Пограничная умственная отсталость мкб 10

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития

В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничной интеллектуальной недостаточности». По МКБ-10 при пограничной умственной отсталости IQ в пределах 70–80 (шифруется чаще всего как F89 «Неуточненное расстройство психологического развития» или в рубриках F00–F09 «Органические, включая симптоматические, психические расстройства»). регистрация фирмы пошаговая инструкция

Выделяют тотальную ЗПР, при которой задерживаются в развитии все психические функции и парциальную ЗПР [32], проявляющуюся задержками отдельных сторон психического развития, включая:

а) недоразвитие отдельных сторон психических функций,

б) недоразвитие моторных функций,

в) инфантилизм (эмоциональную и социальную незрелость)

г) невропатию (вегетативную незрелость).

В отличие от олигофрении, при ЗПР отсутствует инертность психических процессов – дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. Таким образом, главное отличие детей с ЗПР от детей-олифренов, это, прежде всего, обучаемость и готовность к обучению.

Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня:

1. Знаний и представлений об окружающем мире.

2. Умственных операций, действий и навыков.

3. Речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи

4. Познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.

5. Регуляции поведения.

Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению по всем этим параметрам, причем они не только сами негативны к обучению в школе, но и оказывают отрицательное влияние на своих одноклассников [31].

Также дети не готовы к интегрированному обучению, то есть они не могут войти в коллектив сверстников, не желают и не способны с ними общаться, выполнять существующие в группе (классе) правила поведения, не умеют играть, принимать правила игры и тем более их придумывать, не соблюдают нравственных норм по отношению к детям и взрослым, хотя могут быть осведомлены об их существовании. Рассмотрим готовность детей с ЗПР к интегрированному обучению с группой детей, не имеющих задержки психического развития.

Характерные особенности детей с ЗПР:

1. Выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания.

2. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга затрудняются в узнавании нестандартных изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый образ.

3. Отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле.

4. Низкая познавательная активность.

5. Недостаточное развитие тонкой моторики рук.

6. Двигательная расторможенность.

7. Недостаточны или искажены навыки чтения, письма.

8. Эмоциональная неустойчивость, такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Различают 4 этиологических (по происхождению) варианта ЗПР [39]:

соматогенный, обусловленный длительными хроническими заболеваниями, тормозящими психическую активность ребёнка и создающими систему особого режима и запретов;

психогенный, связанный с неблагоприятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, гиперопеки или жестокости;

церебрально-органический – в результате относительно негрубого повреждения головного мозга. Наиболее стойкими формами ЗПР являются различные её варианты, связанные с церебрально-органической недостаточностью, к числу которых относится так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД, этот термин особенно характерен для англо-американской литературы).

Виды пограничных состояний интеллектуальной недостаточности:

С точки зрения медико-психологических проявлений можно выделить следующие виды пограничных состояний интеллектуальной недостаточности [54]:

– дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности;

– интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма.

Ускоренное созревание подростков как массовое явление принято называть акселерацией, а рано созревающих подростков – акселератами. У мальчиков – акселератов вторичные половые признаки становятся заметными уже на 11-м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их поздно созревающие ровесники – так называемые ретарданты – отстают примерно на 2 года. Мальчики-акселераты в течение целого ряда лет выше, тяжелее и сильнее остальных, максимум различий приходится на 14–16 лет; у девочек – на 12–14 лет.

Об акселерации очень много говорилось в 1970-х годах, затем стали отмечать ее окончание, а с конца 1980-х годов принято считать, что преобладают проявления инфантильности, а не акселерации [50].

Материалы по теме:

Темперамент
Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслител .

Клиническая картина неврологических проявлений
При проведении этих обследований мы, как и Аль-Шаифий Нафисса Хамуд (1995) убедились в том, что клиническая картина неврологических проявлений расходится сданными ультразвуковой сонографии головного мозга. Было бы подкупающе просто все о .

Общая характеристика синдрома эмоционального «выгорания»
В зарубежной психологии синдром эмоционального «выгорания» исследуется довольно давно. В отечественной психологии интерес к данному явлению возник относительно недавно. Многие психологи даже не слышали о таком феномене, и не имеют ни како .

www.pinfos.ru

Задержка психического развития, пограничная умственная отсталость

К этой группе расстройств относятся различные по этиологии, патогенезу и клиническим особенностям состояния легкой интеллектуальной недостаточности (IQ 70–79%), занимающие промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой (Ковалев В.В., 1979). В МКБ-10 ЗПР относится к специфическим расстройствам психического развития и включена как синдром в структуру соответствующего психического, неврологического или соматического заболевания, что встречает возражения со стороны некоторых отечественных исследователей.

Границы этой группы во многом определяются требованиями общества к умственным способностям детей. Большему выявлению расстройства способствует рост уровня таких требований (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала учения и др.) В части случаев ЗПР примыкает к дебильности, в другой части – к нарушениям т. н. предпосылок интеллекта. Во многих случаях выявляется тенденция к достижению нормальных показателей интеллекта или значительной компенсации когнитивного дефицита при специальных условиях воспитания и обучения. Этиология пограничных форм неоднородна. Вероятными причинами развития ЗПР являются:

Генетическая и/или конституциональная незрелость структур головного мозга, ответственных за познавательную деятельность и речь (лобной, а также функционально связанных с нею областей теменной и височной коры больших полушарий). Так, конкордантность по дислексии (нарушениям чтения и письма, по терминологии шведских исследователей) среди монозиготных близнецов составляет 100%, у дизиготных близнецов – 30%. Возрастает число факторов риска для антенатального периода развития организма: нейроинфекции, гипоксия, употребление некоторых медикаментов и т. д. Например, ныне обсуждается возможность тератогенного эффекта бензодиазепинов, особенно в начале беременности;

Неадекватное, изнеживающее воспитание, когда у ребенка не формируются познавательные потребности, потребность в труде, самодисциплина, чувство ответственности, обязательность, способность к самоограничениям, упорство в достижении цели, выносливость к тяготам жизни, готовность помогать другим. Не менее серьезные последствия оставляет авторитарное воспитание, ограничивающее степень свободы ребенка, делающее ребенка аспонтанным, зависимым, а также воспитание в условиях противоречивых требований к ребенку;

Генетические и врожденные, а также рано возникшие и значительные дефекты зрения и слуха;

Относительно негрубые органические повреждения и нарушения развития структур головного мозга, ответственных за интеллектуальную активность, а также других церебральных структур с последствиями в виде повышенной нервно-психической истощаемости, вегетодистонии, ослабления внимания, памяти, снижения скорости течения психических процессов;

Специфические нарушения развития общей моторики, артикуляции, экспрессивной и импрессивной речи, чтения, письма и счета;

Недостаточная забота об интеллектуальном развитии детей, неадекватные педагогические подходы (социально-педагогическая запущенность, интеллектуальная депривация);

Неумеренное пользование информационными ресурсами интернета, вследствие чего у детей не развивается способность к самостоятельной умственной деятельности, не формируются необходимые когнитивные схемы;

Соматические и неврологические состояния, заболевания и аномалии физического развития, ограничивающие возможности интеллектуального развития детей;

Длительные и тяжелые психотравмирующие ситуации, например состояния эмоциональной депривации и воспитание в условиях детских учреждений, в неблагополучных родных и приемных семьях;

Стойкие расстройства поведения, препятствующие включению ребенка в адекватные для умственного развития социальные отношения и структуры.

Нередко указанные причины комбинируются, создавая большое разнообразие клинических проявлений ЗПР.

Степень задержки интеллектуального развития варьирует от легкой до выраженной. При легкой степени ЗПР психическое развитие запаздывает в пределах одного возрастного периода, средней степени – на один-два возрастных периода, тяжелой степени – более чем на два возрастных периода. При легкой степени ЗПР особенно заметна тенденция к компенсации отстающих функций. При средней степени ЗПР тенденция к компенсации значительно отстает от нормы интеллектуального развития. При тяжелой степени ЗПР тенденция к компенсации обычно отсутствует, при этом наряду с ретардаций умственного развития встречаются другие аномалии развития, что создает трудности в дифференцированной диагностике с олигофренией и деменцией.

Распространенность ПУО не установлена, по приблизительным оценкам, она вдвое и более превышает показатель умственной отсталости. По некоторым сведениям, ПУО встречается у 5–10% детей школьного возраста. По данным W. Mayer-Gross (1948), распространенность ПУО в Шотландии составляет 27 на 1000 детей, а среди всего населения – 15,6 на 1000 населения. Достоверные данные по РФ отсутствуют, однако в последние десятилетия отмечается значительный рост числа случаев ПУО (рост по типу «цунами») и связанное с этим увеличение числа классов и групп коррекции в школах и дошкольных детских учреждениях (особенно детей 7-го вида).

Отсутствие надежной статистики связывают в первую очередь с тем, что к ПУО относятся весьма разнородные состояния, многие из которых характеризуются отчетливой тенденцией к обратному развитию. Во-вторых, распознавание ЗПР и отграничение ее от легкой умственной отсталости нередко представляет немалые сложности и требует длительного наблюдения за детьми. Часто бывает трудно дифференцировать ЗПР и нижнюю границу нормы интеллектуального развития. Наконец, отставание умственного развития может сопровождать ряд других расстройств развития и патологий детей, например синдром гиперактивности с дефицитом внимания, детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, реактивное расстройство привязанности и др.

Главные клинические проявления задержки психического развития по М.Ш. Вроно:

  • запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
  • эмоциональная незрелость;
  • неравномерность развития отдельных психических функций;
  • функциональный, обратимый характер нарушений.
  • Существует ряд классификаций пограничной умственной отсталости. Так, исходя из этиопатогенетического принципа Г.Е. Сухарева (1965, 1970) различает:

    • интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
    • интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
    • нарушения при различных формах инфантилизма;
    • вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражениями слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;
    • функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм ЦНС.
    • psyclinic-center.ru

      УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ

      Содержание:

      Найдено 5 определений термина УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ

      УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, УМЕРЕННАЯ

      УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

      «F71» Умственная отсталость умеренная

      У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

      Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49. Для этой группы характерны расхождения в профилях тестирования способностей, когда у некоторых лиц достигаются высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи, а в других случаях значительная неуклюжесть сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы. Уровни развития речи варьируют: одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. У большинства больных с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология. В явном меньшинстве случаев имеют место детский аутизм и другие общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую картину и необходимые реабилитационные мероприятия. Часты эпилепсия, а также неврологические и соматические нарушения, хотя большинство пациентов с умеренной умственной отсталостью способны ходить без посторонней помощи. Иногда возможно установить другие психиатрические диагнозы, но ограниченность речевого развития делает диагностику затруднительной и зависимой от информации, получаемой от тех, кто знаком с пациентом. Любое из подобных сопутствующих расстройств должно регистрироваться под самостоятельным кодом.

      — нерезко выраженная имбецильность;

      /F71.0/ Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.

      F71.01 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

      F71.02 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

      F71.03 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная фенилкетонурией

      F71.04 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с хромосомными нарушениями

      F71.05 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипертиреозом

      F71.06 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипотиреозом

      F71.07 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с недоношенностью

      F71.08 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная другими уточненными причинами

      F71.09 Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная неуточненными причинами

      /F71.1/ Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

      F71.11 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

      F71.12 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

      F71.13 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная фенилкетонурией

      F71.14 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, связанная с хромосомными нарушениями

      F71.15 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная гипертиреозом

      F71.16 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная гипотиреозом

      F71.17 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, связанная с недоношенностью

      F71.18 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами

      F71.19 Умственная отсталость умеренная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами

      /F71.8/ Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения.

      F71.81 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

      F71.82 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

      F71.83 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная фенилкетонурией

      F71.84 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, связанная с хромосомными нарушениями

      F71.85 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная гипертиреозом

      F71.86 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная гипотиреозом

      F71.87 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, связанная с недоношенностью

      F71.88 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная другими уточненными причинами

      F71.89 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения, обусловленная неуточненными причинами

      /F71.9/ Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения.

      F71.91 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

      F71.92 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

      F71.93 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная фенилкетонурией

      F71.94 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

      F71.95 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная гипертиреозом

      F71.96 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная гипотиреозом

      F71.97 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, связанная с недоношенностью

      F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами

      F71.99 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная неуточненными причинами

      vocabulary.ru

      Пограничная умственная отсталость мкб 10

      Определение умственной отсталости у детей и подростков

      Умственная отсталость — группа различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний общего психического недоразвития. Согласно МКБ-10, умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для кодировки диагноза умственной отсталости в МКБ-10 предложено использование раздела F7 (F70 — 79) с уточняющими после точки цифрами в зависимости от этиологии, а также наличием или отсутствием сопутствующих значительных нарушений поведения. Синонимами умственной отсталости являются такие понятия как «общее психическое недоразвитие», «психическое недоразвитие», «олигофрения». По мнению некоторых современных авторов, понятие «умственная отсталость» более широкое, чем часто использовавшийся ранее термин «олигофрения». Под олигофренией обычно понимают дефект, ограниченный в первую очередь сферой интеллекта. Термин «умственная отсталость» стал все более общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, постепенно заменив термин «олигофрения». На наш взгляд, традиционный в том числе и для нашей страны термин «олигофрения» все-таки не должен быть утрачен и вполне может использоваться, когда речь не идет, например, о пограничной умственной отсталости или о деменции.

      Шифры умственной отсталости по МКБ-10: F 70-79.

      Эпидемиология умственной отсталости у детей и подростков

      По данным Всемирной организации здравоохранения, а также ряда отечественных и зарубежных авторов, показатели распространенности умственной отсталости в популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % населения. В регионах, где имеет место воздействие экопатогенных факторов, а также наблюдаются изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7 %. Среди лиц мужского пола умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. Подобное соотношение наиболее заметно при легкой степени психического недоразвития,

      а при выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между мальчиками и девочками не наблюдается.

      Классификация умственной отсталости у детей и подростков

      В большинстве классификаций в качестве основного критерия группировки умственной отсталости используется степень глубины интеллектуального дефекта.

      В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), умеренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость). В настоящее время при постановке официального диагноза и при принятии решения о типе (форме) обучения ребенка, о предоставлении ему инвалидности и решении многих других вопросов рекомендовано использование этой классификации. Следует заметить, что придерживаться только данной классификации, особенно при проведении научных исследований, не всегда оправданно. Так, в МКБ-10, адаптированной к использованию в Российской Федерации, специально подчеркивалось, что МКБ-10 предназначена, прежде всего, для статистических целей и не должна подменять собой концептуальных классификаций, сохраняющих свое значение для науки и практики. Это замечание в полной мере относится и к типологии олигофрений.

      В отечественной литературе чаще всего выделялось три степени общего психического недоразвития: идиотия (глубокая умственная отсталость), имбе-цильность (резко выраженная и среднетяжелая умственная отсталость) и де-бильность (легкая умственная отсталость). Данная классификация удобна при практическом использовании и наиболее распространена.

      Важным с клинической точки зрения вариантом типологии является клинико-физиологическая классификация психического недоразвития, предложенная С.С. Мнухиным и дополненная в дальнейшем Д.Н. Исаевым. Согласно этой классификации, умственная отсталость подразделяется на четыре формы: астеническую, атоническую, стеническую и дисфорическую (будут рассмотрены в разделе диагностики).

      sinref.ru

      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ).

      Легкая предельная интеллектуальная недостаточность

      Умственная отсталость — группа различных по этиологии и патогенезу состояний, в результате неблагоприятных воздействий во внутриутробный период или в раннем детстве (чаще до 3 лет) приводят к недоразвитию психики с преимущественной недостаточностью интеллекта и затрудняют (частично или полностью) социальное функционирование. В последние два десятилетия термином «умственная отсталость» заменили понятие «олигофрения», предложенное в 1915 г.. Е Крепелином. Умственная отсталость сопровождается тотальным психическим недоразвитием.

      Ведущим признаком патологии является резкое снижение способности к формулированию, обобщение понятий и абстрактного мышления. Умственная отсталость сказывается на всей личности в целом. Это могут быть недоразвитие речи, моторики и мимики. Такие больные способны заметить разницу между предметами и явлениями, но не в состоянии установить сходство между ними. Они не понимают переносного смысла пословиц, поговорок и метафор, не умеют вычленить основную мысль прочитанного произведения.

      Слабость абстрактного мышления влияет на все познавательные процессы, поэтому больным нелегко или невозможно научиться считать, решать задачи, а также правильно использовать грамматические правила. В них нарушена способность к анализу и обобщению информации о предметах и явлениях. Образно говоря, эти больные «мало видят, когда смотрят, и мало слышат, когда слушают». В них в значительной степени снижается смысловое запоминание по сравнению с механическим. Больные не могут пересказать содержание услышанного, увиденного или прочитанного.

      Задержка формирования познавательных функций приводит к недоразвитию речи. Степень его соответствует тяжести интеллектуального снижения. По глубокого снижения интеллекта человек не может говорить и не понимает, что ему говорят, но при этом большое значение имеют интонации и жесты. Неспособность абстрактно мыслить приводит к тому, что больные пользуются заученными штампами, не понимая их смысла. Запас слов обычно ограничен (в зависимости от степени снижения интеллекта). Признаки недоразвития речи оказываются также в дефекте произношения. При этом эмоциональная сфера сохранена.

      С учетом особенностей темперамента различают торпидную и еретическую умственную отсталость. Такие больные безынициативны. Из-за повышенной внушаемость легко поддаются как воспитанию, так и негативному влиянию. Кроме недоразвитие психической сферы в них часто обнаруживают патологию других органов и систем.

      Во время исследования интеллектуального уровня субъекта нужно использовать всю имеющуюся информацию о коэффициента интеллекта — IQ (Intelligence quoting). Его определяют с помощью адаптированного теста Векслера, предусматривающий изучение степени развития речи (словарного запаса), а также особенностей памяти, внимания, поведения, способности к обучению и др. Коэффициент умственного развития определяют с помощью стандартизированного теста, учитывающий местные культурные особенности.

      Олигофренией в степени дебильности нужно дифференцировать от легкой пограничной интеллектуальной недостаточности.

      Классификация

      F70 — Умственная отсталость легкой степени

      F71 — Умственная отсталость умеренной степени

      F72 — умственная отсталость тяжелой степени

      F73 — Глубокая умственная отсталость.

      По традиционной отечественной классификации различают дебильность (легкая умственная отсталость), имбецильность (умеренная и тяжелая) и идиотии (глубокая умственная отсталость).

      Пациенты с легкой слабоумием овладевают речью с некоторой задержкой и могут им пользоваться в повседневной жизни. Адаптивные способности на бытовом уровне у них также достаточно развиты. Они могут обслуживать себя (есть, умываться, одеваться, контролировать физиологические акты), приобретать несложных практических навыков, но не способны учиться в обычной школе из-за слабости абстрактного и теоретического мышления, отставание в формировании понятий, суждений и содержательных связей. Поскольку при таком слабоумия нивелируется личность в целом, то уже в школе проявляется неспособность к самоутверждению и самосознания. Если же правильно выбрать методику, у таких больных можно развить достаточно адаптивные способности и манипулятивные навыки, позволяющие выполнять малоквалифицированную работу. Социальные ограничения чаще всего обусловлены личностной незрелостью, эмоциональным и волевым дефектом. Коэффициент умственного развития составляет 50-69.

      При умеренном слабоумия медленно развивается речь. Пациенты не совсем понимают других. Таким больным нелегко овладеть навыками по самообслуживанию, поэтому большинство из них нуждается в уходе. Усваивают лишь азы письма и чтения. Трудовые навыки также ограничены. Социальное развитие возможно до уровня способности установить контакты, общаться с другими людьми и участвовать в элементарных социальных занятиях. Коэффициент умственного развития составляет 35-49.

      Тяжелое слабоумие характеризуется выраженными нарушениями моторной функции или другими клинически значимыми органическими стигмами. Коэффициент умственного развития — от 20 до 34.

      В случае глубокого слабоумия ограниченная подвижность, больные не способны контролировать физиологические акты. Словарного запаса нет или он состоит из отдельных слов. При этом возможна элементарная невербальная коммуникация по формуле: «Они смотрят и слушают, но ничего не понимают». Такие пациенты нуждаются в уходе. Коэффициент умственного развития — до 20. Часто глубокое слабоумие сопровождают тяжелые соматические и неврологические расстройства.

      У лиц со слабоумием можно наблюдать весь диапазон психических расстройств, но их частота в 3-4 раза выше, чем в общей популяции.

      Во время диагностики слабоумия нужно опираться на следующие основные критерии:

      1) тотальность недоразвития психики;

      2) недостаточность высших форм познавательной деятельности (абстрактного мышления).

      Эмоциональные и волевые нарушения, сопровождающие когнитивный дефект, могут

      быть разными. В классических классификациях традиционно выделяли «тупую» (торпидную, апатичное) и «возбужденную» (мориоподибну) формы слабоумия.

      Во время диагностики и прогнозирования слабоумия нужно учесть динамику расстройств, зависит от процессов компенсации и репарации в центральной нервной системе. Традиционно различают положительную динамику, когда неуклонно улучшаются адаптивные возможности индивида, и отрицательную, обусловленную декомпенсацией в период возрастных кризов и воздействий экзогенных и психогенных вредных факторов. Проявления декомпенсации при слабоумии могут быть различными: в виде как углубление органической патологии, так и расстройств поведения и влечений (бродяжничество, сексуальная расторможенность, агрессивность и др.). Отрицательная динамика может проявляться в виде психозов с аффективными, психомоторным и галлюцинаторно-бредовыми феноменами. В таком случае нужно дифференцировать их от процессуальных психических заболеваний (прогредиентного органические поражения головного мозга, эпилепсия, шизофрения).

      Классификация отдельных форм умственной отсталости

      I. наследственно обусловленные формы:

      1) хромосомные заболевания (синдром Дауна, Шерешевского-Тернера, трех Соме X, Клайнфельтера, XYY)

      2) моногенные заболевания (фенилкетонурия, гистидинемия, галактоземия, фрукто- зурии, амавротична идиотизм, синдром Мартина-Белла).

      II. Умственная отсталость наследственно-экзогенной этиологии (микроцефалия, кретинизм).

      III. Экзогенно обусловленные формы умственной отсталости (алкогольная фетопатия, умственная отсталость вследствие иммуногенетической несовместимости по антигенам ИЛИ и Rh-фактором).

      studbooks.net

    Это интересно:

    • Дети с высокофункциональным аутизмом Есть ли разница между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике. Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования […]
    • Мбк 10 умственная отсталость УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79) Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). […]
    • Паранойя квест барнаул Квест Фредди Крюгер. Новый кошмар в Барнауле [КВЕСТ ЗАКРЫТ] Квест Фредди Крюгер. Новый кошмар ЗАКРЫТ Ночные кошмары снова возвращаются! Самое время проснуться! Но как это сделать, если все вокруг - не сон? Фредди. Новый кошмар - ужас наяву! Квест Фредди Крюгер. Новый кошмар — открыт в Барнауле компанией Паранойя. […]
    • Пол и возраст шизофрения Еще Е. Kraepelin (1898) отметил, что 24 % больных заболевают в возрасте 10—19 лет, а более половины — до 30 лет (отсюда и данное им заболеванию название — раннее слабоумие). Эпидемиологические исследования обычно определяют заболеваемость не по биологическим периодам, а по возрастным интервалам в 5 или 10 лет. По […]
    • У ребенка слабоумие 2 степени Симптомы умственной отсталости у детей Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего). Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую […]
    • Классификация умственной отсталости мкб-10 Классификация умственной отсталости (мкб-10) 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность) Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Клиническая картина умственной отсталости легкой степени характеризуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, […]
    • Умственная отсталость легкой степени iq Какой уровень IQ соответствует легкой умственной отсталости недостатка витаминов, скудного питания; Врожденная патология может возникнуть из-за: Преждевременные роды и т.д. Симптомы умственной отсталости Главным признаком отсталости в умственном развитии является нарушение интеллектуальных способностей. Данный […]
    • Биологические основы аутизма Биологические основы аутизма Что является причиной аутизма, неизвестно, но ясно, что это нарушение вызвано неврологическим расстройством. Это может предполагаться уже из-за часто сочетанных с ним синдромов. Однако в настоящее время в некоторых случаях могут быть определены причинные расстройства или заболевания. […]