Развитие речи заикание

Развитие речи. Заикание.

После того, когда ваш малыш пережил первые трудности жизни, включая колики, бессонные ночи и проблемы с кормлением, ваша жизнь вошла в размеренное русло. Вы прекрасно ладите со своим ребенком, разговариваете с ним как со взрослым.
Но вдруг, замечаете, что речь его не совсем правильная и четкая. Хорошо бы заметить на самых первых этапах становления речи — в период от 1, 5 лет до 3. Именно в этом возрасте у ребенка идет активное освоение окружающего мира и знакомство с новыми людьми. Нужно помнить, что нервная система у ребенка еще не совсем сформирована и иногда просто не выдерживает данной нагрузки. В этом случае общение жестами намного удобнее, чем словами. Ведь словесное общение требует огромного внимания и напряжения. Добавим сюда неокрепший и не сформированный механизм защиты от стрессов и получим ребенка с проблемой речи — заиканием.

В большинстве случаев, ребенок все же получает такую аномалию в развитие речи путем попадания в конфликтные ситуации, большого испуга и негативных переживаний ( автоаварии, стрессовые ситуации в семье, нападение животного).
Однако не только резкий этап социализации может послужить причиной заикания. Проблемы могут носить и наследственный, врожденный характер. В последнем случае, лечение заикания затрудняется и носит более длительный характер.

Ребенок с заиканием Какой он?

Заикание может проявлять в виде повторения слогов (со-со-собака), продлевания ( кe-e-e-e-ды) или прерывания ( кар-ндаш) звуков. Ребенок, понимая, что в его речи что то не так, начинает очень быстро говорить, как бы пытаясь проскочить неприятные моменты, заменяет слова жестами и напрягается всем телом.

Попробовав несколько раз сказать трудное для него слово, и поняв, что у него проблемы, ребенок может совсем перестать разговаривать, замкнуться в себе. Может начаться непроизвольное кивание головой, моргание, закатывание глаз вверх. С таким ребенком коррекционную работу должен проводить не только логопед, но и психолог, который может успокоить ребенка и сгладить возбужденную нервную систему.
Бывает, что заикание сопровождается и неврологическими расстройствами — энурезом, нарушением сна, беспокойством. Тогда есть смысл обратиться и к невропатологу, который путем подбора системы препаратов, сможет помочь в преодолении проблемы.

Коррекциязаикания.

Только комплексный подход к проблеме поможет полностью излечить от этого заболевания.
Рассмотрим более детально логопедические упражнения и занятия, которые может и провести мама с ребенком.

1. Игровые упражнения по снятию тонуса

Могут сводиться к вашему прочтению стихотворения и совместной жестикуляцией.

Ежик
Вот идет колючий еж (топаем, идем по кругу),
он на елочку похож( ручки вверх, пальчики растопырены)
все грибочки еж собрал( наклоняемся, собираем грибочки)
и домой он зашуршал(идем, шурша ногами по полу).

Дом
Тук, тук, тук. Строим дом( кулачком по кулачку стучим).
Дом высокий( руки вытянуть вверх)
Дом с окном(руки вместе и развести в стороны)
С острой крышей и трубой( Руки в виде крыши)
В доме я живу с тобой( обнимаемся).

2. Игровые упражнения для развития дыхания.

Старайтесь выполнять упражнения не реже 3-4 раза в неделю в течении 2-5 минут, повторяя каждое упражнение по 2-3 раза. Помните, что в этом возрасте вашему ребенку через каждые 5-7 минут нужна смена деятельности.

Мишка.
руки в стороны. Идем вперевалочку, как мишка и говорим «Уф, Уф».
Слон.
Руки сложены вместе и вытянуты вперед(изображаем хобот слона). Несколько раз наклоняемся вперед, а затем выпрямляемся. на каждый наклон говорим поочередно один из слогов «ха, хо, ху, хи».
Цветочек.
Подносим к ребенку воображаемый цветочек. Вдыхаем носиком и говорим «АХ».
Также хорошо, на вдохе понюхать цветочек, а на выдохе сказать слово «хорошо».

Все эти упражнения способствуют усвоению правильной речи ребенка, позволяют не бояться звука своего голоса и говорить уверенно.

3. Развитие речи у заикающегося ребёнка.

Развитие плавной и четкой речи одно из важных составляющих лечения заикания. на этом этапе ребенка учат читать стихи, пересказывать сказки, и составлять рассказ по картинке самостоятельно и с помощью дополнительных вопросов. Можно использовать технику отраженного чтения. Когда фразу сначала произносит взрослый, а потом ребенок повторяет. Так же помогает отстукивания ритма стихотворения. Можно стучать ладошкой по столу, коленке, а, можно и бросать мячик на каждое слово.

4. Игровые упражнения для развития голоса.

Лучше, конечно, работать по картинке. Даже если ребенок не сможет с первого раза повторить за вами, похвалите его. Обращайтесь к этим упражнениям снова и снова и малыш, глядя на вашу артикуляцию научится повторять эти звуки.

Тихо тихо «ч ч ч»
Ветер дует «в в в „
Змея шипит “ш ш ш „
Водичка льется “с с с „
Девочка плачет “а а а ».

Звуковые упражнения можно придумать и самим, гуляя с ребенком и показывая ему окружающий мир.

Задача специальной психотерапии с заикающимся ребенком состоит в том, чтобы перестроить душевный мир ребенка, заставить его пересмотреть свое отношение к себе, к окружающим, к своей речи.
Помогите своему ребенку чисто и правильно говорить. Любите его и будьте счастливы

m.baby.ru

В чем причины заикания и как верно подобрать лечение этой патологии у детей

В логопедии заикание определяется как сложное нарушение речевой деятельности, проявляемое в виде непроизвольного повторения одних и тех же звуков по несколько раз вследствие судорожных сокращений органов артикуляции. Часто также наблюдаются отклонения ритмичности речи и возникают непроизвольные остановки при произношении фразы. Проблема не является исключительно речевой, так как обычно сопровождается определенными нарушениями работы центральной нервной системы. Лечение заикания у детей зависит от причин, вызвавших данное состояние.

Наиболее распространено данное явление в детском возрасте (до 5 лет), когда речь формируется и развивается. Чаще заикание встречается у мальчиков, а сама проблема диагностируется у 3% всех детей.

Причины развития заикания

Существует множество факторов, которые влияют на развитие речи. Некоторые из них могут стать предпосылками развития заикания у ребенка.

Причины заикания у детей могут быть следующими:

  • предрасположенность на наследственном уровне (проявляется с младенчества, возникает в начале развития речевой деятельности, может сопровождаться другими симптомами, такими, как энурез, повышенная тревожность, страх по ночам);
  • повреждения головного мозга в период до рождения и во время родов (перинатальные недуги, связанные с токсикозом матери во время беременности, удушением, внутриутробной гипоксией, снижением доступа кислорода во время родов, травмами, полученными при родовой деятельности);
  • тяжелые заболевания инфекционной природы, перенесенные в детстве (менингиты, корь, коклюш, энцефалит, тиф). Чаще всего отклонение, спровоцированное инфекциями, проявляется в более позднем возрасте – около 7-8 лет (классифицируется как заикание у детей дошкольного возраста);
  • получение сильных черепно-мозговых травм;
  • гипотрофия (данное состояние может вызвать заикание как в раннем детском возрасте (для детей 3 лет), так и в более позднем (до 10 лет));
  • рахиты;
  • переучивание левши писать правой рукой;
  • факторы, влияющие на психическое состояние ребенка – страхи, конфликты, ссоры, радость или строгий стиль воспитания, свойственный родителям.
  • Потрясения психического и психологического характера могут спровоцировать заикание не только у маленьких детей, но и у подростков 14-15 лет. В некоторых случаях отклонение провоцируется повторением манеры общения человека, который заикается.

    Распространены ситуации, когда заикание у детей дошкольного возраста не является единственным заболеванием речевой системы, комбинируясь с дислалиями, дизартриями, тахилалиями, алалиями, ринолалиями.

    Разновидности отклонения

    Перед тем как вылечить заикание у ребенка, следует точно определить, к какой разновидности патологии конкретный случай относится. Заикание как патологию можно классифицировать одновременно по нескольким основаниям.

    Так, по степени выраженности симптомов выделяют заикание:

    1. легкой формы (симптоматика практически не выражена, заикание может проявляться при спонтанной речи в виде запинок судорожного характера);
    2. средней формы (заикание наблюдается как при монологических высказываниях, так и при ведении диалога);
    3. тяжелой формы (запинки встречаются при высказываниях любого типа и характера, заикание носит затяжной характер, что делает коммуникацию сложной или практически неосуществимой).
    4. Распространена классификация, рассматривающая источник заикания как таковой. Патогенетические разновидности включают:

    5. заикание в форме расстройства речевого функционирования (логоневроз);
    6. заикание, связанное с анатомическими или органическими сбоями работы центральной нервной системы (запинки неврозоподобного вида).
    7. Заболевание может по-разному протекать в зависимости от частоты проявления соответствующих симптомов. Различают следующие виды заикания:

    8. волнообразное заикание (сохраняется постоянно, но в зависимости от времени, условий и обстановки может проявляться в большей или меньшей степени).
    9. рецидивирующее заикание (может на некоторое время исчезнуть, а потом появиться вновь);
    10. постоянное заикание (с течением времени не исчезает и не уменьшается).
    11. Последняя классификация рассматривает механизм проявления патологии. По характеру судорожного проявления рассматривают заикание:

    12. клоническое (за счет частого сокращения артикуляционных мышц происходит многократное повторение одного и того же звука);
    13. тоническое (связано с мышечным состоянием тонуса, которое может развиваться в тканях языка, губ и щек, что провоцирует остановку произношения);
    14. смешанное (в зависимости от соотношения различают клоно-тоническое и тонико-клоническое);
    15. дыхательное;
    16. голосовое;
    17. артикуляционное.
    18. Проявления болезни

      Патология имеет четкие и явные симптомы, которые в зависимости от причины и истока развития болезни могут иметь особенности. Общими проявлениями заикания являются:

    19. движения во время произношения – непроизвольные сокращения мимических мышц, моргание, раздувание носовых крыльев;
    20. использование дополнительных эффектов, целью которых является снижение видимости патологии – зевание, смех, кашель;
    21. судорожные явления в момент до начала речи или при произнесении слов (проявляется в неспособности сразу произнести слово или многократным повторением одного из слогов);
    22. нарушения дыхания (дыхание носит поверхностный, аритмичный характер, речь начинается на глубоком вдохе или выдохе).
    23. В детстве патология может также сопровождаться рядом отклонений вегетативного плана: гипергидрозом, тахикардией, нетипичным изменением цвета кожи, изменением показателей артериального давления при проговаривании слов.

      Если заикание носит неврозоподобный характер, зачастую речь носит невыразительный, монотонный характер. Темп произношения ускоренный, а в целом речевая деятельность повышена. Могут наблюдаться и другие проявления – неразборчивость почерка, невыразительность мимических и моторных действий. Особенно явно симптоматика проявляется тогда, когда ребенок устал.

      Логоневроз обычно сопровождается резким ухудшением качества речи, так как в основе данной патологии лежит состояние, связанное со значительной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.

      Активность ребенка снижается, наблюдается фиксирование на слоге, который он не может произнести. Часто проявляется боязнь речи. Дыхательная система, как и голос, подвержена судорожным проявлениям. Патология носит непостоянный характер и в отсутствие неблагоприятного фактора снижается.

      Диагностика проблемы

      Для создания полной картины болезни, а также определения точной причины, по которой она возникла, ребенка должен обследовать не только логопед, но и детский врач, психолог, психиатр и невролог.

      Важно точно и полно собрать анамнез состояния, так как это оказывает решающее влияние на выявление истоков болезни и подбор нужной терапии. Указывается время, в которое появился дефект, факторы, этому поспособствовавшие, а также приводится информация о степени развитости ребенка в плане речевой деятельности и описывается состояние дыхательной системы.

      Ряд терапевтических анализов и исследований обязательно включает:

    24. оценку речевой активности (дыхание при разговоре, темп речи и тембр голоса, отклонения моторики и произношения, наличие, тип и частоты судорог);
    25. определение состояния центральной нервной системы (ЭЭГ, МРТ, реонцефалография).
    26. Опционально для конкретного случая могут быть подобраны специальные дополнительные исследования.
    27. Способы коррекции заикания

      Правильно и максимально быстро устранить дефект можно только у врача, так как именно медик может подобрать адекватное лечение, исходя из анамнеза заболевания.

      Участие в лечении невролога требуется только в том случае, если заболевание вызвано поражением ЦНС, психолога – если имела место ситуация, эмоционально повлиявшая на ребенка и приведшая к заиканию. В остальных случаях патологии речевой деятельности корректируются логопедом.

      Методы лечения заикания включают:

    28. воздействие гипнозом;
    29. иглоукалывание;
    30. лечение заикания у детей в домашних условиях;
    31. устройства против заикания;
    32. лечение лекарственными средствами;
    33. массажи, ванны;
    34. гимнастика для нормализации работы системы дыхания;
    35. логоритмические и логопедические упражнения.
    36. Медикаментозная терапия обычно используется в качестве дополнительной, так как используемые препараты не могут устранить дефект. В зависимости от состояния больного могут назначаться таблетки гомеопатического действия, ноотропы, препараты от судорог, успокоительные и транквилизаторы.

      Посредством гипноза не лечат состояния, возникающие от заикания у детей младшего возраста. Для старших детей это один из самых действенных и простых способов вылечиться – улучшения достигаются после первого сеанса, а после 10 занятий может наступить полное излечение.

      Метод точечного массажа основан на том, что воздействие производится на активные точки организма. Начинать подобную терапию лучше как можно раньше, так как ее эффективность с возрастом может значительно снижаться.

      Дыхательная гимнастика направлена на формирование привычки правильного дыхания. Дыхательные упражнения при заикании действенны в ситуациях, когда патология спровоцирована неправильным, поверхностным дыханием при произнесении слов. Таким образом лечат детей от 4 лет.

      Занятия по логоритмике при заикании у детей могут скрыть дефект речи за счет тренировки голоса. При помощи логоритмического метода корректируют патологию речи у детей дошкольного возраста.

      Обычно занятия включают следующие аспекты:

    37. игра на инструментах;
    38. пение;
    39. мышечное расслабление;
    40. гимнастика для коррекции дыхания;
    41. упражнения на артикуляцию.
    42. Для детей с заиканием разработаны специальные приборы, позволяющие слышать собственную речь с небольшим запаздыванием. Более совершенные устройства могут отражать то, как ребенок должен произнести слово правильно или снижать громкость голоса фоновыми шумами (современные приборы способны регулировать уровень громкости голоса).

      Некоторые прибегают к лечению заикания травами – такими, как крапива, зверобой, мелисса, вереск, хмель или ромашка. Отвары на основе таких сборов оказывают мощный успокаивающий эффект. Такое воздействие требуется при заикании у детей, которое было спровоцировано психоэмоциональными негативными факторами.

      Возможные последствия патологии

      Даже при полном излечении заикания могут остаться заболевания психического характера, связанные с неспособностью преодолеть боязнь проблемы. Распространены следующие случаи следовых нарушений:

    43. значительное понижение самооценки ребенка;
    44. отсутствие достаточного уровня адаптации в обществе;
    45. страх речевой активности (логофобия);
    46. страх произнесения звука, который раньше не получалось произносить с первого раза (звукофобия).
    47. В отдельных случаях профилактика и лечение могут привести к обратному эффекту, усугубив проблему.

      Как минимизировать риск развития состояния

      Необходимые меры для того чтобы лечение заикания у детей в домашних условиях было эффективным, включают в себя следующие мероприятия:

    48. обеспечение ребенку нормальной психологической и эмоциональной обстановки;
    49. постоянное общение с ребенком;
    50. контроль над правильностью произношения слов и дыхания.
    51. С ребенком лучше разговаривать достаточно медленно, но понятно и четко – так ребенок научится контролировать темп своей речи. Во избежание проявления симптомов также нежелательно перебивать детей во время разговора.

      С ранних лет лучше приучать детей к неторопливому изложению мыслей – так им будет проще научиться говорить правильно и без дефектов. Хорошо развить речь помогает чтение книг вслух с последующим пересказыванием их содержания, но если ребенок уже начал заикаться, лучше не заставлять его это делать без его желания.

      Важно создать благоприятную семейную обстановку, так как от этого напрямую зависит психологическое состояние ребенка. Нежелательны ссоры, крики и попытки наказать ребенка.

      Ребенка с дефектом речи важно хвалить даже за незначительные успехи. В то же время не стоит ребенка баловать, так как в этом случае отказ может спровоцировать появление заикания на фоне негативных эмоций. Как вылечить заикание у ребенка в конкретном случае максимально эффективно решает врач.

      Профилактические меры

      К основным общеоздоравливающим методикам профилактики речевых дефектов можно отнести:

    52. ограничение взаимодействия ребенка с людьми, имеющими речевые недостатки, в особенности заикание;
    53. создание нормальной психологической обстановке в доме;
    54. снижение риска психологического или физического травмирования ребенка;
    55. составление нормального режима дня;
    56. использование мягких способов наказания за провинности;
    57. письмо, чтение, пересказы и другие занятия, повышающие качество речи.
    58. Если заикание когда-либо было или наблюдается в настоящее время, ребенок должен находиться под постоянным наблюдением врачей, особенно невролога и логопеда.

      Литература для чтения с ребенком должна подбираться в соответствии с возрастом, так как иначе образы могут напугать или впечатлить ребенка так, что проявятся симптомы отклонений речевой активности. Особенно это касается страшных или печальных сказок.

      То же самое относится к просмотру передач по телевизору или длительному использованию сети – нервная система ребенка не может справиться с такой нагрузкой, поэтому избыток информации может стать причиной множества отклонений, в том числе связанных с речью.

      Сразу после лечения лучше ограничить ребенка в развлечениях, так как новые сильные эмоции могут вернуть прежнее дотерапевтическое состояние.

      По возможности близкие люди должны говорить с заикающимся максимально четко и плавно, чтобы по примеру он учился говорить правильно. Развитию правильного дыхания способствуют занятия танцами и пением, поэтому для заикающихся детей такие занятия очень полезны.

      Обычно такая проблема, как заикание, требует врачебного вмешательства, так как самостоятельно добиться успехов в коррекции этой патологии сложно. Для максимально эффективного лечения важно выбрать, как лечить заикание у ребенка в конкретном случае. Дефект хорошо поддается коррекции при своевременном и адекватном ее проведении.

      vseorechi.ru

      Заикание: развитие речи

      Сложное нарушение речи – заикание — возникает чаще всего у легко возбудимых, нервных детей в возрасте от двух до пяти лет, в период формирования речи, в результате воздействия на организм ребёнка неблагоприятных обстоятельств внутреннего и внешнего характера.

      Такими обстоятельствами могут быть:

    59. тяжёлые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребёнка;
    60. психические травмы — испуг, резкое обращение со стороны взрослых, боясь новой обстановки (ребёнок поступает в детский сад), перегрузка впечатлениями и т.д.;
    61. неряшливая речь окружающих — быстрая, неразборчивая;
    62. отсутствие в речи некоторых звуков — косноязычие;
    63. подражание заикающимся.
    64. Причины заикания

      Бывает, что виновники заикания ребёнка являются сами родители, которые слишком перегружают его речь. Например, желая показать своим знакомым способности малыша, они заставляют его много декламировать, рассказывать сказки, отвечать на сложные вопросы, поощряют излишнюю болтливость. Взрослые забывают при этом, что ничего аппарат ребенка ещё недостаточно сформировано и не готов для такой чрезмерной для него речевой нагрузки. Иногда родители сообщают детям сведенья, не соответствующие их возрасту развития. Родители в восторге от «учености ребенка», но слова эти, не свойственны его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

      Очень часто причиной заикания оказывается ежедневные перегрузки впечатлений. Кино, телевизор, компьютер, праздничные ёлки, большое количество игрушек — всё это приводит к перенапряжению нервной системы ребёнка и в результате — дефекту речи.

      Заикание в отличие от большинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким (иногда вплоть до поступления ребёнка в школу и дальше).

      Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребёнка, но, усиливаясь, но вызывает, особенно у более впечатлительных детей, болезненные переживание: боязнь, говорить, чувства острого стыда перед окружающими, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, говорят тихо.

      Подобные переживания отрицательно действуют на психику, изменяют характер ребёнка. Чувствуя разницу между собой и своими сверстниками, он становится раздражительным, мнительным, нелюдимым. Взрослые должны помнить об этом и относиться к заикающимся детям особо внимательно.

      Каждый родитель, няня, бабушка, дедушка должны помнить, что работу по развитию у ребёнка плавной, спокойной, речи они должны проводить не от случая к случаю, но и в продолжение всего общения с ребёнком.

      Игровые упражнения по снятию тонуса


      • Помахать руками, как птичка крылышками.
      • Помахать руками, как бабочка крылышками.
      • Помахать руками над головой, как при прощании
      • Помахать расслабленными кистями рук как полоскание белья.
      • Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.
      • Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при встряхивании брызг воды.
      • Наклонить голову вперёд, назад, направо, налево.
      • Медленно вращать руки над головой.
      • Медленно покачиваясь расслабленными руками по бокам туловища.
      • Медленно, плавно раскачиваясь, руки справа налево, имитируя кошение травы.
      • Игровые упражнения для развития дыхания

        Навыки правильного дыхания надо вырабатывать, с простейших игровых приёмов, постепенно усложняя их.

      • Задуть свечу. Спокойно вздохнуть через нос и также спокойно выдохнуть (через рот) на свечу произнося шёпотом ф-ф-ф (свечой) служит указательный палец правой руки.
      • Сдуть с руки ватку
        Мама кладёт ребёнку на ладонь маленький кусочек ватки. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдох сдувает ватку на пол.
      • При вдохе понюхать цветок
      • Навыки естественного вдоха и вдоха хорошо прививать детям на таких дыхательных играх-упражнениях: дать ребёнку понюхать цветок, духи, фрукты.

        • На выдох подуть на пригоршни рук, имитируя дутьё на горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шёпотом ф-ф-ф.
        • Понюхать ветку
          Няня поднимает ветку в руке и предлагает ребёнку её понюхать. Ребёнок, поднимаясь на носочки, делает вдох, опускаясь, — выдох.
        • Подуть на «ушибленное» место руки
          Вдохнув через нос, на выдох дуют на » ушибленное» место руки — на палец, ладонь др.
        • Понюхать надушенный платочек
          На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести одно слово ХОРОШО.
        • Произношение должно быть спокойное, медленное, по слогам: ХО-РО-ШО.

          Потом на выдох произнести фразу в две — три слова: «Очень Хорошо», «Очень Хорошо пахнет».

          Для разнообразия можно давать деткам понюхать яблоко, апельсин, мандарин и.т.д. Затем дети должны сами придумать фразу и произнести её на выдох, например: «Очень душистое яблоко».

          Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это ещё усиливает дефект их речи. Поэтому эти упражнения и нужны для развития правильной речи вашего ребёнка.

          Развитие речи у заикающегося ребёнка

          Развитие у ребёнка плавной, спокойной речи способствует отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

          При отраженном чтении, фразу сначала произносит взрослый, а затем ребёнок повторяете самостоятельно. Для отраженного чтения, а потом и для самостоятельного чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, так как гладкий, ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся детям изживать торопливость, аритмичность речи. Многим заикающимся детям сразу доступно чтение стихов, но в том случае, если ребёнок произносит их с затруднениями, помимо отраженного чтения, можно предложить читать стихи, сопровождая каждое слово хлопками или ударом руки по столу, бросая мяч, маршируя, а если это возможно и под музыку.

          Игровые упражнения для развития голоса

          Игровые упражнения для развития проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаний:

        • Паровозному гудку — у-у-у
        • Вою волка — у-у-у
        • Ауканью в лесу — ау-ау-ау; упражнения проводятся по типу игры «ЭХО»: отец или мать громко произносят ау, а ребёнок чуть тише отвечает ау;
        • Плачу ребёнка — уа-уа;
        • Шипенью гуся — ш-ш-ш; при произношении этого звука зубы стиснуты, губы выгнуты чашечкой;
        • Жужжанию пчелы, жука — ж-ж-ж; положение зубов, губ то же, что и при произношении звука «ш», только с участием голоса;
        • Комару, мухе — з-з-з; для произношения этого звука надо предложить ребёнку растянуть губы, как при улыбке, и произносить длительно и громко з-з-з;
        • Лопающиеся пузыри — с-с-с; артикуляция этого звука та же, что и звука «З», только без участия голоса;
        • Вою ветра — в-в-в;
        • Крику гусей — га-га-га.
        • Для голосовых упражнений можно использовать целый ряд и других звукоподражающих, например крику кукушки — ку-ку-ку, вороне — кар-кар, корове — му-у.
        • Для развития координации слова и движения можете использовать считалками.

          detochka.ru

          Развитие речи заикание

          С раннего возраста дети осваивают речь, знакомятся с разными буквами и звуками. Сначала они пробуют создавать из них слова, а затем полные красивые предложения. Что делать, если ребенок внезапно начал заикаться? Как помочь ему справиться с этой проблемой?

          Заикание у детей — это не распространенное заболевание, и встречается только у пяти процентов. Считается, что физиологическая причина заикания кроется в речевых мышцах. Ребенку сложно произносить нужные звуки, потому что возникают сложности с координацией этих мышц.

          Наиболее часто подобные проблемы с речью возникают у детей дошкольного возраста, от двух до пяти лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает заикаться. Специалисты сходятся во мнении, что невозможно выделить одну причину, которая вызвала заикание. Обычно это несколько факторов. И сейчас мы их внимательно рассмотрим.

          Первая причина заикания — генетическая. В шестидесяти процентах случаев заикание передается по наследству. Если ребенок заикается, возможно у кого-то из членов вашей семьи в детстве тоже были сложности с речью.

          Вторая причина — быстрое развитие ребенка. В возрасте от двух до пяти лет у детей происходит быстрое физическое, эмоциональное развитие и формирование навыков речи. Все дети разные, поэтому у кого-то это происходит стремительно и гладко. А у некоторых возникают задержки с речью, и проявляются они в форме заикания.

          Следующая причина — внешние факторы. В эту категорию входит влияние родителей на поведение детей. Их отношение к детям, ожидания от развития ребенка. Многие родители хотят, чтобы развитие ребенка проходило быстро, особенно это касается их речи. Иногда это желание проявляется слишком сильно и оказывает давление на детей. После этого ребенок замыкается в себе, что нередко становится причиной заикания. Атмосфера в семье также влияет на развитие речи ребенка. Частые ссоры родителей и критика становятся причиной замыкания ребенка в себе, а затем проявляется в виде затруднений с речью.

          Признаки, что нужна помощь профессионалов

          Встречаются разные степени заикания. Бывает легкая форма, когда трудности с произношением возникают в некоторых словах и нерегулярно. В более тяжелых случаях ребенку сложно произносить большинство слов, причем это отражается еще и на мышцах лица — речь нарушается из-за их постоянных сокращений. Если у ребенка проявляются симптомы хронического заикания, нужно срочно обратиться за помощью к специалисту. Какие это симптомы?

          6 симптомов хронического заикания

          Некоммерческая организация «The stuttering foundation» уже шестьдесят лет занимается проблемой заикания у детей. На сайте организации указаны симптомы хронического заболевания, и мы хотим ими поделиться.

          Вы заметили, что заикание появилось у ребенка в возрасте трех с половиной лет;

    Проблемы с речью продолжаются уже около шести месяцев;

    У ребенка есть другие проблемы с произношением звуков, ему сложно выговаривать некоторые буквы;

    Речевые навыки ребенка развиваются с явной задержкой и нарушениями;

    Кто-то из членов семьи заикался в детстве;

    Ваш ребенок — мальчик. Хроническое заикание в дошкольном возрасте больше распространено среди мальчиков.

    Но если вы не заметили у ребенка серьезных осложнений, то помочь ему избавиться от заикания можно в домашних условиях. И мы поделимся несколькими простыми советами и упражнениями.

    7 способов избавиться от заикания в домашних условиях

    1. Разговаривайте с ребенком с неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.

    2. Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме. Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели когда отвечает на поставленные вопросы.

    3. Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают. Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощеннее и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.

    4. Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: «Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также». Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.

    5. Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.

    6. Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.

    7. Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.

    Помните, что заикание — это недостаток речи, который исправляется. Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость. Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте.

    Главное, чаще общайтесь с ребенком и вместе обсуждайте речевой недостаток. Дайте ему понять, что здесь нечего стесняться. Не существует идеальных людей. А такой недостаток, как заикание можно исправить, приложив немного усилий.

    radost-center.ru

    Это интересно:

    • Аутогенная тренировка no 2 Уравновешенность и устойчивость к стрессу Аутогенная тренировка №2. «Уравновешенность и устойчивость к стрессу» Чтобы уметь плавать, надо сначала научиться удерживать равновесие тела наплаву. Аналогично, чтобы уметь плавать в море жизни, необходимо научиться удерживать душевное, эмоциональное равновесие в сложных ситуациях. В процессе систематических […]
    • Лечение атипичной депрессии Атипичная депрессия: симптомы, лечение, диагностика Существует множество видов депрессивных расстройств, один из них «не как все» — это атипичная депрессия. Обычные типы депрессий состоят из трех частей: 1) падение настроения и невозможность испытывать эмоцию радости; 2) негативизм, пессимизм, общее негативное […]
    • Торможение при шизофрении Торможение при шизофрении * Публикуется по изданию: Петрюк П. Т. К изучению клиники простой формы шизофрении // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2011. — № 2. — С. 67–73. Простая форма шизофрении по сравнению с параноидной формой болезни не столь богата яркими отличительными признаками, в связи с чем […]
    • Депрессию нужно встречать с улыбкой Цитаты картинки про любовь - Любую депрессию надо встречать с улыбкой. Депрессия подумает, что вы идиот, и сбежит.© Роберт Де Ниро Цитат дня: "Любую депрессию надо встречать с улыбкой. Депрессия подумает, что вы идиот, и сбежит." Ogion:1. Отрицание,2. Гнев,3. Торг,4. Депрессия,5. Принятие. Сергей Сергеев:А где […]
    • Курсовая стрессы Стресс и адаптация к стрессу Курсовая работа Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………… 5 1.1 Стресс как системная реакция человека…………………………….. 5 1.2 Факторы возникновения стресса…………………………………….. 10 ГЛАВА 2 […]
    • Фенибут для детей отзывы при заикании Заикание в 3 года! Фенибут или тенотен лучше? Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней! мой ребенок пил и то, и другое тенотен вообще ни о чем, фенибут был действительно эффективным ого я и не знала, что такое может быть в 3 года… думаешь причина только в малышке? Вот ещё что […]
    • Признаками алкогольной зависимости являются Признаки алкоголизма Признаки алкоголизма: 1. Влечение к алкоголю 2. Утрата контроля над дозой алкоголя 3. Отсутствие рвоты (рвота – защитный рефлекс защищающий организм от отравы) 4. Увеличение невосприимчивости к алкоголю (толерантности) 5. Регулярные выпивки Первый признак алкоголизма – влечение к […]
    • Музыка для сна от бессонницы на ютубе Средство от бессонницы: музыкальная терапия для лучшего засыпания Нашла в интернете форум, где люди делятся советами о том, какая музыка помогает им засыпать. Посмотрела и прослушала почти все предложенные варианты (ну, по паре минут), и теперь хочу сказать: не делайте как я, не пробуйте это слушать в середине дня. […]