Песня с умственной отсталостью

Рабочая программа «Музыкальное воспитание и обучение детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, 0–5-е классы

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида.

Средствами музыкального воспитания у учащихся с нарушением интеллекта формируются вкусы, представление о прекрасном, воспитывается эмоциональное познание окружающей действительности, нормализуются многие психические процессы, что является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении музыкальных произведений, так и во время слушания музыкальных произведении.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыки и пению заложены следующие принципы:

– коррекционная направленность обучения;
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
– комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений
  • различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
    • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
    • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
    • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
    • свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
    • активизировать творческие способности.
    • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
    • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

    Педагогу необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

    Содержание музыкального материала состоит из произведений для исполнения и слушания, вокальных упражнений; включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная (отечественная) песня – основа содержания программы.

    В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки.

    Раздел “Пение” включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения.

    Пение воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения .

    В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет “концертное” исполнение песен.

    В разделе “Слушание музыки” важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

    При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель прививает и развивает связь музыкального искусства с жизнью, формирует знания о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

    Наряду с новым материалом важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет развитию памяти и внимания учащихся.

    В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования основная задача занятий в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке и на основе этого развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения.

    В связи с чем через все годы обучения проходят основные познавательные темы, развитие которых предполагает знакомство с образцами профессиональной и народной музыки; с музыкальными жанрами, формами, стилями; с различными средствами музыкальной выразительности, которые помогают созданию музыкального образа; с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

    В 0 классе главная тема – “Знакомство с музыкой”.

    В I классе всю музыкальную программу объединяет тема “Музыка и человек”.

    Во II классе делается акцент на ознакомлении с музыкой, выражающей мысли человека и с музыкой изобразительного характера. Тема II класса – “Музыка вокруг меня” .

    Программа III класса посвящается теме “ Основа выразительности музыки”.

    В VI классе вводится тема “Музыкальные формы и жанры”.

    Программу V класса объединяет тема “Малые формы вокальной и инструментальной музыки”.

    В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах. Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится вспоминать полюбившиеся ученикам песни, сохранить их в репертуаре, включить в программу выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

    Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.

    Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности в программе. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор (или замену) песен учителем.

    0 КЛАСС (1 час в неделю).

    Тема года: “Знакомство с музыкой”.

    Воспитывать интерес к слушанию небольших песен, музыкальных пьес, исполняемых на разных инструментах.

    Учить детей внимательно слушать спокойные, бодрые песни, музыкальные пьесы различного характера.

    Учить различать звуки по высоте (высокий, низкий) и по динамике (громко, тихо).

    Развивать умение подпевать повторяющиеся в песне музыкальные фразы (совместно с педагогом).

    Продолжать развивать певческие умения.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    Учащиеся должны знать:
    – музыкальные инструменты – бубен, погремушки.

    Учащиеся должны уметь:
    – различать звуки по высоте (высоко-низко); – подпевать в песне музыкальные фразы (вместе с педагогом).

    1 КЛАСС (1 час в неделю).

    Тема года: “Музыка и человек”.

    Учить детей: слушать музыкальное произведение до конца, рассказывать о чём поётся в песни; понимать характер музыки (весёлая, бодрая, спокойная).

    Формирование навыка различать звуки по высоте; замечать изменения в звучании (тихо, громко); различать звучание детских инструментов (барабан, погремушка).

    Воспитывать у детей желание слушать музыку.

    Учить узнавать знакомые песни и пьесы.

    Формирование навыка совместного пения.

    Учить петь с музыкальным сопровождением бодро, весело, напевно, протяжно, ласково без напряжения в диапазоне ре-(ми)-ля-(си).

    Учить петь в одном темпе, не отставая и не опережая друг друга, внятно произносить слова.

    Учащиеся должны знать:
    музыкальные инструменты.

    Учащиеся должны уметь:
    – слушать музыкальное произведение до конца;
    – узнавать знакомые песни; различать звуки по высоте;
    – петь, не отставая и не опережая друг друга.

    2 КЛАСС (1час в неделю).

    Тема года: “Музыка вокруг меня”.

    Учить внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувствовать её характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

    Учить слушать окружающие звуки, соотносить их.

    Учить различать звуки по высоте (высокий – низкий), различать динамику музыкальных произведений.

    Продолжать воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать её, обогащать музыкальные впечатления, развивать музыкально-сенсорные способности, развивать творческие проявления в музыкальной деятельности.

    Учить петь выразительно, без напряжения, согласованно (в пределах ре 1 – си 1), брать дыхание между короткими музыкальными фразами, произносить слова четко.

    Учить передавать правильно мелодию, вместе начинать и заканчивать песню, петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).

    Учащиеся должны знать и уметь:
    внимательно слушать музыку, чувствовать её характер;
    – узнавать песни по мелодии;
    – различать звуки по высоте;
    Петь протяжно, чётко произносить слова;
    Вместе начинать и заканчивать песни.

    3 КЛАСС (1час в неделю).

    Тема года: “Основа выразительности музыки”.

    Развитие эмоциональной отзывчивости на танец, песню, марш.

    Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощённые в музыкальных произведениях.

    Ознакомление с характером музыки: весёлая, грустная.

    Ознакомление с динамическими особенностями музыки.

    Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, фортепиано.

    Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием.

    Выработка округлого красивого звучания гласных звуков при чёткой артикуляции положения рта и губ.

    Формирование устойчивого навыка естественного звучания.

    Развитие умения бесшумного вдоха.

    Развитие умения напевного пения. Пение коротких попевок.

    Формирование устойчивого навыка спокойного тихого пения.

    Формирование понятий звука: “тихо”, “громко”; “высокий”, “низкий”.

    Ознакомление с пением соло и хором.

    Укрепление средней части диапазона.

    Учащиеся должны знать:
    – музыкальные инструменты и их звучание (баян, фортепиано);
    – определять характер музыки;
    – различать песню, танец, марш.

    Учащиеся должны уметь:
    – петь с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);
    – одновременно начинать и заканчивать песню;
    – правильно формировать при пении гласные звуки;
    – передавать ритмический рисунок (хлопками);
    – определять характер музыкального произведения (весёлый, грустный).

    4 КЛАСС (1час в неделю).

    Тема года: “Музыкальные формы и жанры”.

    Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

    Развитие умения узнавать и называть разученные песни по вступлению.

    Развитие умения определять по жанрам музыкальные произведения: марш, танец, песня.

    Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (барабан, гитара).

    Развитие чувство ритма; умение передавать ритмический рисунок разученных мелодий (хлопками).

    Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.

    Укрепление певческого диапазона.

    Развитие умения напевного звучания. Активизация внимания к интонации. Развитие слухового внимания и чувство ритма.

    Развитие умения правильно дышать при пении.

    Работа над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен.

    Развитие умения правильно начинать пение вместе с педагогом и без него.

    Работа над дикцией во время пения и разговорной речи.

    Развитие понимания характера музыки (весёлый, грустный, спокойный, игривый).

    Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

    Учащиеся должны знать:
    – музыкальные инструменты и их звучание (барабан, гитара);
    – жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
    – названия выученных песен и называть их (с помощью педагога).

    Учащиеся должны уметь:
    – петь с инструментальным сопровождением;
    – одновременно начинать и заканчивать песню: не отставая и не опережая друг друга;
    – правильно формировать гласные и согласные звуки при пении;
    –различать песню, танец, марш;
    – правильно передавать ритмический рисунок мелодии.

    5 КЛАСС (1час в неделю).

    Тема года: “Малые формы вокальной и инструментальной музыки”.

    Учить различать жанры музыкальных произведений: марш, танец, песня; узнавать произведения по вступлению и мелодии.

    Учить различать звуки по высоте (высокий – низкий), узнавать звучание разных музыкальных инструментов.

    Развивать способность эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведений чувства и настроения.

    Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, творческую активность.

    Продолжать формировать навыки в пении.

    Учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, в диапазоне (ре 1– до 2), брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

    Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь умеренно громко в разных темпах самостоятельно.

    Учить сольному исполнению ранее выученных песен.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

    Учащиеся должны знать:
    – жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня)
    – звучание разных музыкальных инструментов
    – произведения по мелодии.

    Учащиеся должны уметь:
    – различать звуки по высоте
    – петь без напряжения, плавно,
    – произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

    Используемая литература для составления данной программы

    1. Программа по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида ; 0,1–4класс/ под редакц. В.В.Воронковой – Просвещение, 2003.
    2. Программа по музыке для образовательных школ ; 1–3 класс/ под редакц. Д.Б.Кабалевского – Министерство просвещения РСФСР, 1980.
    3. Программа по музыке для общеобразовательных учебных заведений; 1-8 классы / под редакц. Ю.Б.Алиева – Министерство образования Российской Федерации, 1994.
    4. Програмно-методический материал: “Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта” /под редакц. И.М.Бгажнокова – Москва, Владос 2007.
    5. Программа дошкольного воспитания /под редакц. М.А.Васильевой – Москва, Мозаика – Синтез 2007.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

    Музыкальное воспитание умственно отсталых школьников

    Особенности музыкального развития и задачи музыкального воспитания

    У умственно отсталых дошкольников, поступающих в специальные учреждения, наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию. Недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку сохраняется у необученных детей-олигофренов до конца дошкольного возраста. Они остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки.

    У части детей наблюдаются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. Но в значительной степени это зависит и от характера педагогических условий, в частности от музыкальной среды, которая окружала ребенка до поступления в дошкольное учреждение.

    Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается у умственно отсталых детей на протяжении всего дошкольного возраста. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в специальном детском саду, они начинают проявлять интерес к музыке, у них появляются любимые музыкальные игры, песни, пляски, инструментальные пьесы. Они уже могут чувствовать эмоциональный характер музыкальных пьес и адекватно передавать это настроение в движении, в подборе наглядного материала и пр. Это позволяет умственно отсталым детям создавать выразительные образы в ходе музыкальных игр, когда характер движений учитывает программность музыкальных пьес и общее эмоциональное настроение музыки.

    Формирование умения чувствовать характер и адекватно отзываться на музыку имеет большое значение для эмоционального развития этих детей, для формирования определенной культуры эмоций.

    Важной задачей музыкального воспитания умственно отсталых дошкольников является развитие слухового внимания. На первых порах они совершенно не умеют слушать самые простые и короткие музыкальные пьесы. Для обеспечения должной сосредоточенности в процессе слушания музыки во всех случаях учитывают качество представлений об окружающей действительности, которые уже имеются у ребенка, наличный жизненный опыт и опыт предметно-игровых действий. Поэтому музыкальное воспитание проводится в тесной связи с работой по организации ознакомления детей с окружающим миром, с формированием предметно-игровых действий и игр отобразительного характера. При этом большое значение имеет программность музыкального репертуара который предлагается для прослушивания, самостоятельного исполнения, музыкальных игр. Музыка не только привлекает внимание детей, заинтересовывает и доставляет удовольствие (что особенно важно с точки зрения музыкального развития), но и значительно обогащает, эмоционально окрашивает даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.

    В процессе музыкального воспитания значительное место отводится работе по развитию у детей мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического, ритмического слуха. Внимание детей обращают на звучание различных инструментов (фортепиано, свирелей, детских гармошек, металлофона и пр.), учат различать голоса детей, животных и пр. Обучая прислушиваться к музыке, от детей добиваются способности воспринимать и различать некоторые качества звучания (громкость, длительность), улавливать изменения звуков по высоте, громкости, длительности. Детям показывают, как различать пространственные качества звуков (скорость следования звуков—темп), знакомят с простейшими ритмическими рисунками (ритмом повторности -равномерным ритмом, в старших группах — ритмом чередования).

    При ознакомлении с различными характерными пьесами внимание детей привлекают к тому, что определенный характер, настроение музыки зависят от тех средств выразительности, которые в ней используются. Например, бодрый, веселый характер маршевой музыки зависит от громкости звучания, ритма, акцентирования сильной доли такта и пр. Постепенно у них вырабатывается умение различать песенную и маршевую музыку. У необученных дошкольников-олигофренов наблюдается грубое недоразвитие ритмического слуха. Они не слышат даже самой элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве их пения и движений под музыку. В самом начале обучения у них наблюдается разобщенность музыки и ритма движений: они не могут согласовать собственные движения с музыкой, не начинают и не заканчивают пение или движение вместе с окончанием мелодии. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, а не организует их. Это нередко заставляет воспитателей во всех возрастных группах действовать вместе с детьми, показывая им, что и когда выполнять. Но если это оправдано на первых этапах обучения, то в старших группах надо уделять особое внимание тому, чтобы дети прислушивались именно к ритму музыкального звучания, действия подчинялись ритму музыки, чтобы они могли самостоятельно выполнять те или иные движения под музыку: воспроизводить последовательные цепочки движений, используя эти умения в танцах, при создании музыкально-игровых образов, а также при исполнении песен. Для того чтобы усилить работу в данном направлении, проводятся специальные упражнения, способствующие развитию восприятия и воспроизведения детьми различных ритмических рисунков.

    Важной задачей является развитие у детей способности петь. Известно, что голоса у умственно отсталых в большинстве случаев имеют весьма неблагозвучный оттенок: они часто говорят в нос, монотонно, голос отличается хриплостью, немодулированностью. Дыхание неровное, прерывистое, недостаточной наполненности. Нужно отметить, что воспитанники специальных дошкольных учреждений имеют очень маленький опыт пользования самостоятельной речью (у большинства из них речь начинает формироваться только на четвертом, а чаще на пятом году жизни). Поэтому музыкальные занятия имеют значение как для развития их голоса, так и для развития речи. В процессе пения речь детей приобретает определенную ритмическую организацию, происходит своевременное переключение и переход от фразы к фразе и пр. Даже дети, которые с огромным трудом воспроизводят стихотворные тексты, справляются с исполнением песен. Видимо, ритмическая структура стиха без музыкального сопровождения оказывается как бы лишенной опоры, функцию которой выполняет музыка. При наличии музыкального сопровождения задача воспроизведения ритмической структуры стихотворного текста значительно облегчается.

    В ходе специальной работы по развитию исполнительских навыков у умственно отсталых дошкольников значительно развивается мелодический слух, появляется возможность голосоведения, выразительного пения, а также выразительность самостоятельной речи. Улучшается и сам голос: он становится чище, подвижнее, звонче, длительнее. Существенно улучшается и состояние речевой моторики: этому в большей мере способствуют специальные упражнения, ритмические распевки со слогами, отдельными словами, пропевание отдельных фраз и пр. Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная организация (благодаря включению в музыкальное сопровождение), они приобретают плавность, увеличиваются в объеме, становятся более точными и т. д. При этом повышается их общая выразительность.

    Наблюдения показывают, что занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения на другой.

    Они существенно влияют на личностный облик детей: у них форми руется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. К концу дошкольного периода умственно отсталые дети с удовольствием слушают музыку, у них появляются любимые песни, танцы, хороводы; они любят играть в музыкальные игры, создавая музыкально-игровые образы в соответствии с характером музыки и пр. У них значительно улучшаются все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма и лада.

    Методы и приемы музыкального воспитания

    Детей знакомят с доступными их пониманию художественными образцами народной, классической и современной музыки; развивают способность адекватно эмоционально реагировать на звучание музыки, чувствовать настроение, передаваемое в музыке; формируют умение запоминать, узнавать знакомые мелодии, связывать музыку с предметами и явлениями окружающего; знакомят со средствами музыкальной выразительности; развивают способность воспринимать музыку осмысленно; формируют эстетические чувства и переживания, учат выражать свое отношение к музыке.

    Отбирая музыкальный репертуар, музыкальный руководитель учитывает особенности психического развития детей-олигофренов: плохое внимание, повышенную отвлекаемость, эмоциональную неустойчивость и повышенную утомляемость. Поэтому лучше подбирать музыкальные пьесы и песни, небольшие по объему и доступные по содержанию. Музыкальные образы этих произведений должны быть яркими, четкими и понятными.

    По мере обучения музыкальный материал для слушания усложняется, произведения увеличиваются в объеме, усложняется их ритмическая структура. В работе с умственно отсталыми дошкольниками часто обращаются к знакомому музыкальному материалу, так как только при восприятии знакомой музыки возникает чувство удовольствия, желание вновь и вновь прослушать ту или иную пьесу.

    Важным моментом при организации работы по слушанию музыки является проведение подготовительной работы. Если для нормально развивающихся детей, даже самых маленьких, оказывается достаточно, скажем, показать игрушку либо сообщить, что именно об этой игрушке (или персонаже) будет рассказываться в песенке или музыкальной пьесе, а затем переходить непосредственно к исполнению, то с умственно отсталыми дошкольниками всегда проводится специальная подготовительная работа, чтобы они могли в ходе слушания представить что-либо связанное с характером пьесы. Учитывая крайне низкий уровень предметных и игровых действий умственно отсталых детей, с ними перед прослушиванием обязательно проводят обыгрывание, рассматривание игрушек, беседы о назначении тех или иных предметов, о характерных чертах или повадках животных (подбор таких объектов обусловлен программой по музыке). Если, к примеру, для прослушивания детям предлагают бодрую, веселую песенку Е. Тиличеевой «Лошадка» и спокойную, мягкую мелодию «Кошка» ан. Александрова, то вначале им дают игрушечных лошадку и кошку, с которыми дети играют, подражая их голосам и пр. Действия с игрушками должны быть изобразительными: лошадка скачет, кошка плавно поворачивается.

    Затем детям предлагают самим поиграть «в лошадку», «в кошку», как бы превратиться в них. Вместе с воспитателем (на начальном этапе обучения это очень важно), подражая ему, дети учатся мягко ходить по залу, поднимаясь на носочки, шагать осторожно, крадучись, будто кошка. Взрослый обращает внимание на выразительность движений, поощряет стремление малышей быть похожими на кошку: «Какие у нас кошечки! Ласковые киски. Лапки мягкие, тихо шагают, совсем не слышно. Кошечки на носочках идут, крадутся. А вот эта киска идет и мурлычет — прямо настоящая кошечка. Мурр-мурр. Где же дети? Нет детей. Только кошечки». Когда все дети в какой-то степени войдут в образ, музыкальный руководитель начинает играть и петь (игра продолжается с музыкальным сопровождением). Затем точно так же играют «в лошадку».

    После таких игр степень осмысленности восприятия музыкальных пьес существенно повышается. Дети вслушиваются в звучание мелодии. Осознанное слушание особенно развивается в тех случаях, если перед детьми ставится задача выбора игрового образа. Обращаясь к ним, педагог говорит: «Сейчас вы послушаете, о ком я вам сыграю. Вы скажете, чья это музыка, о ком в ней говорится. Потом будем играть». Дети учатся выполнять движения по подражанию взрослому только на самых первых этапах обучения. Потом они вспоминают и подбирают их в соответствии с музыкой. В старших группах даже новые музыкальные образы передаются детьми без помощи взрослого (им предоставляется возможность самим двигаться под музыку). Только в случае неудач, неправильного выполнения движений воспитатель вступает в игру.

    Таким образом, задача музыкального руководителя и воспитателя заключается в том, чтобы сначала сформировать у умственно отсталых детей положительное отношение к игрушке, а затем игровой образ, т. е. дать возможность превратиться в того персонажа, о котором говорится в музыкальной пьесе.

    Опыт показывает, что проведение подготовительной работы перед слушанием музыки обеспечивает возникновение внимания У умственно отсталых дошкольников к музыкальному звучанию; возможность запоминания и последующего узнавания знакомых музыкальных пьес и песен; понимание связи музыки с событиями или отдельными предметами реальной действительности; формирование самых начальных музыкальных представлений.

    В начале обучения такая последовательность работы по ознакомлению детей с музыкой, воспитанию у них умения вслушиваться в музыкальное звучание является обязательной. На первый взгляд кажется, что по своему содержанию эта работа как бы повторяет музыкальную игру как составную часть занятий по развитию музыкально-ритмических движений. Но это сходство имеет скорее внешний характер. Дело в том, что при организации работы по слушанию музыки взрослый формирует необходимые игровые образы и учит детей связывать их с определенной музыкой. Это в значительной степени подготавливает их к восприятию разных жанров программных музыкальных пьес.

    Задачи музыкальной игры образного характера (а они занимают в программе значительное место) несколько иные. Они требуют от ребенка самостоятельного создания выразительного образа, исходя из того содержания и настроения, которые они уже способны воспринять в музыке. Музыкальная игра, таким образом, требует от ребенка особой готовности: уметь использовать приобретенные умения, быть изобретательным, придумывать изобразительные движения, соответствующие характеру музыки. Музыка в данном случае диктует содержание образа. Именно поэтому при проведении игр образного характера не используется прямой показ действий и движений со стороны взрослого.

    На музыкальных занятиях во всех возрастных группах проводят специальные музыкально-дидактические игры, направленные на ознакомление умственно отсталых детей с различными средствами выразительности музыки. Различают игры: на ознакомление с тембром; ознакомление с силой звучания (громкостью); ознакомление с длительностью звучания и темпом; ознакомление с характером музыки; ознакомление с различными ритмическими рисунками. На одном занятии проводят две-три игры, чтобы дети более осмысленно воспринимали различные средства выразительности, улавливали изменения звучания по выделенным параметрам, отражая это в деятельности.

    Игры на ознакомление с силой звучания (громкостью)

    Детей учат различать громкие и тихие звуки, определять на слух, громко или тихо звучат отдельные, звуки, музыкальные отрывки или короткие музыкальные пьесы. При этом дети i только говорят «это громкая музыка, это тихая, тихо звучит, почти не слышно», но и выполняют определенные действия. Если музыкальная фраза звучит громко, они высоко поднимаю флажки, если тихо — опускают вниз; в ответ на громкое звучани выбирают игрушку большого размера, на тихое — берут мален кую игрушку. Такие игры можно проводить на всем протяжен обучения, усложняя действия детей и давая им менее контрастж по силе звучания произведение.

    В старшем возрасте детям предлагают на выбор карточки контрастных оттенков. Контраст по силе звука они учатся соотносить с контрастом цвета по светосиле (темно-синий — светло-синий, темно-красный — светло-розовый и т. д.). Каждый ребенок получает парные карточки (причем разным детям можно дать разные пары: одному выбор из оттенков красного, другому -зеленого, третьему — синего и т. д.) и кладет их на колени. По звуковому сигналу он выбирает и поднимает нужную карточку: на громкий звук — темную, на тихий — светлую. Слова «темный», «сильно раскрасили», «очень-очень красный» и др. дети в данном случае употребляют с большей осознанностью.

    Если дети уже сами поняли смысл игры, то вводят промежуточную карточку соответственно звучанию умеренной громкости. Ориентировку на громкость звучания вырабатывают на самых разных инструментах (рояль, аккордеон, струнные (смычковые), духовые инструменты и пр.), на единичных звуках и аккордах, на отдельных фрагментах произведений (без изменения темпа) и т. д. Одновременно дети не только учатся определять на слух, как звучит мелодия — громко или тихо, но и воспроизводят, пропевают одно и то же слово, фразу, подражая голосу воспитателя и музыкального руководителя. На этих же занятиях их внимание привлекается к громкости голосов товарищей («Послушайте, как он поет. Громко? А ты теперь спой то же самое, только тише, совсем тихо. Вот так, послушай»). Ощущение контраста, воспринятое на слух, дети отражают и в движении (например, разводят руки в стороны, затем соединяют на уровне груди, сомкнув ладони; поднимают их высоко над головой, затем приседают, касаясь руками пола), выполняют различные действия с наглядным материалом.

    Игры на ознакомление детей с темпом (скоростью следования звуков)

    Детей учат определять, как звучит предъявленный для прослушивания отрывок или серия звуков — быстро или медленно, действовать с опорой на этот признак: шагать в темпе, соответствующем темпу музыки (медленно или быстро), а также выполнять действия «моделирующего» характера (например, находить соответствующие карточки, где определенным образом изображены предметы). Если скорость звуков высокая, т. е. они повторяются через очень маленькие промежутки, то ребенок выбирает карточку, где предметы изображены почти без промежутков. Если музыкальное произведение исполняется в медленном темпе, то выбор будет иным — на соответствующей карточке предметы находятся далеко друг от друга. Сначала детям предлагают для прослушивания серию звуков, потом переходят к обучению восприятия музыкальных отрывков.

    Детей знакомят со словами и словосочетаниями: «темп», «в каком темпе», «быстро — быстрее», «очень быстро»; «медленный — медленнее, совсем медленно», «в среднем темпе» и пр. Их учат объяснять свои действия. Например, выбирая карточку с близким расположением кружочков, ребенок объясняет: «Играете быстро часто ударяете, звуки тоже частые, их много. Кружочки нарисованы часто, их тоже много».

    Большая наглядность необходима при проведении всех музыкально-дидактических игр, в том числе и игр на ознакомление детей с длительностью звучания. Длительность звучания они хорошо воспринимают прежде всего с голоса, при игре смычковых или духовых инструментов. Но воспроизводить, даже по подражанию, звук данной длительности часто оказываются не в состоянии. Возможно только сопряженное пропевание. В качестве наглядного материала используют различные предметы, в которых длительность выражается в длине, протяженности: полоски-линейки, ленты разной длины, палочки и пр. В ответ на долгий, длинный звук ребенок выбирает соответствующий предмет, в данном случае длинный. Для того чтобы дети полнее почувствовали длительность звучания, им предлагают, например, выполнять плавные движения руками до конца звучания. Сначала умственно отсталый ребенок может выполнять эти движения только когда воспитатель держит его руки в своих и выполняет задание вместе с ним. При этом внимание ребенка все время привлекают к звучанию: «Слушай, звучит еще? Не останавливайся». В ответ на короткие, сначала даже отрывистые звуки дети должны реагировать быстрым взмахом руки, хлопком и т. п. Эти упражнения формируют связи между слуховыми и двигательными ощущениями, обогащают восприятие.

    Игры на ознакомление детей с характером музыки

    Большая работа проводится с умственно отсталыми детьми по воспитанию у них способности чувствовать настроение, характер музыки (что выражает музыка, какие чувства она пробуждает).

    Для знакомства с характером музыкальных пьес специально подбираются картинки, которые отражали бы положительный и отрицательный эмоциональный опыт детей (например, дети танцуют; дети в хороводе; дети купаются в реке, катаются с горки санках; или: изображение больного ребенка, лежащего в постели плачущей девочки, которая упала; ребенка, у которого отобрали игрушку, и т. д.).

    Дети учатся распределять картинки на две группы самостоятельно или с помощью взрослого, а затем связывать их содержание с характером музыки (можно это сделать по прямому указанию: «Сюда положи веселые картинки, а сюда — грустные»).

    В старших группах, когда дети имеют достаточный опыт игровой деятельности, умеют и любят рисовать, работа усложняется. В ответ на музыкальное звучание им предлагают подобрать карточки, окрашенные в разные цвета: к грустной музыке и картин-ке — карточки, окрашенные в холодные цвета, к веселой музыке и картинке — карточки теплых тонов. Каждому ребенку дают две карточки, а в ответ на музыкальное звучание дети поднимают ту или иную карточку, где цвет будет обозначать основное эмоциональное содержание музыки.

    В дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей особое коррекционное значение приобретают работа над дыханием и голосом, развитие музыкального слуха, речи (а не только речевой моторики), умения участвовать в коллективном пении, прислушиваться к голосам музыкального руководителя, воспитателя и своих товарищей.

    На практике часто бывает, что музыкальные руководители, знакомя детей с новой песней, ограничиваются ее называнием, кратким сообщением об ее основном содержании. После этого обычно сразу приступают к исполнению песни, а затем к непосредственному разучиванию. Однако для умственно отсталых детей даже старших дошкольных возрастов необходима более детальная подготовка к восприятию новых песен. Это связано с тем, что для детей-олигофренов песня трудна для разучивания и из-за сложности музыкально-структурного характера, и из-за плохого понимания содержания песни.

    Музыкальные руководители часто жалуются на то, что умственно отсталые дошкольники недостаточно запоминают слова песен, забывая их, не могут вовремя вступать в пение, так как не могут вспомнить слова. Поэтому работа над текстом песни начинается на занятиях учителя-дефектолога. Он проводит специальные наблюдения, экскурсии, беседы, рассматривает картинки соответствующего содержания, при необходимости проводит драматизации и т. д. с целью формирования хотя бы самых первых представлений о событиях, о которых говорится в песне, чтобы дети действительно хорошо поняли, о чем идет речь. Тогда и музыкальное сопровождение ими воспринимается более осознанно, связывается с содержанием текста песни.

    Когда детям становятся в некоторой степени ясны предметное содержание песни, причинные связи между событиями и их последовательность, можно знакомить их и со стихотворным текстом, по которому проводится беседа, в течение которой педагог привле-кает внимание детей к тому, как, какими словами говорите в песне о тех или иных событиях. В сочетании с музыкаль ным сопровождением стихи приобретают новое, обогащенное зву чание, привлекают детей, пробуждают желание активно участвс вать в пении.

    Когда подготовительная часть закончена, музыкальный руководитель может работать над особенностями исполнения песни Опираясь на представления детей, он учит их правильно исполнять песню, выделять вступление, «пропевать» трудные места отдельные музыкальные фразы, т. е. решает специфические вопросы музыкального воспитания детей.

    Специального внимания требует работа над тем, чтобы дети полностью произносили слова, соблюдали их ритмическую структуру. Выполнению этих задач в немалой степени способствует привлечение каждого ребенка к коллективному пению, даже если он совсем не умеет говорить. На первых порах достаточно, чтобы так называемые «безречевые» дети только открывали рот и подавали голос. С этими детьми нужно особенно внимательно заниматься в ходе индивидуальной работы. Вместе с тем на практике случается, что на индивидуальные занятия музыкальные руководители берут в основном тех детей, которые составляют основу поющего коллектива. Эти дети часто солируют, имеют достаточно сохранный музыкальный слух, и именно им уделяется время на индивидуальных занятиях, иногда даже в ущерб другим детям. И напротив, те дети, у которых грубо нарушены и музыкальный слух, и чувство ритма, и эмоциональная отзывчивость на музыку, имеется глубокое недоразвитие речи, остаются как бы вне поля зрения музыкальных руководителей.

    Педагог следит за тем, чтобы дети пели сидя и стоя, меняя положение. Когда они долго сидят на стульчиках или долго стоят, у них возникает усталость, которая приводит к повышенной отвлекаемости, к снижению увлеченности, к исчезновению удовольствия от участия в пении. Это особенно важно соблюдать в работе с маленькими умственно отсталыми детьми, у которых отмечается слабость опорно-двигательного аппарата. При выборе музыкального репертуара для самостоятельного пения детей музыкальный руководитель ориентируется на возможности группы (дети в параллельных группах могут быть совершенно разными по музыкальному развитию), на уровень речи, общий интеллектуальный уровень. Полезно петь, повторяя старые, уже хорошо знакомые песни, исполнение которых доставляет детям видимое удовольствие.

    В старших группах детям дают прослушивать знакомые песни в грамзаписи, упражняют в узнавании песен по одной мелодии, звучащей без аккомпанемента, по вступлению, по отдельно сыгранным фрагментам.

    В любой группе дети должны знать две-три песни наизусть, в старшем дошкольном возрасте — больше; уметь их петь со всей группой, с несколькими детьми и отдельно (или с помощью музыкального руководителя).

    Музыкальные игры — один из наиболее активных видов музыкальной деятельности детей, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. В ходе музыкальных игр дети в наиболее доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально-ритмических движений. В музыкальных играх дети учатся двигаться, соблюдая ритмическую структуру музыкального сопровождения, учитывая темп музыки и другие ее выразительные средства для перехода с одного вида движений на другой, подбирают движения, адекватные музыке, и пр. Они создают выразительные образы в соответствии с характером музыкального звучания. Среди музыкальных игр выделяют игры образного характера, в которых дети передают образы различных животных, птиц, сказочных персонажей; изобразительно-имитационные игры, в которых воспроизводят различные виды игровых, бытовых и трудовых действий; игры с воображаемыми предметами; музыкальные игры с правилами.

    Музыкальные игры образного характера основаны на развитии творческих проявлений у детей. Чем старше дети, тем самостоятельнее они выполняют движения. Показ этих игр применяется лишь на самом начальном этапе обучения, а впоследствии используется словесное руководство. По мере обучения содержание игр усложняется за счет разнообразия средств выразительности.

    Среди игр образного характера есть много связанных с изображением животных. Дети превращаются в различных зверушек и двигаются под музыку, подбирая соответствующие движения. Особое внимание уделяется формированию выразительного образа и выразительных движений, передающих специфические повадки и характер животных. Взрослые поощряют даже самые робкие попытки детей двигаться по-своему, но в рамках музыкального образа. Если же не проводить специальную работу по воспитанию у детей желания придумывать движения, то они будут всегда двигаться однообразно, воспроизводя лишь те движения, которые увидели у взрослых или других детей.

    Все умения и навыки, приобретенные детьми в ходе игр образного характера, используются в более усложненных играх, например в играх с правилами.

    Они тесно связаны с теми представлениями и впечатлениями, которые возникают у детей благодаря более близкому ознакомлению с предметным миром, окружающим их, накоплению игрового опыта, овладению элементарными формами бытового труда и формированию представлений о труде взрослых. В зависимости от характера музыки, в соответствии с ее ритмическими и эмоцио нальными особенностями дети воспроизводят движения, используемые, например, в различных видах труда (под энергичную маршевую музыку имитируют движения, используемые при рубке дров, под звучание вальса показывают, будто бы гладят белы под колыбельную укачивают куклу, под звучание плясовой имитируют танцевальные движения и т. д.).

    Игры с реальными или воображаемыми предметами

    С младшими детьми проводят игры с воображаемыми предметами непосредственно после игр с реальными. При проведении игр с реальными и воображаемыми предметами дети действуют с самыми различными по своему функциональному назначению предметами. Игры с воображаемыми предметами очень нравятся детям им доставляет удовольствие ритмичность воспроизведения этих действий. Очень важны игры с воображаемой куклой. В зависимости от музыки «кукла» то танцует, то шагает, то ее укачивают и пр.

    В старших группах задания можно существенно усложнить, вводя разнообразные движения и предметы. В результате такой работы у умственно отсталых детей развивается особое внимание к характеру музыкального звучания, они начинают придавать значение и самому характеру движений. Музыкальные игры с воображаемыми предметами важны для обогащения сюжетных игр. Так, в процессе сюжетно-ролевой игры наблюдается значительное увеличение действий в воображаемом плане, а также существенно изменяется их внешний рисунок — действия становятся изобразительными, имитационными.

    Игры с правилами, подвижные игры

    Они включают в себя элементы образных имитационных игр и игр с воображаемыми объектами. Все навыки, которые приобрели умственно отсталые дети в ходе всех других видов игр, используются в играх с правилами.

    От детей требуется выделение различных средств выразительности музыки, внимание к изменению ритма, темпа, динамических оттенков и пр. Дети должны уметь переходить от плавных движений к более энергичным, ускорять движения в соответствии с увеличением темпа, замедлять темп при завершении музыкальной фразы или целого произведения и т. д. Даже одни и те же игры в группах разных лет обучения должны быть различными по сложности и по предъявляемым требованиям.

    Чтобы у детей сформировались различные виды выразительных и танцевальных движений, проводят специальные двигательные упражнения под музыку. В программе даны обязательные упражнения, которые должны быть освоены умственно отсталыми детьми.на протяжении дошкольного возраста в различные периоды обучения, а также рекомендован и музыкальный материал. Проведению упражнений особое внимание уделяют на занятиях по ритмике. Количество упражнений, которые берут на одно занятие, не должно превышать трех-четырех, но зависит это от многих факторов: от трудности самого движения, подготовленности детей, степени сформированности движений и пр.

    Пляски и хороводы

    Проведение плясок и хороводов также осуществляется на всех занятиях, но на ритмике им отводится основное время. Естественно, что качество танцевальных движений, как и характер отношения детей к танцам, в значительной степени зависит от того, как организована работа по всем остальным направлениям музыкального воспитания. Дело в том, что музыкальные игры, которые становятся основой для воспитания у детей желания «представлять», участвовать в общих плясках и хороводах, во многих специальных дошкольных учреждениях проводятся недостаточно продуманно. В процессе их проведения детей не учат действовать самостоятельно, а поэтому у них и не возникает совершенно особого, артистического склада и эмоционального отношения к этому виду творческой деятельности.

    Большое внимание на занятиях по ритмике, а также на индивидуальных занятиях уделяется самому формированию танцевальных движений. На всех годах обучения при знакомстве с новым видом движений целесообразно применять и совмещенные действия, и действия по подражанию взрослому. При этом надо следить за тем, чтобы взрослый сам показывал танцевальные па достаточно грациозно, артистично, чтобы дети старались быть похожими на него.

    Итак, музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта следует рассматривать как одну из составных частей всей коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях. Применение адекватных состоянию и возможностям каждого ребенка педагогических воздействий способствует в значительной степени не только общему музыкальному развитию детей, но и коррекции имеющегося у них недоразвития восприятия, внимания, памяти. Положительные сдвиги происходят и в умственном развитии воспитанников: их представления об окружающем мире существенно обогащаются, становятся более полными, устойчивыми, эмоционально окрашенными. Овладение навыками исполнительства, участие в музыкальной деятельности расширяют возможности детей, положительно влияют на их личностный облик.

    www.eti-deti.ru

    Это интересно:

    • Риск рождения с синдромом дауна Вопрос: Есть ли риск рождения ребенка с синдромом Дауна? В августе исполняется 41 год. Беременность 4-я, рожать собираюсь второго, был 1 выкидыш и 1 аборт. Последняя менструация 10-15.03.2011, зачатие 01.04.2011. С 25.04.2011 по 05.05.2011, с 08.05.2011 по 27.05.2011, с 12.06.2011 по 08.07.2011 находилась на […]
    • Из за стресса закладывает уши Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Последствия стресса Kambriel 28 Май 2009 Мне 35 лет, вполне здорова. Проблема такая: после длительного стресса, бессонных ночей, стало закладывать уши периодически, а так же появилась тяжесть в голове, особенно правая сторона и правый глаз […]
    • Деменция признаки болезни Деменция: что это такое, симптомы, лечение Деменция (приобретенное слабоумие) – заболевание, которое характеризуется когнитивной дисфункцией: нарушениями речи, поведения и памяти, снижением интеллекта и нарушением ориентации в пространстве и времени. Как следствие, больной с деменцией утрачивает жизненные навыки, ему […]
    • Иглоукалывание шизофрения Акупунктура и иглоукалывание аппаратом "Эледиа" Категории раздела Лечение Шизофрения методом электроакупунктуры с помощью прибора "Эледиа" Перечень акупунктурных точек для лечения Шизофрения Е40 Фэн-лун на 8 цуней выше вершины латеральной лодыжки, на 1 цунь кнаружи от точки Тяо-коу Е.38, на два поперечных пальца […]
    • Анорексия как становятся Как стать анорексичкой Дискорфоманическая форма. На этом этапе девушка подозревает, что ее вес несколько ненормальный и она выглядит полной. Свидетельствует о наличии дискорфоманического типа болезни длительное рассматривание отражения в зеркале. Затем следует быстрый перебор диет, девушка их может только […]
    • Клаустрофобия группа Клаустрофобия. Квесты в реальности Информация О месте: Квесты Клаустрофобии — это игра в реальности, но реальность эта совсем не похожа на ту, которая окружает нас каждый день. Вы оказываетесь на космическом корабле, на тонущем океанском лайнере, в средневековом замке или в другом необычном месте. Для того чтобы […]
    • Боязнь всего у ребенка в 8 лет Страх смерти в детском и подростковом возрасте Первые детские "зачем?" и "почему?" Кого из нас не удивляли эти первые детские "почему?", эта любознательность, это стремление детей докопаться до самой сути. "Почему дует ветер?", "Почему трава зеленая, а солнце круглое?", "Почему листочки на деревьях летом зеленые, а […]
    • Заикание у детей 7 лет Форум о заикании Stuttering - Независимый сайт о заикании Лечение ребенка: 8 лет Описание: Общие вопросы по тематике сайта. Модераторы: Inkognito, Skif Ребята, почитала я все ваши переписки и так и не поняла, как же все таки помочь собственному ребенку. Сыну восемь лет. Начал заикаться пару лет назад. Все […]