Определение ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм

это, во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми.

Ранний детский аутизм – это многостороннее нарушение, искажение психического развития в виде неспособности детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка.

Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10000 населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на 10000. Преобладает это расстройство у мальчиков, в соотношении 3-4:1. Развитие этого синдрома может начинаться в возрасте от рождения до 3 лет жизни ребенка (наиболее отчетливо синдром раннего детского аутизма проявляется от 2 до 5 лет).

Характерным является то, что заболевание никогда не развивается у здорового малыша после 5 лет, и если отклонения обнаруживаются в более зрелом возрасте, то в первую очередь следует подумать о шизофрении, а не об аутизме. Кроме того, некоторые симптомы раннего детского аутизма схожи с проявлениями умственной отсталости, нарушениями речи, врожденной глухоты и регрессивного психоза. Поэтому лишь опытный специалист может определить, страдает ли ребенок аутизмом.

Этиопатогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными. В последнее время аутизм выделяют как генетический синдром, этиология которого связана с аномалиями генетического аппарата, а также как симптом, который присущ большому количеству заболеваний и который имеет совершенно другую этиологию.

В пользу особой роли генетических факторов при раннем детском аутизме свидетельствуют следующие данные: 2-3 % сиблингов детей-аутистов страдают тем же заболеванием, что в 50 раз превышает популяционную частоту раннего детского аутизма; конкордантность по детскому аутизму в парах монозиготных близнецов, по данным разных авторов, колеблется от 36 до 89 %, в то же время в парах дизиготных близнецов она равна «0» (нулю); риск развития раннего детского аутизма у второго ребенка после рождения первого с аутизмом достигает 8,7 %; у родителей детей аутистов распространенность аутистических симптомов превышает таковую в общей популяции.

По современной классификации детский аутизм относится к группе общих (первазивных) расстройств психологического развития, объединяющих все отклонения и задержки развития психологических функций, в частности тех, что участвуют в процессе приобретения навыков социально-бытового общения. Рубрика общих первазивных расстройств включает (МКБ-10 — F84): детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, другое дезинтегративное расстройство детского возраста, гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями, синдром Аспергера.

Первым и основным симптом аутистического поведения является избегание контакта с людьми (врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта). Вторым основным признаком раннего детского аутизма являются необычные реакции на сенсорные раздражители: аномальная чувствительность к слуховым раздражителям: возможны различны варианты реагирования на внешние раздражители от повышенной пугливости и страха малейших шорохов до практически полного отсутствия реакций, в том числе на обращение, при этом ребенок может производить впечатление глухого и слепого. Также основными симптомами аутистического поведения являются: стереотипность в поведении, нарушение речевого развития. Физическое развитие при чистых формах детского аутизма, как правило, нормальное. Интеллект у большинства детей с аутизмом снижен. Довольно часто аутизм сочетается с эпилептическими приступами, глухотой, слепотой.

Постановка диагноза раннего детского аутизма основывается на наличии трех основных качественных нарушений (расстройство определяется только по наличию особенностей поведения, не соответствующих умственному развитию): (1) недостаток социального взаимодействия, (2) недостаток взаимной коммуникации, (3) наличие стереотипных форм поведения. Указанные особенности поведения являются общими чертами индивидуального развития и проявляются во всех ситуациях, хотя могут варьировать по степени выраженности.

Лечение. Медикаментозная терапия назначается по синдромальному принципу, направлена на уменьшение симптомов, дополнительно ухудшающих социальную адаптацию ребенка, например, выраженные агрессия, саморазрушающее поведение, импульсивность, гиперактивность. При наличии эпилептических приступов показаны противоэпилептические препараты. Стационарное лечение ребенка с аутизмом, если в нем возникает необходимость, не должно быть длительным. Но надо иметь в виду, что обычно детей стационируют без родителей, то есть происходит резкая сепарация, разделение, которые являются дополнительной, часто значительной травмой для ребенка.

Коррекционная работа необходима детям со сниженным интеллектуальным развитием и должна проводиться по специально разработанным методикам, учитывающим особенности эмоциональной сферы, общения, восприятия окружающего мира. Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника (эвритмиста). При раннем детском аутизме, особенно у детей с речевыми и интеллектуальными проблемами одной из составляющих комплексного терапевтического воздействия., является психотерапия

doctorspb.ru

.1. Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности

Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход Л? себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой»?

В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого — искаженного — варианта нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом развитии — наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи. В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми; в такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности.

По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются:

качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

качественные нарушения способности к общению;

ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота, вместе взятые, однако статистические данные о его распространенности неоднозначны, на что есть свои причины: 1) недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер; 2) различия в оценке возрастных границ синдрома (в России — не старше 15 лет, в странах Западной Европы, США и Японии — без возрастных ограничений); 3) различия в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма. Чаще всего в последние годы в отечественной и зарубежной литературе называют цифру в 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4-4,5 раза чаще, чем у девочек. Отмечается также, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, географического и многих других факторов, что подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического расстройства.

knigi.link

Ранний детский аутизм – это искажение психического развития ребенка в виде неспособности с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. В поведении ребенка доминируют замкнутость и активное отстранение от внешнего мира.

Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10000 населения. Расстройство преобладает у мальчиков. Развитие аутизма может начинаться в возрасте от рождения до 3 лет жизни ребенка. Наиболее отчетливо расстройство проявляется в возрасте от 2 до 5 лет. Заболевание никогда не развивается у здорового ребенка после 5 лет, и если отклонения в поведении обнаруживаются в более зрелом возрасте, то в первую очередь следует думать о шизофрении, а не об аутизме.

Кроме того, некоторые симптомы раннего детского аутизма схожи с проявлениями регрессивного психоза, умственной отсталости, нарушениями речи и врожденной глухоты. Поэтому только опытный специалист может определить, страдает ребенок аутизмом или нет.

Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны. В качестве объяснений выдвигаются «теория эмоциональной холодности родителей», наследственные нарушения и органические поражения ЦНС. Риск развития раннего детского аутизма у второго ребенка после рождения первого с аутизмом достигает 8,7%.

Симптомы раннего детского аутизма

Первым и основным симптом аутистического поведения является избегание контакта с людьми. Ребенок неспособен к установлению аффективного контакта. Это проявляется в отрешенности, неспособности к формированию общения, отсутствии подражания, реакции на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразном характере поведения. Характерно господство влечений, отсутствие единства и внутренней логики в поведении. Эмоциональная реакция на близких ослаблена вплоть до полного отсутствия реагирования.

Вторым основным признаком раннего детского аутизма являются необычные реакции на сенсорные раздражители. Это может быть аномальная чувствительность к слуховым раздражителям: от повышенной пугливости и страха от малейших шорохов до полного отсутствия реакции на звук, в том числе и на обращение. Ребенок может производить впечатление глухого и слепого. Часто обращает на себя внимание взгляд ребенка, обращенный в пустоту, во внутрь себя, с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения.

Также симптомами аутистического поведения являются: нарушение речевого развития, стереотипность в поведении. Моторика, как правило, угловатая, движения неритмичные, «закостенелые» или неточные. Физическое развитие при чистых формах детского аутизма, как правило, нормальное. Интеллект у большинства детей с аутизмом снижен. Около 66—75 % детей, больных аутизмом, имеют коэффициент интеллектуального развития (IQ) меньше 70, т. е. ниже уровня, характерного для пограничной умственной отсталости. Часто детский аутизм сочетается с эпилептическими приступами, глухотой, слепотой.

Постановка диагноза раннего детского аутизма основывается на наличии трех основных качественных нарушений:

  • 1) недостаток социального взаимодействия;
  • 2) недостаток взаимной коммуникации;
  • 3) наличие стереотипных форм поведения.

Указанные особенности поведения проявляются во всех ситуациях, но могут варьировать по степени выраженности.

Лечение детского аутизма.

Медикаментозная терапия назначается по синдромальному принципу, направлена на уменьшение симптомов, ухудшающих социальную адаптацию ребенка ( например, агрессия, импульсивность, гиперактивность). При наличии эпилептических приступов назначают противоэпилептические препараты. По специально разработанным методикам проводят коррекционную работу. Коррекционная работа должна проводиться комплексно группой специалистов различного профиля: психологом, детским психиатром, невропатологом, логопедом, физиотерапевтом, педагогом-воспитателем, музыкальным работником.

При отсутствии лечебно-коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом, в физиологически благоприятные сроки развития более чем в 2/3 случаев наступает глубокая инвалидность.

www.med39.ru

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА ДИЗОНТОГЕНЕЗА.

Р.Д.А. – искаженное недоразвитие психики, возникающее вследствие поражения подкорковых структур головного мозга, которые поддерживают тонус, необходимых для работы высших отделов коры головного мозга.

1) – Аутизм – стремление к одиночеству, отгороженность от окружающего мира, снижение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, снижение способности к социальному развитию.

2) Стереотипность – тяга к постоянным условиям жизни, сопротивление к малейшим изменениям жизни,

Стереотипии – повторяющиеся действия (раскачиваются, качают головой.)

3) чрезмерные реакции на внешние воздействия, которые проявляются в болезненном реагировании ребенка на звук, свет, цвет, прикосновение обычной интенсивности.

4) Особе нарушение речи в основном ее коммуникативной стороны

а) мутизм – вспышки речи (никогда не говорил, но вдруг заговорил).

б) эхолалии – повторяют как эхо.

в) штамповая речь – он берет речевые штампы из книги, из речи взрослого, у таких детей монолог.

Все выше указанные расстройства проявляются до 2,5 лет. В 2,5 г. устанавливается диагноз Р.Д.А.

I снижение тонуса стереотипии;

чрезмерные реакции на воздействие;

(снижение порога дискомфорта в отношении с окружающим миром, что проявляется в постоянных отрицательных переживаниях , страх).

II нарушение изобретательности в контактах с окружающим миром.

III нарушение произвольности, (не может сам себя организовать)

IV нарушение интеллекта и речи

V нарушение личности (невротическая аутизация).

Время поражения: раннее время поражения, внутриутробно.

Локализация дефекта: общий дефект (дефект, который влияет на все психические функции, на все психические сферы).

Характер нарушения межфункциональных взаимодействий наблюдается асинхрония по типу сочетания явлений ретардации и акселерации.

О.С. Никольская разделила детей по характеру их нарушений и прогнозу социального развития на 4 группы.

В своей классификации она раскрывает уровни эмоциональной регуляции деятельности, которая существует в норме.

I группа связана с акцентизацией уровня пластичности (отвечает за преднастройку к активному контакту с окружающим миром).

II группа. С уровнем аффективных стереотипов, максимально стереотепичны, зависимы от стереотипов, выделяют качество (любимое и нелюбимое. Желаемое и нежелаемое). Очень жестко фиксируют способы достижения желаемого и способы избегания нежелаемого. Максимально узок рацион приемлемого у детей, любят не многое, максимально его добиваются, а терпеть не могут большую часть мира, и так же напряжено от нее защищаются. Это и формирует появление стереотипности. Эти дети фиксируют собственные ощущения, реагируют на боль. На малейшие неудобства, они отягощены страхами. Дети симбиотически привязаны кому-нибудь из близких. Их речь это эхолалии, изобретательны в еде.

III формируются как трудность формирования. Хрупкого уровня аффективной эспансии (преодоление препятствий). Для ребенка становятся актуальны задачи борьбы, борьба похожа на эпатаж, борется со слабыми, сложные монологи в речи, эти монологи связаны с интересами.

IV связана с акцентуацией развития уровня эмоционального контроля.

Связан с нормами, правилами поведения индивида в обществе. Эти нормы и правила создаются обществом, а затем им обучают детей. Если уровень очень слабый, то формируется синдром РДА, который проявляется в максимальном ориентировании на правильное поведение. В чем и проявляется их стереотипность. Дети очень привязаны к матери, и в свой контакт с окружающим миром строит через нее, нуждаются в ней. Очень долго не отрываются от родителей. Дети максимально тормозимы не могут защитится в ситуации словесного нападения.

1. генетические (братья иди сестры с РДА);

2. обменные (нарушен обмен веществ);

3. инфекционные (неизвестные бактерии);

4. органические (нарушения головного мозга).

scicenter.online

Что такое ранний детский аутизм

Аутичный ребенок – кто он

Как бы не было печально, но каждый год в мире рождается все больше детей, имеющих различные по своему характеру нарушения в развитии. Особо остро встает проблема появления на свет детей, имеющих ранний детский аутизм (РДА). Как свидетельствует статистика, ранний детский аутизм обнаруживается примерно в от 3 до 6 случаях на 10000 детей. Также характерно, что у мальчиков РДА встречается в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Что такое РДА? Как проявляется это нарушение в развитии? Читайте в нашей статье далее.

Что такое синдром раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм – это своеобразная форма нарушения психического развития ребенка, характеризующаяся неравномерностью формирования основных психических функций, своеобразными эмоциональными, речевыми, умственными и поведенческими расстройствами.

До сих пор ученые спорят, что же является причиной раннего детского аутизма. Но однозначного ответа все еще не могут получить.

Особенности в поведении и развитии ребенка с РДА

Ребенок, который страдает РДА, уже в младенческом возрасте отличается от своих нормально развивающихся сверстников. Своеобразие психомоторном развития «особого» ребенка состоит в следующем: избегает взгляда со взрослым, отсутствуют положительные эмоции (радостный смех, улыбка) от взаимодействия с близкими людьми, выражает различные формы протеста при разлуке с мамой, боится различных объектов, издаваемых ими звуков, света или, наоборот, отсутствует чувство страха и опасности.

Со временем эти негативные проявления все больше усугубляются. Ребенок становится неконтактным, стремится к одиночеству, сохранению постоянства окружающей обстановки, замкнут, не желает познавать окружающий мир, непослушен, вступает в контакт только для удовлетворения витальных потребностей (покушать, попить и т.д.), отдает предпочтение стереотипным играм и поведению (однообразное повторение одних и тех же действий). Может быть агрессивным и самоагрессивным (аутоагрессивным), следствием чего могут быть покалеченными окружающие люди и сам ребенок. Отмечаются особенности в развитии физической сферы: вялость, заторможенность, нескоординированность движений. Нежелание общаться, покидать свой внутренний мир, приводит к недоразвитию речи. Следствием нарушений в эмоционально, физической и речевой сфере становится психическое недоразвитие. Задерживаются в развитии свойства внимания (концентрация, переключение, слежение и др.), различные виды ощущений и восприятия, мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ, синтез и др.).

Четыре группы развития раннего детского аутизма

Проявления раннего детского аутизма весьма разнообразны. Выделяют четыре группы развития раннего детского аутизма, которые характеризуются своеобразным способом взаимодействия детей с окружающей действительностью.

Первая группа – полная отрешённость от всего происходящего вокруг. В данном случае ребенок испытывает крайний дискомфорт от любого взаимодействия (зрительного контакта, телесных прикосновений и т.д.) даже с близкими родственниками. От ребенка невозможно добиться какой-либо реакции, он совершенно не идет на контакт.

Вторая группа характеризуется как активное отвержение окружающей среды. Ребенок избирателен в контактах, в основном общается только с близкими ему людьми. Особо избирателен к еде и одежде. Живет строго по режиму. Если происходят какие-то непредвиденные в режиме изменения, может прийти в состояние агрессии и аутоагрессии. Имеет больше возможностей для социальной адаптации по отношению к детям первой группы.

К третьей группе можно отнести детей, которые характеризуются захваченностью аутистическими интересами. По отношению к этой группе детей наиболее типично стереотипное поведение: они могут играть в одну и ту же игру годами, рисовать на одни и те же темы месяцами (при этом не совсем радостные и добрые).

В четвертую группу включены дети с чрезвычайной трудностью во взаимодействии с окружающим миром. Это наиболее легкий вариант проявления раннего детского аутизма. Дети этой группы очень ранимы и уязвимы, чувствительны к чужой оценке, избегают заданий, которые могут у них не получиться, не будут общаться, если чувствуют на эмоциональном уровне какую-либо преграду.

Автор — Екатерина Сорока,
учитель-дефектолог

logopatiki.ru

Это интересно:

  • Курсовая стрессы Стресс и адаптация к стрессу Курсовая работа Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………… 5 1.1 Стресс как системная реакция человека…………………………….. 5 1.2 Факторы возникновения стресса…………………………………….. 10 ГЛАВА 2 […]
  • Синдром рда ранний детский аутизм Синдром рда ранний детский аутизм Синдромы раннего детского аутизма Синдром раннего детского аутизма был описан американским детским психиатром L. Kanner в 1943 г. Независимо от него близкий вариант синдрома описан в 1944 г. австрийским исследователем Н. Asperger под названием "аутистическая психопатия". Ранний […]
  • Рексетин от невроза Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Хорошка_Я 29 Июн 2016 Biggie 29 Июн 2016 Я вас прошу ответьте как мне быть?пью 5 месяцев рексетин.2 месяца всё было отлично.потом наступила аппатия.2 месяца терпели.добавили ломодрижин.щас на 200мг.пью его 2месяца.аппатия ушла.но […]
  • Боли в сердце депрессия Чем для сердца страшна депрессия? В №24 «Здоровья в доме» мы рассказывали о том, что означает диагноз сердечная недостаточность и как жить дальше с этим серьезным заболеванием. На повестке дня сегодня – способы борьбы с сердечным недугом. Что можно, а что нет? Сердечная недостаточность: мифы и факты Миф №1: диагноз […]
  • Развитая деменция Автор: Дамулин И.В. (ФГОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ РФ, Москва) Для цитирования: Дамулин И.В. Деменция // РМЖ. 2000. №10. С. 433 ММА им. И.М. Сеченова ММА им. И.М. Сеченова Деменция – это синдром, обусловленный органическим поражением головного мозга и характеризующийся нарушениями в мнестической и […]
  • 2 группы психозов 2 группы психозов Важным критерием шизоаффективного психоза являются приступообразное течение и хорошие ремиссии (обычно интермиссии) после первых приступов. Однако после многолетнего течения заболевания характер ремиссий оказывается неодинаков, как это иллюстрируют приведенные выше наблюдения В. А. Точилова. Е. Berg […]
  • Шизофрения в рисунках Метка: шизофрения Творчество пациента с вялотекущей шизофренией Творчество людей, страдающих шизофренией Совмещение рисунка и текста, символика Особенности шизофренического мышления ясно выступают в их творчестве. Это прежде всего относится к тем случаям, когда шизофренией, заболевает какой-нибудь крупный […]
  • Шизофрения рекуррентная история болезни История болезниПараноидная рекуррентная шизофрения. Галлюцинаторно-бредовой синдром Паспортная часть Возраст – 14 лет Адрес Моск. – обл, г.Орехово-Зуево, Дата поступления – 30.10.02 Дата курации – 11.12.02 Беспокоят ощущения, что посторонние как-то странно на нее смотрят, перемигиваются между собой в ее присутствии. […]