Патогенетические механизмы заикания

Сопоставление клинических, психологических, психолингвистических и физиологических данных исследования заикающихся позволяет глубже представить себе патогенетические механизмы этого сложного речевого расстройства. Эволюционное заикание или заикание развития возникает обычно в том возрасте, когда у ребенка интенсивно формируется фразовая или монологическая речь. При различных клинических формах начало заикания связано с разными причинами.

Первой причиной и условием появления невротической формы заикания служат патогенные эмоциональные факторы внешней среды. Острая или хроническая психическая травма, переживаемая ребенком, находится в непосредственной связи с появлением “речевых” судорог. Это свидетельствует о первенствующем значении гиперактивации эмоциогенных структур мозга при этой форме заикания.

Заметим в то же время, что едва ли найдется человек, который в детстве не пережил бы состояния испуга или же не бывал в ситуации психологических напряженных семейных отношений. Практически каждый ребенок в своем опыте имеет психический стресс, т.е. эмоциогенные структуры его мозга испытывают периоды сильного возбуждения. Однако в практике известно, что гиперактивация эмоциогенных структур далеко не всегда заканчивается последующим развитием у ребенка патологических реакций и, тем более, заикания. Нередко психический стресс у детей дошкольного возраста вызывает лишь невротические реакции общего характера (нарушение сна, снижение аппетита, раздражительность, плаксивость и т.п.).

Сам феномен судорожных запинок не является строго специфичным только для людей, страдающих заиканием. Нередко и в норме наблюдаются единичные речевые запинки судорожного характера в моменты высокого эмоционального напряжения.

При нормальном созревании мозга уже в детском возрасте в центральной нервной системе развиваются регулирующие тормозные процессы, достаточно сильные для того, чтобы подавить излишнее возбуждение эмоциогенных структур мозга, блокировать распространение этого возбуждения и не дать сформироваться очагу застойной патологической активности в этих отделах центральной нервной системы.

Состояние нервной системы ребенка, у которого впоследствии может развиться невротическая форма заикания, характеризуется особой эмоциональной реактивностью. Таким детям присуща повышенная впечатлительность, робость, тревожность, нарушения сна, аппетита, эмоциональная ранимость и т.п. Это свидетельствует о врожденных или рано приобретенных отклонениях от нормы в состоянии нервной системы, особом состоянии эмоциогенных структур мозга, что связано, главным образом, с низким уровнем адаптивных возможностей организма. В силу этих характеристик центральной нервной системы у таких детей под влиянием психического стресса может формироваться очаг застойной патологической активности в эмоциогенных структурах мозга.

Речевое нарушение, начавшись после психической травмы, соответствует психомоторному уровню патологического реагирования, свойственному детям младшего возраста. Для появления заикания необходимы дополнительные условия. Такими условиями являются: “предрасположенность” (уязвимость) специфических речевых структур к появлению патологических реакций.

Такая “предрасположенность” связана главным образом с врожденными особенностями речевых структур мозга. (То, что в заикании играют большую роль генетические факторы, известно достаточно давно.) Характер развития речи до появления речевой патологии у детей с невротической формой заикания указывает на то, что речевая функция у них может быть особо ранимой: речь таких детей развивается рано, уже к 1,5-2-м годам лавинообразно накапливается значительный словарный запас, появляются сложные речевые конструкции. В то же время артикуляторные механизмы, обеспечивающие базовый уровень экспрессивной речи, а следовательно, и внутреннюю согласованность всех подсистем речедвигательного анализатора, остаются функционально незрелыми.

Резкое опережение развития речи на лексико-грамматическом уровне и несоответствие этому уровню артикуляторного (моторного) обеспечения указывают на дизонтогенез речевых механизмов у детей с невротической формой заикания.

Заикание у таких детей появляется в гиперсензитивные фазы речевого развития, главным образом, в период интенсивного формирования фразовой речи, так как именно период наиболее интенсивного развития любой функциональной системы организма является особо уязвимым при воздействии патогенных факторов.

Нарушение речедвигательного акта, раз возникнув, имеет тенденцию к фиксации патологических взаимосвязей. Важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций (судорожных речевых запинок), помимо очага повышенного возбуждения в эмоциогенных структурах мозга, является поток пропреоцептивных импульсаций с речевых мышц, вовлеченных в аномальную деятельность (обратная афферентация в функциональной системе речедвигательного акта).

Таким образом, патогенетические механизмы, способствующие появлению невротической формы заикания, сложны и не сводятся к пережитой ребенком психической травме.

Сам факт появления судорожных речевых запинок у детей свидетельствует о возникновении патологической функциональной системы речи.

У части детей, перенесших психический стресс с последующим появлением судорожных речевых запинок, защитные (компенсаторные) механизмы центральной нервной системы бывают достаточно сильны и развиты.

Патологически усиленное возбуждение эмоциогенных структур мозга таких детей и формирующаяся патологическая система речи подавляется тормозящими влияниями центральной нервной системы. В этих случаях заикание наблюдается как эпизод, или имеется спонтанное регредиентное течение заикания. В других случаях своевременные адекватные коррекционные воздействия способствуют нормализации речи.

У части детей имеется низкий уровень компенсаторных возможностей мозга. В этих случаях быстро формируется патологическая функциональная система речи. Новая патологическая функциональная система начинает подавлять нормальную функциональную речевую систему, которая до этого развивалась у ребенка так, казалось бы, успешно.

Генератор патологически усиленного возбуждения в эмоциогенных структурах мозга и формирующаяся патологическая система речи нарушают нормальные адаптивные формы перестройки нервной системы. Это ведет к развитию патологического процесса и дальнейшей дезинтеграции деятельности мозга в целом, что проявляется в хронификации заикания.

Любое усиление эмоционального возбуждения (неправильное поведение родителей, перегруженность ребенка впечатлениями и т.п.) ухудшают состояние центральной нервной системы, способствует “закреплению” патологической функциональной системы речи.

При невротической форме заикания генератор патологического возбуждения в эмоциогенных структурах мозга начинает объединять различные структуры центральной нервной системы (стадия образования патологической детерминанты), в том числе и речевые, в сложную патологическую функциональную систему и определять характер ее деятельности.

В первое время формирования патологической речевой функциональной системы при невротической форме заикания судорожные запинки могут быть относительно редкими, так как патологическая детерминанта на ранних стадиях развития нервного расстройства повышает свою активность только при действии специфических раздражителей, какими являются повторный испуг и ситуации, вызывающие состояние эмоционального напряжения.

Формирование у заикающихся детей новой патологической системы речи на фоне уже развившейся функциональной системы речи создает особые условия взаимовлияния и функционирования каждой из них.

Так, нормальная функциональная речевая система не останавливается в своем развитии: продолжают формироваться звукопроизношение и фонематическое восприятие, обогащается словарь, уточняются и усложняются грамматические категории, речевое общение у заикающихся детей дошкольного возраста практически мало отличается по интенсивности от нормы. В то же время наличие заикания отрицательно влияет на формирование монологической речи в старшем дошкольном возрасте. Дети с невротической формой заикания хуже используют в устной монологической речи имеющийся в их распоряжении лексический и грамматический материал, начинает искаженно развиваться планирование монологической речи, с возрастом эта тенденция становится ярко выраженной.

Электрофизиологические исследования речевых мышц, дыхания и других показателей функциональной системы речи указывают на то, что речедвигательная активность мышц и координаторные взаимоотношения между речевым дыханием и артикуляцией при невротическом заикании у дошкольников имеют принципиальное сходство с нормой. Это свидетельствует о наличии у заикающихся детей этой клинической группы нормальной программы действия в функциональной системе речи.

В то же время эти показатели более неустойчивы, чем в норме, легко нарушаются при усложнении речевой задачи. Все эти явления можно трактовать как отрицательное влияние патологической речевой системы на нормальную речевую систему.

Патологическая речевая система с конечным результатом — заиканием — также испытывает тормозящее влияние со стороны нормальной функциональной речевой системы: в периоды усиления защитных механизмов мозга и уменьшения в силу этого активности патологической детерминанты (активности эмоциогенных структур мозга) речь заикающихся становится плавной.

Сосуществование двух речевых систем — патологической и нормальной — при невротической форме заикания отчетливо прослеживается даже при тяжелой степени этой речевой патологии. На фоне речи, искаженной речевыми судорогами и патологическим выбором лексических средств, наблюдаются короткие периоды плавной речи в любом возрасте и при любой длительности течения заикания.

У подростков с невротической формой заикания (11-12 лет) развивается логофобия, т.е. вторичная невротическая патологическая реакция. Они снижают количество и качество общения. Наличие речевого дефекта становится для заикающихся психотравмирующим обстоятельством. Это свидетельствует о дальнейшем утяжелении патологического процесса и появлении вторичных психологических детерминант, которые начинают определять характер общей клинической картины заикания.

pedlib.ru

Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины XIX века. Значение трудов русских ученых в развитии и практики проблемы заикания в конце XIX — начале XX веков. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися. Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания. Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Левиной.

Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогенети­ческие механизмы заикания. Клинический аспект в изучении заикания.

Проблему заикания можно считать одной из самых древ­них в истории развития учения о расстройствах речи. Раз­личное понимание его сущности обусловлено уровнем разви­тия науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматри­вали болезнь, связанную с накоплением влажности в голов­ном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением ча­стей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом Отделах ре­чевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Ави­ценна.

На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возни­кает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в кото­рой прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан — неправильным соотношением между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением eго короткой уздечкой.

Другие исследователи связывали заикание с нарушения-1 ми в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удер­живающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несог­ласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме счи­тал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому споты­каются, или же, наоборот, речевые движения «опережают про­цесс мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата при­ходят в «судорогоподобное состояние».

В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассмат­ривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата.

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. все опреде­леннее становится мнение, что заикание — это сложное пси­хофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологи­ческие проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особеннос­ти, а физиологические проявления — как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. ме­ханизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.

До настоящего времени механизм заикания исследовате­ли пытаются рассматривать не только с клинических и фи­зиологических, но и с нейрофизиологических, психологичес­ких, психолингвистических позиций.

Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Да­нилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показы­вают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ве­дущую роль по отношению к правому полушарию. Положе­ние о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологичес­ком аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания по­ведения заикающихся в процессе коммуникации, для выяв­ления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение внимания, памяти, мышления, психомоторики заи­кающихся показало, что у них изменена структура психичес­кой деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматиза­ции (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здо­ровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомо­торная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регу­ляция представляет сложную задачу, требующую произволь­ного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отли­чаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей за­икающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобическое состояние; неуверенность, зам­кнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заика­ния с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикаю­щегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное наме­рение; 2) рождение замысла высказывания во внутренней речи; 3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление за­думанного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при нали­чии у говорящего коммуникативного намерения, програм­мы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает исключить фазу готовности к речи, на которой у заикающего­ся «ломается» весь произносительный механизм, все его си­стемы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Воз­никают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга, нарушении коркового подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В-третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В-четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае не обходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

studopedia.ru

Патогенетические механизмы заикания

Федеральный центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва

Проанализированы результаты комплексного неврологического, психопатологического, психологического, нейропсихологического и электроэнцефалографического обследования 33 больных с заиканием. Вся полученная информация была представлена с помощью структурных схем, в основу которых положена топическая диагностика, т.е. симптоматика разделена на блоки, характеризующие функциональное состояние отдельных структур и систем ЦНС с указанием характера и выраженности изменений. Показано, что причинами заикания следует считать эмоциональный стресс и нарушение деятельности гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса и что особенности развития симпатико-адреналовой системы определяют возрастную и половую специфичность рассматриваемого синдрома.

Проблема заикания, несмотря на более чем столетнюю историю его исследования, остается актуальной и сегодня [11]. Дискоординационное нарушение речи возникает вследствие непроизвольных судорог мышц, участвующих в речевом акте. Этим дефектом речи страдает примерно 1,5-2% населения, возникает он, как правило, в детском возрасте, преимущественно у мальчиков. Заикание резистентно к терапии, и рецидивы возможны на протяжении всей жизни.

Обстоятельный анализ этого заболевания приводится в работе [14], где заикание рассматривается как системный речедвигательный невроз , который является синдромом в рамках нервно-психических заболеваний как при функциоальных, так и при выраженных в той или иной степени органических поражениях ЦНС.

Вместе с тем выделение базовых причин и структур ЦНС, поражение которых приводит к заиканию, до сих пор вызывает затруднения, что существенно снижает эффективность лечения.

Целью настоящего исследования явилась попытка приблизиться к пониманию патогенетических механизмов заикания.

Было проведено комплексное обследование 33 больных в возрасте от 15 до 30 лет, поступивших для планового лечения в Центр патологии речи и нейрореабилитации. 29 из них (88%) начали заикаться в возрасте от 2 до 5 лет, 4 человека — в возрасте от 6 до 13 лет. Лиц женского пола было 8 (24,2%), мужского — 25 (75,8%). Такое распределение совпадает с общестатистическими данными [14].

Проведены неврологическое, психопатологическое, психологическое, нейропсихологическое и электроэнцефалографическое исследования. Вся полученная информация была представлена с помощью разработанных нами структурных схем [6-8]. В основе каждой из них лежит топическая диагностика, т. е. вся симптоматика разделена на блоки, характеризующие функциональное состояние отдельных структур и систем ЦНС; кроме того, отмечены характер и выраженность изменений.

Такой подход позволил оптимальным образом сопоставить данные разных специалистов и попытаться объяснить патогенетический механизм заикания.

Неврологическое обследование выявило признаки дисфункции VII и ХII черепных нервов в рамках пирамидной недостаточности у 70% больных; кортико-спинальной пирамидной недостаточности — у 60% больных; в 50% — глазодвигательные и вестибулярные нарушения. У половины больных наблюдались множественные вегетативные нарушения: головокружение при изменениях положения тела,

синкопальные состояния, головные боли со рвотой, синдром Рейно , гипергидроз, дистрофические явления, эмоциональные изменения, свидетельствующие о недостаточности высших вегетативных центров [1].

Эти данные совпадают с результатами клинического неврологического обследования больных неврозами без синдрома заикания, приведенного М.Г. Айрапетянцем и А.М. Вейном [1]. В то же время имелись и существенные отличия. У половины больных с заиканием выявлена недостаточность IX и Х пар черепных нервов, чего не было отмечено у больных неврозами.

Особое внимание при обследовании больных уделяли анализу ЭЭГ. Разработанная нами схема представления ЭЭГ-информации [6] позволяет идентично и полно описать электроэнцефалографические феномены, определяющие функциональное состояние структур мозга. В результате у 31 из 33 (95%) больных были выявлены признаки, характерные для диэнцефального синдрома , формирующегося при поражении гипоталамуса [5]. К этим признакам относятся генерализованные вспышки монофазных или двухфазных острых волнa-диапазона, а также веретенообразных групп — и -колебаний. У 2 человек,которые начали заикаться в 7 и 13 лет, зарегистрированы изменения электрической активности верхнестволового генеза.

Из других ЭЭГ-феноменов следует отметить встретившиеся в 66% случаев общемозговые изменения, преимущественно диффузные -колебания, что также может указывать на дисфункцию гипоталамуса [4]. Только в 6 (18%) наблюдениях обнаружены резидуальные умеренные локальные изменения электрической активности мозга.

Таким образом, можно предположить, что диэнцефальный синдром и, возможно, недостаточность IX и Х пар черепных нервов являются специфичными для заикания.

Нейропсихологическое обследование выявило двусторонние умеренные нарушения динамического праксиса у всех больных; пространственной организации зрительной памяти преимущественно по правополушарному типу — у 67%, двусторонние или правополушарные нарушения кинестетического праксиса — у 50%, нарушения слухового неречевого гнозиса — у 50%. В связи с этими наблюдениями следует заметить, что, согласно современным представлениям [3], правое полушарие находится под активирующим влиянием преимущественно диэнцефальных отделов, а левое — ретикулярной формации.

Кроме этого, в половине случаев отмечены нарушения эмоционально-мотивационного поведения, главным образом в виде снижения эмоционального фона (тревога, страх, депрессия ), неадекватного, или не соответствующего ситуации по выраженности, реагирования (эмоциональные пароксизмы). Такого рода изменения указывают на заинтересованность лимбической системы, включающей медиобазальные лобные и височные отделы мозга и ряд подкорковых структур, в том числе гипоталамус.

Особо следует отметить нарушение взаимодействия полушарий, связанное с дисфункцией передних отделов мозолистого тела , у 60% больных, а также быструю истощаемость (дисфункция стволовых структур) у 55%.

Результаты психологического обследования, направленного главным образом на изучение эмоциональной сферы и возможностей ее контроля со стороны лобных и стволовых регуляторных структур, совпали с соответствующими данными нейропсихолога: снижение эмоционального фона и эмоционального реагирования у 80% больных, быстрая истощаемость у 50%.

Психологический анализ самооценки, оценки больными окружающих, своего дефекта речи обнаружил у 75% пациентов нарушение самооценки, у 85% — отношения к другим людям, у 85% — к своему дефекту. Это дает основание предположить ослабление взаимодействия коры с подкорковыми структурами. Анализ результатов проведенного нами обследования больных позволяет предложить гипотезу (модель) возникновения и развития заикания. Отправной точкой для построения модели послужили данные анамнеза о причинах заикания. Практически во всех случаях это был испуг или длительная психическая травма. Поэтому можно предположить, что главной причиной страдания являются эмоциональный стресс и его последствия.

Общие адаптационные реакции организма на стресс являются неспецифическими, т.е. организм аналогично реагирует на разные по качеству, силе и продолжительности действия раздражители. Основной регуляторной системой, обеспечивающей адаптацию к меняющимся условиям внешней среды, считается гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковый комплекс [10].

К.В. Судаков [12] обосновал представление о роли гипоталамических центров в эмоционально-мотивационной деятельности, имея в виду их повышенную по сравнению с другими структурами мозга возбудимость при действии специфических гуморальных или внешних раздражителей. Опираясь на собственный опыт и данные литературы, автор показал, что при эмоциональном стрессе происходит генерализованная активация симпатико-адреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем. На фоне этой активации поражаются в первую очередь наиболее уязвимые функциональные системы или отдельные органы. У детей наиболее уязвимыми являются активно развивающиеся структуры. В той же работе показано, что по мере прогрессирования эмоционального стресса усиливаются внутренние связи лимбикоретикулярного комплекса и ослабляются его связи с корой.

Анализ корреляций электрической активности коры и подкорковых образований при эмоциональном стрессе [9] также указывает на ослабление функционального взаимодействия заднего гипоталамуса, связанного с симпатической системой, с корой и некоторыми лимбическими структурами и на установление тесных, синергичных взаимоотношений заднего гипоталамуса и ретикулярной формации. Практически все элементы развития стресса и его последствия можно обнаружить в материалах обследования больных с заиканием. Это в первую очередь выявленные на ЭЭГ признаки диэнцефального синдрома, свидетельствующие о дисфункции гипоталамуса, вегетативные нарушения, изменения эмоциональной сферы, ослабление регуляторных функций коры мозга и их влияния на лимбические системы. Кроме того, по данным анамнеза, у 66% больных имелись наследственные факторы: психические заболевания или заикание в семье, а у 50% — органические изменения ЦНС в детстве, проявлявшиеся главным образом нарушениями речевого развития.

Поскольку большинство детей начинают заикаться в возрасте от 2 до 5 лет, целесообразно проанализировать, развитие каких структур приходится на этот возраст. В первые 5 лет происходит быстрое развитие ЦНС; не только резко увеличивается масса мозга, но отмечается также интенсивная структурная диф-ренцировка коры больших полушарий [13]. В частности, в возрасте от 2 до 5 лет активно развивается фразовая речь и, следовательно, артикуляционный аппарат, включающий VII, IX и XII пары нервов. Больные обычно отмечают, что заикание совпало с началом фразовой речи.

Кроме того, как видно из рисунка 1 [10], в период от 2 до 5 лет происходит скачок в развитии симпатико-адреналовой системы. Гипоталамус окончательно созревает к 13-14 годам, когда заканчивается формирование гипоталамо-гипофизарных нейросекреторных связей [10]. В связи с этим интересно отметить, что в рассмотренной нами группе возраст начала заикания приходился в основном на 2-5 лет и не превышал 14 лет, а данные ЭЭГ указывали на дисфункцию гипоталамуса. В отличие от этого у больных неврозом без синдрома заикания [1] невротизация происходила в более поздние сроки, а на ЭЭГ выявлялись изменения электрической активности верхнестволового уровня. Отсюда следует, что локализация и характер развития патологических процессов при эмоциональных нагрузках, по-видимому, зависят от возраста начала заболевания.

Таким образом, действительно, к уязвимым структурам у детей в возрасте 2-5 лет можно отнести симпатико-адреналовые системы и в первую очередь гипоталамус, а также артикуляционно-голосовые и другие структуры, принимающие участие в речевом акте.

Помимо возраста начала заболевания, отличительным признаком синдрома заикания является преимущественная предрасположенность мальчиков, что наводит на мысль о роли половых гормонов. Действительно, важную роль в реакции на стрессовую ситуацию играют надпочечники, которые в детском возрасте, до полового созревания секретируют половые гормоны. Под контролем мужских гормонов — андрогенов активизируется рост гортани, происходит удлинение голосовых связок, меняется голос [10]. Поэтому можно предположить, что в условиях стресса гормональные нарушения наряду с другими оказывают патологическое воздействие на бульбарные черепные нервы.

Подтверждением этого является отмеченная нами у больных заиканием в отличие от лиц с другими формами неврозов недостаточность языкоглоточного и блуждающего нервов.

Нарушение секреции половых гормонов в детском возрасте, в частности под влиянием эмоционального стресса, имеет и другие отрицательные последствия, например замедляет миелинизацию волокон мозолистого тела, что ухудшает взаимодействие левого и правого полушарий мозга [10]. Это подтверждалось результатами нейропсихологического обследования: более чем у половины больных с заиканием отмечено нарушение реципрокной координации .

Исходя из сказанного можно предложить следующий сценарий развития синдрома заикания. При стрессовой ситуации происходит максимальная активация симпатико-адреналовой системы структур гипоталамуса, ретикулярной формации, коры и мозгового слоя надпочечников. Гипоталамус воздействует на гипофиз, стимулируя выработку адренокортикотропного гормона, который в свою очередь изменяет функциональное состояние надпочечников и вызывает гормональные нарушения. Эта ситуация может быть особенно опасна для мальчиков в возрасте от 2 до 5 лет с повышенной активацией симпатико-адреналовой системы (см. рис.1) и со специфическими факторами риска в анамнезе.

Процесс индивидуальной адаптации обеспечивается рядом изменений в организме, нередко носящих характер предпатологических или патологических реакций. Эти изменения как следствие общего стресса или напряжения отдельных физиологических систем представляют собой . Можно предположить, что для детей связана с нарушением работы структур, находящихся в состоянии интенсивного развития, т.е. в наиболее уязвимом периоде, о чем мы говорили выше; для наших пациентов она реализовалась в виде синдрома заикания.

Косвенным подтверждением сказанного могут служить наши данные о связи недостаточности разных уровней ЦНС с формой заикания. У всех 13 больных с недостаточностью лицевого и подъязычного нервов по центральному типу в качестве основной определялась артикуляционная форма заикания, а у 16 из 20 человек (80%) с недостаточностью структур на стволовом уровне — дыхательная форма заикания (p Журнал неврологии и психиатрии N 4-2000, стр.50-53

Литература

1. Айрапетянц М.Г., Вейн А.М. Неврозы в эксперименте и в клинике. М: Наука 1982.

2. Волынкин Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л: Наука 1981.

3. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М: Медицина 1977.

4. Жирмунская Е.А. Клиническая электроэнцефалография. М 1991.

5. Латаш Л.П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. М: Наука 1968.

6. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фишман М.Н. и др. Мед техника 1995; 2: 3-9.

7. Лукашевич И.П., Шипкова К.М., Шкловский В.М. и др. Материалы конференции памяти А.Р. Лурия. М 1997; 59.

8. Лукашевич И.П., Шкловский В.М., Куркова К.С. и др. Журн высш нервн деят 1998.

9. Мамедов А.К. Корреляционные показатели электроэнцефало-грамм головного мозга при эмоциональном стрессе. Баку 1979.

10. Основы физиологии человека. Под ред. Б.И. Ткаченко. Ст-Петербург 1994; 2.

11. Сикорский И.А. О заикании. СПб 1889.

12. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М 1981.

13. Фарбер Д.А., Семенова Л.К., Алферова В.В. и др. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л: Наука 1990. 14. Шкловский В.М. Заикание. М 1994.

nature.web.ru

Это интересно:

  • Артрит из за стресса Болезни на нервной почве лечение Напряжённое, эмоциональное состояние психики приводит к 80% болезней на нервной почве у человека - это мнение уже давно было высказано американскими учёными Айкером и Шмейлом. Распространенные заболевания на нервной почве Часто происходит такое, что на нервной почве начинают болеть […]
  • Депрессия от латинского 1 Депрессия • быть/пребывать в депрессии - abjectus, demissus, fractus, debilitatus, abjecto animo sum; См. также в других словарях: депрессия — Состояние, согласно профессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением, подавленностью или печалью, что может быть (однако не всегда) выражением плохого […]
  • Невротической депрессии это Невротическая депрессия Невротическая депрессия, как явствует из названия, представляет собой сочетание двух заболеваний — невроза и депрессии. Стоит заметить, что такая «комбинация» не утяжеляет общую ситуацию (например, в сравнении с классической депрессией), но обусловливает некоторые особенности течения […]
  • Депрессияпути выхода из депрессии Депрессия и пути выхода из нее Почему так важно выйти из депрессии? Проблема депрессии сегодня стоит довольно остро. И причин этому довольно много, например, ежедневная скучная работа, после которой не остается ни времени, ни сил для любимых занятий, современные гаджеты, которые ограничивают общение человека в […]
  • Что влияет на вероятность рождения ребенка с синдромом дауна Что влияет на вероятность рождения ребенка с синдромом дауна 29 января Новый сервис учителю: работа над ошибками кратко / полно 25 января Открыли новый раздел Итоговое собеседование авторские материалы Т. Н. Стаценко (Кубань) 25 января Проверьте! Кнопка «Русский язык» в верхнем меню работает в двух режимах. Наша […]
  • Развитие синдрома дауна при беременности Синдром Дауна при беременности Растить ребенка с синдромом Дауна очень нелегко, так как эти дети требуют повышенного внимания, да и в дальнейшей жизни без сторонней помощи им не обойтись. Лишняя хромосома провоцирует физическую и умственную недоразвитость детей с таким диагнозом. Также у половины из них – порок […]
  • Процедуры против стрессов Лучшие процедуры для снятия стресса В наше время вряд ли найдется хоть один человек, не подверженный стрессам. Все, что нас окружает, так или иначе заставляет нас переживать и волноваться. И конечно же все это сказывается на нашем внешнем виде. Осенью все это усугубляется дождем, пасмурной погодой, промозглыми […]
  • Упражнение на снижение стресса Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения Рассмотри предмет Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот […]