Психогенные расстройства личности

29.3. Психогенные заболевания

Психогенные заболевания (психогении) — класс психических расстройств, вы­званных воздействием на человека неблагоприятных психических факторов. Сюда входят реактивные психозы, психосоматические нарушения, неврозы, аномальные реакции (патохарактерологические и невротические) и психогенное развитие личности, возникающее под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуа­ции. Следует подчеркнуть, что в случаях психогений болезнь возникает после психи­ческой травматизации человека. Она сопровождается, как правило, гаммой отрица­тельных эмоций: гнева, интенсивного страха, ненависти, отвращения и т. д. При этом всегда можно выявить психологически понятные взаимосвязи между особенностями психотравмирующей ситуации и содержанием психопатологических проявлений. Кроме того, протекание психогенных расстройств зависит от самого наличия травмирующей ситуации и при ее дезактуализации, как правило, происходит ослабление симптоматики.

Неврозы — психические расстройства, которые возникают в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляются в основном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений.

В определении В. А. Гиляровского приводится несколько признаков, которые ха­рактеризуют неврозы: психогенный характер возникновения, личностные особенно­сти больного, вегетативные и соматические расстройства, стремление к преодолению болезни, переработке личностью сложившейся ситуации и возникшей болезненной симптоматики. Обычно, давая определение неврозу, оцениваются первые три при­знака, хотя весьма важными для диагностики невроза являются критерий, характеризующий отношение к ситуации возникшей болезни, и борьба с целью ее преодоления.

В рамках психодинамической теории определение неврозов основано на установ­ленной взаимосвязи между симптомом, пусковой ситуацией и характером ранней детской травматизации.

Неврастения — наиболее распространенная форма невротического расстройства. Она характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, утомляемо­стью и быстрой истощаемостью. Неврастения возникает на фоне нервного истощения, вызываемого переутомлением. Причиной этого переутомления является внутриличностный конфликт. Суть этого конфликта заключается в несоответствии нервно-пси­хических возможностей человека тем требованиям, которые он предъявляет себе в процессе выполнения деятельности. Состояние утомления выступает в этом случае сигналом к ее прекращению. Однако требования, которые человек предъявляет себе, заставляют его усилием воли преодолевать это утомление и продолжать, например, выполнять большой объем работы в сжатые сроки. Все это часто сочетается с сокра­щением времени для сна, и в итоге человек оказывается на грани полного нервного истощения. В результате появляется симптоматика, которая рассматривается как стержневое расстройство при неврастении, — «раздражительная слабость» (по опре­делению И. П. Павлова).

Больной бурно реагирует по самому незначительному поводу, что было нехарак­терно для него раньше, эмоциональные реакции при этом непродолжительны, так как быстро наступает истощение. Часто все это сопровождается слезами и рыданиями на фоне вегетативных реакций (тахикардии, потливости, похолодания конечностей), которые довольно быстро проходят. Как правило нарушается сон, становясь беспо­койным и прерывистым.

Хуже всего самочувствие неврастеника по утрам, к вечеру оно может улучшаться. Однако ощущение утомленности и усталости сопровождает его почти все время. Интеллектуальная деятельность затрудняется, появляется рассеянность, резко пада­ет трудоспособность. Иногда у больного возникают кратковременные и пугающие его ощущения, что у него прекратилась мыслительная деятельность —«мышление остановилось». Появляются головные боли, которые носят стягивающий, давящий характер («каска неврастеника»). Повышается чувствительность к внешним раздра­жителям, больной реагирует на яркий свет и шум раздражением и усилением голов­ной боли. Как у мужчин, так и у женщин наблюдаются сексуальные расстройства. Снижается или пропадает аппетит.

Легкие неврастенические проявления могут наблюдаться у любого человека при переутомлении. При лечении неврасте­нии показана психотерапия, направленная на выявление внеш­них и внутриличностных причин, вызвавших этот невроз.

Истерический невроз (истерия) — это болезнь, которую из­вестный французский психиатр Ж. М. Шарко назвал «великой симулянткой», так как ее симптомы могут напоминать прояв­ления самых разнообразных болезней. Он же и выделил основ­ные симптомы этой формы невроза, которая по частоте зани­мает среди неврозов второе место после неврастении.

Истерический невроз чаще всего возникает в молодом воз­расте, его развитие обусловлено наличием определенного «истерического» личност­ного набора черт. Прежде всего это внушаемость и самовнущаемость, личностная незрелость (инфантилизм), склонность к демонстративному выражению эмоций, эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, впечатлительность и «жажда призна­ния».

Невроз — психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется в основ­ном психогенно обуслов­ленными эмоциональны­ми и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психоти­ческих явлений.

Э. Крепелин полагал, что при истерии происходит распространение эмоций на все области психических и соматических функций и превращение их в симптомы болезни, которые соответствуют искаженным и преувеличенным формам душевных пережива­ний. Он также считал, что у каждого человека при очень сильном волнении могут ис­чезнуть голос, подкоситься ноги и т. д. У истерической личности в результате лабиль­ности психики эти нарушения возникают очень легко и так же легко закрепляются.

Проявления истерического невроза разнообразны: от параличей и парезов до по­тери способности говорить. Ощущения, которые испытывают и описывают больные, могут быть похожи на органические расстройства, что затрудняет своевременную диагностику.

Однако типичные раньше параличи и парезы, астазия-абазия теперь наблюдают­ся редко. Психиатры говорят об «интеллектуализации» истерии. Вместо параличей больные жалуются на слабость в руках и ногах, обычно возникающую при волнени­ях. Они отмечают, что ноги делаются как ватные, подкашиваются, одна нога вдруг слабеет, или появляются тяжесть, пошатывание при ходьбе. Эти симптомы, как пра­вило, демонстративны: когда за больным перестают наблюдать, они становятся менее выраженными. Реже встречается в настоящее время и мутизм (невозможность говорить); вместо него чаще наблюдаются заикание, запинки в речи, трудности в про­изношении отдельных слов и т. д.

При истерическом неврозе больные, с одной стороны, всегда подчеркивают ис­ключительность своих страданий, говорят об «ужасных», «непереносимых» болях, всячески подчеркивают необыкновенный, неизвестный ранее характер симптомов. Эмоциональные нарушения характеризуются лабильностью, настроение быстро ме­няется, часто возникают бурные аффективные реакции со слезами и рыданиями.

Течение истерического невроза бывает волнообразным. При неблагоприятно скла­дывающихся обстоятельствах истерическая невротическая симптоматика усилива­ется, и постепенно на первый план начинают выступать аффективные расстройства. В интеллектуальной деятельности появляются черты эмоциональной логики, эгоцент­рическая оценка себя и своего состояния, в поведении — элементы демонстративности, театральности со стремлением любой ценой привлечь к себе внимание. Истерический невроз необходимо лечить у вра­ча-психотерапевта, особенно обращая внимание на деонтологические аспекты.

Невроз навязчивых состояний (психастения, или невроз навязчивости) проявляется в виде навязчивых страхов (фо­бий), представлений, воспоминаний, сомнений и навязчивых действий. Этот невроз по сравнению с истерией и неврас­тенией встречается гораздо реже и, как правило, возникает у людей мыслительного типа с тревожно-мнительным ха­рактером.

Болезнь, как и при других формах неврозов, начинается после воздействия психотравмирующего фактора, который после личностной «про­работки» бывает трудно определить в процессе психотерапевтического лечения. Симптоматика этого невроза состоит из навязчивых страхов (фобий), навязчивых мыслей (обсессий) и навязчивых действий (компульсивные расстройства). Общим для этих симптомов является их постоянство и повторяемость, а также субъективная невозможность избавиться от них при критическом отношении к ним больного. Фо­бии при неврозе навязчивых состояний разнообразны, и их сочетание с навязчивыми действиями делает состояние таких больных очень тяжелым. При лечении также при­меняется психотерапия.

Под реактивным психозом понимают расстройство психики, возникающее под влиянием психической травмы и проявляющееся целиком или преимущественно не­адекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением раз­личных сторон психической деятельности с возникновением не свойственных нор­мальной психике явлений (бред, галлюцинации и др.).

Для всех реактивных психозов характерно наличие продуктивной психопатоло­гической симптоматики, аффективно-суженного состояния сознания, в результате чего утрачивается способность адекватно оценивать ситуацию и свое состояние.

Реактивные психозы можно в зависимости от характера психической травмы и клинической картины разделить на три группы:

1) аффективно-шоковые реакции, возникающие обычно при глобальной угрозе жизни большим контингентам людей (землетрясения, наводнения, катастрофы и т. д.);

2) истерические реактивные психозы, которые возникают, как правило, в ситуа­циях, угрожающих свободе личности;

3) психогенные психотические расстройства (параноиды, депрессии), обусловлен­ные субъективно значимыми психическими травмами, т. е. психическими травмами, имеющими значение для определенной личности.

· Реактивный психоз — расстройство психики, воз­никающее под влиянием психической травмы и проявляющееся целиком или преимущественно неаде­кватным отражением реаль­ного мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психиче­ской деятельности с возник­новением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации и др.).

www.bibliotekar.ru

Психогенные расстройства

Психогенные расстройства включают в себя различную патологию психической деятельности: острые и затяжные психозы, психосоматические нарушения, неврозы, аномальные реакции (патохарактерологические и невротические) и психогенное развитие личности, возникающее под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации.
По своей природе психическая травма представляет весьма сложное явление, в центре которого находится субклиническое реагирование сознания на саму психическую травму, сопровождающееся своеобразной защитной перестройкой, происходящей в системе психологических установок в субъективной иерархии значимого. Такая защитная перестройка обычно нейтрализует патогенное действие психической травмы, предотвращая тем самым развитие психогенной болезни. В этих случаях речь идет о психологической защите, выступающей как весьма существенная форма реакции сознания на перенесенную психическую травму.
Понятие «психологическая защита» сформировалось в психоаналитической школе, и согласно взглядам представителей этой школы, в психологическую защиту входят специфические приемы переработки переживаний, нейтрализующие их патогенное влияние. Они включают феномены типа вытеснения, рационализации, сублимации.
Психологическая защита является нормальным повседневным психологическим механизмом, играющим большую роль в сопротивлении организма болезни и способным предотвращать дезорганизацию психической деятельности.
В результате проведенных исследований выделены люди, «хорошо психологически защищенные, способные к интенсивной переработке патогенных воздействий, и плохо психологически защищенные, которые не способны развить эту защитную активность. У них легче возникают клинически очерченные формы психогенных заболеваний.
Общим признаком всех психогенных расстройств является обусловленность их аффективным психогенным состоянием – ужасом, отчаянием, оскорбленным самолюбием, тревогой, страхом. Чем острее и выраженнее аффективное переживание, тем отчетливее аффективно-суженное изменение сознания. Особенностью этих расстройств являются единство структуры всех наблюдаемых расстройств и связь их с аффективными переживаниями.
Среди психогенных расстройств выделяют продуктивные и негативные. Для отграничения продуктивных расстройств психогенной природы от других психических заболеваний пользуются критериями К. Ясперса, которые, несмотря на формальный характер, имеют значение для диагностики:
1) болезнь возникает вслед за психической травмой;
2) содержание психопатологических проявлений вытекает из характера психической травмы, и между ними существуют психологически понятные связи;
3) все течение болезни связано с травмирующей ситуацией, исчезновение или дезактуализация которой сопутствуют прекращению (ослаблению) заболевания.

Психогенные аномальные реакции
Термином «психогенная реакция» называются патологические изменения психической деятельности, возникающие в ответ на психическую травму или психическое напряжение и находящиеся с ними в психологически понятных связях.
Характерным признаком аномальных реакций является неадекватность стимулу как по силе, так и по содержанию.
Невротическими (психогенными) являются также реакции, содержание которых критически оценивается пациентом и которые проявляются главным образом вегетативными и соматическими расстройствами.
Психопатическим (ситуационным) реакциям свойственна недостаточность критического отношения к ним. Психопатические реакции оцениваются как реакции личности, однако реакции личности – понятие более широкое. Под реакцией личности понимают ограниченное во времени состояние измененного поведения, обусловленное теми или иными ситуационными воздействиями, которые являются субъективно значимыми для личности. Характер и выраженность реакции определяются, с одной стороны, воздействиями среды, с другой – особенностями личности, включая историю ее развития, социально и биологически детерминированными компонентами.
Патохарактерологические реакции проявляются в выраженных и стереотипно повторяющихся отклонениях в поведении, сопровождающихся соматовегетативными и другими невротическими расстройствами и приводящих к временным нарушениям социальной адаптации.
Условно выделяют реакции оппозиции, отказа, имитации, компенсации, гиперкомпенсации.
Реакции оппозиции возникают при предъявлении ребенку или подростку чрезмерных требований и в результате утраты им привычного внимания и заботы со стороны близких и особенно матери. Проявления таких реакций различны – от уходов из дома, прогулов школы до попыток самоубийства, часто носящих демонстративный характер.
Реакции отказа наблюдаются у детей при внезапном отрыве от матери, семьи, помещении в детское учреждение и проявляются в отказе от контактов, игр и иногда от пищи. У подростков такие реакции наблюдаются редко и свидетельствуют о выраженном инфантилизме.
Реакции имитации проявляются в подражании в поведении определенному лицу, литературному или кинематографическому герою, лидерам подростковых компаний, кумирам молодежной моды.
Отрицательная реакция имитации проявляется в том, что все поведение строится как противоположное определенному лицу, в противопоставление грубому отцу, пьющему и устраивающему постоянные скандалы, подросток вырабатывает сдержанность, доброжелательность, заботливость о близких.
Реакции компенсации заключаются в том, что неудачи в одной области подростки стремятся компенсировать в другой. Для примера: физически слабый мальчик компенсирует свою неполноценность успехами в учебе, и, наоборот, затруднения в учебе компенсируются определенными формами поведения, смелыми поступками, озорством.
Патологические поведенческие реакции характеризуют следующие признаки:
1) склонность к генерализации, т. е. они могут возникать в разных ситуациях и в связи с неадекватными причинами;
2) склонность к повторению однотипных поступков по разному поводу;
3) превышение определенного порога нарушений поведения;
4) нарушение социальной адаптации (А. Е. Личко).

Классификация согласно Международной классификации болезней-10
Так как Международная классификация болезней построена по синдромологическому типу, в ней отсутствует раздел «Психогенные заболевания», в связи с чем психогенные психозы представлены в различных разделах, соответствующих ведущему синдрому.
Аффективно-шоковые реакции отнесены в раздел «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства» F 40-F 48 и кодируются как «Острая реакция на стресс». Это транзиторное расстройство значительной тяжести, которое развивается у лиц без видимого психического расстройства ранее в ответ на исключительный физический и психологический стресс и которое обычно продолжается в течение нескольких часов или дней.
Истерические психозы (псевдодеменция, пуэрилизм, регресс психики) не находят отражения в Международной классификации болезней-10, имеют место только истерические сумеречные состояния сознания (фуга, транс, ступор) и синдром Ганзера.
Реактивная депрессия отнесена в раздел «Расстройства настроения (аффективные расстройства)» F 30-F 39 и рассматривается как «Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами»: под психотическими симптомами понимаются бред, галлюцинации, депрессивный ступор, связанные с расстройством настроения; «Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами», в этом случае имеются в виду повторные тяжелые эпизоды реактивного депрессивного психоза.
Острые реактивные параноиды отнесены в раздел «Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства» F 20-F 29 и обозначаются как «Другие острые, преимущественно бредовые психотические расстройства» и «Индуцированное бредовое расстройство».

Этиология и патогенез
Причиной реактивных психозов является психическая травма. Следует отметить, что психическая травма не у каждого человека вызывает реактивный психоз и даже не всегда у одного и того же человека. Все зависит не только от психической травмы, но и от ее значимости в данный момент для данного человека и еще от состояния нервной системы этого человека. Легче возникают болезненные состояния у людей, ослабленных соматическими болезнями, длительным недосыпанием, утомлением, эмоциональным напряжением.
Для таких реактивных психозов, как аффективно-шоковые реакции, не имеют большого значения преморбидные особенности личностей. В данной ситуации действует сила и значимость психической травмы – угроза жизни.
При истерических психозах болезнь возникает по механизмам внушения и самовнушения и по механизмам защиты от непереносимой для личности ситуации. В возникновении истерических психозов, по-видимому, играет роль механизм представления о психических болезнях, распространенный у недостаточно грамотных и образованных людей: «сошел с ума», «превратился в ребенка». Истерические психозы утратили свое своеобразие и четкость. В ситуациях субъективно значимых главная роль принадлежит преморбидным особенностям личности.

Дифференциальный диагноз
Диагностика реактивных психозов в своем большинстве затруднений не вызывает. Психоз формируется после психической травмы, в клинической картине отражаются переживания, связанные с психической травматизацией. Эти признаки не являются бесспорными, так как психическая травма может спровоцировать иное психическое заболевание: маниакально-депрессивный психоз, шизофрению, сосудистый психоз. Большое значение для диагностики имеет структура синдромов психогенных расстройств. Типичны центрированность всех переживаний и тесная связь всех расстройств с аффективной симптоматикой, которая определяется более или менее выраженной аффективной суженностью сознания. Если в бредовых расстройствах появляется иная фабула, не связанная с психической травмой, это дает основание заподозрить заболевание непсихогенной природы.

Распространенность и прогноз
Конкретных сведений о распространенности реактивных психозов нет. Женщины болеют ими в два раза чаще, чем мужчины. Имеются данные, что среди реактивных психозов наиболее часто отмечаются реактивные депрессии, и они составляют в последние десятилетия 40–50 % всех реактивных психозов.
Прогноз реактивных психозов обычно благоприятен, после исчезновения или дезактуализации психической травмы проявления болезни исчезают. Полному выздоровлению предшествуют более или менее выраженные астенические проявления.
Отмечено, что некоторые варианты реактивной депрессии при выздоровлении проходят этап истерической симптоматики, при этом у больных чаще возникают истерические формы поведения.
У небольшой части больных не происходит полного выздоровления, течение болезни принимает хронический характер, и постепенно на смену психогенным симптомам болезни появляются расстройства характера, происходит психопатизация больного или начинается постреактивное аномальное развитие личности. В зависимости от преобладания патохарактерологических расстройств выделяют астеническое, истерическое, обсессивное, эксплозивное и паранойяльное развитие. Симптомы аномального развития свидетельствуют о том, что картину болезни определяют негативные симптомы, с появлением которых прогноз значительно ухудшается.

Лечение
Лечение реактивных психозов комплексное и зависит от ведущего клинического синдрома и сроков развития болезни.
При аффективно-шоковых реакциях и острых реактивных параноидах с выраженным психомоторным возбуждением больной нуждается в немедленном стационировании в психиатрическую больницу. Аффективные расстройства и возбуждение купируются внутримышечным введением нейролептиков – аминазина в дозе 100–300 мг/сут, тизерцина – 50-150-200 мг/сут.
При истерических психозах назначаются производные препараты фенотиазина: меллерил, сонапакс, неулептил в средне-терапевтических дозах, рекомендуется внутримышечное введение аминазина и тизерцина в дозах от 100 до 300 мг/сут.
На всех этапах развития реактивных психозов проводится психотерапия. На первом этапе развития реактивной депрессии психотерапевтическое воздействие носит успокаивающий характер, в дальнейшем перед врачом стоит задача создать для больного новую жизненную цель, новую жизненную доминанту. При этом следует учитывать возможности больного и ориентировать его на вполне достижимые цели.
При тяжелых реактивных депрессиях с тревогой рекомендуется назначение амитриптилина в дозах до 150 мг/сут с сонапаксом до 30 мг/сут. При более легких депрессивных состояниях показан пиразидол до 100–200 мг/сут с добавлением малых доз нейролептиков, (например сонапакса в дозировке 20 мг/сут). В некоторых случаях к антидепрессанту целесообразно добавлять по нескольку капель 0,2 %-ного раствора галоперидола, с помощью которого достигается успокаивающий эффект при тревоге, но отсутствует седативное действие, как при транквилизаторах. При легких депрессиях у пожилых, особенно у мужчин, целесообразно назначение азафена в дозах до 200–300 мг/сут.
При реактивных параноидах необходима интенсивная терапия нейролептическими препаратами.
При лечении реактивных психозов у лиц в инволюционном возрасте психотропные препараты применяют осторожно и в меньших дозах, так как часто отмечается повышенная чувствительность к лекарствам в этом возрасте. Это относится и к терапии больных в старческом возрасте.
Реактивная депрессия у подростков мало поддается терапии антидепрессантами, большое значение имеет активная психотерапия. Смягчить напряженный аффект у подростка можно малыми дозами амитриптилина или транквилизаторами (тазепам, седуксен, элениум).
При делинквентном эквиваленте реактивной депрессии целесообразно назначать корректоры поведения: неулептил, меллерил в дозах до 40 мг/сут.
Психотерапия у подростков должна быть направлена на поиск выхода из сложившейся ситуации, при неразрешимости ее – на создание новой жизненной цели в другом, доступном подростку направлении.
При реактивных параноидах необходимо назначение нейролептиков внутримышечно для подавления тревоги и страха. Психотерапевтические беседы должны носить вначале успокаивающий характер, а в дальнейшем когнитивная психотерапия должна быть направлена на формирование критического отношения к бредовой симптоматике.
Для подростков большое значение имеет групповая и семейная психотерапия.

Экспертиза
Трудовая экспертиза. Во время реактивного психоза больные нетрудоспособны. При затяжных реактивных психозах или аномальных постреактивных (особенно ипохондрических) развитиях личности больные могут нуждаться в инвалидности, однако этот вопрос должен решаться индивидуально в каждом случае.
Судебно-психиатрическая экспертиза. Вопрос о судебно-психиатрической экспертизе может возникать в двух случаях: когда больной, находясь в реактивном психозе, совершил общественно опасное действие и когда реактивный психоз возник после совершения такого действия.
Общественно опасные действия в состоянии реактивного психоза совершаются редко, в этих случаях больные признаются невменяемыми в отношении инкриминируемых им деяний.
Если реактивные психозы возникают после совершения правонарушения, то на период болезни возможно временное приостановление уголовного дела до выздоровления подследственного, после чего он снова должен предстать перед судом.

psyera.ru

ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА

Научно-технический энциклопедический словарь .

Смотреть что такое «ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА» в других словарях:

Психогенные расстройства — Виды анормального поведения, вызванные преимущественно психюлогическими или эмоциональными факторами. такими как бесгаокойство, стресс на работе или бессознательные жслания. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.:… … Большая психологическая энциклопедия

Психогенные расстройства — включают в себя различную патологию психической деятельности: острые и затяжные психозы, психосоматические нарушения, неврозы, аномальные реакции (патохарактерологические и невротические) и психогенное развитие личности, возникающее под влиянием… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психогенные реакции — болезненные расстройства психической деятельности, возникающие под влиянием моральной травмы. П.р. могут развиваться и у здоровых людей, но чаще возникают на почве уже прежде существовавшей психической неустойчивости (психопатия,… … Энциклопедия права

Психогенные реакции — болезненные расстройства психической деятельности, возникающие под влиянием моральной травмы. П.р. могут развиваться и у здоровых людей, но чаще возникают на почве уже прежде существовавшей психической неустойчивости (психопатия,… … Большой юридический словарь

Психогенные заболевания — психические расстройства, обязанные своим возникновением воздействию психогенно травмирующих факторов. К ним относят большую часть невротических реакций, неврозов, функциональные психосоматические нарушения, реактивные состояния, психогенные… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ — – болезненные расстройства душевной деятельности, возникающие под влиянием психической травмы. П. р. могут развиваться и у здоровых людей, но чаще возникают на почве уже прежде существовавшей психической неустойчивости (психопатия,… … Советский юридический словарь

Психосоматические расстройства — I Психосоматические расстройства (греч. psychē душа, сознание, sōmatos тело) психогенно либо преимущественно психогенно обусловленные нарушения функций внутренних органов или физиологических систем (кровообращения, дыхания, пищеварения,… … Медицинская энциклопедия

«F51» Расстройства сна неорганической этиологии — Эта группа расстройств включает: а) диссомнии: первично психогенные состояния, при которых основным является эмоционально обусловленное нарушение количества, качества или времени сна, то есть инсомния, гиперсомния и расстройство цикла сон… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

психосоматические расстройства — Неточно определенный термин с холистической окраской и двойственным смыслом, применяемый, прежде всего, к состояниям, в которых эмоциональные расстройства играют значительную роль в этиологии, усугублении или поддержании патологического… … Большая психологическая энциклопедия

ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА — группа психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания непрерывности собственной идентичности. Обычно эти функции интегрированы в психике … Энциклопедия Кольера

dic.academic.ru

Психогенная депрессия

Психогенная депрессия – расстройство, возникающее под воздействием внешних негативных или позитивных факторов (как длительно действующих, так и однократных) после ситуаций утраты/изменения значимых для человека ценностей. Для лиц, страдающих данным расстройством, характерны повышенная чувствительность, впечатлительность, робость, мнительность, педантичные черты. Психогенная депрессия может развиться непосредственно после психотравмирующей ситуации, хотя у некоторых пациентов депрессивный эпизод возникает спустя промежуток времени после стрессового события.

У больных часто отмечается фиксация на произошедшем факте, им свойственно интенсивное и постоянное внутреннее напряжение, не поддающееся ослаблению усилиями воли. Лица, страдающие психогенной депрессией, проявляют иррациональное беспокойство за судьбу, здоровье, благополучие себя и своих близких.

Больные отмечают умственную заторможенность, трудности с концентрацией внимания и преобладание в раздумьях идей собственной никчемности. Они в пессимистических красках описывают свое прошлое и настоящее, убеждены, что будущее существование – бесперспективно и бессмысленно. Нередко идеи суицида считаются ими единственно правильным решением и «разумным» выходом из сложившейся ситуации. У людей с диагнозом «психогенная депрессия» отсутствует стремление преодолевать трудности, разрешать проблемы. Они предпочитают скрывать в себе испытываемые эмоции, не выражать свое недовольство, а «плыть по течению».

Личности с преобладающими истерическими чертами характера проявляют симптомы депрессии в демонстративной капризности, нервозности, раздражительности, суетливости. Такие лица часто совершают попытки суицида, причем все их действия отличаются наигранной, неестественной «театральностью».

Депрессии психогенного характера в последнее время принято рассматривать в рамках дистимического расстройства – хронического заболевания умеренной степени выраженности симптомов с астеническими и неврастеническими проявлениями. Они имеют определенное сходство с психогенно спровоцированными формами рекуррентной депрес­сии: психологическую ясность причины пе­реживаний, хронологическую и смысловую связь со стрессовым событием, отсутствием аутохтонности (свойства развиваться без наличия причинного фактора).

Провоцирующие стрессоры, предшествующие и/или сопровождающие психогенную депрессию, свидетельствуют об их разнообразии и неоднородности. Однако у большинства пациентов развитию депрессивного синдрома предшествовали не­благоприятные латентные причины личного, бытового, профессионального аспектов.

Отличительной особенностью психогенной депрессии является изменение со­стояния больного при воздействии извне различных по содержанию факторов. Противоположностью для типичной эндогенной депрессии, не меняющей своей структуры под влиянием внешних факторов, являются разноплановые вариации способов эмоционального реагирования и поведенческих реакций. Также установлена перспектива возможности компенсации болез­ненных ощущений методами психотерапевтического воздействия.

Как правило, доминантой в эмоциональном аспекте психогенного расстройства выступают гнетущая тоска и иррациональная тревога, хотя нередко фиксируются дисфорические проявления и сенсорная гиперестезия. В большинстве случаев в клинической картине присутствуют проявления лабильности вегетативной нервной системы:

  • частые колебания артериального давления,
  • изменения сердечного ритма,
  • повышенное потоотделение,
  • сухость слизистой оболочки рта.
  • Причем вегетативно-сосудистые колебания усиливаются и более отчетливо выражены при ситуациях физической или эмоциональной перегрузки, возникающих во второй половине дня, и сочетаются с ощущениями вялости, мышечной слабости, телесного дискомфорта.

    Витальные влечения, обеднение заинтересованности к происходящим событиям, потеря интереса к прежним увлечениям и удовольствиям представлены, как правило, рудиментарно и им свойственны колебания по интенсивности. Стоит отметить, что при психогенной депрессии у больных анестезия витальных ощущений сочетается с обострением способов эмоционального ре­агирования при наступлении особо значимых для лич­ности обстоятельств, зачастую связанных с психотравмирующей ситуацией.

    Классификация психогенной депрессия является довольно трудным диагностическим решением, так как недуг может быть проявлением дистимии, тяжелой формы расстройства адаптации, либо выступать первичным депрессивным эпизодом.

    Психогенные депрессии по содержанию разделяют на заболевания невротического и психотического характера. Расстройство невротического уровня – относительно неглубокое депрессивное состояние с преобладанием в клинической картине тоскливого настроения, плаксивости, чувства собственной неполноценности, истерических проявлений, астенических состояний. Для расстройства психотического уровня (реактивного психоза) характерны иррациональная патологическая тревога, ярко выраженные психомоторное возбуждение и/или торможение, явления деперсонализации и дереализации, ипохондрические настроения, пуэрильные проявления, бредовые идеи преследования и обвинения, суицидальные мысли.

    Для психогенной депрессии:

    • не характерна наследственная (генетическая) предрасположенность;
    • присутствует связь с конкретным психотравмирующим событием;
    • первичный депрессивный эпизод развивается вследствие стрессовой ситуации;
    • интенсивность депрессивных реакций зависит от индивидуального порога чувствительности;
    • ухудшение состояния происходит в вечернее время;
    • сохраняется осознание заболевания;
    • отсутствует двигательная заторможенность;
    • угнетенное настроение выражается плаксивостью;
    • обвинения обращены на окружающих.
    • Психогенная депрессия: причины

      Данное заболевание возникает в результате длительного или однократного воздействия психотравмирующих (стрессогенных) внешних факторов, вызвавших сильную эмоциональную реакцию, зафиксированную впоследствии в подсознании.

      Одним из ведущих факторов, провоцирующих психогенную депрессию, является эмоциональная неудовлетворенность индивида из-за морального конфликта с требованиями социума, пренебрежительного отношения окружающих к потребностям личности, чрезмерной критики, унижения либо безразличия со стороны окружающих. Личностные особенности характера: мнительность, ранимость, впечатлительность, покорность наряду с акцентуированной чертой застревания (фиксации) на событиях вынуждает человека мириться с требованиями современности. Вместо того чтобы адекватно противостоять негативному давлению, категория робких, застенчивых, педантичных людей предпочитают сдерживать свой гнев и подавлять свое несогласие с происходящим. Чтобы соответствовать шаблонным требованиям нормы, быть принятыми, понятыми и востребованными обществом, люди пытаются вытеснять отрицательные эмоции, внешнее демонстрируя согласие, покорность и удовольствие. Результатом вытеснения испытываемых эмоций становится то, что личность начинает пребывать в фантазийном, вымышленном мире, живя чужой жизнью и скрывая настоящие чувства не только от окружающих, но и от самого себя. Следствие такой «игры по чужим правилам»: чрезмерная требовательность к себе, заниженная самооценка, неудовлетворенность собой и вытекающее из этого ощущение одиночества – прямые предпосылки для возникновения депрессивного расстройства.

      Не умея реадаптироваться, то есть эффективно менять способ приспособления к стрессорам, в непривычных ситуациях индивид ощущает состояние сильного эмоционального напряжения. В кризисные моменты, значимость которых не соответствует интенсивности последующей реакции, человек впадает в депрессивное состояние и ощущает мучительные симптомы недуга.

      Факторами, провоцирующими развития психогенной депрессии, могут выступать, как и отрицательные, так и положительные жизненные ситуации. По силе влияния на психику человека лидирующие позиции занимают события:

    • смерть супруга или близкого родственника;
    • развод или разлука с любимым человеком;
    • собственная болезнь или травма;
    • тюремное заключение;
    • вступление в брак;
    • потеря работы;
    • примирение супругов;
    • уход на пенсию;
    • ухудшение состояния здоровья члена семьи;
    • беременность или появление нового члена семьи;
    • сексуальные проблемы;
    • изменение социального статуса или финансового положения;
    • смена деятельности;
    • невозможность погасить кредитные обязательства;
    • выдающиеся личные достижения;
    • изменение жилищных условий или места жительства;
    • изменение личных привычек, распорядка или условий работы, привычного типа досуга;
    • изменение социальной активности или смена религиозных убеждений;
    • начало или окончание обучения.

    Стоит отметить, что симптомы психогенной депрессии могут быть отодвинутыми, то есть проявиться спустя некоторый промежуток времени после психотравмирующей ситуации.

    Психогенная депрессия: симптомы

    Данное заболевание проявляется в виде:

  • беспричинной плаксивости;
  • гнетущего чувства одиночества;
  • подавленности, ощущения внутренней пустоты;
  • нарушения в режиме «бодрствование-сон»;
  • бессонницы;
  • мыслей о бесцельности существования и бесперспективности будущего;
  • чувства собственной никчемности;
  • суицидальных мыслей;
  • усиления негативных ощущений в вечернее время.
  • Зачастую у страдающих психогенной депрессии занижена самооценка, однако больные не занимаются самообвинением, а возлагают всю ответственность и вину за полученную травму на окружающих людей.

    При психогенной депрессии, возникшей после значимой утраты, наблюдается закономерная динамика проявлений и изменений в ощущениях. В течение первой стадии большинство людей пребывают в шоковом состоянии, ощущая отрешенность и опустошенность. Вторую стадию, довольно продолжительную по времени, можно охарактеризовать как период поиска и осознания утраченного. Во время третьей стадии к ощущениям утраты и чувства печали часто присоединяются ярость, гнев, агрессия. Причем депрессивные и маниакальные проявления могут чередоваться и меняться по несколько раз в сутки.

    Психогенная депрессия лишает больных радости существования, никакие привычные занятия и удовольствия их не окрыляют и не вдохновляют. Зачастую за внешней искусственной маской успешности люди, страдающие данным расстройством, маскируют мучительное чувство, страх одиночества и ощущение духовной пустоты, внутреннего вакуума. Большинство больных категорически отказываются принимать участие или даже наблюдать за любыми увеселительными мероприятиями, предпочитая остаться наедине с самим собой и «жевать умственную жвачку», анализируя свои прошлые ошибки и критикуя свое настоящее.

    Кроме изменений в привычном образе жизни и поведенческих реакциях, у таких лиц кардинальным образом меняются жесты, мимика: их лица никогда не озаряет улыбка, уголки губ опущены, отчетливо проявляются старящие морщины. Больные расценивают прошлое и настоящее с пессимистической точки зрения, пребывают в уверенности, что их будущее – бессмысленно, бесперспективно и бесцельно.

    Для невротического этапа развития заболевания характерно отсутствие витальных компонентов депрессии, лабильность (изменчивость и неустойчивость) проявляемых симптомов и физиологических эквивалентов расстройства, которые зачастую маскируют основные компоненты депрессии. Поэтому на данном этапе большинство больных не пребывают под наблюдением психотерапевтов и психиатров, обращаясь за медицинской помощью к врачам общей практики или иным специалистам.

    Психогенная депрессия: лечение

    При выборе методов лечения психогенной депрессии учитываются тяжесть и продолжительность воздействия на индивида психотравмирующих факторов, особенностей протекания преморбида (предшествующего и способствующего развитию недуга состояния), личностные характеристики пациента.

    Ведущий, обязательный компонент лечения психогенной депрессии – психотерапия. Психотерапевтические методики — очень эффективны и действенны, они помогают преодолеть проявления недуга, выйти из состояния депрессии, предотвратить возникновение нового депрессивного эпизода, восстановить жизненные силы. Приемы психотерапии помогают больному продуктивно работать над развитием, изменением и совершенствованием нового мировоззрения и иной модели более универсального поведения. Вспомнив, пережив заново и переосмыслив полученные раны, личность может полностью избавиться от депрессивного состояния.

    Современные методы различных учений направляют пациента на переосмысление и переоценку значимости травмирующего события, они позволяют индивиду взглянуть на прошлое и настоящее с другой точки зрения и помогают сформировать новую картину реалистического восприятия мира. Процесс психотерапевтического лечения – не быстрый, он требует вложения душевных сил и волевых усилий, поддержки опытного врача и внимания близких.

    В сочетании с психотерапевтическими консультациями для достижения стойкого положительного результата при психогенной депрессии используют антидепрессанты курсом не менее 6 месяцев. Данные препараты восстанавливают необходимый уровень нейромедиаторов: серотонина, дофамина, норадреналина, отвечающих за эмоциональную сферу человека.

    Так как антидепрессанты различаются механизмом воздействия, выбрать и определить дозировку препарата должен исключительно квалифицированный специалист. Самолечение при депрессии чревато негативными последствиями вплоть до усиления суицидальных мыслей и действий.

    ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, депрессия, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

    Единой классификации депрессивных расстройств на данный момент не существуют. Большая часть российских и зарубежных психиатров используют несколько вариантов систематизаций. Среди них следующие виды: Классификация по типам депрессий: простые (апатические, меланхолические, тревожные); сложные (состояния, сопровождающиеся навязчивостью, бредом). Классификация по вариантам течения депрессий (МКБ-10): единственный депрессивный эпизод, рекуррентная (повторяющаяся) депрессия, биполярное расстройство (смена депрессивных и маниакальных фаз), […].

    Существует прямая связь между алкогольной зависимостью и депрессивными расстройствами: депрессия также влияет на усугубление алкоголизма, как и чрезмерный прием спиртных напитков вызывает тревожное, меланхоличное, маниакальное состояния.

    Причины возникновения депрессии

    Исследования, проведенные экспертами из Университета Канзаса, изучив причины депрессии у свыше 2500 пациентов психиатрических клиник США, установили основные факторы риска развития депрессии. К ним относятся: Возраст от 20 до 40 лет; Изменение социального положения; Развод, разрыв отношений с близким человеком; Наличие в предыдущих поколениях актов суицида; Потеря близких родственников в возрасте до 11 лет; Преобладание […].

    depressia.info

    Это интересно:

    • Темповая задержка моторного развития это Задержка моторного развития Задержка моторного развития проявляется у детей первых лет жизни. Малыш учится держать голову, ползать, сидеть и делать первые шажки. Одни детки развиваются быстрее и в восьмимесячном возрасте могут ходить, держась за опору. Другие - лишь уверенно ползают и еще не становятся на […]
    • Стресс лежит в основе Основные черты психического стресса Так как психический стресс возникает главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определённой ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Здесь от фактора личности зависит очень много. В системе […]
    • Возрастной риск синдрома дауна Интерпретация результатов пренатального скрининга Интерпретация результатов пренатального скрининга должна проводится врачом. Информация, размещенная на этой странице, является обобщенной справочной информацией. Для вычисления рисков используется специальное программное обеспечение. Простое определение уровня […]
    • Заикание по лСВолковой Заикание по лСВолковой 18. Как реализуется дифференцированный подход при устранении заикания? 19. В чем значение развивающего и коррекционного аспектов логопедической работы с заикающимися дошкольниками и школьниками? 20. Как реализуются дидактические принципы в логопедических занятиях с заикающимися? 21. Расскажите […]
    • Стресс и патология порядин Патофизиология - Порядин Г.В. - Курс лекций Год выпуска: 2014 Автор: Порядин Г.В. Качество: Отсканированные страницы Описание: Значение фундаментальной подготовки в общем образовании и становлении врача невозможно переоценить. Это положение особенно усиливается в свете новой концепции подготовки […]
    • Клиника неврозов им и п павлова Клиника неврозов им и п павлова Все контактные данные указаны в разделе "Контакты" «Клиника неврозов» располагается в старинном здании недалеко от церкви Успенского подворья монастыря Оптиной пустыни. В нескольких минутах ходьбы красивый вид на Неву с набережной лейтинанта Шмидта. Сотрудники больницы с трепетом […]
    • Занятия для ребенка с синдромом дауна Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна Дарья Брутчикова Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна. (занятие разработано для детей, не говорящих, но понимающих инструкцию). - научить ребенка квалифицировать предметы по признаку домашние, дикие животные. - […]
    • Шизофрения кандинского Синдром Кандинского-Клерамбо — наиболее частое проявление шизофрении. Чтобы прекратить внешнее «влияние» на свой мозг, покончил с собой во имя конспирации на пике одного из приступов в 1889г. через оверлоад веществами. Псевдогаллюцинации — галлюцинации в пределах своего субъективного мира, т.е. «музыка играет за […]