Проблема взаимоотношений природы и общества

Конспект лекций по философии

Общество и природа

1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отно­шений общества и природы.

Понятие «природа» имеет два основных значения. В широ­ком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и чело­век, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверх­ность Земли с ее всевозможными качественными характеристи­ками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество — совокупность форм организации жизни и дея­тельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как от­ношения между обществом — целостной системой человеческого общежития — и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2. Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общест­ва, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, опти­мальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встрети­лись только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Ис­ходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное явление.)

Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:

• Солнце — звезда, вокруг которой вращается Земля и другие

планеты Солнечной системы — имеет средние размеры и уме-

ренную силу: вокруг слишком больших («горячих») звезд и слишком маленьких («холодных») жизнь невозможна;

• Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 — 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в вы­жженную пустыню, а если бы на 10 — 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);

• Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие пла­неты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяже­ние, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;

• Земля имеет атмосферу — особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот — вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, под­держивает температурное равновесие;

• Земля имеет воду — также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы) являются:

Литосфера — (с греч. — каменная оболочка) — верхняя твер­дая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Ли­тосфера имеет важное значение для жизни, потому что:

• создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится рас­плавленная масса — магма и в центре — железное ядро);

• содержит в себе полезные ископаемые;

• имеет особый органический слой — почву, создающую усло­вия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных. Атмосфера — газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:

• защищает Землю от влияния открытого космоса;

• предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим;

• содержит азот (около 80%) — вещество, которое входит в со­став почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) — вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды — другого обязательного для жизни природ­ного элемента).

Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше — так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие все­го 25% ее объема и простирающиеся на 30 — 50 км, за которыми -открытый космос.

Гидросфера — водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океа­нов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности — около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.

Значение гидросферы в том, что:

• благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;

• вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть — около 80% — организма чело­века составляет вода);

• вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой оби­тания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);

• существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океа­нов перешла на сушу.

Биосфера — сфера существования живых организмов («обо­лочка Земли, наполненная жизнью»). Биосфера охватывает:

всю литосферу и гидросферу;

• нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);

• подземные слои — до 10 км вглубь, включая 0,5 — 1 км под дном океана.

Только в этом ареале возможна жизнь.

Биосферацелостный взаимосвязанный организм, который ох­ватывает надводный и подводный растительный и животные миры.

В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов рас­тений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных — морские.

4. Свои составные части имеет не только природа, но и обще­ство. В качестве главных составных частей общества современ­ные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:

Антропосфера — сфера жизни людей как биологических ор­ганизмов.

Социосфера — область сложных общественных отношений между людьми.

Биотехносфера (техносфера) — область распространения тех­нического влияния человека и человечества.

5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропо­генное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).

Первоначально отношения человека и природы представля­ли собой взаимное воздействие друг на друга — человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) из­влекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископае­мые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста техниче­ской оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влия­ние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значитель­но усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический про­гресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастро­фическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенно­го влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

В связи с этим возникает экологическая проблема — пробле­ма охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

• истощение недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных ко­личествах добывало полезные ископаемые, что привело к ис­тощению (близкому к катастрофическому) внутренних ре­зервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 — 100 лет);

• загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промыш­ленными отходами;

• уничтожение растительного и животного мира, создание усло­вий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, элек­тростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

• вырубка лесов (в то время как леса — важный фактор очи­щения атмосферы);

• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вред­ное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

6. В последнее время среди экологических вопросов стала вы­деляться проблема социальной экологии — охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов («фило­софов жизни человека») — Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

Современный человек (который биологически почти не изме­нился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

• современный человек живет в перенасыщенном информаци­ей обществе, под беспощадным воздействием средств массо­вой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компью­терные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

• растет урбанизация — большинство людей в настоящее вре­мя проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема «человека-песчинки»);

• человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится «в тисках» современного

высокоорганизованного и техногенного общества, рискует поте­рять себя и превратиться в «песчинку», «винтик».

Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселе­ния, которая в будущем будет становиться все актуальнее и акту­альнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

Данная проблема имеет несколько аспектов:

• рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

• при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о «критической мас­се», «пороге» населенности, то есть каково максимальное ко­личество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

• проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазви­тых странах, где наблюдается высокая рождаемость — 8 — 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР — Россия, Украи­на, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления:

• высокоорганизованное техногенное общество требует от чело­века много сил (получение образования, работа) и не остав­ляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало тра­дицией обходиться минимумом детей — двумя, часто одним;

незащищенности, труд­ностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, ли­бо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую сла­боразвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населе­ния. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Ин­дия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Паки­стан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его не­возможностью, с другой — традициями, хотя такой рост населе­ния заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазви­тости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколе­ния (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 — 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге «Опыт закона народонаселения» доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса — в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

• на момент начала нового летосчисления от рождества Хри­стова — 230 млн.;

• 1000 год — примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось — возросло меньше чем в 1,5 раза);

• 1850 г. — 1 миллиард;

• 1930 г. — 2 миллиарда;

• 1976 г. — 4 миллиарда;

• 1987 г. — 5 миллиардов;

• 2000 г. — 6 миллиардов;

• 2025 г. — 8 миллиардов (ожидается).

Таким образом, если раньше для удвоения населения необ­ходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадоби­лось соответственно 80, 46, 50 лет — то есть в настоящее время наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бес­контрольного и постоянно расширяющегося увеличения населе­ния со стороны Азии и Африки).

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 мил­лиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) «крити­ческий» порог может быть достигнут уже к 2150 — 2200 годам.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проб­лемы:

• сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, по­ощрения малодетных семей;

• искать новые способы увеличения возможности Земли про­кормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) «порог перенаселенности» (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

• заняться решением экологических проблем;

• уделять внимание социальной экологии — не превращать чело­века в заложника информационно-техногенного общества;

• изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

• контролировать рождаемость, решить проблему народонаселе­ния, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

studfilosed.ru

География и экология в СССР

Проблема взаимоотношения общества и природы в современной науке.

В последнее время предпринимаются попытки создания научной отрасли, специально исследующей взаимодействие общества и природы. Конечно, проблема сложна и для ее познания нужна, вполне возможно, особая наука, однако необходимо учитывать многоаспектность проблемы. И нам представляется, что для достижения успеха в ее исследовании нужно разграничить основные аспекты, иначе зачастую неясно, какие задачи ставит перед предлагаемой дисциплиной тот или иной ученый. Прежде всего, есть, видимо, смысл различать взаимодействие общества и природы в широком аспекте — как процесс овладения человеком объективной реальностью и в узком аспекте — как процесс взаимодействия общества и окружающей природной среды.

Взаимодействие общества и природы в широком аспекте раскрывается, чуть ли не всей совокупностью человеческого знания, и вряд ли есть необходимость в особой научной дисциплине, характеризующей это взаимодействие, так как подобная дисциплина представляла бы собой историю человеческого познания. Взаимодействие же общества и природы в узком аспекте представляет собой проблему, охватывающую по нашему мнению, взаимное отношение взаимное влияние друг на друга общества и окружающей его природной среды с пределами, ограниченными географической оболочкой.

О специальной научной дисциплине можно говорить лишь в отношении данной частной проблемы, которую для различения мы далее будем называть проблемой взаимоотношения общества и окружающей его природной среды. На данном этапе развития общества наиболее актуальной является именно эта частная проблема. Не случайно экологическая проблема, проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связана в наши дни не с природой вообще, а с природной средой общества, как планетарным (земным) явлением.

В плане интересующей нас проблемы научно-техническая революция, с одной стороны, открыла перед человечеством принципиально новые возможности в его отношениях с природой, с другой стороны, подвела его к тому рубежу, за которым довольно зримо проглядывают контуры возможных осложнений в его взаимоотношениях с окружающей средой.

В начальный период развертывания научно-технической революции общество в практической своей деятельности продолжало относиться к природе как к простому объекту приложения человеческого труда, как к огромному резервуару природных богатств. Оно подходило к природе лишь потребительски, полагая, что она представляет собой необъятную, неисчерпаемую кладовую и способна быстро и без особого напряжений нейтрализовать отрицательные последствия человеческой деятельности, точно так, как мать способна ликвидировать плоды озорства своих не в меру расшалившихся детей. И наука в этот период особого беспокойства не представляла.

Выше было отмечено, что предметно- практическая деятельность обеспечивает единство общества с природой, однако в современных условиях она имеет тенденцию нарушать это единство, способствуя возможности возникновения необратимых процессов, пагубных не только для природной среды, но и для самого общества. Будучи связующим звеном, предпосылкой и непременным условием существования общества, материальное производство оказывает противоречивое влияние на систему «общество — окружающая природа». Именно посредством его удовлетворяются человеческие потребности, и в то же время, поскольку оно направлено на природу, материальное производство приводит к нежелательным ее изменениям, которые в свою очередь моги повлечь за собой нежелательные последствия и для самого общества.

Следовательно, предметно-практическая деятельность общества должна быть основана на экологическом ее соответствии окружающей природе.

Подавляющая часть буржуазных ученых рассматривает научно-техническую революцию как некое неодолимое явление, бездушно и неотвратимо противостоящее обществу, природе. Они абсолютизируют капиталистическую систему отношений, всепоглощающую жажду прибыли своей сути противоположную идее единства человека и природы. Отсюда и пессимистичность их оценок перспектив дальнейшего развития человеческого сообщества.

Научно-техническая революция — не джинн, по недоразумению выпущенный из кувшина, она — закономерный и необходимый результат общественного развития, вековая мечта человечества, его стремление. Вызванная к жизни общественными потребностями, гением человека, она призвана служить его интересам. Все зависит от того, на решение каких проблем мы ее направляем, для достижения каких целей ее используем. Научно-техническая революция такова, каковой ее хочет видеть общество, она отражение его устремлений, его идеологии. Она феномен общечеловеческий, но использование ее определяется классовой сущностью общества. Следовательно, антигуманное, антиприродное ее действие не заложено в ней, таковой она становится лишь в обществе, враждебном будущему человечества, т. е. в обществе буржуазном.

В то же время вполне очевидно, что использование достижений научно-технической революции довольно часто приводит к непредвиденным отрицательным последствиям, способным пагубно отразиться как на природной среде, так и на самом обществе. Ликвидировать, предвидеть, не допускать их — задача опять- таки самой научно-технической революции. На ее достижениях в познании закономерностей окружающей природной среды должна основываться практическая деятельность общества. Это ставит перед нами вопрос о науке, призванной исследовать сложнейшие взаимосвязи между обществом и окружающей средой.

Подавляющая часть исследователей считает, что проблема взаимоотношения общества и окружающей его природной среды носит комплексный междисциплинарный характер, с чем, конечно, невозможно не согласиться. Исходя из этого, они полагают, что ни одна наука не в состоянии справиться с этой задачей и буквально все науки должны принять участие в ее решении, так как она имеет множество аспектов, относящихся к области компетенции различных наук — естественных, общественных и технических.

На первый взгляд все вроде бы правильно, однако анализ накопленного опыта подобного решения комплексных проблем дает основание утверждать, что этот путь не может привести к успеху. Действительно, когда отдельные науки из всего многообразия аспектов проблемы выбирают соответствующие только ее интересам, то сама проблема, целостная по своей сути и требующая целостного же решения, невольно оказывается разобранной по частям. Вместо целостного решения мы получаем некоторую сумму данных об искомом решении. К тому же полученные разными науками данные мало сопоставимы друг с другом, так как не основаны на единой программе, единой целевой установке.

Такой подход является следствием довольно широко распространенного убеждения, согласно которому в условиях современной научно-технической революции наука стала коллективной. Конечно, это верно, но только отчасти; наука действительно стала коллективной при отработке различных вариантов решения проблемы, но ведь кто-то должен предлагать эти варианты, кто-то должен синтезировать накопленные данные и высказывать на их основе новые идеи.

Аналогично обстоит дело и с решением комплексных проблем. В их решении должны участвовать многие науки, но столь же очевидно, что должна быть определенная отрасль знания, содержательно формулирующая проблему и которая может в соответствии с ее сущностью синтезировать полученные разными способами и методами результаты, должен быть, если можно так сказать, генеральный заказчик, со знанием дела распределяющий свои заказы самым разным наукам.

Этому требованию отвечает второй путь решения проблемы, заключающийся в попытках создания особой отрасли знания — глобальной, или социальной, экологии. Социальная экология, по мнению ее сторонников, должна быть комплексной областью знания, соединяющей данные всех современных наук.

К сожалению, и этот путь не дает ощутимых результатов и есть сомнения в его способности привести к желаемому результату. Прежде всего, возникает вопрос: можно ли возлагать большие надежды на только что создаваемую научную отрасль, которая не имеет ни опыта, ни собственного понятийного аппарата? К тому же собираемые ею данные будут страдать недостатками, присущими первому пути, т. е. недостаточной сопоставимостью.

Получает значительное распространение точка зрения, в соответствии с которой экология представляет собой лишь общенаучный подход и, следовательно, не имеет своего специфического предмета. Однако было бы неверно сводить экологическую проблематику к просто общенаучному подходу, так как социальная экология имеет свой предмет и этим предметом является совокупность взаимоотношений, существующих между обществом и его окружающей средой.

Если же отрицать наличие особой реальности, являющейся предметом социальной экологии, то это равносильно признанию того, что взаимоотношения между обществом и его окружающей средой не имеют принципиальных отличий от взаимоотношений биологического организма и его среды. Действительно, в этом случае в основе всей экологической проблематики лежала бы сугубо биологическая наука — экология и выработанный ею экологический подход был бы распространен почти на все научное познание, в том числе и на общественные науки.

geo-ecology.ru

Природа и общество проблемы взаимодествия

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова.

Факультет иностранных языков и регионоведения.

на тему

Выполнила: Медоева Майя

Студентка I курса, группы 2МКК

Взаимодействие природы и человека.

Общество и природа – две стороны единой системы.

Возможно ли разделить природные и общественные начала?

Взаимоотношение природы и общества в истории философской мысли:

1. Эволюция взаимоотношений пр. и об-ва — основа развития человека.

2. Основные понятия слова «природа».

3. Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы.

2) Единство природного и социального бытия человека:

1. Человек – как представитель биологического вида.

2. Теория психоанализа Фрейда.

3. Неофрейдизм. Э. Фромм.

4. Органическая теория Г. Спенсера.

3) Географическая среда, окружающая среда, биосфера, ноосфера:

1. Определение основных понятий.

2. Влияние конкретной географической среды на историческое развитие.

3. Естественная и искусственная среды.

4. Ноосфера — новый этап существования биосферы.

5. Проблема зависимости человека от природы.

4) Географический детерминизм и геополитика.

1. Воздействия природы на общество.

2. «Океаническая концепция» Л. Мечникова.

3. Теория геополитики и её последствия.

Противоречия во взаимоотношениях природы и общества.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Природа и общество: проблема взаимодействия.

Природа — творец всех творцов.

Мы способны согласовать деятельность Человека с законами Природы.

В этом процессе культурное и духовное наследие будет

способствовать решению главных задач, от которых

зависит дальнейшее существование цивилизации.

Вступление.

Тема моего реферата – взаимодействие общества и природы, и для начала хотелось бы отметить, что это, прежде всего, две стороны единой системы, источником развития которой выступает постоянная борьба между ними. Однако, активность общества, выражающаяся в его преобразовательной деятельности, определяет его роль как ведущей стороны этого противоречия. Тем не менее, взаимодействие между обществом и природой вбирает в себя множество вопросов и проблем, которые тесно связаны с рассмотрением многих сфер жизни общества.

Кажется, чего проще — разделить природные и общественные начала — одни предметы отнести к природе, а другие — к обществу. На самом деле это не так легко. Деревья в саду посажены человеком. Их семена и процесс роста — природный факт. Почва — часть природы, преобразованная человеком. Домашние животные — объекты природы, в которых в известной мере реализованы цели человека. Здания построены человеком, а материалы, которые для этого использованы, — дар природы. Человек есть, конечно, природное существо; он — венец природы, высший биологический вид. Но он прежде всего социальное существо. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки — географической среды. Это та часть природы, которая находится в особо тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие. В географическую среду входят не только река, которая прямо или косвенно связана с человеческой деятельностью, но и канал, не только берег, но и дамба, не только лес, но и искусственная лесная полоса, так же как и поля, и выгоны, и пастбища, и луга, и города, и все другие поселения, климатические и почвенные условия, полезные ископаемые, растительное и животное царство.

В географической среде возникла и развивается жизнь. История человечества есть продолжение истории Земли; это, по словам А.И. Герцена, две главы одного романа, две фазы одного процесса, очень далекие на закраинах и чрезвычайно близкие в середине. Географическая среда — это та часть природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почва и почвенный покров, растительный и животный мир), которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного бытия. Мы связаны с географической средой «кровными» узами, и вне ее наша жизнь невозможна: она является естественной основой жизни человека. Между природным и общественным началами нет пропасти, что, разумеется, не означает отсутствия качественной специфики. Несмотря на все свои качественные отличия, общество остается частью более обширного целого — природы.

Проблема взаимоотношения общества и природы — одна из актуальных проблем социальной философии. Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Взаимоотношение природы
и общества в истории философской мысли.

Эволюция взаимоотношений общества и природы, преобразование природы выступают основой развития человека, его сознания и самой человеческой истории. “. Когда “сознание”, “мышление”, берется. как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе. должно показаться чрезвычайно удивительным то обстоятельство, что сознание и природа, мышление и бытие, законы мышления и законы природы до такой степени согласуются между собой. Но если, далее, поставить вопрос, что же такое мышление и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они – продукты человеческого мозга и что сам человек – продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней. Само собой разумеется, что продукты человеческого мозга, являющиеся, в конечном счете, тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей”, – писал Ф.Энгельс. Причем, подчеркивал он, “существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу”

Однако прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Существует еще одна сторона определение сущности понятия природа. По словам В. Соловьева, под природой вообще подразумевается некоторое существенное и в себе единое начало, производящее из себя все вещи. С этим согласуется и этимологическое значение слова «природа», что указывает в ней на начало произведения или порождения вещей. Так как природа все из себя производит, то мы находим в ней основание всех вещей: она есть их единая общая основа. Общество же, как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.

В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности. Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями.

Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу — он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Природа также рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Примерно то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек — как совокупность атомов (Демокрит).

Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать последнюю в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества в античные времена не позволяли оценивать природу как непосредственную цель преобразовательной деятельности человека. Поэтому народные верования и древние религии обожествляли природу. Одушевляя природу, люди пытались выявить действующие в ней закономерности и объяснить причины происходящих явлений. Разумеется, в тех условиях эта попытка приводила обычно лишь к подмене реальных связей вымышленными, но практическая направленность оставалась их характерной чертой. Народные верования и древние религии призваны были предвидеть наступление в природе некоторых событий и определенным образом воздействовать на них, важную роль при этом играла магия. Характеризуя начальный этап развития человечества, К.Маркс и Ф.Энгельс писали, что природа в этот момент “противостоит людям как совершенно чуждая, всемогущая и неприступная сила, к которой люди относятся совершенно по-животному и власти которой они подчиняются как скот. Здесь сразу видно, что. это определенное отношение к природе обусловливается формой общества, и наоборот. Здесь, как и повсюду, тождество природы и человека обнаруживается также и в том, что ограниченное отношение людей к природе обусловливает их ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение друг к другу их ограниченное отношение к природе”.

В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. Христианство, теоретически завершило самоотчуждение человека от себя самого и от природы, идейно оформило разрыв между природой и человеком, между природным и духовным.

works.doklad.ru

Это интересно:

  • От моей депрессии страдает семья Если родитель в депрессии Часто депрессию не считают серьезным заболеванием и не пытаются лечить. Чем она опасна для детей депрессивных родителей? Как ее выявить на ранней стадии? Как себя вести, если есть основания предполагать депрессию у себя или у собственного ребенка? Ранее бытовало мнение, что депрессия - […]
  • Шизофрения из за лсд ЛСД вернут шизофреникам Установлен нейрофизиологический механизм, отвечающий за развитие шизофрении и восприимчивость к ЛСД Учёные установили механизм восприимчивости к ЛСД в комбинации с другими веществами — в частности, глютаматом, останавливающим ЛСД-психоз. Их открытие поможет разработать лекарства от шизофрении, […]
  • Невменяемость уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами Невменяемость уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость Статья 22 Уголовного кодекса РФ впервые в российском законодательстве регулирует вопрос об ответственности лиц с психическими аномалиями, не исключающими […]
  • Логоневроз или заикание Логоневроз (заикание) Логоневроз (Logoneurosis – лат.) – судорожное нарушение плавности речи в виде непроизвольной задержки, повторения или затяжного произнесения отдельных звуков, слогов или слов.Другое название логоневроза – заикание. Как правило, логоневроз развивается в детском возрасте от 3 до 8 лет, у мальчиков […]
  • Психофизиология депрессии Депрессия и антидепрессанты Внимание: эта статья - составная часть более общей статьи: Депрессия, в котрой она используется. Депрессия – чума 20-го века - так называют депрессию СМИ, и сравнение с самым страшным заболеванием средневековья возникло совсем не случайно: по прогно зам к 2020 году депрессия выйдет на […]
  • Истерия ресторан меню Ресторан Истерия улица Сикейроса, дом 10, корпус 4 | м.: Озерки Показать на карте банкетное меню на человека Отправить ссылку на эту страницу в соц. сетях: Ресторан-клуб Истерия предлагает несколько прекрасных залов различной вместимости для проведения любых торжественных мероприятий. Здесь к […]
  • Психотерапия в аутизме Психотерапия в аутизме Наши высказывания об аутистическом синдроме позволяют сделать вывод, что психотерапия этого синдрома должна иметь единую направленность, но для каждого ребенка ее нужно тщательно продумать. Лечение детей и подростков с аутизмом требует специальных знаний и опыта. Каждый вид терапии […]
  • Пермь лечение от заикания Лечение заикания, логоневроза в Перми, статистика и возможности. Лечение заикания в Перми в домашних условиях. Занятие с BreathMaker, проводимое врачом в Москве (ЦКР) для пациента из Алматы в реальном времени (20-минутная нарезка из полуторачасового занятия). Также см. видеоурок и результаты Аналогичная поддержка по […]