Парцерняк с стресс вегетозы психосоматика

С.а. парцерняк стресс.вегетозы. психосоматика

Формат книги: fb2, txt, epub, pdf
Размер: 6.3 mb
Скачано: 1528 раз

Книга «Стресс; Вегетозы; Психосоматика Серия: Интегративная .
Купить книгу «Стресс; Вегетозы; Психосоматика Серия: Интегративная медицина» автора Парцерняк С.А. и другие произведения в разделе Книги в интернет-магазине OZON.ru. Доступны цифровые, печатные и аудиокниги. На сайте вы можете почитать отзывы, рецензии, отрывки. Мы бесплатно .

С.а. парцерняк стресс.вегетозы. психосоматика

Впервые у нас? Укажите почту и получите скидку 5 уже на первый заказ! Я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта, даю согласие на обработку перс. E-mail sms-рассылок с информацией об акциях и новых поступлениях интернет-магазина. Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас.

Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами. . Уважаемые читатели! По техническим причинам временно отключена возможность загрузки изданий в формате pdf из фондов ргб. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях! Откроется окно подтверждения авторизации, после этого вас автоматически вернут в лабиринт введите ваш логин в жж, и цена товаров пересчитается согласно величине вашей скидки введите e-mail или мобильный телефон, который вы указывали при оформлении заказа.

Стресс, вегетозы, психосоматика — Сергей Александрович .

Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Уважаемые читатели! По техническим причинам временно отключена возможность загрузки изданий в формате pdf из фондов ргб.

. E-mail sms-рассылок с информацией об акциях и новых поступлениях интернет-магазина. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях! Откроется окно подтверждения авторизации, после этого вас автоматически вернут в лабиринт введите ваш логин в жж, и цена товаров пересчитается согласно величине вашей скидки введите e-mail или мобильный телефон, который вы указывали при оформлении заказа. Впервые у нас? Укажите почту и получите скидку 5 уже на первый заказ! Я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта, даю согласие на обработку перс.

jenna.my-dic.ru

Парцерняк Сергей Александрович

Терапевт

Средняя оценка
Пока никто не оценил

Отзывы о специалисте

Мы приглашаем Вас высказать свое мнение, а также принять участие в дискуссиях через комментарии. Приветствуем открытость в отзывах. Администрация учреждения при желании может ответить на Ваш отзыв.

Оцените специалиста или Напишите отзыв

Места приема

Маршрут до учреждения

Образование и опыт

Окончил в 1983 году, Лечебное дело, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

Заместитель главного врача СПб ГБУЗ «Городская больница №15» по терапии, полковник медицинской службы (1999) запаса (2010), доктор медицинских наук (1997), профессор (1999).

Имеет высшую категорию по «терапии» и «кардиологии», специализацию по организации здравоохранения и общественному здоровью, психиатрии, психотерапии, восстановительному лечению.

Окончив Военно-медицинскую академию им. С.М.Кирова (1983) с отличием, служил на Северном Флоте в должностях: врача-терапевта крейсера «Александр Невский» (1983/85); старшего врача-специалиста (терапевта) корабельной группы специализированной медицинской помощи (1985/87).

Оказывал медицинскую помощь раненным и больным интернационального контингента в Народной Республике Ангола (1986/87).

C 1987 — младший научный сотрудник (врач по функциональной диагностике) НИЛ-7; старший ординатор (1990/91), преподаватель — начальник отделения реанимации и ИТ (1991/95), доцент, начальник 50 коечного кардиологического отделения (1995/98), заместитель начальника кафедры военно-морской (общей) госпитальной терапии по клинической работе (т.е. заместитель руководителя терапевтической клиники на 160 коек по медицинской части) Военно-Медицинской Академии (1998/2010).

С мая 2010 по настоящее время — профессор кафедры госпитальной терапии и кардиологии им. М. С. Кушаковского Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова.

Исполнял обязанности нештатного главного специалиста больницы им. Петра Великого по восстановительному лечению и реабилитации.

Является соавтором концепции о интегративных моделях организации оказания медицинской помощи населению применимо к различных формам страховых моделей и финансирования (2000). При его участии создана и активно работает Межрегиональная ассоциация интегративной медицины (с 2001). Председатель секции «Интегративная медицина» и член Правления Санкт-Петербургского общества терапевтов им. С. П. Боткина (с 2004).

Основные направления научных исследований: кардиология (атерогенез), организация здравоохранения и интегративная медицина, пограничная патология и психосоматика в клинике внутренних болезней, восстановительное лечение и реабилитация, военно-морская и профессиональная патология.

Автор 235 опубликованных научных работ, из них: открытие, два изобретения; 28 статей в отечественных и зарубежных журналах; 5 монографий; 2 учебника; 3 руководства и др., из них:

«Вегетозы» (монография) — СПб.: изд. «Гиппократ», 1999. –176 стр.;

«Стресс. Вегетозы. Психосоматика» (монография) — СПб.: изд. «А.В.К.», 2002.- 384 стр.;

— «Интегративная медицина: путь от идеологии к методологии здравоохранения» (монография под редакцией академика РАМН А. В. Шаброва) – СПб., «Нордмедиздат», 2007. – 424 с.

Под руководством С. А. Парцерняка выполнены докторская и шесть кандидатских диссертаций.

www.spbmed.info

Психосоматические расстройства и особенности психокоррекции — курсовая работа

Танцевальная психотерапия — занимая промежуточное положение между телесно ориентированной и арт-терапией, близка, по мнению М.В. Леви, — к «шаманскому действию» — модному увлечению многих психотерапевтов 1 .

Широкий спектр использования музыки дает представление об уровнях воздействия и уровнях взаимодействия музыки со слушателем. Практические психологи считают, что музыка может:

смягчать физический дискомфорт, уменьшать болевые ощущения и способствовать выздоровлению при недомоганиях;

улучшать настроение, помогать на время избавиться от неприятных мыслей;

помогать выплеснуть накопившиеся переживания и эмоции;

1. Леви М.В. цитир. раб. -С.17.

изменять состояние сознания; создавать ощущение погруженности в другую реальность;

духовно обогащать и стимулировать личностный рост.

Кроме музыки в практике работы находят и другие виды влияния, такие как цвето — и светотерапия, библиотерапия и др.

Эмоции играют в жизни человека очень значительную роль. Под ними мы подразумеваем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психологическим процессам.

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию — стресс. Стресс — комплексный процесс и включает и физиологические и психологические компоненты. Стресс является составной частью жизни каждого человека, но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия или даже заболевание.

Физиологические перестройки при стрессовых ситуациях и психологические установки и личностные позиции, а так же генетическая предрасположенность могут существенно влиять на возникновение соматических заболеваний.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями и установили круг болезней, возникающих вследствие стресса. К наиболее распространенным заболеваниям относят заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринные, аллергические, ревматоидные, и ряд дыхательных.

Биологическое проявление соматических заболеваний затрудняет их диагностику и лечение. Поэтому при консультировании больных с психосоматическими заболеваниями основное внимание уделяется диагностике, т.е. установлению причин заболевания, на основе полученных данных выбираются методики по коррекции заболевания. Характерным является то, что установление доверительных отношений в ходе диагностических мероприятий, уже является психологической коррекцией.

Коррекция проводится в несколько этапов, которые включают в себя различные цели и различные методики для их достижения. Психолог-консультант должен при этом учитывать как заболевание клиента, так и его личностные характеристики.

Среди основных приемов, используемых для коррекции психосоматических больных, используются методики рациональной психотерапии, самовнушения, различных видов групповой терапии. Правильно установленные диагноз и метод коррекции поможет избавить пациента от иногда затянувшегося и, не поддающегося терапевтическим и хирургическим методам лечения заболевания.

Банщиков В., Невзорова Т. Психиатрия. -М.: Медицина, 1969. — 344с.

Васильев В. Здоровье и стресс. — М.: Знание, 1991. -169с.

Грановская Р. Элементы практической психологии. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. -565с.

Карвасарский Б. Психотерапия. -М.: Медицина, 1985. -304с.

Кондратенко В., Донской Д. Общая психотерапия. — Минск: Навука і техніка, 1993. -478с.

Кулаков С. Основы психосоматики. -СПб.: Речь, 2003. -288с.

Маколкин В., Аббакумов С. Нейроциркуляторная дистония. — М.: Медицина, 1985. -192с.

Парцерняк С. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. — СПб.: А.В.К., 2002. -382с.

Психология: Учебник. — М.: Проспект, 1998. -584с.

Свядощ А. Неврозы: Руководство для врачей. -СПб.: Питер, 1997. -430с.

Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. -123с.

Судаеов К. Эмоциональный стресс и артериальная гипертензия. — М.: ВНИИМИ, 1976. -176с.

Урываев Ю., Бабенков Б. Психосоматические расстройства. — М.: Знание, 1981. -64с.

Фурдуй Ф. Стресс и здоровье. — Кишинев: Штиинца, 1990. -240с.

studentbank.ru

ПСИХОСОМАТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Психосоматические заболевания – это заболевания причиной возникновения которых служат различные психологические состояния (стресс, эмоции, депрессия и т.п.). В их основе лежит нарушение психологической деятельности человека. Меняется субъективная оценка человеком какого-либо события или состояния в сторону негатива. В итоге может развиться навязчивый невроз, хронические заболевания нервной системы и прочее, т.е. соматическое заболевание вплоть до патологии.

Для эффективной борьбы с подобного рода заболеваниями необходима своевременная диагностика стресса, профилактика и лечение вегетативной нервной системы, т.е. своевременная диагностика и последующее лечение психосоматических расстройств [8].

Установлено, что критериями для диагностики, разграничения форм психосоматических расстройств могут служить: функциональность, обратимость, длительность существования, локализация, характер связи с особенностями личности и спецификой тех психологических факторов, которые определяют формирование этих расстройств [6].

К психосоматическим реакциям относят кратковременные изменения со стороны различных систем организма, а именно: учащение пульса, повышение артериального давления, изменение частоты и глубины дыхания, покраснение или бледность кожных покровов, внезапную мышечную слабость, кратковременное нарушение стула или мочеиспускания и множество других, как правило, физиологических и кратковременных расстройств, возникающих после психических переживаний. Иногда к психосоматическим реакциям относят ряд временных изменений, фиксируемых с помощь биохимических методов исследования (изменения сахара в крови, ее свертываемости или иммунной активности и т.д.). Функциональные невротические нарушения различных органов (сердца, желудка, кишечника и т.д.), представляют собой те функциональные расстройства, которые преимущественно сконцентрированы в определенных органах. Причем изменения в этих органах явно носят функциональный характер, поэтому специалисты-медики не могут обнаружить объективных признаков поражения этих органов. Для соматоформных расстройств характерно: множество постоянных жалоб на неприятные и тягостные ощущения, по описаниям больных приближающиеся к сенестопатиям, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов, при отсутствии объективных признаков их повреждения. Отчетливо просматривается взаимосвязь жалоб пациента с психологическими факторами. Выделяют различные варианты соматоформных расстройств: соматизированные, недифференцированные, конверсионные, болевые, ипохондрические, дисморфофобические и неуточненные. В отечественной психиатрии соматоформные расстройства относят к психогенной патологии (включая ятрогении) и связывают с динамикой конституционально — личностностных особенностей больного [6].

Таблица 1 Диагностические критерии различных видов соматоформных расстройств можно свести в следующую таблицу.

Вид соматоформного расстройства

Соматизированное расстройство (синдром Брике)*

Четыре болевых симптома

Два симптома, связанные с желудочно — кишечным трактом Один симптом, имеющий отношение к сексуальной сфере Один из псевдоневрологических симптомов

Начало заболевания до 30 лет

Жалобы, касающиеся различных систем органов

Этиология не может быть связана с известным соматическим расстройством

Недифференцированное соматоформное расстройство

Отсутствие полного соответствия с клинической картиной типичного соматофрмного расстройства

Одна или несколько жалоб на физическое состояние Продолжительность расстройств не менее 6 месяцев

Характеризуется одним или несколькими неврологическими симптомами (параличи, атаксия, слепота, глухота, нарушение чувствительности, истерические расстройства, ложные судорожные припадки или конвульсии), связанными

с психологическими факторами

Соматоформное болевое расстройство

Характеризуется длительными интенсивными болевыми ощущениями без проявлений соматического заболевания в, полной мере объясняющего интенсивность страданий пациента Боль не распространяется по законам иннервации и в своей выраженности тесно связана с воздействием психологического фактора

Страх и сверхценная убежденность в наличие серьезного соматического заболевания при отсутствии симптомов последнего

Сверхценная убежденность в наличии воображаемого недостатка во внешности или какой — либо части тела

* Соматизированное расстройство встречается при истерии, личностных расстройствах и зависимостях от психоактивных веществ.

В симптоматике конверсионных расстройств отчетливо и символически проявляется личностные особенности больных и влияние психотравмирующего фактора.

Доказано, что в происхождении «классических психосоматических заболеваний» (язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, нейродермит, неспецифический полиартрит, тиреотоксикоз и язвенный колит), определяющую этиологическую роль играет неблагоприятный психологический фактор. Он также обостряет и само течение заболевания, приводит к рецидивам и существенно окрашивает клиническую симптоматику болезни.

В настоящее время к расстройствам носящим психосоматическую природу относят: вегето-сосудистую дистонию, нейродермиты (кожные воспаления, проявляющиеся на фоне психотравмирующих событий и стресса, энурез (ночное или дневное недержание мочи), дисменорею (нарушение менструального цикла, проявившееся на фоне стресса или депрессии), синдром раздраженной толстой кишки (проявляется вздутием живота, метеоризмом, повышенным контролем стула, чередованием мучительных запоров и страхом непроизвольной дефекации в общественном месте), гипертоническую болезнь (в особенности, на начальных стадиях), тиреотоксикоз (повышение функции щитовидной железы, возникающее на фоне стресса), ревматоидный артрит (на начальных стадиях и при наличии связи обострений со стрессовыми факторами), сахарный диабет (в особенности при сочетании с хронической тревогой и депрессией), язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки (при формировании ремиссии), иемическую болезнь сердца, бронхиальную астму и другие аллергические заболевания (на начальных стадиях формирования и при наличии психогенных провокаций), психогенные головные боли и мигрени, хроническую распространенную боль в теле, психогенные тики [6].

Особо следует подчеркнуть условность границ между различными формами психосоматических расстройств. Критерии их отличий описанные выше, как можно это заметить, также носят достаточно условный характер и, в ряде случаев мы встречаемся с их определенным сочетанием или с различной степенью выраженности. Поэтому для вынесения диагностического решения существуют различные методические пути получения данных.

В распоряжении психотерапевта при постановке психосоматического диагноза имеются две основные методики — диагностическая беседа и психологическое тестирование: — Диагностическая беседа дает возможность собрать психосоматический анамнез, чтобы сопоставить озвученные пациентом соматические симптомы с внешней и внутренней историей его жизни. Основная цель состоит в нахождении временных связей между началом соматических проявлений и достоверными жизненно важными изменениями пациента (или их отсутствием). После нахождения таких связей, дальнейшая беседа проясняет факт понимания самим пациентом значимости для развития заболевания субъективно негативных для пациента событий. Естественно, это предполагает знание психологом, психотерапевтом личности пациента, условий его развития в детстве, конфликтов в процессе становления его личности, социализации.

Этот метод следует использовать, двигаясь в качестве основной линии беседы от симптома к ситуации, анамнезу жизни и личности (Рисунок 1).

Важно, что диагностическая беседа до некоторой степени носит провокативный характер. Психотерапевт использует подбадривание и откровенные вопросы, призванные натолкнуть пациента на ответы, но не фиксировать на них внимание, давая лишь направления для размышления.

Одной из целей беседы является создание у пациента новых представлений, в том числе о подсознательных выгодах его болезни, о том, что соматический симптом может служить ему для того, чтобы снять груз неосознаваемых конфликтов за счет переноса части своей психической энергии в соматическую (физическую) сферу.

— Психологические тесты — это стандартизованные психодиагностические методы, предназначенные для изучения и оценки (как количественной, так и качественной) различных свойств личности в ее переживаниях и поведении. Значение психологических тестов состоит в том, что они составлены таким образом, что с их помощью можно получить достаточно объективную оценку состояния пациента, независимую от субъективного мнения исследователя. Это достигается путем высокой стандартизации в проведении и оценке теста. Большинство личностных тестов имеет характер опросника (тест-опросник Г. Айзенка, методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела, миннесотский многомерный личностный перечень, тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера, личностный опросник Айзенка, личностный опросник Бехтеревского института – ЛОБИ, др.). Существуют так же проективные тесты, где различный материал используют в качестве стимульного (тесты Люшера, Розенцвейга, Роршаха и т. д.). Особое положение занимают опросники, которые построены без непосредственного отношения к теории (например, Гиссенская анкета жалоб), состоят из вопросов, касающихся жалоб на общее самочувствие, боль, нарушение эмоциональности, а также истериформных жалоб, которые распространены в амбулаторной психотерапевтической практике.

Важно, что при выборе того или иного комплекса тестовых методик для исследования психосоматических пациентов необходимо учитывать принципы: относительной простоты применяемых методик; быстроты их проведения; полноты изучения исследуемого явления; взаимной дополняемости применяемых методик; высокой суммарной валидности; достаточной чувствительности к изменению наблюдаемого явления у здоровых и больных, а также к изменению показателей в течение лечения [4].

Хотя многие специалисты в области психического здоровья используют психологические тесты, самый надежный метод, по мнению С. Кулакова [3], используемый на практике – диагностическая беседа (интервью). Именно диагностическая беседа служит не только для сбора информации, но, что особенно ценно, одновременно выполняет консультирующую и терапевтическую функции. Психологические же тесты могут дополнить, но не заменить общую диагностику. В индивидуальной клинической диагностике они имеют вспомогательное значение. Роль тестов в психосоматических исследованиях возрастает только, если они проводятся среди большого числа пациентов, т. к. здесь используются систематические и сопоставимые для всех пациентов данные [4] .

В целом, при диагностике особенно важно учитывать разные, в частности, взаимодействующие влияния — поведение интервьюирующего и ответное поведение отвечающего. Психологическое присоединение к пациенту во время интервью, когда появляются даже самые первые данные о расстройстве и собирается анамнез, может и является уже базовой фазой клинико-психического вмешательства.

Востребованным остается понятие негативной и позитивной диагностики, пришедшее из диагностики невротических расстройств и представленное преимущественно в работах Мясищева В.Н. и его последователей [1]. Это является корректным данное понятие можно использовать в диагностике психосоматических расстройств, поскольку содержание понятия «негативной диагностики» состоит в отнесении к неврозам только тех заболеваний, при которых отсутствуют установленные биологические причины изменений.

Сущность «позитивной диагностики» вытекает из признания категории «психогенного», что включает в себя следующие основные положения:

— психогения связана с личностью больного и психотравмирующей ситуацией, трудностью этой ситуации, неспособностью личности в данных конкретных условиях ее разрешить;

— возникновение и течение невротического расстройства связаны с патогенной ситуацией и переживаниями личности (наблюдается определенная корреляция между динамикой состояния больного и изменениями психотравмирующей ситуации);

— клинические явления по своему содержанию в определенной степени связаны с психотравмирующей ситуацией и с переживаниями личности, с основными и более глубокими ее стремлениями, что может проявляться в аффективной реакции, патологической фиксации различных переживаний;

— фиксируется более высокая эффективность именно психотерапевтических методов по отношению ко всему заболеванию и отдельным его клиническим проявлениям по сравнению с биологическими воздействиями.

Таким образом, если в клинике психосоматического расстройства не обнаружено явно выраженных органических изменений, то диагностический процесс должен быть направлен на изучение истории жизни пациента, ведущих конфликтов и схем, поскольку именно психологическая составляющая заболевания в данном случае является причиной проявленной психосоматики.

В этой связи особенно важно подчеркнуть психосоциальный аспект позитивной диагностики, отражающий реальную жизненную ситуацию пациента. Особое значение следует уделить его взаимоотношениям с окружающими людьми, способам разрешения им патогенной ситуации, характеру используемых пациентом психологических защит.

Диагностика психосоматического пациента должна организовываться как интерперсональная психологическая лаборатория. Поэтому необходимо уделять особенно пристальное внимание значимым нарушенным личностным отношениям, анализу личностного развития пациента и анализу аффектов [5].

Анализ аффектов. В психодинамической диагностике психосоматических расстройств различают три группы аффектов: аффекты регуляции отношений, аффекты переработки информации и аффекты рефлексии, аффекты мстительности.

— Регулирующие отношения аффекты служат для определения необходимой и желаемой близости / дистанции с объектом. Это имеет особенное значение в клинике структурных и диодических нарушений отношений (например, отвращение отражает желание; ярость отражает желание, чтобы объект исчез, а субъект при этом остался; страх, наоборот, отражает потребность исчезнуть самому; печаль / скорбь отражает желание снова реализовать уже однажды имевшееся взаимодействие с объектом; отсутствие «злого» объекта сопровождается в момент его ментального представления облегчением и радостью).

— К аффектам переработки информации относят любопытство, интерес, удивление. Они считаются первичными эмоциями и направлены на переработку раздражителей внешнего мира, на понимание и поддержание отношений с миром.

— К аффектам рефлексии относят вину, стыд, депрессию. Эмоции рефлексии основываются на интернализированных следах первичных эмоций. Так, стыд – является интернализированным отвращением к референтной группе или объекту, к которым человек считает себя принадлежащим. При этом значимые составляющие самости воспринимаются как неподходящие, а самость другого считается точкой отсчета. Депрессия – является интернализированной яростью объекта (он не может избавиться от того, чего хотел бы избежать). Страх вины – является интернализированным страхом объекта (чего он боится и от чего не может уклониться). В целом аффекты рефлексии служат предпосылкой относительно независимо функционирующих структур.

— К аффектам мстительности относят обиду, озлобленность, гнев, злобу и вражду. Мотивационная составляющая этих аффектов направлена преимущественно на реванш, возмездие или месть. При этом речь нередко идет о длительном, направленном на возмездие и месть враждебном состоянии. Они часто определяют переживания пациента на годы. Как правило, для своего носителя эти аффекты не составляют вины и переживаются как «состояние несправедливости». И так как эта несправедливость возникла уже в раннем детстве, а «плохие» объекты интроецировались, отделились и за счет этого лишились дальнейшей обработки, то аффекты мстительности являются архаичными, настраивают на «активные действия против», имеют тенденцию к разрядке, и поэтому примирение не является категорией его переживания. Трагедия детства, которая не может быть прощена и забыта, нередко строится на травмирующем унижении в преэдиповой фазе развития человека, проявляется в нарциссическом повреждении и в травмах, которые ломают детскую фантазию, связанную с доверием к родителям. Эти унижения в аффективном переживании ребенка ведут к фиксированному ожесточению по отношению к виновнику унижения. Подобная злопамятность означает, что мотив мести постоянно «подпитывается» и может долгое время присутствовать в жизни [2].

Таким образом, на основе рассказа пациента можно определить ведущую тему конфликта отношений, и проработав ее в процессе психотерапии, иногда существенно сократить время лечения.

Анализ уровня развития личности.

Психоаналитическая концепция декларирует, что каждого человека можно описать как имеющего определенный уровень развития личности (психотический, пограничный, невротический) и тип организации характера (истерический, параноидный, депрессивный и т.д.). Это может означать то, что данному человеку свойственен определенный заданный паттерн импульсов, тревог, защитных механизмов и объектных отношений. Это в конкретной травмирующей ситуации может превзойти адаптационные возможности индивида, что как раз и породит декомпенсацию в виде соответствующего психосоматического расстройства. Сущность структуры характера пациента не может быть осознана без понимания двух различных и при этом взаимодействующих друг с другом измерений – уровня развития личностной организации и защитного стиля внутри этого уровня. Именно от диагностики уровня развития личности будет зависеть объем дальнейших психотерапевтических и реабилитационных мероприятий.

В последнее время в русле развития системного подхода к личности, способности ее к постоянному развитию и обогащению, исследователи все чаще проявляют интерес к «здоровым» сторонам личности психосоматических пациентов. Появились и становятся все более популярными такие понятия как функциональный диагноз, ресурс стратегии преодоления трудностей (копинг-поведение, копинг-механизмы как процесс конструктивного приспособления), позитивный подход в описании симптомов, позитивная трактовка симптомов и др. Действительно, выяснение ресурсов личности, степени ее зрелости, выявление наличия временных отрезков без психосоматической симптоматики является необходимым звеном в полноценной диагностике.

В ходе диагностической беседе, после анализа аффектов и уровня развития личности, формируется гипотеза. Обязательно следует выявить влияние на пациента других систем (школы, работы, ровесников, семей родственников); определить какие члены семьи смогут сотрудничать с психотерапевтом, а кто будет сопротивляться его изменениям; убедиться в способности и возможности (физических, психологических) психотерапевта для работы с этим пациентом; обратить внимание на свой собственный эмоциональный ответ на контакт с пациентом (есть ли ощущение закрытости, защищенности, напряжения); проверить мотивацию пациента на получение психологической помощи вообще и от данного психотерапевта в частности. Затем с пациентом обсуждаются дальнейшие шаги, даются рекомендации о дополнительных психодиагностических обследованиях и принимается решение о выборе метода коррекции [2].

Отдельно и более подробно стоит остановиться на диагностических трудностях, которые могут возникнуть уже на начальных этапах соматических и неврологических заболеваниях. Клинические проявления подобных заболеваний могут маскироваться под психические расстройства. Поэтому диагностика психосоматических расстройств на этапе первичной помощи (амбулатории, поликлиники, стационары непсихиатрического профиля) представляется весьма актуальной. При этом наибольшие диагностические трудности вызывают так называемые «соматически необъяснимые симптомы». Понятие «соматически необъяснимые симптомы» объединяет широкий круг апофатических (apophatic – отрицательных; по Г.Берриоз, Ж.Маркова, 2006) расстройств – соматоформных, конверсионных, ипохондрических, а также алгий и более сложных – синдромальных – органоневротических образований (гипервентиляционный синдром, синдром Да Коста, синдром хронической усталости и др.). Только в амбулаторной практике распространенность указанных нарушений оценивается в диапазоне 25–75% (Р. Смит, Ф. Двамена, 2007) [7].

Необходимость разграничения соматически необъяснимых симптомов и симптомов патологии внутренних органов возникает так же при скрытых (ларвированных), соматизированных формах психических расстройств, формирующихся при аффективной патологии (маскированные депрессии, гипомании), расстройствах личности и их динамики, продромах эндогенных (вялотекущая шизофрения и прежде всего ее ипохондрический и неврозоподобный варианты), а также при органических и других психических заболеваниях.

При распознавании психосоматических расстройств необходимо иметь в виду вероятность как минимум двух диагностических ошибок: возможности ошибочного распознавания психического расстройства в случае, когда клиническую картину определяют признаки соматической болезни; и переоценке роли соматической патологии при реально существующей психической. Так, депрессии нередко наблюдаются на начальных, латентных этапах таких неврологических заболеваний, как паркинсонизм и рассеянный склероз, когда распространенность депрессий в 3–10 раз превышает популяционный показатель (К. Ликетзос, 2007). При болезни Паркинсона депрессия в 30% случаев предшествует первым клиническим проявлениям – гипокинезии, ригидности, тремору покоя (Ж.Хаббл, 1993) [7].

Раннее распознавание аффективных расстройств (осуществляемое с использованием комплексного психопатологического и соматического обследования), в частности, соматогенно провоцированной депрессии, проявления которой (например, при онкопатологии) сопутствуют потенциально смертельной болезни, обеспечивает своевременное проведение хирургического и других необходимых вмешательств (химио-, радиационная терапия). Напротив, ошибочное диагностирование психических расстройств в качестве единственной причины болезненного состояния имеет следствием позднюю диагностику представляющих серьезную опасность заболеваний внутренних органов и неврологической сферы. С другой стороны, переоценка вклада соматической патологии (когда незначительные, не определяющие клиническую картину отклонения от нормы в соматическом статусе, проявления минимальной органической патологии, физиологические изменения рассматриваются в качестве основного расстройства) может привести к уменьшению значимости функциональных расстройств и, следоваетельно, к гиподиагностике невротических, аффективных и других психических нарушений.

Весьма серьезные препятствия на пути к корректной диагностике возникают при сочетанной патологии, при наличии в клинической картине симптомокомплексов как психического, так и соматического характера. К наиболее частым ошибкам относится недооценка (в плане терапии и клинического прогноза) в картине соматического заболевания функциональной психической патологии (органоневротических, аффективных, тревожных расстройств), что значительно усиливает проявление патологии внутренних органов.

Основным признаком соматизированного расстройства является наличие множественных, повторно возникающих и часто видоизменяющихся соматических симптомов. Симптомы могут относиться к любой части тела или системе. Наиболее часто встречаются желудочно-кишечные ощущения (боль, отрыжка, рвота, тошнота и др.), аномальные кожные ощущения (зуд, жжение, покалывание, онемение, болезненность и др.), сексуальные и менструальные жалобы. Так родители и родственники одного из авторов прошли длительное неоднократное лечение ряда соматических заболеваний, были выполнены хирургические операции. Причина же непроходящих несмотря на лечение заболеваний лежит иногда не в соматической области.

Течение хронического и флюктуирующего расстройства, очень часто сочетается с длительным нарушением социального, межперсонального и семейного поведения. При этом расстройство значительно чаще встречается у женщин, чем у мужчин, и начинается в молодом возрасте. Нередко обнаруживается зависимость или злоупотребление лекарственными препаратами (седативными, анальгетиками) как следствие частых медикаментозных курсов.

Таким образом, важность правильной и своевременной диагностики в случае психосоматических заболеваний обусловлена тем, что психосоматические расстройства часто путают с соматической патологией, и человек может попасть в вынужденный «замкнутый круг» хождения по различным врачам, обследованиям, выпивать горы, часто весьма вредных для его здоровья, таблеток. К тому же эти клинические картины часто трудно распознать при психосоматических заболеваниях. В отличие от неврозов, где симптомы четко фиксированы в психической сфере, при психосоматических нарушениях, первично связанных с органными функциями, их связь с психическими процессами часто не вполне отчетлива даже для психотерапевта, не говоря уже о пациенте. Случается, что в результате оперативного вмешательства люди совершенно напрасно теряют здоровые органы или части тела, а проблема все усугубляется, поскольку находятся другие органы, которые начинают так же «болеть». Это продолжается до тех пор, пока человек случайно получает необходимую информацию о своем состоянии и приходит на прием к единственно необходимому, в этих случаях, врачу, психотерапевту.

В тяжелых случаях проявления психосоматического расстройства человек не выделяет в своем состоянии никаких изменений в психическом состоянии, все его внимание направлено на борьбу с симптоматикой. Нередко не только пациент, но и врачи пытаются бороться с симптомами, забывая о том, что бороться нужно с причиной. Только в этом случае симптомы при отсутствии причины уйдут сами. Именно этим обусловлена важность правильной и своевременной диагностики психосоматических заболеваний.

1. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006. – 752 с.

2. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.

3. Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб.: Речь, 2007. –294 с.

4. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – 992 с.

5. Парцерняк С. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. — СПб.: А.в.к., 2002. —382 с.

6. Шарлаускас И., Бистрицкис Р. Психоактивные препараты в исследовании человека [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.health.gov.ua/health.nsf/515c778ed2713345c12565fb002ce0c2/4605c7e22cdf4301c12567ed003ad6b4 ?OpenDocument (дата обращения 12.06.2015).

7. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. – СПб.: Издательство Евразия, 2002. – 533 с.

8. Чуева М.Ю., Николаев Ю.И. Психосоматика: история становления психосоматической медицины // Международная научная школа психологии и педагогики / Ежемесячный научный журнал. № 6 (14). Новосибирск: МНШ ПиП, 2015. — С. 67-71.

izron.ru

Это интересно:

  • Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников леонова с в Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников С.В. Леонова kimberly.vtachky.ru Формат книги: fb2, txt, epub, pdf Размер: 9.3 mb Скачано: 505 раз Практическая психология. Книги - koob.ruКнига Дата Отзывы Автор; Турбо-суслик. Как прекратить . себе мозг и начать жить Психолого-педагогическая коррекция […]
  • Глеб черниговцев жизнь без стрессов или пофигизм по-русски Жизнь без стрессов, или Пофигизм по-русски Скачать книгу в формате: fb2 rtf txt epub pdf Читать книгу на сайте: Читать онлайн Наша жизнь полна стрессов. По сути дела, вся наша жизнь — сплошной стресс. Можно ли избежать или, по крайней мере, ограничить то количество стрессов, которое переживает человек […]
  • А лэнгле дотянуться до жизни экзистенциальный анализ депрессии Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии Скачать книгу в формате: fb2 rtf txt epub pdf Читать книгу на сайте: Читать онлайн Сборник статей выдающегося психотерапевта А. Лэнгле посвящен одной из самых актуальных тем практической психологии, психотерапии и психиатрии – депрессии. В основе […]
  • Энурез и энкопрез у детей фесенко ю Бесплатная библиотека Иго любви А. Вербицкая Формат книги: Pdf Размер: . MB Скачано: раз Книга энурез и энкопрез у детей - фесенко юрий анатольевич Книга энурез и энкопрез у детей. Они звучат в популярных мультфильмах, исполняются по радио, любимы детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель игры помочь […]
  • Психостатус при шизофрении Психостатус при шизофрении Med-books.by - Библиотека медицинской литературы . Книги по медицине. Банк рефератов. Медицинские рефераты. Всё для студента-медика . Скачать бесплатно без регистрации или купить электронные медицинские книги (DJVU, PDF, DOC, CHM, FB2, TXT), истории болезней, рефераты, лекции, презентации […]
  • Сайт анорексия я люблю тебя NRXA, я люблю тебя! Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt Читать книгу на сайте: Читать онлайн «NRXA, я люблю тебя!» В этой книге Вы НЕ найдете способы борьбы с анорексией. С уважением и искренним сочувствием к НЕ понимающим, К. Паника. Анорекси́я — полный или частичный отказ от приёма пищи под […]
  • Рассказ депрессия Купить в журнале за октябрь 2015 (doc, pdf): Осень. Как её воспринимать, если во всей её пестроте чувствуется обыкновенное начало зимы, приближение тьмы и холода. Ещё тепло и сухо, но ты уже знаешь, что вскоре будешь рад каждому погожему деньку. Ещё тихо, но скоро подует ветер с севера. Находиться на улице станет […]
  • Андрей владимирович курпатов как избавиться от тревоги депрессии и раздражительности Андрей владимирович курпатов как избавиться от тревоги депрессии и раздражительности Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности - Курпатов Андрей Владимирович Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности - это книга, написанная автором, которого зовут Курпатов Андрей Владимирович. В […]