Опросник на выявление депрессии

Опросник симптомов депрессии

Опросник симптомов депрессии (англ. Inventory of Depressive Symptomatology — IDS and Quick Inventory of Depressive Symptomatology — QIDS) — многовариантная клиническая и скрининговая метоодика, предназначенная для выявления и оценки степени тяжести депрессивных расстройств.

Различие между клинической и скриниговой версиями состоит в том, что первый вариант предназначен для заполнения клиницистом как клинической рейтинговой шкалы в ходе полуструктурированного интервью (аналогично многим подобным шкалам — таким как HDRS, HARS или PANSS). Скрининговая версия предназначена для заполнения самим пациентом/респондентом/испытуемым.

  • Диагностики большого депрессивного расстройства в соответствии с критериями DSM-IV
  • IDS и QIDS позволяет дифференцировать эндогенную депрессию от депрессии невротической, большую депрессию от дистимии и оказывается полезным в выявлении контингента больных общего профиля, страдающих депрессией (проводилось исследование на зависимых от кокаина и онкологических больных, получающих радиотерапию). Опросник можно использовать с пациентами, страдающими психотической депрессией, ПТСР, дистимией, субдепрессией, соматизированной и соматогенной депрессией.

    Вопросы, касающиеся состояния, оносятся к последним 7 дням жизни. Повторное исследование по шкале также рекомендуется проводить через семь дней — достаточный промежуток времени для отслеживания динамики состояния.

    Волная версия опросника была создана Rush et al. в 1996 году на основе четвёртого пересмотра клинических критериев диагностики большого депрессивного расстройства Руководства по диагностическим и статистическим критериям психических расстройств (DSM 4th edition) Американского общества психиатров (АРА). Шкала состояла из 30 пунктов. В 2003 году теми же авторами была разработана краткая 16-пунктная версия опросника. Полный и краткий варианты шкалы (IDS и QIDS соответственно) были разработаны как для клинического применения (IDS-C и QIDS-C), так и для скрининга и самоотчёта (IDS-S и QIDS-S).

    Различие между полной и краткой версиями состоит в том, что краткие версии включают в себя девять основных симптомов классического варианта депрессии, но не включают симптомы стёртого, атипичного или коморбидного депрессивного расстройства, в то время как шкалы полных версий включают в себя оценку тревожности, меланхолию и т. д.

    Созданный на основе критериев депрессивного расстройства DSM-IV, опросник симптомов депрессии показал высокую согласованность с шкалой депрессии Гамильтона, шкалой депрессии Бека, шкалой Монтгомери-Асберг, шкалой депрессии Цунга, шкалой дистимии Корнела.

    Опросник симптомов депрессии создавался с целью:

  • Дифференциальной оценки симптомов депрессивного расстройства у каждого пациента и оценки вклада каждого симптома в общую картину расстройства
  • Популяционных, научных и клиничеких исследований
  • В полной версии опросника все баллы, полученные по каждому из пунктов, суммируются. Исключение составляют вопросы, касающиеся аппетита и веса: под каждый из этих симптомов отводится два пункта, взаимоисключающих друг друга, и оценивается только один из них, так что реальное число пунктов в полной версии — 28. Поскольку каждый пункт оценивается от 0 до 3, то общее количество баллов меняется от 0 до 84. Нормой считается значение до 13 баллов; от 14 до 25 — субдепрессия; от 26 до 38 — средняя тяжесть; от 39 до 48 — тяжёлая депрессия; свыше 48 — очень тяжёлая депрессия (степени тяжести не совпадают с принятой в России классификацией депрессии на три степени тяжести).

    В краткой версии оценка производится следующим образом: складываются баллы пунктов №№ 5, 10, 11, 12, 13, 14, и наивысший балл из пунктов с первого по четвёртый, с пятого по девятый и двух последних (15 и 16). Всего получается сумма девяти оценок от 0 до 3, так что максимальный балл составляет 27. Нормой считается значение до 5 баллов; от 6 до 10 — субдепрессия; от 11 до 15 — средняя тяжесть; от 16 до 20 — тяжёлая депрессия; свыше 20 — очень тяжёлая депрессия.

    psylab.info

    Самостоятельная диагностика депрессии по шкале Зунге

    Депрессия – распространённое психическое заболевание, которое чаще всего возникает после негативных событий в жизни человека. Однако бывают случаи, когда депрессивное состояние развивается у человека без какой-либо видимой причины. Как известно, депрессивные проявления очень разнообразны, и охватывают широкий спектр симптомов.Эмоциональные нарушения при депрессии проявляются в виде постоянного пониженного фона настроения, постепенной утраты интересов (вплоть до апатии), ощущения безысходности, заниженной самооценки и переживания чувства вины.Нарушения мыслительного процесса при депрессии характеризуются замедлением ассоциативных процессов, ухудшением концентрации внимания, переживаемым чувством беспомощности вплоть до полной неспособности к работе.Помимо этого, депрессия часто сопровождается соматическими симптомами. Наиболее часто у депрессивных больных наблюдаются проблемы со сном и аппетитом, снижение полового влечения, сильные головные боли и разнообразные проблемы с пищеварением.

    Для того чтобы любой человек мог самостоятельно определить наличие либо отсутствие у него депрессивного состояния, психиатр Уильям Зунге разработал клинический тест, называемый сегодня Шкалой Самооценки Депрессии Зунге. В других источниках эта диагностическая методика называется Шкала Сниженного Настроения – Субдепрессии (ШСНС). Этот тест специально разработан для дифференциации всевозможных депрессивных состояний, а также для групповой скрининг-диагностики. Тест Зунге также отлично зарекомендовал себя в условиях первичной диагностики. Помимо этого, эта шкала депрессии используется при испытаниях лекарственных средств.

    Эта шкала позволяет не только оценить уровень депрессии человека, но и выявить степень этого расстройства. Впервые шкала Зунге была испытана в 1965 году в Англии. На данный момент этот популярный опросник переведён более чем на тридцать языков. Тест не только разработан на основе реальных диагностических критериев депрессии, но и является результатом исследования депрессивных больных. Оценка тяжести заболевания производится на основе самооценки человека. Шкала Зунге отличается высокой достоверностью и лёгкостью проведения процедуры диагностики.

    Опросник включает в себя двадцать вопросов, на каждый из которых испытуемый даёт ответ, основываясь на частоте проявления у него тех или иных признаков. Каждый вопрос затрагивает тот или иной симптом депрессии.

    Всего измеряется 7 факторов:

  • Эмоциональная опустошённость;
  • Раздражительность или нерешительность;
  • Соматические симптомы;
  • Суицидальные мысли;
  • Психомоторные симптомы;
  • Расстройства настроения;
  • Специфические признаки.
  • Обычно время, необходимое для самооценки депрессии при помощи этой шкалы, занимает около 20-30 минут. Мы же предлагаем вам пройти адаптированный вариант теста Зунге, который займёт у вас всего около 15 минут.

    Проводя самостоятельную диагностику депрессии по Шкале Зунге, следует учитывать, что самооценка не всегда даёт абсолютно достоверные результаты. Наша психика устроена так, что человек всегда желает выглядеть лучше, чем является на самом деле. Кроме того, для всех депрессивных больных характерна необъективная оценка своего состояния. Поэтому для более точной диагностики депрессии человеку необходимо обратиться к опытному психотерапевту или психиатру.

    odepressii.ru

    Опросник Бека: есть ли у вас депрессия?

    Тест-опросник депрессии разработал Аарон Т. Бек в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии. Он включает в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб.

    Инструкция:

    В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как вы себя чувствовали на этой неделе и сегодня. Если несколько утверждений из одной группы кажутся вам одинаково хорошо подходящими, можете выбрать несколько.

    Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что вы прочли все утверждения в каждой группе.

    1
    Я не чувствую себя расстроенным, печальным — 0
    Я расстроен — 1
    Я все время расстроен и не могу от этого отключиться — 2
    Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать — 3

    2
    Я не тревожусь о своем будущем — 0
    Я чувствую, что озадачен будущим —1
    Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем — 2
    Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему —3

    3
    Я не чувствую себя неудачником — 0
    Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди —1
    Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач — 2
    Я чувствую, что как личность я — полный неудачник — 3

    4
    Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше — 0
    Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше — 1
    Я больше не получаю удовлетворения ни от чего — 2
    Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело — 3

    5
    Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым — 0
    Достаточно часто я чувствую себя виноватым — 1
    Большую часть времени я чувствую себя виноватым — 2
    Я постоянно испытываю чувство вины — 3

    6
    Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо — 0
    Я чувствую, что могу быть наказан —1
    Я ожидаю, что могу быть наказан — 2
    Я чувствую себя уже наказанным — 3

    7
    Я не разочаровался в себе — 0
    Я разочаровался в себе — 1
    Я себе противен — 2
    Я себя ненавижу — 3

    8
    Я знаю, что я не хуже других — 0
    Я критикую себя за ошибки и слабости — 1
    Я все время обвиняю себя за свои поступки — 2
    Я виню себя во всем плохом, что происходит — 3

    9
    Я никогда не думал покончить с собой — 0
    Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять — 1
    Я хотел бы покончить с собой — 2
    Я бы убил себя, если бы представился случай — 3

    10
    Я плачу не больше, чем обычно — 0
    Сейчас я плачу чаще, чем раньше —1
    Теперь я все время плачу — 2
    Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется — 3

    11
    Сейчас я раздражителен не более, чем обычно — 0
    Я более легко раздражаюсь, чем раньше — 1
    Теперь я постоянно чувствую, что раздражен — 2
    Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали — 3

    12
    Я не утратил интереса к другим людям — 0
    Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше — 1
    Я почти потерял интерес к другим людям — 2
    Я полностью утратил интерес к другим людям — 3

    13
    Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше — 0
    Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения — 1 Мне труднее принимать решения, чем раньше — 2
    Я больше не могу принимать решения —3

    14
    Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно — 0
    Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным — 1
    Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным — 2
    Я знаю, что выгляжу безобразно — 3

    15
    Я могу работать так же хорошо, как и раньше — 0
    Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь — 1
    Я с трудом заставляю себя делать что-либо — 2
    Я совсем не могу выполнять никакую работу — 3

    16
    Я сплю так же хорошо, как и раньше — 0
    Сейчас я сплю хуже, чем раньше —1
    Я просыпаюсь на 1–2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять — 2
    Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть — 3

    17
    Я устаю не больше, чем обычно — 0
    Теперь я устаю быстрее, чем раньше — 1
    Я устаю почти от всего, что я делаю — 2
    Я не могу ничего делать из-за усталости — 3

    18

    Мой аппетит не хуже, чем обычно — 0
    Мой аппетит стал хуже, чем раньше — 1
    Мой аппетит теперь значительно хуже — 2
    У меня вообще нет аппетита —3

    19
    В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной — 0
    За последнее время я потерял более 2 кг —1
    Я потерял более 5 кг — 2
    Я потерял более 7 кr —3
    Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком). Да_________ Нет_________

    20
    Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно — 0
    Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т. д. — 1
    Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом — 2
    Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать — 3

    21
    В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости — 0
    Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше —1
    Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше —2
    Я полностью утратил либидо интерес — 3

    Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома.

    Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

    Интерпретация (ключ) теста Бека.

    Результаты теста интерпретируются следующим образом:

    0–9 — отсутствие депрессивных симптомов
    10–15 — легкая депрессия (субдепрессия)
    16–19 — умеренная депрессия
    20–29 — выраженная депрессия (средней тяжести)
    30–63 — тяжёлая депрессия

    Также в методике выделяются две субшкалы:

    Пункты 1–13 — когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
    Пункты 14–21 — субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

    Когнитивная терапия Бека. Как выйти из депрессии

    Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы.

    Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

    Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т. е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

    Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими.

    Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире. Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

    В «когнитивную триаду депрессии» входят:

    — негативное представление о себе («Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник»);
    — негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);
    — нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

    Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

    Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т. е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

    Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

    1. Персонализация — склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

    2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

    3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

    4. Произвольные умозаключения — бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я — плохая мать».

    5. Сверхгенерализация — неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно». Или после неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами».

    6. Преувеличение (катастрофизация) — преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: «Если эти люди обо мне плохо подумают — это будет просто ужасно!»; «Если я буду на экзамене нервничать — я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят».

    Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии.

    1. Сведение проблем — идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

    2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматические мысли» непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

    Для распознавания неадаптивных когниций используется прием «коллекционирование автоматических мыслей». Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

    3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т. е. отдалиться от них. Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что…») и неопровержимым фактом («я знаю, что…»).

    Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

    4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека. Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными — обобщенными, менее персонифицированными — связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

    Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности — безопасности и боли — удовольствия.

    Ось опасности — безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т. е. считает, что таким его воспринимают другие.

    Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

    Правила, центрированные вокруг оси боли — удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер.

    Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

    Классификация поведенческих правил:

    1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»).

    2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: «После развода все будет по-другому»).

    3. Поведенческие оценки (например: «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»).

    4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»).

    5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»).

    6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»).

    7. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

    8. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.

    miraman.ru

    Послеродовая депрессия и факторы, влияющие на ее формирование — Эмпирическое исследование.

    2. Эмпирическое исследование.

    2.1. Цели, задачи, гипотеза, предмет и объект исследования.

    Цель исследования:

    Изучить уровни послеродовой депрессии у женщин в послеродовом периоде и эмоционально-личностные факторы, влияющие на данный уровень.

    Задачи исследования:

  • Подбор методического обеспечения исследования;
  • Диагностика уровня депрессии в послеродовом периоде;
  • Диагностика личностных особенностей женщин в послеродовом периоде;
  • Качественный и количественный анализ результатов исследования и выявление эмоционально-личностных факторов, влияющих на уровень послеродовой депрессии.
  • Гипотеза исследования:

    Уровень послеродовой депрессии связан с эмоционально-личностными факторами.

    Предмет исследования:

    Уровни послеродовой депрессии у женщин в послеродовом периоде и эмоционально-личностные факторы, влияющие на данные уровни.

    Объект исследования:

    Женщины, находящиеся в послеродовом периоде: первая беременность, первые роды. Возраст: от 19 до 30 лет, замужем.

    Исследование проводилось на 3 – 10 сутки после родов на базе Акушерско-гинекологического корпуса Центральной Клинической Больницы Медицинского Центра управления делами Президента Российской Федерации.

    Методики исследования:

    1. Опросник Зунге
    2. Шкала депрессии Бека
    3. Характерологический опросник К. Леонгарда
    4. Опросник уровня личностной тревожности. Ж. Тейлор
    5. Тест «уровень субъективного контроля»
    6. Рисуночный тест (я и мой ребенок)
    7. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью критерия U Манна-Уитни и метода ранговой корреляции Спирмена.

      2.2. Методики исследования.

      Шкала депрессии Бека.

      Данная методика служит для характеристики степени выраженности депрессии по самооценке. Она охватывает 21 симптом депрессии: пониженное настроение, пессимизм, чувство недовольства собой, неудовлетворенности, вины, самообвинение, влечение к смерти, раздражительность, неспособность к работе, нарушение сна и т.д. Применительно к каждому вопросу возможны четыре утверждения, отражающие различные степени самооценки

      Бланк методики находится в Приложении 1.

      За ответы 0 начисляется 0 баллов, 1 -1 балл, 2 — 3 балла, 3 — 4 балла.

      Подсчитывается общее количество баллов (в том случае, если выбрано не одно, а несколько утверждений, их тоже считают).

      Оценка результатов.

      0-9 — отсутствие депрессивных симптомов

      10-15 — легкая депрессия (субдепрессия)

      16-19 — умеренная депрессия

      20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести)

      30-63 — тяжелая депрессия

      Пункты 1-13 — когнитивно-аффективная субшкала (C-A)

      Пункты 14-21 — субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

      Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.

      Методика адаптирована Балашовой Т.И..

      Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

      Бланк методики находится в Приложении 2.

      Обработка результатов.

      Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

      УД=Σпробр

      где Σпр — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
      Σобр — сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму один балл и т.д.

      В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

      Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

      Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.

      При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состоявие или маскированная депрессия.

      Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

      Характерологический опросник К. Леонгарда.

      Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий — патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

      Бланк методики находится в Приложении 3.

      Результаты подсчитываются по ключу.

    8. Гипертимные хЗ (умножить на 3) + : 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77, – : нет
    9. Возбудимые х2 + : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81, – : 12, 46, 59
    10. Эмотивные х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79, – : 25
    11. Педантичные х2 + : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83, – : 36
    12. Тревожные х3 + : 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, –: 5
    13. Циклотимные х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84, – : нет
    14. Демонстративные х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88, – : 51
    15. Неуравновешенные х3 + : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86, – : нет
    16. Дистимные х3 + : 9, 21, 43, 75, 87, – : 31, 53, 65
    17. Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76, – : нет
    18. При подсчете баллов по каждой шкале суммировать ответы на пункты в строках «+» со свои знаком и на пункты в строках «-» с обратным знаком, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

      Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатели которых выше этого среднего.

      Шкала искренности ответов:

      1 и 9 шкалы – не может быть высокого показателя у одного испытуемого

      3 и 4 шкалы – не могут быть высокими показатели, т.к. это противоположность

      9 и 10 шкалы – так же не может быть одинакового показателя.

      Описание акцентуаций по Леонгарду.

    19. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
    20. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
    21. Застревающий тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
    22. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
    23. Тревожно-боязливый тип. Основная черта–склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
    24. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
    25. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
    26. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
    27. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
    28. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
    29. Опросник уровня личностной тревожности Ж. Тейлор.

      Бланк методики находится в Приложении 4.

      Ключи.

      При подсчете «сырых» баллов учитываются ответы на следующие пункты опросника:

      2, 4, 8, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 29, 33, 35, 36, 38, 39, 41, 42, 44, 47. 50, 51, 53, 56, 57, 59, 61, 64, 65. 68, 69, 71, 73, 75, 77, 78, 79, 82, 84, 85, 88, 89, 90, 92, 94, 95, 98.

      Шкала социальной желательности (ШСЖ)

      Ответ «да»

      Ответ «нет»

      101, 102, 106, 108

      60, 103, 104, 105, 107,109

      Нормы

      Уровень тревожности

      Тест «уровень субъективного контроля».

      Данная методика позволяет оценить сформированность у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Опросник состоит из 44 пунктов. Испытуемому необходимо ответить «согласен — не согласен» с каждым из предлагаемых высказываний.

      Бланк методики находится в Приложении 5.

      Обработка результатов происходит по 7 шкалам.

      Показатель по каждой шкале подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.

      Описание шкал.

      Высокий показатель по шкале общей интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и таким образом, они чувствуют свою ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

      Высокие показатели по шкале области достижений соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

      Шкала интернальности в области неудач при высоких показателях говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

      Высокие показатели по шкале интернальности в области семейных отношений означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий — указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

      Высокий показатель по шкале области производственных отношений свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающиеся отношениях в коллективе, в своем карьерном росте и т.д. Низкий показатель говорит, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, коллегам.

      Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни, если показатель_высокий, указывает на то, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими показателями считает, что здоровье и болезнь являются следствием случайных событий, а выздороветь можно только благодаря действиям других людей (врачей).

      Высокие показатели по шкале межличностных отношений свидетельствуют о том, что человек готов прикладывать усилия для налаживания контакта с окружающими и верит в свои возможности. Люди с низким показателем по этой шкале считают, что симпатии и антипатии возникают случайно и не зависят от действий и слов партнеров по общению.

      Рисуночный тест (я и мой ребенок).

      Многолетние исследования Филипповой Г.Г. позволили предложить в качестве метода диагностики отношения к беременности и готовности к родам рисунок на тему «Я и мой ребенок».

      По рисуночному тесту учитывалось наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

      Наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка:

    30. отсутствие на рисунке себя
    31. отсутствие на рисунке ребенка
    32. замена образа себя и/или ребенка на символ, растение, животное
    33. ребенок “спрятан” в коляске, кроватке, животе матери
    34. изоляция ребенка
    35. пространственная дистанция матери с ребенком
    36. По этому показателю выделены типы рисунков, соответствующие следующим особенностям переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация -1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности -2; тревога и неуверенность в себе — 3; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства – 4.

      Описание симтомокомплексов, характеризующих выделенные типы рисунков.

      1. Благоприятная ситуация.

      Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

      Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках — нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов — ребенок в настоящем возрасте.

      2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности.

      Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки.

      Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

      3. Тревога и неуверенность в себе.

      Формальные признаки

      Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве.

      Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком может быть по типу 1 и 2, или рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

      4. Конфликт с беременностью или ситуацией материнства.

      Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или «не умещаются» важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

      Содержательные признаки

      Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов — ребенок более старшего, редко — более младшего возраста, чем в настоящем.

      2.3. Описание результатов.

      Все испытуемые были разделены на три группы по результатам методики «Шкала депрессии Бека» (Таблица 1):

      • 1 группа – сюда вошли испытуемые, у которых отсутствуют симптомы депрессии;
      • 2 группа – испытуемые с умеренно выраженными симптомами депрессии (субдепрессивный уровень);
      • 3 группа – испытуемые с депрессией средней тяжести
      • По результатам данной методики не было выявлено женщин с тяжелой и легкой формами депрессии.

        Таблица 1. Результаты методики «Шкала депрессии Бека»

        Средний балл

        Количество испытуемых

        Статистическая обработка результатов выявила достоверные различия между группами (Таблица 2).

        Таблица 2. Результаты статистической обработки результатов методики «Шкала депрессии Бека» по критерию U Манна-Уитни

        Результаты методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге лишь частично подтвердили результаты методики «Шкала депрессии Бека» (Таблица 3).

        Таблица 3. Результаты методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге по группам

        Среднее значение

        Согласно полученным по данной методике результатам испытуемые второй и третьей группы находятся в состоянии легкой депрессии.

        Статистическая обработка результатов выявила достоверные различия между 1 и 2 группами (р = 0,03). Между другими группами различий не найдено.

        Опросник уровня личностной тревожности Ж. Тейлор выявил высокий уровень тревожности у всех испытуемых (Таблица 4).

        Таблица 4. Результаты опросника уровня личностной тревожности Ж. Тейлор по группам

        ШСЖ

        Достоверных различий между группами выявлено не было. Однако можно отметить тенденцию к повышению уровня личностной тревожности в группе с симптомами депрессии средней тяжести (группа 3).

        Средние оценки по шкале тревожности испытуемых группы 1 и 2 близки к границе между средним и высоким уровнем тревожности.

        Результаты по методике уровень субъективного контроля представлены в (Таблице 5).

        Таблица 5. Результаты методики УСК по группам

        Группа

        Ид

        Ин

        Ис

        Им

        Для испытуемых с низкими оценками депрессии (группа 1) характерны высокие показатели оценок по шкалам Ид и Ис, что свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями и развитом чувстве ответственности за события, происходящие в его семейной жизни.

        Для испытуемых с симптомами субдепрессии характерны повышенные результаты по шкалам Ин, Ис и Им, что говорит о способности и желании человека прикладывать усилия для налаживания контакта с окружающими, высокоразвитом чувстве ответственности за происходящее в семье. Также для них характерно наличие некоторого самообвинения в неприятностях, неудачах и т.п.

        У испытуемых с выраженными симптомами депрессии наиболее высоки показатели оценок по шкалам Ио, Ид, Ин, что можно трактовать как высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Испытуемые этой группы чувствуют личную ответственность за все хорошие и плохие ситуации в их жизни.

        Статистическая обработка результатов позволила выявить достоверные различия по шкале общей интернальности (Ио; p = 0,036) между группами с умеренно и сильно выраженной депрессией. Также можно отметить наличие следующих тенденций:

      • уровень интернальности в области неудач (шкала Ин) выше у испытуемых с симптомами средней депрессии, чем у испытуемых без симптомов депрессивного состояния (р = 0,07);
      • уровень интернальности в области межличностных отношений выше у субдепрессивных испытуемых, чем у испытуемых с симптомами депрессии (р = 0,085).

    Различия по другим шкалам статистически достоверного уровня не достигают (Таблица 6).

    Таблица 6. Результаты статистической обработки результатов методики УСК по критерию U Манна-Уитни

    Сравниваемые группы

    Ип

    Из

    0,070

    0,036

    0,085

    Сравнение усредненных профилей (Диаграмма 1) по трем группам не выявило достоверной корреляции между ними (Таблица 7). Таким образом, мы можем говорить о наличии различий между профилями.

    Диаграмма 1. Усредненные по группам профили УСК

    В наибольшей степени различаются усредненные профили группы субдепрессивных испытуемых и испытуемых с депрессией (коэффициент корреляции 0,036).

    Сравнение профилей 1 (без депрессии) и 3 (с симптомами депрессии) групп выявило незначительную отрицательную корреляцию между ними (-0,181).

    Корреляция между усредненными профилями недепрессивных и субдепрессивных испытуемых имеет значение 0,527, однако достоверного уровня не достигает (р = 0,235).

    Таблица 7. Результаты статистической обработки результатов методики УСК методом ранговой корреляции Спирмена (сравнение усредненных профилей по группам)

    Уровень значимости

    Коэффициент корреляции

    Результаты методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» представлены в (Таблице 8).

    Таблица 8. Результаты методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» по группам

    1

    2

    4

    8

    77,33

    82,17

    76,17

    64,38

    73

    65,38

    74,83

    77,67

    1 — Нумерация шкал соответствует нумерации в описании методики

    Для испытуемых без симптомов депрессии характерно преобладание черт гипертимического, возбудимого и эмотивного типов (1, 2 и 3 шкалы, соответственно). Таким образом, можно говорить о повышенном фоне настроения, высокой активности, повышенной импульсивности в сочетании с высокой чувствительностью и впечатлительностью.

    У испытуемых с субдепрессивными симптомами преобладают высокие показатели по шкалам: 2 (возбудимость), 3 (эмотивность) и 6 (циклотимность), что свидетельствует о повышенной возбудимости, чувствительности и склонностью к периодическим сменам повышенного и пониженного настроения. Также можно отметить, что в целом оценки испытуемых этой группы ниже, чем у всех остальных, по всем шкалам, что свидетельствует о меньшей выраженности акцентуаций характера.

    Испытуемые с депрессивной симптоматикой демонстрируют высокие оценки по шкалам гипертимности (1), возбудимости (2) и демонстративности (7). Следовательно, наиболее выражены такие черты как:

  • повышенный фон настроения в сочетании с высокой активностью;
  • повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями;
  • Более наглядно результаты по опроснику К.Леонгарда представлены на (Диаграмме 2).

    Диаграмма 2. Усредненные профили испытуемых по группам по методике «Характерологический опросник К. Леонгарда»

    Статистическая обработка результатов позволила выявить достоверные различия между разными группами (Таблица 9) по шкалам опросника К.Леонгарда:

    Гипертимность (1 шкала):

    У испытуемых без депрессивных симптомов оценки по данной шкале выше, чем у испытуемых с симптомами субдепрессии (р = 0,025);

    Возбудимость (2 шкала):

    У испытуемых без депрессивных симптомов оценки по данной шкале достоверно выше, чем у испытуемых с симптомами субдепрессии (р = 0,024);

    Эмотивность (3 шкала):

    Оценки испытуемых без симптомов депрессии и с симптомами субдепресии достоверно выше, чем оценки испытуемых с депрессией среднего уровня (р = 0,018, р = 0,028, соответственно);

    Демонстративность (7 шкала):

    Оценки испытуемых с симптомами депрессии по этой шкале достоверно выше, чем оценки испытуемых без депрессии и с субдепрессией (р = 0,025, р = 0,044, соответственно).

    Таблица 9. Результаты статистической обработки результатов методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» по критерию U Манна-Уитни

    группы

    3

    5

    6

    7

    9

    10

    0,025

    0,024

    0,018

    0,025

    0,067

    0,028

    0,044

    1 — Нумерация шкал соответствует нумерации в описании методики (см. ключ к методике)

    Анализ усредненных профилей групп испытуемых позволяет говорить о наличии достоверной корреляции между профилями испытуемых без депрессии и с симптомами субдепресии (р = 0,014) (см. Таблицу 10). Также можно говорить о наличии близкой к достоверной корреляции между профилями недепрессивных и депрессивных испытуемых (р = 0,095).

    Таблица 10. Результаты статистической обработки результатов методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» методом ранговой корреляции Спирмена (сравнение усредненных профилей по группам)

    0,014

    0,095

    Результаты по методике «Рисуночный тест (я и мой ребенок)» представлены в (Таблице 11).

    Таблица 11. Результаты методики «Рисуночный тест (я и мой ребенок)»

    Полученные результаты не позволяют выделить наиболее характерный для каждой группы тип рисунков.

    Вместе с этим можно отметить, что испытуемые группы без симптомов депрессии, если соглашаются, рисуют изображения, свидетельствующие о благоприятной ситуации беременности и готовности к материнству и родам (50%).

    У испытуемых с субдепрессивной симптоматикой преобладают рисунки, которые говорят о наличии в той или иной степени тревоги, неуверенности в себе, конфликтности (75%).

    Испытуемые с симптомами депрессии в 50% случаев отказались рисовать, что может рассматриваться как сильновыраженные тревога, конфликтность, проблемное отношение к материнству и беременности. Остальные рисунки также свидетельствуют о тревоге и конфликтности, но в меньшей степени.

    Статистическая обработка результатов данной методики (см. Таблицу 12) позволила выявить достоверные различия между испытуемыми из групп без симптомов депрессии и с субдепрессией (р = 0,013). Также можно говорить о наличии тенденции к большей тревожности испытуемых с депрессией, чем у испытуемых с субдепрессией (р = 0,082).

    Таблица 12. Результаты статистической обработки результатов методики «Рисуночный тест (я и мой ребенок)» по критерию U Манна-Уитни

    Уровень достоверности

    0,013

    0,082

    2.4. Обсуждение результатов.

    Полученные результаты позволяют говорить, что для испытуемых с отсутствием симптомов депрессии характерны следующие личностные особенности:

  • достаточно высокий уровень тревожности (однако ниже, чем у группы с симптомами депрессии);
  • высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями и развитое чувство ответственности за события, происходящие в его семейной жизни;
  • повышенный фон настроения, высокая активность;
  • повышенная импульсивность;
  • высокая чувствительность и впечатлительность.
  • В 50% случаев можно говорить о благоприятной ситуации беременности и родов, готовности к материнству (по результатам рисуночной методики).

    На основе полученных результатов мы можем предполагать, что выявленная тревожность обусловлена новой ситуацией, в которую попали испытуемые. Тем более, что для каждой женщины, участвовавшей в исследовании данная беременность и роды были первыми.

    Отказ двух испытуемых от рисования можно трактовать либо как проявление маскированной депрессии (проявляющейся в первую очередь не в снижении общего фона настроения, а в формировании соматической симптоматики), либо как результат высокой тревожности, вызванной рождением ребенка и самой ситуацией психологического исследования. Также существенным может оказаться и тот факт, что рисуночный тест проводился одним из последних и женщины чувствовали себя уставшими.

    Испытуемые с симптомами субдепресии характеризуются наличием следующих черт:

  • повышенный уровень тревожности;
  • наличие способности и желания прикладывать усилия для налаживания контакта с окружающими;
  • высокоразвитое чувство ответственности за происходящее в семье;
  • наличие некоторого самообвинения в неприятностях, неудачах и т.п.;
  • повышенная возбудимость;
  • чувствительность;
  • склонность к периодическим сменам повышенного и пониженного настроения;
  • неуверенность в себе, внутренние конфликты.
  • Необходимо отметить, что выраженность акцентуированных черт личности у испытуемых этой группы меньше, чем у всех остальных. Это может служить хорошим прогностическим признаком, так как, несмотря на наличие склонности к самообвинению и периодические смены настроения, они могут быть взяты под контроль.

    Наблюдаемые в настоящее время тревога, конфликтность, неуверенность в себе могут быть объяснены не только особенностями личности, но и новой ситуацией материнства. Можно предположить, что изменение в социальной ситуации, приобретение новой роли стали толчком для формирования субдепрессивной симптоматики. Основой же могли послужить такие особенности личности как склонность к самообвинению, циклотимность и повышенная чувствительность.

    Эти же черты личности могут быть причиной неуверенности в себе и конфликтного отношения к материнству и беременности, выявленные по результатам рисуночного теста.

    К. Леонгард (1989) в описании типов акцентуации и их сочетаний указывает, что одновременное присутствие в личности черт возбудимого, эмотивного и циклотимного типов акцентуаций предрасполагает к развитию депрессивных состояний. Вместе с этим он отмечает, что для людей с эмотивным типом акцентуации характерно соответствие тяжести депрессивных симптомов тяжести события или переживания их вызвавших. Это подтверждает наше предположение о том, что выявленный субдепрессивный уровень симптоматики может быть обусловлен реакцией на изменение ситуации и социальной роли.

    Несмотря на наличие в момент обследования симптомов субдепрессии, прогноз дальнейшего состояния является положительным. Сочетание всех описанных выше черт личности позволяет предполагать скорый выход из состояния подавленности и развитие нормальных отношений с ребенком, а также нормализацию отношений в семье и гармонизацию своей личности. Можно предполагать, что по окончании периода адаптации к новой ситуации симптомы депрессивного состояния исчезнут.

    Для испытуемых с депрессивной симптоматикой характерно наличие таких черт личности как:

  • высокий уровень тревожности;
  • высокий уровень субъективного контроля, склонность видеть в себе причину всего происходящего;
  • демонстративное поведение, эгоцентризм, стремление привлечь к себе внимание.
  • неуверенность в себе, наличие внутренних конфликтов.
  • Можно предполагать, что одна из причин депрессии и высокой тревожности – высокий уровень субъективного контроля, приводящий к принятию ответственности за все происходящее на себя. При чрезмерной выраженности это приводит к тому, что человек оказывается не в состоянии принять тот факт, что не все можно контролировать. В подобной ситуации любое событие, которое невозможно контролировать, может стать источником серьезного стресса.

    Демонстративность также может служить фактором риска формирования послеродовой депрессии, так как с рождением ребенка внимание семьи часто смещается с его матери на него. Это может приводить к возникновению мыслей о своей ненужности, покинутости и т.п.

    Также демонстративность может влиять на степень выраженности депрессивной симптоматики. Часто демонстративные личности склонны преувеличивать свои страдания, тем самым пытаясь привлечь к себе внимание.

    Психологические исследования акцентуаций и их связи с депрессивными расстройствами показывают, что наличие в структуре личности демонстративности, яркости эмоциональных проявлений при отсутствии их достаточной глубины, склонность к быстрой смене переживаний или внутренняя дисгармония с сужением зоны жизненного комфорта, неуверенность в своих возможностях, снижение самооценки, непродуктивность интеллектуальной переработки конфликтных ситуаций, истощаемость приводят к быстрому формированию под влиянием стрессовых воздействий депрессивных расстройств (Кадина Г.И., Корнилов А.П., 1996). Большая часть этих черт личности присутствует у испытуемых с выраженными симптомами депрессии.

    Для испытуемых данной группы прогноз будет наименее благоприятным, так как выявленное сочетание акцентуаций личности приводит к возможности возникновения аффективных взрывов, а также к формированию реакций по типу «бегства в болезнь» (Леонгард К., 1989).

    Сопоставление результатов всех методик по всем группам испытуемых позволяет выявить ряд тенденций:

  • выраженной депрессивной симптоматике соответствует высокий уровень тревожности;
  • ярко выраженный внутренний локус контроля в области значимых событий способствует формированию депрессии, в тоже время внутренний локус контроля в области отношений с людьми служит фактором защиты от депрессивных состояний;
  • такие черты личности как эмотивность, циклотимность и демонстративность могут служить факторами риска формирования депрессии.
  • Выявленные тенденции не предполагают неизбежного развития послеродовой депрессии у женщин с приведенными личностными особенностями. Однако при неблагоприятной ситуации вероятность формирования данного состояния значительно возрастает.

    Также важно отметить, что в ряде случаев симптомы послеродовой депрессии могут проявляться скрыто (в виде соматических осложнений) или, наоборот, значительно преувеличиваться (например, при демонстративной акцентуации). Поэтому важно помимо прямых методов диагностики использовать и проективные методики, позволяющие выявлять скрытые, бессознательные личностные тенденции и особенности.

    Существенным является влияние особенностей личности на прогноз течения депрессивного состояния. Высокая эмотивность служит основанием для благоприятного прогноза, так как предполагает способность глубоко чувствовать и переживать не только отрицательные моменты своей жизни, но и положительные. В качестве благоприятного фактора можно рассматривать и гипертимность, так как она вызывает повышенный фон настроения и высокую активность, препятствующие развитию тяжелой депрессии.

    Также можно предполагать, что высокий локус контроля в области семейных и межличностных отношений при невысоких значениях общей интернальности и интернальности в области удач может снижать неблагоприятные последствия послеродовой депрессии, так как предполагает заинтересованность в установлении контактов с окружающими людьми и их поддержании.

    В качестве неблагоприятного фактора можно рассматривать демонстративность, так как наличие развитых истерических черт характера может способствовать «бегству в болезнь» и преувеличению тяжести симптомов. Также демонстративность может обусловить недостаточные внимание и заботу о ребенке, особенно, если демонстративная женщина считает, что таким образом сможет выделиться, или ситуации в семье превращается в борьбу за внимание окружающих.

    Циклотимность также негативно влияет на прогноз течения депрессии. Колебания настроения могут приводить к тому, что после очередной гипоманиакальной фазы, проявляющейся в повышенном настроении, высокой активности, энергичности, депрессивная фаза может либо затянуться, либо проявиться острее. Существенно и то, что смена настроения у циклотимных личностей может происходить не только под воздействием каких-либо событий, но и в результате размышлений.

    Результаты данного исследования не позволили выявить четкой связи между степенью выраженности депрессивной симптоматики и тревожностью. Однако высокие уровни тревожности все же соответствуют развитой депрессии, поэтому эту особенность личности также можно рассматривать как определяющую течение этого состояния. Высокая тревожность препятствует нормализации состояния, так как не позволяет адекватно ее оценивать и замечать позитивные моменты. Все внимание сосредотачивается на возможных негативных последствиях.

    Высокий внутренний локус контроля в области неудач, как правило, проявляется в склонности к самообвинению, что также мешает преодолению депрессивного состояния. Если он не уравновешивается высоким уровнем интернальности в области достижений, то может рассматриваться как крайне неблагоприятный фактор развития депрессивных состояний.

    Неуверенность в себе и внутренние конфликты, конфликтное отношение к беременности и материнству служат одними из важнейших отрицательных факторов формирования негативных переживаний. При сочетании с другими отрицательными факторами они могут вызывать тяжелую послеродовую депрессию, продолжающуюся долгое время.

    Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что эмоционально-личностные факторы оказывают влияние на формирование депрессии у женщин, находящихся в послеродовом периоде, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

    Вместе с этим нельзя отрицать и влияние социальных факторов: изменение социальной ситуации и сопутствующая ей смена ролей также оказывают существенное влияние на формирование депрессивных состояний. Более того, именно они служат толчком к развитию послеродовой депрессии, поэтому при коррекции данного состояния необходимо это учитывать.

    www.psyworld.ru

    Это интересно:

    • Шкала монтгомери-асберга для оценки депрессии Шкала монтгомери-асберга для оценки депрессии Эквивалентной HAM-D по надежности признается шкала Монтгомери и Асберга для оценки депрессии, предложенная ими в 1979 г. (Montgomery—Asberg Depression Rating Scale, MADRS). Главные требования к шкале, используемой при изучении эффективности терапии антидепрессан­тами […]
    • Анкета бека на определение симптомов депрессии Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на ос­нове клинических наблюдений, позволив­ших выявить ограниченный набор наиболее реле­вантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с […]
    • Мдп эпилепсия шизофрения Итоговые тесты с ответами по дисциплине "Психиатрия" (медикаментозное лечение, признаки болезни, показания к назначению психостимуляторов) , страница 60 A/ Онейроидная кататония B/ Депрессивно-параноидная форма D/ Гебефреническая форма E/ Галлюцинаторно-параноидная форма 1517 При шизофрении наблюдаются все […]
    • Шизофрения картина Биология и медицина Шизофрения: клиническая картина Шизофрения, как правило, начинается в молодом возрасте у людей, которые до начала заболевания были нормальными, и характеризуется целым набором симптомов, включая галлюцинации, мании, нарушение внимания, странности в поведении и др. [ Тиганов и др., 1999 ; […]
    • Гештальт и психозы Психоз, невроз и психическое «здоровье» Психоз, согласно Гудману, можно было бы определить как нарушение функции « id »: у субъекта нарушены чувствительность и восприимчивость к перцептивным (идущим извне) и проприоцептивным (идущим из организма) возбуждениям: он нечетко реагирует как на запросы внешнего мира, […]
    • Ян голанд анорексия Психотерапевт Ян Голанд: «Самая распространенная психическая болезнь – панические атаки» Корреспондент АиФ-НН провела один день с известным психотерапевтом, психиатром, сексопатологом и знатоком человеческих душ, Яном. Нижний Новгород, 25 октября - АиФ-НН. Уже более 50 лет Ян Генрихович помогает людям вернуться к […]
    • Окислительный стресс и апоптоз Окислительный стресс и апоптоз: общие сведения Апоптоз представляет собой актуальнейшую проблему современной биологии. Несомненно, что активные метаболиты кислорода ( АКМ ) и окислительные реакции с их участием в той или иной степени участвуют в этом процессе. Предполагается, что в результате апоптоза […]
    • Нарушение сна у пожилых людей Найдены причины бессонницы у пожилых людей Нарушения сна у пожилых людей связаны с утратой тормозящих нейронов в промежуточном ядре гипоталамуса, выяснили исследователи из Beth Israel Deaconess Medical Center (Бостон, США) и Торонтского университета (Канада). Работа опубликована в журнале Brain. В среднем […]