Психотерапия в аутизме

Психотерапия в аутизме

Наши высказывания об аутистическом синдроме позволяют сделать вывод, что психотерапия этого синдрома должна иметь единую направленность, но для каждого ребенка ее нужно тщательно продумать.

Лечение детей и подростков с аутизмом требует специальных знаний и опыта. Каждый вид терапии (психотерапия или иные методы) должен прежде всего вытекать из установленного диагноза. Но и сегодня еще случается, что родители ребенка с ранним аутизмом или с синдромом Аспергера очень долго ходят от врача к врачу, консультируют ребенка в разных учреждениях, прежде чем будет поставлен правильный диагноз. Ошибочный диагноз (например, «задержка развития») имеет крайне негативные последствия для родителей и ребенка. Поэтому очень важно информировать врачей, психологов, родителей, воспитателей детских садов о клинической картине заболевания. Большую помощь родителям может оказать памятка Немецкого союза помощи аутичным детям (Weber).

Если диагноз установлен, необходимо подробно и доходчиво объяснить клиническую картину родителям и близким людям. При этом не следует умалчивать, что речь идет о тяжелом расстройстве, на которое, однако, можно с успехом воздействовать с помощью целенаправленных и настойчиво проводимых мер. В связи с разъяснительной работой нужно также регулярно затрагивать «тему вины».

Многие родители чувствуют себя виноватыми в болезни ребенка; при этом они имеют в виду либо наследственную отягощенность аутизмом, либо (что бывает гораздо чаще) то, что они своим поведением в первые недели или месяцы жизни ребенка вызвали у него это расстройство или по крайней мере спровоцировали его. Нередко подобные переживания вины проистекают от знакомства с психореактивной гипотезой возникновения раннего детского аутизма, которую следует считать устаревшей. Сторонники этой гипотезы, предложенной теоретиками психоанализа, усматривали причину заболевания в поведении родителей. Предполагалось, что замкнутые и холодные родители передают эти особенности по наследству детям, усугубляя их путем воспитания (van Krevelen).

Общеизвестно, что, хотя в развитии раннего детского аутизма значительную роль играют генетические факторы и органические поражения мозга, это не исключает психотерапевтический подход. Психотерапия может существенно помочь процессу развития аутичных детей как в семье, так и в лечебных учреждениях (в соответствии с их способностями и возможностями), а также их социальной интеграции. При этом важно достигнуть взаимного приспособления между ребенком и его окружением.

Пропагандируются все новые и новые методы лечения раннего детского аутизма, описывается их поразительное действие, включая даже полное излечение. Однако большинство этих видов терапии не доказали свою эффективность в контролируемых терапевтических исследованиях. Вместе с тем понятно, что страдающие родители часто обращаются к тем, кто обещает вылечить их ребенка. Мы утверждаем, однако, что до сих пор нет такого метода (ни психотерапевтического, ни какого другого), который позволял бы полностью излечивать аутистические расстройства.

Имеются, однако, надежные контролируемые исследования, указывающие на успех определенных методов терапии. В основе этих методов лежит ряд простых принципов, которые могут быть применены как элементы совершенно разных терапевтических систем.

Приводимые ниже терапевтические рекомендации действительны для всех упомянутых категорий аутистического поведения:
1. Методы терапии с более выраженной поведенческой ориентацией, прямые и структурированные, бесспорно, эффективнее тех, которые дают пациентам большую свободу (Schopler).
2. Окружение аутичного ребенка должно быть организованным и структурированным (Bartak, Schopler).
3. Аутичные дети с низким уровнем развития требуют более интенсивного воздействия с помощью структурированных мероприятий, чем дети с более высоким уровнем развития.
4. Лечение в каждом случае должно исходить из уровня развития ребенка и целенаправленно включать в терапевтический процесс различные у разных пациентов конкретные сферы (например, формирование игрового поведения, развитие речи, стимулирование собственной активности, устранение стереотипии, ослабление собственной агрессивности).

5. Все способы терапии должны быть по возможности сведены в единую систему, которая, несмотря на различия в сферах воздействия, имела бы одну терапевтическую цель.
6. Лечение детей должно проводиться с участием родителей или других родственников. Поскольку ряд важных лечебных мероприятий нужно продолжать дома, по меньшей мере очень полезной для терапии может быть соответствующая домашняя обстановка.
7. В подростковом возрасте следует учитывать особую, типичную для данного возраста проблематику, которая часто возникает значительно позднее, чем у здоровых подростков. При этом существенную роль играют колебания настроения, агрессивные формы поведения, сексуальные влечения, а при синдроме Каннера — самоповреждающее поведение, возможные церебрально-органические приступы, а также психотические фазы.

8. Психотерапия аутичных детей и подростков в каждом случае должна учитывать школьную и профессиональную сферы, а также по возможности особенности ситуации в учебном учреждении.

9. Не все мероприятия, используемые в работе с аутичными детьми и подростками, соответствуют понятиям терапии и психотерапии; значительно чаще такие пациенты нуждаются в воспитательных мерах. Для развития аутичных детей и подростков с их специфическими потребностями, ограничениями и возможностями требуется общая концепция воспитания и терапии, которая обязательно включает:
• структурированный режим дня с конструктивным воздействием на психическое состояние;
• одновременно с этим предоставление определенной свободы с поощрением собственной активности;
• все меры воздействия должны быть адекватны уровню развития, а также речевым и коммуникативным возможностям больного ребенка или подростка.

meduniver.com

Методы игровой терапии.

Если вы ищете пути для построения социальных навыков у аутичного ребенка, рекомендуем вам обратить свое внимание на методы игровой терапии для работы с детьми с аутизмом. Игровая терапия может помочь аутичным детям в улучшении навыков коммуникации и навыков межличностного общения. Этот вид терапии, как правило, предполагает сосредоточение на интересах ребенка, а также поощрение взаимодействий, основанных на его любимых занятиях.

Игровая терапия является частью области психического здоровья с начала двадцатого века. В процессе психотерапии специалисты помогают детям делиться своими эмоциональными потрясениями, тревогами, горем, поведенческими проблемами, неврологическими заболеваниями и психическими заболеваниями через игровую деятельность. Игровой процесс, которым управляет терапист, помогает детям:

• Узнать больше о своих эмоциях
• Лучше общаться с другими людьми
• Развить навыки решения проблем
• Справляться с поведенческими проблемами
• Разработать механизмы решения проблем на собственном уровне комфорта

Специалисты рекомендуют игровую терапию, потому что игра — это образ мышления ребенка, то, как он справляется со своими эмоциями и взаимодействует с другими людьми. Подготовленный терапист, управляя игровым процессом ребенка, может научить его тому, как справляться со сложными ситуациями или чувствами.

Дети с аутизмом также могут извлечь пользу из игровой терапии. Лечение фокусируется на развитии языка и речи, социальных навыков и навыков построения межличностных отношений. Она также может оказаться полезной для решения сенсорных проблем и поощрения желаемого поведения.

В исследовании Детского центра в Новой Англии (NECC, 2005 год) для обучения аутичных детей творческой игре ученые использовали видеомоделирование в сочетании с игровой терапией и Прикладным анализом поведения (АВА), чтобы поощрить символические игры, подтолкнуть развитие моторных навыков http://autism-aba.blogspot.co.il/2012/10/motor-skills.html, когнитивного мышления, навыков решения проблем и социального взаимодействия. Группе участников, состоящей из 200 аутичных учащихся, исследователи продемонстрировали ряд видеороликов, изображавших детей, которые играли в символические/воображаемые игры с игрушками. После просмотра видеосюжетов, аутичных детей поощряли к тому, чтобы они копировали поведение детей на экране. Значительному количеству учащихся удалось скопировать поведение символической игры после просмотра видеосюжетов.

К игровой терапии для работы с детьми с аутизмом, как правило, относят такие методы, как Floortime, проект P.L.A.Y. и ненаправленная игра.

Наиболее популярным видом игровой терапии при аутизме является метод DIR – «модель, основанная на развитии, индивидуальных различиях и взаимоотношениях» (Dr. Stanley I. Greenspan), также известная как Floortime. Floortime представляет собой подход, в рамках которого процессом игры управляет ребенок, а его игры с родителями, учителями и терапистами основываются на индивидуальных интересах самого ребенка. Терапевтическая игра направлена на достижение шести целей для каждой из вех развития:

  • Интерес к окружающему миру и самосознание. Участие ребенка, проявляемое к событиям в окружающей среде, и его способность к пониманию своей окружающей среды могут быть затруднены проблемами обработки сенсорных стимулов. Игровая терапия призвана привлечь ребенка к окружающей его среде и работать над любыми поведенческими или сенсорными проблемами взаимодействия, когда это возможно.
  • Построение взаимоотношений. Игра помогает построению близости, поскольку ребенок начинает узнавать лица, звуки и распознавать речь. По мере того как ребенок становится все более опытным в этих областях, у него развиваются важные когнитивные и моторные навыки, которые помогают ему в усовершенствовании навыков коммуникации и построении взаимоотношений.
  • Способность к двухсторонней коммуникации. Игровые занятия могут помочь ребенку обучиться двухсторонней коммуникации и лучше понять механизмы причинно-следственной связи и решения проблем, что будет способствовать когнитивному и социальному развитию.
  • Комплексная и невербальная коммуникация. Комплексная коммуникация относится к невербальной коммуникации, такой как мимика лица, язык тела и жесты. Игра может помочь ребенку разобраться в значениях невербальных коммуникативных реакций других людей.
  • Интерпретация эмоциональных идей. Эмоциональные идеи являются частью абстрактного мышления, и игра может помочь ребенку с их интерпретацией и участием в символических играх. Воображаемые игры зачастую вызывают некоторые затруднения у аутичных детей, потому родители и специалисты могут руководить игровым процессом, чтобы поощрить ребенка к воображаемой и символической игре.
  • Выражение эмоционального мышления. Посредством игры ребенок может лучше разобраться в своих собственных эмоциях и эмоциях других людей. Игра может помочь ему в формировании механизмов управления эмоциональными реакциями в стрессовых ситуациях.

Подготовленный специалист может помочь родителям разработать план внедрения Floortime в жизнь их ребенка, а также дать рекомендации в отношении конкретных ситуаций и обстоятельств, связанных с ним.

Проект «Игра и речь у аутичных детей» (The Play and Language for Autistic Youngsters — P.L.A.Y.) представляет собой лечебную программу, основанную на работе доктора Гринспена и его методике Floortime, но с большим акцентом на индивидуальном участии родителей, а также на сотрудничестве родителей с экспертами в области аутизма. Доктор Ричард Соломон создал проект P.L.A.Y. в 2001 году. Эта программа соответствует рекомендациям Национальной академии наук в отношении лечения аутичных детей. Методика проекта включает в себя:

• Раннюю диагностику и вмешательство
• Интенсивный терапевтический план, предполагающий 25 учебных часов в неделю
• Игровые занятия, представляющие собой индивидуальное взаимодействие педагога / игровых партнеров с аутичным ребенком
• Увлекательные игры для каждого из этапов развития

В лечении детей с аутизмом тераписты также используют метод ненаправленной, или управляемой ребенком игры. Исследование, проведенное Британским Университетом г.Йорк в 2007 году, показало, что посредством ненаправленной игры ребенок с глубоким аутизмом может строить межличностные взаимоотношения и совершенствовать социальные навыки. Терапист провел 16 сессий игровой терапии с 6-летним мальчиком, страдающим тяжелым аутизмом, который со временем начал демонстрировать следующие улучшения в области социальных и коммуникативных навыков:

• Ребенок продемонстрировал растущее доверие и привязанность к терапевту
• Проявил признаки формирования большей самостоятельности
• Начал играть в более творческие игры
• Исследование показало, что дети с аутизмом серьезной степени тяжести могут улучшить свои социальные и эмоциональные навыки при помощи ненаправленной игры, а также продемонстрировало необходимость в проведении большего числа исследований в отношении преимуществ игровой терапии при лечении детей с аутизмом.

Получите консультацию у врача, ведущего вашего ребенка, а также у местных организаций поддержки семей с аутичными детьми, и попросите рекомендации в отношении выбора квалифицированного игрового терапевта. Игровая терапия может дополнить практически любой существующий план вмешательства при аутизме. В зависимости от потребностей вашего ребенка, вас может устроить специалист, работающий по методике Floortime, детский психолог или оккупационный терапевт, если они имеют опыт в использовании техник игровой терапии при работе с аутичными детьми.

autism-aba.blogspot.com

Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения

В последние годы зафиксирован стремительный рост количества детей с синдромом аутизма и расстройствами аутистического спектра. При этом до сих пор не существует единого мнения об этиологии этих расстройств, так же, как и общих, универсальных представлений об эффективных и адекватных способах их терапии.

В этих условиях наиболее продуктивным представляется анализ длительного опыта практической помощи детям с аутизмом и их семьям, об эффективности которого можно судить по результатам многолетней работы. Такой опыт, в частности, накоплен в рамках лаборатории Института коррекционной педагогики, специализирующейся на данной проблематике. Рассматривая подобный опыт, важно четко обозначить и обосновать применяемые методы работы, что, в свою очередь, позволит родителям более уверенно получать помощь, а научному сообществу трезво и адресно оценивать конкретную практику и определенные научные взгляды. Кроме того, нам необходимо отделить себя, как из принципиальных соображений, так и для оказания осмысленной и эффективной помощи родителям и детям, от научно и этически неприемлемых взглядов и практик, сложившихся на сегодняшний день в «мире» аутизма.

Метод работы, о котором идет речь в данной публикации, сформировался в результате адаптации холдинг терапии, автором которой является американский психиатр М.Велч, к отечественной системе коррекционно-развивающей работы при аутизме.

Теоретическим основанием нашего подхода к коррекции синдрома являются фундаментальные исследования О.С.Никольской [10, 11] и Е.Р.Баенской [2, 3], которые подтверждают идею о нарушении формирования системы эмоциональной организации сознания и поведения при аутизме. Признаки такого нарушения можно обнаружить у ребенка с формирующимся аутизмом в младенческом и раннем возрасте [2, 3]. Они обусловлены врожденной биологической дефицитарностью ребенка (нарушением активности и снижением порогов аффективного и сенсорного дискомфорта [10, 12]), и, к сожалению, затрудняют, искажают возможность образования ранней связи «мать-дитя». Между тем, хорошо известно, насколько важна полноценная эмоциональная связь с матерью для нормального развития ребенка [5, 6]. Именно для того, чтобы иметь возможность сформировать такую связь, или, в части случаев, сделать ее более полноценной, мы решили ввести в арсенал своих методов коррекционной помощи холдинг терапию М. Велч [14, 15].

Холдинг терапия Марты Велч

Марта Дж. Велч – доктор медицины, практикующий психиатр и исследователь, специализирующийся на детском развитии и психотерапии семейных отношений; является признанным международным авторитетом в сфере исследований детского развития и его нарушений. Доктор Велч изобрела метод, который первоначально был назван «холдинг терапией», а позже переименован автором в «метод регуляторной связи». В настоящее время данный метод используется в коррекции широкого спектра расстройств детского поведения, но его открытие и первоначальное использование было связано с практической помощью семьям, воспитывающим аутичных детей.

По описанию М. Велч, процедура холдинга состоит в следующем: мать берет ребенка на руки и удерживает его в положении, которое позволяет ей установить прямой зрительный контакт. Ребенок может некоторое время быть спокойным, но затем начинает сопротивляться контакту. Отец, находясь рядом с матерью, помогает сдерживать сопротивление ребенка. При этом оба родителя пытаются объяснить ему, как важно быть всем вместе, говорят о своих чувствах, просят не уходить, т.е. удерживают его не только и не столько физически, сколько эмоционально, вплоть до того момента, когда он перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, начинает улыбаться, проявляет нежность. [15]

М.Велч подчеркивает, что пока ребенок сопротивляется контакту, родители должны словесно выражать свои чувства – надежды, разочарования, заботы, но главное — свою привязанность и любовь к ребенку. Если родители проявляют упорство, не отпускают ребенка, несмотря на его агрессию, и продолжают говорить ему о своих чувствах, борьба сменяется нежной близостью с интенсивным зрительным контактом, когда ребенок гладит мать по лицу, когда с ним можно спокойно поговорить. На этой стадии, которую М.Велч назвала «стадией разрешения», холдинг завершается. Доктор Велч рекомендует проводить холдинг ежедневно 1 раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет).

В одной из первых публикаций М.Велч (1983) приводятся четыре истории работы с семьями, воспитывающими аутичных детей. Поскольку дети, с которыми проводилась холдинг терапия, посещали и педагогические занятия, не только родители, но и все занимающиеся с детьми специалисты отмечали, что на фоне холдинга улучшалось их внимание, способность к контакту, исследовательская активность, уменьшалось стереотипное поведение. Все четверо смогли в дальнейшем обучаться в школе.

Данные о положительных результатах холдинг терапии с аутичными детьми содержатся также в публикациях последователей М.Велч, работающих в разных странах. Так, например, в Германии и Чехии холдинг терапию популяризировала д-р И.Прекопп [13]. В ее первой публикации анализуются данные работы с 37 семьями, воспитывающими аутичных детей. Из них 8 – отказались от предложенной холдинг терапии, так как мамы считали, что их ребенок слишком сильный, и удержать его будет невозможно, либо по каким-то другим причинам не хотели или не могли проводить терапию. В остальных семьях у 19 детей был диагностирован синдром Каннера, у 6 – синдром Аспергера, у 4 – аутизм в сочетании с органическим поражением головного мозга. Возраст детей варьировал от 2,5 до 17,5 лет. 6 детей из 25 не выносили телесного контакта, мамы 12 детей говорили, что их дети успокаиваются быстрее, если их оставить в покое.

Холдинг проводился 1-2 раза в день, сначала – только под наблюдением специалиста. В результате уже через 6 месяцев все дети, независимо от возраста, стали более спокойными, уменьшились стереотипии, увеличились возможности и активность в контакте. Ни у одного ребенка не возросло тревожное поведение, напротив, эти тенденции существенно уменьшились. У 5 детей повысился интерес к тому, что происходит в окружающей среде, у 3 детей с эхолалиями появилась фразовая речь, они начали отвечать на вопросы, 1 ребенок во время холдинга впервые начал использовать в речи первое лицо, 1 ребенок с исходно выраженной мышечной гипотонией стал энергичнее, начал активно двигаться. Дети с синдромом Аспергера стали интересоваться человеческими отношениями, их контакты с людьми стали более гибкими. У детей с синдромом Каннера доктор Прекопп наблюдала большее разнообразие в обращении с объектами, использовании игрушек. Все матери признавали, что холдинг дал стимул эмоциональному росту их детей. Никто из них не выразил желания прекратить холдинг в будущем.

Позже И. Прекопп дополнила холдинг терапию некоторыми приемами семейной терапии, и распространила свой метод работы («холдинг по Прекопп») на семьи, воспитывающие детей с различными отклонениями эмоционального развития [13].

Статистически достоверная оценка эффективности любой семейной психотерапевтической практики, к числу которых, без сомнения, относится холдинг терапия, является сложной задачей. Для получения статистически значимых результатов требуется «представительная выборка испытуемых», а в практике одного добросовестно работающего специалиста на протяжении длительного времени может быть лишь несколько семей. Поэтому нам представляются особенно значимыми результаты исследования, в котором оценивались данные, одновременно предоставленные несколькими практиками [16]. Они были получены в процессе терапии, в основе которой также была процедура холдинга (PPCI – «терапия детско-родительскими объятиями»). Испытуемые – 102 ребенка с серьезными поведенческими расстройствами и их семьи. До начала терапии и через год холдинга состояние детей и их поведенческие нарушения оценивались двумя стандартизированными тестами – Achenbach CBCL (оценочный лист поведения Ахенбаха) и RADQ (опросник расстройств привязанности Рэндольфа). Были получены статистически достоверные результаты, которые свидетельствовали о 50-процентном снижении поведенческих проблем у 96 из 102 детей за год терапии. В целом можно сказать, что холдинг терапия привела к значительному и длительному улучшению поведения у большинства детей.

Что касается практики коррекции детского аутизма с помощью холдинг терапии, то наиболее интересен для нас опыт итальянского врача М.Заппеллы [17], которая включила холдинг терапию в комплексную помощь семьям, воспитывающим аутичных детей, еще в 80-е годы прошлого века. Она пишет о том, что первоначально не считала роль семьи в коррекционной работе с аутичными детьми ведущей; с каждым ребенком занимались, в основном, специалисты. Продолжительная работа (на протяжении 8 лет) показала, что только те дети, которые имели эмоциональную поддержку в семье, прогрессировали. Остальным не удавалось сохранить приобретенные навыки после того, как заканчивался курс коррекционной работы. Был сделан вывод о необходимости активного включения семьи в работу с ребенком.

Примечательно, что тот вариант холдинг терапии, который использовала доктор М.Заппелла, она называла «усложненным холдингом», так как провоцировала матерей на продолжение контакта «лицом к лицу» с ребенком уже после того, как «классический» холдинг завершен. При этом подчеркивалась важность постоянного контакта семьи с психологом, задачей которого являлась также и гармонизация отношений в семье аутичного ребенка.

alldef.ru

ПСИХОТЕРАПИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ-КОТЕРАПЕВТОВ ПО ЖЕЛЕЗНЯК, КАРВАСАРСКОЙ, МАРЦИНКЕВИЧ

Содержание:

ПСИХОТЕРАПИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ-КОТЕРАПЕВТОВ ПО ЖЕЛЕЗНЯК, КАРВАСАРСКОЙ, МАРЦИНКЕВИЧ.

При разработке своей модели лечения детей с ранним детским аутизмом, наиболее близкой к гуманистическому и поведенческому направлениям в психотерапии, Л. С. Железняк, И. Б. Карвасарская, Н. Е. Марцинкевич (1993) исходили из ряда положений, которые могут быть сформулированы следующим образом. Индивид постоянно находится в процессе развития, причем чисто человеческие функции развиваются в соответствии с группо-динамическим опытом (Аммон (Ammon G.)), который накапливается в течение жизни, но наибольшее значение имеет опыт раннего детства. Развитие считается доступным терапевтическому вмешательству на любом этапе и независимо от форм его протекания. Авторы также понимают человека как целое, включающее здоровые и больные части. Наличие здорового потенциала предполагается у каждого индивида. В понимании поведения человека личностная интерпретация событий является наиболее важной. Учитывается, что поведение индивида определяется совместным воздействием трех факторов: наследственности, среды и личностной активности (Олпорт (Allport F. Н.)). Большое значение придается воле самого человека, и в таком понимании он становится активным участником терапевтического процесса. Авторы, как и большинство гуманистически ориентированных психотерапевтов, предполагают, что наиболее сильным в человеке является мотив самореализации, или максимального развития личностного потенциала.

Основная задача психотерапевта состоит, таким образом, не в устранении симптома как «мишени», а в поиске контакта со здоровыми элементами личности, их активации и за счет этого — развитии общего потенциала личности в целом. Целям терапии может отвечать все поле социальных взаимодействий больного, а задачей психотерапевта, работающего в данном направлении, становится создание вокруг пациента социально активной среды. Новизну своего подхода авторы видят в применении на практике принципа «терапия средой плюс терапия среды», который заключается в том, что терапевтическое воздействие как на пациента, так и на его ближайшее окружение осуществляется социально активной средой, специально моделируемой психотерапевтом.

В практике детской психотерапии представляется эффективным моделирование среды, включающей сверстников пациента, играющих роль фасилитаторов коррекционного процесса. Сам же психотерапевт выступает в качестве агента изменения (катализатора), запускающего этот процесс и впоследствии осуществляющего контроль и наблюдение за ним.

У детей с тяжелыми психическими заболеваниями, ранним детским аутизмом в особенности, проблемы, связанные с функционированием в социуме, проявляются особенно ярко. Грубая дефицитарность общения, как первично, биологически, так и вторично, социально обусловленная, ведет к недоразвитию социальной адаптации и личности в целом. По мнению авторов, обеспечение общением (заполнение «коммуникативного резервуара», и в первую очередь его эмоциональной составляющей) является важным для таких детей. Причем коммуникативные навыки как база для гармоничного развития личности наиболее успешно формируются в случае предоставления ребенку возможности обучения взаимодействию на собственном опыте при поддержке ближайшего окружения и специалистов. Сформированная психотерапевтом среда по своим параметрам должна быть максимально приближена к естественной.

В соответствии с этими представлениями авторами была разработана методологическая схема поэтапной коррекции и активизации социального функционирования детей с ранним детским аутизмом и другими психическими заболеваниями.

1-й этап — индивидуальные занятия. Этот этап необходим детям, находящимся в наиболее тяжелом состоянии ввиду отсутствия коммуникативных навыков и отказа от общения в любой форме. Основная задача психотерапевта — вызвать у ребенка чувство «коммуникативного удовольствия». Она может быть достигнута за счет снятия акцентов с регламентирующей и информационной функции коммуникации и впоследствии присоединения к сохранным, здоровым частям личности. На этом этапе ребенку позволяются любые проявления поведения, кроме угрожающих жизни.

2-й этап — занятия в малой (2-3 человека) коррекционной группе. Все без исключения дети с синдромом раннего детского аутизма проходят через этот этап со щадящим с точки зрения предъявляемых требований режимом. Начиная с этого этапа в терапевтический процесс на правах котерапевтов включаются сверстники пациента, способные продемонстрировать более зрелые формы игровой деятельности, обладающие хорошими коммуникативными навыками и выраженными эмпатическими способностями. Здесь главная задача — достижение бесконфликтного существования рядом со сверстниками и заинтересованного (хотя бы в форме наблюдения) отношения к ним.

3-й этап — занятия в смешанной коррекционной группе (от 6 до 15 человек) — является основным и самым продолжительным в психотерапевтическом процессе. Открытые и гетерогенные по возрастному и нозологическому параметрам группы объединяют детей с различными пограничными состояниями и социальными поведенческими девиациями. Причем у ядра коллектива возрастные различия сведены к минимуму. Исключение составляют дети с тяжелыми психическими заболеваниями (ранним детским аутизмом, в частности), которые сознательно направляются в группы более старших и более младших по возрасту, исходя из так называемого «принципа встречного движения». Осуществление на практике данного принципа заключается в том, что в начале занятий дети, находящиеся в наиболее тяжелом состоянии с точки зрения развития коммуникативных навыков, дальше всего отстоят от основного возрастного ядра группы. Это обусловлено тем, что максимально отличающиеся по возрасту дети предъявляют друг другу минимальные требования, что снижает чувство опасности и тревоги при организации коммуникации. По мере развития навыков общения у детей с ранним детским аутизмом и улучшения их состояния в целом они переводятся в группы, где возраст участников несколько приближен к возрасту пациента. Предполагается, что на заключительных стадиях психокоррекционной работы ребенок с синдромом раннего детского аутизма сможет строить адекватные взаимоотношения со своими ровесниками и отвечать предъявляемым требованиям, не испытывая при этом чувства тревоги и дискомфорта. Основная задача на этом этапе — осуществление перехода от одиночной предметной игры в присутствии других детей к игре вместе с ними. Отсутствие речи или минимальная речевая активность детей с тяжелыми расстройствами, как показывает практика, не является непреодолимым препятствием.

4-й этап — занятия в открытой социальной среде. Они зачастую проводятся параллельно с занятиями 3-го этапа и включают в себя посещения театров, музеев, экскурсии по городу, туристские походы и проживание в летнем лагере. Основная цель данного этапа — закрепление навыков самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.

Каждый ребенок посещает занятия 1 — 2 раза в неделю в течение учебного года, иногда на протяжении нескольких лет. Продолжительность одного занятия около полутора часов. Поведение психотерапевта на всех этапах психотерапевтического процесса недирективно, воздействие осуществляется на основе эмпатических коммуникаций. Особое внимание на протяжении всей работы специалисты уделяют подбору участников терапевтических занятий. Здесь важны не биологический возраст и нозологические параметры, а скорее личностные особенности и уровень социальной зрелости пациента.

Участники психокоррекционного процесса подбираются с учетом их принадлежности к четырем основным группам: 1) дети с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями (преимущественно ранним детским аутизмом) представляют основную группу для направленных терапевтических усилий; 2) дети с пограничными расстройствами и незначительными поведенческими нарушениями составляют группу, которая в ходе психокоррекционного процесса не просто является «игровой средой» для детей с тяжелыми психическими заболеваниями, но и в первую очередь решает собственные проблемы в рамках традиционно понимаемой игровой терапии; 3) дети с расстройствами социального поведения принимают участие в психокоррекционной работе как с целью нормализации собственных поведенческих проявлений, так и, на более поздних этапах, в качестве помощников; 4) здоровые дети-котерапевты являются ядром психотерапевтической группы. Они участвуют в работе на добровольных началах, осознанно, в качестве помощников, имеют опыт тренинга общения и обладают такими необходимыми качествами, как эмпатия, наблюдательность, активность и креативность. По мнению авторов, одновременное присутствие в группе детей четырех указанных категорий как раз и позволяет моделировать среду, максимально приближенную к естественной (микромодель социума), и с большой степенью вероятности прогнозировать поведение детей в открытом социуме.

Оценка результативности проводится по трем направлениям: наблюдения лечащего врача, отзывы родителей и независимая экспертная оценка психологов. Опыт работы показывает достаточно высокую эффективность предложенной методологической схемы. Положительным результатом для детей с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями, как правило, является активизация и нормализация взаимодействия со своим окружением за счет снижения чувства тревоги и страха при построении коммуникации и, как итог, повышение личностного потенциала в целом. Для остальных участников психокоррекционного процесса следствием занятий в группе становится формирование положительного отношения к себе и окружающим, усиление активности и креативности за счет расширения границ принятия своих собственных проявлений и проявлений окружающих.

Исходя из понимания человека как целостного биопсихосоциального образования, авторы признают, что на всех этапах наиболее продуктивной является комплексная работа по биологической, психологической и социальной коррекции. Предложенная методика — лишь один из возможных вариантов использования психотерапии в системе лечения детей с ранним детским аутизмом.

vocabulary.ru

Это интересно:

  • От моей депрессии страдает семья Если родитель в депрессии Часто депрессию не считают серьезным заболеванием и не пытаются лечить. Чем она опасна для детей депрессивных родителей? Как ее выявить на ранней стадии? Как себя вести, если есть основания предполагать депрессию у себя или у собственного ребенка? Ранее бытовало мнение, что депрессия - […]
  • Шизофрения из за лсд ЛСД вернут шизофреникам Установлен нейрофизиологический механизм, отвечающий за развитие шизофрении и восприимчивость к ЛСД Учёные установили механизм восприимчивости к ЛСД в комбинации с другими веществами — в частности, глютаматом, останавливающим ЛСД-психоз. Их открытие поможет разработать лекарства от шизофрении, […]
  • Проблема взаимоотношений природы и общества Конспект лекций по философии Общество и природа 1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, […]
  • Логоневроз или заикание Логоневроз (заикание) Логоневроз (Logoneurosis – лат.) – судорожное нарушение плавности речи в виде непроизвольной задержки, повторения или затяжного произнесения отдельных звуков, слогов или слов.Другое название логоневроза – заикание. Как правило, логоневроз развивается в детском возрасте от 3 до 8 лет, у мальчиков […]
  • Истерия ресторан меню Ресторан Истерия улица Сикейроса, дом 10, корпус 4 | м.: Озерки Показать на карте банкетное меню на человека Отправить ссылку на эту страницу в соц. сетях: Ресторан-клуб Истерия предлагает несколько прекрасных залов различной вместимости для проведения любых торжественных мероприятий. Здесь к […]
  • Невменяемость уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами Невменяемость уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость Статья 22 Уголовного кодекса РФ впервые в российском законодательстве регулирует вопрос об ответственности лиц с психическими аномалиями, не исключающими […]
  • Психофизиология депрессии Депрессия и антидепрессанты Внимание: эта статья - составная часть более общей статьи: Депрессия, в котрой она используется. Депрессия – чума 20-го века - так называют депрессию СМИ, и сравнение с самым страшным заболеванием средневековья возникло совсем не случайно: по прогно зам к 2020 году депрессия выйдет на […]
  • Пермь лечение от заикания Лечение заикания, логоневроза в Перми, статистика и возможности. Лечение заикания в Перми в домашних условиях. Занятие с BreathMaker, проводимое врачом в Москве (ЦКР) для пациента из Алматы в реальном времени (20-минутная нарезка из полуторачасового занятия). Также см. видеоурок и результаты Аналогичная поддержка по […]