное прошлое и начать чувствовать настоящий момент (классический психоанализ);

— научиться получать от жизни удовольствие и результат.

Семь самых популярных вопросов, которые нам задают

1) Как проходит индивидуальная консультация и сколько она стоит?

Психолог в Москве, психолог в Люберцах, психолог в Раменском и психолог в Жуковском принимают в отдельных кабинетах по предварительной записи.

2) Сколько нужно посещений, чтобы решить свой вопрос?

Специалист никогда не возьмется точно назвать, сколько бесед Вам необходимо. Человек может найти ответы на свои вопросы после одной встречи, а может консультироваться до 3-х лет. Как правило, после первой по большому счёту диагностической консультации сами клиенты начинают понимать нужно ли им продолжать посещения. Иногда клиенты решают посещать сессии 1-2 раза в неделю, а иногда приходят на беседы в профилактических целях раз в месяц или даже раз в полгода. Всё индивидуально.

3) Кто такой клинический психолог и чем он отличается от психиатра?

Клинический психолог – это специалист с высшим психологическим образованием, который работает как со здоровыми людьми: детьми, взрослыми, семьями, так и с теми, у кого есть то или иное психическое или неврологическое заболевание. Клинический психолог – это не врач. Психиатр и невролог ставят диагнозы, прописывают таблетки. Клинический психолог этого не делает. Однако он также как психиатр хорошо разбирается в психиатрии, клинической и специальной психологии.

Наш клинический психолог в Люберцах, равно как и клинический психолог в Раменском – это специалист из Москвы, который выезжает на приём в филиалы 1-2 раза в неделю. Клинический психолог в Жуковском пока принимает в кабинете г. Раменское.

4) Как и чем может помочь семейный психолог моей семье?

Один из самых частых запросов – нормализация взаимоотношений между близкими людьми. Сегодня психология накопила громадный опыт в решении этой задачи. Можно с уверенностью говорить, что наш специалист способен оказать помощь, но, в конечном счете, всё зависит от тех, кто обратился к нему. Если люди действительно готовы бороться за любовь, они обязательно вернут согласие и гармонию в свой дом. Профессионал может помочь быстрее пройти кризисный этап, выстраивая честный диалог между партнёрами, при этом специалист следит за тем, чтобы при разговоре клиенты не переходили на оскорбления другого человека, а лишь говорили о своих переживаниях и предлагали варианты решения той или иной задачи, вскрывая глубинные причины её возникновения. Фактически, на сеансах семейной психотерапии партнёры учатся доверию и корректному диалогу, хотя сначала им хочется использовать профессионала в качестве третейского судьи, человека, который решит кто из партнёров прав, а кто виноват. Хороший специалист будет стараться уйти от выполнения судейских функций и обращать внимание на то, что основные сложности находятся в именно сфере коммуникации двух, трёх ранее близких людей.

5) С какими проблемами работают детские психологи центра?

Работа с маленькими клиентами – наиболее сложная и важная. Мы предоставляем помощь в выявлении и коррекции проблем связанных с психологическим состоянием детей и подростков, их развития и воспитания.

Занятия с детским психологом помогают снизить тревожность, улучшить психоэмоциональное состояние, сон, избавиться от проблем с нарушением питания и стула. Мы способны помочь дошкольникам и младшим школьникам быстрее, качественнее и комфортнее овладеть необходимыми учебными навыками, сформировать мотивацию к дальнейшему обучению.

У нас могут найти помощь и поддержку и те родители, чьи дети страдают такими заболеваниями как ЗПР, ДЦП, ММД, гиперактивность, РДА, эпилепсия, умственная отсталость.

Особую важность имеет работа с подростками. Наши рекомендации помогают подростку повысить самооценку, справиться с колебаниями настроения, с конфликтами дома, в школе, в компании. Подростковый возраст, как переходный этап от детства к взрослой жизни важен ещё и тем, что именно тут часто манифестируют многие психические заболевания. И иногда за простой акцентуацией характера может прятаться гораздо более сложная проблема. Вот почему так важно взаимодействовать именно с клиническим психологом, в задачи которого входит и оценка психиатрического статуса ребёнка.

6) Можно ли заказать вызов специалиста на дом и получить письменное заключение?

Можно. Цена данных услуг зависит от нескольких факторов, главным из которых является причина необходимости выезда специалиста и цель, с которой планируется использовать письменное заключение. Условия предоставления данных услуг обсуждается индивидуально по телефону.

7) Есть ли возможность получить консультацию по Skype и сколько она стоит?

Да, у нас можно заказать консультации по Skype и цена, как правило, на эту услугу самая выгодная. Однако имеется ряд ограничений и условий. Обращаем Ваше внимание, что при очном общении консультаций специалист может получить гораздо больше данных о Вас и Вашей ситуации. Это достигается за счёт сбора так называемой невербальной информации. Наличие контакта “глаза в глаза” гораздо информативнее и для клиента с точки зрения простого логического речевого обсуждения ситуации. Многократно проверено, наличие видеокамеры помогает, но не делает Skype-консультацию равноценной классической встрече в кабинете. Кроме того не редки банальные проблемы с техникой, качеством и скоростью Интернета. Заказывая консультирование по Skype, будьте готовы к подобным сложностям. Вместе с тем, данный вид консультаций иногда представляется единственно возможным, особенно для жителей дальних регионов России и Мира.

Пожалуйста, заранее проверьте технику и наличие подключения к сети. Подготовьте тихое, изолированное помещение, удобное кресло или, лучше диван. При возникновении проблем со связью наш специалист сам будет Вам перезванивать. Оплата услуг осуществляется путём перевода денежных средств на банковскую карту психолога. Обычно Skype-консультации проводятся в самое позднее время после основного приёма.

Если Вам нужна консультация психолога в Раменском, консультация семейного психолога в Жуковском, консультация детского психолога в Люберцах, нужен психолог в Москве — позвоните нам!

Новая информация

С 01 июня 2018 г. открыта запись (индивидуальные и семейные психологические консультации) на июнь 2018.

Если Вы стремитесь к самопознанию, осознанности, гармонизации отношений, лучшему пониманию мужчин, с которыми контактируете ежедневно, то эта встреча для Вас!

Для всех желающих мы проводим 2-часовой тренинг, где Вы поставите цели и разработаете поэтапный план их достижения. Ведущий: психолог и наш друг Алексей Александрович Кравченко!

Теперь Ваш ребёнок может пройти комплексную нейропсихологическую диагностику познавательного и интеллектуального развития.

Подписывайся!
Видео-канал о развитии и психологии личности, открывает доклад клинического психолога Алексея Александровича Кравченко о влиянии детства и людей из прошлого на вашу текущую жизнь и психическое здоровье.

akravchenko.ru

Селье Ганс

Соч.: A syndrome produced by diverse nocuous agents, «Nature», 1936, v. 138, s. 32; The stress of life, N. ‒ Y., [1956]; Experimental cardiovascular diseases, v. 1‒2, В., 1970; Hormones andresistanse, v. 1‒2, В., 1971; в рус. пер. ‒ Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960; Профилактика некрозов сердца химическими средствами, М., 1961; Сорок лет научно-исследовательской работы в медицине, «Патологическая физиология и экспериментальная терапия», 1969, № 3; Некоторые аспекты учения о стрессе, «Природа», 1970, № 1; На уровне целого организма, М., 1972.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Селье Ганс» в других словарях:

Селье Ганс — (Selye) Селье (Selye) Ганс (1907 1982) Канадский патолог. Родился в Вене. С 1932 жил в Канаде. Образование получил на медицинском факультете Немецкого университета в Праге, в Парижском и Римском университетах. С 1931 работал в университете Джонса … Сводная энциклопедия афоризмов

Селье Ганс — (1907 1982) канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе . На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизовал это учение применительно к человеческому поведению … Психологический словарь

Селье Ганс — (1907–1982) канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего (генерального) адаптационного синдрома совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для… … Большая психологическая энциклопедия

Селье Ганс — (Selye) (1907 1982), канадский патолог. Родился в Вене, с 1932 в Канаде. Сформулировал концепцию стресса, ввёл понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в… … Энциклопедический словарь

Селье, Ганс — Ганс Селье венг. Selye János … Википедия

Селье, Ганс — СЕЛЬЕ (Selye) Ганс (1907 82), канадский патолог. Родился в Вене, с 1932 в Канаде. Сформулировал концепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Селье Ганс / Selye, Hans — (1907 1982). Селье сформулировал систему правил поведения, основанную на законах, управляющих сопротивляемостью организма стрессу, помогающих людям справляться с личными, межличностными и групповыми проблемами … Психологическая энциклопедия

Ганс Селье — родился в 1907 году в семье врача, имеющего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (Австро Венгриия). После развала Австро Венгерской империи городок оказался на территории Чехословакии, и именно в этой стране Селье получил… … Википедия

СЕЛЬЕ (Selye) Ганс — (1907 82) канадский патолог. Родился в Вене, с 1932 в Канаде. Сформулировал концепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза… … Большой Энциклопедический словарь

Селье (Selye) Ганс — (1907 1982) канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе. Биография. Родился в Австрии в семье врача. Получил образование в Пражском университете. Работал в университетской клинике инфекционных болезней в Праге. В 1932 г. переехал в Канаду … Большая психологическая энциклопедия

dic.academic.ru

VII.4. Потребность в физиологическом стрессе

Да, да, именно в стрессе. Мы привыкли понимать под стрессом нечто опасное, вредное для здоровья. Часто родители, занимающиеся с детьми динамической гимнастикой и обливающие их холодной водой, обвиняются в том, что их дети испытывают стресс! И обвинители правы: ребенок действительно подвергается стрессовым нагрузкам. Не правы они в другом — стресс ни в коем случае нельзя рассматривать как отрицательный фактор.

Представление о стрессе как необходимом условии развития слабо освещается в популярной литературе для родителей. Однако от понимания этого вопроса зависит принятие или непринятие многих жизненно необходимых установок по отношению к ребенку. Представление о том, что ребенок «не должен подвергаться стрессу», приводит к созданию ему «тепличных» условий существования, недостаточной сенсорной стимуляции и обеднению среды. Итак, что же такое стресс?

Понятие стресса ввел Ганс Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». 1

Совершенно различные факторы (причем не имеет значения, приятны они нам или нет), вызывающие стресс — стрессоры — дают в организме одинаковую биологическую реакцию (вследствие этого и названную неспецифической). Реакция стресса — это вызванная стрессором потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние.

Стресса невозможно избежать. Наш организм постоянно к чемуто приспосабливается. «Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движения грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений». 2

Г.Селье предлагает следующую теоретическую модель для иллюстрации отношения стресса и различных уровней раздражителя (рис. 1).

Хорошо видно, что уровень стресса никогда не равен нулю. «Полная свобода от стресса означает смерть». 2

Заметим и другое — не только чрезмерное раздражение, но и его отсутствие (депривация) приводят к увеличению уровня стресса.

Г.Селье выделяет три фазы стрессовой реакции (или, как еще говорится, общего адаптационного синдрома) на какое-либо воздействие:

  1. Реакция тревоги. В этой фазе происходит процесс мобилизации резервов, но сопротивление организма еще недостаточно. На начальном этапе оно даже уменьшается.
  2. Фаза сопротивления. Уровень сопротивления поднимается выше обычного.
  3. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы. Графически это можно представить как на рис. 2.

Г.Селье делает следующий вывод: «Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады адаптационной энергии сверх унаследованного от родителей». 3

Селье признает, что стадия истощения после кратковременных нагрузок может быть обратимой, и стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным факторам. Этот вид стресса называется эустресс, тогда как стресс, приводящий к болезни, дистресс.

Однако в любом случае «полное истощение адаптационной энергии необратимо. Когда ее запасы иссякают, наступает старость и смерть». 4

Именно такие взгляды на стресс в конце концов привели к стереотипу, что стресс — это всегда плохо. Да, мы можем повысить сопротивляемость организма к какому-либо воздействию, но за это нам нужно заплатить.

И. А. Аршавский отмечает: «Г.Селье ввел в науку понятие «болезнь адаптации». Иначе говоря, он считал, что за адаптацию надо платить заболеванием. Именно в этом коренится сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать». 5

Данные, полученные в исследованиях И. А. Аршавского, позволили конкретизировать понятие о стрессе и опровергнуть бытующее представление о предопределенности уже в материнской яйцеклетке величины энергетического фонда (адаптационной энергии) и о развитии как «постепенно затухающем восстановлении организма». И.А.Аршавский дал следующее определение адаптации:

«Адаптация есть реакция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е. свободная энергия и рабочие возможности, а также общая неспецифическая резистентность». 6

Стрессоры, вызывающие такую форму адаптивной реакции, были названы физиологическими, поскольку «вызываемые ими энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня». Адаптивная реакция на такие раздражители называется реакцией физиологического стресса. Селье же на самом деле описывал патологический стресс. Реакция физиологического стресса также имеет три фазы, но они принципиально другие. Графически их можно представить как на рис.3.

При реакции физиологического стресса также повышается устойчивость организма к действию факторов, имеющих характер патологических стрессоров.

В результате действия физиологического стресса происходит «спиралеобразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень потенциальных рабочих возможностей». 7

Все это позволяет сделать вывод: «иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственного предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его». 8

Таким образом, мы должны различать стресс патологический и стресс физиологический.

Физиологический стресс — необходимое условие развития организма. «Нашими исследованиями установлено, — пишет И.А.Аршавский, — что рост и нормальное развитие организма возможны лишь в условиях действия физиологических форм стрессовых раздражений». 7

В естественных условиях (у животных) такими раздражителями являются колебания параметров среды обитания (перепады температур, влажности, нехватка пищи и т.д.) В наших условиях мы лишены многих естественных физиологических раздражителей. Поэтому правильнее сказать, что ребенок нуждается в стрессе, т.е. ему нужно его создавать. Конечно же, имеется в виду физиологический стресс.

Каковы же раздражители, вызывающие реакцию физиологического стресса? Перечислим основные:

  1. двигательная активность — это главное условие развития, обсуждавшееся нами ранее;
  2. температурные перепады и — особенно — температура окружающей среды ниже термокомфортной зоны;
  3. гипоксемические экспозиции, т.е. умеренная нехватка кислорода;
  4. солнечное излучение — естественный фактор, также вызывающий реакцию адаптации;
  5. ограниченная калорийность пищи.
  6. Все эти потребности обеспечиваются при естественном уходе за малышом, гимнастикой, водным тренингом и закаливанием.

    Относительно ограниченной калорийности пищи отметим, что, конечно же, ребенок не должен голодать. Однако при естественном подходе и, соответственно, естественном грудном вскармливании у ребенка формируется нормальное регулирование пищевых потребностей. Он будет есть только тогда, когда голоден, и ровно столько, сколько ему необходимо.

    Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов.

    Помимо физиологических и патологических стрессовых раздражителей, И.А.Аршавский вводит понятие диссипаторов, т.е. таких воздействий среды, которые не вызывают реакции адаптивного напряжения и тем самым снижают адаптивные возможности. Это избыточное питание, гиподинамия, высокая температура среды. Сюда же можно отнести нехватку сенсорной стимуляции.

    1 Г.Селье. Стресс без дистресса. М., 1982. С.27.

    3 Г.Селье. Стресс без дистресса. С.36.

    5 И.А.Аршавский. Ваш малыш может не болеть. С.20.

    6 И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982. С.80.

    7 И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. С.81.

    8 И.А.Аршавский. Ваш малыш может не болеть. С.6.

    newmama.ru

    Ганс Селье или краткая история стресса

    Ганс Селье или краткая история стресса

    Для большинства людей стресс — это когда человеку плохо. Но что удивительно, вряд ли кто-то вспомнит о нем, если речь идет о больном зубе, укачивании в самолете или ощущениях во время гриппа. Между тем слово «стресс» вошло в науку как обозначение исключительно физиологического феномена, необязательно связанного с отрицательными эмоциями, да и вообще с психикой.

    Имя Селье значится сегодня во множестве энциклопедий и справочников, где его чаще всего называют канадским ученым. Большая часть научной карьеры этого человека действительно прошла в Канаде. Однако путь к открытию, обессмертившему его имя, начался в только что возникшей на карте мира стране Чехословакии, где в конце 1920-х годов юный Ганс учился на медицинском факультете Немецкого университета в Праге. Как и все студенты-медики в мире, он проходил курс инфекционных заболеваний и старательно заучивал их симптомы. Болезней было много, симптомов — еще больше, запомнить отличительные особенности каждого недуга было нелегко. И при этом еще описание первых проявлений почти каждой хвори начиналось одним и тем же надоевшим рефреном: «повышенная температура, слабость, потеря аппетита…» — словно кто-то нарочно старался затруднить будущим медикам освоение и без того трудного материала.
    Вероятно, этот однообразный зачин нагонял тоску на тысячи и тысячи студентов. Но у Селье он вдруг возбудил любопытство: а почему, собственно, он столь однообразен? Почему ранние стадии самых разных инфекционных заболеваний так похожи друг на друга? И только ли инфекционных?

    Знакомство с медицинской литературой и собственные наблюдения в клинике убедили Селье: данный набор симптомов характерен для множества совершенно различных состояний — не только для инфекционных заболеваний, но и, например, для ожогов. В Канаде он получил возможность проверить свои идеи в экспериментах на крысах и обнаружил: у подопытных животных любое неблагоприятное воздействие — жара, холод, отравление — вызывает все те же изменения в работе организма. Препарирование грызунов добавило к подмеченным ранее симптомам новые: универсальная реакция сопровождалась уменьшением размеров тимуса (вилочковой железы — центрального органа иммунной системы), увеличением надпочечников, появлением в слизистых оболочках желудка и кишечника точечных кровоизлияний, а затем и язв.

    Это не могло быть непосредственным результатом самих повреждающих воздействий: они были слишком разнородны. Значит, это реакция самого организма? Но в чем ее смысл? Что может потребоваться организму во всех этих ситуациях?

    Селье предположил, что тому приходится адаптироваться, тем или иным образом менять режим своей работы. Направления конкретных изменений в разных случаях могут быть разными, даже противоположными, но в них всегда есть некие общие черты: мобилизация и перераспределение ресурсов, приоритетное обеспечение тех органов, систем и механизмов, которым непосредственно предстоит решать вдруг возникшие проблемы, и, соответственно, угнетение тех функций, которые не имеют непосредственного отношения к новым задачам, а то и прямо им противоречат.
    В 1936 году Селье опубликовал статью, в которой изложил как полученные им результаты, так и объясняющую их гипотезу. Выделенную им совокупность универсальных анатомо-физиологических изменений, возникающих в ответ на любой брошенный организму вызов, он, следуя тяжеловесному стилю немецкого научного языка, назвал общим адаптационным синдромом (ОАС). Однако уже через несколько лет за этим феноменом закрепилось короткое английское название «стресс-реакция», буквально означающее «реакция напряжения», или просто «стресс».

    Открытие Селье породило настоящую лавину исследований. Во множестве лабораторий мира выявляли все новые механизмы и проявления стресса, изучали его влияние на поведение, репродукцию, генетический аппарат, структуру популяций… Концепция стресса заняла столь важное место в современной физиологии и медицине, что оставалось только удивляться, почему так долго не замечали этот феномен.

    Строго по очереди

    Согласно современным представлениям начало цепочки событий, именуемых стресс-реакцией, лежит в гипоталамусе. Эта область промежуточного мозга — своего рода «комендант» нашего тела, отвечающий за поддержание основных физиологических показателей (температуры, водно-солевого баланса, уровня глюкозы в крови и т. п.) в пределах нормы. Вышележащие мозговые структуры (в том числе и кора) если и могут повлиять на деятельность «внутреннего хозяйства» тела, то только через гипоталамус. Стресс-реакция начинается в тот момент, когда расположенные в одном из ядер гипоталамуса КРГ-клетки (обладающие свойствами как нейронов, так и эндокринной ткани) высвобождают свой главный продукт — гормон либерин. Он быстро достигает расположенной поблизости мозговой железы — гипофиза, которая в ответ выбрасывает в кровяное русло дополнительные порции адренокортикотропного гормона (АКТГ). Мишенью этого гормона является кора надпочечников, которую он побуждает к выбросу опять-таки сигнальных веществ — глюкокортикоидов (кортизола и кортикостерона). Эти гормоны адресованы уже не следующему звену эндокринной системы, а «всем, всем, всем» — широкому кругу тканей. Они активируют деятельность тех типов клеток, которым предстоит участвовать в процессе адаптации, и одновременно подавляют активность других тканей.

    В это время другие гипоталамические ядра через спинномозговые нервы активируют внутреннюю часть тех же надпочечников — так называемое мозговое вещество. Из него в кровь поступает самый, наверное, известный из человеческих гормонов — адреналин. Его действие многообразно: он повышает кровяное давление (усиливая работу сердца и одновременно сужая сосуды кожи, слизистых оболочек и органов брюшной полости), активирует работу мозга. Под влиянием адреналина клетки печени начинают расщеплять запасное вещество — гликоген, выбрасывая в кровь самое удобное биохимическое «топливо» — глюкозу. Впрочем, большинство тканей недолго получает усиленный глюкозный паек: адреналин одновременно снижает синтез инсулина — вещества, разрешающего клеткам брать глюкозу из кровотока. Изобилие глюкозы в крови должно обеспечить бесперебойную работу привилегированных тканей (прежде всего мозга), наделенных правом потреблять этот ресурс без инсулинового разрешения. Остальные должны успеть за это время перейти на «сжигание» жиров. И адреналин усиливает высвобождение жиров из запасов, разборку их на составные части и ускоренное (перекисное) окисление.

    Помимо перечисленных гормонов в стресс-реакции участвуют десятки сигнальных и регуляторных веществ, оказывающих самое разное действие на разные ткани. Но общая направленность происходящих изменений вполне определенна: мобилизация и перераспределение ресурсов. Приостанавливается «до лучших времен» всякая деятельность, не связанная прямо с решением вновь возникшей задачи: процессы пищеварения, синтез белка в большинстве тканей (кроме мозга, мышц и печени), регенерация, реакции воспаления, продукция спермы (а у большинства млекопитающих еще и течка у самок). Мозг получает дополнительное питание и одновременно переходит на «режим усиленного несения службы»: высокий уровень бодрствования и сосредоточенное внимание. Кровь усиленно нагнетается в те органы, которым, вероятно, предстоит нагрузка (прежде всего в уже работающие, «разогретые» мышцы), в то время как кровоснабжение большинства внутренних органов и тканей сокращается. При этом общая интенсивность энергетического обмена возрастает очень сильно — иногда вдвое (что и отражается в повышении температуры).

    На этом фоне разворачиваются уже специфические реакции, направленные на решение конкретной проблемы. Если брошенный организму вызов состоит в появлении хищника, ответом, скорее всего, будет бегство. Реакцией на наглую выходку соплеменника может быть атака, на массированное вторжение микробов или вирусов — запуск механизмов врожденного иммунитета, на отравление — рвота и активизация работы печени и т. д. Но это уже следующий этап, облегчить и ускорить который и призвана универсальная реакция мобилизации — стресс

    Дополнительные возможности не даются бесплатно: механизмы стресса имеют свою оборотную сторону. Приостановка «фоновых» функций вроде пищеварения или роста волос — дело еще поправимое. А вот форсированный режим работы чреват более серьезными неприятностями, иногда с необратимыми последствиями.

    Длительный спазм сосудов в стенках желудка и кишечника приводит к точечным кровоизлияниям и нарушению снабжения тканей кислородом. Это, в свою очередь, порождает микроочаги некрозов — отмирания ткани. Особенно опасная ситуация складывается в слизистой оболочке желудка: недостаточное кровоснабжение приводит к нарушению выделения слизи, и чудовищно агрессивная среда желудка (смесь из соляной кислоты и пищеварительных ферментов) начинает разрушать ткань самой слизистой. Развивается гастрит, а за ним и язва желудка. Но главной разрушительной силой обладают бактерии хеликобактер пилори (Helicobacter pylori), за открытие которых австралийские ученые Барри Маршал и Робин Уоррен в 2005 году получили Нобелевскую премию. Эти бактерии в отличие от большинства других — постоянных жителей желудка — в кислой среде не гибнут. Наоборот, на освободившихся территориях их популяции начинают быстро расти. Вырабатываемые ими экзотоксины усиливают процесс дегенерации клеток эпителия желудка, тем самым ускоряя развитие язвенной болезни.

    Как уже говорилось, в большинстве тканей в ходе стресс-реакции глюкозу в роли главного энергетического топлива заменяют жиры — как имеющиеся в клетке, так и поступающие с кровью. Их расщепление начинается с разборки на составные части — глицерин и жирные кислоты. Но последние, будучи жирорастворимыми электролитами, способны проносить ионы водорода сквозь мембраны митохондрий. Повышенная концентрация жирных кислот в клетке создает что-то вроде короткого замыкания между внутренней и внешней стороной мембраны: энергия, запасенная в виде разности потенциалов между ними, расходуется не на синтез универсального энергоносителя — АТФ, — а превращается в бесполезное тепло. Клетке начинает не хватать энергии, она усиливает расщепление жиров, при этом усиливается и «утечка» сквозь мембраны митохондрий… Это происходит во всех активно работающих тканях, кроме мозга, но особенно пагубно — опять-таки вплоть до появления мелких очагов некроза — сказывается на сердечной мышце.

    Казалось бы, делу должно помочь ускоренное окисление жирных кислот, активизирующееся в клетках в ходе все той же стресс-реакции. Однако на деле «лекарство» оказывается хуже «болезни»: взаимодействие этих веществ с активными формами кислорода (атомарным кислородом и перекисями), которыми клетка торопливо пытается их «сжечь», порождает целый букет «продуктов неполного сгорания». Постоянное присутствие этих высокотоксичных веществ приводит к хроническому отравлению клеток и их ускоренной гибели.

    У стресс-реакции есть и много других негативных последствий вплоть до усиления мутационного процесса и повышения вероятности появления злокачественных опухолей. При всем разнообразии этих нарушений их объединяет то, что время, необходимое для их развития, намного больше времени адекватной реакции на брошенный организму вызов: бегство от хищника, отпора агрессору, нейтрализация инфекции или яда и т. д. У организма есть временнóе «окно», для того чтобы воспользоваться возможностями форсированного режима работы и вернуться к основному режиму раньше, чем наступят серьезные повреждения. Так что при нормальном развитии событий стресс — реакция полезная и даже необходимая.

    Тем не менее, как все мы знаем, не только в бытовых разговорах, но и в медицинской литературе стресс практически всегда фигурирует как нечто вредное и опасное, чего следует избегать. Отчасти это связано с вольностью языка: говоря«стресс», и обыватели, и медики часто имеют в виду не реакцию адаптации, а те внешние воздействия, которые ее вызывают. И все же дело не только в этом.

    Мобилизация и цивилизация

    Стресс часто называют болезнью цивилизации. На первый взгляд это утверждение выглядит просто абсурдным. Современный цивилизованный человек куда реже, чем его предки, сталкивается с голодом, переохлаждением, нападением хищников, инфекциями и другими факторами, справляться с которыми организму помогает стресс. Всерьез напрягать мышцы ему приходится разве что в тренажерном зале, да и там тренер следит, чтобы нагрузка не была чрезмерной. Изрядную часть своей жизни наш современник проводит в покое и расслаблении и практически всю — в ощущении безопасности. И мы еще смеем жаловаться на стрессы?!

    И все же в расхожем штампе есть доля истины. Как мы уже знаем, адаптационная перестройка становится разрушительной для организма в том случае, если с возникшей угрозой не удается справиться в некоторые ограниченные сроки. Между тем именно в такое положение сплошь и рядом попадает современный человек.

    Столкнувшись с угрозой, животное убегает или пытается дать отпор врагу. А что делать человеку, если у него не сложились отношения с начальником, коллегой или соседом? Конечно, каким бы тираном ни был босс, лишить подчиненного жизни он не может, но гипоталамус и железы внутренней секреции, получив от высших отделов мозга сигнал о присутствии врага, объявляют привычный аврал — запускают стресс-реакцию. Впрочем, многие успешно избегают затяжных конфликтов с коллегами или соседями. Но мало кому удается обойтись без регулярных поездок в общественном транспорте. Между тем у любого нормального млекопитающего есть индивидуальное пространство, нарушение которого незнакомой особью своего вида воспринимается как явная агрессия. Эти механизмы никуда не делись и у человека: в пустом вагоне метро незнакомые друг с другом пассажиры никогда не садятся рядом. Но общественный транспорт редко оставляет пассажиру выбор: в лучшем случае он должен провести час-полтора, сидя бок о бок с незнакомыми людьми, в худшем — будучи плотно зажат телами. Даже первый вариант (не говоря уж о втором) вызывает сильнейший стресс, тем более разрушительный, что пассажиру, не желающему быть трамвайным хамом, приходится старательно сдерживать себя.
    А школа? Маленький человек по нескольку часов неподвижно сидит за партой, в то время как его тело буквально кричит, что ему надо бегать, прыгать, лазить, стоять на голове. При этом он должен выполнять непростые для него упражнения, что само по себе требует напряженного внимания и, следовательно, запускает стрессмеханизмы. Вдобавок его еще и постоянно дергают: не сутулься, не высовывай язык, держи ручку правильно. Потом педиатры удивляются: откуда у школьников так часто встречаются заболевания органов пищеварения вплоть до язвы желудка?

    Социальные факторы стресса можно перечислять долго, и почти все будут отличаться двумя чертами: они действуют длительно и регулярно, и подвергающийся им человек не в состоянии их устранить собственными усилиями. Мало чем может помочь ему и медицина: имеющиеся у нее средства позволяют в лучшем случае снять или ослабить наиболее неприятные последствия хронического стресса. Диетой и антацидами можно замедлить или даже остановить формирование язвы желудка, с помощью психотерапии и аутотренинга научиться обуздывать вспышки саморазрушительного гнева. В конце концов, в нашем теле есть и механизмы защиты тканей от повреждающего действия стресса, и их тоже можно попытаться активировать. Но, строго говоря, все это паллиативы, смягчающие проявления болезни, а не устраняющие ее причину. Хронические социальные стрессы — часть неизбежной платы цивилизованного человека за сытую и безопасную жизнь.

    healthy-spain.com

Это интересно:

  • Киев шизофрения Лечение шизофрении в Киеве Прежде чем говорить о том, из каких этапов состоит современное лечение шизофрении, важно рассказать о самом заболевании. Термин "шизофрения" возник от греческих "шизо" ("схизо") - расщепляю и "френ" - разум. Под расщеплением подразумевается дезорганизацию психики, отсутствие гармоничности, […]
  • Признаки тревожного состояния Тревога и тревожность С тревогой знаком каждый из нас. Это смутное, неприятное эмоциональное состояние, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается от наличия дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. В отличие от страха, тревога обычно беспредметна, в то время как страх […]
  • Ведущий дефект умственной отсталости Менеджмент Главные клинические критерии умственной отсталости Клиническая картина при разных формах детского слабоумия неодинакова и зависит от характера повреждающих факторов, времени начала их влияния и интенсивности (степени тяжести поражения центральной нервной системы), от локализации болезненного процесса, а […]
  • Реакция стресс его фазы Три фазы стресса Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы. Первая - реакция тревоги - это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание […]
  • Речевая карта заикание Речевая карта заикание № детского сада, школы, класс Сведения о родителях 1. От какой беременности ребенок 2. Характер беременности (болезни, падения, токсикозы, психозы, травмы и т. п.) 3. Как протекали роды (срочные, досрочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение и пр.) 4. Вес и рост […]
  • Что такое стресс индивида Что такое стресс? В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований многих отраслей науки: биологии, медицины и психологии, соответственно выделяют разные аспекты этого явления, в том числе – профессиональный стресс. В середине ХХ века. Ганс Селье обнаружил неспецифический компонент реакции […]
  • Психические расстройства и их классификация Психические расстройства и их классификация Классификация психических расстройств Принципы классификаций. Классификация психических расстройств – одна из наиболее важных и сложных проблем психиатрии. Существуют три основных принципа классификации психических расстройств. 1. Синдромологический принцип. […]
  • Клиника неврозов на шаболовке в москве КЛИНИКА НЕВРОЗОВ - НЕ ПОМОГЛА? ОПЫТНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ ПОМОЖЕТ ВЕРНУТЬ ЗДОРОВЬЕ! ХОРОШИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ МОСКВА, КЛИНИКА НЕВРОЗОВ НА ШАБОЛОВКЕ, КЛИНИКА НЕВРОЗОВ МОСКВА ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ И ДЕПРЕССИЙ - ПСИХОТЕРАПИЕЙ Еще древние врачи утверждали, что основной причиной практически всех телесных недугов являются душевные […]