Ребенок 8 лет невроз

Детские неврозы или как не допустить неправильного формирования личности

Детский невроз не может быть диагностирован у совсем маленького ребенка, так как он еще не способен достаточно четко описать свое состояние, страхи и эмоции. При достаточном уровне психо-социального развития возможно говорить о развитии различных видов невроза у ребенка в 2 года, но с большей степенью уверенность – у ребенка 3 лет и старше.

В медицинской трактовке детский невроз – это реакция личности (даже маленькой) на острую или продолжительную, а также внезапную психологическую травму или ситуацию. Проявления невроза определяются возрастом, характером травмирующей психологической ситуации, а также эмоциональным складом маленького человека.

Причины возникновения неврозов у детей

Причины, которые вызывают развитие невротической реакции, а в дальнейшем и невротического состояния, достаточно разнообразны. Среди них наиболее часто выделяют:

  • различные изменения привычного образа жизни (переезд из города в сельскую местность или коттеджный поселок, в другую квартиру);
  • начало посещения детского коллектива (дошкольное учреждение или школа, переход с одной ступени общеобразовательной школы на другую);
  • изменения семейного характера (появление отчима или мачехи в семье, рождение другого ребенка или появление приемного).
  • Возможна также другая ситуация, когда внезапный испуг, чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка непродолжительного характера провоцирует развитие невроза на фоне общего неблагоприятного фона здоровья ребенка. Негативные последствия для малыша могут иметь различные психологические травмы матери в период беременности, гипоксия плода и другие осложнения в родах. Чем младше ребенок, тем большее значение имеют врожденные факторы и состояние матери в период беременности.

    Важнейшее значение имеет психологический климат в семье и принятая модель воспитания. Если родители придерживаются неправильных воспитательных принципов, то возможно развитие невротической реакции и формирование психологически нестабильной личности. Наиболее негативны в этом отношении такие модели воспитания, как:

    1. неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком, разочарование мальчиком, если ожидали появление девочки);
    2. гиперопека (нежелание приучать малыша к самостоятельности, строить партнерские отношения в коллективе);
    3. авторитарность (требование абсолютного подчинения взрослым, постоянное принятие всех решений вместо него и без учета его мнения);
    4. вседозволенность (полное лишение маленького ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие любых норм и порядка в семье и детском коллективе).


    В конечном итоге решающее значение имеет не один из выше перечисленных факторов, а их комбинация.

    Детский невроз не может развиться у ребенка, который живет в благополучной семье, после внезапного сильного испуга.

    Наличие патологии родов или беременности у матери является неблагоприятным фактором, но решающего значения не имеет, если в семье создан правильный психологический климат и приветствуются современные принципы воспитания.

    При наличии этих предрасполагающих факторов должна проводиться соответствующая профилактика детских неврозов, препятствующая их возникновению.

    Коварством невроза в детском возрасте является его нарастание у развивающейся маленькой личности. Вовремя не распознанная и не леченная невротическая реакция у совсем маленького ребенка перерастает в невротическое состояние у школьника и подростка, в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада личности.

    Виды невроза

    В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.

  • Для истерии типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды.
  • Для неврастении характерна противоположная ситуация: завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям.
  • Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности.

    Клиническая картина

    Признаки невроза у детей определяются его видом и возрастом ребенка. Внимательные родители, имеющие постоянный психологический контакт со своим ребенком, могут заметить начальные проявления детского невроза (изменения характера и поведения) и вовремя обратиться к специалисту.

    Истерический невроз возникает у единственного ребенка в семье или при большой возрастной разнице у старшего.

    Предпосылкой для этого состояния является неправильное отношение к нему взрослых: как к единственному и неповторимому, любые требования которого должны немедленно выполняться.

    Попадая в другую обстановку (например, детский коллектив), такой ребенок неожиданно понимает, что окружающие его обстоятельства далеко не всегда подстраиваются под него, и начинает бунтовать.

    В любом возрасте истерический припадок возникает всегда в присутствии взрослых, маленькая личность стремится привлечь к себе повышенное внимание. Малыш плачет, кричит, кидается в драку, то есть шумно и бурно выражает свое недовольство окружающей действительностью. У ребенка дошкольного возраста могут возникать внезапные беспричинные приступы удушья (сходны и астматическими).

    В более старшем возрасте (например, у ребенка 8 лет) истерия может принимать вид соматического заболевания. Возникают жалобы на боли в области сердца или желудка, постоянного ноющего характера, которые не устраняются медикаментами. У подростков, особенно склонных к театральности, может возникнуть паралич рук и ног или слепота. При этом во время осмотра специалистом отмечается отсутствие неврологической симптоматики: подросток легко двигает руками и ногами, может прыгать на одной ноге, с интересом рассматривает стены врачебного кабинета.

    Неврастения

    В отличие от истерии характеризуется выраженной слабостью ребенка любого возраста и прогрессирующими депрессивными изменениями.

    Например, у ребенка 3 лет, возникает потребность долго спать или отдыхать на фоне привычной физической нагрузки. Малыш теряет интерес к игрушкам, сладостям, развлечениям, перестает радоваться окружающей обстановке. Он не может ответить на вопрос, чего ему хочется. Отмечается нежелание делать и узнавать что-либо новое.

    В школьном возрасте более заметны нарастающие проблемы со школьным обучением. Маленькая личность постоянно жалуется на слабость и общий упадок сил, завышенные требования учителей и большой объем домашнего задания. Наблюдается снижение успеваемости даже по любимым и благополучным предметам.
    Подросток может жаловаться на боли в сердце и головные боли (без морфологической причины), при этом он убежден в серьезности и неизлечимости своей болезни.

    Отличительным признаком неврастении являются разнообразные нарушения сна. Сон неглубокий, с кошмарными сновидениями, нередко возникают трудности с засыпанием или, наоборот, досрочное просыпание и невозможность повторно уснуть.

    Невроз навязчивых состояний

    Данная разновидность невротических реакций характеризуется возникновением различных страхов или движений, которые не имеют реальных причин.

    Например, у ребенка 4 лет наблюдается излишне эмоциональная и необоснованная боязнь (невроз страха) темноты или сильного дождя, насекомых (пауков, тараканов), грызунов, больших собак. При этом малыш избегает любой возможности не только прямого контакта, но и самой возможности развития ситуации. Он может переходить дорогу, если слышит далекий собачий лай; включать свет во всех помещениях, чтобы темноты не было нигде.

    У детей более старшего возраста возникают более сложные фобии. Подросток может бояться заразиться инфекционным заболеванием или заболеть раком, опасается острых предметов или замкнутого помещения. При этом подросток сохраняет критичность, то есть понимает негативность этих страхов.

    Навязчивые движения удивительно разнообразны и индивидуальны для каждой конкретной личности. Это может быть постоянное почесывание носа или затылка, шмыганье носом или покашливание, потирание рук или бесконечное их мытье.

    Отдельной группой принято выделять тики – местные или общие подергивания мышц, сопротивляться которым ребенок хочет, но не может. У дошкольников это часто мигательный тик (оба глаза постоянно моргают). У школьников в процесс подергивания вовлекаются все мышцы лица (подергивание носом, растягивание рта, поднимание бровей). У подростка это могут быть мышечные подергивания почти всех групп мышц.

    Хорошо известны многим родителям такие формы невроза как заикание и детский энурез.

    О заикании можно говорить только у дошкольников, когда речь должна быть полностью правильно сформирована, сохранять определенный темп и плавность. На фоне любого волнения ребенок пытается преодолеть речевой барьер с помощью мышечного напряжения: топает ногой, щелкает пальцами, жестикулирует.

    Отсутствие лечения заикания приводит к еще большим проблемам в школьном возрасте. Ребенок не может отвечать вслух на уроке, стыдиться и страдает от своей проблемы, что еще больше усугубляет заикание. В подростковом возрасте возможен рецидив заикания.

    О развитии энуреза можно говорить только в случае взаимосвязи психологической травмы и расстройства мочеиспускания. Повторяющиеся эпизоды ночного недержания мочи (при этом малыш понимает, что это неправильно) иногда бывают единственным проявлением невроза. В школьном возрасте эта проблема самопроизвольно не исчезает. Наоборот, школьник, и тем более подросток, недоволен собой, замыкается в проблеме, ожидает очередного неприятного эпизода, что еще больше ухудшает ситуацию. На этом фоне характер приобретает депрессивные и меланхолические черты.

    Диагностика неврозов

    Начинать лечение следует с консультации невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Врачом будет рекомендован определенный перечень необходимого обследования: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма.

    Лечением неврозов занимается психотерапевт или психолог (не психиатр). Лечение проводится в амбулаторных условиях, нет необходимости госпитализировать в стационар.

    Общие направления лечения неврозов

    В психотерапии выделяют следующие направления:

  • изучение психологического климата в семье (групповая и индивидуальная терапия) и его коррекция;
  • ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации;
  • арттерапия и составление психологического портрета по рисункам малыша;
  • аутогенная тренировка (внушение) и гипноз используются преимущественно у подростков.
  • Профилактика

    Не следует рассматривать назначение успокаивающих или тонизирующих препаратов как средство профилактики неврозов у детей. Профилактические мероприятия достаточно просты и всем известны, но далеко не у всех родителей есть силы и терпение их выполнять. Профилактика неврозов включает следующее:

    • правильный режим труда и отдыха, соответствующий возможностям ребенка и его возрасту, обязательно полноценный ночной сон;
    • создание благоприятного психологического климата в семье;
    • воспитание у ребенка таких качеств, как настойчивость, коммуникабельность, лояльность к интересам окружающих.
    • Надеемся, что информация родителям была полезна. Главное, что детские неврозы лечатся и не нужно отчаиваться. Все будет хорошо.

      doktordetok.ru

      Невроз у ребенка 8 лет из за двоек

      Неврозы у мальчиков — тяжелая болезнь воспитания

      Кто из нас не видел детей, которые по поводу и без повода закатывают истерики, кидаясь на пол? Такая «напасть» хотя бы раз в жизни случается с каждым ребёнком, но есть дети, у которых эти истерики очень часты. Родители таких детей жалуются на неуправляемость и агрессивность, драчливость и неуживчивость своего ребёнка. Мамы и папы с ними не справляются, не говоря уже о воспитателях и учителях. И мальчиков среди этих детей большинство. Родители таких малышей редко обращаются за помощью к врачу, а обратившись с удивлением принимают диагноз поставленный их ребёнку — невроз. Меж тем, детские неврозы – одно из самых распространённых нервных заболеваний, которым может заболеть практически каждый психически здоровый ребёнок. Разновидностей детских неврозов множество, в этой тяжёлой ситуации успокаивает только одно: неврозы детей можно излечить или предупредить в самом раннем возрасте.

      Симптомы невроза

      Признаками невроза могут быть и вышеописанные истерики, и детские страхи (которые есть у всех детей, но при детском неврозе выражены особенно сильно), повышенная впечатлительность, плохой сон или постоянная замкнутость ребёнка. Такие дети тяжело переживают любые неудачи, остро реагируют на замечания. Родителям стоит бить тревогу, если подобное поведение ребёнка носит затяжной, системный характер. Неврозы могут сопровождаться и серьёзными нарушениями нервной системы: энурезом, заиканием, нервными тиками. Есть два возрастных периода, наиболее опасных для возникновения неврозов: это возраст 6-7 лет (риск нервных срывов в период адаптации к школе), и 12-14 лет (период полового созревания, неравномерность между физическим и психическим развитием). Однако основы неврозов детей закладываются в более раннем детстве, а в период школьного обучения уже «цветут ярким цветом».

      Основные причины детских неврозов

      В чём же причина возникновения неврозов у детей? Психологи и психиатры утверждают, что основная причина неврозов детей – неправильное воспитание.

      Из множества детских неврозов мы разберём самые распространённые — те, которыми страдают мальчики: один из таких – неврастения . При неврастении происходит болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Требования родителей настолько подавляют волю ребёнка, что такие дети заранее считают себя не способными справиться с любыми предстоящими трудностями. А поскольку именно к мальчикам родители предъявляют более жёсткие требования, то и неврастеников среди них гораздо больше, чем среди девочек. Эту ситуацию отлично описал в своей книге «Нестандартный ребёнок» врач и психолог Владимир Леви: «Однажды к психологу обратились родители с такой проблемой: мальчик перестал убирать свою постель. Психолог спросил, сколько лет их мальчику, и те ответили, что «мальчику» уже 25 лет и он три года как женат». Как видим, родители всю жизнь подавляли личность сына, вот «малыш» и взбунтовался!

      Ещё одна причина неврастении — переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье. Родители, сами не умея распределить внимание на обоих детей, бросают несправедливые упреки в адрес старшего: «он старший, на нем больше ответственности». Такая ситуация вызывает у детей ревность, нервные срывы, тики, а в худших случаях — неприкрытую агрессию к младшему брату или сестре.

      Не меньшая вина взрослых и в возникновении истерических неврозов детей. У малышей 3-5 лет различного рода истерики — это всё-таки симптомы невроза, а не патология характера, которая бывает в более старшем возрасте. Надо отличать детские неврозы и от педагогической запущенности, хотя причины невроза те же. Какое-то время родители потакали всем требованиям любимого чада, а потом вдруг ввели ограничения, поступив непоследовательно — но ведь маленький ребенок не понимает смену логики родителей! Почему то, что вчера было можно — сегодня нельзя? Как отличить симптомы невроза, от обычных капризов ребёнка? Присмотритесь к нему получше: при неврозе ребенок не хочет быть таким — он устраивает сцены, но сам страдает от этого. Ещё оной причиной истерического невроза может быть не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие внимания. Тихий и незаметный мальчик вдруг превращается неуправляемого буяна, чтобы родители, наконец, заметили его существование! Именно таких детей называют «невостребованными» и сироты тут не причём. «Невостребованные» дети растут в семьях, где родители заняты карьерой или личной жизнью, а воспитание детей перекладывается на детские учреждения – и вот результат!

      Перечислять причины детских неврозов можно долго, основа у всех одна — ошибки воспитания, несостоятельность взрослых как родителей. Иногда родители обращаются к врачу, только столкнувшись с такими симптомами неврозов как энурез, невротическое заикание, нарушение сна. Мы часто слышим истории о том, что заикание началось от какого-то испуга (резко просигналила машина или залаяла собака), но мало кто знает, что в этом случае испуг только спровоцировал выход невроза «на поверхность».

      У детей школьного возраста появляется целый ряд «школьных неврозов»: один из них — невроз навязчивых состояний. Это постоянное желание совершать одни и те же действия, соблюдать ритуалы: всем знаком жест «постучать по дереву» или «положить пятак под пятку на удачу» и т. п. У детей-невротиков этих ритуалов и примет становится так много, что всё время и силы уходят на их соблюдение. А если вдруг что-то помешает ребенку выполнить подобный ритуал, он может настолько растеряться и расстроиться, что не напишет контрольную работу или плохо сдаст экзамен, даже имея хорошие знания.

      Неврозы у мальчиков: статистика знает всё

      Один психоневрологический диспансер повёл исследования неврозов детей по частоте заболеваний ими мальчиков и девочек. И вот какая нарисовалась картина:

      Среди заболевших системными детскими неврозами преобладают мальчики (75%)

      — Больных неврастенией мальчиков в 2,2 больше, чем девочек.

      — Невротический энурез встречался в 3 раза чаще у мальчиков.

      — Невротическое заикание также у мальчиков обнаруживалось 3 раза чаще, чем у девочек.

      — Истерический невроз у мальчиков дошкольного возраста – в два раза более распространён, чем у девочек (в школьном возрасте, правда, эти цифры меняются местами).

      — Невроз навязчивых состояний, как в детском, так и в подростковом возрасте чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (84,2% и 15,8% соответственно).

      А вот статистика подобного исследования в школе:

      По оценке педагогов из 1146 школьников от 7 до16 лет «нервными», по оценке педагогов, признаны 43% мальчиков и 18% девочек (различия достоверны). Такие вот малоутешительные цифры для родителей мальчиков…

      Поскольку невроз – это в первую очередь болезнь воспитания, то основное лечение неврозов детей должно осуществляться в семьях. Ведь на самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. И для начала неплохо решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Мамам и папам достаточно хотя бы понимать то, что только от их внимания и уважения к личности ребёнка зависит его психическое здоровье, а также гарантия, что большинство серьёзных проблем со здоровьем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

      Симптомы, лечение и профилактика невроза навязчивых движений у детей

      Стрессы и переживания, в нашей современной жизни уже давно не редкость. Часто, мы стараемся не обращать на них внимания, однако, вряд ли кто задумывается о том, что каждый пережитый нами стресс – это уверенный шаг к развитию невроза. Это касается не только взрослых, но и детей, чья неокрепшая психика очень чутко реагирует на все происходящее вокруг, она крайне подвержена влиянию любых негативных факторов.

      Сам по себе невроз навязчивых движений — это ничто иное, как некая составляющая неврозов навязчивых состояний, главной особенностью которых являются: возникновение определенного рода страхов и навязчивых мыслей, а также непроизвольных, неконтролируемых самим человекам, движений.

      Причины заболевания

      Причиной развития неврозов навязчивых движений у детей могут стать:

    • любая психотравмирующая ситуация
    • сильный испуг
    • бурная ссора.

      Доказано, что любой стресс, полученный ребенком, в дальнейшем, может вылиться с столь неприятное заболевание, как невроз. Например, известны случаи появления невроза навязчивых движений у детей после переезда в другой город, отправки на отдых в деревню к родственникам, либо в детский оздоровительный лагерь. Стресс, в данном случае, был вызван резкой сменой обстановки, привычного окружения и образа жизни.

      Для успешного излечения ребенка, крайне важно правильно определить причину болезни. Для этого требуется проведение тщательного обследования. Невозможно решить проблему, одним лишь приемом лекарственных средств.

      Основные симптомы

      У детей младшего школьного, а также дошкольного возрастов, невроз навязчивых движений, чаще всего, выражается длительно непреходящими тиками и иными, несложными навязчивыми действиями. Среди детских навязчивых тиков могут быть: частые мигания, сморщивание кожи лба, подергивания плечами, похлопывания кистями рук, повороты головы, притопывания ногами. Встречаются и респираторные тики, проявляющиеся покашливанием, «хмыканьем», «шмыганьем» носом. Тикозные симптомы невроза у детей, как правило, связаны с эмоциональным перенапряжением.

      Также, если невроз носит фобической характер, то у детей более младшего возраста могут преобладать навязчивые страхи острых предметов, загрязнений и замкнутых помещений. Детям в возрасте 8-12 лет и подросткам, в большей степени, свойственны навязчивые страхи, связанные с внезапной болезнью и смертью, страх подавиться во время еды, страх покраснеть при посторонних, страх перед устным ответом в школе и т.д.

      Лечение болезни

      Лечить невроз навязчивых движений у детей необходимо. Он не является неизлечимым заболеванием и довольно легко поддается корректировке, поэтому, не стоит отчаиваться. На протяжении многих лет, для облегчения состояния больных используются комплексы, сочетающие в себе лекарственную и поведенческую терапию.

      Немного подробнее об каждом из этих методов:

      1) Основа поведенческой терапии состоит в столкновении человека «лицом к лицу» с пугающими его ситуациями, с целью снятия тревоги и откладывание момента обострения болезни на более длительный период времени. Случается и такое, что дети, страдающие неврозом навязчивых состояний, попросту забывают как «нормально» делаются те или иные вещи. Поэтому, для корректировки своего поведения, больному бывает полезно иметь рядом кого-нибудь, в виде примера нормального восприятия ситуации и формы поведения. Полезным будет общение со сверстниками, родителями и педагогами.

      2) Лечение невроза лекарственными средствами, актуально только в короткий период времени. Цель приема препаратов, здесь, заключается лишь в облегчении переживаемого ребенком состояние, в период интенсивной терапии. Отлично зарекомендовали себя, в лечении неврозов навязчивых движений, средства народной медицины и гомеопатические препараты.

      Нельзя ни учитывать, что не вылеченный вовремя невроз навязчивости, в подавляющем большинстве случаем, приобретает хроническую форму. На данной стадии, болезнь значительно труднее поддается коррекции.

      При подозрении на возникновение невроза навязчивых движений у ребенка, а также при подтверждении диагноза, лечение пациента осуществляется психотерапевтом, либо психиатром. Целью лечения, в данном случае, является полное избавление, либо уменьшение симптомов болезни, что, иногда, труднодостижимо. В некоторых, особо тяжелых и запущенных случаях, даже незначительное уменьшение симптомов, уже оценивается крайне позитивно.

      Известно, что все симптомы навязчивости имеют исключительно защитную функцию, направленную против нарушений поведения и конфликтов. Именно поэтому, родители и педагоги больного ребенка должны принимать непосредственное участие в процессах коррекции.

      Воспитатели в детском саду, либо школьные преподаватели, непременно, должны быть поставлены в известность об особенностях состояния здоровья и поведения ребенка. Ведь делать замечания по поводу его действий (вызванных болезнью) крайне нежелательно. Нельзя, также, допускать и негативного влияния (передразнивания, подтрунивания) со стороны сверстников, так как это может пагубно отразиться на процессах лечения ребенка.

      Любой невроз является обратимым расстройством нервно-психического состояния человека, при котором искажения картины мира отсутствует. Это, в свою очередь, означает, что если какие либо из симптомов заболевания появились и были своевременно замечены – не стоит откладывать лечение в долгий ящик. Начать процесс восстановления, лучше, в самое ближайшее время, потому как на ранней стадии, болезнь легче побороть.

      Опасность невроза навязчивых движений у детей заключается вовсе не в тяжести лечения, а в отношении людей к данному заболеванию. Многие родители, по-прежнему, продолжают игнорировать неявные симптомы и думать, что болезнь пройдет сама. Это ошибочное предположение может привести к переходу заболевания в хроническую стадию и значительно увеличить время лечение.

      Профилактика болезни

      Когда болезнь уже позади, необходимо дальнейшее восстановление и ряд профилактических действий. Потому как, часто, причиной невроза у ребенка становится психологическая травма, затерянная в его подсознании, то стоит крайне осмотрительно относиться ко всем факторам, способным повлиять на состояние его психики.

      Профилактику невроза стоит проводить и абсолютно здоровым детям, с целью недопущения появления болезни. С самого момента рождения ребенка, необходимо уделять особое внимание его развитию, воспитанию, пытаться выработать в нем такие качества, как:

    • настойчивость
    • трудолюбие
    • выдержка
    • умение преодолевать опасности и трудности.

      Необходимо постепенно учить ребенка справляться со стрессовой ситуацией. Однако, не секрет, что для этого ребенок должен жить и развиваться в благополучной семье, где поддерживается благоприятная атмосфера.

      Необходимо приучать малыша, с раннего детства, к соблюдению правил гигиены, к аккуратности, а также, к занятиям спортом.

      Недопустимо, различного рода, переваливание и ребенка. Это может привести к замкнутому поведению и дальнейшим нервным срывам в кругу сверстников. Однако, постоянно напоминать детям о их недостатках, также не рекомендуется. Нельзя требовать и беспрекословного послушания взрослым (родителям), подавляя в нем, этими действиями, инициативу.

      Одним из наиболее важных моментов является налаживание контакта и доверительных отношений с ребенком. Важно, чтобы он мог обратиться к родителям по абсолютно любому вопросу, начиная от двойки по математике, и, заканчивая проблемами в общении со сверстниками. Это поможет решать проблемы «на корню» и не допускать длительного состояния стресса и «загнанных вовнутрь» отрицательных эмоций.

      Детские неврозы

      Детские психозы и неврозы порой приводят взрослых в тупик, в проблемные ситуации, а иногда доводят и до истерик. И тогда уже надо успокаивать не ребенка, а взрослого. В таких ситуациях дитя из «моего зайчика» превращается в кошмар для родителей.

      В этой статьей мы познакомимся с полезным материалом, касаемо детских неврозов, который может стать основой дальнейшего понимания данной темы.

      Особенности детства

      Детство — период становления и развития человека. Именно за первые 5-6 лет ребенок превращается из несамостоятельного малыша в довольно сформированного человека с собственными интересами, характером и взглядами на жизнь. Быстрота успехов и новые способности несравнимы ни с каким иным периодом жизни.

      Постоянное движение малыша вперед, проявление его самодостаточности выделяют факты, описывающие детское развитие. В случае, если у ребенка некоторые становления происходят по-другому. тогда это может обозначать отклонения в психическом развитии: опаздывание, опережение, искажение, которые всегда имеют первопричины.

      Реакции ребенка

      В первую очередь, ребенок реагирует именно эмоционально на окружение (ситуации, люди, слова). Поэтому он крайне уязвим и нежен, а детский невроз этому подтверждение.

      Становление психики ребенка — простые предостережения

      Становление психики ребенка зависит от внешних раздражителей, которые могут вызывать перенапряжение эмоциональной сферы. Такие раздражители могут быть разнообразными:

    • В грудном возрасте несоблюдение условий режима сна, часов кормления, может привести к расстройству слабых нервных процессов, особенно тормозного. Кстати, последнее имеет вероятность быть причиной дальнейшего отказа от еды, далее – спад аппетита.
    • Невроз у детей до 3 лет может возникнуть из за перемены домашней обстановки что приводит к перегрузке психики, при этом есть вероятность заработать невротическое состояние. К примеру, если избалованный пребыванием мамы ребенок, вынужден длительно и часто ждать ее.
    • Перегрузка так же может зависеть от темперамента воспитания, например, скачки от строгости к дурачеству. От таких скачков у ребенка не закрепляется тормозной процесс, и возникает патологическая тормозимость.
    • Очень плохо сказывается нервное отношение матери и отца к ребенку, например, скачки от жесткости к нежности неравное отношение к детям в кругу семьи перехваливание.
    • Перенапряжение психики может вызвать напряженные отношения в семье, конфликты, а так же разрушение семьи, расставание родителей, приход постороннего человека (отчим/мачеха)

      Наряду с этим, важно учитывать, что каждому возрастному периоду соответствует биологическая отличительная черта. Перемены же возрастной реактивности у детей происходят с 2 до 4 и с 6 до 8 лет.

      А так же хочется рассказать вам про основные правила тибетского воспитания. и нам есть чему поучиться у людей на востоке. Ведь они всегда впереди нас во многих сферах жизни, например, в медицине. Итак, вот основа воспитания:

    • Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи
    • Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?
    • Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями
    • Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления
    • Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

      Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

    • Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев
    • Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям
    • Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние
    • Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

      А что если не лечить детский невроз?

      Если детский невроз не начать лечить во время, то это может привести к повторным неврастеническим явлениям. При этом ребенок может стать мрачным, пугливым, неуверенным в себе. В таком случае, аффективные взрывы могут стать «обычным делом».

      Анализом детских неврозов занимались.

      Заключение

      Внешнее окружение очень сильно влияет на процесс становления психики ребенка, что формирует личность в будущем. И, кстати, не стоит забывать — «как ребенка не воспитывай, все равно он будешь похож на родителя». Поэтому в первую очередь надо воспитывать себя, стремиться к жизни без невроза. Конечно же окружение тоже играет роль (детский садик, школа телевизор, игры и т.д.). К просмотру предлагается видео, в котором запечатлен эксперимент, как дети повторяют поведение:

      Школьный невроз

      Неврозы — это пограничные состояния, возникающие под влиянием травмирующих ситуаций. В детстве такой ситуацией может стать экзамен, «провал» на уроке, конфликт с учителем или одноклассниками, вообще ежедневное пребывание в школе. В западноевропейской психиатрии в этих случаях используют термин «школьные неврозы».

      Что испытывает ребенок, который не может адаптироваться к условиям школьной жизни? Известный скрипач Гидон Кремер вспоминает годы учения так:

      «Школа у меня ассоциируется с грязно-зеленовато-бежевым цветом. Сегодня кажется, что стены в здании были покрашены именно так. Черные парты и доска. Неприятное ощущение от мела, не менее противное, чем от песка, забившегося под ногти, еще не выветрилось из моей памяти. Никогда не забудется затхлый запах тряпки, которой отирали с доски, запах, навязчиво прилипавший к коже. Какое облегчение я испытывал, когда по окончании занятий сбегал вниз по лестнице с одним-единственным желанием: вон, вон, вон отсюда!».

      Приведем еще один пример — отрывок из воспоминаний Марка Шагала.

      «Не знаю почему, я начал в это время заикаться. Может, из чувства внутреннего протеста. Я отлично знал уроки, но не мог заставить себя отвечать. Такая забавная, но и весьма неприятная штука.

      И дело не в отметках — плевал я на нули!

      Ужас сковывал меня при взгляде на множество голов над партами.

      Содрогаясь болезненной дрожью, я успевал, пока шел к доске, почернеть как сажа или покраснеть как рак.

      И все. Иногда я вдобавок еще и улыбался.

      И сколько бы мне ни подсказывали с первых парт — безнадежно.

      Я действительно знал урок. Но заикался.

      Мне казалось, я лежу без сил, а надо мной стоит и лает рыжая из страшной сказки собака. Рот у меня забит землей, землей облеплены зубы.

      Зачем мне все эти уроки?

      Сто, двести, триста страниц учебников, изорвать бы их в клочья да развеять по ветру.

      Пусть шелестят словами русского и всех заморских языков.

      Отстаньте от меня!

      «Ну что, Шагал, — говорил учитель, — ты будешь сегодня отвечать?»

      Я открываю рот: та. та. та.

      Мне казалось, что меня сейчас сбросят с четвертого этажа.

      Втиснутая в гимназическую форму, душа дрожала как лист на ветру.

      Но в конце концов меня просто отправляли на место.

      Рука учителя выводила в журнале аккуратную «двойку».

      Это я еще успевал заметить.

      Я думал только об одном: «Когда же я закончу гимназию, сколько еще учиться, и нельзя ли уйти раньше срока?».

      Здесь описана не только гамма отрицательных эмоций, вызываемых оценочной ситуацией на уроке, но и невротическая реакция — заикание. Невротические реакции разнообразны. Чаще всего у детей в период обучения в школе наблюдаются неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Они ярко проявляются в подростковом возрасте. Следует иметь в виду, что чем младше ребенок, тем невротические симптомы менее стойки, чем старше, тем более устойчивыми они становятся.

      Неврастения связана с истощением нервной системы и организма в целом. У школьников возникает обычно из-за учебных перегрузок. Для малоспособного, но старательного ученика оказывается непосильной школьная программа при высоких способностях и хорошей успеваемости перегрузка может быть вызвана большим количеством дополнительных занятий — иностранным языком, музыкой и т. д. Длительная чрезмерная работа без достаточного отдыха или большое напряжение при подготовке к экзаменам могут вызвать неврастению.

      У детей с школьным неврозом нарушаются сон и аппетит, появляется физическая слабость. Они сосредоточенно работают в начале урока, но затем утомляются и отвлекаются резко снижается работоспособность. Обычно жалуются на то, что стала плохой память. хотя объективных расстройств памяти у них не бывает. Чем больше они повторяют учебный материал, тем больше устают и тем меньше поэтому запоминают.

      Неврастения похожа на сильное утомление, но утомление проходит после кратковременного отдыха. При неврозе необходим длительный, правильно организованный отдых и лечение. Если это состояние затягивается, у детей снижается настроение, появляются робость, застенчивость, постоянное чувство усталости, переживание своей неполноценности.

      Чаще всего неврастения возникает у подростков астеничных, физически ослабленных, быстро утомляющихся и у мнительных, педантичных, с высоко развитым чувством долга, берущих на себя непосильную нагрузку и считающих себя ответственными за результат.

      Школьный невроз проявляется по-разному. Для школьников наиболее характерны ритуалы — навязчивые действия, как бы защищающие от грозящей опасности. Чтобы не «провалиться» при ответе у доски, ребенок, проходя от дома к школе, избегает люков — он не должен наступить ни на одну крышку или идет каким-то особенно сложным маршрутом. Одиннадцатилетний мальчик, боясь получить «двойку», утром, выходя из дома, пересчитывает окна в доме напротив другой подросток вырабатывает сложный ритуал завязывания шнурков на ботинках. Если проход к школе оказывается случайно закрыт разворачивающейся машиной или развязывается шнурок, дети испытывают ужас и из-за эмоционального напряжения действительно могут не ответить на вопрос учителя или не написать контрольную работу. А неудачи в школе, последовавшие за нарушением ритуала, подкрепляют навязчивые действия.

      Ритуалы со временем усложняются, число их увеличивается — из-за страха что-то забыть и лишиться спасительного средства. Образуются целые цепи действий: чтобы удачно выполнить одно, ребенок для подстраховки выполняет другое и т. д. Его внимание сосредоточено на этих бесконечных действиях, на них уходит время и душевные силы.

      Особенно легко школьный невроз возникает у тревожно-мнительных, боязливых, «совестливых» детей.

      Еще один невроз — истерия. Он может появиться и у детей с характером истероидного типа, и у тех, кому демонстративность несвойственна. Но в любом случае истерические состояния возникают тогда, когда это выгодно ребенку: они привлекают к нему внимание взрослых, вызывают заботу о себе, иногда обеспечивают возможность «уйти в болезнь» и избавиться, хотя бы на время, от тяжелой ситуации в школе.

      В последнее время у школьников чаще всего встречаются вегетативные и сенсомоторные расстройства. Это тошнота и рвота, непрекращающийся кашель или икота, подъем температуры, головная боль и боли в животе, нарушение сердечной деятельности, затруднение дыхания, заикание и др.

      «Ученица 11-го класса. Направлена в больницу с жалобами на тошноту и рвоту, возникающие при посещении школы и волнении.

      . В школе училась охотно, с 1-го по 5-й класс была отличницей. 1 сентября перед школой почувствовала волнение, тревогу, тошноту. После рвоты состояние выравнялось, но позднее перед школой ежедневно испытывала страх и тошноту. Боясь, что рвота возникнет в школе, «на людях», вызывала рвоту искусственно. В терапевтическом отделении тошноты не было, но дома в первый же день опять возникли страх и тошнота перед началом занятий в школе. В воскресенье и каникулярные дни тошнота никогда не появлялась.

      Зимой состояние. ухудшилось. Беспокойство, тошнота и страх стали возникать и в других ситуациях: перед посещением театра, кино, музеев. Перед ответом педагогу также испытывала каждый раз волнение и тошноту».

      Истерические состояния, возникающие на волне страха перед школой, достаточно мучительны для ребенка. Кроме того, они, как и другие невротические реакции, не способствуют решению исходных проблем. Ребенок может пролежать в больнице или дома какую-то часть учебного года, но затем он все равно будет вынужден пойти в тот же класс, к тем же учителям. Его могут освободить от сдачи экзаменов, но в следующем году ожидание следующих экзаменов станет для него еще тяжелее, будет тяготить неопределенность: освободят еще раз или нет?

      В конфликтных ситуациях могут возникать и истерические припадки. Протекают они примерно так:

      «Мальчик 10 лет. охотно посещал школу. Первые два класса окончил успешно. Обучение в 3-м классе проходило в другой школе, чем он был недоволен. В связи с частыми болезнями до школы мальчика все опекали, он был кумиром семьи, что способствовало воспитанию в нем эгоцентризма, повышенных требований к окружающим, формированию необоснованных претензий.

      В новой школе с сентября «начались нелады». После случайной двойки и выговора, сделанного матерью, мальчик «забился в припадке». Громко рыдал, «выгибался дугой», «щелкал зубами». Мать неожиданно позвали, она вышла из комнаты, мальчик остался один: припадок тут же прекратился. Аналогичные припадки повторялись после школьных или домашних неприятностей».

      Истерический припадок продолжается от нескольких минут до часа, особенно при повышенном внимании со стороны окружающих, но, если ребенок лишается зрителей, быстро заканчивается.

      vrachikliniki.ru

    Это интересно:

    • Невроз у детей 8 лет Детские неврозы или как не допустить неправильного формирования личности Детский невроз не может быть диагностирован у совсем маленького ребенка, так как он еще не способен достаточно четко описать свое состояние, страхи и эмоции. При достаточном уровне психо-социального развития возможно говорить о развитии […]
    • Агрессивный невроз Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Предисловие Введение Глава 1. Острота невротических конфликтов Глава 2. Базисный конфликт Глава 3. Движение к людям Глава 4. Движение против людей Глава 5. Движение от людей Глава 6. Идеализированный образ Глава 7. Экстернализация Глава 8. […]
    • Аутизм лактат глютамин Мама Настя и дочка Алекса 5 лет. Прошу, помогите разобраться. Страница 1 из 5 Здравствуйте уважаемые форумчане! Наконец решила написать, после ночей чтения форума. Вопросов накопилось много, очень хочу помочь доченьке, как и все родители. Мне кажется что я только усугубила здоровье дочки, отсутствием знаний и […]
    • Маниакально-депрессивный психоз суицид Маниакально-депрессивный психоз ( маниакально депрессивный синдром ) — психическое заболевание, которое протекает в форме депрессивных и маниакальных фаз. Депрессивная фаза — фаза с пониженным настроением, маниакальная — с повышенным. А между этими фазами могут полностью исчезать психические расстройства, и […]
    • Булимия антидепрессанты Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Нервная булимия. Подскажите. medovai 28 Янв 2010 Semenov 29 Янв 2010 Помогите советом! диагноз нервная булимия очистительного типа. уже около 8 лет. лежала в психиатрической больнице, но в отделение неврозов ( открытое отделение), контроля […]
    • Болезнь альцгеймера сколько с ней живут Болезнь Альцгеймера. Продолжительность жизни «С болезнью Альцгеймера сколько живут люди?» – такой вопрос волнует родственников больного, когда они узнают диагноз. Различают две основные формы болезни Альцгеймера: наиболее часто возникающую сенильную и пресенильную. Сенильная форма Альцгеймер – как долго живут. Эта […]
    • Анорексия как становятся Как стать анорексичкой Дискорфоманическая форма. На этом этапе девушка подозревает, что ее вес несколько ненормальный и она выглядит полной. Свидетельствует о наличии дискорфоманического типа болезни длительное рассматривание отражения в зеркале. Затем следует быстрый перебор диет, девушка их может только […]
    • Лекарства против стрессов Лекарства от стресса для животных. ООО «ВЕТЕРИНАРНАЯ КЛИНИКА ДОКТОРА ТИХАНИНА» ул. Лиственная, 8, Санкт-Петербург, Россия, 195356 Наталья Карпецкая рекомендует в праздничные дни для снятия стресса, нервозов и тревоги у домашних кошек и особенно собак использовать предложенные лекарства… ТАБЛЕТКИ СТОП СТРЕСС Препарат […]