Речевая карта заикание

Речевая карта заикание

№ детского сада, школы, класс

Сведения о родителях

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности (болезни, падения, токсикозы, психозы, травмы и т. п.)

3. Как протекали роды (срочные, досрочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение и пр.)

4. Вес и рост ребенка при рождении

5. Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное)

6. Когда выписали из роддома (если задержали — почему?)

7. Раннее психомоторное развитие:

а) когда стал сидеть

б) когда стал ходить

в) когда появились зубы

г) болезни до года

д) болезни после года

е) поведение до года (спокойный, беспокойный, как спал)
Речевой анамнез:

д) с какого возраста нарушение речи

е) речевая среда

ж) занимался ли с логопедом (где, когда, сколько)

з) течение заикания с момента возникновения: постоянное, волнообразное, рецидивирующее

1. Особенности личности ребенка: спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив или смел, дружен ли с детьми в коллективе, добрый или жадный, стремление к лидерству

2. Устойчивость внимания, сосредоточенность, память

3. Дисциплина дома, в детском саду, в школе

4. Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно)

5. Состояние общей моторики (заторможенность, вялость, разболтанность, чувство ритма, переключаемость движений)

6. Строение и подвижность речевого аппарата

7. Темп речи (медленный, быстрый)

8. В каких видах речи выражено заикание
Шепотная речь:

в) ответы на вопросы

е) стихотворная речь

ж) спонтанная речь

9. Дыхание вне фонации и речи’ при фонации и речи

10. Локализация и тип судорог (клонический, тонический, смешанные):

а) судороги дыхательного аппарата

б) голосового аппарата

в) артикуляторные судороги языка, губ

11. Трудные звуки, слоги

12. Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)

13. Наличие эмболофразий

14. Состояние голоса (глухой, крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся, нормальный

sites.google.com

Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием

Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием..……………….2

Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)………………………………………….5

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В. И.Селиверстова)…………………………………………………………………8

Памятка для детей для профилактики нарушений голоса..…………………..15

Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием

Фамилия, имя ребенка Бочаров Николай, 6 лет 2 мес.

Дата рождения 4 февраля 2004г.

Домашний адрес

№ д/с _________________ г. ______________.

Жалобы родителей нарастающие запинки в речи, спотыкания

Сведения о родителях отец: Бочаров Алексей Петрович, 44 года,

образование высшее, экономист.

мать: Филиппова Алина Ивановна, 31 год,

образование среднее специальное, бухгалтер.

1. От какой беременности ребенок от первой беременности

2. Характер беременности беременность без патологии

3. Как протекали роды роды в срок, со стимуляцией

4. Вес и рост ребенка при рождении 2 кг 800 г

5. Вскармливание искусственное

6. Раннее психомоторное развитие:

а. когда стал сидеть 7 мес.

б. когда стал ходить 1 год

в. когда появились зубы 6 мес.

г. болезни до года аденовирусная инфекция, простуды

д. болезни после года эпидемический паротит, грипп

е. поведение до года беспокойный, плохой сон

а. гуление 12 недель

б. лепет 20 недель

в. первые слова 1 год

г. первая фраза 2 года

д. с какого возраста нарушение речи в возрасте 3х лет

е. речевая среда N

ж. занимался ли с логопедом +

з. течение заикания с момента возникновения рецидивирующее

1. особенности личности ребенка беспокоен, возбудим, обидчив, плаксив, раздражителен

2. устойчивость внимания, сосредоточенность, память внимание неустойчиво, память хорошая, долго не может сосредоточиться

3. дисциплина дома и в детском саду дома дисциплина не соблюдается, ребенок является кумиром семьи, в детском саду часто отказывается подчиняться

4. речевая активность высокая речевая активность, легко вступает в беседу

5. состояние общей моторики наблюдается моторная неловкость

6. строение и подвижность речевого аппарата прикус N, объем движений органов артикуляции ограничен, переключаемость с одного уклада на другой затруднена, тонус мышц языка, губ, щек повышен. Затруднен ………… языка, тремор кончика языка, переходящий в гиперкинез. Гиперметрия, гипертрофия языка, отечность. Звукопроизношение в норме.

7. темп речи ускоренный

8. в каких видах речи выражено заикание:

б. отраженная речь с легким заиканием

д. пересказ заикание в умеренной степени

ж. ритмизированная речь без заикания

з. пение без заикания

9. дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи верхнеключичный тип дыхания, дыхание прерывистое при фонации, речевой выдох разорванный

10. локализация и тип судорог судороги тоно-клонического типа с преобладанием тонических.

а. судороги дыхательного аппарата возникают ……………………………

б. голосового аппарата смыкательный гортанный спазм, вокальные судороги

в. артикуляторные судороги языка, губ губная, судорога Фрешельса, судорога кончика, спинки, корня языка, подъязычная судорога, судорога мягкого неба, смыкательная: губная. …………………………………….

11. трудные звуки, слоги согласные звуки [ г,] [ т] [ д ] [ п ] [ к] и их мягкие варианты, слоги с данными звуками, а также в сочетаниях [ тр ], [ др ] и т. д.

12. сопутствующие движения синкинезии рук, головы в процессе речи

13. наличие эмболофразий ну, вот, это, еще

Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)

Цели и задачи занятия: вызывать релаксацию мышечного аппарата верхних конечностей по контрасту с напряжением, развитие общей моторики, развитие мелкой моторики рук, развитие речевого дыхания, воспитание внимания, выдержки, умения работать в коллективе, тренировка быстрого включения в деятельность.

Оборудование: наборы разноцветных палочек, сухие осенние листья, картинки с изображением геометрических фигур, фишки, кубики.

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Тихо-тихо садятся сначала девочки, затем еще тише – мальчики».

2. Коррекция нарушения моторики средствами релаксации

логопед: «мы с вами хотим быть сильными, храбрыми и отважными. Для этого нам надо потренироваться.

1. упражнение «Кошка»

2. Упражнение «Силачи»

логопед (с показом): взяли тяжелую гирю правой рукой, поднимаем вверх, подняли, подержали, бросили (дети с напряжением поднимают медленно правую руку вверх, затем расслабленно бросают ее вдоль туловища, то же с левой рукой). Мы поднимаем тяжелую штангу двумя руками. Нагнулись штангу взяли, поднимаем, поднимаем, вверх потянулись руками, держим штангу, бросили. (дети расслабленно бросают руки вдоль туловища). Мы сильные (дети с напряжением сгибают руки в локтях и прижимают сжатые кулачки к груди). Мы слабые. (руки расслабленно падают вниз. Повторяют 3-4 раза).

Логопед: Мы отдыхаем после зарядки. Сядьте на стульчики удобно. Руки лежат на коленках. Глазки закройте, отдохните… (послушайте какая музыка звучит, сначала тихо, затем усиливается и звучит 2 – 3 минуты). Хорошо отдохнули. А теперь глазки открыли. Глазки на меня.

3. Группировка геометрических фигур с учетом формы

4. Развитие речевого дыхания, удлинение выдоха

Логопед: «Сейчас у нас осень. Листья опадают с деревьев, на них дует ветер и они разлетаются. Посмотрите (показ). А теперь вы будете ветерками. Подул ветерок и листья колышутся. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом».

5. Развитие мелкой моторики рук

Выкладывание из палочек двух цветов предмета по образцу. Дается задание «сложи узор». За правильное и точное выполнение задание дети награждаются фишками.

6. Логоритмика. Развитие общей моторики

Наши, наши ножки

Шагали по дорожке.

Бежали по дорожке.

Скакали через кочки,

Скакали через кочки.

Прибежали на лужок

На первые 2 строчки – делают четкие шаги по кругу на каждое слово.

На вторые 2 строчки – бег на мысочках, но не быстро.

На третьи 2 строчки – прыжки на месте.

На последние 3 строчки – стоя на месте, повернувшись в круг поочередно ставят на пятку правую и левую ноги.

На последнюю строчку – руки на пояс, топают на месте.

Повтор движений еще раз в другую сторону.

7. Дидактическая игра «Кто больше соберет?»

На ковре рассыпаны кубики небольшого размера. По свистку дети по парам начинают собирать кубики и складывать в корзинки. При этом разрешается брать в руки только по одному предмету. По свистку дети заканчивают собирать. Подсчитыватся число кубиков. За успешное выполнение задания выдается фишка.

8. Подведение итогов занятия

Подсчитывает набранные за занятие фишки каждого ребенка. Логопед на доске в большой таблице отмечает звездочками успехи каждого ребенка, озвучивая их достижения. «Молодцы, ребята. Сегодня вы потрудились хорошо, работали активно».

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В. И.Селиверстова)

Цели: совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания, учить детей выделять морфему НИЦА из слов, учить детей осуществлять синтез (склеивание) морфем ………………………………………………. формировать навык практического применения слов сложной слоговой структуры, Развивать тактильное восприятие, слуховую память, регулирующую функцию речи.

Слова, сложные по семантике:

Объяснение семантики слов через создание проблемной ситуации.

Слова сложной слоговой структуры:

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы начнем наше занятие необычно, сегодня мы будем строиться в круг

Дети вместе с логопедом встают в круг.

2. Развитие диафрагмального дыхания и снятие мышечного напряжения

2.1. Восстановление дыхания

1) Логопед: «Дышим животами».

Методические рекомендации: вдох глубокий носом, выдох ртом (дыхание контролируется руками, расположенными на животе, спина прямая).

2) Упражнение «Воздушный шар».

Методические рекомендации: а) …………………………..; б) задержать дыхание; в) выдох ртом, звук Ф.

Логопед: «Вдох – надуваем воздушный шар, выдох – лопнул воздушный шар, воздух из него выходит – Ф – Ф – Ф».

2.2. Снятие мышечного напряжения:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая:

Замедляется движение, исчезает напряжение

И становится понятно: расслабление приятно!

Рекомендации детям: правая нога вперед, руки поднять вверх, пальцы растопырить в напряжении.

Логопед: «Представим себя оленями»

Действия сопровождаются стихотворением «Мы – олени»:

Рвется ветер нам навстречу,

Он сбивает нас с пути,

Не дает никак пройти.

Ветер стих, расправил плечи.

И становится понятно:

2.3. Формула правильной речи:

3. Сообщение темы занятия (введение в тему).

1. Развитие тактильного восприятия. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Нам по почте прислали посылку, а в ней волшебный мешочек. Давайте определим на ощупь, что лежит в мешочке. Но есть одно условие: не подглядывать!

Логопед: Сергей, как ты догадался, что это сахар. Даша, как ты догадалась, что это хлеб и т. д.?

При затруднениях в определении продуктов, логопед предлагает ребенку определить, какой предмет на ощупь.

Мягкий, пористый – хлеб,

Жесткий, твердый, сухой – сухарь,

Шероховатый, твердый – сахар.

После того, как все продукты окажутся на столе, логопед спрашивает: «Что объединяет все эти предметы?»

Дети: «Это продукты питания»

4. Формирование операции вычленения суффикса НИЦА в словах.

Логопед: «Для каждого продукта есть своя посуда.

Где хранится хлеб? (в хлебнице)

Где хранится сахар? (в сахарнице)

Где хранятся конфеты? (в конфетнице)

Где хранятся сухари? (в сухарнице)

На столе появляются хлебница, сахарница, конфетница, сухарница.

Логопед: Положите каждый продукт в соответствующую посуду.

Дети раскладывают продукты.

Логопед: Куда ты положил хлеб? Как называется посуда для хлеба и т. п.

Какая посуда осталась пустой? (селедочница)

Логопед накрывает поднос с посудой тканью.

Логопед показывает детям символ частицы НИЦА (треугольник)

5. Обучение синтезу морфем – образованию имен существительных с помощью частицы НИЦА

Работа у доски. Дети за партами.

1. Логопед выставляет на доске в линейный ряд картинки:

Сухарь, салат, хлеб, сахар, суп.

Логопед: «Назовите слова-картинки».

Сахар, салат, хлеб, суп.

Суп, салат, сахар, хлеб, сухарь.

Дети выходят (по желанию), изменяют линейный ряд картинок в соответствии с инструкцией логопеда.

2.Логопед приглашает двух детей к доске (Олю и Антона)

Логопед: Поучимся придумывать слова из этих картинок и символа частицы НИЦА

Оле одевали на голову ободок с картинкой СУП, Антону – ободок с треугольником.

Логопед: «Будьте внимательны. Чтобы получилось новое слово, продукт и частица должны соединиться и слитно произноситься. Было слово СУП, добавим частицу НИЦА, получилось новое слово СУПНИЦА. Ира, что обозначает это слово? (посуда для супа)

Аналогичная работа проводится с другими картинками, в этой работе были задействованы все дети по очереди.

1. Упражнения на снятие мышечного напряжения.

А) Бревнышки – веревочки

Логопед: Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами по себе, словно «веревочки».

Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что …………………………………………………………………

После команды логопеда: «солнышко пригрело, и сосулька начала таять», дети медленно опускают руки, расслабляя все тело, опускаются и ложатся, полностью расслабившись. «Сосулька растаяла и превратилась в лужу».

7. Закрепление модели словообразования существительных с частицей НИЦА

1. Создание проблемной ситуации.

Логопед раскладывает на ковре картинки:

Лимон, хлеб, конфеты, гриб, сахар, сухарь, суп, селедка, салат, молоко, капуста.

Каждый ребенок объясняет, почему он выбрал именно эту картинку.

Объяснение значения слов, образованных по аналогии от названия продукта:

Логопед: «Давайте подумаем, что обозначают эти слова»

Дети вместе с логопедом выходят на поляну (ковер) и встают в полукруг.

Логопед: «Я буду бросать каждому мяч и называть продукт, а вы должны кинуть мне его обратно и назвать посуду для этого продукта»

8. Практическое применение навыка словообразования

Логопед приглашает детей подойти к столу, на котором продукты были разложены в соответствующую посуду в начале занятия.

Заранее была создана путаница (продукты были неправильно разложены в посуду)

Дети по очереди выполняют задание.

Логопед: «Кто из вас вспомнит, что нового мы узнали на сегодняшнем занятии? Какая маленькая частица помогала придумывать новые слова?

Дети вспоминают этапы занятия.

Логопед: «Молодцы, ребята!»

Памятка для детей для профилактики нарушений голоса

В самом начале лечения ребенку следует в доступной для него форме рассказать о механизмах образования голоса и об основных его нарушениях. Имея представления об основах возникновения голоса и его нарушениях, ребенок легче понимает сущность коррекционных мероприятий. Объяснение дается с использованием наглядного материала (рисунков), причину нарушений объясняют, не вдаваясь в детали. Очень важно выяснить, как ребенок относится к собственному голосу, как воспринимают его голос окружающие. …………………………………….. Также даются «Правила для предупреждения перенапряжения голоса», где представлена информация о формах перенапряжения, которых нужно избегать [1].

Правила поддержания хорошего голоса

1. Расстояние между собеседниками не должно быть большим.

2. Располагайся в центре комнаты, тогда тебя все хорошо услышат и тебе не придется напрягать голос. Говори только тогда, когда остальные молчат.

3. Говори легко, плавно и без усилий. При разговоре голову держи прямо, мышцы лица, шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены.

Предупреждение перенапряжения голоса

1. Избегай крика, визга, громких радостных возгласов, очень громкого смеха. Вместо этого прибегай к жестикуляции.

3. Не говори на вдохе, не говори шепотом, не создавай своим голосом неестественных шумов.

pandia.ru

Речевая карта для ребёнка с заиканием

РЕЧЕВАЯ КАРТА (заикание)

Фамилия, имя ___________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________
Дата обследования _______________________________________________________________
Жалобы родителей: _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Анамнез
Возраст матери на момент рождения ребёнка _________________________________________
Ребёнок рожден: от 1 беременности, 2 беременности, 3 беременности , 4 и более беременности; в срок, раньше срока_____________________________
путем Кесарево сечения: плановое, экстренное.
была ли угроза прерывания беременности: да, нет.
токсикоз у матери: да, нет.
Травмы во время родов: нет, да (переломы, кровоизлияния, гематомы) ____________________
Заболевания матери во время беременности:
— в первую половину: токсикоз, анемия, грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина, другое _________________
_________________________________________________________________________________
— во вторую половину: токсикоз, анемия, грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина, другое _________________
__________________________________________________________________________________
Гипоксия у ребёнка: да, нет.
Асфиксия: нет , да: красная, синяя, белая.
Вес при рождении ________________ рост _________________
Врождённые патологии: нет, да ______________________________________________________
Резус – фактор ребёнка: отрицательный, совместимость, _________________________________
Перенесённые заболевания на 1 – м месяце жизни: ПЭП, анемия, желтуха, ОРЗ, ОРВИ, пневмония, бронхит, отит, другое _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания на 1 – м году жизни: ПЭП, анемия, желтуха, ОРЗ, ОРВИ, пневмония,
бронхит, отит, ветряная оспа, другое __________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Заболевания ребёнка от 1 года до 3 лет _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Голову держит с (в норме с 1, 5 мес)___________________________________
Сидит с (в норме с 6 мес)_____________________________________________
Ползает с (в норме с 6 – 7 мес)_________________________________________
Стоит с (в норме с 10 – 11 мес)________________________________________
Ходит с (в норме11 – 12 мес)__________________________________________
Появление первых зубов ( в норме 6 – 8 мес)_____________________________
Количество зубов к году ( в норме 8 зубов)______________________________

Раннее речевое развитие и речевая среда

Гуление (в норме с 2 х мес) _______________________________
Лепет ( в норме с 4- 6 мес.) _______________________________
Первые слова ( в норме около года) ________________________
Фразовая речь( в норме с 1, 5 г до 2 лет)_____________________
Прерывалось ли речевое развитие: нет, да, по какой причине _________________________
_______________________________________________________________________________
Речевая среда: удовлетворительная, хорошая, наличие двуязычия (билингвизм), какой язык преобладает в общении ________________________________________________________________
Нарушения в речи родителей: мама_____________________ папа __________________________
Состояние слуха: норма, снижен, другое ____________________________________________
Состояние зрения: норма, миопия, астигматизм, косоглазие, другое______________________

Время возникновения первых симптомов заикания
Когда впервые возникло заикание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как начиналось заикание (со слов родителей) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внешняя симптоматика заикания
1. Проявление заикания в различных формах речи:
Шопотная речь _______________________________________________________________________
Сопряжённая речь ____________________________________________________________________
Отражённая речь _____________________________________________________________________
Вопросно – ответная речь _____________________________________________________________
Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку) _______________
____________________________________________________________________________________
Самостоятельный рассказ _____________________________________________________________
2. Форма судорог: тонические, клонические, смешанные.
3. Течение заикания : постоянное, волнообразное, рецидивирующее.
Внутренняя симптоматика заикания
1. Отношение ребёнка к своему заиканию (нужное подчеркнуть):
— обращает внимание на свои запинки, но не переживает по этому поводу;
— обращает внимание на свои запинки и переживает по этому поводу;
— вообще не замечает своих запинок.
2. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние моторной сферы

Состояние общей моторики
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку.
5 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности
6 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности
Состояние мелкой моторики
Упражнения:
«Колечки» ____________________________________________________________________________ «Солдатики» (показывать по одному пальцу)_____________________________________________, «Заяц» ______________________________________________________________________________ «Ладонь – кулак – ребро»_______________________________________________________________ умение застёгивать и расстегивать пуговицы ______________________________________________ «Игра на пианино» ___________ _______________________________________________________ «Штриховка» ________________________________________________________________________ «Пальчики здороваются» ______________________________________________________________
5 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности.
6 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности.
Ведущая рука: правая, левая, наличие амбидекстрии.

Строение артикуляционного аппарата

а) губы: норма, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы;
б) зубы: норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы;
в) прикус: норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест; прямой.
г) язык: норма, массивный, маленький;
д) подъязычная связка: норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная;
е) твердое нёбо: норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель;
ж) мягкое нёбо: норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие, провисание: справа, слева;
расщелины; увуля: норма; девиация влево/ вправо; раздвоение маленького язычка.

educontest.net

Материал по теме:
речевая карта

Речевая карта для обследования заикающегося ребенка

Предварительный просмотр:

Речевая карта для обследования заикающегося ребенка

Заключение логопеда поликлиники

Сведения о семье: отец

Беременность и роды:

Период раннего детства: состояние здоровья (перенесенные заболевания)

основные черты характера (со слов родителей)

время появления, особенности гуления и лепета, первых слов, фразы

Условия воспитания ребёнка

социальная среда (где ребёнок воспитывался, кто в основном занимался воспитанием ребёнка, двуязычие, наличие заикания у окружающих)

особенности речевого общения с ребёнком (чтение детской литературы, объем, соответствие возрасту, с какого возраста заучивались стихи)

отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания)

Возраст, в котором появилось заикание

как возникло (причины, ситуация), какие первые признаки, характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.)

как протекает заикание (волнообразно, постоянно, прогредиентно, регредиентно)

в каких условиях улучшается/ ухудшается речь

изменилось ли поведение ребёнка с момента появления заикания и в чём это выразилось

отношение ребёнка к своему речевому дефекту

отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося

какие меры предпринимались для устранения речевого дефекта, продолжительность и результативность лечения/коррекции

состояние заикания в настоящее время (со слов родителей)

Темп общих движений

Сопутствующие движения и уловки

Наличие вводных слов

Общее звучание речи

Состояние и подвижность речевого аппарата. Анатомическое строение органов артикуляции:

Характеристика звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена, смешение)

Характеристика фонематического восприятия.

Характеристика слоговой структуры слова

Характеристика лексического и грамматического строя речи

Характеристика самостоятельной речи в различных ситуациях речевого общения:

Особенности речевого общения

Особенности поведения, деятельности, личности

Общее впечатление о ребёнке

Результаты исправления речи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет.

РЕЧЕВАЯ КАРТА ВОСПИТАННИКАГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МДОУразработана практикующими учителями-логопедами и расчитана на два года обучения дет.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы.

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла.

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы.

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи.

nsportal.ru

Речевые карты для школьников

Речевая карта учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма

1. Формальные данные.

фамилия, имя__________________________________ школа, класс______________________

2. История речевого развития.

время проявления первых слов, фраз_______________________________________________

как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)____________________

3. Слух и зрение.

состояние слуха; хорошо слышит, тугоухость, слышит ли шепотную речь. С какого времени тугоухость_______________________________________________________________________

хорошо ли видит, ослабленное зрение. С какого времени?_____________________________

хорошо ли видит линейки?___________________

4. История обучения чтения и письму_______________________________________________

с какого времени начал обучаться грамоте?__________________________________________

какие трудности встречались при обучении грамоте?__________________________________

оставался ли на второй год и в каком классе?_________________________________________

5. Понимание речи.

полное, неполное понимание отдельных слов, фраз____________________________________

может выполнить поручение, выраженное фразой в три-пять слов_______________________

6. Устная речь ребенка.

словарь (богатый, бедный) и структура слова (постановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их) _____________________________________________________________

грамматический строй ___________________________________________________________

Фонематическая сторона речи______________________________________________________

Темп быстрый, медленный_________________________________________________________

Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная)_________________________________

Какие звуки отсутствуют, как заменяются?___________________________________________

Какие звуки смешивает?__________________________________________________________

7. Фонематический слух.

умеет ли разделить предложение на отдельные слова? Умеет ли разделить слог и слова разной трудности на звуки?________________________________________________________

правильно ли произносит оппозиционные звуки в словах и слогах?_______________________

беглое, слоговое, побуквенное чтение_______________________________________________

правильное, неправильное по догадке______________________________________________

в каких словах затрудняется и в каких делает ошибки?________________________________

знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?__________________________________

какие буквы смешивает при написании с какими?_____________________________________

умеет ли списывать без ошибок, понимает ли списанное?_______________________________

может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковым анализом и без него?_____________________________________

какие делает ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?____________________________________________________

10. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность)_________

Логопедические заключение ___________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ

(Для школьника: № школы, класс)

Логопедическое заключение __________________________________________________________

Сведения о семье

Наследственные заболевания _________________________________________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________________

Время появления гуления_____________________________________________________________

первых слов ____________________________________________________________________

Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.)_____________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнооб­разное) _____________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи__________________________________

Бывают ли периоды плавной речи___________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено _______________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье ________________________________________________________________________

в общении со сверстниками________________________________________________________

в незнакомой обстановке__________________________________________________________

(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ____________________________

влияет ли заикание на успеваемость в школе ________________________________________

Отношение ребенка к заиканию____________________________________________________

Есть ли страх речи _______________________________________________________________

Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка _____________________________________

Занятия с логопедом: где — когда__________________________________________________

по какой методике_______________________________________________________________

Как долго занимался_____________________________________________________________

Причина рецидива _______________________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, пове­дения, общительности и взаимоотношений ребенка с други­ми людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)______

Данные объективного обследования Состояние слуховой функции

1. Слуховое внимание___________________________________________________________

2. Восприятие речи _______________________________________________________________

Состояние моторных функций Общая моторика

1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой)________________

2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)___________________________

(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)

1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________________

2. Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)______________________________________________________________________

3. Манипуляции с мелкими предметами______________________________________________

Конструктивный праксис __________________________________________________________

Навыки работы с карандашом, ручкой ______________________________________________

4. Для школьников: состояние графомоторных навыков _______________________________

5. Наличие леворукости __________________________________________________________

Мимика и артикуляторная моторика

1. Мимические движения__________________________________________________________

(особенности мимики при речи ____________________________________________________)

2. Одиночные движения и серии движений органов артику­ляции ________________________

Строение органов артикуляционного аппарата________________________________________ Состояние импрессивной речи _____________________________________________________

1. Пассивный словарь_____________________________________________________________

2. Понимание логико-грамматических конструкций ___________________________________

Состояние экспрессивной речи

1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов _______________________________

2. Активный словарь______________________________________________________________

3. Грамматический строй речи _____________________________________________________

Состояние фонематических функций

1. Фонематическая дифференциация ________________________________________________

2. Фонематический анализ_________________________________________________________

3. Фонематический синтез_________________________________________________________

4. Фонематические представления __________________________________________________

Состояние дыхательной функции

Ритмичность дыхания ____________________________________________________________

Характер вдоха при речи__________________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха _______________________________________________

Состояние просодических компонентов речи

1. Темп речи____________________________________________________________________

Ритм речи ______________________________________________________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого выска­зывания ____________________

2. Характеристика голоса:

Особенности модуляций _____________________________________________________________

3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) ____________________

4. Внятность речи ________________________________________________________________

Степень тяжести заикания________________________________________________________

Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания___________________________

Степень фиксированности на заикании______________________________________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка ________________________________

Другие нарушения устной и письменной речи ________________________________________

Перспективный план коррекционной работы

РЕЧЕВАЯ КАРТА ученика _______класса

Состояние артикуляционного аппарата

губы______(норма, толстые, тонкие, асимметрические, укороченные, малоподвижные, парез)

зубы________________________________(мелкие, крупные, лишние, недостающие, норма)

язык__________(норма, большой, мясистый, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор)

небо__________________________________________(высокое, норма, узкое, очень низкое)

прикус_________________________________________(норма, открытый, передний, боковой)

Особенности динамической стороны речи Темп и плавность речи _______________(быстрая, замедленная, прерывистая, с запинкой, норма)

Голос_____________________________________________(сильный, тихий, гнусавый, норма)

Состояние дыхательной и голосовой функции:

Тип физиологического дыхания ___________________________________________________

объем, продолжительность, плавность речевого выдоха________________________________

Состояние моторной сферы

естественные движения ___________________________________________________________

выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)__________________________________

кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)__________________________

кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________

движения нижней челюсти ________________________________________________________

Работа мышц лицевой мускулатуры ________________________________________________

Характер произношения звуков

Состояние фонематических функций:

а) Способность к фонематическому анализу:

выделение ударного гласного в начале слова ________________________________________

выделение звука из слова _________________________________________________________

определение первого, последнего звука в слове ______________________________________

определение последовательности и количества звуков в слове __________________________

составление слова из последовательно названных звуков______________________________

б) Дифференциация звуков:

слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в про­изношении ____________________

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произ­ношении ______________________

слухо-произносительная дифференциация звуков ____________________________________

в) Фонематические представления:

нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук __________________________

подбор слов с заданным звуком ___________________________________________________

Состояние слоговой структуры слова______________________________________

Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструк­ции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п.;

б) понимание обобщающих слов: выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);

— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за («Положи мячик и коробку, на стол, под стол» и т. п.).

4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов суще­ствительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ло­жечка, мяч — мячик, кукла — куколка).

Классификация: части тела _____________________________; детеныши __________________________; кто где живет __________________; кто что ест _____________________; игрушки, мебель, транспорт;

Название предмета по описанию: которым расчесываются _______________________; вытирают лицо _____________;

Глагольный словарь в целом: ____________________________________________________

Подбор антонимов: чистый_______________высокий______________________________;

у ежа иголки ___________________________;

Исследование грамматического строя речи

1. Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений) _______________________________________________________________________________

2. Словоизменение (употребление предложно-падежных конструкций, согласование сущ. и прилагат. в роде и числе, дифференциация ед. и мн. числа, дифференциация глаг. соверш. и несоверш. вида, согласование сущ. и глаг. прошедшего времени в лице и роде)_________

3. Словообразование (образование названий женского рода, названий детенышей животных, образование прилаг. от сущ.) ________________________________________

Состояние связной речи __________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Коммуникативность, отношение к своему дефекту ________________________________;

Интеллект: 4-й лишний ___________, нелепица ____________; запомни слово ____________; внимание ___________; организованность ______________; эмоц. сфера __;

Оценка навыка чтения

(скорость, побуквенное, слоговое, плавное, целыми словами, беглое, по догадке, выразительное) __________________________________________________________________

Оценка навыка письма

Графомоторные функции __________________, специфические ошибки (приложить образцы списывания, диктанта, сочинения)_________________________________________________

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Это интересно:

  • Клиника неврозов на шаболовке в москве КЛИНИКА НЕВРОЗОВ - НЕ ПОМОГЛА? ОПЫТНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ ПОМОЖЕТ ВЕРНУТЬ ЗДОРОВЬЕ! ХОРОШИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ МОСКВА, КЛИНИКА НЕВРОЗОВ НА ШАБОЛОВКЕ, КЛИНИКА НЕВРОЗОВ МОСКВА ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ И ДЕПРЕССИЙ - ПСИХОТЕРАПИЕЙ Еще древние врачи утверждали, что основной причиной практически всех телесных недугов являются душевные […]
  • Психические расстройства и их классификация Психические расстройства и их классификация Классификация психических расстройств Принципы классификаций. Классификация психических расстройств – одна из наиболее важных и сложных проблем психиатрии. Существуют три основных принципа классификации психических расстройств. 1. Синдромологический принцип. […]
  • Киев шизофрения Лечение шизофрении в Киеве Прежде чем говорить о том, из каких этапов состоит современное лечение шизофрении, важно рассказать о самом заболевании. Термин "шизофрения" возник от греческих "шизо" ("схизо") - расщепляю и "френ" - разум. Под расщеплением подразумевается дезорганизацию психики, отсутствие гармоничности, […]
  • Противодействие стрессу Стресс – это реакция человека на условия, к которым он должен приспосабливаться. Но бороться нужно только со стрессом, который возникает при столкновении с неблагоприятными условиями. Симптомы стресса бывают: - физические – утомляемость - эмоциональные – раздражительность, равнодушие, потеря уверенности в себе […]
  • Шаболовка институт неврозов КЛИНИКА НЕВРОЗОВ - НЕ ПОМОГЛА? ОПЫТНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ ПОМОЖЕТ ВЕРНУТЬ ЗДОРОВЬЕ! ХОРОШИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ МОСКВА, КЛИНИКА НЕВРОЗОВ НА ШАБОЛОВКЕ, КЛИНИКА НЕВРОЗОВ МОСКВА ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ И ДЕПРЕССИЙ - ПСИХОТЕРАПИЕЙ Еще древние врачи утверждали, что основной причиной практически всех телесных недугов являются душевные […]
  • О стрессе является ганс селье СЕЛЬЕ Ганс Без стресса жизнь мертва. - Ганс Селье Значительное большинство физических заболеваний имеют отчасти психосоматическое происхождение. – Ганс Селье Лучший способ избежать вредоносного стресса - избрать себе такое окружение (жену, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, […]
  • Признаки тревожного состояния Тревога и тревожность С тревогой знаком каждый из нас. Это смутное, неприятное эмоциональное состояние, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается от наличия дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. В отличие от страха, тревога обычно беспредметна, в то время как страх […]
  • Что такое стресс индивида Что такое стресс? В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований многих отраслей науки: биологии, медицины и психологии, соответственно выделяют разные аспекты этого явления, в том числе – профессиональный стресс. В середине ХХ века. Ганс Селье обнаружил неспецифический компонент реакции […]