Проблема стресса в настоящее время

Воздействие стресса на человека

Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Ее актуальность заключается, в том, что стресс оказывает воздействие, как на физическое здоровье организма, так и на психические процессы и на социльно-психологические функции человека, что естественно отражается на всех сферах жизнедеятельности человека и откладывает свой отпечаток на его возможности и способы взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим изучение стресса представляет большой интерес для психологов и физиологов. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена.

Несмотря на это, в данной работе мы постараемся рассмотреть механизмы воздействия стресса на человека «со всех сторон» и определить их роль в сложном процессе взаимодействий друг на друга человека и среды.

Не для кого не секрет, что жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Они могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек испытывает стресс.

Пятьдесят лет назад мало кто знал это слово. Использовали его разве что физики — для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающей его деформацию». У них и позаимствовал этот термин канадский психолог и физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внешних и внутренних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «The stress of life» («Стресс в нашей жизни») и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающее у человека под давлением трудных условий — как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Кроме Селье большой вклад в исследование стресса внес американский ученый У. Кеннон, разработавший теорию о роли адреналина, как гормона тревоги в приспособлении организма к состояниям, вызванным страхом, борьбой и опасностью и др. теории, также изучением стресса занимался Годелл, который выявил синдром «льва» и синдром «кролика». Советский физиолог Г. Н. Кассиль работал над теорией развития стресса, К. В. Судаков изучал механизмы эмоционального стресса. Свой вклад в изучение стресса внесли также чехословацкий ученый М. Вигаш и американский ученый Яновски.

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

В настоящее время проблема влияния стресса на здоровье и деятельность человека приобретает все большую популярность. Потому что в связи с «технологическим прорывом», который осуществило человечество, темп нашей жизни за последние десятилетия резко увеличился. Порой люди за ним просто не поспевают. Поэтому в современной психологии практическое изучение стресса занимает одно из ведущих положений.

На современном этапе диагностика стресса, как одного из эмоциональных состояний, наиболее объективно осуществляется с помощью психофизиологических методик регистрации вегетативных проявлений: частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и пр. в сочетании с методиками субъективного оценивания испытуемым своего психического состояния, самочувствия, настроения и т.д. (опросник Спилберга, опросник PEN, ММР1, методика определения стрессовоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и пр.) с проективными методиками (тест Люшера, тест Роршаха, Сонди-тест, тест Розенцвейга).

Практическое решение проблемы стресса и стрессовоустойчивости играет важную роль в современном обществе. Поскольку стресс оказывает воздействие на все сферы жизни человека, то вовремя принятые меры по борьбе с его негативными проявлениями, могут решить массу проблем, которые мешают человеку гармонично развиваться и реализовываться, а также, что особенно важно, уберечь его здоровье.

Эмоции при стрессе
Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, любовь и ненависть, надежда и разочарование, гнев и веселье, другими словами, не испытал бы того, что мы называем эмоциями. Все вокруг: природа, произведения искусства и литера .

Подростковые проблемы и культура.
Однако не всегда подростковый период протекает столь драматично. Известный социальный антрополог Маргарет Мид внесла существенный вклад в углубление представлений об этом периоде жизни человека. Маргарет Мид и этнография детства Имя .

Способности
Понятие «способность» помогает понять , почему люди , поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов , почему человек может добиться выдающихся успехов в одной области и быть бездарным в другой. Понятие «спос .

www.dictour.ru

Проблема стресса, его последствия и способы борьбы

Психологические науки

  • Басыров Азат Салаватович , магистр, студент
  • Игебаева Фания Абдулхаковна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский государственный аграрный университет
    • ПРИЗНАКИ СТРЕССА
    • СТРЕССОРЫ
    • СТРЕСС
    • ФАКТОРЫ СТРЕССА
    • СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ
    • Похожие материалы

      Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций [3].

      Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно — эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов [10; 12].

      Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. [1].

      Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе.

      В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке, имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время. Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которого предложен Р. Т. Wong [2].

      Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют «Я сила», «умственная сила», психическая энергия, или внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

      Следующая область – внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п. [4].

      Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми [9; 11].

      Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид, и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

      Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п. [5].

      Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса [8; 10].

      Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, – например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация [2].

      Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

      Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

    • Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.
    • Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным [4].

      • Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром [4].
      • Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества [7; 9].

        Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой.

      • Неопределенность ролей. Она возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны делать, и как их после этого будут оценивать [3].
      • Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
      • Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс [6; 8].
      • Что может быть противопоставлено стрессу?

        Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

      • Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.
      • Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
      • Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

      Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель – по возможности ежедневно – необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах, были обнаружены признаки стресса. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло [2].

      Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

      Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

      Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс [5].

      Сделаем вывод

      Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.

      Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

      Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь [1].

      Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех [2].

      Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно можно освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в нашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д. [4].

      Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего, вам поможет самовнушение – просто нужно думать о прекрасном, о том, что у вас все хорошо… Так оно и будет, ведь, мысль обычно материализуется!

      Список литературы

      1. Богословский В.В. Общая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. Институтов / Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 2011.
      2. Вагин И.О. Стресс [Текст]: книга / И.О. Вагин.- Издат. «Наука». Москва 2003
      3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. Институтов / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 2009.
      4. Кадыров Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь [Текст]: учебное пособие / Р.В. Кадыров.- М.: Наука, 2008.
      5. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса [Текст]: книга / Л.А. Кижаев-Смык. — Издат. «Наука». Москва 2003.
      6. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 576 с.
      7. Рушман, Э.М. Надо ли убегать от стресса? [Текст]: книга / Э.М. Рушман.- М.: Физкультура и спорт, 2008.
      8. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.
      9. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
      10. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.
      11. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма [Текст]: книга / (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко, Р.А. Тригранян. – М.: Наука, 2008.
      12. Хаснуллина А.В. Стресс [Текст]: книга / (отв. ред. навст. предисл. А.В. Хаснуллина. – М.: Наука, 2008.

      Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      novainfo.ru

      Проблема стресса в жизни школьника

      В настоящее время слово «стресс» мы употребляем так часто, что само понятие чрезмерного нервного напряжения стало для нас чем-то обычным, повседневным. Стресс живет в наших домах, как кошка или комнатный цветок. Нет такого поколения в семье, которое не было бы с ним знакомо. Даже дети испытывают колоссальные нервные нагрузки. А ведь еще совсем недавно термина «детский стресс» вообще не существовало.

      По мнению психологов, это была исключительно проблема взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей. И то, что раньше называли шаловливостью, непослушанием или плохим характером, сегодня все чаще трактуется как реакция ребенка на непосильное для него психологическое давление.

      Очень часто дети испытывают стресс, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Преодоление стресса у человека проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности в достижении цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает приспособительные возможности человека и тогда наступает то ухудшение самочувствия, которое мы в просторечье и именуем стрессом. У ребенка, не имеющего должного иммунитета к стрессам, вызвать его может любая, самая пустяковая ситуация дома, в школе.

      Мою работу я посвящаю анализу детского стресса, причинам его возникновения, а также следующим вопросам:

      • как проблема стресса отражается в литературе;

      • интересно ли детям знать о стрессе;

      • с какого возраста дети хотят знать о стрессе;

      • в какой форме информация о стрессе и адаптации для них более привлекательна;

      • поддержку кого они хотят чувствовать в этом состоянии.

      Исследовать саму проблему детского стресса и отражение данной проблемы в детской художественной литературе на примере трех произведений Л. Н. Толстой «Кавказский пленник», В. Железников «Чучело»,

      Ю. Макаренко « Как жить с волками».

      1. Изучение художественных произведений, связанных с данной темой.

      2. Рассмотрение понятия «стресса».

      3. Выявление признаков стрессового напряжения у детей.

      4. Исследование стресса в прочитанных произведениях художественной литературы.

      5. Проведение анкетирования.

      6. Нахождение способов выхода из стрессового состояния.

      1. Понятие стресса

      Стресс (от англ. Stress- напряжение) — состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот термин в биологии в 1936 году. Согласно Селье, любой достаточно сильный внешний стимул, физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (не зависящем от характера стрессора) ответе организма, названном общим адаптационным синдромом. В начале своих исследований Ганс Селье считал, что стрессом являются только негативные события. Но позже предложил выделить два вида стресса: дистресс – неблагоприятный стресс и эустресс – положительный стресс, вызванный переживанием приятных событий. Стресс – это не всегда результат повреждения. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию

      Наука утверждает, что умеренные по силе стрессы необходимы для нормального существования организма, что без них человек страдает от скуки и испытывает неудовлетворенность жизнью.

      Более того, «хороший» стресс полезен. Экстремальные виды спорта, как и обычное катание на роликах позволяют испытать острые ощущения, пережить радость преодоления себя.

      Возможные варианты получения положительного стресса

      Важно подобрать себе приемлемый уровень стресса, а также управлять реакциями своего организма на воздействия окружающей среды. Человек всегда обладал способностью адаптироваться к искусственной и естественной среде.

      Адаптация (от лат. аdaptatio – прилаживание, приспособление), это процесс, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее неразрешимых.

      1. 1. Понятие детского стресса

      Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей это не так. Стресс может быть не только у взрослых — это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается, наверное, в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире. Стресс может сопровождать первые шаги ребенка, его первый день в школе, тренировки по футболу и половое созревание. Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них.

      Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются боли в животе и головные боли даже при мысли о школе. Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец, а дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении, приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание. Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение.

      1. 2. Причины стресса у детей

      То, что взрослым кажется не вызывающим стресс, для детей может быть его очевидной причиной. Ребенку можно помочь миновать это напряженное время, если понять, что с ним происходит. Необходимо понять, что все, что делается детьми впервые, может вызвать у них беспокойство. Подобно взрослым, дети, находящиеся в состоянии стресса, могут нуждаться в помощи.

      Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Современные дети боятся неудач в школе, не уверены в своих силах и самим себе не нравятся. Однако причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и, конечно же, смерть домашнего питомца.

      Контрольные работы, домашние задания, отметки, давление ровесников, давление родителей, давление учителей, проблемы в обучении, неприятности могут стать источником значительного стресса для ребенка, что повлияет на его учебу и здоровье.

      1. 3. Проявление стресса у детей

      Нервное напряжение у детей проявляется по-разному. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность долго сосредотачиваться на какой-либо одной проблеме. Порой стресс вызывает чисто физические недомогания, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность, то есть детям свойственны те же самые признаки нервного перенапряжения, что и взрослым. Причем у некоторых детей, страдающих из-за стресса, эти симптомы выражены очень резко. Однако в последнее время появился еще один, новый вид стресса, распознать который удается далеко не сразу. Появляются необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи.

      Основатель концепции стресса, канадский ученый, Нобелевский лауреат Ганс Селье писал в одной из своих работ: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс».

      Действительно в повседневных разговорах люди нередко употребляют слово «стресс», но вкладывают в этот термин разное содержание. Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его. Это может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражимость перед контрольной работой. Причем, по моему наблюдению, реакция организма на заслуженную и выстраданную пятерку более глубокая и длительная, чем на низкую отметку. Если после получения неудовлетворительной отметки взволнованное состояние через короткое время полностью проходит, то после получения отличной оценки ребёнок может пребывать в восторженном состоянии несколько часов.

      Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для организма. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

      2. Отражения понятия в литературе

      Стресс очень часто описывается в литературе, он главная и незаменимая деталь в любой книге. Стресс в рассказе — это мысли, переживания и чувства главного героя и даже персонажа мультфильма или сказки. В прочитанных книгах «Операция «Брысь» Макаренко и «Чучело» В. К. Железнякова были ярко отражены стрессовые ситуации. По словам Г. Селье, «стресс – это не что иное, как сама жизнь: глобальное биологическое понятие, применимое ко всему живому; его постоянно испытывают и одноклеточные микроорганизмы, и растения, и животные, и, конечно, человек»

      В 1981 году вышла в свет повесть Владимира Карповича Железникова «Чучело». Повесть посвящена подростам, их поведению во время конфликтных, напряженных ситуациях. С первой страницы повести чувствуется, что в жизни главной героини Лены Бессольцевой произошло то, что заставляет ее бежать по «горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути». У нее было желание улететь из этого города навсегда. «Навсегда!. От злых людей!. Пусть они грызут друг друга!. Волки!. Шакалы!. Лисы!. Дедушка!. ». В этот момент она могла совершить безумный поступок. Действительно, в ситуации стресса сильные чувства способны существенно влиять на состояние организма. Когда человек теряет контроль над собой, он готов совершить поступки и произнести слова, за которые потом ему, возможно, будет неловко. Его действия могут быть и непоправимыми, наносящими вред ему самому себе и другим.

      Так случилось, что Ленка приехала в маленький городок к своему дедушке Николай Николаевичу. Как и все дети ее возраста, осенью она пошла в школу, Лена стала учиться в шестом классе. Ей хотелось со всеми подружиться в новом коллективе, но класс встретил ее враждебно и насмешливо. Дети смеялись над ней, над дорогим ей человеком, называя его «заплатчиком». Они прыгали вокруг Ленки, плясали, паясничали и веселились, и каждый старался в этом неистовстве перещеголять другого: «Чу-че-ло-о-о! – Чу-че-ло-о-о! – Ого — род – ное! Рот до ушей! Хоть завязочки пришей! Крутился разноцветный круг, а Ленка металась в нутрии него».

      Можно предположить, что в этот момент девочка испытывала массу негативных эмоций. Автор пишет, что ее лицо было искажено, как будто ее больно ударили, ведь душевная боль считается сильнее телесной. Много было трудных ситуаций у Лены. Это и пощечина от дедушки, и переживания того, что сама ударила Димку по лицу. «В горестном и немом удивлении смотрела Ленка на свою руку, и тело ее вздрагивало от каких-то невидимых ударов, причинявших ей глубоко внутри острую, живую боль».

      Состояние сильного стресса описано в эпизоде сжигания чучела. Во-первых, такое действие в древности считалось ритуальным, что уже само по себе вызывает напряжение. Во-вторых, «чучело было в моем платье, с моими глазами, с моим ртом до ушей. На шее у меня, то есть у чучела, болталась дощечка со словами: «ЧУЧЕЛО – ПРЕДАТЕЛЬ».

      Психологически очень сложно выдержать подобное давление со стороны сверстников, тем более, когда их много, а ты – одна. «Они подтащили меня вплотную к огню. Я, не отрываясь, смотрела на пламя костра. Я почувствовала тогда, как этот огонь охватил меня, как он жжет, печет и кусает, хотя до меня доходили только волны его тепла».

      В состоянии аффекта, вызванного волной отрицательных сильных эмоций, Лена закричала так, что дети от неожиданности отпустили ее. Она бросилась к костру спасать чучело: расшвыривала огонь ногами, хватала горящие сучья руками. У нее появилась сила, она легко победила Димку, схватила горящее чучело и, размахивая им, разогнала одноклассников. Сама же находилась в сильном возбуждении до изнеможения. «А я так закружилась, разгоняя их, пока не упала». И не помнила, какое время она так пролежала: час или минуту. Из вышесказанного можно сделать вывод, организм находился на пределе возможностей. При преодолении критических жизненных ситуаций, человек получает бесценный опыт, который обогащает и совершенствует личность. « Дедушка, знаешь — сказала Ленка печальным голосом, — я пришла на костер одним человеком, а встала с земли совсем другим».

      Юлия Львовна Макаренко написала рассказ «Как жить с волками». Такое название невольно притягивает, вызывает интерес, особенно после истории, которая случилась с Леной Бессольцевой. Рассказ тоже про школу, про взаимоотношения детей и переживания связанные с разными поступками учеников. Герои рассказа тоже шестиклассники. Только эта история – «история наоборот», если в повести «Чучело» страдает девочка, которая пришла в класс, она «новенькая», то в произведении «Как жить с волками» героиня попадает в сложную ситуацию из-за «новенькой» девочки. Рита без желания ходит в школу, которую раньше очень любила. У нее снижается успеваемость, а учителя недоумевают. Рите тоже, как и Лене, объявили бойкот. Всем классом окружили и кричали, за то, что, по их мнению, учительница неправильно ей поставила тройку, и заставляли, чтобы она уговорила исправить тройку на двойку. По реакции Риты мы понимаем, что она находится в стрессовой ситуации. «Рита опустила голову, вытирая платком мокрые глаза. Потом резко поднялась и вышла из класса».Зачинщицей всего была Серафима – «новенькая» девочка. Она ненавидела Риту, тихо преследовала её и отравляла ей жизнь. При одном воспоминании о ней, у Риты портилось настроение. Сима действовала исподтишка: на уроке физкультуры, неожиданно, резким ударом послала мяч в сторону Риты. Девочка упала и сломала руку. От такой тихой травли у Риты голова шла кругом. Помощи ждать было не от кого, ее поддерживала только одна девочка Яна, но Рита очень не хотела быть побежденной и избегала общения с Симой, опасаясь ссоры. Страх, тревога, отчаяние и другие чувства являются психологическим аспектом стресса. У Риты не хватает сил открыто противостоять Серафиме. Увидев в стекле окна отражение Симы, Рита проследила, что девочка подкинула ее в портфель золотое кольцо подруги. Когда Сима вышла из класса, то Рита поступила так же. Проверив свой портфель, она обнаружила кольцо и переложила его к Серафиме. Девочка для защиты себя выбрала способ: «С волками жить — по-волчьи выть». Она не могла, как Лена получить поддержку от своих родителей, поэтому справлялась с ситуацией сама, как только могла. А Лене постоянно помогал дедушка, он ее выслушивал, поддерживал, советовал ей. Лена – «чучело» многое поймет, разговаривая с дедушкой, поймет и скажет: «Я теперь ничего не боюсь. Никогда больше не отступлю. Ни перед чем».

      Гениальный русский писатель Лев Николаевич Толстой, знаток человеческих душ, в своих произведениях отражал самые разнообразные явления жизни – от самых сложных до самых простых. И сегодня дети на примере его героев учатся важным жизненным правилами, в том числе, как выходить из трудных ситуаций. Рассказ «Кавказский пленник» построен на реальных событиях, в нем рассказывается об офицере, который служил на Кавказе. Однажды он собирается домой в отпуск, но из-за предательства сослуживца и в силу сложившихся обстоятельств он попадает в плен к татарам. Держали Жилина в яме, в колодках; из еды — сырое тесто и вода. Психологи считают, что стресс – состояние психологического напряжения, которое возникает у человека в экстремальных условиях, когда удовлетворение элементарных жизненных потребностей (в еде, тепле, безопасности, сохранении жизни) сопряжено с трудностями. Мы видим, как Жилин на протяжении всего рассказа справляется с трудностями, мобилизуя все свои силы, свою волю и веря во всё хорошее. И в результате только во второй раз ему удается сбежать из плена и добраться к своим. Все, что с ним произошло, поменяло его жизнь. «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе».

      Герой столкнулся с разочарованием: ехал домой повидаться с матерью и жениться на девушке, которую для него нашла его матушка, а попал в плен – несовпадение желаемого с действительным, с предательством, с унижением, со страхом. Все это воздействует отрицательно на организм человека, вызывая перенапряжение.

      В отличие от предыдущих героинь Жилин — человек взрослый. И он находит выход из данной ситуации. Он выстраивает целую систему взаимоотношений с девочкой Диной и другими жителями аула. Даже в таком положении люди ведут себя по-разному: Жилин нашел в себе силы делать что-нибудь хорошее, он мастерил игрушки и чинил людям вещи, а Костылин заболел и раскис. В благодарность (за куколок) девочка не только кормила пленника, но и помогла ему в организации побега.

      Проанализировав данные литературные произведения, я увидел, что и мои ровесники, и я, и друзья из других классов постоянно сталкиваются со стрессовыми ситуациями в школе, дома, на улице. Данные факты привели меня к мысли провести исследования.

      3. Практическая часть

      Необходимо помнить: быть ребенком — это уже стресс.

      Стресс проявляется в разных формах: и в маленькой стычке, и в большой беде. Напряжение не исчезнет просто так, как не исчезают заданные уроки, даже если ребенок этого очень захочет. Не имея возможности избавиться от стресса, мы должны изменить наше восприятие и разрядить напряжение.

      В условиях постоянного ускоренности, давления и напряжения современной жизни, нужно пробрести сильное чувство своего «Я» и научиться преодолевать трудности.

      В своей работе я раскрываю вопрос: интересно ли детям знать о стрессе? Проведенные мной исследования в предыдущей работе в прошлом году, доказывают, что:

      • Дети испытывают стресс;

      • И хотят знать, как правильно выходить из стрессового состояния.

      Поэтому в этом году я решил углубить мое исследование и выяснить ряд следующих вопросов:

      1. С какого возраста дети хотят знать о стрессе?

      2. В какой форме информация о стрессе и адаптации для них более привлекательна?

      3. Поддержку кого они хотят чувствовать в этом состоянии?

      Для этого я составил анкету (см. анкету в приложении 1), провел в трех классах среднего и старшего звена презентацию – доклад на тему «Стресс и адаптация». После рассказа о стрессе и методах выхода из стрессового состояния предложил ответить на вопросы анкеты, нарисовать какими способами самопомощи пользуются, испытывая стресс.

      Обработал анкеты и получил следующие результаты:

      • Большинство детей хотят знать о стрессе;

      • Наиболее распространенная тема о методах выхода из стресса;

      • Многим нужна поддержка;

      • Считают наиболее приемлемой формой для получения информации – беседа психолога.

      рисунки школьников: способы самопомощи при стрессе

      Составленные диаграммы показали, что информацию о стрессе дети хотят знать, в основном, их интересуют приемы антистрессовой защиты; большинство опрошенных в стрессовой ситуации нуждаются в поддержке. Таким образом, дети испытывают стрессовые состояния и хотят знать о стрессе и адаптации.

      www.hintfox.com

    Это интересно:

    • Проявления депрессии у подростков Депрессия у подростков Спрашивали ли вы себя когда-нибудь, а не страдает ли ваш раздраженный и несчастный подросток от депрессии? Вполне естественно, если подросток иногда чувствует себя несчастным. Ну а если к прочим изменениям добавить и гормональный хаос подросткового возраста, то легко можно понять частую смену […]
    • Презентация на тему стресс по психологии Презентация к уроку по психологии по теме: Стресс и дистресс Дана характеристика стресса и дистресса в педагогическом труде, факторы, виды и фазы протекания стресса, стрессовые сценарии, способы профилактики нежелательных последствий дистресса и эмоционального выгорания. Предварительный просмотр: Подписи к […]
    • Цветотерапия для снятия стресса Применение цветотерапии для снятия стресса Стресс – это защитная реакция организма на возникновение какой-либо ситуации или на неблагоприятные факторы, в результате которых произошло нарушение нормальной жизнедеятельности человека. Стресс может развиваться резко и внезапно, как острая реакция организма, а может […]
    • Купирование алкогольного психоза АЛКОГОЛЬНЫЕ ПСИХОЗЫ АЛКОГОЛЬНЫЕ ПСИХОЗЫ. Основными факторами, приводящими к возникновению алкогольных психозов, являются нарушения обмена веществ, вызванные хроническим (обычно не менее 5 лет) злоупотреблением спиртными напитками. Белая горячка (алкогольный делирий) развивается обычно на фоне абстинентного синдрома […]
    • Эфирное масло при неврозах Композиция эфирных масел при бессонице,неврозах и депрессии Препарат не является лекарственным средством. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией Доставим товар по Москве курьером в день заказа! Заказы в регионы доставим EMS Почтой России Вы можете забрать товар в 18 магазинах Москвы Эфирные масла против […]
    • Давление от психоза Артериальная гипертензия и депрессия Артериальную гипертензию и депрессию можно назвать эпидемиями XXI века. Несмотря на то, что на изучение, диагностику и лечение данных заболеваний выделяются огромнейшие ресурсы, количество пациентов только увеличивается. Гипертония и депрессия идут бок о бок, и не всегда можно […]
    • У меня уже истерический смех Истерический смех, дедлайны и улыбающийся пончик – сразу 2 «Прорыва Года» в одном интервью! Интервью в формате “Комбо”: мы попросили Викторию Никольскую и Екатерину Абрамук поделиться секретами, как они призывают музу, без какой музыки не могут жить и как подзаряжают свой внутренний «аккумулятор». Какой самый […]
    • Депрессия приступы Приступы депрессии и методы борьбы с ними Чаще всего, она является следствием элементарного переутомления. Слишком много напряженной и ответственной работы, из-за этого – неупорядоченный режим дня, недосыпание, нервотрепка. А ведь бывает, что и металл не выдерживает, что уж говорить о человеческой психике! Депрессию […]