Развитие неврозов

Невротик и развитие невроза. (Перечитывая Карен Хорни)

Невротик – это человек, находящийся под воздействием невроза (невроз – собирательное название для группы ОБРАТИМЫХ функциональных нарушений деятельности высшей нервной системы, до сих пор не имеющее единой классификации).

Главный критерий для определения человека как невротического – это несовпадение его образа жизни и поведения с одним их общепринятых образцов поведения в обществе, в котором он живёт. Поэтому и термин «невротичный» не может теперь использоваться без учета культурных аспектов его значения.

Например, 100 лет тому назад зрелая и независимая женщина была бы в глазах окружающих «падшей» только потому, что вступала в добрачные интимные связи. Но сейчас мы обязательно заподозрим невроз у девушки, считающей себя «падшей», потому что у неё были интимные отношения с несколькими мужчинами.

Без глубокого индивидуального изучения структуры личности невротика все неврозы обладают двумя признаками:

-определённая регидность реагирования (отсутствие гибкости, позволяющей адаптивно реагировать на различные ситуации – например, нормальный человек реагирует подозрительностью, обнаружив за собой наблюдателя, а невротик может быть подозрительным всё время, не зависимо от ситуации; нормальный человек видит разницу между искренними и неискренними комплиментами, а невротик не проводит различия между ними и просто не верит всему);

— разрыв между возможностями человека и их реализацией (если, не смотря на свои дарования человек и все условия для их развития, остаётся бесплодным; имея всё, для того чтобы чувствовать себя счастливым, человек не может наслаждаться счастьем; обладая блестящей внешностью, женщина ощущает себя непривлекательной).

Невротик как бы сам стоит у себя на пути!

Что же является движущей силой, порождающей невроз, и потом всемерно поддерживающей его? – Это тревога и те защиты, которые выстраиваются вокруг неё. Мы очень на многое готовы, чтобы защитить себя от страхов! И нормальный человек, хотя ему и свойственны страхи, живущие в его культуре, в целом в состоянии получить удовольствие от жизни. Поэтому нормальный человек страдает не сильнее, чем это неизбежно в обществе. У невротика же страхов количественно и качественно больше, чем у других людей его культуры. Для невротика никакой тотем не станет защитой от его тревоги. Ему мало символических, но в то же время вполне целесообразных для других нормальных людей защит. Ему неизменно приходится платить за свои защиты чрезмерную плату, заключающуюся в ослаблении его жизненной энергии и, следовательно, в неспособности к достижениям и получению удовольствия от жизни.

В итоге– невротик – это постоянно страдающее лицо.

Конфликты невротиков более ярко выражены и более остры. Невротик очень старается и приходит к компромиссным решения, которые достаются ему очень дорогой ценой…вот только он никогда не бывает ими удовлетворён полностью. «Вкус жизни» не знаком невротику.

Невроз, как правило, начинается в детстве, охватывает более или менее обширные области в общей структуре личности и становится явным в результате реального ситуативного конфликта. Острая ситуация (измена, развод, кризис, война) просто обнаруживает невроз, который может быть до того времени неявным.

Никто из нас не застрахован от дремлющего до поры до времени глубинного невроза.

И если Вы живёте в уверенности, что Вас-то с Вашим сильным характером невроз никогда не коснётся, то это просто великолепно – живите и радуйтесь жизни — профилактических мер для его предотвращения просто нет!

Но попав в критическую жизненную ситуацию, потенциально провоцирующую ситуативный невроз, постарайтесь заметить изменение своего психологического состояния и как можно скорее проконсультируйтесь у психотерапевта. Лечение запущенного невроза будет более длительным и сложным.

Не дайте неврозу так легко взять над собой верх — именно в самом начале развития ситуативного невроза Вам можно оказать самую эффективную помощь!

www.b17.ru

Основные предпосылки возникновения неврозов у детей

​Невроз — сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на основе множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже называли. Это инициирующая психологическая травма или длительно действующие стрессорные факторы, истощающие адаптационные возможности организма; особенности психологической защиты ребенка, его темперамент, его характер; а также — наличие индивидуально значимого внутреннего конфликта.

Часто среди дилетантов, а иногда и от не слишком квалифицированных психологов можно услышать упрощенное толкование механизмов развития невроза, практически ограничивающееся первым пунктом вышеприведенного списка, то есть психотравмирующей ситуацией. У ребенка невроз, потому что его отдали в ясли или потому, что он долго лежал в больнице и перенес тяжелую операцию и разлуку с родными. Или (и это встречается еще чаще) невроз ребенка объясняется тем, что в семье сложные отношения между родными, часто бывают скандалы, папа приходит домой пьяным и т. д.

Отдают в ясли множество детей, многие дети тяжело болеют и лежат в больницах, к сожалению, в огромном числе семей эмоциональная обстановка далека от стабильности и благополучия. Да и вообще, если взглянуть на обстоятельства трезво, то любой из пунктов приведенного выше списка встречается в жизни чуть ли не на каждом шагу. В чьей жизни не было психотравмирующих ситуаций (особенно подобных упомянутым)? Кто может поручиться за исключительную силу своих психологических защит и утверждать, что они нигде и никогда не дают сбоев? У какого человека нет никаких внутренних конфликтов между осознаваемой и неосознаваемой частью психики? Но невроз развивается далеко не у всех. Почему?

И кто же подвержен наибольшему риску? Возможно ли это определить заранее, так, как практические врачи определяют группы риска по развитию заболеваний сердца, желудка, развитию сахарного диабета? Ведь, предвидя и зная, куда «подстелить соломки», гораздо легче предотвратить нежелательное развитие любых событий (в нашем случае — развитие невроза). Отчасти подобное предвидение возможно.

Невроз, как и любое другое тяжелое заболевание, редко развивается на пустом месте. Так же как и всем другим серьезным расстройствам функционирования организма (инфаркт, онкологические заболевания, язва желудка), ему предшествуют расстройства менее серьезные, как бы предвестники. Такие предвестники известны врачам практически для всех распространенных заболеваний. Изменение кислотности и гастрит (предвестник язвы желудка), ишемическая болезнь сердца и другие нарушения его функции (предвестник инфаркта), состояние «предрака» (предвестник онкологических заболеваний) — все это серьезные поводы для тревоги и немедленного начала лечения. Если лечение правильно, своевременно и эффективно, то страшный «исход», как правило, удается предотвратить.

Все это верно и для невроза. Выделяют так называемое предневрозное состояние и даже предневрозный характер. Что же это такое?

Предневрозный характер формируется из более или менее полного сочетания следующих черт:

  • ребенок мнителен, робок, неуверен в себе;
  • как следствие этого, не доверяет другим;
  • ребенок чрезмерно зависим от значимых лиц, перекладывает на них всю ответственность за свою жизнь и поступки;
  • он тревожен, предрасположен к перестраховкам;
  • повышенно внушаем;
  • ребенок малоактивен, опаслив, избегает игр со сверстниками или, наоборот, повышенно активен, но это активность тревожная, с элементами демонстрационности;
  • обидчив, постоянно ждет насмешки, нападения;
  • он склонен долго и тяжело «переживать» собственные неудачи и вообще все события своей жизни и жизни семьи. И радость, и горе легко выбивают его из равновесия.
  • С формирования такого характера и начинается путь ребенка к неврозу. Если среди приведенных черт преобладает педантичность, обостренный инстинкт самосохранения, боязливость, тревожность и мнительность, и при этом ребенок внимателен к мелочам, дотошен и рассудителен, то, скорее всего, у данного ребенка разовьется невроз навязчивых состояний.

    Если ребенок легко сдается перед трудностями, мнителен, робок, с удовольствием играет роль «больного и слабого», то здесь наблюдается явная предрасположенность к заболеванию неврастенией.

    Если же мы имеем дело с ребенком эгоистичным, с демонстративным, часто инфантильным поведением, если такой ребенок легко внушаем, капризен, вечно недоволен окружающими, постоянно требует повышенного внимания к своей особе, то такого ребенка, скорее всего, ожидает заболевание истерическим неврозом.

    Понятно, что при наличии у ребенка предневрозного характера родителям целесообразно обратиться к специалисту (психологу или психоневрологу) с тем, чтобы вовремя откорректировать имеющиеся нарушения.

    Как вы уже, несомненно, поняли, заболевают неврозом и дети, и взрослые. Но хотелось бы отметить, что неврозы, возникающие в детском возрасте, отличаются некоторым своеобразием. Это своеобразие заключается в том, что у детей достаточно часто наблюдаются так называемые моносимптомные неврозы, из самого названия которых явствует, что их клиническая картина проявляется всего одним, как правило, достаточно ярким симптомом. Иногда этот симптом выглядит весьма изолированным и непонятным, и только глубокий анализ анамнеза ребенка и семейной ситуации позволяет выявить все компоненты заболевания неврозом. К таким неврозам относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна и аппетита, невротические энурез и энкопрез (недержание мочи и кала), патологические привычки, такие как сосание пальца, кусание ногтей и ногтевых валиков, онанизм, выдергивание бровей, ресниц и т. д.

    Что делать, если у ребенка невроз

    Невроз, как и многие другие заболевания, гораздо легче предотвратить, чем лечить. Но лечить его можно и нужно. Лечение невроза, как правило, длительное. Проводит его только специалист в тесном контакте с семьей ребенка. См. →

    Невроз отличника – пример работы психолога

    Если предположить, что у Василисы невроз, то должны быть налицо все его компоненты. Давайте смотреть.

    Предневрозный характер — имеет место. Василиса гиперответственна, педантична, тревожна, несмотря на все свои способности и достижения не уверена в себе («Сто раз все перепроверит»). Очень зависима от мнения окружающих, боится совершить ошибку и повести себя «не так». Характер Василисы, судя по всему, результат взаимодействия воспитания и темперамента. По темпераменту Василиса, скорее всего, флегматик, склонна все делать неторопливо и как следует. А гиперответственность, высокую требовательность к себе в ней воспитали мама и бабушка. Делать много, на совесть, да еще и все делать правильно, все успевать — это тяжело. Поэтому Василиса допоздна сидит за уроками, почти не гуляет, не посещает никаких кружков. См. →

    www.psychologos.ru

    Причины неврозов

    Основная причина невроза – воздействие значимого психотравмирующего фактора. Если происходит какая-то глобальная проблема, чуть ли не мирового значения, но она вас не касается, то вероятность возникновения невроза приближается нулю. Зато несущественная для окружающих проблема, но индивидуально значимая для вас и сложно решаемая, может стать почвой для развития невроза.

    В большинстве случаев к неврозу приводит длительное воздействие стрессового фактора, наличие ситуации, из которой продолжительный период времени не удается найти выход (например, хроническая тяжелая болезнь близкого человека, систематические конфликты на работе, стойкие финансовые проблемы).

    Привести к неврозу может и внезапно возникнувшая стрессовая ситуация (например, смерть близкого человека, изнасилование). В таком случае психика человека просто не справляется с той психологической нагрузкой, которая внезапно на нее обрушилась.

    В начале воздействия стрессового фактора организм пытается ему противостоять, адаптироваться к конкретной ситуации. Если проблема не решается, стрессовой фактор продолжает воздействовать с прежней интенсивностью, адаптивные возможности нашей психики постепенно исчерпываются, развивается невроз. Психотравмирующий фактор капля за каплей разрушает психическое равновесие, приводя к возникновению функционального расстройства.

    Целый ряд факторов прямо и косвенно связан с возникновением неврозов:

  • Наследственная предрасположенность – некоторые невротические реакции передаются по наследству, например, панические атаки.
  • Личностные характеристики – психопатические особенности личности могут способствовать возникновению неврозов, например, истерики предрасположены к возникновению истерического невроза. Каждый из нас по-разному переживает стресс. Одни люди все проблемы воспринимают, смотря на них «сквозь пальцы», про таких людей говорят «сухари». Другие же наоборот предрасположены к чрезмерной эмоциональности, драматизации событий, поэтому у них более выражена склонность к неврозам.
  • Перенесенные стрессы в детстве, неблагополучная семья. Если ребенок с детства вынужден был противостоять всевозможным проблемам, тогда при наличии психотравмирующей ситуации во взрослом возрасте велика вероятность возникновения невроза.
  • Слабый организм, плохой иммунитет, перенесенные серьезные заболевания также способствуют возникновению невроза, ведь они ослабляют адаптивные возможности нашего организма.
  • Существует 2 основные периода, когда риск возникновения невротической реакции возрастает – подростковый возраст и климактерический период. Происходящие в это время гормональные изменения затрагивают и психическую сферу, истощают организм, становясь благодатной почвой для возникновения невроза. Кроме того, именно эти два периода в жизни – время ломки стереотипов. Подростки начинают по-новому смотреть на жизнь, к ним предъявляются повышенные требования, ведь они уже и не дети, а решать проблемы по-взрослому еще не научились. Климактерический период – колокольчик, напоминающий о приближении старости, своеобразный рубеж в жизни: чего добился, что успел, что получилось (или не получилось). Да и физические возможности постепенно начинают угасать, что не самым удачным образом сказывается на психическом состоянии человека.
  • Женский пол более подвержен развитию невротических реакций. Что же тут удивляться, ведь женщины привыкли все проблемы принимать близко к сердцу, они более эмоциональны, что нередко предшествует возникновению невроза.
  • Существует некоторая зависимость между развитием невроза и конституциональными особенностями: астеники (худощавые люди) более подвержены возникновению неврозов. Так что тут полные люди могут порадоваться.
  • Современный темп жизни нередко способствует развитию невроза. Сверхутомляемость, интенсивный рабочий график, невозможность и нехватка времени на отдых, все новые и новые задачи, конфликты на работе, в транспорте – все это истощает нервную систему. То, что вид деятельности большинства из нас связан с умственной работой, с эмоциональной нагрузкой, также способствует возникновению невроза. Когда человек занят физическим трудом, тогда волнений значительно меньше, а вот работа с людьми всегда взаимосвязана с нервными срывами.
  • Неустроенная или проблемная семейная жизнь. Что ни говорите, а человек – существо социальное. Большинство из нас хочет иметь вторую половинку, к которой будет приятно возвращаться домой, делить радости и невзгоды, растить вместе детей. Работа и семья – две основные составляющие нашей жизни. Если работа – место для битвы за благополучие, материальную стабильность, то семья – место отдыха, надежный тыл. К сожалению, многие люди либо страдают от одиночества, либо вынуждены переживать серьезные драмы, конфликты, проблемы на семейном поле.
  • Завышенные цели – именно этот фактор очень часто способствует возникновению невроза. И проблема здесь не в том, что вы мало добились в жизни, что у вас случилось большое горе, а в том, что вы ожидали получить от жизни чего-то большего, но вследствие определенных проблем не получили. Неврозы – удел людей деятельных, которые постоянно находятся в движении, к чему-то стремятся, планируют больше, чем могут выполнить. Но ведь не все наши мечты воплощаются в жизни. Именно поэтому необходимо правильно ставить перед собой цели, чем более они реалистичны, тем проще их достичь, да и шансов при этом «заработать» невроз значительно меньше.

my-health.ru

Развитие неврозов

Одной из наиболее распространённых форм патологии нервной системы являются неврозы.

Термин «невроз» применяют для обозначения функциональных расстройств нервной системы — нарушений ВНД.

По данным ВОЗ, заболеваемость неврозами в мире за последние 65 лет возросла более чем в 20 раз. Данные эпидемиологических исследований неврозов свидетельствуют не только о большой медицинской, но и социально-экономической значимости этой проблемы: заболеваемость неврозами достигает 20—30%.

Неврозы относят к «болезням цивилизации» и связывают широкую их распространённость с нарастающей урбанизацией населения, информационными перегрузками, уменьшением доли физического труда в жизни современного человека, воздействием на него неблагоприятных социально-бытовых факторов, многочисленных психотравмирующих ситуаций.

В клиническом аспекте невроз является психогенным состоянием и выступает либо как самостоятельная нозологическая форма, либо как предболезненное состояние (предболезнь, пограничное состояние), предшествующее различным соматическим и/или психическим заболеваниям.

Исторически развитие учения о неврозах имеет три основных направления: биологическое, личностно-психологическое и бихевиористское.

Биологическое направление учения о неврозах. Это направление исходит из доминирующей роли генетических расстройств, лежащих в основе неврозов. При этом недооценивается роль личностных и психологических особенностей человека в возникновении невроза. С данным подходом связан и так называемый «принцип негативной диагностики» неврозов. Он заключается в отнесении к неврозам тех расстройств нервной системы, при которых отсутствуют изменения, выявляемые методами, используемыми в клинической практике.

Личностно-психологическое направление учения о неврозах. Данное направление в учении о неврозах исходит из предпосылки о личностно-психологической детерминированности возникновения неврозов. Основной акцент делается на их психогенную природу (связанную со стрессами, конфликтными ситуациями, экстремальными состояниями), но при этом игнорируется роль соматических расстройств.
Согласно личностно-психологической концепции, развитие неврозов определяется особенностями личности человека, его неспособностью разрешать различные психотравмирующие и конфликтные ситуации, а проявления неврозов выражаются в определённых эмоционально-аффективных и со-матовегетативных расстройствах.

Бихевиористское направление учения о неврозах. Представители этого направления рассматривают развитие невротических состояний на основе оценки особенностей поведения человека в различных жизненных ситуациях.

В современных представлениях о неврозах указанные (и другие) тенденции смыкаются. Неврозы рассматриваются как существенная часть психогенных состояний и болезней. Считается, что причиной невроза человека является психогенная травматизация личности в процессе психоэмоционального стресса (как правило, негативного, повторного и/или затяжного). Это приводит как к функциональным нарушениям в ЦНС, так и к определённым микроструктурным изменениям в головном мозге (деструкции мембран шипикового аппарата дендритов, уменьшению количества рибосом в корковых нейронах, дегенерации отдельных клеток гиппокампа, локальному нарушению микроциркуляции и др.).

Фундаментальный вклад в понимание неврозов внесли работы Ивана Петровича Павлова и его учеников. Исследуя неврозы в эксперименте на животных, они сформировали ряд представлений об этой форме патологии нервной системы. Эти представления не утратили своего значения до настоящего времени и успешно используются не только в теоретических построениях, но и в клинической практике.

medicalplanet.su

Невроз и интеллект

На роль интеллекта в генезе невротических расстройств указывают многие авторы, в частности Айзенк и Рачман. Эти авторы на основании экспериментально-психологических исследований рассматривали вопрос о значении уровня интеллекта в развитии неврозов. Для больных неврозами кривая распределения интеллекта, оказалась более пологой, чем у здоровых. Иными словами, в группе больных неврозами было гораздо меньше лиц со средним интеллектом, чем в контрольной группе, и на оба крайних отрезка приходился больший процент лиц, страдавших неврозами, чем в контрольной группе. Эти важные данные позволили исследователям сделать вывод о том, что у людей со средним интеллектом невроз развивается реже, чем у отклоняющихся от среднего уровня в сторону более высокого и более низкого интеллекта.

Отечественные исследователи, занимавшиеся изучением значения уровня интеллекта и мыслительных способностей для возникновения невротических расстройств, отмечали важность когнитивных механизмов для неврозогенеза. Ф.Б. Березин (1988) писал о том, что повышение вероятности возникновения внутрипсихических конфликтов при выраженных изменениях в окружающем человека пространстве связано не только с мотивационными, но и с информационными процессами. По его мнению, в необычной среде важное значение приобретает когнитивная (познавательная, связанная с анализом и сопоставлением информации) оценка ситуации и реакция индивидуума на эту оценку. Несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссонанс) влечет за собой возрастание напряженности тем большее, чем более значимо для индивидуума это несоответствие.

Интеллектуальная сфера и познавательные процессы невротиков характеризуются рядом особенностей, к которым можно отнести общую низкую способность к обучению и усвоению нового. Кроме вышеперечисленных позиций хорошо известно, что E. Bleuler в свое время воспользовался понятием «относительное слабоумие» для обозначения практической беспомощности невротиков и психопатов при формальном отсутствии у них расстройств мышления и интеллекта. При этом он подчеркивал контраст между формально высоким интеллектом и беспомощностью в решении практических жизненных задач, связанной с невозможностью всесторонней оценки обыденных явлений, т.е. можно говорить, что интеллектуальная деятельность в сфере обыденных отношений, основанная на здравом смысле и разуме, препятствует формированию невротических расстройств, тогда как противоположные ее основания способствуют возникновению неврозов.

Возникновение и прогрессирование невроза видится как результат неспособности личности предвосхищать ход событий и собственное поведение во фрустрирующих ситуациях, что обусловлено доневротическими особенностями «потенциального невротика», условно названными антиципационной несостоятельностью, т.е. невозможностью прогнозировать развитие событий. Личность, склонная к невротическим расстройствам, исключает из антиципационной деятельности нежелательные события и поступки, ориентируясь всегда лишь на желательные. В связи с этим, попадая в неспрогнозированную, неблагоприятную и вытесненную в связи с этим из «ситуационного сценария» жизненную коллизию, человек оказывается в смятении, ему не хватает времени, чтобы эффективно справиться с ситуацией.

И даже если система психологической компенсации у него функционировала нормально, то в условиях расхождения прогноза и при крайней выраженности эмоциональных переживаний (обиды, разочарования, недоумения), связанных с этой прогностической ошибкой, человек может не использовать потенциальных возможностей к совладанию с ситуацией и заболеет неврозом. Адаптивное значение для преодоления трудных жизненных ситуаций имеют такие стратегии, как «антиципирующее совладание» и «предвосхищающая печаль», которым для большей продуктивности должен быть предоставлен определенный промежуток времени.

Известно, что на уровне животного мира прогрессивная эволюция возможна только в том случае, если животные имеют возможность подготовиться к предстоящим событиям.

Сходное предположение можно также признать верным и в случае с человеческой личностью: развитие в процессе социализации человека антиципационных способностей эволюционно обусловлено. Оно направлено на упреждение запредельных для психики переживаний, на более полноценную и качественную адаптацию личности к социуму.

Можно констатировать, что из индивидуально-типологических параметров наименее изучены для целей неврозологии оказались способности индивидуума, его интеллект. До настоящего времени не до конца ясна роль взаимоотношений составляющих личность параметров, таких, например, как способности и характер. По мнению К.К.Платонова (1986), противоречия между теми или иными способностями и неспособностями и различными чертами характера имеют немаловажное значение для становления личности и могут привести сами по себе к невротическим срывам.

www.nevroz.info

Это интересно:

  • Дети с умственной отсталостью образование Дети с умственной отсталостью образование Введение Необходимость обеспечения гражданских прав и предоставления качественных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья в последние годы всё чаще становится одним из провозглашаемых приоритетных векторов общественного развития российского общества в социальной […]
  • Стоп стресс для щенков Стоп стресс для собак И в жизни животных часто происходят стрессовые ситуации. Поездка в ветеринарную клинику, переезд в другой город, смена хозяина могут стать для пса факторами нервных перенапряжений. А чтобы их избежать, ветеринары советуют использовать специальный препарат Стоп стресс. Что это за лекарство? […]
  • Психические расстройства у людей пожилого возраста Психические отклонения в старости Не надо думать, что старость неизбежно связана с ухудшением здоровья, в том числе психического. Многие заболевания позднего возраста можно вылечить. Важно быть внимательным к своим пожилым родственникам и вовремя обращаться к врачу. Не все болезни от возраста Наличие хорошего […]
  • Эффективные препараты от алкогольной зависимости Самое эффективное средство от алкоголизма Алкоголизм – заболевание XXI века, которое тяжело поддается лечению, однако, выход есть всегда. Существует ряд препаратов, использование которых поможет избавиться от алкогольной зависимости. Виды препаратов от алкоголизма препараты в каплях и таблетках, облегчающие […]
  • Ребенок аутизм в семье Сокрытое сокровище и тяжкий крест Когда в семье ребенок-аутист До середины 40-х годов прошлого столетия такой болезни, как ранний детский аутизм (РДА), не знали, но в последние годы, по свидетельству психиатров, заболеваемость аутизмом катастрофически растет. Общество пока ошеломлено, и серьезное осмысление […]
  • Быстрый способ снятия стресса Методы быстрого снятия стресса В наш век информационного бума, быстро меняющихся социальных, политических и бытовых условий, человек испытывает постоянный эмоциональный и физический стресс. Потрясшие мир за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные конфликты, рост насилия и самоубийств с […]
  • Рассказы про белую горячку белая горячка Заболеваемость алкоголизмом снизилась в два раза с 2005 года За последние 12 лет в России число впервые поставленных диагнозов «алкоголизм» и «белая горячка» снизилось на 55% и 74% соответственно. Об этом свидетельствует статистика Минздрава, с которой ознакомились «Известия». Ограничительные меры и […]
  • Полезная музыка от депрессии Целебное воздействие музыкальных ритмов Музыку для лечения депрессии использовать стали еще в далекой древности. Так, царь Давид не только вылечил царя Саула, играя для него собственноручно на арфе, но и изгнал из его души нечистую силу. Интересные сведения о музыкальных инструментах Уже в III веке до нашей эры было […]