Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом

Материал по теме:
Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма

В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития такой системы обусловлена высокой частотой данной патологии развития. Учитывая то обстоятельство, что пока общепринятого подхода к коррекции раннего детского аутизма в России не существует, следует пользоваться действующим законодательством и существующими нормативными актами, принимая во внимание положительные стороны наработанных методик, возможности их комбинирования и совмещения.

Дети с РДА представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У части этих детей превалируют эмоциональные нарушения, у других на первый план выступают нарушения поведения и, наконец, состояние ребенка может характеризоваться сочетанием этих нарушений. Во всех случаях имеет место неравномерность психомоторного развития. Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии..

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая помощь детям

с синдромом раннего детского аутизма

В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития такой системы обусловлена высокой частотой данной патологии развития. Учитывая то обстоятельство, что пока общепринятого подхода к коррекции раннего детского аутизма в России не существует, следует пользоваться действующим законодательством и существующими нормативными актами, принимая во внимание положительные стороны наработанных методик, возможности их комбинирования и совмещения. Пока мало кто в государственной системе образования берется за обучение ребенка с серьезным нарушением развития, с РДА. Из-за ограниченной государственной реабилитационно-образовательной инфраструктуры для ребенка с РДА выбор возможных способов и форм обучения весьма ограничен. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. № 288 и от 10.03.2000 г. № 212, письмом Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003 г. № 27 2722-б «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» в нашей школе организована работа с детьми с синдромом раннего детского аутизма. В учреждении внедрен метод интегрированного обучения детей-аутистов. Данная категория детей поступает в школу на основании заключения гор. ПМПК, обл. ПМПК и направления Управления образования. Обучение 3 детей – аутистов идет по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 кл.». 5 детей-аутистов занимаются по «Программе для глубоко умственно отсталых детей». Дети занимаются в небольших классах- группах по 5 – 9 человек. В каждой такой группе находятся 1 – 2 ребенка-аутиста. Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом, годовым календарным графиком. В Учебный план входят такие предметы как чтение, письмо, развитие речи, математика (счет), самообслуживание, физическое воспитание, предметно — практическая деятельность, ручной труд, рисование, музыка, ритмика, а также индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций (ЛФК, логопедия, развитие психомоторики и сенсорных процессов). При условии правильно организованной работы, ребенок-аутист может адаптироваться в классе-группе детей с умственной отсталостью. Пребывание в подобной группе позволяет ребёнку с РДА развивать навыки коммуникации, бытовые навыки, продвинуться в развитии речи, что со временем может позволить ему быть интегрированным в класс- группу детей, соответствующих его возросшим возможностям. Дети с РДА представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У части этих детей превалируют эмоциональные нарушения, у других на первый план выступают нарушения поведения и, наконец, состояние ребенка может характеризоваться сочетанием этих нарушений. Во всех случаях имеет место неравномерность психомоторного развития. Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии. Коррекционно-воспитательную работу с обучающимися характеризуют такие черты, как:

— целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом);

— системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время);

— комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом);

— связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок).

В основу коррекционной работы с детьми-аутистами положены следующие принципы, обеспечивающие наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка:

— принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок; уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности

— основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы); — принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития);

— принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями);

— принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком);

— принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию).

Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными принципами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка-аутиста. Система коррекционной помощи аутичным детям имеет комплексный характер и проводится специалистами различного профиля: педагогом-психологом, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, воспитателями, инструктором по физкультуре, ЛФК, педагогами дополнительного образования, имеющими большой опыт работы с детьми с нарушением развития. Адаптация к школьной жизни детей-аутистов происходит очень трудно. Они плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми на перемене и т. д. Невозможность самостоятельно адаптироваться к неожиданным изменениям в режиме школьной жизни часто ставит аутичного ребенка под угрозу эмоционального срыва. Большое значение в коррекционной работе имеет пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе. Для успешной адаптации в школе ему помогают создать устойчивый адекватный стереотип школьного поведения. Тревога ребенка уменьшается, если он четко усваивает свое основное место занятий, и что он должен делать во всех других местах школы, где он бывает. Создано соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий. Обучение аутичных детей требует нестандартного подхода. Учитель учитывает особый темп работы детей, трудности организации их внимания. Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев приходится в зависимости от ситуации и желаний ребенка. Так, на этапе налаживания контакта с ребенком не стоит настаивать на проведении конкретных игр. Надо быть более чутким к реакциям ребенка, и тогда он сам предложит форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребенком (не забывая, конечно, о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в нас союзника, товарища по играм, станет доверять нам. Поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае педагог сохраняет спокойствие, старается понять, что ребёнок хочет, помогает ему выйти из состояния дискомфорта. Специфической формой организации учебно-коррекционного процесса являются индивидуальные занятия по коррекции коммуникации, деструктивного поведения, снятию агрессии и немотивированных страхов, направленные на формирование нормативного поведения и межличностных отношений. Индивидуальные занятия проводят – педагог-психолог, дефектолог, логопед, учитель ЛФК, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, каждый из них имеет свою основную цель, но при этом всегда старается одновременно воздействовать на все сферы развития ребенка. На индивидуальных занятиях используется метод телесного ориентирования в сочетании с воздействием на все сенсорные системы, например, ребенок не только слышит слово, он видит, как оно произносится, ощущает руками движения и артикулирует с помощью педагога. Поскольку часто дети с аутизмом за счет отрешенности от мира не проявляют с помощью речи своих потребностей и желаний, то развитие первичных навыков общения начинается с формирования навыков указательного жеста. На первых этапах работы отрабатываются реакции оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности. На следующем этапе предполагается усложнение задачи путем перехода от манипулятивной игры к сюжетной. В рамках этой работы предполагается поэтапное усложнение деятельности и увеличение предлагаемого объема навыков и знаний, обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Задания предлагаются в наглядной форме, объяснения простые, повторяющиеся несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания предъявляются голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. На последующих этапах работы решается задача усложнения деятельности. Дети-аутисты получают помощь в осознании того, что они любят и не любят, что такое хорошо и что такое плохо, чего от них ждут другие люди, где границы их возможностей. Все это они усваивают, только подробно проживая все возникающие жизненные ситуации. Для этого очень важен развернутый эмоциональный подробный комментарий взрослого. Для ребенка с РДА представляет большую трудность включение в жизнь класса, понимание фронтальных инструкций на уроке, работа в коллективе. Следовательно, ему могут быть необходимы дополнительные объяснения и указания, индивидуальная работа. Очень важны для таких детей личные отношения, поэтому учитель постоянно демонстрирует ребенку свою заинтересованность в нем и в том, что он делает. Для такого ребенка очень важно иметь возможность быть рядом со сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. С ним надо специально проговаривают, обсуждают возникающие ситуации. Предоставляют ребенку возможность участвовать в общих делах класса, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно. Успешная коррекционная работа с ребенком-аутистом невозможна без определённого специального образования родителей. Главными принципами ведения этой работы являются:

— уважительный и демократический характер отношения педагога с семьей ребенка-инвалида;

— охват системой просвещения родителей;

— участие в педагогическом просвещении родителей всех специалистов школы;

— создание условий для посещения родителями занятий с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления полученных ими знаний в условиях семейного воспитания.

Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Это основная цель педагогического просвещения родителей. Родители не менее детей нуждаются в реабилитации, им нужна помощь и поддержка, они живут под гнетом социальных и психологических проблем, сопутствующих воспитанию ребенка с особыми потребностями. Потому участие в совместных с детьми занятиях, тренингах, праздниках дает родителям возможность освободиться и от своих проблем, «вырасти» из них и перевести отношения в семье на иной уровень. Весь учебно-воспитательный процесс школы направлен на реабилитацию детей-аутистов. С этой целью в школе действует психолого-медико-педагогический консилиум, осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка. На каждого ребёнка составлена карта индивидуального психологического развития, программа комплексной коррекции обучающегося, проводятся психологические мониторинги (на начало, середину, конец учебного года). По результатам данных мониторингов можно сделать вывод о динамике развития ребенка.

Мы говорим об особенных детях-детях с синдромом раннего детского аутизма, которые учатся в «Специальной (коррекционной) школе VIII вида». Они учатся, значит, у них есть возможность социализироваться в обществе, быть нужными, равными.

nsportal.ru

Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом

  • Институт
    • Институт
    • Об институте
    • Сведения об образовательной организации
    • Об учредителе
    • Структура
    • Копии положений о структурных подразделениях
    • Ректорат
    • Отчет о результатах самообследования
    • Документы о деятельности института
    • Кафедры и отделы
    • Партнеры
      • Партнеры
      • Муниципальные методические службы
      • Издательства
      • Образовательные порталы
      • Образовательные учреждения
      • Контакты
      • Программа развития
      • Архив
      • Витрина
      • и переподготовка»> Повышение квалификации
        и переподготовка
        • Повышение квалификации
          и переподготовка
        • Годовой календарный учебный график
        • Модульные курсы
          • Модульные курсы
          • Регистрация на модульные курсы
          • Дистанционное обучение
          • Тьюторы
          • Программы повышения квалификации
          • Программы профессиональной переподготовки
          • Диагностика уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ
          • Научная работа
            • Научная работа
            • Конференции
            • Публикации
            • Научный журнал
              • Научный журнал
              • Правила направления, рецензирования и опубликования научных статей
              • Тематика публикаций журнала
              • Scientific Periodical
                • Scientific Periodical
                • Rules of reviewing and publishing scientific articles
                • Subjects of journal publications
                • Научно-прикладные проекты
                • Сотрудничество
                • методический кабинет»> Виртуальный
                  методический кабинет
                  • Виртуальный
                    методический кабинет
                  • Управление образованием
                    • Управление образованием
                    • Дополнительное образование
                      • Эффективный опыт управления
                      • Назад
                      • Дошкольное образование
                      • Управление муниципальной системой образования
                        • Управление муниципальной системой образования
                        • Нормативно-правовые основы деятельности
                        • Дошкольное образование
                          • Методические рекомендации по организации образовательной деятельности
                          • Начальное общее образование
                            • Начальное общее образование
                            • Музыка
                            • Физическая культура
                            • Искусство
                            • Основы религиозных культур и светской этики
                            • Литературное чтение
                            • Математика
                            • Окружающий мир
                            • Русский язык
                            • Основное и среднее общее образование
                              • Основное и среднее общее образование
                              • Методические рекомендации по организации образовательной деятельности
                                • Физика
                                • Классное руководство
                                • Биология
                                • Химия
                                • Основы духовно-нравственной культуры народов России
                                • Основы безопасности жизнедеятельности
                                • Изобразительное искусство
                                • Внеурочная деятельность
                                • Информатика
                                • Математика. Алгебра. Геометрия
                                • Литература
                                • География
                                • Иностранный язык
                                • Технология
                                • История России. Всеобщая история
                                • Обществознание
                                • Астрономия
                                • Образование детей с особыми образовательными потребностями
                                  • Образование детей с особыми образовательными потребностями
                                  • Работа с одаренными детьми
                                    • Работа с одаренными детьми
                                    • Материалы развивающего характера
                                    • Дополнительное образование
                                    • Психолого-педагогические основы деятельности
                                    • Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
                                      • Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
                                      • Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
                                      • Материалы, используемые в воспитательной деятельности
                                      • Материалы обучающего характера
                                      • Дополнительное образование детей
                                        • Дополнительное образование детей
                                      • Библиотека образовательной организации
                                      • Психология в образовании
                                      • Проекты
                                        • Проекты
                                        • ФГОС
                                        • Конкурсы профессионального мастерства
                                          • Конкурсы профессионального мастерства
                                          • Учитель года
                                          • Педагог года в дошкольном образовании
                                          • Сердце отдаю детям
                                          • Воспитать человека
                                          • Предметные лаборатории
                                            • Предметные лаборатории
                                            • Новости
                                            • Нормативные документы
                                            • Информационные карты
                                            • Сайты предметных лабораторий
                                            • Олимпиады
                                            • Наши лидеры
                                              • Наши лидеры
                                              • Презентация лучших практик работы кафедр, учебно-методических центров
                                              • Портфолио педагогических и научных работников
                                              • Виртуальные выставки
                                              • Образовательный проект ТЕМП
                                                • Образовательный проект ТЕМП
                                                • Документы
                                                • Информационные материалы
                                                • Региональные инновационные площадки
                                                • Сеть НПП
                                                  • Сеть НПП
                                                  • Сеть научно-прикладных проектов
                                                  • Участники сети
                                                  • Учебно-методическое объединение
                                                  • Форум
                                                  • Карта сайта
                                                  • Все сайты ГБУ ДПО ЧИППКРО
                                                    • +7 (351) 263-89-35
                                                      • Обратная связь
                                                      • +7 (351) 263-89-35
                                                      • +7 (351) 263-97-46
                                                      • Заказать звонок
                                                      • ул.Красноармейская, д.88,
                                                        г.Челябинск

                                                        ipk74.ru

                                                        Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме

                                                        Глава 1. Теоретические аспекты коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме 6

                                                        1.1 Аутизм: понятие, классификация, психологические особенности 6

                                                        1.2 Состояние коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме в России 12

                                                        Выводы по первой главе 18

                                                        Глава 2. Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме 20

                                                        2.1 Методы исследования возможностей восприятия коррекционно-педагогической помощи детьми с аутизмом 20

                                                        2.2 Сущность, задачи, виды и основные направления коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме 22

                                                        Выводы по второй главе 31

                                                        Список литературы 35

                                                        Актуальность темы в том, что нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является детский аутизм. Аутизм является одним из тяжелых нарушений развития (ГНР) (pervasive developmental disorders, PDDs), которое характеризуется серьезными недостатками социальных и коммуникативных навыков, а также стереотипными интересами и паттернами поведения.

                                                        В современной России специалисты признают, что коррекционно-педагогическая помощь требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях и больше, чем медицинская, однако, и сейчас такому ребенку чрезвычайно трудно вписаться в современную систему образования. Даже принятым в образовательные учреждения детям с аутизмом, как правило, уже на ранних этапах обучения отказывают в продолжении образования. При этом специалисты как общеобразовательных, так и специальных школ сталкиваются с однотипными трудностями, определенными характером нарушения психического развития при аутизме.

                                                        Самым распространенным способом преодоления этих трудностей становится решение о выведении ребенка с аутизмом на надомное обучение. Поэтому коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое яв­ление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, вос­питание и развитие), выступающий как единая педагогическая сис­тема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оце­ночно-результативный компоненты. Обучение и воспитание аутичных детей требует индивидуальной и групповой работы, которая направлена на: преодоление аффективной патологии; установление контакта с аутичным ребенком; формирование целенаправленной деятельности; усиление психологической активности аутичных детей. Наиболее эффективна коррекционная работа при аутизме, имеющая индивидуальную направленность. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с аутизмом. Приобретение самостоятельных специальных умений способствует формированию у него положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других недостатков развития.

                                                        Объектом исследования процесс коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме.

                                                        Предмет исследования коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме.

                                                        Целью исследования является характеристика коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме.

                                                        Гипотеза исследования в том, что, если будет специально организован образовательный процесс и проведена комплексная коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме, то это будет способствовать достижению ориентации аутичного ребенка вовне; обучению его простым навыкам контакта; обучению более сложным формам поведения; развитию самосознания и личности аутичного ребенка.

                                                        описать аутизм: понятие, классификация, психологические особенности;

                                                        раскрыть особые образовательные потребности детей с аутизмом и коррекционно-педагогическая помощь;

                                                        провести исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме;

                                                        охарактеризовать сущность, задачи, виды и основные направления коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме.

                                                        Теоретические методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, системный анализ, обобщение, выделение главного, выводы.

                                                        Эмпирические методы исследования — эксперимент, диагностические методы исследования.

                                                        Методы обработки полученных данных – качественные и количественные, то есть статистического анализа.

                                                        Методологической основой исследования стали положения о специальном образовании аутичных детей А.Д.Андреевой, И.В.Дубровиной, С. Д. Забрамной, Б. И. Пинского, Ю. В. Слюсарева, Г. Я. Трошина, Л. В. Шибатаевой, Е. Л. Яковлевой и многих других.

                                                        База для проведения исследований: детский дом интернат №2 г. Волгограда.

                                                        Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

                                                        Глава 1. Теоретические аспекты коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме


                                                        1.1 Аутизм: понятие, классификация, психологические особенности

                                                        Термин аутизм происходит от латинского слова autos – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира [4, с. 12].

                                                        Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году, когда он наблюдал за 11-ю детьми, которые в течение первых лет своей жизни полностью замкнулись в себе. Они не воспринимали других людей, избегали зрительного контакта, не проявляли ни малейшего понимания социальной стороны жизни, частично или полностью не могли овладеть речью и постоянно повторяли одни и те же стереотипные движения. Для этих детей также были характерны персеверации, когда ребенок проявляет болезненно маниакальную настойчивость, требуя, чтобы каждый раз в неизменном виде воспроизводились его любимые ритуалы и занятия, нарушить которые не может никто, кроме него самого.

                                                        В качестве клинических критериев синдрома детского аутизма Л. Каннер в 1943 году выделил [5, с. 86]:

                                                        – глубокую недостаточность способности установления аффективного контакта;

                                                        – тревожное навязчивое стремление к сохранению постоянства в обстановке;

                                                        – сверхсосредоточенность на определенных объектах и ловкие моторные действия с ними;

                                                        – мутизм или речь, не направленную на коммуникацию;

                                                        – хороший познавательный потенциал, проявляющийся в блестящей памяти у говорящих детей и в решении сенсомоторных задач у мутичных.

                                                        В последующие годы эти критерии значительно развивались и уточнялись. По мере накопления данных был снят тезис об обязательном присутствии у аутичного ребенка хорошего интеллектуального потенциала, было подтверждено значение и уточнена специфика речевых расстройств. Подкреплено мнение о проявлении подобных расстройств у ребенка не позже, чем в возрасте 30 месяцев, что еще больше связало синдром с нарушением психического развития, а не с его регрессом.

                                                        Итак, критерии синдрома были значительно уточнены и определены следующим образом (M. Rutter, 1974-1978) [6, с. 46]:

                                                        – проявление специфических трудностей до 30-месячного возраста;

                                                        – особые глубокие нарушения социального развития, не связанные жестко с уровнем интеллектуального развития;

                                                        – задержка и нарушение развития речи вне прямой зависимости от интеллектуального уровня ребенка;

                                                        – стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипных занятиях, сверхпристрастиях к объектам или сопротивлении изменениям среды.

                                                        В. Bettelheim в 1967 году отметил, что стремление к постоянству в окружающем может не проявляться у глубоко аутичных детей, отгороженных от всякого контакта с реальностью. Е. Ornitz и Е. Ritvo в 1968 году в качестве опорных признаков детского аутизма выделили особенности восприятия и организации моторных действий, в 1978 году Е. Ornitz предложил ввести в ряд основных признаков специфическую реакцию на сенсорный раздражитель, которая может выражаться и в его игнорировании, и в болезненной реакции, и в особой зачарованности определенными сенсорными впечатлениями. L. Wing (1976) одним из основных признаков аутизма считает трудность символизации, заключающуюся в буквальности, одноплановости понимания происходящего, трудностях переноса сформированных навыков и развития символической игры [6, с. 48].

                                                        В целом можно сказать, что при общем признании диагностической ценности критериев Каннера и Раттера и понимании важности других признаков аутизма в ходе диагностики исследователи опираются не только на жесткие критерии, но и на целостную картину проявлений расстройств. Такая тенденция отражена и в современных диагностических системах, где для постановки диагноза необходимо набрать определенное количество основных признаков, которые могут при этом выступать в несколько разнящихся наборах.

                                                        Таким образом, клиническая картина синдрома характеризуется большинством авторов как полиморфная и противоречивая (L.Wing, 1976; M.С. Вроно, 1976; M. Rutter, 1978; В.М. Башина, 1980, 1999; В.Е. Каган,1981; К.С.Лебединская, И.Д. Лукашова, С.В.Немировская, 1981; К.С.Лебединская, 1987, 1988), что внешне как бы контрастирует с четкостью основных критериев, выделенных Л. Каннером. Представляется, однако, что эта противоречивость сама может рассматриваться как специфическая характеристика синдрома.

                                                        Аутизм проявляется как нарушение возможности устанавливать адекватные аффективные связи даже с самыми близкими людьми. Но в конкретных случаях это может выразиться и в безразличии к людям как «экстремальное одиночество», и в гиперчувствительности, тормозимости в контактах, непереносимости взгляда, голоса, прикосновения, и в патологической симбиотической связи с матерью. В более легких случаях эти трудности проявляются в недостаточности развития эмоциональных связей – недостатке сопереживания, непонимании чувств и намерений других людей, эмоционального подтекста ситуации. Затруднения могут быть менее выраженными в общении со взрослыми и более явными в контактах с другими детьми, причем общение с младшими или старшими детьми проходит легче, чем со сверстниками [7, с. 26].

                                                        В более широком смысле аутизм можно рассматривать не только как нарушение контакта с людьми, но и как общий отрыв от реальности. Нарушения связи с внешним миром могут проявляться полярно: и как общая отгороженность, отсутствие реакции на внешние воздействия, и как парадоксальность в восприятии окружающего, и как особая ранимость такого ребенка в контактах со средой. Характерны и пассивность, отсутствие интереса к окружающему, и выраженные сверхпристрастия, постоянный одержимый поиск определенных впечатлений.

                                                        К собственно детскому аутизму относятся [7, с. 28]: аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера.

                                                        Детальное знакомство специалистов с историей клинического изучения детского аутизма и его современными клиническими классификациями возможно благодаря работам В.М. Байтной (1999). В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

                                                        I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма. Характерные признаки: эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует; реакция на внешние раздражители слабы; может присутствовать мутизм; типична мимическая маска глубокого покоя; характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате); избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.) [10, с. 37].

                                                        II ГРУППА. Характерные признаки: присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод); в речи преобладают однотипные штампы-команды; возможно выполнение просьб матери; чремерная привязанность к матери; сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери; стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; ритуализация повседневной жизни [10, с. 38].

                                                        III ГРУППА. Характерные признаки: наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога; способность выразить свои потребности посредством речи; конфликтность; поглощенность одним и тем же занятием; большой словарный запас «книжного характера»; парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений [10, с. 39].

                                                        works.doklad.ru

  • Это интересно:

    • Депрессия может привести к смерти Даже незначительная депрессия может привести к быстрой смерти Масштабное многолетнее исследование подтвердило, что у людей, в жизни которых был хотя бы один серьезный депрессивный эпизод, значительно выше риск ранней смертности. Причем этот риск выше для женщин. Депрессия является одним из наиболее распространенных […]
    • Психологические упражнения при депрессии Как лечить Депрессию- упражнение в помощь. Затраты психофизических ресурсов и как лечить депрессию. Вспомогательное упражнение для восполнения энергетических затрат. Доброго времени друзья! Прежде всего я хочу сразу сказать, что это упражнение не направлено на полное избавлении от депрессии, а служит лишь помощью […]
    • Как узнать есть ли у тебя депрессия Как понять, что у тебя депрессия, требующая похода к специалисту «Настоящая депрессия – это болезнь. Это не эпизод плохого настроения, не переутомление или каприз, который на завтра после удачного похода по магазинам улетучится». Почему люди боятся идти к специалистам со своими проблемами? А если и идут, то с какими? […]
    • История болезни депрессия История болезниНевротическая депрессия Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в […]
    • Лечение невроза народной медициной Народные средства против нервоза Неврозы — группа функциональных расстройств нервной системы, обусловленные длительным психическим перенапряжением. Неврозы нередко встречаются среди, чаще у лиц со слабым типом нервной системы. Неврозы развиваются чаще всего вследствие длительного воздействия стрессовых факторов […]
    • Башина аутизм Башина В.М.Ранний детский аутизм В детской психиатрии к настоящему времени выделены два основных направления исследований: "Нарушения поведения", "Задержки психического развития". Поскольку при раннем детском аутизме (РДА) формируются личностные аномалии, сочетающиеся с расстройствами поведения и повреждением […]
    • Ребенок с синдромом дауна инвалидность Медико-социальная экспертиза Вопрос от Kate1982: Здравствуйте! Уважаемый astra71 полистала форум,прежде чем зарегестрироваться, ОГРОМНОЕ спасибо за Вашу просвятительскую работу! Приятно читать Ваши ответы. Решила задать свой вопрос. Ситуация. Родилась дочь. Врожденный порок сердца (операцию уже сделали)+синдром […]
    • Магазины стресс в екатеринбурге официальный сайт СТРЕСС /МАГАЗИН/ Головные уборы, женская одежда, аксессуары Телефон: +7 (343) 257-92-27, 38-32-632 Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 46 Режим работы: С 10.00 до 22.00 без перерыва без выходных Общая информация Дополнительная информация Сеть модных магазинов "СТРЕСС" предлагает […]