Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна
Людмила Тюрина
Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна
ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 17»
г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального развития был очень низким (коэффициент — 30). Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок посещал специализированную группу коррекционного детского сада, нахождение в группе ежедневно составляло 4-5 часов, в соответствии с рекомендациями специалистов. С ребенком работали дефектолог, психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Наполняемость группы составляла не более 10 человек, а фактически — меньше.
В нашем ДОУ таких условий не было. Наполняемость группы на тот момент составляла 28 детей, психолога, логопеда, а тем более дефектолога в штате не было, наш сад имеет общеразвивающее направление. Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.
Из разговора с мамой девочки я поняла, что она решительно настроена на то, чтобы ребенок проводил в детском саду полный день; кроме того, мама считает, что уровень развития девочки находится на гораздо более высокой ступени, чем это продиагностировано врачами и педагогами.
Первые несколько дней я наблюдала за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет. Культурно-гигиенические навыки отсутствуют: Настя явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Настя берет полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствует, ребенок дома постоянно ходит в памперсах, при высаживании не понимает, для чего это делается, естественные нужды справляет по мере необходимости где угодно. Одеваться ребенок не умеет, как и раздеваться.
Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.
Деятельность с предметами не носит даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске. Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка берет пособия, лежащие на столах и раскидывает их по группе. Первое время (месяца 2-3) это приводило к тому, что часть занятий была либо сорвана, либо находилась на грани срыва.
Кроме того, выяснился еще один нюанс поведения Насти: девочка абсолютно бесстрашно залезает на столы, шкафы, лесенки с риском для жизни. Девочка постоянно убегает, ее нужно держать за руку не только на прогулке, но и в помещении группы.
Дети первое время смотрели на Настю с недоумением, что объясняется ее поведением. Я не стала говорить детям о том, что она — особенная, сказала, что Настя еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство (об этом позже).
Вот с таким «начальным капиталом» мы пришли к началу учебного года.
Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, мне пришлось проштудировать литературу по этой теме. В итоге, я пришла к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно — детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Я приступила к написанию своей рабочей программы, ориентируясь на программу Екжановой Е. А. и СтребелевойЕ. А «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».
Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Я наметила несколько направлений предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. развитие социально-коммуникативной сферы.
На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком я проводила в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность.
Я обучала девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала девочке способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать юбку, снимать одежду.
Для развития общей моторики я привлекала Настю к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходило на занятиях танцами, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносили ребенку наибольшее удовольствие.
Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Насти. Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Я учила девочку брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомила ее со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Вместе с тем с течением времени мне удалось снять спастический синдром кистей рук.
Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Насте трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и по окончании учебного года, хотя Настя научилась звуком «А-а» обозначать желание посетить туалет.
Что касается общения, Настя легко влилась в детский коллектив. Сначала я вводила ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.
Наши первые результаты
К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенок стал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).
Настя адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Девочка имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Настю, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.
К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что я вынуждена была практически все время держать девочку либо за руку, либо на руках, а также из-за особенностей поведения Насти. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 9 часов ежедневно (по настоянию матери) отрицательно сказалось на состоянии нервной системы Насти, она стала уставать, капризничать. Следовательно, не только эффективность работы снизилась в разы, но и здоровье ребенка было этим ослаблено.
Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ — новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.
Характеристика на ребенка с синдромом Дауна ХАРАКТЕРИСТИКА Дана на ребенка дошкольного возраста …. в том, что он посещает МКДОУ детский сад «Золотой ключик» с апреля 2014 года. За.
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год 1-й этап. Подготовительный. Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с синдромом Дауна «Прогулка в осенний лес» Задачи: Образовательные: — Закреплять знания об осенних явлениях в природе. -Учить подражательно и произвольно воспроизводить заданное эмоциональное.
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна» МБДОУ «Детский сад № 23 «Берегиня» компенсирующего вида» города Чебоксары Консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Консультация для воспитателей «Особенности работы с детьми с синдромом нарушения внимания и гиперактивности» Высокая частота распространения СДВГ у детей (поданным большинства исследователей колеблется в пределах 5-16 % и существенно преобладает.
Дидактическое занятие по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна Задания из блока № 2, базирующиеся на умении оперировать одним понятием 1. Задание «Карточки с картинками» Цель Развитие внимания и интереса.
Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями. Логопедическая работа строится на подборе.
Программа речевого развития детей с синдромом Дауна Пояснительная записка Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных.
Консультация «Социализация ребенка с Синдромом Дауна» Cоциализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида В. Н. Шкарупа, Педагог-психолог МКДОУ д/с «Ёлочка с. Покосное Распространение.
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна Зачем нужно специально заниматься с ребенком? Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные.
www.maam.ru
Система работы с ребенком с синдромом Дауна. Из опыта работы
Наталья Андреянова
Система работы с ребенком с синдромом Дауна. Из опыта работы
Дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Поэтому необходима специальная логопедическая работа. Для развития артикуляционной моторики широко используется игротерапия. Игры подбираются в зависимости от характера и степени нарушения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка. Комплекс игр включает в себя упражнения для языка и губ, дыхательную гимнастику (можно подробно посмотреть в книге «Хрестоматия для родителей»—Даунсайд Ап, Москва; 2008).
Над ударением и интонацией в речи особого ребенка также нужно работать. Здесь очень помогают песенки, попевки. Здесь широко использовались музыкальные приложения к книгам Г. И. Анисимовой «Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду» и Т. С. Овчинниковой «Логопедические распевки».
Ребенку трудно дается связная речь. Нужно учить его пересказывать небольшие сказки, рассказы. Здесь использовалась настольно-печатная игра «Расскажи сказку», которая помогает познакомить с сюжетами русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Машенька и медведь», «Заячья избушка». С помощью нее малыш учится последовательному пересказу, развивает внимание, зрительную и слуховую память, образное мышление. Еще очень хорошо использовать сказки Сутеева, книгу Н. Радлова «Рассказы в картинках».
Когнитивное развитие ребенка с синдромом Дауна осуществляется прежде всего на индивидуальных занятиях. У данной категории детей наиболее развито зрительное восприятие. Очень хорошо себя зарекомендовало английское пособие «Нумикон», которое дает ребенку зрительный образ числа и одновременно его наглядную количественную оценку, представление о составе числа, возможность сравнения и несложного проведения математических операций, — оно может быть использовано в самых разнообразных играх.
Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. У детей с синдромом Дауна формирование захвата имеет свои особенности. Сила захвата снижена. Развитие мелкой моторики реализуется в игре, различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка, а также во время приема пищи и подготовки к ней. Развитие мелкой моторики происходит во время изобразительной деятельности. Здесь очень важно постепенно развивать способность поворачивать запястье в разных плоскостях и удерживать его в среднем положении. Сильной стороной детей с синдромом Дауна является способность к подражанию. Ребенок охотно имитирует простые движения, необходимые при занятиях рисованием, аппликацией и лепкой. Я использовала систему работы, предложенную Н. Вавиловой в статье «Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна»
Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов
1. Программа «Маленькие ступеньки» Ассоциация Даун синдром ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; М. Питерси и Р. Трилон, при участии С. Керис,Д. Ютер, Э. Бра; Москва, 2001
2. Леонтьева. Индивидуальные и групповые занятия дефектолога.
3. Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи. Материал по книге Л. Кумин (1-4 части)
Перспективный план работы педагога-психолога с детьми с синдромом Дауна (первая младшая группа) Пояснительная записка Цель коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни.
Практическая интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс организованного коллектива Люди мало знают о синдроме Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не совсем такой, как другие дети. Из-за единственной.
Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста
Авторы: учитель-логопед Кучеренко М.А.
и педагог-психолог Жижченко Е.А МДОУ № 79, Московской области, Раменского района
«Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Синдром Дауна – это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Это одно из самых распространенных генетических нарушений.
Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных, причем мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.
Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна
Наиболее отмечается брахиоцефалический череп со сглаженным затылком и уплощенным лицом, косой разрез глаз, эпикантус(это вертикальная кожная складка у внутреннего угла глаза) , гипертелоризм ( широко расставленные глаза), расширенное и уплощенное переносье. У большинства больных – короткая шея, широкие кисти с короткими пальцами. Имеются типичные дерматоглифические особенности в виде поперечной борозды ладоней, одна сгибательная складка на 5-м пальце. Почти у половины детей встречаются врожденные пороки сердца, аномалии желудочно-кишечного тракта.
Индивидуально – психологические особенности:
Принципы работы с детьми:
Коррекционно-образовательные цели и задачи в работе с детьми с синдромом Дауна
- Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
- Развитие познавательной активности.
- Формирование всех видов деятельности.
- Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
- Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
- Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
- совместная деятельность со взрослым;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по словесной инструкции.
- маленькая дозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного материала;
- наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием;
- постоянная положительная оценка каждого достижения;
- постоянное повторение пройденного материала с его применением в повседневной жизни;
- частая смена наглядного материала и видов деятельности;
- учить переносить усвоенные знания в новые условия;
- игровой характер обучения, игровая мотивация поставленных задач;
- педагог организует практические действия ребенка.
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий,
- формирование первичных представлений о себе, других людях,
- сенсомоторное развитие ведется по нескольким направлениям: формирование представления о цвете предметов,формирование представления о форме предмета,представление о величине,формирование пространственных представлений,формирование представлений о времени,формирование количественных представлений;формирование тактильно-двигательного восприятия. Для развития сенсорных способностей необходимо правильно подойти к выбору материала. Он должен быть ярким, красочным, крупным, более упрощенным, прочным и безопасным.
- развитие внимания, памяти, мышления.
- меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
- пробелы в освоении грамматических конструкций;
- способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
- большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
- трудности в понимании заданий.
- меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
- меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
- развитие дыхательных навыков,
- артикуляционного праксиса,
- постановка звуков,
- развитие фонематического восприятия,
- коррекция лексико-грамматического строя речи,
- работа над слоговой структурой слова,
- развитие связной речи.
- формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания позитивного отношения ребенка к себе («Я сам»);
- развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности, и присвоения общественного опыта ( концентр «Я и другие»);
- формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, способствуя становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях («Я и окружающий мир»).
- Театрализованная деятельность
- Музыкально-ритмические движения
- Логоритмика
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
- консультативный пункт — для родителей и детей, не посещающих ДОУ (от 1 до 7 лет) для оказания психолого-педагогической помощи родителям;
- служба ранней помощи – для детей, нуждающихся в медико-псхолого-педагогической помощи (от 2 мес. до 4 лет);
- лекотека – для детей, не посещающих ДОУ, как первая ступень социализации ребенка (от 2-х мес. до 7 лет);
- группа кратковременного пребывания «особый ребенок» – для формирования учебной деятельности и социальной адаптации ( от 3-х мес. до 7 лет);
- комбинированная группа- для совместного воспитания и обучения (от 3-х до 7 лет).
- ОДН — методика формирования основных двигательных навыков. Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Она направлена на предупреждение и коррекцию отклонения в двигательном развитии.
- «Шаг за шагом» («Step by step») — методика формирования навыков самообслуживания и поведения в быту. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.
- Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки». Позволяет поэтапно сформировать навыки, умения и знания. Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. По каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству.
- Стребелева Е.А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Программа от 3-х до 8 лет. Включает 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
- Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Зарин А.П. Соколова Н.Д. Программа «Воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Программа разработана для детей от 3 до 8 лет. Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам (младший, средний, старший), так и годам обучения.
- Методика Ромены Августовой «Развитие речи и обучение чтению». Авторская методика развития речи детей с синдромом Дауна.
- Методика Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна». Методика направлена на развитие речи, формирование моторных навыков, познавательной деятельности и социальной адаптации детей с синдромом Дауна от трех до пяти лет в процессе индивидуальных и групповых занятий.
- Жиянова П., Штепа Н. «Начинаем говорить» — методика для развития речи у детей с синдромом Дауна, которая позволяет детям быстрее освоить навыки речи.
- Семинары-практикумы, родительские клубы – цель: знакомство родителей с современным игровым оборудованием, играми и заданиями, направленными на развитие и коррекцию.
- Деловые игры – цель: формировать у родителей умение принимать верное решение в сложных ситуациях.
- Совместные праздники, досуги, участие в выставках, конкурсах.
- Тематические консультации – цель: дать родителям квалифицированный совет не только педагогов, но и родителей готовых поделиться своим опытом по воспитанию и развитию детей с синдромом Дауна.
- Консультации по запросу родителей. психологическая поддержка, а иногда и психотерапевтическая работа
Этапы обучения
По результатам обследования ребенка создается индивидуальный маршрут обучения. Обучение проводится по этапам:
При подаче материала необходимо:
Мы учимся играя
Познавательное развитие
Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Познавательное развитие предполагает:
На первом году обучения необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении.
В наглядном материале не должно быть ничего лишнего, в поле зрения ребенка должны бать только те предметы, которые соответствуют цели занятия. В работе с детьми широко используем: пирамидки, вкладыши, пазлы, шнуровки, мозайка, лабиринты, конструкторы, доски Сегена, матрешка, «Волшебный мешочек», коробка форм, счетный материал, геометрические фигуры, кубики, строитель.
Речевое развитие
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций).
Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи:
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.
Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Это приводит к тому, что ребенок получает:
Коррекционная работа по преодолению речевых проблем включает в себя:
Работа по коррекции проводится в зависимости от речевых возможностей ребенка. Оказание ранней логопедической помощи способствует формированию не только первоначальных речевых навыков и умений, но также благотворно влияет на дальнейшее психологическое развитие детей с синдромом Дауна.
Социально-коммуникативное развитие
Основная проблема детей заключается в отсутствии связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченном общении с природой. Общение с ними — одна из ступений социальной адаптации, поэтому дети не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников.
Основной целью социально-коммуникативного развития является овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь.
Социально-коммуникативное развитие направлено на
Художественно-эстетическое развитие
Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).
Включает в себя различные виды творческой деятельности и самовыражения.
Физическое развитие
Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражены на моторно-двигательном развитии ребенка. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У ребенка долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память.
Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно — двигательной координации.
В занятия включаются физические упражнения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Вариативные формы включения в образовательный процесс ДОУ
Методики и программы обучения ребенка с синдромом Дауна
Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс занимает больше времени и чем раньше начинать занятия, тем больше шансов добиться успехов. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения. Занятия важно сделать как можно более интересными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.
Работа с родителями
Роль родителей в воспитании этих детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ¬ления. Воспитание такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания. Эмоциональные переживания родителей проявляются в остром чувстве несамореализованности, ощущении неполноты чувства материнства, поэтому они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, при отсутствии которой оказываются неспособными рационально помогать ребенку.
Работа с родителями не может носить эпизодический характер, от случая к случаю и без всякой системы. Надо обучать не только детей, но и их родителей. Общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.
Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и постоянное медицинское наблюдение позволяют ребенку с синдромом Дауна освоить жизненно необходимые навыки, добиться успехов в социализации и развитии. Его можно научить общаться, самостоятельно есть, одеваться, ухаживать за собой, читать, писать, танцевать и делать многое из того, что умеют сверстники.
tc-sfera.ru