Пограничные состояния с новорожденных

УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ И БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ

Что представляют собой переходные состояния новорожденных?

У новорожденных детей адаптация к внеутробным условиям жизни проявляется рядом изменений, характеризующихся как переходные, физиологические. К ним относятся: физиологическая убыль тела; физиологическая эритема кожи, шелушение, токсическая эритема, физиологическая желтуха; гормональный или половой криз: нагрубание молочных желез, метроррагия и др.

Как проявляется физиологическая убыль массы тела?

Физиологическая убыль массы тела развивается, главным образом, вследствие голодания в первые дни жизни. Максимальная убыль массы наблюдается на 3— 4-й день жизни и обычно не превышает 6 % от первоначальной массы (максимум 10 %). Первоначальная масса тела восстанавливается у половины новорожденных к б—7-му дню жизни, у 78—85 % — к 10-му дню; все здоровые новорожденные к 14-му дню должны восстановить свою первоначальную массу. Недоношенные (Ш— IV степени) и родившиеся с крупной массой тела, а также больные дети медленнее восстанавливают первоначальную массу тела.

Как проявляется физиологическая аритема кожи?

Физиологическая эритема отмечается практически у всех новорожденных первой недели жизни. У недоношенных может сохраняться до 2—3 недель. Физиологическое шелушение кожи возникает на 3—5-й день жизни у детей с особенно яркой эритемой при ее угасании. Весьма обильное шелушение отмечается у переношенных детей. Лечение не требуется.

Токсическая эритема встречается у 20—30 % новорожденных и возникает на 2—5-й день жизни: ярко-розовые, слегка плотноватые пятна с серовато-желтыми папулами или пузырьками в центре располагаются чаще группами на разгибательных поверхностях конечностей, на ягодицах, груди, реже на лице и животе. Высыпания иногда обильные, иногда единичные; никогда не поражаются ладони, стопы, слизистые оболочки. Сыпь бесследно исчезает в течение нескольких дней. Лечение не требуется.

Как проявляется физиологическая желтуха новорожденных?

Физиологическая желтуха наблюдается у 60—70 % новорожденных. Желтушное окрашивание кожи появляется на 2—3-й день жизни, к 4—5-му дню оно усиливается, к концу недели или в середине 2-й недели исчезает. При этом состояние ребенка не страдает, цвет мочи и кала не изменяется.

Желтуха, сохраняющаяся у новорожденного более 2 недель или усиливающаяся — признак патологии. Появление желтухи, независимо от выраженности, у ребенка после выписки из роддома всегда является признаком тяжелого заболевания. В таких случаях медицинская сестра должна в тот же день показать ребенка врачу (вызов врача на дом, направление и доставка ребенка в больницу — в зависимости от обстоятельств).

Что представляет собой гормональный криз у новорожденных?

Гормональный криз включает в себя состояния, наблюдающиеся у 2/з всех новорожденных, особенно у девочек. К ним относятся: нагрубание молочных желез, кровотечение из влагалища и отеки наружных половых органов. Нагрубание желез (физиологическая мастопа-тия) начинается на 3—4-й день жизни и максимально увеличивается на 7—10-й день, затем оно постепенно уменьшается и к концу месяца исчезает. Увеличение молочных желез всегда симметрично, кожа над увеличенной железой не изменена. Иногда возможно выделение содержимого беловатого цвета, по составу близкого к молозиву. Лечение не требуется, но при очень сильном нагрубании можно порекомендовать теплую стерильную повязку или компресс с камфорным маслом для предохранения от раздражения.

Кровотечения из влагалища (метроррагия) возникают обычно на 5—8-й день жизни у 5—10 % девочек. Длительность вагинального кровотечения 1—3 дня, объем 0,5—1 мл. Лечение не требуется.

Отеки наружных половых органов держатся 1—2 недели, иногда дольше, проходят самостоятельно, без лечения. Отмечаются у 5—10 % новорожденных.

www.bibliotekar.ru

Пограничные состояния новорожденных детей

Появление новорожденного на свет — процесс не из легких. Во время родов ребенок испытывает колоссальную нагрузку, связанную с прохождением по родовым путям. Подсчитано, что при схватке давление на квадратный сантиметр позвоночника может составлять 120 или больше кг. Кроме того, происходит нехватка кислорода, так что ощущения малыша во время схваток сравнимы с нарастающим давлением при погружении под воду с аквалангом.

После рождения кроху ждут новые сюрпризы: среда, в которую он попадает, кардинально отличается от привычной уютной материнской утробы. Во внешнем мире его окружают различные слуховые, зрительные, тактильные раздражители. Необходимо перестроиться практически всем системам организма: ребенок учится по-новому дышать, переваривать пищу, нужно приспособиться к более низким температурным показателям по сравнению с внутриутробными.

Пограничные состояния новорожденных — это как раз и есть адаптационные реакции организма к новым условиям жизни. Сам период новорожденности, длящийся первые 28 дней, можно смело назвать пограничным, поскольку он находится на границе двух важных периодов: жизни внутри утробы и вне ее. Такие состояния также именуют в медицине как физиологические, транзиторные, переходные. Им свойственно появляться при родах или непосредственно после них и через какое-то время исчезать.

Период новорожденности — время особой опеки и заботы о ребенке. Важной особенностью является факт, что физиологические изменения, считающиеся нормальными при пограничных состояниях, при определенных обстоятельствах могут стать патологическими.

По этой причине важно знать и понимать механизм развития переходных состояний, их особенности и регулярно показывать малыша докторам или патронажной медсестре.

Итак, какие же пограничные состояния наблюдаются у только что родившегося малыша? Попробуем их систематизировать.

Со стороны ЦНС и дыхательной системы

Синдром «только что родившегося ребенка»

Одной из первых перестраивается центральная нервная система. В первые секунды рождения наблюдается родовой катарсис (так условно называют сам процесс рождения): младенец находится в состоянии оглушения, он не реагирует на раздражители, рефлексы и движения заметно снижены, мышечный тонус слабый. В ходе ряда исследований было обнаружено, что в момент родов в крови резко повышается уровень эндорфинов, играющих роль обезболивающего и защищающих ребенка от родового стресса.

Затем под воздействием гормонов расправляются легкие, и младенец делает свой первый вдох, а за ним и первый крик. Так называемая сенсорная атака, состоящая из различных звуков, температурных изменений, ощущения гравитации, заставляет ребенка вести себя активно: он ищет сосок (в силу вступают рефлексы), пробует молозиво, а приблизительно через 10 минут успокаивается и засыпает.

В период острой адаптации, длящейся около 30 минут, первые дыхательные движения отличаются глубоким вдохом и затрудненным выдохом. На протяжении 3 дней наблюдается физиологическая гипервентиляция, когда дыхание учащенное и в 2 раза выше, чем у детей постарше.

При развитии патологических процессов может развиться кардиореспираторная депрессия, когда угнетены жизненно-важные функции. Также возможно развитие апноэ, особенно у недоношенных детей. В обоих случаях требуется специализированная помощь.

Гормональные изменения

В связи с прекращением получения от мамы гормона эстрогена, а также перекрытия «гормональных поставок» фетоплацентарного комплекса (то есть гормонов плаценты), у многих новорожденных наблюдается гормональный или так называемый половой криз. Как он проявляется?

У девочек нередко возникает вульвовагинит (когда кровит из половой щели или есть слизистые выделения) и физиологический мастит (состояние, при котором набухают молочные железы, и из них в небольшом количестве выделяется жидкость, похожая на молозиво). У 5% мальчиков можно встретить водянку яичек.

Все описанные состояния появляются на 3-4 день после рождения и могут быть выражены на протяжении 2 недель или чуть больше. Как правило, лечения они не требуют. Единственное, в этот период особое внимание уделяется гигиене половых органов.

Реакция кожных покровов

Наш самый большой по площади орган, кожа, с рождением привыкает к тактильным раздражениям, более низким температурам, а также адаптируется к микробному заселению. Какие пограничные состояния наблюдаются со стороны кожных покровов?

Милии, белые мелкие пузырьки, похожие на просяные зернышки, образуются на коже лица (лобная, носовая зоны) вследствие действия гормонов. Их появление связано с неспособностью сальных желез справиться с избыточно выделяемым секретом. Единственное, что нужно делать, так это следить за гигиеной малыша, вовремя подстригать ему ноготочки, чтобы он не расцарапал себе лицо и не занес инфекцию. Милии самостоятельно проходят в течение 2 недель.

Простая эритема. Вследствие воздействия на кожу воздуха, света и других факторов, выражена ее гиперемия. Проще говоря, кожа краснеет, может шелушиться. Такое состояние наблюдается от 2 до 7 дней, после чего кожный покров приобретает здоровый нормальный окрас.

У трети грудничков на первой неделе развивается токсическая эритема — пограничное состояние, характеризующееся распространением на коже пузырьков с серозной жидкостью. В основе их проявления — аллергическая реакция на материнские белки. Малышу прописывают прием противоаллергических препаратов и обильное питье.

Перемены в пищеварении

Попадая в этот мир, ребеночку нужно учиться по-новому принимать и усваивать пищу. Поэтому в период новорожденности происходят такие явления как:

  • Мекониевые отхождения. Первородный кал (меконий) характеризуется смолянистой липкой густой массой темно-зеленого, почти что черного цвета. Такой стул нормален, если только он наблюдается в первые сутки жизни. В дальнейшем преобладают желто-зеленые оттенки испражнений. В течение первых двух суток меконий должен выйти из организма. Если его нет, возможно развитие кишечной непроходимости или атрезия прямой кишки. Ребенка обязательно осматривает детский хирург.
  • Переходный катар кишечника. В народе бы явление назвали расстройством стула, но у деток на первой недели жизни после отхождения мекония стул может быть слишком частым (до 6 раз в сутки) и какой-угодно консистенции, вплоть до водянистого и пенистого, и это нормально.
  • Транзиторный дисбактериоз. Считается, что при рождении младенец имеет стерильный кишечник. Однако при появлении на свет кожа грудничка и его слизистые начинают заселяться представителями микрофлоры. Первые «квартиранты» перебираются из родовых путей матери. Первичная микрофлора содержит бифидобактерии, сапрофитные и молочнокислые стрептококки, непатогенную кишечную палочку, стафилококки, протеи и грибы.
  • По результатам копрограммы в кале присутствуют лейкоциты, жирные кислоты, небольшое количество слизи. К концу второй недели бифидофлора занимает лидирующее положение, оттесняя условно-патогенные микроорганизмы на второй план. Основным источником поступления бифидобактерий служит материнское молоко — еще один плюс в пользу грудного вскармливания.

    Частые обильные срыгивания, рвота являются патологическими состояниями. Если помимо кишечных колик и вздутия ребенок рвет, необходимо искать причину. Возможно, проблема в неправильном питании, патологиях органов ЖКТ или инфицировании патогенной флорой.

    Преобразования в сердечно-сосудистой системе

    Системе кровообращения также необходимо перестраиваться, особенно малому кругу. С расправлением легких кровоток в них увеличивается, становясь в 5 раз больше.

    Пока легкие плода находятся в «нерабочем» состоянии, сброс крови между предсердиями осуществляется через овальное окно — небольшое отверстие с клапаном. При рождении ребенка и запуске легочной системы за счет давления клапан между предсердиями смыкается. Но зарастает оно через несколько месяцев, а то и лет. В 20% случаев оно так и остается полностью не закрытым. Данное состояние не относят к патологиям, их называют малыми аномалиями развития сердца. И, если ребенка ничего не беспокоит, достаточно просто периодически наблюдаться.

    Артериальный проток (сосуд, соединяющий при внутриутробном существовании аорту и легочную артерию) закрывается в течение первых 20 минут жизни, а анатомическое зарастание происходит на 2-8 неделе. При его закрытии могут развиваться шунты, из-за чего у младенца наблюдается какое-то время синюшность нижних конечностей.

    Если у малыша развивается сердечно-сосудистая недостаточность, отечность, учащенное поверхностное дыхание, а синюшность не проходит, то его нужно обследовать на предмет развития патологий.

    Изменения в органах мочевыделения

    Транзиторная олигурия свойственна всем новорожденным в первые 3 дня их жизни. Из-за того, что в организм временно поступает меньше жидкости, выделения мочи становятся меньше. Также развивается временная протеинурия (повышенное содержание белка в моче).

    Мочекислый инфаркт. Временно изменяются свойства мочи: она становится мутной, иногда окрашенной в кирпично-красный цвет, вследствие повышенного образования и выделения солей мочевой кислоты. И это понятно: у новорожденных мочи немного, но она концентрированная, повышено содержание лейкоцитов, эпителиальных клеток.

    Зачастую лечения никакого не требуется, кроме приема дополнительной жидкости. Если же до 10 дня показатели не меняются, на консультацию приглашают детского уролога, проводится УЗИ почек, чтобы выяснить причину подобного состояния.

    Перемены в обмене веществ

    В первую очередь хочется упомянуть о нарушениях теплообмена. Окружающая среда, в которую попадает только что родившийся младенец, примерно на 13 ° С ниже, чем в утробе. Поэтому в течение часа температура тела новорожденного может снизиться (гипотермия) до 35,5-36 ° С, особенно на конечностях. Однако по прошествии 12 часов температура нормализуется.

    Незрелая работа центра терморегуляции может стать причиной развития гипертермии, нарастающей на 3-5 сутки. Отметки градусника иногда достигают 38-38,5 °С, при недостаточном поступлении жидкости в организм происходит обезвоживание, повышенная концентрация натрия и белка в крови.

    Лечение заключается во введении дополнительной жидкости в виде питья, а в тяжелых случаях делают внутрикапельные инъекции. Также немаловажны нормализация температурного режима в помещении, где проживает грудничок, и недопущение перегрева из-за чрезмерного укутывания. При правильном уходе гипертермия возникает не чаще, чем в 0,5 % случаев.

    Голодание в первые дни жизни, изменения газообменных процессов, перемены в гормональном фоне — все это сказывается на метаболизме.

    К пограничным метаболическим особенностям относятся:

  • Транзиторный ацидоз. К нормальным показателям pH приходит на 2 сутки.
  • Гипогликемия. Малая концентрация глюкозы в крови связана с голоданием и быстрым расходом энергетических запасов.
  • Гипербилирубинемия. Физиологическая желтушка. При ее возникновении следят за уровнем билирубина в крови, и при необходимости назначается светолечение.
  • Гипомагниемия и гипокальциемия.
  • Потеря веса

    К пограничному состоянию новорожденного ребенка относится и физиологическая потеря веса в первые 2-3 дня. Например, младенец рождается с весом 3300 г, а при выписке масса тела составляет 3100, то есть кроха потерял около 5% от своего первоначального веса всего за 3 дня. Это нормально и связано в основном с тем, что лактация только-только устанавливается (молоко в полном смысле его слова прибывает где-то на 3 день после родов). Кроме того, в первые сутки выходит меконий, выделяется моча.

    К концу первой недели первоначальный вес восстанавливается, а то и становится больше. Залогом хорошей прибавки в весе служит ранние прикладывания к груди, а также кормления по требованию. Если же потеря массы при выписке составила более 10%, говорят о гипотрофии новорожденного и требуется консультация неонатолога.

    Другие изменения и роль сестринского ухода

    Помимо вышеперечисленных пограничных состояний у некоторых новорожденных наблюдается транзиторный иммунодефицит, в результате которого защитные силы крохи ослабляются, и он становится уязвим к инфицированию в первые 3-4 дня жизни. По этой причине в родильных домах так важно соблюдение стерильности.

    В неонатальных отделениях неоценимую помощь по уходу за новорожденными оказывает средний медперсонал. Так называемый сестринский процесс включает в себя тщательное наблюдение за новорожденным в первые дни его жизни, различные медицинские манипуляции, профилактику внутрибольничных инфекций, а также организацию режима и помощь матери в налаживании грудного вскармливания, столь необходимого для здорового развития малыша.

    Для раннего выявления патологий и успешного их лечения в роддомах повсеместно проводится неонатальный скрининг, с помощью которого возможно выявить такие заболевания, как фенилкетонурию, галактоземию, муковисцидоз, гипотиреоз, адреногенитальный синдром.

    Итак, пограничные состояния вполне объяснимы физиологичны для только что родившегося ребенка. В первый месяц жизни родители должны пристально следить со здоровьем малыша и вовремя показывать его врачам, если появились подозрения, что что-то не так. Ведь в некоторых ситуациях не исключено развитие патологических процессов.

    mladeni.ru

    Пограничные состояния новорожденных и возможные проблемы со здоровьем

    Переходных состояний в первые дни рождения много, потому что весь организм переносит перемены. Не у всех детей существуют определённые признаки, но лабораторно их можно выявить у каждого ребёнка.

    В первые недели после рождения у некоторых малышей наблюдается жёлтый цвет лица. Это не болезнь. Это говорит, что уровень билирубина у младенца повышен.

  • Желтуха пройдёт быстрее, если кормить ребёнка грудью часто, 8-10 раз в сутки, и выходить с ним на солнце.
  • Физиологическая желтуха проходит через неделю.
  • У детей рождённых раньше срока, процесс может длиться чуть дольше.
  • Если это состояние держится больше двух недель, то следует обратиться к врачу за консультацией.

    Изменение кожного покрова

    В первые дни после рождения кожа младенца может быть сухой и сморщенной. Чаще всего на руках и ногах. Как правило, это происходит само по себе, лечение не требуется. Но если на коже появились трещинки, то к специалистам обратиться всё же придётся.

    Кожная эритема – это реакция младенца на окружающую среду в первые дни его жизни, сопровождающаяся покраснением кожи. Симптомы проходят сами, лечение не требуется.

    Определённые места кожи покрываются красными прыщами, мелкими пузырями. Обычно они появляются на складках. Если не вылечить вовремя сыпь, потом чешется.

    Что следует предпринять:

  • Прежде всего, не укутывать малыша.
  • Одевать в лёгкую «дышащую» одежду.
  • Купать ребёнка в тёплой воде с пшеничными отрубями, достаточно всего горсти.
  • Можно сделать ванну с добавлением крахмала. На ванну достаточно одной ложки.
  • Использовать медицинские травы, например, отвар ромашки или череды.
  • Смазывать места, где есть сыпь облепиховым маслом.
  • Рассыпанные по лицу малыша (наиболее сконцентрированные на носу) крошечные белые угри. Возникает из-за закупорки пор секретом сальных желез. Исчезает сыпь сама спустя пару недель после рождения. Особое лечение не требуется.

    Эта сыпь похожа на прыщи. Гормональные угри появляются на:

    Такое случается у 20-30% детей. Не стоит переживать. Это не болезнь, а состояние организма ребёнка. Прыщи не опасны, но малышу не стоит их расчёсывать.

    Чтобы облегчить состояние, следует снизить количество сального жира на голове и волосах. Использовать для этих целей специальный шампунь. Намылить и подержать 3-4 минуты, только после этого шампунь следует смыть. Если состояние не меняется или у малыша поднялась температура, обращаться к врачу.

    Опрелости или пелёночный дерматит

    Это распространённое явление и бывает практически у каждого младенца. Тонкая и нежная кожа в подгузниках не дышит, а моча и фекалии её раздражают.

  • Нужно использовать специальный шампунь и мыло для детей, промочить полотенцем и дать коже высохнуть, подышать.
  • Не использовать тальк для лечения опрелости, лучше всего применить кукурузный крахмал, который не вызовет раздражения и не повредит коже ребёнка.
  • Себорейная корочка у грудничка

    Тоненькая корочка появляется у малыша на второй или третьей неделе после рождения в области всей головы. Примерно до трёх лет она проходит.

    Чтобы снять её, следует:

  • мыть голову шампунем, предназначенным для детей;
  • мазать специальным детским кремом.
  • В более серьёзных случаях можно использовать масло растительное, заранее прокипячённое и охлаждённое. Не нужно бояться смазывать роднички. В ближайшие 10 минут корочка плавно слезет. Чтобы избавиться от неё, желательно воспользоваться гребнем или мягкой щёточкой. Сполоснуть голову шампунем и водой.

    Грибковый стоматит

    Это самый распространённый тип заболевания, вызываемый грибком Candida.

    Мама может заметить:

    • молочная железа нормальная или раздражённая, в некоторых случаях на груди можно увидеть белые пятна;
    • инфекция сопровождается болевыми ощущениями, соски «горят» или после кормления возникает ощущение покалывания;
    • грибковая вагинальная инфекция.
    • У малыша симптомы:

    • белые или сероватые точки на слизистой ротовой полости, щеках, губах, языке и горле;
    • признаки инфекции в зоне памперса.
    • Инструкция по лечению для мамы:

    • обратиться к врачу за консультацией и следовать всем советам, соблюдать гигиену и график лечения;
    • после каждого кормления мыть грудь тёплой водой без мыла;
    • не вытирать грудь, а лучше принять воздушные и солнечные ванны.
    • Инструкция по лечению для малыша:

    • использовать противогрибковый препарат, прописанный врачом; продолжать лечение до тех пор, пока у ребёнка не исчезнуть все симптомы болезни;
    • тщательно мыть руки, прежде чем дать прописанное врачом лекарство;
    • регулярно менять малышу подгузники;
    • в случае если есть выделения, проконсультироваться с врачом педиатром, на контроле ребёнок должен находиться 3 дня.
    • Не использовать соски или пустышки. Если всё же перешли к их применению, то ежедневно следует кипятить их по 20 минут и менять каждую неделю.

      Также смотрите видео о пограничных (транзитных) состояниях новорождненного:

      mother-info.ru

      Главное меню

      Особенности периода новорожденности. Пограничные состояния новорожденных. Оценка состояния новорожденного.

      Особенности периода новорожденности. Пограничные состояния новорожденных. Оценка состояния новорожденного.

      МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

      Национальный медицинский университет

      им. акад. А.А.Богомольца

      на методическом заседании

      МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

      ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

      ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

      Учебная дисциплина

      пропедевтика детских болезней

      1. Актуальность темы

      Период новорожденности продолжается 28 дней, длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробному существованию. Этот переход характеризуется рядом значительных морфологических, функциональных, морфологических и биохимических сдвигов. Начинается легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем. Ребенок рождается только с безусловными рефлексами и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.

      На протяжении периода новорожденности наблюдаются т.н. переходные (транзиторные) состояния, которые никогда в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут трансформироваться в патологический процесс.

      Существуют специальные методы быстрой оценки состояния новорожденного, которые позволяют своевременно диагностировать патологические процессы.

      Уход за новорожденным ребенком также имеет свои особенности, в частности, уход за пуповиной, пуповинным остатком, пупочной ранкой.

      2. Конкретные цели.

      — Знать основные критерии доношенности новорожденного;

      — Уметь диагностировать и знать причины развития переходных состояний новорожденных;

      — Уметь оценивать состояние новорожденного по шкале Апгар;

      — Уметь оценивать выраженность желтухи по шкале Крамера;

      — Знать основные принципы ухода за новорожденным в родильном зале;

      — Знать принципы «тепловой цепочки» при уходе за новорожденным в родильном зале;

      — Уметь ухаживать за пуповиной, пупочным остатком, пупочной ранкой;

      — Уметь оценивать основные безусловные рефлексы новорожденного;

      — Знать принципы вакцинации новорожденного;

      — Знать заболевания, к которым проводится скрининг новорожденных в Украине.

      3. Базовые знания, которые необходимы для изучения темы.

      Названия предыдущих дисциплин

      Необходимые навыки

      Знать кровообращение плода и новорожденного.

      Знать физиологию дыхания, пищеварения, крови, мочевыделения, кровообращения, терморегуляции новорожденного.

      Знать механизм первого вдоха.

      Знать схему метаболизма билирубина.

      Знать схему гемопоэза, формулу крови.

      4. Задания для самостоятельной работы.

      4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые студент должен усвоить.

      Этот период характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, которые возникают в связи с переходом от внутриутробной к внеутробной жизни.

      — поздний неонатальный период – 8 – 28 сутки.

      4.2. Вопросы к занятию.

      1. Какая длительность периода новорожденности?
      2. Каким образом производится оценка состояния новорожденного по шкале Апгар?
      3. Какие переходные состояния новорожденный Вам известны?
      4. Почему происходит потеря массы тела у новорожденного? Какая потеря массы тела является физиологической?
      5. Причины появления физиологической желтухи у новорожденного.
      6. Каким образом можно оценить степень выраженность желтухи новорожденного?
      7. Какие переходные состояния отмечаются со стороны эндокринной системы новорожденных? Причины возникновения «полового криза» новорожденного.
      8. Какие правила ухода за новорожденным в родильном зале?
      9. Назовите десять шагов „тепловой цепочки”.
      10. Какие правила ухода за пуповинным остатком и пупочной ранкой?
      11. Назвать заболевания, против которых проводится вакцинация новорожденных.
      12. Что такое массовый скрининг? Назвать заболевания, к которым проводится массовый скрининг новорожденных в Украине.
      13. Назвать основные безусловные рефлексы, которые необходимо проверять у здорового новорожденного.
      14. 4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:

      15. Сбор акушерского анамнеза у матери новорожденного ребенка.
      16. Осмотр новорожденного ребенка.
      17. Антропометрия новорожденного ребенка
      18. Определение степени потери массы тела новорожденного
      19. Осмотр новорожденного с физиологической желтухой, оценка степени выраженности желтухи с помощью шкалы Крамера.
      20. Уход за пуповиной, пуповинным остатком, пупочной ранкой здорового новорожденного.
      21. Кормление новорожденного (грудное, искусственными смесями из бутылочки).
      22. Купание здорового новорожденного.
      23. Зрелость новорожденного определяется совокупностью морфологических и функциональных показателей по отношению к его гестационному возрасту. Морфологическую зрелость определяют по комплексу ряда признаков: способности поддерживать постоянную температуру тела, наличию сосательного и глотательного рефлексов, нормального мышечного тонуса, достаточной двигательной активности, эмоциональных реакций, хорошо выраженных физиологичных рефлексов, отсутствие срыгиваний, цианоза, приступов апноэ.

        Переходные (транзиторные) состояния новорожденных

        После рождения в организме ребенка происходит физиологичная перестройка со стороны всех основных органов и систем.

        Реакции, которые отображают процесс приспособления (адаптации) к новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными). Переходными их называют не только потому, что они возникают после перехода от внутриутробной к внеутробной жизни, но и потому, что при определенных условиях, особенно при нарушении режима ухода за ребенком, могут легко переходить в патологические состояния.

        Физиологические изменения в родах и раннем неонатальном периоде

        Заполнение легких воздухом и создание функциональной остаточной емкости.

        Удаление фетальной легочной жидкости (30мл/кг).

        Первое дыхательное движение осуществляется по типу „гасп” — с глубоким вдохом и затрудненным выдохом. Такое дыхание возникает с целью задержки воздуха в легких и расправления альвеол.

        Среднее значение ОЦК в раннем неонатальном периоде – 85-90 мл/кг.

        Цианоз нижних конечностей в первые часы жизни.

        Увеличение кровообращения в малом кругу.

        Закрытие фетальных шунтов (артериального протока, овального отверстия между предсердиями, венозного протока).

        Транзиторное кровообращение (лево-правый шунт).

        2 фаза (3-5 день) – возрастающего инфицирования,

        3 фаза – трансформации, когда бифидофлора становится основой микробного пейзажа.

        Переходный кал – негомогенный по консистенции и цвету, при микроскопии определяется слизь, лейкоциты до 30 в поле зрения, жирные кислоты.

        Через 2-4 дня становится гомогенным, желтым, количество лейкоцитов снижается.

        Небольшие плотные папулы белесоватого цвета, окруженные красным венчиком.

        Ацидоз сразу после рождения и в 1-е сутки жизни.

        Потеря более 10% от начальной массы тела расценивается как патологическая.

        Восстановление массы тела происходит до 6-8 дня.

        Снижена способность теплоотдачи во время перегрева или теплопродукция во время переохлаждения.

        Транзиторное нарушение теплового баланса (гипотермия, гипертермия).

        Гипертермия может возникать на 3-5 день жизни, ребенок становится беспокойным, отмечается сухость слизистых оболочек.

        Уменьшение синтеза эритропоетина.

        Активация лимфоцитопоеза в связи с активацией иммунитета.

        Желтуха появляется на 2-3 сутки жизни, нарастает до 4-5 суток, исчезает до 10-14 суток.

        Дефицит витамина К.

        Распад лейкоцитов, из нуклеиновых кислот ядер которых образуется много пуринових и пиримидиновых веществ, конечным этапом метаболизма которых является мочевая кислота.

        „Инфарктная ” моча наблюдается в первую неделю жизни у 50% новорожденных. Моча желто-кирпичного цвета, мутная, оставляет на пеленке пятно такого же цвета.

        Охлаждение ребенка во время рождения.

        Повышение концентрации эстрогенов в организме новорожденного в связи с передачей от матери через плаценту и с молоком

        припухание молочных желез

        Начинается на 3-4 день с достижением максимума на 7-8 день, постепенно уменьшаются до конца неонатального периода.

        кровотечения из влагалища

        Обычно возникают на 5-8 день жизни в 5-10% девочек. Длится кровотечение 1 день, реже 2-3 дня, объем крови составляет 0,5-1 мл.

        ***Для оценки степени выраженности желтухи необходимо использовать шкалу Крамера, которая отображает корреляцию уровня билирубина и распространенностью желтухи.

        Уровень билирубина (мкмоль/л)

        ПЕРВИЧНЫЙ ВРАЧЕБНЫЙ ОСМОТР НОВОРОЖДЕННОГО

        Шкала Апгар — система быстрой оценки состояния новорождённого сразу после рождения.

        Шкала Апгар была предложена в 1952 году (Virginia Apgar). Это простой метод для начальной оценки состояния новорождённого с целью выявления необходимости в реанимационных мероприятиях. Является одним из трёх параметров, наряду с массой тела и ростом ребёнка, который сообщается родителям новорождённого.

        Шкала Апгар предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от нуля до двух включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10.

        Пять критериев для оценки по Шкале Апгар:

        Генерализованная бледность или генерализованный цианоз

        Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз)

        Розовая окраска всего тела и конечностей

        Реакция слабо выражена (гримаса, движение)

        Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика

        Отсутствует,
        конечности свисают

        Снижен, некоторое сгибание конечностей

        Выражены активные
        движения

        Нерегулярное, крик слабый (гиповентиляция)

        Нормальное, крик громкий

        Данное тестирование проводится обычно на первой—пятой минуте после рождения ребёнка, и может быть повторено позднее, если результаты оказались низкими. Баллы менее 3 означают критическое состояние новорождённого, более 7 считается хорошим состоянием (норма).

        УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ

        ü Сразу после рождения ребенка (до пересечения пуповины) акушерка обсушивает тело и голову ребенка стерильными, сухими, предварительно подогретыми пеленками. Остатки родовой смазки не удаляются.

        ü По окончании пульсации пуповины, но не позже 1 мин. после рождения ребенка акушерка, заменив стерильные перчатки, пережимает и пересекает пуповину и перекладывает ребенка на грудь матери. Такой тесный контакт укрепляет “биологическую связь” между матерью и ребенком, стимулирует лактацию, способствует сокращению матки и отделению плаценты в третьем периоде родов (за счет секреции пролактина в передней доле гипофиза и окситоцина– в задней).

        ü При появлении поискового и сосательного рефлекса у новорожденного акушерка помогает осуществить первое раннее прикладывание ребенка к груди матери.

        ü Через 30 мин. после рождения ребенка акушерка электронным термометром измеряет новорожденному температуру тела в подмышечной впадине.

        ü После проведения контакта матери и ребенка „глаза в глаза” (но не позже первого часа жизни ребенка) акушерка после обработки рук проводит новорожденному профилактику офтальмии с применением 0,5% эритромициновой или 1% тетрациклиновой мази.

        ü Контакт “кожа к коже” проводится не меньше 2 часов в родильном зале при условии удовлетворительного состояния матери и ребенка.

        ü После завершения контакта “кожа к коже” акушерка переводит ребенка на согретый пеленальный стол, осуществляет обработку и клеммирование пуповины, измерение длины тела, охвата головы и грудной клетки, взвешивание, после чего проводится первичный врачебный осмотр и акушерка одевает на ребенка чистые ползуны, распашонку, шапочку, носки. Позволяется использовать чистую домашнюю одежду.

        ü Ребенок, вместе с матерью накрывается одеялом и переводится в палату общего пребывания с соблюдением условий тепловой цепочки.

        Десять шагов тепловой цепочки:

      24. Теплая родильная комната (операционная). Оптимальной для матери и ребенка считается температура окружающей среды 25-28 0 С.
      25. Немедленное обсушивание ребенка сразу после рождения подогретыми пеленками.
      26. Контакт “кожа к коже” не меньше 2 часов.
      27. Грудное выкармливание начинать в течение первого часа после рождения.
      28. Взвешивание и антропометрию проводить после контакта “кожа к коже”. Первое купание целесообразно осуществлять дома.
      29. Правильно одеть ребенка, используя теплые ползунки, распашонку, шапочку, носки и накрыть теплым одеялом.
      30. Круглосуточное общее пребывание матери и ребенка.
      31. Транспортировка в теплых условиях, вместе с матерью.
      32. Реанимация в теплых условиях.
      33. Повышение уровня подготовки и знаний.

      Уход за пуповиной, пуповинным остатком, пупочной ранкой.

      Пересечения и клеммирование пуповины:

    • заменить использованные перчатки на стерильные перед тем, как наложить стерильные зажимы на пуповину приблизительно через 1 минуту после рождения ребенка
    • перерезать пуповину стерильными ножницами
    • через 2 часа после рождения ребенка на пеленальном столе наложить стерильную одноразовую клемму на пуповину на расстоянии 0,3-0,5 см от пупочного кольца
    • обработка культи пуповины антисептиком, антибиотиками нецелесообразна.

    Уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой:

    ¨ обязательная тщательная мойка рук

    ¨ пуповинный остаток не нужно накрывать повязками или подгузниками

    ¨ нет необходимости обрабатывать пуповинный остаток антисептиком при условии обеспечения раннего контакта матери и ребенка „кожа к коже” с последующим общим пребыванием.

    ¨ при условии отсутствия раннего контакта “кожа к коже” и последующему отделению от матери с целью профилактики колонизации госпитальной флорой рекомендуется обработка пуповинного остатка и пуповинной ранки раствором бриллиантовой зелени.

    ¨ ребенка можно выписывать домой с пуповинным остатком, который не имеет признаков инфекции, при условии проведения медицинским персоналом обучения и усвоения матерью навыков ухода за пуповинным остатком

    ¨ необходимо поддерживать пуповинный остаток (пупочную ранку) всегда сухим и чистым

    ¨ до заживления пупочной ранки купать ребенка в кипяченой воде

  • Подмывания ребенка осуществляют под теплой проточной водой так, чтобы тело не касалось раковины, девочек спереди в направлении к ягодицам;
  • Нецелесообразно без медицинских показаний использовать для ухода за кожей присыпки, мази и средства;
  • Первое купание новорожденного следует осуществлять дома.
  • Манипуляции, которые проводят здоровым новорожденным в акушерском стационаре.

    Все манипуляции проводят только при информированном согласии матери.

    1. Против гепатита В.

  • Вакцинации против гепатита В подлежат все здоровые новорожденные к выписке из роддома
  • Детям, рожденным от матерей с неопределенным или позитивным НвsAg прививки проводится сразу после рождения (в первые 12 часов)
  • Если ребенок в тяжелом состоянии, проводить вакцинацию следует после улучшения состояния перед выпиской из больницы.
  • Новорожденным вакцина вводится внутримышечно в переднебоковую поверхность бедра.
  • 2. Против туберкулеза.

  • вакцинация проводится всем здоровым новорожденным на 3-5 сутки жизни
  • если ребенок болен, иммунизация проводится после выздоровления
  • если мать ребенка больная активным туберкулезом легких, вакцинация не проводится
  • вакцину БЦЖ применяют внутрикожно.
  • Скрининговое обследование новорожденных

    На фенилкетонурию. Фенилкетонурия – наследственное заболевание, связанное с нарушением аминокислотного метаболизма, что ведет к поражению ЦНС. Больные дети рождаются от здоровых родителей, которые являются гетерозиготними носителями мутантного гена.

    Раннее выявление заболевания и назначение диеты больным до 8-недельного возраста позволяет обеспечить полноценное психическое развитие.

    Обследование осуществляется всем новорожденным в возрасте 48-72 часа жизни путем забора крови из латеральной поверхности пятки. Каплей крови пропитывают специальный бланк и направляют в лабораторию.

    На врожденный гипотиреоз. Врожденный гипотиреоз – заболевание, при котором снижается продукция тиреоидных гормонов, недостаток которых приводит к нарушению дифференцировки мозга. Эти изменения становятся необратимыми при позднем выявлении и начале лечения после 2-3 недельного возраста.

    Обследование осуществляется всем новорожденным в возрасте 48-72 часа жизни.

    Оценка рефлексов новорожденного

    Основные безусловные рефлексы новорожденного и грудного ребенка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола ( оральные автоматизмы ) и спинного мозга ( спинальные автоматизмы ) и надсегментарные позатонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

    При оценке состояния здорового новорожденного и здорового ребенка раннего возраста обязательно необходимо оценить такие безусловные рефлексы:

  • Поисковый рефлекс
  • Хоботковый рефлекс
  • Хватательный рефлекс верхний
  • Рефлекс ползания (Бауэра)
  • Рефлекс Моро
  • К оральным сегментарные автоматизмам относятся:

    Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля). При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает.

    Хоботковый рефлекс. Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина). При надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорожденных в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о пораженни ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при перферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. полностью исчезает.

    Cосательный рефлекс. При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребенок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отмечается в течение 1- ого года жизни.

    Спинальные двигательные автоматизмы:

    Рефлекс Моро. Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

    При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 — 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты

    Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание. Новорожденного укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

    Хватательный рефлекс появляется у новорожденного при надавливании на его ладони (верхний хватательный рефлекс). Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорожденные обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

    Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

    Рефлекс Галанта. При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

    Рефлекс Переза. Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-гo месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорожденности и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

    Защитный рефлекс новорожденного. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться.

    Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных. У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

    Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 — 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

    Материалы для самоконтроля:

  • У доношенного новорожденного от физиологичной беременности и родов в течение первых трех часов периодически отмечались дыхательные движения с глубоким вдохом и затрудненным выдохом.
  • Как называется такое дыхание? Объясните его целесообразность.

    Ответ: первое дыхательное движение осуществляется по типу „гасп” — с глубоким вдохом и затрудненным выдохом. Такое дыхание возникает с целью задержки воздуха в легких и расправления альвеол.

  • У доношенной новорожденной на 4-й день жизни началось отекание грудных желез, которое достигло максимума на 8-й день. Грудные железы увеличены симметрично, кожа над ними не изменена.
  • Как называется это состояние. Назовите причины его развития.

    Ответ: это состояние называется «половой криз», причина — повышение концентрации эстрогенов в организме новорожденного в связи с передачей от матери через плаценту и с молоком. Начинается на 3-4 день с максимумом на 7-8 день, постепенно уменьшаются до конца неонатального периода.

  • У доношенной новорожденной на 5-й день жизни после мочеиспускания на пеленке осталось пятно желто кирпичного цвета.
  • Как оценить это явление, назовите причину.

    Ответ: это явление называется» «мочекислый инфаркт», объясняется тем, что при распаде лейкоцитов, из нуклеиновых кислот ядер которых образуется много пуринових и пиримидиновых веществ, конечным этапом метаболизма которых является мочевая кислота. „Инфарктная ” моча наблюдается в первую неделю жизни у 50% новорожденных. Моча желто-кирпичного цвета, мутная, оставляет на пеленке пятно такого же цвета.

    4. Масса тела доношенного новорожденного на 3 сутки составляет 3420г. Масса тела при рождении 3600 г.

    Как можно оценить это явление?

    Ответ: это называется «физиологическая потеря массы новорожденного», что связано с отхождением мекония, мочеиспусканием, потерей воды через кожу и при дыхании, высыханием пупочного остатка.

    Начинается со 2-х суток жизни, достигая максимума на 3-4 день, составляет 3-10% массы тела.

    5. На первой минуте жизни у новорожденного отмечаются: крик слабый, дыхание нерегулярное, тонус конечностей снижен, рефлексы вызываются удовлетворительно, ЧСС 120 в мин., кожа туловища розовая, на дистальных отделах конечностей – цианоз.

    Оцените состояние новорожденного ребенка по шкале Апгар.

    Ответ: Цвет кожных покровов 1 балл + ЧСС 2 балла + Рефлекторная возбудимость 2 балла +, Мышечный тонус 1 балл + Дыхание 2 балла=8 баллов. Заключение: здоровый новорожденный.

  • Новорожденный какого гестационного возраста считается недоношенным?
  • А. до 22 недели. Б. 22-37 недель. В. 38-42 недели. Г. 42-44 недели. Д. больше 44 недель.

    2. Что относится к «переходным» физиологическим состояниям новорожденного?

    А. Генерализованные судороги; Б. Смешанная одышка; В. Потеря массы тела 6%;

    Г. Желтушность в первые сутки жизни; Д. Рвота «кофейной гущей».

    3. Какие изменения со стороны кровообращения относятся к переходным состояниям?

    А. Лево-правое шунтирование; Б. Право-левое шунтирование.

    В. Легочная гипертензия; Г. Брадикардия; Д. Уменьшение кровообращения в малом круге.

    4. Что такое токсическая эритема?

    А. Пятнисто-папулезная сыпь на ладонях и подошвах;

    Б. Звездчатая сыпь на коже, которая не исчезает при надавливании;

    В. Небольшие плотные папулы белесоватого цвета, окруженные красным венчиком;

    Г. Синюшно-багровые пятна на туловище, которые сопровождаются крупнопластинчатым шелушением;

    Д. Трещины в уголках рта.

  • 5. Когда чаще наблюдается гипотермия в новорожденных в результате транзиторного нарушения теплового баланса?
  • А. На первые сутки жизни; Б. В течении 2 – 3 суток жизни;

    В. На 3 – 5 сутки жизни; Г. В течении 5 – 10 дней жизни;

    Д. Позже 10 дня жизни.

    6. На какой день жизни обычно наблюдается максимум физиологичной желтухи?

    А. В первые часы жизни; Б. В первые сутки жизни;

    В. Желтуха нарастает до 4-5 суток; Г. Желтуха нарастает после 7 дня жизни;

    Д. Желтуха нарастает в течении 14 дней.

    7. Укажите правильные утверждения относительно физиологической потери массы тела новорожденного?

    А. Потеря более 10% от начальной массы тела расценивается как патологическая;

    Б. Причина потери массы тела – плохой уход за новорожденным;

    В. Различные заболевания матери приводят к физиологической потере массы тела;

    Г. Новорожденный может восстанавливать утраченную массу в течении 1 месяца;

    Д. Своевременное введение воды в рацион новорожденного предотвращает потерю массы тела.

    8. Когда происходит восстановление массы тела новорожденного?

    А. Восстановление массы тела происходит на 2-е сутки;

    Б. Восстановление массы тела происходит до 6-8 дня;

    В. Восстановление массы тела происходит к 10 дню жизни;

    Г. Восстановление массы тела происходит к 21 дню жизни;

    Д. Восстановление массы тела происходит к концу первого месяца жизни.

    9. Когда новорожденному измеряют температуру тела?

    А. Сразу после родов; Б. Через 30 мин. после родов; В. В конце первых суток;

    Г. На вторые сутки жизни; Д. Температуру тела не измеряют.

    10. Какие средства целесообразно использовать для ухода за кожей здорового новорожденного?

    А. Присыпки; Б. Детские кремы; В. Детское молочко для тела;

    Г. Специальные гели для детей; Д. Использование каких-либо средств нецелесообразно.

  • Вакцинация против какого заболевания проводится новорожденному на 3-5 сутки жизни?
  • А. Туберкулез; Б. Гепатит В; В. Дифтерия; Г. Полиомиелит; Д. Коклюш.

    12. Обязательные условия для проведения скрининга новорожденных:

    А. Удовлетворительное состояние новорожденного;

    Б. Ребенок хорошо набирает массу тела;

    В. Информированное согласие матери;

    Г. Подозрение на врожденный гипотиреоз;

    Д. Все перечисленное.

    1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – В; 5 – А; 6 – В; 7 – А; 8 – Б; 9 – Б; 10 – Д; 11 – А; 12 – В.

  • Детские болезни / за редакцией В.М.Сидельникова, В.В.Бережного/.-К.:Здоров’я, 1999 г.-С. 30-33.
  • Н.П.Шабалов Неонатология. Т.1-Москва, 2004 г.-С. 109-154.
  • Приказ МОЗ Украины от 04.04.2005 № 152 „Про утверждение Протокола медицинского ухода за здоровым новорожденным ребенком”.
  • Приказ МОЗ Украины от 29.08.2006 № 584 „Про утверждение Протокола медицинского ухода за новорожденным ребенком с малой массой тела при рождении”.
  • nmuaz.wordpress.com

Это интересно:

  • Анорексия и рвота Анорексия и рвота тел.: +7 909 99 77 092 e-mail: [email protected] Адрес Ответы на вопросы Вопрос: Здравствуйте. У меня булимия с 14 лет. Сейчас мне 23. Я беру себя в руки, один раз продержалась 4 месяца. Обращалась в психологический центр по коррекции веса. Там меня закодировали, и сказали что питаться надо […]
  • Препарат от белой горячке Препарат от белой горячке Весьма эффективен также левомепромазин (тизерин) при внутримышечном, а еще лучше внутривенном введении (50 мг левомепромазина в 15—20 мл 40% раствора глюкозы). Вводить медленно, при необходимости 2—3 раза в день. Нейролептики. Хороший терапевтический эффект оказывает внутривенное или […]
  • Генитальный герпес от стресса Как бороться со стрессом при генитальном герпесе Стресс является одним из доминирующих факторов, вызывающих рецидивы генитального герпеса. А потому умение бороться со стрессом и выходить с достоинством из психотравмирующих ситуаций может помочь снизить Вам частоту рецидивов. 1. Если Вы легко и часто выходите из себя, […]
  • Агрессивный невроз Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Предисловие Введение Глава 1. Острота невротических конфликтов Глава 2. Базисный конфликт Глава 3. Движение к людям Глава 4. Движение против людей Глава 5. Движение от людей Глава 6. Идеализированный образ Глава 7. Экстернализация Глава 8. […]
  • Боязнь новых мест Виды фобий Фобия в переводе с греческого обозначает страх, боязнь. Но это не просто страх. Чтобы поставить диагноз фобии, необходимо, чтобы страх был устойчивым, постоянным и иррациональным, т.е. не основанным на здравом рассуждении. Кроме того, в пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два из следующих […]
  • Аффирмация при депрессии Аффирмация при депрессии Аудионастрой позволит Вам поверить в себя, спокойно воспринимать изменения, научит управлять своими эмоциями и с радостью смотреть в будущее. Стоимость: 1490 рублей (добавить в заказ) Аффирмации на диске «Свобода от страхов, депрессий и стресса» 1. Моя душа поет от счастья, от радости […]
  • Егэ русский язык проблема взаимоотношения людей Проблемы текстов на ЕГЭ Как определить главную проблему текста? 1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы. 2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.3. Выберите главную из них.4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых […]
  • Неврозы ковалев Признаки неврозов Принципы работы с неврозами: 1. Неврозы реальны 2. Неврозы естественны (едва ли не обязательны, пусть стесняются те, у кого нет невроза) 3. Суть причин сомато-психотических заболеваний 4. Обусловлены индивидуальной предрасположенностью, обстоятельствами жизни и психогенетикой 5. Неврозы обратимы 6. […]