Речевые режимы при заикании

Речевые режимы при заикании

Согласно современным педагогическим теориям, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса. (В.П. Беспалько, 1989)

3.2.1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов

Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических импульсаций с мышц, вовлеченных в судорожную активность (И.В. Данилов и др., 1970). В результате этого при заикании образуется “замкнутый круг” патологических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К таким мероприятиям относятся “режим молчания”, “режим ограничения речи”, “щадящий речевой режим”, “специальный охранительный режим” и т.д.

Организация и длительность этих режимов существенно зависит от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. “Специальный охранительный режим”, как правило, организуется в начале коррекционной работы с заикающимися.

“Специальный охранительный режим” понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает “режим ограничения речи” или “режим молчания”. Оздоровительный щадящий режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма.

В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.

Организация специального охранительного режима для заикающихся

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.

Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми должно быть ограничено. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: “Ты хочешь суп или кашу? “Кашу”) или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания (“Да”, “Нет”).

Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются логопедом.

Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-“молчанок”.

Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В.И. Селиверстова, 1979,1994 и И.Г. Выгодской и др., 1993 и др.

У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания.

Этот режим возможен постольку, поскольку взрослые могут осуществлять сознательный контроль за своей речевой активностью.

Такой режим в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного воздействия. Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть также различной: от 1 суток до 10-12 дней. В этой возрастной группе очень важным является сочетание “режима молчания” с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную перестройку и перестройку личностных установок.

В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.

Как известно, у заикающихся как мимика, так и жестикуляция могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики, пантомимики (см. Приложение № 1).

В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

pedlib.ru

Независимый сайт о заикании

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Создание охранительного речевого режима

Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения лого-педической работы по следующим направлениям:

I. Создание охранительного речевого режима.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.

IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания.

V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.

VI. Воспитание личности заикающегося ребенка . Рассмотрим более подробно каждую составляющую комплекса воздействия:

I. Создание охранительного речевого режима. Ограничение речевого общения и организация щадящего речевого режима. Этот режим вводится в самом начале коррекционной работы и помогает создать условия для затуха-ния неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.

Учебная и повседневная жизнь заикающихся организовывается так, чтобы свести речь детей к минимуму. На занятиях педагоги ограничиваются сообщением какого-либо материала и не требуют устных ответов. В этот пе-риод организовываются такие игры, чтобы дети меньше говорили (рисование, кивание, аппликация и т. п.). Щадящий речевой режим создается ограж-дением ребенка от пребывания в конфликтных ситуациях, примером спокойной четкой речи взрослых и их проявлением тонкого педагогического такта, исключением участия детей в эмоционально-значимых мероприятиях, орга-низацией режима дня и т. п.

Речевое общение ребенка в этот период должно быть элементарным по форме (использование сопряженных и отраженных форм речи), содержать однословные ответы. Для этого вопросы взрослых должны иметь ключевое слово для ответа или предполагать короткий ответ («Ты хочешь яблоко или банан?» «Банан»; «Ты хочешь яблоко?» «Нет»). Родители должны придерживаться тех речевых правил, которые рекомендуются логопедом.

Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю—полторы недели с начала коррекционной работы. Посте-пенно активность ребенка увеличивается, однако соблюдается щадящий речевой режим.

Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В. И. Селиверстова (2001, 1994), И. Г. Выгодской и др. (1993), создание охранительного режима в домашних условиях — в работе Л. М. Крапивиной (1993), И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллин-гер, Л. П. Успенской (1995). В ней предлагаются игровые ситуации, «игры-молчанки», для которых оформляется специальный альбом. Например, усло-вия игры даются в виде сказки: «. Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые города. Он заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город. ». В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража», а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (пускание мыльных пузырей и т. п.).

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

stuttering.su

Создание щадящего режима

1. Режим дня. При заикании необходимо соблюдать режим дня, особое внимание следует обратить на режим сна — не меньше 8

9 часов. С целью углубления ночного сна использовать теплые водные процедуры (теплый душ, релаксирую- щие ванны — хвойные, валериановые и т.

2. Режим питания. При заикании рацион должен состоять из молочной, растительной пищи, с ограничением мясного белка, жирных колбас, острого, соленого, перченого, с исключением шоколада, крепкого чая и кофе.

3. Общий щадящий охранительный режим. Необходимо исключить жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать, что может усугубить заикание.

Детям, страдающим заиканием, необходимо ограничить просмотр мультфильмов, телепередач, не включать телевизор, радио, музыку на высокой громкости, поскольку громкие звуки утомляют нервную систему. При заикании возможен просмотр спокойных (не вызывающих сильные эмоции) телевизионных программ и фильмов.

При заикании следует по возможности избегать скопления людей, пребывания в крупных магазинах; нежелательно посещение шумных мероприятий: театра, кино, массовых праздников и т. д. Это оказывает на ребенка чрезмерно-сти- мулирующее, возбуждающее воздействие и усугубляет степень заикания.

В семье необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. В обращении с ребенком с проблемами заикания будьте выдержаны: не потакайте капризам ребенка, а требовательность не доводите до резкости.

4. Охранительный речевой режим. Необходимо снизить речевую нагрузку ребенка, ограничить его речевое общение. Не- требовать рассказов об увиденном и услышанном, пересказа сказок, рассказов, чтения стихов. Предпочтительно задавать вопросы, требующие простых, однословных ответов. Дома создать обстановку занятости: помогать по дому, играть в спокойные, тихие игры (можно молча лепить, рисовать, собирать конструктор и т. д.). Давать возможность поиграть спокойно ребенку одному, возможно, в присутствии взрослого: игры без вмешательства взрослых, когда ребенок сам комментирует свои действия, снимают заикание. Для лечения заикания полезно проводить игры молчанки (продолжительность 10

40 мин.). Досуг ребенка необходимо организовать так, чтобы он как можно меньше занимался шумными и подвижными играми, провоцирующих заикание.

5. Общение с взрослыми. Речь родителей и окружающих ребенка людей должна быть плавной, неторопливой, на пониженных тонах голоса, но ни в коем случае не по слогам и не4

нараспев. Взрослый демонстрирует ребенку неспешный темп речи, спокойную интонацию в сочетании с неспешными движениями. Недопустимы в общении резкие и грубые окрики. Если ребенку вследствие заикания трудно начать говорить, помогите ему, произнося одновременно с ним начало фразы.

6. Прогулка. При заикании рекомендуется ежедневно бывать на свежем воздухе. Исключить активные спортивные игры и бег. Исключить азартные спортивные игры, такие как командные и соревновательные игры.

medinfo.social

Метод молчания

  1. Заикание
  2. Методы лечения заикания
  3. Метод молчания

Многие из вас уже встречали в разных источниках, что применение определенного периода молчания может быть эффективным в лечении заикания. Однако большинство несправедливо недооценивает этот прием, поэтому мы подробно объясним его принцип и расскажем, как и в каких случаях молчание может помочь при заикании.

Торможение патологического речедвигательного стереотипа

Согласно физиологии заикания ведущую роль в его механизме играет нарушение работы ассоциативно-эфферентных путей передачи сигналов между речевыми центрами и рабочими органами речевого аппарата. Более подробно этот вопрос раскрыт в нейрофизиологии заикания, особое внимание обратите на латеральный и медиальный пути связи между речевыми центрами Брока и Вернике. Важным условием поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является сильный поток аномальных кинестетических и афферентных импульсаций с мышц, вовлеченных в судорожную активность речевого аппарата. Это само собой расширяет масштаб механизма заикания из центральной локализации в периферию, к самим органам: то есть судороги мышц речевого аппарата сами начинают генерировать последующие судороги. Это формирует замкнутый круг мышечных возбуждений. Если добавить к этому уже рассмотренный нами ранее принцип, по которому при заикании нарушена синхронная работа передачи сигналов между речевыми центрами и сигналов от речевых центров к мышцам речевого аппарата, то становится очевидным, что прерывание патологических речедвигательных стереотипов должно являться эффективным методом терапии заикания. Прерывание этих стереотипов на практике достигается применением режима молчания.

Режим молчания представляет собой речевую депривацию, то есть временное полное либо частичное ограничение использования речи.

Метод молчания для детей

По многочисленным данным наибольшей эффективности метода молчания как самостоятельной методики в лечении заикания можно добиться только у детей. Особенно это относится к тем детям, которые начали заикаться недавно, патологический речедвигательный стереотип у которых еще не успел заметно закрепиться.

Применение данной методики может проводиться двумя путями: полная речевая депривация либо частичная. В первом случае ребенок должен провести в полном молчании от 3 дней, за это время естественные механизмы восстановления нервной системы (здесь играет роль так называемая пластичность нервной системы, о которой подробнее расскажем ниже) должны самостоятельно нормализовать нарушенную систему связей между речевыми центрами и мышцами речевого аппарата. Во втором случае, если применяется частичная речевая депривация, все разговоры ребенка надо свести к минимуму, избегая использования им тех слов или звуков, на которых у него возникают сложности, на протяжении от 7 дней. На практике это реализуется использованием только утвердительных ответов да\нет, остальное общение должно полностью исключать сложные для ребенка слова или звуки. Во всех этих случаях окружающие ребенка должны придерживаться спокойной, тихой речи.

Сложность заключается в том, что реализовать частичную, а тем более полную речевую депривацию у ребенка в ближайшее время после начала заикания является очень сложной задачей. Однако на практике именно этот метод является очень эффективным и способен значительно снизить заикание ребенка при правильном применении. Повторим, эффективность метода молчания как самостоятельной методики применима только для детей, а со взрослыми все сложнее.

Метод молчания для взрослых

Заикание у взрослых лечится гораздо сложнее по той причине, что за долгое время патологический речевой стереотип успевает закрепиться намного сильнее, чем у детей. То же самое относится и к методу молчания – даже если после правильного применения речевой депривации будут заметны некоторые улучшения, в большинстве случаев заикание возвращается вновь. Это в значительной мере объясняется пластичностью нервной системы – она гораздо выше на ранних стадиях развития человека и снижается с возрастом.

Нейропластичность

Пластичность нервной системы, или нейропластичность – способность к адекватным функциональным мозговым перестройкам под действием значимых внешних и внутренних факторов. Это является важнейшим фактором саморегуляции нервной системы человека в целом и приспособляемости к изменениям окружающей среды, а так же изменениям в пределах своего организма. Особое внимание следует обратить на то, что в результате нейропластичности мозг может восстанавливать ранее утраченные связи после повреждения или в ответ на события и внешние раздражители. С возрастом нейропластичность снижается, а изменения в структуре головного мозга, к которым она может привести, по-настоящему масштабные: например, ввиду естественного процесса постоянной оптимизации нейрональных связей (синаптический прунинг), клеточная структура ядер таламуса, вовлеченных в медиальный путь связи между речевыми центрами, к достижению зрелого возраста меняется на 41%. Другими словами, мозг не является стабильной системой — постоянно происходят как структурные, так и функциональные изменения.

Благодаря высокой пластичности метод молчания так эффективен у детей, и менее эффективен у взрослых ввиду ее снижения с возрастом.

Возвращаясь к теме, взрослому человеку понадобится гораздо больше времени провести в молчании, чтобы разорвать замкнутый круг заикания и вернуться к нормальной работе речевых центров. По этой причине использование метода молчания как самостоятельной методики лечения заикания у взрослых практически неэффективно, а в ряде случаев при некоторых улучшениях не закрепляется.

Но это не значит, что для взрослых этот метод применять не имеет смысла – это значит только то, что помимо использования речевой депривации (длительностью от трех дней до двух недель) взрослым для стойкого результата требуется комплексное использование дополнительных методик и практик. Отметим, что частичная речевая депривация для взрослых вообще практически неэффективна и не должна применяться ввиду бесполезности. Применяйте только полное молчание.

Метод молчания необходим как взрослым, так и детям

Разница только в том, что детям может быть достаточно только метода молчания для полного избавления от заикания, а взрослым кроме этого потребуется освоение других методов и приемов.

Истории от наших подписчиков

1) После месяца молчания всё отлично! Где-то в глубине души всё таки была мечта того, что после молчания я вообще не буду заикаться, но нет. Первый день после молчания,я вообще не заикался, но после когда начал торопиться,пошли траблы(. Плюс ко всему я старался разговаривать медленным протяжённым голосом, как-бы на распев,что и сейчас продолжаю делать.Если говорю медленно на распев то практически не заикаюсь,как только начинаю торопиться то всё..начинаются ступоры и спазмы.

2) Метод молчания основывается на прерывании патологического речедвигательного стереотипа — это очень полезно в комплексе с другими методами, особенно у детей. Только одно лишь молчание полностью от заикания избавит вряд ли, но улучшения возможны. были тут и те,кто месяц молчал, но использовали только молчание, и разумеется все вернулось.

3) Первый этап — этап молчание. Я в какой-то книге прочитал, что надо перед каждой новой методикой неделю полностью молчать, чтобы наш речевой центр в нервной системе «забыл», что человек заикается. — Второй этап — начать разговаривать. Я, после недели ПОЛНОГО молчания, начал разговаривать шепотом, очень медленно и по слогам, так я разговаривал дня 2-3. Потом с шепота перешел на громкую речь, но оставил очень медленный темп и старался четко выделять каждый слог, дня 2. Сейчас я разговариваю совершенно нормально, без ступоров, медленно, четко выговаривая каждое слово. Заикание и ступоры исчезли! — Третий этап — это закрепление. Я читаю вслух книги, также медленно, в одном темпе, четко отделяя слова от друг друга. Это внушает мне уверенность, что я не заикаюсь. С каждым днем, все больше и больше. Постепенно начинаю разговаривать с незнакомыми людьми: в магазинах, по телефону и т.д. Следующий этап — будет работа над дикцией, но это будет чуть позже. Сейчас я стараюсь всегда следить за своей речью, за ее темпом, четкостью, спокойностью. И главное, речь должна быть медленной.

При составлении статьи использована информация:

  • Neuroplasticity by Michael Rugnetta, 2-5-14, Abitz Damgaard.

zaikanie.info

Охранительный речевой режим

Необходимость проведения коррекционной работы в этом на­правлении можно обосновать физиологическими данными, свиде­тельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усу­губления патологических двигательных реакций является поток ано­мальных кинестетических импульсаций с мышц, вовлеченных в су­дорожную активность (И. В.Данилов и др., 1970). В результате этого при заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышеч­ных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппа­рата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специаль­ных речевых режимов с целью исключения из общения тех видов речи, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К ним относятся: режим молчания, режим ограничения речи, ща­дящий речевой режим, специальный охранительный режим и т.д.

Организация и длительность этих режимов существенно зави­сят от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором прово­дится коррекционная работа, и опыта логопеда. Специальный ох­ранительный режим, как правило, организуется в начале коррек­ционной работы с заикающимися.

Специальный охранительный режим понимается как оздорови­тельный щадящий режим, на его фоне проводятся режим ограни­чения речи или режим молчания.

Специальный охранительный режим как у взрослых, так и у де­тей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизи­рует деятельность всех функций организма и способствует их нор­мализации. Заикающимся предлагают большее количество часов для отдыха, дополнительные часы сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Данные мероприятия направлены на общее оздоровление организма. В соответствии с медицинскими показаниями начинается медикаментозная терапия.

В этот период нецелесообразны мероприятия, вызывающие не­рвное перевозбуждение. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.

Организация специального охранительного режима для заикаю­щихся.Распорядок дня заикающихся детей должен быть четким, но не жестким. Это предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому, а также мягкое преодоление негативных установок ребенка. Ребенку нужна медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожно­сти, возбудимости, слезливости, при стойком снижении аппети­та, двигательной расторможенности, повышении внутричерепно­го давления.

Необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизнен­ные ситуации, которые могут волновать его и побуждать к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные пере­дачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребе­нок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно в это время максимально су­зить круг общения ребенка. Не рекомендуется посещение детского сада, если это не специализированная группа для заикающихся.

Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми должно быть ограничено. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: «Ты хочешь суп или кашу?» — «Кашу») или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания («Да», «Нет»).

Родители при общении с ребенком и между собой в его при­сутствии должны придерживаться тех правил техники речи, кото­рые рекомендуются логопедом.

Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельно­сти, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Дети с невротической формой заикания, как правило, «оречевляют» свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется, и потому запрещать такую речь не следует.

При неврозоподобной форме заикания дети обычно не «оречевляют» игру. Они с трудом сосредоточивают внимание на игре, Поэтому важно организовать смену их деятельности.

Режим ограничения речи заикающихся дошкольников требует организации специальных игр-«молчанок». Этот режим может пла­нироваться на разные сроки. Оптимально проводить его в течение 10—14 дней. Щадящий речевой режим плавно сменяет режим огра­ничения речи. Речевая активность ребенка постепенно увеличива­ется. Продолжительность этого режима может быть индивидуаль- ной. (Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В. И.Селиверсто­ва, 1979, 1994 и И.Г.Выгодской и др., 1993.)

У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания, поскольку они могут сознательно контролировать свою речевую активность.

Режим молчания в различных реабилитационных системах мо­жет проводиться на разных этапах коррекционного воздействия. Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть разной: от одного до 10—12 дней. В этой возрастной группе очень важно сочетать режим молчания с интенсивным психотера­певтическим воздействием, направленным на эмоциональную ста­билизацию и перестройку личностных установок.

В результате в период молчания у взрослых возникает новое психологическое состояние, связанное с эмоциональным подъе­мом. По дневниковым записям можно проследить, что в этот пе­риод идет переосмысление своих речевых возможностей, а также взаимоотношений с окружающими людьми.

Марина А., 28 лет.

О молчание! Спасительное и освободительное! Только ты поможешь осознать в полной мере, как велико значение общения и как бережно надо относиться к речи. Молчание, ты освободило меня от многих труд­ностей. Теперь я не заикаюсь и, думаю, освобожусь от этого навсегда. Молчание, ты делаешь меня сильнее. Победить себя, все ленивое, кос­ное, что жило во мне столько времени! Молчание, ты делаешь меня вни­мательнее к себе, помогаешь осилить заикание. Теперь у меня есть время подумать о многом и принять серьезное решение, как жить дальше, что­бы речь не мешала мне делать то, что я хочу.

Что золото ты, молчание, это — «семечки». Это подороже! Смотрю на ребят нашей группы: до молчания — не лица, а маски, застывшие в дол­говременной судороге, искаженные мукой, и только в себе, только с собой. Ведь я — такая же! Выразить свое доброе отношение к окружаю­щим, по-моему, мешает наш уродливый способ общения. Не то и не так. Замолчи — и порядок. Лица засветились. Морщинки на лбах ребят из на­шей группы пропали. Подобрели друг к другу. Понятнее стали, ближе.

Виктор П., 32 года.

Главным событием прошедшей недели для меня было состояние мол­чания. В результате во мне что-то изменилось. Мне кажется, я стал другой. Все-таки, чем больше мы говорим, тем меньше мы думаем, размышля­ем, менее ответственны за то, что говорим. И теряем в этом потоке слов себя, не успеваем пропускать этот поток слов, фраз через душу, сердце. Можно говорить несколько часов и ничего не сказать, а можно взглядом убить человека или сделать его счастливым.

Рис. 9. Особый речевой режим: однословные вопросы и ответы

Игорь Г., 42 года.

. В нашем случае — молчание — цементный раствор, который склеил блоки нашего строящегося речевого дома. Молчание не вызывает проблем, похоже на подводное плавание, любимое мною с детства. Затяжной мирок. Но знаешь, что на поверхности тебя ждет солнце, цвет, запахи и все краски мира.

Техники невербального общенияактивно используют в период ограничения речи и дети, и взрослые заикающиеся. Невербальное общение не сопровождается отрицательным эмоциональным со­стоянием, которое обычно возникает у всех заикающихся, а у подростков и взрослых — также логофобия и вегетативные сдвиги при вербальном общении. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения (рис. 9).

Как известно, мимика и жестикуляция заикающихся могут быть в разной степени обеднены. Это делает необходимым использова­ние специальных техник, направленных на активизацию невер­бальных способов общения: жестов, мимики, пантомимики (см. приложение 1).

В этот период проводится работа по овладению начальными элементами всех логопедических техник.

Включение различных охранительных режимов в комплекс ре­абилитационных мероприятий способствует получению более ус­пешных результатов последующего коррекционного воздействия.

studopedia.org

Это интересно:

  • Отсутствие сна при депрессии Депривация сна (ДС) - Привет, как жизнь, как работа? - Да ничего, потихоньку, работаю сутки через трое. - А ты как живешь ? - А я живу сутки через трое. из анекдотов про ДС Депривация, или попросту говоря, лишение сна – чуть ли не единственный метод, который может вывести человека даже из самой глубокой […]
  • Опросник на депрессию и тревоге Шкалы и опросники В целях ранней диагностики расстройств депрессивного спектра широко используются специальные шкалы, позволяющие не только выявить, но и оценить выраженность депрессии, а также контролировать процесс ее лечения (Вялова М. М., Жумаева О.В., 2000). Наиболее часто специалистами используются: шкала […]
  • Индивидуальная чувствительность к стрессу Психологический стресс: развитие и преодоление 116. Крюкова Т.Л., Сапоровская В.Д. Молодежь, стресс и копинг: изучение психологического совладания в социальном поведении личности // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Матер. Всерос. симпоз. Кострома: Изд-во КГУ, РПО, 2000. С. 95–98. 117. […]
  • Стресс как причина онкологии Стресс может вызвать рак? Наука все ближе к признанию того, что человека необходимо рассматривать как единое целое. Не разделяя на тело и сознание, а пытаясь проследить взаимосвязи между ними. Но есть на этой карте и белые пятна. Одно из них – возможная причинно-следственная связь между пережитым стрессом и […]
  • Гипноз анорексия Гипноз в лечении анорексии Хотя гипноз в лечении различных заболеваний и психологических задач с успехом используется давно, только в конце 1970-х годов появился интерес к гипнотерапии пищевых нарушений. Гипноз может разнообразить терапевтические процедуры. Можно использовать гипноз в качестве дополнения к известной […]
  • Классификация стресса по бодрову 1.2. Классификации стресса Существует множество классификаций стресса, отличающихся как степенью его детализации, так и концептуальными подходами. Имеются также различные подразделения стрессогенных факторов, которые отражают существующую в медицине и психологии тенденцию к дифференцированию понятия стресса в […]
  • Амфетамин паранойя История амфетамина Впервые эфедрин как стимулятор описали китайцы (5000 лет назад). Амфетамин (аналог эфедрина) впервые был синтезирован в 1932 году и использовался как препарат подавляющий аппетит, но вскоре было замечено, что люди стали злоупотреблять амфетамином. В 1970 году появились первые заметки о […]
  • Транзактные модели стресса Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Теоретические предпосылки совладания со стрессом в экстремальных условиях жизнедеятельности в отечественной и зарубежной психологии Исследования индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом принадлежат к числу актуальных и […]