Презентации по темам заикание

Заикание. Презентацию подготовила: Липартелиани Н.Г Группа 931, ФСУ. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛев Шукшин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Заикание. Презентацию подготовила: Липартелиани Н.Г Группа 931, ФСУ.» — Транскрипт:

1 Заикание. Презентацию подготовила: Липартелиани Н.Г Группа 931, ФСУ

3 Определение Заикание это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением звуков, слогов, или слов; частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

4 Причины заикания Причин заикания может быть множество – стрессы, детские страхи, повышенная тревожность, неблагополучная домашняя обстановка, физические травмы. Всё множество причин классифицируют на две группы: 1.предрасполагающие 2.провоцирующие

5 Типы заикания I тип — характерен для людей с дефектом нервной системы. Причиной заикания может быть и родовая травма, и частые болезни в первые годы жизни, и наследственная предрасположенность. II тип — был обнаружен у людей, ведущая рука которых – правая, но ведущий глаз – левый. III тип — свойственен 10% заик. Он проявляется у детей с изначально здоровой нервной системой. Свою болезнь они приобретают в результате сильных переутомлений и стрессов.

6 Виды заикания Эволюционирующее заикание — типичное нарушение речи, начинающееся в раннем возрасте и продолжающееся во взрослом не менее чем у 20% детей. Большинство детей не подозревает о своем заикании, не обращая внимания на повторы в своей речи. Приобретенное заикание — в редких случаях заикание может быть приобретено в зрелом возрасте в связи с неврологическими случаями, такими как травмы головы, опухоли, инсульт или наркотические злоупотребления. Оно ограничивается повторением части слов или звуков. Отсутствует тревога и вторичные признаки заикания.

7 Рекомендации Режим дня Режим питания Общий щадящий охранительный режим Охранительный речевой режим Общение с взрослыми Прогулка.

8 Лечение 1. Компьютерные мультимедийные комплексы 2. Традиционные методики 3. Нетрадиционные методики 4. Медикаментозные методы 5.Авторские методики

www.myshared.ru

Презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему:
Презентация на тему: «Заикание»

Презентация на тему: «Заикание»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Это нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата Заикание

Немного истории Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи. В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели ( Арнот , Шультесс ); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д. В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен , 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900). К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям: 1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана , И. А. Кусссмауля , И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма . 2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн , Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. 3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер. Таким образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание — сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

Причины заикания В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его. Предрасполагающие факторы : Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС. Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез , повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность. Наследственная отягченность : заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Симптомы заикания Условно выделяют две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи, это физиологические (биологические) симптомы и Социальные (психологические) симптомы.

Физиологические (биологические) симптомы: Речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка. Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях). Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные. При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

Социальные (психологические) симптомы. Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится. 1. Нулевая степень фиксации. Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта. 2. Умеренная степень болезненной фиксации. Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. 3. Выраженная степень болезненной фиксации. Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

Степени заикания Различают 3 степени заикания: 1) легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта; 2) средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; 3) тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Типы течения заикания Выделяют следующие типы течения заикания: — постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях); — волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает); — рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).

Сопутствующие заболевания Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение. Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического центра «Прогноз»): 1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток, защитное напряжение шейно-затылочных мышц, признаки раннего остеохондроза, патология позвоночника. 2 . Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех без исключения пациентов. 3 . Нероортопедическая патология имела место у 50% заикающихся детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие, патологическая установка стоп. 4 . Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата. 5 . Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось у 65% детей. 6 . Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности у 48%. 7 . Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%.

Распространенность заикания Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания. Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман). Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае — еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка). Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.

Методы преодоления заикания Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики. Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема!

Правила и упражнения в плавной речи Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты. 1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением . 2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить . 3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо . 4. При разговоре стой или сиди прямо . 5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом . 6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание . 7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных . 8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук . 9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные . 10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном . 11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово . 12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Первые признаки заикания Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить; употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить .

nsportal.ru

Презентация выступления на педсовете по теме: «Коррекция заикания».

это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ( М.Е. ХВАТЦЕВ)

Причины заикания: 1. Определённый возраст ребёнка. 2. Состояние центральной нервной системы. 3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза. 4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга. 5. Наличие психической травмы. 6. Генетический фактор. 7. Половой деформизм. (У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук, речевые артикуляции у них формируются быстрее).

В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций в семье у многих детей появляются запинки судорожного характера.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЗАИКАНИЯ ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь), если успеть обратиться к специалистам до момента возникновения заикания, его можно предотвратить; употребление перед отдельными словами лишних звуков [а, и]; повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.

. Передразнивания могут быть очень болезненными для заикающегося ученика и поэтому их необходимо прекратить как можно скорее. Если очевидно, что ребенок очень из-за этого расстроен, поговорите с ним наедине. Помогите ребенку понять, почему другие смеются над ним и предложите разные идеи по поводу того, как отвечать. Объясните обидчику, что дразнилки-это не круто! Дразнилки унижают не только его, но и тебя! Постарайтесь заручиться его помощью: ведь большинство детей хочет получить одобрение учителя. Если передразнивания продолжаются, необходимо проконсультироваться с психологом. Он даст вам хороший совет насчет того, как прекратить передразнивания.

Передразнивания и насмешки учеников, как и равнодушие учителей, могут очень отрицательно повлиять на нервную систему ребенка, развить у него комплекс неполноценности и социофобию, неврозы, проблемы с психикой и учебой.

Поговорите с ребенком наедине. Объясните ему, что когда мы говорим- как и когда учимся чему-нибудь – мы иногда делаем ошибки: пропускаем звуки, повторяем и путаем слова. Тренируясь, мы улучшаем наши навыки. Объясните, что вы, его учитель, нормально относитесь к тому, что он заикается. Разговаривая с ребенком таким образом, вы даете ему понять, что понимаете его проблему и принимаете и самого ребенка, и его заикание.

. Как разговаривать с ребенком, который заикается • Не советуйте ребенку говорить медленнее или «расслабиться». • Не договаривайте слова за ребенка и не говорите вместо него. • Учите всех детей в классе говорить и слушать по очереди. Всем детям, а особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не перебивают и внимательно слушают. • Требуйте от заикающегося ученика такой же по количеству и качеству работы, как и от детей с нормальной речью. • Говорите с ребенком не спеша и делайте частые паузы. • Дайте ему понять, что вы слушаете то, что он говорит, а не как он это делает. • Поговорите с ребенком наедине о том, что ему нужно, чтобы чувствовать себя в классе комфортно. • Уважайте потребности ученика, но не допускайте вседозволенности. • Не относитесь к заиканию как к чему-то, чего нужно стыдиться. Говорите о заикании так же, как и о другом деле.

Многие заикающиеся дети не заикаются, когда читают вслух в классе, особенно, если родители занимаются этим с ними дома. Но некоторые дети, все равно испытывают запинки, читая в классе вслух. В этом случае, могут помочь следующие рекомендации: • большинство заикающихся детей не заикаются, когда читают вместе с другим учеником или учителем. • вместо того, чтобы совсем не вызывать читать заикающегося ребенка, лучше предложить ему почитать вслух вместе с другим ребенком, когда настанет его очередь. • иногда просите весь класс почитать парами, для того, чтобы заикающийся ребенок не чувствовал себя «особенным». Постепенно он станет более уверенным и сможет справиться c заиканием при чтении вслух самостоятельно.

Сегодня в России практически каждый ребенок нуждается в логопедической помощи. Для решения этой проблемы и предназначен «Речевой комплекс БОС». БОС-подсказки, постоянно поступающие человеку по каналам мультимедийной обратной связи о важнейших компонентах речи: речевом дыхании, речевой разбивки текста, скорости чтения, звучания голоса и т.п., позволяют сформировать правильную и красивую речь. Большой плюс в том, что позволяет “убить двух зайцев” одновременно : скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счет восстановления вегетативного баланса (синхронизируем работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем).

Презентация на тему: «Заикание у детей»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила учитель – дефектолог ТПМПК г. Якутска Попова Ирина Константиновна

Клинико – педагогическая классификация нарушений речи (по М.Е.Хватцеву) Нарушения речи Нарушения устной речи Нарушения письменной речи Расстройства фонационного оформления высказывания Нарушения структурно- семантического оформления высказывания алалия афазия Дисфония брадилалия тахилалия заикание дислалия ринолалия дизартрия

Заикание (логоневроз) – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Судороги мышц речевого аппарата различают по локализации, типу и силе выраженности. В заикании определяется также форма и тип течения.

Типы речевых судорог Речевые судороги: тонические (насильственное резкое повышение тонуса мышц, захватывающее несколько групп (языка, щёк, губ, рот при этом приоткрыт, проявляется или длительная пауза в речи,или напряжённая и протяжная вокализация ), клонические (характеризуется насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом повторяются отдельные звуки или слоги.), смешанные. По локализации: артикуляционные, голосовые, дыхательные. По тяжести проявления: лёгкой, средней и тяжёлой степени проявления. Типы течения заикания: стационарный (постоянный), волнообразный, рецидивирующий, прогрессирующий тип. Клинические формы заикания: невротическое и неврозоподобное заикание.

Сопутствующие проявления заикания Нарушения речевого дыхания – неречевое дыхание – поверхностное, с неустойчивым ритмом, нарушается при эмоциональном напряжении, речевое дыхание – недостаточное по объёму, говорят на вдохе. Сопутствующие речи движения- могут быть разнообразными: раздувание крыльев носа, зажмуривание глаз, движение руками, телом и т.д.(ритуалы). Речевые уловки (эмболофразия)- однообразные, многократноповторяющиеся на протяжении высказывания лексемы типа: «да; вот; это самое; ну;». Вегетативные реакции (чаще у подростков и взрослых) –покраснение лица, учащённое сердцебиение, усиленное потоотделение и т.д. Логофобии (чаще в подростковом возрасте) – патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения.

Статистика заикания Распространённость заикания по признаку пола: у мужчин – 63,1%, у женщин – 26,9%., у мальчиков и девочек в соотношении 1:3. Время возникновения заикания: 2-3 года – 39,1% 4-5 лет – 35,9% Старше 7 лет – 12,2% Не установлен срок – 12,8% Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта. Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период поступлении в школу число заикающихся возрастает вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания. Следующий период обострения в 21-25 лет.

Прогноз коррекции заикания Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста. Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз. Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые. Клонические формы исчезают легче, чем тонические, т.к. кллонические судороги характерны для возбуждения коры головного мозга. Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий. Невротическая форма заикания легче поддаётся коррекции, чем неврозоподобное, т.к. вызывают лишь функциональные сдвиги и не даёт органических изменений ЦНС.

Форма заикания Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической травматизации в возрасте 2-6 лет и характеризуется волнообразностью течения. Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой, некоторое время наблюдается мутизм. Ранее речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрасту. Речевые судорожные проявления бывают разными: чаще отмечаются клонические артикуляционные судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении, а также тонико-клонические судороги в начале речи. Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности анте-, пери- или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде выраженности церебрастенического синдромом. Он проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности. Характеризуется трудностями поведения и явлениями двигательной расторможенности. Заикание возникает в возрасте 3-4 года на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к утяжелению. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений.

Успешность коррекции при заикании У дошкольников: По данным Е. Ф. Рау: в 60% достигается полный успех, в 19% — значительное улучшение, в 13% — отсутствие успешности, в 8% — рецидивы. По данным Г. А. Волковой: у заикающихся детей 4-7 лет по окончанию занятий речь без заикания отмечалась в 70,2% случаев, значительное улучшение — в 26,3%, заметное улучшение — в 3,5% случаев. По данным В. И. Селеверстова: у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в специальном санатории речь без заикания отмечалась у 39,7% детей, значительное улучшение — у 47,8%, незначительное улучшение — у 12,5%. У школьников: По данным М. Е. Хватцева: 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.

Первые признаки заикания Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить; употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. Знание этих причин должно помочь родителям и воспитателям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

С чего же начать работу по заиканию? Конечно, с обследования речи. Это позволит наметить основные направления и последовательность речевых занятий. Производится сбор анамнестических данных и непосредственно обследование самой речи. Логопед проводит обследование, т.е. производит сбор данных у родителей ребенка или непосредственно у заикающегося взрослого по следующим пунктам: здоровье родителей общее развитие ребенка до возникновения заикания речевое развитие, уровень речи заикающегося взрослого особенности воспитания ребенка в семье речевое окружение, место работы взрослого когда и как возникло заикание какие еще недостатки имелись в этот период особенности проявления заикания и сопутствующие ему нарушения обращались ли ранее за помощью Задачи речевого обследования будут заключаться в том, чтобы определить: место возникновения и форму речевых судорог частоту их проявления и сохранные возможности ребенка/взрослого сопутствующие нарушения речи сопутствующие двигательные нарушения, навязчивые движения отношение к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей

Комплексный подход в коррекции заикания Комплексный подход к преодолению заикания предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Лечебно- оздоровительные мероприятия Коррекционно – педагогическое воздействие Мед. препараты Лечебные процедуры ЛФК Психотерапия Логопедические занятия Логоритмика Воспитательные мероприятия

Специфика логопедических занятий по коррекции заикания Каждый возраст требует использования индивидуальных методик логопедической работы, кроме того, изменяется интенсивность применения отдельных компонентов лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания. Так, в работе с дошкольниками основное место отводится речевым занятиям в игровой форме, воспитательным мероприятиям, медицинским — в меньшей степени. В работе с подростками и взрослыми большую роль играют медицинские средства, психотерапия,в том числе ее суггестивные методы (лечение внушением), меньшую — педагогические.

Периоды логопедической работы с заикающимися Периоды логопедической работы Подготовительный период Тренировочный период Закрепительный период Создание щадящего режима; Подготовка ребёнка к занятиям (режим молчания, шёпотная речь); Показ образцов правильной речи; Воспитание навыков Свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разных речевых ситуациях Автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи в разных видах речевой деятель- ности

Логопедические занятия включают в себя: Речевые зарядки. — проведение подготовительных речевых упражнений с заикающимся. Артикуляционно-мимическая гимнастика — расслабление речевых мышц — тренировка умения сбрасывать напряжение — тренировка лицевых мышц — упражнения для мышц лба, щек, губ, языка Массаж (самомассаж) — дыхательная гимнастика (воспитание правильного полного вдоха и выдоха) — воспитание навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом — упражнения для удлинения речевого выдоха — дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движением — работа над голосом — упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса — интонационные упражнения — формирования навыка плавной речи — логоритмические упражнения: формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи — произнесение пословиц, чистоговорок, скороговорок с различной интонацией. Психогимнастика. Невербальный тренинг, «язык тела». Логоритмика. Чтение стихов. Чтение текстов. Пересказ с метрономом. Речевые импровизации. Ролевой тренинг.

Этапы коррекционной работы Основными элементами речевого обучения заикающихся является: постановка дыхания, голоса, темпа речи, воспитание координации общих и мелких движений и воспитание характера. Для дошкольников привитие этих навыков по возможности следует проводить через игру. Дыхательные, голосовые упражнения прорабатываются тоже в форме игры. Они имеют огромное значение для заикающихся: они развивают дыхание, голос, подавляют чувство страха перед звуками собственного голоса.

Формирование фонационного (речевого) дыхания Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа.

Регуляция эмоционального и мышечного состояния Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Мышечное расслабление Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Тренировка речевых мышцы Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Работа над плавностью речи. Развитие интонационных характеристик речи . Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям,, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный. Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах: • на произнесении отдельных гласных звуков; • на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти); • на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными; • на произнесении фраз из одного слова; • на произнесении коротких фраз; • на произнесении длинных фраз с логической паузой.

Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи — слитность.

Структура логопедического занятия с заикающимися Подготовительная часть занятия Логопедическое занятие Основная часть занятия Заключительная часть занятия Организационный момент; Беседа психотера- певтического харак- тера; Речевая зарядка; Повторение пройден- ного ранее; Подготовка к активной работе Новый вид упражнений или новые условия, в которых они прово- дятся; Закрепление матери- ала; Подведение итога занятия; Советы и задание на дом;

Методики логопедических занятий с заикающимися Н.А.Власова, Е.Ф. Рау Дети дошкольного возраста Система речевых упражнений, усложняющихся в зависимости от степени самостоятельности речи Н.А.Чевелёва Дети дошкольного и мл. школьного возраста Система коррекционной работы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуационной речи к контекстной С.А.Миронова Дети дошкольного возраста Система последовательно усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы В.И. Селивёрстов Дети дошкольного возраста и мл. школьного возраста, находящихся в мед.учреждении Использование различных приёмов логопедической работы в сочетании с медикаментозным лечением

Г.А.Волкова Дети дошкольного возраста Система игр в комплексной работе с заикающимися, воздействие на микросоциальную среду И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская Дети дошкольного возраста Система игр и игровых приёмов для поведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедической работы А.В. Ястребова Дети младшего школьного возраста (1-4 кл.) Развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над её темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала с содержанием программы по русскому языку

Технические средства в работе с заикающимися Аппарат ЛОГО – БОС: Он состоит из преобразователя сигналов, датчика фиксирующего повышение и понижение пульса на вдохе и выдохе, датчика дыхания регистрирующего подъем передней брюшной стенки при воспроизведении ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания, а так же специального ПО. Особенно эффективен при постановке ДРД и речевого дыхания, на этапе автоматизации звуков (при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии) ,в корреции заикания, нарушений голоса, нарушений темпа речи, речевой тревоге. Большой плюс в том, что позволяет “убить двух зайцев” одновременно: скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счет восстановления вегетативного баланса (синхронизирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снимает напряжение и пр.)

ПРОГРАММА-ТРЕНАЖЕР «BreathMaker» («творец дыхания, или тот, кто вдохновляет»). компьютерная программа «BreathMaker» предназначена в основном для пациентов старше 7 лет, поскольку предполагает относительно высокий уровень самосознания, саморегуляции, самоконтроля. лечебный курс состоит из трех последовательных этапов: 1-й — чтение без заикания; 2-й — общение без заикания (отрабатывается разговорная речь и добавляется эмоциональный компонент); 3-й — развитие дикторских способностей.

Вывод Выбор методики коррекционного воздействия зависит от индивидуальных особенностей и проявлений дефекта заикающегося. Эффективность коррекции заикания зависит от комплексности воздействия на дефект. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем большую эффективность она приносит.

Медикаментозное лечение Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, транквилизаторы, препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты, например, Тенотен Детский. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника (назначает только врач!)

infourok.ru

Это интересно:

  • Стресс слайд Стресс. Что такое стресс? - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнтонина Батракова Презентация на тему: " Стресс. Что такое стресс?" — Транскрипт: 2 Что такое стресс? Стресс общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также […]
  • Хромосомные болезни синдром дауна ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21) - презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемНадежда Ладыгина Похожие презентации Презентация на тему: " ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21)" — Транскрипт: […]
  • Что такое анорексия презентация Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемbiology.konstantinovka.org Похожие презентации Презентация 9 класса на тему: "Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана.". Скачать бесплатно и без регистрации. […]
  • Мелодия против стресса Скачать 100 лучших мелодий против стресса Дворжак. Славянский танец №10 ми минор, соч.72 №2 Шопен. Вальс №10 си минор, соч.69 №2 Любовь Брук, Марк Тайманов Сен-Санс. Карнавал животных: Лебедь Бах. Ария из сюиты №3 ре мажор, BWV 1068 Глазунов. Концертный вальс №1 ре мажор, соч.47 Шуберт. Ave Maria Шуман. «Детские […]
  • Боязнь новых мест Виды фобий Фобия в переводе с греческого обозначает страх, боязнь. Но это не просто страх. Чтобы поставить диагноз фобии, необходимо, чтобы страх был устойчивым, постоянным и иррациональным, т.е. не основанным на здравом рассуждении. Кроме того, в пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два из следующих […]
  • Ранний детский аутизм картинки Ранний детский аутизм На сегодняшний день диагноз ранний детский аутизм (РДА) — расстройство, о котором хотя бы один раз слышал любой родитель. И, поскольку частота встречаемости этого заболевания растет (5 −20 случаев на 10 000 человек), необходимо дальнейшее распространение информации о его симптомах, так как […]
  • Шкала депрессии адаптация тибалашовой Шкала депрессии адаптация тибалашовой Цель методики: дифференциальная диагностика депрессивных состоянии и состояний, близких к депрессии (или измерение степени выраженности сниженного настроения -- субдепрессии). Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева - Т. И. Балашовой. Основан на опроснике […]
  • Из за чего случилась великая депрессия Из за чего случилась великая депрессия "Если вы до конца разобрались в нашей финансовой системе, то вы поняли, что вся она зиждется на доверии и ни на чем другом … если подрывается доверие, то все остальное подрывается очень быстро" (П. Уильям Сидмэн) "Только дураки рискуют предсказывать будущее." (Эразм […]