Подростковый кризис: что прячет за собой раздражительность и агрессия у подростков
В жизни каждого родителя наступает момент, когда маленький и любимый всеми ребенок начинает проявлять агрессивное поведение в отношениях с окружающими. Заботливым матерям кажется вполне нормальной агрессия среди подростков, но если взглянуть на подростковую проблему с научной точки зрения – это обусловленное деструктивное поведение человека, которое сопровождается неприемлемым поведением и противоречит устоявшимся эстетическим нормам. Порой раздражительный подросток может принести не только моральный, но и физический вред окружающим, влиться в плохую компанию или увлечься употреблением наркотиков и спиртного.
Какие же основные причины агрессии у подростков?
- период полового созревания, который сопровождается физическими изменениями в организме юного школьника. Нередко на данном этапе происходят психологические сдвиги, что вызывает раздражительность у подростков;
- внутрисемейные отношенияиграют немаловажную роль на мировосприятие ребенка переходного возраста. Если родители не могут найти общий язык, часто конфликтуют и мало внимания уделяют ребенку, то вполне возможно, что такое поведение близких людей вызовет ответную негативную реакцию, что может спровоцировать уход подростка из дома;
- отношение со сверстниками в момент подросткового возраста могут быть слегка натянутыми. Дети меняются, стремятся проявить себя как личности, влюбляются, ссорятся, мирятся и очень бурно переживают все изменения в своей жизни. В последнее время распространение получила агрессия девочек подростков, поскольку женщины по природе эмоциональны, а при увеличении числа гормонов чувства удваиваются.
- вредные привычки, под которыми скрываются употребление алкоголя в раннем возрасте, курение и склонность к наркомании прямое объяснение тому, что агрессия у детей и подростков более ярко выражена, чем у остальных. Миф о том, что табак успокаивает, развеян медиками и учеными.
- Игры, передачи, СМИ, фильмы кажется сняты специально с целью навредить подрастающему поколению и лишить страну светлого будущего. В ходе просмотра современной молодежной кинематографии не раз наблюдалось проявление агрессии у подростков, а порой даже имитация образа киноактера. Известная масса случаев, когда подростки насиловали, убивали как главные герои психологических ужастиков.
Медики, ученые и психологи мирового уровня крайне озабочены состоянием современной молодежи, проводя исследования агрессии у подростков. На данном этапе выделены основные виды агрессии подростков:
- физическая агрессия, которая предусматривает использование силы во вред окружающим;
- косвенная агрессия, адресованная человеку не в конкретном случае, а через кого-либо;
- раздражительность, которая нередко может вызвать приступы агрессии подростка, стать следствием конфликтной ситуации;
- обида, как ни странно, преследует человека на протяжении всей жизни, но самые яркие краски приобретает в юном, школьном возрасте, когда даже мелкие обиды могут привести к депрессии, стрессу и понадобится психологическая помощь подростку;
- подозрительность как один из видов агрессии преследует Ваших детей. В период полового созревания человеку кажется, что окружающим нельзя доверять, вокруг лжецы и предатели, а мир не так идеален, каким он казался в детстве.
- чувство вины можно назвать одним из самых «мягких» проявлений неприемлемого поведения школьников, в некоторых случаях даже полезным. Неуверенность в своих силах, временная слабость могут повлечь за собой снижение агрессии у подростков.
- Социологический опросник,состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые подросток раскрывает все свои страхи, переживания и беспокойства. Методика помогает определить направление, в котором необходимо действовать психологам и педагогам. Зачастую коррекция агрессии у подростков проводиться в стенах школы с образованным психотерапевтом. В отдельных случаях, когда ситуации выходят из-под контроля, за работу берутся социальные службы и спецучреждения. На данном этапе это воспринимается как патологическая агрессия подростков. Как помощь родителям можно привести в пример «Оренбургскую анкету агрессивности» или тест Склонности к риску Левитина.
- Общепсихологическая типология личности по К. Юнгупредполагает выявление у ребенка определенной типологии личности. Отвечая на вопросы теста, опрашиваемый сам рисует свой тип и свое мировосприятие.
- Методика диагностики темперамента Айзенка рассматривает принадлежность ребенка к типу темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Вопреки всем устрашающим описаниям родителям не стоит поднимать панику. Сегодня есть масса методик, с помощью которых проводится диагностика агрессии у подростков:
Скомпоновав все тестовые материалы, изучив подростковый возраст особенности поведения, опытный психолог может приниматься к работе. Нельзя указывать юным дарованиям, что у них проблемы и они не совсем адекватно себя ведут, в ответ можно получить только негодования и массу отрицательных эмоций. Профилактика агрессии у подростков проводиться незаметно, с использованием отвлекающих маневров: походы в театр и филармонию, посещение выставок и культурных центров, вовлечение учащихся в жизнь школы с помощью организации концертов и праздников, туризм и походы на природу. Познавательными станут экскурсии в наркологию, где дети смогут увидеть вред от употребления наркотиков, алкоголя своими глазами. Люди, которые в свое время были под влиянием других, теперь расплачиваются своим здоровьем, а может и жизнью. Все дети в подростковом возрасте стремятся быть самостоятельными, но как правильно добиться поставленной цели, еще не осведомлены. Незнание приводит к конфликтам с родителями, педагогами и окружающими. Благодаря грамотности, пониманию и любви родителей, вмешательству психологов и правильной организации дня подобных моментов в жизни можно избежать. Главное, выявить внешние и внутренние причины, способные повлиять на поведение подростка.
fraui.ru
1. Особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня над-почечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
2. Современный правовед Б. Лукашова пишет: «В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан. В государстве, стремящемся стать правовым, суд обязан быть именно Судом — авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократическое учреждение, долгое на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов». Сформулируйте основную идею прочитанного текста. Раскройте смысл следующего высказывания: «В цивилизованном обществе суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость».
Основной идеей данного высказывания является то, что стабильное, успешно развивающееся демократическое государство не может существовать без независимой эффективной судебной системы, которая призвана, прежде всего, защищать права человека. Ответственность судей особенно велика, когда рассматриваются уголовные преступления и решение суда может лишить человека свободы, а по законодательству отдельных государств и даже жизни. Именно суд олицетворяет собой справедливость, которая лежит в основе права. И если суд выносит решения своевременно, объективно учитывая все обстоятельства дела, независим от каких бы то ни было влияний, его авторитет непоколебим. В таком случае он является стабилизирующей силой для других государственных органов и в целом для всего общества.
Судебная власть ведет свое начало еще с древнейших времен. Исследователи отмечают, что с того момента, как появилось сознание права, совмещающего в себе все необходимые условия для физического и нравственного развития человека, в нем явилось, вместе с тем, и сознание необходимости такой власти, которая охраняла бы его право. Эта власть, в какой бы форме она не проявлялась, и получила название судебной. Суд призван обеспечить господство права во всех сферах общественной жизни, в том числе и по отношению к государственным органам. Таким образом, судебной властью следует считать особую форму деятельности государства, осуществляющую свои полномочия специально созданными государственными органами — судами, в области защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, осуществляющих правосудие, обладающих некоторыми полномочиями в области контроля за законностью деятельности других ветвей власти. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность и исключительность. Основным содержанием деятельности судебной власти является защита прав и свобод человека и гражданина, и это один из главных элементов, характеризующих судебную власть как власть арбитра, противовеса законодательной и исполнительной власти. Именно суд служит гарантом законности как правоохранительный институт, подчиненный только Конституции и правовым законам.
Сила судебной власти заключается только в неуклонном исполнении закона, в уважении решений суда всеми — гражданами, учреждениями, организациями, предприятиями, органами власти, обществом в целом. Такое отношение к суду характерно, как правило, для государств с развитыми демократическими традициями, там, где неукоснительно исполняется принцип верховенства права.
3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
Прежде чем принять решение, необходимо определиться с выбором профессии. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому сначала оцените свои способности. Лучше, принимая решение, опираться на них, выбирая тот путь, где способности будут максимально реализованы, потому что в этой деятельности есть шанс добиться наибольшего успеха. Но нужно помнить, что способности формируются в деятельности, а психические свойства человека (способности, интересы или черты характера) — это гибкие и изменяющиеся качества.
Чтобы достичь определенных успехов в работе, сделать карьеру, работа должна нравиться, поэтому, определяясь с выбором дальнейшего жизненного пути, необходимо выбирать вид деятельности, который доставляет радость. Очень важно при выборе профессии знать ситуацию на рынке труда, конкурентоспособность тех или иных профессий. Так, например, в настоящее время существует перепроизводство специалистов в области экономики и юриспруденции и более востребованными являются инженерные специальности. Еще более необходимыми на рынке труда являются высококвалифицированные рабочие.
Определившись со своими предпочтениями (при необходимости можно обратиться к специалисту по профориентации), следует выбрать учебное заведение, где стоит продолжить обучение. Если есть желание стать высококвалифицированным рабочим, необходимо выбрать соответствующее учреждение начального профессионального образования. Если есть необходимость работать сразу после окончания 9 класса, то стоит рассмотреть вариант обучения в вечерней (сменной) школе. Если есть желание продолжить обучение в старшей школе, а затем в вузе, стоит рассмотреть вариант обучения в профильных классах. Но в любом случае получение основного полного общего образования является обязательным и необходимо для дальнейшей профессиональной реализации.
humanitar.ru
Характер в подростковом возрасте
В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. И в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного,— это возраст, когда формирование характера приобретает/заметное Место в общем процессе развития.
Какие же черты характера являются более или менее типичными для советского подростка, какие особенности поведения свойственны ему, что с этой точки зрения отличает подростковый возраст, составляет его своеобразие?
Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, как уже указывалось, является ярко Выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости» (термин Д. Б. Эльконина).
Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнениями. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними Нрава, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.
Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленький ребенок. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, выносливость, замечает появление у себя вторичных половых’приз-наков, словом, чувствует себя физически более зрелым. Далее подросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширными, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых. Его технические знания и навыки позволяют ему справляться с теми задачами, которые затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки, чинить электроприборы, водопроводные краны и т. д.$. Его познания в иностранном языке, а часто и в других науках нередко превосходят познания взрослых, во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте,— он оказывает значительную помощь родителям (например, пилит и колет дрова), зачастую несет весьма ответственные обязанности в семье (скажем, по уходу за младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подростка в общественной жизни — часто он уже комсомолец, староста класса, редактор стенгазеты, активный помощник учителя физики, химии или биологии по подготовке, лабораторных опытов, на пришкольном участке.
Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда — болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы.
В подростковом возрасте появляются и постепенно занимают все большее место требования к взрослым, в том числе к родителям и учителям, свидетельствующие о формировании у подростков сознания своей взрослости и необходимости соответствующего отношения к ним со стороны взрослых. Подростки обнаруживают очень большую чувствительность к оценке их «взрослости» и к отношению, проявляемому к ним взрослыми. Рост требований подростков к учету их взрослости и самостоятельности говорит, во-первых, о том, что эта сторона отношений со взрослыми для них очень важна, а во-вторых, о том, что взрослые, по их мнению, недостаточно учитывают эти справедливые претензии и стремления.
Вот что говорил нам в откровенной беседе пятнадцатилетний мальчик: «Я и сам теперь довольно взрослый и терпеть не могу покровительственного отношения и назидательного тона взрослых. Пожалуйста, советуй, но советуй как равному, требуй, но требуй как от большого, даже наказывай, если провинился, но не как маленького. А что это такое: «Сядь на отдельную парту, а после уроков придешь извиняться!» Что я •— первоклассник что ли?».
Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнания авторитета взрослых, игнорирования предъявляемых к ним требований.
Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себе подростки часто еще не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность подростков к оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств личности. Поэтому даже отдельные неудачи» или отрицательные оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.
Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке сил и возможностей, самомнению и самонадеянности. При чередовании тех и других подросток иногда очень быстро переходит от неуверенности к самонадеянности и наоборот.
В непосредственной связи со стремлением подростков к самостоятельности находится и такая свойственная им черта характера, как повышенная критичность по отношению к взрослым,’в частности к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям. Они часто с удовольствием подмечают отдельные промахи и недостатки учителей (ошибки произношения, отдельные неправильные обороты речи, нерегулярное чтение газет, отсутствие отдельных «бытовых» навыков, неумение ответить на иной вопрос и т. д.) не потому, что отрицательно относятся к ним, а потому что наличие промахов учителя и способность подростков заметить эти промахи расцениваются ими как своеобразное доказательство своей «зрелости», как подтверждение их «права» на соответствующее отношение со стороны взрослых.
Подростков, как уже указывалось, характеризует общий подъём жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. ‘Этим и определяется в основном та бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны’подавляющему большинству из них. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем-то, хочет что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находят правильного выхода, то они проявляются в озорстве, шалостях, лихачестве, возне, беготне, а нередко приводят и к более тяжелым случаям нарушения дисциплины.
Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.
В педагогической литературе неоднократно указывалось на свойственную большинству подростков неустойчивость поведения, склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств и эмоций. Смелость и решительность может быстро смениться у подростка робостью, застенчивостью, даже конфузливостью, которые часто маскируются у него напускной грубостью (резкостью); неуверенность в себе, в своих силах периодически сменяется переоценкой своих сил, и наоборот. Подросток то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут (что, впрочем, случается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резок, непочтителен. Без какой-либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких-либо внешних поводов глубокий, активный, действенный интерес к чему-либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию.
По-видимому, эти особенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связаны с половым созреванием. Например, у подростков часто усиливается деятельность щитовидной’железы, гормоны которой повышают возбудимость нервной системы, чем отчасти можно объяснить их повышенную раздражительность, несдержанность. Имеет значение неравномерное кровоснабжение мозга, что приводит к быстрой утомляемости, следствием чего является возбудимость и раздражительность.
Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том числе и семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твердыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, «мягче», а ее внешние проявления малозаметны и- несущественны.
Все сказанное, конечно, не противоречит тому, что для советского подростка характерны жизнерадостность, бодрость, оптимизм — качества, которые в сочетании с активностью и энергией и делают этот возраст столь привлекательным.
Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе все более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. По сравнению с младшим школьником в регуляции поведения подростка большая роль принадлежит сознанию, большее значение приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своими эмоциями.
Разумеется,. и здесь всё относительно. Более значительное развитие волевые черты приобретают уже в юношеском возрасте (16—20 лет), но и тогда еще нельзя говорить об окончательно сложившихся волевых чертах характера.
Подросток способен не только к отдельным волевым актам, что характеризует младшего школьника, но и к осуществлению связанной единой целью цепи волевых действий, иначе говоря— к волевой деятельности. Младший школьник сравнительно редко самостоятельно ставит перед собой цели и задачи, требующие воли для их осуществления; обычно они ставятся перед ним другими людьми — учителями, родителями. Подросток значительно чаще сам ставит перед собой определенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе их достижения.
В газете «Комсомольская правда» описывался подвиг сельского пионера из Акмолинской области Пети Кузьмина, -который, проявив незаурядные находчивость и мужество, сумел проникнуть в охваченный пламенем дом и с риском для своей жизни спас двухлетнюю девочку. Незаурядную настойчивость подростки способны проявить и в учебных делах. «Я плохо чертил,— пишет пятнадцатилетний школьник,— и решил выправить свой недостаток. Начал работать в чертежном кружке. Занятия кружка проходили по понедельникам, и почти каждое воскресенье я несколько часов тратил на чертежи. Много раз хотелось бросить эту затею, но я брал себя в руки. Чертил я очень много, некоторые чертежи переделывал по 7—8 раз. Теперь учитель говорит, что мои чертежи лучшие в школе. Но, главное, я вообще почувствовал себя сильнее и увереннее». И в большом и в малом способны подростки проявлять волю, особенно если достижение цели имеет для них «принципиальное» значение.
Наряду с этим воле подростков свойственны черты, свидетельствующие о том, что она еще находится в стадии развития и укрепления. Многие особенности проявления воли подростков (особенно младших) сближают их с младшими школьниками. Мотивы действий подростков приобретают все возрастающее общественно значимое содержание, но нередко можно наблюдать явный разрыв между высокими мотивами и устремлениями, с одной .стороны, и конкретными действиями и поступками,— с другой.
В этих случаях подростки не видят связи между различными видами своей деятельности. Желая быть активными строителями коммунизма, они энергично участвуют в помощи колхозам, но наряду с этим могут пропускать уроки, плохо выполнять учебные задания, так как не умеют оценить свою повседневную деятельность под углом зрения высоких общественных устремлений. У подростков Нередко можно наблюдать противоречие между высокой и благородной целью и недостойным способом ее реализации (наиболее частый, случай: благородное желание помочь товарищу реализуется через подсказку или предоставление возможности «списать»).
В одной из школ подростки, страстно желая собрать лом на строительство тракторов для целинных земель, унесли часть металлической ограды, принадлежащей домоуправлению. Иногда встречаются случаи, когда подростки прибегают к недозволенным способам выражения своего справедливого негодования по поводу того или иного проступка своего одноклассника, резко и бурно реагируя на нетерпимое нарушение правил поведения (ученик-новичок одной из школ допустил резкость по отношению к любимой учительнице, шестиклассники после уроков избили виновника). В другой школе пятиклассники таким же образом «проучили» ребят из соседней школы за то, что те весьма непочтительно отнеслись к двум девочкам из их класса. Наблюдался и такой -случай: группа подростков самочинно (применив силу) отняла пионерский галстук у одного из школьников за то, что тот категорически отказался принять участие в субботнике по озеленению района.
Во всех этих случаях психологическим, «источником» невыдержанности подростков была своего рода высокая моральная требовательность, «моральная чуткость» (объективно — весьма положительное качество). В подобных случаях необходимо требовать от подростков, не ослабляя их моральной чуткости, сдерживать себя и применять более действенные меры.
В большинстве случаев настойчивость подростков является еще незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели во всех видах деятельности. Многие подростки проявляют волю в каком-нибудь одном виде деятельности, не обнаруживая ее в достаточной мере в других видах.
Можно выделить три группы подростков в зависимости от развития у них настойчивости. (Исследование А. В. Полтева).
Первую группу составляют подростки, проявляющие настойчивость в нескольких видах деятельности (в учебной, общественной работе, в физическом труде, спорте и т. д.). В основе их настойчивости, как правило, лежат высоконравственные мотивы и цели (желание выполнить свой долг перед Родиной, стремление поддержать честь класса). При этом мотивы и цели учения у них преобладают над мотивами и целями других видов деятельности. Как правило, подростки этой группы в первую очередь выполняют учебные задания, а потом занимаются другими делами. Учение осознается ими как основной вид деятельности.
Вторую группу составляют подростки, проявляющие систематическую настойчивость только в учении. Причина этого часто лежит в неправильном поведении родителей, которые требуют от подростков хорошей успеваемости и ничего больше. Они не требуют от своих детей выполнения домашних обязанностей, не приучают к физическому труду.
Третью группу составляют подростки со слабо развитой настойчивостью в учении и в других видах деятельности (первая подгруппа) и подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе, но настойчивые в видах деятельности, не связанных с учением (вторая подгруппа).
Школьники этой группы не соблюдают режима дня, Henpoявляют самостоятельности в учебной работе, пользуются подсказками, шпаргалками, часто не выполняют.домашних заданий, пассивно ведут себя на уроках. «Трудно», «Не хочется думать», «Не интересно»,— говорят они, встретившись с трудностями. В результате они, как правило, учатся плохо или весьма посредственно.
Подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе могут проявлять настойчивость в других видах деятельности, не связанных с учением, по отношению к которым они имеют стойкие интересы.
Отметим еще одну особенность подростков. Хотя общее развитие их воли, как уже указывалось, идет в направлении ослабления роли непосредственно переживаемых эмоций и усиления сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций (особенно у младших подростков) как стимула действий продолжает оставаться еще весьма значительным. Это проявляется в импульсивности подростков, их нетерпеливости, несдержанности. Многие из них не умеют владеть собой, не умеют сдерживать (когда это необходимо) свои порывы. Такие подростки не любят «терять время» на обдумывание, взвешивание, Торопятся быстрее перейти к действию, вследствие чего часто ошибаются.
psyera.ru