Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду

Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна

Людмила Тюрина
Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна

ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 17»

г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального развития был очень низким (коэффициент — 30). Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок посещал специализированную группу коррекционного детского сада, нахождение в группе ежедневно составляло 4-5 часов, в соответствии с рекомендациями специалистов. С ребенком работали дефектолог, психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Наполняемость группы составляла не более 10 человек, а фактически — меньше.

В нашем ДОУ таких условий не было. Наполняемость группы на тот момент составляла 28 детей, психолога, логопеда, а тем более дефектолога в штате не было, наш сад имеет общеразвивающее направление. Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.

Из разговора с мамой девочки я поняла, что она решительно настроена на то, чтобы ребенок проводил в детском саду полный день; кроме того, мама считает, что уровень развития девочки находится на гораздо более высокой ступени, чем это продиагностировано врачами и педагогами.

Первые несколько дней я наблюдала за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет. Культурно-гигиенические навыки отсутствуют: Настя явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Настя берет полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствует, ребенок дома постоянно ходит в памперсах, при высаживании не понимает, для чего это делается, естественные нужды справляет по мере необходимости где угодно. Одеваться ребенок не умеет, как и раздеваться.

Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.

Деятельность с предметами не носит даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске. Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка берет пособия, лежащие на столах и раскидывает их по группе. Первое время (месяца 2-3) это приводило к тому, что часть занятий была либо сорвана, либо находилась на грани срыва.

Кроме того, выяснился еще один нюанс поведения Насти: девочка абсолютно бесстрашно залезает на столы, шкафы, лесенки с риском для жизни. Девочка постоянно убегает, ее нужно держать за руку не только на прогулке, но и в помещении группы.

Дети первое время смотрели на Настю с недоумением, что объясняется ее поведением. Я не стала говорить детям о том, что она — особенная, сказала, что Настя еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство (об этом позже).

Вот с таким «начальным капиталом» мы пришли к началу учебного года.

Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, мне пришлось проштудировать литературу по этой теме. В итоге, я пришла к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно — детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Я приступила к написанию своей рабочей программы, ориентируясь на программу Екжановой Е. А. и СтребелевойЕ. А «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

1. Развитие общей моторики;

2. развитие мелкой моторики пальцев рук;

3. Развитие речи;

4. воспитание культурно-гигиенических навыков;

5. развитие социально-коммуникативной сферы.

На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком я проводила в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность.

Я обучала девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала девочке способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать юбку, снимать одежду.

Для развития общей моторики я привлекала Настю к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходило на занятиях танцами, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносили ребенку наибольшее удовольствие.

Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Насти. Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Я учила девочку брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомила ее со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Вместе с тем с течением времени мне удалось снять спастический синдром кистей рук.

Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Насте трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и по окончании учебного года, хотя Настя научилась звуком «А-а» обозначать желание посетить туалет.

Что касается общения, Настя легко влилась в детский коллектив. Сначала я вводила ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.

Наши первые результаты

К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенок стал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).

Настя адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Девочка имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Настю, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что я вынуждена была практически все время держать девочку либо за руку, либо на руках, а также из-за особенностей поведения Насти. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 9 часов ежедневно (по настоянию матери) отрицательно сказалось на состоянии нервной системы Насти, она стала уставать, капризничать. Следовательно, не только эффективность работы снизилась в разы, но и здоровье ребенка было этим ослаблено.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ — новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Характеристика на ребенка с синдромом Дауна ХАРАКТЕРИСТИКА Дана на ребенка дошкольного возраста …. в том, что он посещает МКДОУ детский сад «Золотой ключик» с апреля 2014 года. За.

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год 1-й этап. Подготовительный. Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с синдромом Дауна «Прогулка в осенний лес» Задачи: Образовательные: — Закреплять знания об осенних явлениях в природе. -Учить подражательно и произвольно воспроизводить заданное эмоциональное.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна» МБДОУ «Детский сад № 23 «Берегиня» компенсирующего вида» города Чебоксары Консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Консультация для воспитателей «Особенности работы с детьми с синдромом нарушения внимания и гиперактивности» Высокая частота распространения СДВГ у детей (поданным большинства исследователей колеблется в пределах 5-16 % и существенно преобладает.

Дидактическое занятие по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна Задания из блока № 2, базирующиеся на умении оперировать одним понятием 1. Задание «Карточки с картинками» Цель Развитие внимания и интереса.

Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями. Логопедическая работа строится на подборе.

Программа речевого развития детей с синдромом Дауна Пояснительная записка Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных.

Консультация «Социализация ребенка с Синдромом Дауна» Cоциализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида В. Н. Шкарупа, Педагог-психолог МКДОУ д/с «Ёлочка с. Покосное Распространение.

Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна Зачем нужно специально заниматься с ребенком? Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные.

www.maam.ru

Система работы с ребенком с синдромом Дауна. Из опыта работы

Наталья Андреянова
Система работы с ребенком с синдромом Дауна. Из опыта работы

Дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Поэтому необходима специальная логопедическая работа. Для развития артикуляционной моторики широко используется игротерапия. Игры подбираются в зависимости от характера и степени нарушения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка. Комплекс игр включает в себя упражнения для языка и губ, дыхательную гимнастику (можно подробно посмотреть в книге «Хрестоматия для родителей»Даунсайд Ап, Москва; 2008).

Над ударением и интонацией в речи особого ребенка также нужно работать. Здесь очень помогают песенки, попевки. Здесь широко использовались музыкальные приложения к книгам Г. И. Анисимовой «Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду» и Т. С. Овчинниковой «Логопедические распевки».

Ребенку трудно дается связная речь. Нужно учить его пересказывать небольшие сказки, рассказы. Здесь использовалась настольно-печатная игра «Расскажи сказку», которая помогает познакомить с сюжетами русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Машенька и медведь», «Заячья избушка». С помощью нее малыш учится последовательному пересказу, развивает внимание, зрительную и слуховую память, образное мышление. Еще очень хорошо использовать сказки Сутеева, книгу Н. Радлова «Рассказы в картинках».

Когнитивное развитие ребенка с синдромом Дауна осуществляется прежде всего на индивидуальных занятиях. У данной категории детей наиболее развито зрительное восприятие. Очень хорошо себя зарекомендовало английское пособие «Нумикон», которое дает ребенку зрительный образ числа и одновременно его наглядную количественную оценку, представление о составе числа, возможность сравнения и несложного проведения математических операций, — оно может быть использовано в самых разнообразных играх.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. У детей с синдромом Дауна формирование захвата имеет свои особенности. Сила захвата снижена. Развитие мелкой моторики реализуется в игре, различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка, а также во время приема пищи и подготовки к ней. Развитие мелкой моторики происходит во время изобразительной деятельности. Здесь очень важно постепенно развивать способность поворачивать запястье в разных плоскостях и удерживать его в среднем положении. Сильной стороной детей с синдромом Дауна является способность к подражанию. Ребенок охотно имитирует простые движения, необходимые при занятиях рисованием, аппликацией и лепкой. Я использовала систему работы, предложенную Н. Вавиловой в статье «Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна»

Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов

1. Программа «Маленькие ступеньки» Ассоциация Даун синдром ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; М. Питерси и Р. Трилон, при участии С. Керис,Д. Ютер, Э. Бра; Москва, 2001

2. Леонтьева. Индивидуальные и групповые занятия дефектолога.

3. Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи. Материал по книге Л. Кумин (1-4 части)

Перспективный план работы педагога-психолога с детьми с синдромом Дауна (первая младшая группа) Пояснительная записка Цель коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни.

Практическая интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс организованного коллектива Люди мало знают о синдроме Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не совсем такой, как другие дети. Из-за единственной.

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста

Авторы: учитель-логопед Кучеренко М.А.
и педагог-психолог Жижченко Е.А МДОУ № 79, Московской области, Раменского района

«Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Синдром Дауна – это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Это одно из самых распространенных генетических нарушений.

Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных, причем мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.

Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна

Наиболее отмечается брахиоцефалический череп со сглаженным затылком и уплощенным лицом, косой разрез глаз, эпикантус(это вертикальная кожная складка у внутреннего угла глаза) , гипертелоризм ( широко расставленные глаза), расширенное и уплощенное переносье. У большинства больных – короткая шея, широкие кисти с короткими пальцами. Имеются типичные дерматоглифические особенности в виде поперечной борозды ладоней, одна сгибательная складка на 5-м пальце. Почти у половины детей встречаются врожденные пороки сердца, аномалии желудочно-кишечного тракта.

Индивидуально – психологические особенности:

  • Медленное формирование понятий и становление навыков: снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа; необходимость большого количества повторений; низкий уровень обобщения материала; утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
  • Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно.
  • Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.
  • Особенностью предметно-практического мышления, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).
  • Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
  • Принципы работы с детьми:

  • Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
  • Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
  • Коррекционная направленность образовательного процесса.
  • Единство требований в дошкольном учреждении и в семье.
  • Коррекционно-образовательные цели и задачи в работе с детьми с синдромом Дауна

    • Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
    • Развитие познавательной активности.
    • Формирование всех видов деятельности.
      1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
      2. Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
      3. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
      4. Этапы обучения

        По результатам обследования ребенка создается индивидуальный маршрут обучения. Обучение проводится по этапам:

      5. совместная деятельность со взрослым;
      6. деятельность по подражанию;
      7. деятельность по образцу;
      8. деятельность по словесной инструкции.
      9. При подаче материала необходимо:

      10. маленькая дозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного материала;
      11. наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием;
      12. постоянная положительная оценка каждого достижения;
      13. постоянное повторение пройденного материала с его применением в повседневной жизни;
      14. частая смена наглядного материала и видов деятельности;
      15. учить переносить усвоенные знания в новые условия;
      16. игровой характер обучения, игровая мотивация поставленных задач;
      17. педагог организует практические действия ребенка.
      18. Мы учимся играя

        Познавательное развитие

        Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

        Познавательное развитие предполагает:

      19. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
      20. формирование познавательных действий,
      21. формирование первичных представлений о себе, других людях,
      22. сенсомоторное развитие ведется по нескольким направлениям: формирование представления о цвете предметов,формирование представления о форме предмета,представление о величине,формирование пространственных представлений,формирование представлений о времени,формирование количественных представлений;формирование тактильно-двигательного восприятия. Для развития сенсорных способностей необходимо правильно подойти к выбору материала. Он должен быть ярким, красочным, крупным, более упрощенным, прочным и безопасным.
      23. развитие внимания, памяти, мышления.

      На первом году обучения необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении.

      В наглядном материале не должно быть ничего лишнего, в поле зрения ребенка должны бать только те предметы, которые соответствуют цели занятия. В работе с детьми широко используем: пирамидки, вкладыши, пазлы, шнуровки, мозайка, лабиринты, конструкторы, доски Сегена, матрешка, «Волшебный мешочек», коробка форм, счетный материал, геометрические фигуры, кубики, строитель.

      Речевое развитие

      Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций).

      Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

      Общие черты отставания в развитии речи:

    • меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
    • пробелы в освоении грамматических конструкций;
    • способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
    • большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
    • трудности в понимании заданий.
    • Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

      Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Это приводит к тому, что ребенок получает:

    • меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
    • меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
    • Коррекционная работа по преодолению речевых проблем включает в себя:

      • развитие дыхательных навыков,
      • артикуляционного праксиса,
      • постановка звуков,
      • развитие фонематического восприятия,
      • коррекция лексико-грамматического строя речи,
      • работа над слоговой структурой слова,
      • развитие связной речи.

      Работа по коррекции проводится в зависимости от речевых возможностей ребенка. Оказание ранней логопедической помощи способствует формированию не только первоначальных речевых навыков и умений, но также благотворно влияет на дальнейшее психологическое развитие детей с синдромом Дауна.

      Социально-коммуникативное развитие

      Основная проблема детей заключается в отсутствии связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченном общении с природой. Общение с ними — одна из ступений социальной адаптации, поэтому дети не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников.

      Основной целью социально-коммуникативного развития является овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь.

      Социально-коммуникативное развитие направлено на

    • формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания позитивного отношения ребенка к себе («Я сам»);
    • развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности, и присвоения общественного опыта ( концентр «Я и другие»);
    • формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, способствуя становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях («Я и окружающий мир»).
    • Художественно-эстетическое развитие

      Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности.

      Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).

      Включает в себя различные виды творческой деятельности и самовыражения.

      1. Театрализованная деятельность
      2. Музыкально-ритмические движения
      3. Логоритмика
      4. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
      5. Физическое развитие

        Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражены на моторно-двигательном развитии ребенка. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У ребенка долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память.

        Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно — двигательной координации.

        В занятия включаются физические упражнения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

        Вариативные формы включения в образовательный процесс ДОУ

      6. консультативный пункт — для родителей и детей, не посещающих ДОУ (от 1 до 7 лет) для оказания психолого-педагогической помощи родителям;
      7. служба ранней помощи – для детей, нуждающихся в медико-псхолого-педагогической помощи (от 2 мес. до 4 лет);
      8. лекотека – для детей, не посещающих ДОУ, как первая ступень социализации ребенка (от 2-х мес. до 7 лет);
      9. группа кратковременного пребывания «особый ребенок» – для формирования учебной деятельности и социальной адаптации ( от 3-х мес. до 7 лет);
      10. комбинированная группа- для совместного воспитания и обучения (от 3-х до 7 лет).
      11. Методики и программы обучения ребенка с синдромом Дауна

        Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс занимает больше времени и чем раньше начинать занятия, тем больше шансов добиться успехов. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения. Занятия важно сделать как можно более интересными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.

      12. ОДН — методика формирования основных двигательных навыков. Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Она направлена на предупреждение и коррекцию отклонения в двигательном развитии.
      13. «Шаг за шагом» («Step by step») — методика формирования навыков самообслуживания и поведения в быту. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.
      14. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки». Позволяет поэтапно сформировать навыки, умения и знания. Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. По каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству.
      15. Стребелева Е.А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Программа от 3-х до 8 лет. Включает 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
      16. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Зарин А.П. Соколова Н.Д. Программа «Воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Программа разработана для детей от 3 до 8 лет. Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам (младший, средний, старший), так и годам обучения.
      17. Методика Ромены Августовой «Развитие речи и обучение чтению». Авторская методика развития речи детей с синдромом Дауна.
      18. Методика Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна». Методика направлена на развитие речи, формирование моторных навыков, познавательной деятельности и социальной адаптации детей с синдромом Дауна от трех до пяти лет в процессе индивидуальных и групповых занятий.
      19. Жиянова П., Штепа Н. «Начинаем говорить» — методика для развития речи у детей с синдромом Дауна, которая позволяет детям быстрее освоить навыки речи.
      20. Работа с родителями

        Роль родителей в воспитании этих детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ¬ления. Воспитание такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания. Эмоциональные переживания родителей проявляются в остром чувстве несамореализованности, ощущении неполноты чувства материнства, поэтому они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, при отсутствии которой оказываются неспособными рационально помогать ребенку.

        Работа с родителями не может носить эпизодический характер, от случая к случаю и без всякой системы. Надо обучать не только детей, но и их родителей. Общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

      21. Семинары-практикумы, родительские клубы – цель: знакомство родителей с современным игровым оборудованием, играми и заданиями, направленными на развитие и коррекцию.
      22. Деловые игры – цель: формировать у родителей умение принимать верное решение в сложных ситуациях.
      23. Совместные праздники, досуги, участие в выставках, конкурсах.
      24. Тематические консультации – цель: дать родителям квалифицированный совет не только педагогов, но и родителей готовых поделиться своим опытом по воспитанию и развитию детей с синдромом Дауна.
      25. Консультации по запросу родителей. психологическая поддержка, а иногда и психотерапевтическая работа
      26. Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и постоянное медицинское наблюдение позволяют ребенку с синдромом Дауна освоить жизненно необходимые навыки, добиться успехов в социализации и развитии. Его можно научить общаться, самостоятельно есть, одеваться, ухаживать за собой, читать, писать, танцевать и делать многое из того, что умеют сверстники.

        tc-sfera.ru

    Это интересно:

    • Акатинол мемантин детям при аутизме отзывы Акатинол Мемантин детям: инструкция по применению, отзывы При нарушениях памяти, восприятия и других функций головного мозга взрослым могут назначить препарат под названием Акатинол Мемантин. Но разрешено ли применять это лекарство в лечении детей? Форма выпуска Акатинол Мемантин выпускают в таблетированной форме. […]
    • Санкт-петербург аутизм центр Лечение в НИПНИ им. Бехтерева Обсуждаем медицинские и реабилитационные учреждения, которые работают с детьми аутичного поведения Медицинские и реабилитационные учреждения для аутистов Форум родителей детей с аутизмом Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Медицинские и реабилитационные […]
    • От заикания просто АиФ 1: Заикание. Кто виноват (причины заикания) и что делать?. АиФ Семейный совет, выпуск 22 (263) от 28 ноября 2005 г. Наш сын в этом году пошел в школу. Учится он хорошо, был бы вообще отличником, если бы не заикался. Муж считает, что это в первую очередь — проблема общения, так как сам с собой Алеша разговаривает […]
    • Как справиться с клинической депрессией Четыре способа самостоятельно побороть депрессию и тоску Все больше людей по всему миру страдает от клинической депрессии, причем среди них растет число молодых. Большинство не получает никакого лечения, поэтому надеемся, что приведенные ниже советы помогут людям любого возраста предотвратить одно из самых […]
    • Булимия антидепрессанты Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Нервная булимия. Подскажите. medovai 28 Янв 2010 Semenov 29 Янв 2010 Помогите советом! диагноз нервная булимия очистительного типа. уже около 8 лет. лежала в психиатрической больнице, но в отделение неврозов ( открытое отделение), контроля […]
    • Нарушения сна у ребенка 1 год Если ребенку 1 год и он плохо спит. Советы для хорошего сна Без пищи почти каждый взрослый человек сможет прожить около 2-х месяцев, а без ночного отдыха - намного меньше. Во сне мы проводим треть своей жизни. Каждому нужен здоровый крепкий сон, чтобы утром чувствовать в себе новые силы. Это справедливо для взрослых, […]
    • Деменция тестирование Домашний тест позволяет найти у себя признаки деменции за 15 минут Специалисты по неврологии из Wexner Medical Center при университете штата Огайо разработали тест, позволяющий менее чем за 15 минут самостоятельно оценить уровень своих когнитивных способностей и выявить признаки угасания мозговой функции. Испытания […]
    • Новое лечение шизофрении в новосибирске Сайты партнёров Шизофрения Шизофрения - группа распространенных психотических расстройств, характеризующихся утратой единства психических процессов, связи между мышлением, контактом с окружающей действительностью и эмоциональным откликом на происходящие события, с неблагоприятными медицинскими и социальными […]