Признаки аутизма у ребёнка 2-3 лет

Признаки аутизма у детей 3 лет

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Краткое содержание статьи:

Аутизм — это специфическое расстройство психики, при котором нарушается функция речи и моторики. Аутизм у детей выражается в задержке психического развития, стереотипным поведением, нарушением социальной адаптации. Детский аутизм — это в большей степени социальная проблема, так как семьи с аутичным ребенком полностью выпадают из привычной жизни общества. В настоящее время диагностика детского аутизма возросла, поэтому данное заболевание стали называть бичом 21 века. Мы постараемся наиболее полно описать аутизм у детей, симптомы, причины и подходы к лечению.

Причины аутизма

Причины аутизма современная медицина до сих пор назвать не может. Даже такой диагноз сейчас ставят с неохотой и предпочитают заменять его на более изученную шизофрению. Известно, что аутизм у детей чаще возникает у мальчиков (в 3-4 раза). Среди наиболее вероятных могут быть наследственные причины аутизма. Предполагают, что аутизм у детей возникает при поломке в генах, отвечающих за синаптические связи в головном мозге. Современная медицина не связывает развитие детского аутизма с вакцинацией или другими внешними вмешательствами в организм ребенка.

Клинические проявления заболевания

Признаки аутизма у своего ребенка родители начинают замечать не сразу. Сначала эти дети развиваются нормально, прибавляют в весе, начинают сидеть, ходить, как их сверстники. Первые признаки аутизма у детей начинают проявляться с развитием психической сферы и социальных контактов. Обычно это бывает в 2-3 года. Характерные симптомы аутизма — это часто неадекватная реакция на раздражители. Такие дети начинают пугаться и плакать при малейшем дискомфорте.

Другие признаки аутизма в младенческом возрасте — слабая реакция удовольствия на кормление или общение со взрослыми, оживление ребенка при взаимодействии с неодушевленными предметами. Дети постарше неохотно играют с ровесниками, совершенно не страдают от одиночества и практически не говорят. Часто такие симптомы аутизма сначала объясняются поздним развитием, родовыми травмами или особенностями характера ребенка.

Если описывать аутизм у детей, симптомы и признаки этого заболевания, то важно отметить социальные нарушения, которые происходят с такими людьми в более позднем возрасте. Детский аутизм в социальной сфере проявляется в сниженной привязанности к самым родным людям. Такие дети не играют в ролевые игры и не проявляют интереса к сверстникам. Взрослые аутисты не способны к эмоциям сочувствия, жалости и взаимопониманию.

Диагностика аутизма у детей

Лабораторных и других объективных методов диагностики аутизма у детей не существует. Диагноз детский аутизм ставится исключительно по результатам наблюдения за ребенком в течение довольно долгого времени. Важно помнить, что некоторые проявления этого заболевания встречаются и при так называемых расстройствах аутического спектра, которые проявляются в более мягкой форме и благоприятны в прогностическом плане.

Для постановки окончательного диагноза аутизма у детей необходимо сочетание трех характерных признаков:

  • слабые социальные взаимодействия
  • нарушение коммуникативных связей
  • узкий круг интересов и стереотипные однообразные действия

    Лечение детского аутизма

    Исходя из описанного выше становится понятно, что лечение аутизма — это не медикаментозный процесс. Полного выздоровления от аутизма не наступает никогда. Современное лечение аутизма у детей сводится к более полной их адаптации в семье и организацией социальной и функциональной независимости аутиста.

    Лечение аутизма комплексное и включает следующие подходы:

  • занятия с логопедом
  • прикладной анализ поведения
  • применение моделей развития
  • развитие социальных навыков
  • трудотерапия

    Из медикаментов применяются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики. Справедливости ради стоит сказать, что все эти лекарства могут принести больше вреда, чем пользы за счет наличия сильных побочных эффектов. Когда традиционная медицина оказывается бессильна, на первый план выходит лечение народными средствами. К ним относя и нетрадиционные школы психического развития, и применение традиционных фитопрепаратов.

    Лечение аутизма народными средствами

    Лечение народными средствами часто связано с организацией более частого общения ребенка с живой природой. Известны случаи, когда дети аутисты становились более социально адаптированные после общения с собаками, лошадьми и дельфинами.

    Аутизм — это серьезная, комплексная и индивидуальная проблема. Как не существует двух одинаковых детей аутистов, так и нет однозначных подходов к лечению. Одним помогают традиционные психиатрические методики, других спасает лечение народными средствами. Главное иметь терпение и не отчаиваться.

    Консультации ВРАЧА онлайн

    Пациент: Мальчику 7 лет, диагноз аутизм, говорит, имеет выраженные математические способности. В 3 года было проведено интенсивное лечение врачом Симашковой. Сможет ли он стать полноценным.

    Врач: Если Вы имеете в виду коммуникативные навыки, тут требуется непрерывная колоссальная работа. Психолог, нейропсихолог, психиатр, дефектолог, логопед. Математические способности, естественно, необходимо продолжать развивать. Если есть возможность, хорошо помогает таким деткам игры с домашними животными, или занятия с лошадьми или дельфинами

    Аутизм у детей

    Аутизм у детей – это заболевание головного мозга, связанное с его поражением еще в утробе матери. Болезнь сказывается на развитии ребенка, его психологическом и эмоциональном состоянии и последствия ее влияют на нормальную жизнедеятельность в процессе роста.

    Лечение аутизма устраняет проблемы, сказывающиеся на нормальном и своевременном физическом и психическом развитии, а поэтому необходимо вовремя обозначить проблему и выявить патологию на ранних стадиях. По статистике, признаки аутизма у детей проявляются всего у 1% всех родившихся малышей

    Причины развития аутизма

    Причинами развития аутизма становиться нарушение в питании и неполучение должного количества полезных и питательных веществ зародышем. Ряд ученых склонны утверждать, что детский аутизм возникает в малышей после гипоксии головного мозга. Но, так или иначе, из списка причин исключена наследственность. Научно доказан факт, что это заболевание не передается на генном уровне, а приобретается эмбрионом в утробе матери.

    Если в семье есть ребенок, болеющий аутизмом, то вероятность рождения второго такого же малыша равна всего 3-6%. Не смотря на то, что медики и ученые непрерывно проводят исследования по вопросам причин аутизма, провоцирующих появление заболевания, количество заболевших детей увеличивается.

    Еще одной обоснованной версией развития болезни стал и гормональные сбои в мальчиков, ведь по статистике они болеют аутизмом в пять раз чаще девочек. Малыш, болеющий аутизмом, развивается, как правило, позже остальных детей. Он не контактен, не общителен, и не находит общего языка со сверстниками. Замкнутость объясняется тем, что одним из значимых симптомов аутизма у детей является неверное восприятие и понимание слов и фраз, обращенных к нему родителями или друзьями.

    Ранний детский аутизм очень часто сопровождается такими симптомами, как расстройство желудка, аллергия и нарушениями функций кишечника. Связано это с тем, что недоразвитая мозговая ткань малыша не способна совладать с процессами пищеварения и процессами, регулирующими стабильную работу внутренних органов.

    Специалисты, работающими с детьми, болеющими аутизмом, констатируют, что симптоматика у каждого такого ребенка индивидуальна. Схожими могут быть только незначительные общие показатели, позволяющие установить правильный диагноз. Кроме того, симптомы аутизма у детей до трех лет значительно отличаются от симптомов детей старшего возраста или взрослых, из чего можно судить, что специфических клинических симптомов, присущих каждому больному не существует.

    Ребенок, страдающий недугом, со временем приобретает ряд привычек, характерных таим больным. Одна из них – долгое молчание и необычная поза тела при разговоре с собеседником. К тому же, к интересным симптомам аутизма у детей можно отнести нехарактерный взгляд «глаза в глаза», что совсем не свойственно для маленьких детей.

    Ребенок аутист очень поздно начинает говорить. Статистика неутешительна – 40% таких детей вообще не разговаривают, поскольку не стремятся или не считают нужным поддерживать разговор с родственниками или сверстниками.

    Еще одним признаком аутизма у детей может быть концентрация внимания на одном и том же предмете, фразе или каких-то незначительных для других людей деталях. Это связано с тем, что патология не дает ребенку возможности охватить объект целиком. Малыш, как правило, имеет всего несколько увлечений, например игра в лото и карты. При этом, играя или задумываясь, дети начинают без видимых причин раскачиваться из стороны в сторону или похлопывать в ладоши.

    Но если больного ребенка обучать чему-то одному – музыке или рисованию, то со временем он добьется в этом направлении грандиозных успехов.

    Как выявить аутизм на ранних стадиях

    В раннем возрасте дети, страдающие аутизмом, ведут себя не так, как их сверстники, на что родители не могут не обратить внимание. Первыми признаками тревоги и сигналами к тому, что пришло время показаться специалисту, могут быть следующие симптомы:

  • В отличие от других детей аутисты не испытывают тревогу и не плачут, когда мать оставляет их одних. А когда кто-то из родителей появляется в комнате – не тянут ручки навстречу
  • Проявляется агрессивность при встрече или игре с ровесниками
  • Сильная задержка в развитии речи. К двум годам ребенок способен произнести всего лишь несколько несложных фраз
  • Боязнь внешних раздражителей – слишком яркого света, громкого разговора или музыки.

    Если вы наблюдаете у своего малыша хоть один из таких признаков, необходимо срочно показаться на прием к врачу, который поставит диагноз, и, если это аутизм – назначит лечение.

    Возможные формы и методы лечения

    К сожалению, аутизм – это одна из тех болезней, которая не поддается лечению. Недоразвитые ткани и пораженные в утробе матери клетки головного восстановить не представляется возможным. Однако врачи утверждают, что такую форму заболевания, как атипичный аутизм, можно сгладить при помощи специальных психологических тренингов и методик. Такие упражнения позволяют развивать у больного некоторые навыки общения и поведения в социуме, которые помогаю адаптироваться и комфортно чувствовать себя среди окружающих.

    Некоторые специалисты, изучающие состояние здоровья и причины возникновения заболевания, склоняются к такому способу лечения, как диета. Однако научных подтверждений и фактов выздоровления детей благодаря диете нет. По мнению специалистов, аутизм – это болезнь, при которой желудок и кишечник заболевшего человека не способен воспринимать глютен и казеин, а значит, исключив из рациона продукты питания, содержащие эти белки, можно ожидать значительного облегчения.

    Однако безглютеновая диета отрицательно влияет на усваивание организма ребенка углеводов, а поэтому назначить ее может только специалист, ознакомленный с состоянием здоровья малыша.

    Если у вас в семье ребенок, болеющий аутизмом, необходимо поддерживать в семье благоприятную для этих людей комфортную психологическую обстановку. Непрерывно поддерживайте связь с психологом, консультируйтесь и советуйтесь со специалистами, и помните – здоровье и благополучие вашего ребенка только в ваших руках!

    Доктор Комаровский: у ребенка аутизм

    Ранние признаки аутизма у ребенка

    Аутизм – это расстройство психики, которое связано с функциональными нарушениями головного мозга. Аутизм создает тип личности, очень замкнутой в своем внутреннем мире и собственных переживаниях, только там они чувствуют себя комфортно.

    Многие родители тех детей, которым был поставлен диагноз «аутитизм», заметили некоторые странные симптомы или необычные для детей модели поведения еще с ранних лет. Чаще всего признаки аутизма можно распознать уже в два или три года, но некоторые родители замечают их еще у младенцев. Они замечали, что ребенок не смотрит на них и, кажется, не узнает знакомые лица, их ребенок не плачет, когда они выходят из комнаты, не болтает и не щебечет, не подражает жестам, не смеется от родительских рожиц и не хочет играть в игры. Когда родители не замечают типичных признаков развития ребенка, а замечают несколько странные и несвойственные детям модели поведения – следует обратиться к доктору.

    Конечно, все родители думают, что аутизм – довольно редкое отклонение, и может проявиться у других, но только не в их семье. Это все называется реакцией непринятия, ухода от реальности – защитные механизмы психики. Чем раньше родители осознают проблему – тем раньше можно будет попробовать ее решить. Хоть медикаментозного лечения аутизма не существует, ребенку можно помочь с помощью специальной программы обучения.

    Признаки аутизма у самых маленьких

    В принципе не существует особого типажа ребенка с аутизмом: одни ведут себя просто «пассивно» и требуют очень мало внимания, другие – сверхчувствительные и излишне суетливы, третьи – просто проявляют странности время от времени. Вот некоторые признаки, которые объединяют таких детишек:

    — Ребенку уже 6 месяцев и больше, а ты все не замечала у него улыбок или других теплых и радостных выражений лица

    — Девятимесячный ребенок не копирует жесты, звуки, улыбки – то есть взаимодействия «взрослый – ребенок, ребенок — взрослый» не происходит

    — Не издает свойственного годовалым детям лепетания

    — В 12 месяцев отсутствует жестикуляция

    — Ребенку уже 16 месяцев, а он все еще не говорит не единого членораздельного слова

    — В двухлетнем возрасте не выдает смысловых фраз из двух слов (без подражания или повторения)

    Признаки в 2-3-4 летнем возрасте

    Родители могут также заметить, что их ребенок не соответствует физическим, умственным, и социальным стандартам развития: даже в двухлетнем возрасте они не отвечают и не отзываются на имена, не улыбаются, могут понимать лишь простые двухступенчатые инструкции («Возьми чашку и отнеси на стол»), не могут назвать и найти основные части тела, не могут рисовать, плохо бегают и прыгают и так далее. Типичные трех-и четырех-летние детишки любят быть в центре внимания и играть с другими детьми их возраста. Дети с аутизмом любят играть сами по себе, а при взаимодействии с другими людьми у них могут возникать беспричинные разочарования и вспышки агрессии.

    Но помни, диагноз может поставить только врач, так что не делай сама преждевременных выводов.

    Аутизм. Общая характеристика.

    Аутизм представляет собой нарушение психического развития, для которого характерны такие признаки, как: расстройство моторики и речи, стереотипность поведения и деятельности – все это приводит к дефициту социального взаимодействия. Это нейробиологическое расстройство, обусловленное нарушение межполушарных связей, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, однако признаки аутизма проявляются еще в детском возрасте.

    На сегодняшний день аутизм у детей не является редкостью – один ребенок их 150 страдает данными психическими нарушениями. Согласно статистике, аутистические расстройства наблюдаются во всех социальных, этнических и расовых группах, однако в большей степени данному заболеванию подвержены мальчики, нежели девочки. Чаще всего данное расстройство диагностируется у детей до 3 лет. В некоторых случаях распознать аутизм, причины которого до сих пор до конца не изучены, можно и у полугодовалых детей.

    На сегодняшний день ученые еще не могут с абсолютной уверенностью говорить о причинах аутизма, поскольку природа данного заболевания достаточно сложная и неясная. Установлено, что аутистические расстройства связаны с генами, однако что именно – взаимодействие большого количества генов или влияние редких мутаций – становится толчком для развития аутизма, неизвестно.

    Поскольку данная патология во многих случаях сопровождается повреждением височных долей, мозжечка, ствола головного мозга, можно говорить о том, что причины аутизма не ограничиваются лишь генетической предрасположенностью. Толчок к развитию заболевания могут дать и хромосомные аномалии, врожденные обменные нарушения, органические поражения центральной нервной системы.

    Симптомы аутизма

    Наиболее выражено признаки аутизма проявляются в детском возрасте, однако смягченная их форма наблюдается и у взрослых.

    Для диагностирования аутизма у детей требуется наличие так называемой триады:

  • недостаточные социальные взаимодействия
  • нарушения во взаимной коммуникации
  • ограниченные интересы, повторяющееся поведение, наличие ритуальных действий.

    Составляющие данной триады по отдельности можно встретить и у здоровых людей, однако только совокупное их проявление позволяет говорить об аутистических расстройствах.

    Распространенным симптомом аутизма является избирательность в еде, однако для диагностики заболевания он несущественен.

    Аутизм у детей можно определить по следующим признакам:

  • Плохо развитая речь. Ребенок, как правило, понимает однозначные простые слова, призывающие его к действию – «ешь», «садись», закрой дверь». Воспроизведение речи представляет собой повторение слов или их частей, услышанных по телевизору или от окружающих. Недостаток абстрактного мышления приводит к тому, что отсутствует понимание смысла таких местоимений, как «мой», «твой», «ее» и т.д. Проблемы с речью, как один из признаков аутизма, становятся наиболее явными у детей второго года жизни.
  • Поведение, характерное для людей с физиологическими нарушениями. Ребенок ведет себя таким образом, что создается впечатление, что он глухой или слепой – не реагирует на обращенную к нему речь, не контактирует взглядом с родителями.
  • Отсутствие у родителей и ребенка тесных отношений эмоционального характера. Данный признак аутизма проявляется обычно еще в младенческом возрасте, когда малыш не пытается прижаться к матери, сопротивляется физическому контакту.
  • Отсутствие интереса к игрушкам. У ребенка отсутствует способность играть с игрушками, если он и проявляет к ним интерес, то он носит весьма необычный характер: крутит колеса перевернутой машинки, сосет куклу, скручивает кусок веревки.
  • Неумение общаться и играть со сверстниками. Бытует мнение, что дети с аутизмом предпочитают одиночество играм с другими детьми, однако это не всегда правда. В большинстве случаев отсутствие общения со сверстниками обусловлено именно неумением, а не нежеланием ребенка контактировать и играть.
  • Приступы ярости и агрессии. Аутизм у детей очень часто сопровождается вспышками гнева, которые могут быть направлены как на себя, так и на окружающих. Даже на малейший запрет или препятствие ребенок может агрессивно отреагировать: биться, царапаться, кусаться.
  • Повторяющиеся стереотипные действия. Своеобразное ритуальное поведение ребенка является одним из симптомов аутизма: раскачивается всем телом из стороны в сторону, вращает предметы, хлопает в ладоши, пристально смотрит на свет или вращающиеся объекты, крутится на одном месте, приседает или подпрыгивает на одном месте на протяжении длительного времени.

    Симптомы аутизма, которые можно заметить уже в первый год жизни ребенка:

  • необычная жестикуляция
  • поздний лепет
  • слабая реакция на общение
  • неслаженность в обмене звуками с взрослыми.

    Во многих случаях аутизм сопровождается рядом физиологических проблем, которые проявляются в виде:

  • невозможности очищения организма от тяжелых металлов
  • синдрома повышенной кишечной проницаемости
  • неполного переваривания глютеина и казеина
  • неврологических изменений
  • дефицита хрома, селена, цинка, магния, витаминов А, С, Е, В6, В12, фолиевой и никотиновой кислот.

    Лечение аутизма

    Наиболее часто для лечения аутизма прибегают к поведенческой терапии, основанной на вознаграждении правильного поведения. В случае применения данной терапии на раннем этапе заболевания удается научить детей обслуживать себя и общаться с другими людьми. Лечение аутизма может включать физическую и речевую терапию, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Такие признаки аутизма, как обсессивно-компульсивное расстройство или депрессия, как правило, предполагают применение лекарственных препаратов.

    Семейная терапия в лечении аутизма имеет огромное значение, поскольку родители и родственники могут оказать ребенку огромную помощь в процессе его адаптации к внешнему миру. Родителям, ухаживающим за ребенком с аутизмом, следует тщательно планировать перерывы в течение дня, это позволит сэкономить физические и моральные силы, необходимые для заботы о таком малыше. Когда ребенок подрастет, рекомендуется обращаться за помощью к окружающим, поскольку в одиночку справиться с данной проблемой достаточно сложно. Также очень важно общение и взаимная помощь между семьями, в которых подрастают такие же особенные дети.

    Эффективное лечение аутизма основано на квалифицированной помощи врачей и максимально адаптированном поведении родителей к потребностям ребенка.

    pediatrsovet.ru

    Аутизм. Всеобъемлющее практическое руководство для родителей из 57 глав

    — Выявление и исправление начальных признаков аутизма с первых месяцев жизни.
    — Возможность самим подтвердить или исключить аутизм у своего ребенка.
    — Самые последние сведения по аутизму, полученные по системе Medscape.
    — Сравнение эффективности всех существующих методик лечения и поведенческой терапии Возможность самостоятельного выбора методики для своего ребенка.
    — Рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком и помощи ему с учетом его возраста, выраженности и особенностей аутизма.
    — Возможность контролировать занятия специалиста.
    — Диагностика и лечение сопутствующих аутизму проблем.
    И многое другое – смотрите оглавление.

    И в том случае, если у вашего ребенка действительно имеется аутизм, и в том случае, если ему выставлен неправильный диагноз – «по любому» вам нужно прочитать главы первого раздела этого руководства (книги). В них изложена суть аутизма. Если у вашего ребенка действительно аутизм, то в этих главах описано то, как суть аутизма может очень по-разному проявляться у разных детей. А без понимания первичных основ, сути аутизма вы не поймете своего ребенка. Понимание же своего ребенка вам необходимо для его правильного лечения и воспитания по соответствующим разделам этого руководства для родителей. Возможно, что в действительности аутизма у вашего ребенка нет. Тогда вы узнаете, каким образом у вашего ребенка могут быть внешние признаки, приписываемые аутизму, при отсутствии самого аутизма. «Authos» — в переводе означает «сам». В многочисленных классификациях и научных трудах об аутизме выделяют три его главных, основополагающих признака:

    1.Первый основной признак аутизма — нарушение коммуникации. Конкретнее – это недостаточность, дефект способностей и навыков к пониманию окружающих и общению с ними. А если проще, то возьмем для примера разговор по Скайпу или по какой-либо системе видео-телефонии. Для человека с аутизмом общение с окружающим – это вариант общения по Скайпу, который постоянно «глючит»: то фраза обрывается на полуслове и ее смысл не понятен, то застывает изображение и мимика собеседника не соответствует его словам и интонациям, а интонации вообще не разборчивы при искаженном звуке. И даже чат не помогает: человек с аутизмом не понимает образные выражения или нарушения орфографии, принятые для убыстрения общения в киберпространстве.

    2.Второй признак аутизма и основное внешне заметное проявление аутизма – это неадекватное (недостаточное и неправильное) общение человека с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, другими словами – нарушение социального взаимодействия.
    Логично предположить, что второй признак проистекает из первого, и действительно, в реальной жизни человека с аутизмом эти два признака трудно разделить. Поэтому в разрабатываемой новой классификации психических заболеваний DSM-5 предлагается объединить эти два признака в один: стойкий дефицит социальной коммуникации и социальных взаимодействий. Или, если называть кратко и по-простому — не эффективный контакт с окружающими.
    Ребенок, а затем и взрослый с аутизмом, плохо понимает других людей на всех уровнях, начиная с уровня эмоций. И это не всегда обусловлено снижением интеллекта. Ведь какой интеллект у домашней собаки, но как хорошо она понимает настроение и желания хозяина. О таких животных говорят: «все понимает, только высказать не может». У человека с аутизмом наоборот – не понимает, но в большинстве случаев что-то все-таки говорит. Хотя если и выскажется, то зачастую, неудачно. Так, например, подростку с нормальным интеллектом, но с аутизмом, плохо удается поддерживать обычную беседу в обществе сверстников, а взрослому — с сослуживцами.
    Таким образом, суть аутизма – это нарушение функции коммуникации, общения с окружающими. Все остальные признаки, приписываемые аутизму, – вторичны, могут отсутствовать, или быть проявлением совсем другого расстройства мозга.

    3. Пожалуй, только один такой основной вторичный признак непосредственно связан с аутизмом и происходит из него. Плохое понимание жизнедеятельности окружающих его людей формирует в ребенке с аутизмом неуверенность и необходимость иметь какие-нибудь «якоря» в повседневной жизни, на которые он может всегда рассчитывать.
    Если посмотреть на состояние человека с аутизмом по отношению к окружающему его пространству, то таким якорем становится желание находиться в привычной для себя обстановке (дома). У ребенка или взрослого с аутизмом возникают внутренний дискомфорт при изменении привычной обстановки в доме, перемещении в другие помещения или в непривычную городскую или природную среду. Естественно, что внутренний дискомфорт выражается и внешне – ребенок сопротивляется, плачет и устраивает «истерики».
    Таким якорем может быть изучающее или игровое сосредоточение на каком-то отдельном предмете или его свойствах, чтобы избежать наплыва разнообразных ощущений и информации из непонятного и, поэтому пугающего внешнего мира. С этой же целью – отгородиться и не замечать окружающий мир – ребенок может стимулировать себя однообразными монотонно повторяющимися механическими действиями со случайными предметами (его вариант игры) или со своим телом (стереотипные движения).
    Якорь в виде игрушки или неигрового предмета (например, любимого одеяла) может помогать ребенку и вам в быту. Когда ребенок берет такой «якорь» с собой, то он успокаивает его при различных изменениях обстановки или новых ситуациях: выход из дома, приход гостей или незнакомых людей, ночевка в незнакомом месте и т.д. Старший ребенок и взрослый с аутизмом ищут и находят якоря не только в пространстве, но и во времени. Отсюда пристрастие к строгому распорядку дня, например в виде просмотра конкретной телевизионной программы в четко определенное время. Примером последнего является один из эпизодов из фильма «Человек дождя». В этом эпизоде главный герой вынуждает своего брата прервать поездку и проситься в дом к случайным людям, чтобы они включили телевизор и дали возможность просмотра телепередачи, которую он привык смотреть каждый день.
    Но чаще всего таким якорем, а точнее защитной социальной оболочкой, являются стандартные формы общения с другими людьми. Это ограниченное количество хорошо знакомых человеку с аутизмом людей. Это привычные для человека с аутизмом темы общения, формы общения и т.д.
    Все эти «якоря» формируют третий основной признак аутизма – ограничение интересов с часто повторяющимся поведением или, другими словами – ограниченный стереотипный повторяющийся набор интересов и деятельности. В более широком смысле — это так называемый «феномен тождества». Иными словами феномен непереносимости изменений в окружающей обстановке, склонности к постоянству, стремление иметь опору («якоря») в пространстве и времени.
    Из этих трех вышеописанных главных причин–признаков проистекают все остальные вторичные признаки, конкретные проявления, и критерии диагноза аутизма. Они «разложены по полочкам» в таблице «Диагностические критерии аутизма согласно DSM-III-R» с последующими моими комментариями в «Глава 5. Проверка на сформировавшийся аутизм после 3 лет».
    Возможное появление этих признаков в первые 2-3 года жизни и ранняя проверка на аутизм на любом этапе раннего развития ребенка изложены в главах 3 и 4. Это одно из преимуществ моей книги, так как зарубежные способы проверки на аутизм приурочены к конкретным возрастам. Впрочем, это не полноценные проверки, а так называемые скрининги. В Великобритании от скринингов отказались из-за их не эфективности. На Украине скрининг на аутизм предусмотрен в 24 и 30 месяцев. Думаю, что к тому времени, когда их действительно начнут проводить на Украине, то и там станет понятна их малая эффективность. Подробное описание особенностей проявлений аутизма, в зависимости от отдельных функций высшей нервной деятельности, изложено в главах 4, 6-13.

    Глава 2. Пять принципов, которые надо знать и которым следовать, чтобы справиться с аутизмом у своего ребенка

    Аутизм почти одновременно «изобрели» два врача более чем семьдесят лет тому назад. «Изобрели» я поставил в кавычки, потому что случаи, подходящие под описания этих авторов, известны из жизнеописаний разных людей, начиная с древности.
    Один из этих ученых был Г.Аспергер, родом из Норвегии, который в 1938 году занялся проблемой аутизма и в 1944 году защитил диссертацию. В ней он описал группу детей и подростков с тремя основными признаками аутизма: дефицитом общения, социальных навыков и стереотипными формами поведения.
    Другой психиатр — Л. Каннер — в 1943 году описал аналогичные нарушения поведения у 11 детей. В отличие от больных Аспергера, у больных Каннера нарушения общения и понимания окружающих имели место на фоне отставания в психическом развитии.
    По мнению некоторых современных ученых-медиков, и Аспергер, и Каннер очень бы удивились, если бы обследовали детей, которым выставили диагноз аутизма в наше время. Большей части этих детей они бы не выставили свои диагнозы. Дело в том, что диагноз аутизма стал медицинской модой и популярным среди общественности и родителей. Подробнее о причинах этого явлениях, в том числе о различных диагнозах сферы аутизма и «сфере мифов» об аутизме изложено в следующих главах. Я написал сейчас об этом для того, чтобы вы поняли главное перед тем, как по этой книге проверить своего ребенка на аутизм и заниматься исправлением нарушений:

    1. Аутизм не беременность, которая есть или ее нет. Аутизма у вашего ребенка, да и у любого человека, может быть меньше или больше. Немного аутизма может быть и у практически здоровых людей.

    2. Аутизма может быть больше или меньше в общей структуре, сумме всех нарушений развития и поведения у вашего ребенка. Проявления аутизма могут сопровождать самые различные психоневрологические заболевания и расстройства. С одной стороны, некоторые из этих расстройств можно лечить. С другой стороны, эти расстройства могут быть большей проблемой, чем сам аутизм. Об этом изложено в других главах этого (первого) раздела моей книги.

    3. Внешние поведенческие признаки аутизма могут выглядеть по разному, совершенно противоположным образом («полярно»). Например, одни дети с аутизмом похожи на «маленьких буддистов»: ребенок не доставляет беспокойства родителям; подолгу созерцает рисунок обоев, солнечные блики на поверхности мебели; отрешен от чувства голода; безразличен к холоду, мокрым или грязным подгузникам или трусикам. Другие дети с аутизмом с первых месяцев жизни беспокойны, ни на минуту не отпускают от себя мать, требуют постоянного внимания.
    Одни маленькие дети с аутизмом резко протестуют, если их просто берут на руки. Другие, наоборот, любят, если их стимулируют ритмичным раскачиванием, подбрасыванием, верчением, кручением, «сверхобщительны» даже с новыми и посторонними людьми.
    Одни дети с аутизмом на втором-третьем году жизни всего боятся и сверхосторожны. Другие совсем не понимают опасностей, «всюду лезут» и их ни на секунду нельзя оставить без присмотра.
    Хотя игра большинства детей с аутизмом характеризуется отсутствием воображения и носит механический характер, но с возрастом у некоторых детей могут появляться сложные, вычурные, необычные «игры-фантазии».
    Полярность (разнонаправленность, противоположность) внешних признаков аутизма может быть и у одного и того же ребенка.
    Например, маленький ребенок первого-второго года жизни, который не может успокоиться, если его на несколько минут оставляет мать, вместе с тем проявляет враждебность, а иногда и агрессию, по отношению к ней. Зависимость от матери может меняться на безразличие, отсутствие реакции на ее отсутствие.
    Неуклюжий и неловкий ребенок преображается, когда танцует под ритмичную музыку.
    Ребенок не смотрит в глаза и не общается, но при этом друзья и знакомые отмечают, что у него «умный взгляд» Но всех детей объединяют общие (базовые, корневые) признаки и поведенческие причины аутизма, изложенные в первой главе этой книги.
    4. Очень важно выявить любые отклонения в развитии вашего ребенка как можно раньше, не только в первые годы жизни, но и в первые месяцы жизни. Проще всего это сделать с помощью моей книги «Л. Биттерлих. Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Контроль успешного развития и исправление отклонений. Издание 6-е дополненное, с проверкой на аутизм». Отклонения в развитии важно выявить не потому, что для аутизма существуют особые методики лечения, которые тем более эффективны, чем ранее начато лечение. Об этом нам «трубят» с экранов телевизоров и в популярной прессе. Как вы убедитесь по данным из книги — это большое преувеличение. Наоборот, важно выявить любые отклонения в развитии ребенка как можно раньше, независимо от выраженности аутизма в них, для того, чтобы выяснить причину отклонений, и воздействовать на них наиболее эффективными методами. При этом возможно своевременное устранение первичных причин, вторично вызывающих у вашего ребенка аутизм (разделы 2 и 3 этой книги).

    5. При проработке первых глав этого руководства не просто проверяйте, есть ли какие-то признаки аутизма у вашего ребенка или нет. Отмечайте (фиксируйте, запишите) те проявления аутизма, которые имеются у вашего ребенка. Именно на эти проявления вы затем найдете указания по их исправлению в разделе 4 этой книги и прилагаемой к этой книге Библиотеке. С помощью этих указаний начинайте самостоятельно исправлять эти отклонения. При возможности обращения к специалистам по психолого-педагогической коррекции (немедикаментозному лечению) аутизма сообщите им результаты вашей диагностики. Нет смысла тренировать подряд все навыки, которые могут быть нарушены при аутизме вообще, если они не нарушены у вашего ребенка. Проследите, чтобы специалисты тренировали именно нарушенные навыки у вашего ребенка. По-крайней мере они потом не будут потом утверждать, что частично вылечили аутизм у вашего ребенка, ссылаясь на отсутствие у него тех признаков аутизма, которых у него и не было перед началом тренировок.
    Для дальнейшего чтения закажите книгу. Содержание глав и приложений – смотрите «Оглавление».

    bitterlikh.com

  • Это интересно:

    • Синдром дауна у плода признаки Синдром Дауна - признаки при беременности Синдром Дауна – это одно из самых распространенных генетических нарушений. Возникает она еще на этапе формирования яйцеклетки или сперматозоида или в момент их слияния при оплодотворении. При этом у ребенка имеется лишняя 21-я хромосома и в итоге в клетках организма имеется […]
    • Гомеопатия для детей при неврозах Лечение невроза Пе­ред на­ча­лом ле­че­ния хро­ни­че­ских за­бо­ле­ва­ний и для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти го­мео­па­ти­че­ских средств ре­ко­мен­ду­ет­ся про­ве­сти очи­ще­ние ор­га­низ­ма пре­па­ра­том Кар­сат «ЭДАС-136» (кап­ли) или Кар­сат «ЭДАС -936» (гра­ну­лы), ко­то­рый ак­ти­ви­зи­ру­ет вы­де­ли­тель­ные […]
    • Как лечить невроз сердце Домашнее лечение народными средств. НЕВРОЗ СЕРДЦА (вегетоневроз, дистония, сердечный невроз) - комплекс функциональных нарушений нервной и сердечно-сосудистой систем, проявляющийся одновременно невротическим состоянием - нервозностью, раздражительностью, повышенной возбудимостью, нарушением сна и расстройствами в […]
    • Голодание лечение депрессии Голод - лучшая приправа к пище. Сократ Голодание - один из самых радикальных и интересных методов в лечении депрессии. В психиатрии существуют методики лечебного голодания, разработанные специально для выхода из депрессий, которые используют в некоторых психиатрических клиниках. Люди, страдающие депрессией, голодают […]
    • Модели умершие из-за анорексии Знаменитости, погибшие от анорексии Смерть it-girl и телеведущей Пичес Гелдоф стала сенсацией этой недели. Хоть врачи и назвали происшествие необъяснимым и внезапным, близкие девушки уверяют, что она была больна анорексией. Вспоминаем еще женщин, которые скончались от страшного заболевания. 25-летняя британская […]
    • Месячные 2 раза в месяц причина стресс Частые менструальные циклы у женщин Стойкое нарушение периодичности менструального цикла — повод для серьезного беспокойства. Самой частой причиной возникновения такого нарушения является расстройство гормонального фона, что может быть вызвано целым спектром причин. Употребление алкогольных напитков, курение, […]
    • Мозаичная форма синдром дауна Болезнь Дауна или синдром Дауна “ В России частота рождения детей с синдромом Дауна составляет 1 случай на 25-40 родов у матерей в возрасте 45 лет и старше ” Рождение детей с патологией зависит от возраста женщины на момент ее беременности. В возрасте до 35 лет вероятность рождения детей с синдромом Дауна составляет […]
    • Рисполепт детям при шизофрении отзывы Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах рисполепт ребенку Елена 27 17 Май 2009 Avant-man 21 Июн 2009 V for Vendetta 23 Июн 2009 Нейролептики при аутизме, как и другие психотропы, малоэффективны, поскольку социальное и коммуникативное функционирование они, мягко говоря, не […]