Рецидивов заикания

Рецидивов заикания

Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в дошкольном возрасте, в школьном возрасте у таких детей могут быть рецидивы заикания.

Следует учесть, что несмотря на избавление от судорожных запинок, у таких детей остается низкий уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы. В связи с этим усиление эмоциональной, психической и физической нагрузок может вызвать рецидив заикания.

Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу.

Для того чтобы предупредить рецидив заикания, необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе.

Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться. Он может походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Кроме этого, необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.

Такого ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. При этом необходимо максимально поощрять активность ребенка. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов.

Если у учащегося будут судорожные речевые запинки, не следует торопить его с ответом. В случаях возникновения рецидива заикания не следует отстранять заикающегося от устных ответов перед классом. Можно рекомендовать родителям, чтобы ребенок готовил все домашние задания вслух.

При ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.

Желательно, чтобы ребенок, в прошлом страдавший заиканием, наблюдался логопедом и психоневрологом в течение 1-1,5 лет.

Следующим “опасным” для рецидива заикания возрастом является пре- и пубертатный возраст. В этот период психосоматического развития усложняются формы общения, возрастают требования к собственной речи, у подростка нарастает эмоциональное напряжение, связанное с эндокринной перестройкой организма. Нередко наблюдаются переживания подростка, связанные с его социальным статусом среди сверстников. В этот период могут быть рецидивы заикания. Необходимо сразу же обратиться за лечебно-педагогической помощью.

Для того чтобы избежать возможных рецидивов заикания, рекомендуется длительное диспансерное наблюдение логопедом и психоневрологом (психологом), а также периодическая психолого-педагогическая поддержка в виде логопедических занятий и психотерапии.

Для взрослых практикуются поддерживающие психолого-педагогические курсы типа “группы поддержки” или долечивания, или “группы открытых дверей”. Такие группы организуются обычно при крупных консультативных и реабилитационных центрах.

Предупреждение нарушений социальной адаптации заикающихся начинается в дошкольном возрасте. Неуверенные, тревожные по характеру дети (такими чертами характеризуются, как правило, заикающиеся с невротической формой речевой патологии) нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитателей и учителей.

Специальные воспитательные мероприятия направляются на выработку таких черт характера, как уверенность в себе, активность, самостоятельность в выборе решений и действиях (см. Главу 3 “Воспитание личности заикающегося”). Заикание не должно влиять на выбор профессии, тем не менее, при хроническом течении заикания не рекомендуются профессии с большой речевой и психической нагрузкой.

Подросткам и взрослым, прошедшим курс психолого-педагогической реабилитации, полезно иметь памятку следующего содержания.

pedlib.ru

Профилактика рецидивов в комплексной системе преодоления заикания

О профилактике рецидивов в комплексной системе преодоления заикания.

Заикание является сложным речевым расстройством как по механизму его образования , так и по многоплановости проявлений и включает в себя речевые симптомы (нарушение речевого дыхания, судорог речевого аппарата) и неречевые, среди которых следует отметить психологические особенности пациентов:

  • фиксацию внимания на дефекте,
  • чувство собственной неполноценности,
  • зависимость от оценок окружающих.
  • Это формирует логофобию, как патологическую личностную реакцию на речевой дефект.

    Я работаю в логопедическом отделении Самарского психоневрологического диспансера. Приоритетным направлением работы специалистов отделения является коррекция заикания.

    Пациентам предлагается несколько курсов лечения. Продолжительность первого курса составляет четыре недели ежедневного посещения дневного стационара. Далее пять курсов поддерживающей терапии по пять дней.

    В условиях логопедического отделения осуществляется комплексный системный подход к лечению этого речевого расстройства. Реабилитация осуществляется врачом – психиатром, логопедом, психологом, музыкальным работником, средним медицинским персоналом.

    Важную роль играет участие родителей в лечебном процессе. Они помогают организовать детям щадящий речевой режим за пределами стационара.

    Как правило, после проведенного курса лечения большинство заикающихся отмечают значительное улучшение речи. Частота судорог и тяжесть их проявления снижаются, либо исчезают вовсе. Это ведет за собой уменьшение тревожности по поводу речи и, как следствие, снижение мотивации к лечению у пациентов. Сложность коррекции заикания заключается в том, что после первых положительных результатов лечения часто возникают рецидивы.

    Многолетние наблюдения за заикающимися и анализ литературных источников позволяют определить причины ухудшения речи:

  • ослабление нервно – психического состояния;
  • нарушение речевого режима в домашних условиях (несоблюдение лечебной техники речи, ускорение общего темпа, нарушение плавности высказывания;
  • излишняя зависимость от мнения окружающих (неестественность замедленного темпа речи и как следствие, боязнь насмешек) .
  • отказ от функциональных тренировок (в дальнейшем ФТ), которые являются важнейшей частью лечения.
  • отказ от микрокурсов поддерживающей терапии.
  • Для достижения хороших результатов лечения речевая работа должна продолжаться и после выписки пациента из стационара. Этому способствует ряд рекомендуемых мероприятий. Одним из которых является продолжение (уже самостоятельно, без участия логопеда) проведения ФТ.

    ФТ выполняют задачу минимизации или устранения логофобии и восстановления коммуникативной функции речи в процессе естественного общения – это многократная отработка новых речевых навыков в различных жизненных ситуациях, в том числе эмоционально значимых ситуациях и стрессовых. Наполнение тренировок зависит от возраста ребенка, его речевых возможностей, степени фиксации на речевых трудностях.

    Функцию логопеда, в условиях самостоятельной организации ФТ, берут на себя родители. Они помогают создать ситуацию общения, контролируют соблюдение ребенком техники речи, анализируют результат.

    Профилактике рецидивов заикания помогает формирование у родителей правильных представлений о данном речевом нарушении. Специалисты логопедического отделения проводят беседы о необходимости создания дома щадящего речевого режима; обучают родителей приемам лечебной техники речи.

    Большое внимание уделяется нормализации психологического климата в семье.

    Взрослым членам семьи предлагается ведение дневника наблюдений за речью и эмоциональным состоянием ребенка, где отмечаются его достижения.

    Важным аспектом профиллактики является дозирование образовательных нагрузок. Детям с логоневрозом не рекомендуются группы продленного дня в школе, участие в большом количестве кружков и другие формы работы, которые могут привести к общему переутомлению, и как следствие ухудшению речи. Занятия должны чередоваться с промежутками отдыха, релаксации.

    Для пациентов подросткового возраста достаточно сложной ситуацией является возвращение в школу после лечения. Даже имея хорошие результаты в логопедическом отделении, в школе подросток может по-прежнему испытывать речевые затруднения. На автоматизацию навыкка плавной бессудорожной речи огромное влияние оказывают отношения с педагогами и сверстниками.

    Для того, чтобы посещение школы не превратилось в травмирующую ситуацию для подростка, родители должны побеседовать с педагогами и с одноклассниками, объяснить пролемы и достижения своего сына или дочери. Благоприятная атмосфера в классе поможет подростку использовать полученные речевые навыки во время ответов на уроках и при общении с друзьями.

    Пациенты, прошедшие лечение, приглашаются раз в два месяца на курсы поддерживающей терапии. Продолжительнность такого курса пять дней. Он включает в себя логопедические занятия, психологические группы, беседы специалистов с родителями, физиотерапевтическое и, при необходимости, медикоментозное лечение; занятия логоритмикой. Всего предлагается посетить пять таких курсов.

    Таким образом,кмплексный системный подход влечении,активное участие семьи и выполнение профилактических мероприятий способствует значительному улучшению речевого статуса пациентов и их эмоциональпой стабильности.

    1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. Москва – 1993 г.;
    2. Белякова Л. И.,Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. Москва- 2003г.;
    3. КарповаН. Л. Основыличностно-ориентированной логопсихотерапии. Москва- 1997 г.;
    4. МорозовН.Ю. Как пеодолеть заикание. Москва- 2002г.;
    5. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. С.-Петербург – 2002 г.;
    6. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. С.- Петербург-2001 г.;
    7. Шкловского В.М. Заикание: Монография. Москва- 1994 г.

    Ротина С.В.,
    логопед высшей кв. категории

    logoportal.ru

    Статья по логопедии (старшая группа) по теме:
    Профилактика рецидивов заикания

    В данной статье содержится теоретический материал, который поможет Вам предупредить рецедив заикания у ребенка дошкольного возраста.

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Профилактика рецидива заикания»

    МКДОУ «Детский сад №145»

    Профилактика рецидивов заикания

    Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

    При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.

    В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

    Целесообразно особое внимание обратить на профилактику рецидивов, исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания: плохие социально- бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий, отсутствие диспансеризации; недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное устранение вторичных психических наслоений, “почвы”, на которой возникло заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д.; болезни, истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушения режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустранённый травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или отец и др.

    Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.

    Также наряду с логопедической работой родителям заикающихся детей необходимо посещать невропатолога 2 раза в год- весной и осенью с целью назначения медико-ментозного лечения, т.к. весна и осень- являются наиболее «благоприятными» периодами для возникновения рецидива заикания.

    Рекомендации для родителей заикающихся детей.

    1.Если замечаете, что у ребенка вновь появились запинки , следует сделать «шаг назад» — организовать режим молчания, максимально снизить эмоциональную и речевую нагрузку на ребенка. Обязательно вспомнить и использовать в речи «речевые правила».

    2. Необходима правильная организация режима дня . Прежде всего, следует обратить внимание на четкость, последовательность и планируемость времени отдыха и активной деятельности ребенка. Четкий режим сна, приема пищи, организованных занятий и самостоятельной игры и прогулок способствуют регуляции многих жизненных процессов организма. Режим дня не должен нарушаться на выходных.
    3. Питание должно быть полноценным и витаминизированным .
    4. Ограничение времени просмотра телевизора и использования компьютерных игр .
    5. Необходимо увеличить временя проведения ребенка на свежем воздухе.

    6. Летом нежелательно вывозить ребенка на юг (особенно за границу ), т.к. смена климата может отрицательно сказаться, вызвав рецидив заикания. Климат должен быть максимально приближен к нашему климату..
    7. Следует избегать обилия информации для ребенка как положительной, так и отрицательной. Не следует водить на массовые мероприятия (цирк, зоопарк, кино и т.д), а также чтения на ночь страшных или незнакомых для ребенка произведений.
    8. Свободное время следует проводить (в зависимости от интересов ребенка) в спокойных и распланированных играх и занятиях: рисование, лепка, аппликация и т.д.
    9. Особое значение для заикающихся детей имеет эмоционально-благоприятная обстановка в доме.
    10. Несколько правил речевого поведения родителей :

    1. интонация общения между членами семьи и при обращении к ребенку должна быть всегда доброжелательной;
    2. темп речи взрослых не должен быть ускоренным;
    3. желательно в речи использовать полный стиль произношения, то есть такой стиль, при котором произносятся все звуки в слове;
    4. фразы, обращенные к ребенку, должны быть четко сформулированы и должны иметь как логическую, так и интонационную завершенность;
    5. нельзя перебивать малыша, если он начал что-то рассказывать или отвечать на вопрос;
    6. не следует договаривать за него начатую им фразу.
    7. следует поощрять ребенка к диалогу (при этом важно, чтобы ребенок смотрел в глаза собеседнику), стараясь не делать замечаний по поводу его ошибок в речи и тем более запинок, т.е. всякий раз одобрять его речь.

    11. Лучше использовать как ритмизированную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющие короткую строку, четкий ритм и соответствующие возрасту ребенка содержание.
    12. Ребенку полезно выполнять ритмические движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.
    13. Для успешного избавления от заикания необходимо проведение коррекционно-оздоровительных занятий с ребенком под руководством квалифицированного специалиста.

    nsportal.ru

    Предупреждение рецидивов заикания

    Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической ра­боты с заикающимися дошкольниками, в школьном возрасте мо­гут быть рецидивы.

    Следует учесть, что, несмотря на избавление от судорожных запинок, у детей остается низким уровень адаптивных возможно­стей центральной нервной системы, поэтому усиление эмоцио­нальной, психической и физической нагрузок может вызвать рецидив заикания. Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу.

    Поскольку в период школьного обучения активно формируется связная контекстная речь, перевод заикающегося ребенка на пись­менную форму ответов отрицательно сказывается на формирова­нии монологического высказывания в целом. Кроме этого, отсут­ствие речевой практики в условиях учебной деятельности негативно отражается на всех сторонах устной речи, а главное, на речевом общении.

    Для того чтобы предупредить рецидив заикания, родителям необходимо особым образом готовить такого ребен­ка к школе: еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться; походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет.

    Необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.

    Такого ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на отве­те, если он молчит, требовать развернутых устных ответов. При этом необходимо максимально поощрять активность ребенка. Ре­комендуется в первое время вызывать его к доске только с чтени­ем стихов.

    Если у учащегося появляется судорожные речевые запинки, не следует торопить его с ответом. В случаях возникновения рецидива заикания нельзя отстранять ребенка от устных ответов перед классом.

    Необходимо, чтобы логопед дал советы родителям и школьно­му учителю, как построить взаимоотношения с этим ребенком и как организовать его взаимоотношения с одноклассниками. Ребе­нок не должен чувствовать жалости со стороны учителя, а также иметь какие-либо привилегии по сравнению с одноклассниками. Заикающийся должен чувствовать, что он такой же, как все. Мож­но рекомендовать родителям, чтобы ребенок готовил все домаш­ние задания вслух.

    При ослаблении ребенка после соматических или инфекцион­ных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и ре­чевого режима.

    Желательно, чтобы ребенок, в прошлом страдавший заикани­ем, наблюдался логопедом и психоневрологом в течение 1 — 1,5 лет.

    Следующим «опасным» для рецидива заикания возрастом явля­ется пред- и пубертатный возраст. В этот период психосоматиче­ского развития усложняются формы общения, возрастают требо­вания к собственной речи, у подростка нарастает эмоциональное напряжение, связанное с эндокринной перестройкой организма. Нередко наблюдаются переживания подростка, связанные с его социальным статусом среди сверстников. В этот период могут быть рецидивы заикания.

    Чаще всего судорожные запинки появляются при ответах в клас­се, а на перемене подросток может свободно говорить с одно­классниками. Создается впечатление, что заикающийся не знает ответа и пользуется заиканием, чтобы избежать плохой отметки. Одни учителя порой не могут скрыть своего раздражения и ставят плохие оценки, другие, боясь спровоцировать заикание, переста­ют спрашивать устно. Все это создает психологическое напряжение у подростка, не позволяет ему полноценно учиться и сказыва­ется на формировании личности.

    Необходимо сразу же обратиться за лечебно-педагогической помощью. Для того чтобы избежать возможных рецидивов заика­ния, рекомендуется длительное диспансерное наблюдение лого­педом и психоневрологом (психологом), а также периодическая психолого-педагогическая поддержка в виде логопедических заня­тий и психотерапии.

    Для взрослых практикуются поддерживающие психолого-педа­гогические курсы типа «группы поддержки», или долечивания, или «группы открытых дверей». Такие группы организуются обыч­но при крупных консультативных и реабилитационных центрах.

    Предупреждение нарушений социальной адаптации заикающих­ся начинается в дошкольном возрасте. Неуверенные, тревожные по характеру дети (такими чертами характеризуются, как прави­ло, заикающиеся с невротической формой речевой патологии) нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитате­лей и учителей.

    Специальные воспитательные мероприятия предполагают вы­работку таких черт характера, как уверенность в себе, активность, самостоятельность в выборе решений и в действиях (см. главу 3). Заикание не должно влиять на выбор профессии, тем не менее при хроническом течении заикания не рекомендуются профессии с большой речевой и психической нагрузкой.

    Подросткам и взрослым, прошедшим курс психолого-педаго­гической реабилитации, полезно иметь памятку следующего со­держания.

    ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ ЗАИКАЮЩИХСЯ,

    studopedia.org

    Рецидивы заикания

    Большинство специалистов пессимистично настроены в отношении рецидивов заикания, считая их неизбежными. Действительно, заикание — устойчивое нарушение речи, склонное к возврату после, казалось бы, наступившего выздоровления. На практике случаи, когда нормализованная в процессе терапии речь без видимых причин регрессирует, превалируют над немногочисленными эпизодами с положительным исходом. Негативный опыт заставляет логопедов идти по ложному пути — заниматься лечением физиологических симптомов, не уделяя внимания формированию у пациента внутренних установок здорового человека. Но существование людей, получивших устойчивую нормализацию речи, подтверждает, что излечиться от заикания реально.

    Причины рецидивов заикания

    Профилактика рецидивов заикания и самого заикания без понимания их причины невозможна. Речь заикающегося чутко реагирует на эмоциональное состояние и перегрузку ЦНС. Привести к возобновлению нарушений после занятий с логопедом могут:

  • неблагоприятная атмосфера вокруг пациента (конфликты, нервирующие ситуации, перенапряжение на работе, учебе);
  • прерывание логопедической терапии, неграмотная коррекция;
  • сохранение психологических проблем, подготовивших почву для возникновения речевых нарушений (подавленные эмоции, комплексы, невнимание со стороны родителей, трудные взаимоотношения с окружающими);
  • физические и психические травмы;
  • заболевания, истощающие нервную систему;
  • постоянное общение с людьми, имеющими дефекты речи, и прочее.

Получается, заикание готово вернуться в любой момент. В таких условиях логопедам и родственникам пациента приходится прилагать немало усилий для предупреждения рецидивов заикания.

Существует ли безрецидивное лечение заикания?

Создатель методики «Устойчивой нормализации речи заикающихся», доктор педагогических наук Л.З. Арутюнян имеет свою точку зрения на рецидивирующий характер заикания. Она убеждена, что в большинстве случаев за выздоровление принимается избавление от самого очевидного симптома заболевания — судорог в процессе речевого акта. В то время как внутренние, психологические установки «на заикание» у больного остаются неизменными: сохраняются страх общения, фиксация на дефекте, приспособительные уловки во время разговора.

Профессор Арутюнян считает так называемый рецидив следствием незавершенной коррекции. По ее мнению, отсутствие у пациента затруднений с речью на приеме у логопеда не должно быть главным критерием выздоровления. Исправление заикания подразумевает не только нормальную темпо-ритмическую организацию речи. Не менее важно сформировать у пациента правильный речевой стереотип — легко и уверенно говорящего человека: внутренне спокойного, не испытывающего страха и стеснения, способного выразительно и развернуто изъясняться.

О положительном результате терапии можно говорить, когда пациент в течение года не испытывает физиологических и психологических затруднений с речью — с разными людьми и в разных ситуациях, включая эмоционально дискомфортные. Достичь этого позволяет программа лечения заикания Л.З. Арутюнян, включающая в себя комплекс тренировок по развитию коммуникативной активности заикающихся. Внутреннее состояние речевого здоровья практически исключает возврат спазматических задержек у пациента — для этого нет психологических предпосылок.

Речь пациентов, прошедших лечение по методике Л.З. Арутюнян, невозможно отличить от разговора людей без заикания. Вы можете убедиться в этом, посмотрев результаты наших учеников.

www.arlilia.ru

Это интересно:

  • Лечение алкоголизма Лечение алкогольной зависимости Эффективное лечение от алкоголизма в Тюмени Лечение алкоголизма — это квалифицированная помощь специалистов, оказываемая пациенту для нормализации его физического и психологического состояния. Алкогольная зависимость — проблема мирового масштаба, не имеющая национальности и возрастного ценза. Алкоголизм разрушает […]
  • Ребенок с синдромом дауна инвалидность Медико-социальная экспертиза Вопрос от Kate1982: Здравствуйте! Уважаемый astra71 полистала форум,прежде чем зарегестрироваться, ОГРОМНОЕ спасибо за Вашу просвятительскую работу! Приятно читать Ваши ответы. Решила задать свой вопрос. Ситуация. Родилась дочь. Врожденный порок сердца (операцию уже сделали)+синдром […]
  • У меня развивается аутизм Что такое аутизм у детей, признаки, симптомы, лечение Дорогие друзья, всем доброго времени суток. Сегодня я начну публиковать немного необычную для блога тему «симптомы аутизма у детей», она будет полезна родителям с детками аутистами. Хочу познакомить вас с замечательной девушкой, зовут ее Анастасия, ведущая этой […]
  • Магазины стресс в екатеринбурге официальный сайт СТРЕСС /МАГАЗИН/ Головные уборы, женская одежда, аксессуары Телефон: +7 (343) 257-92-27, 38-32-632 Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 46 Режим работы: С 10.00 до 22.00 без перерыва без выходных Общая информация Дополнительная информация Сеть модных магазинов "СТРЕСС" предлагает […]
  • Торможение при шизофрении Торможение при шизофрении * Публикуется по изданию: Петрюк П. Т. К изучению клиники простой формы шизофрении // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2011. — № 2. — С. 67–73. Простая форма шизофрении по сравнению с параноидной формой болезни не столь богата яркими отличительными признаками, в связи с чем […]
  • История болезни депрессия История болезниНевротическая депрессия Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в […]
  • Лечение заикания в барнауле Логопед о причинах заикания и способах его устранения По статистике около 1% населения Земли имеют речевые трудности. Среди тех, кто заикался, много знаменитостей: Демосфен, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, а из современников, например, Брюс Уиллис, Артемий Троицкий и другие. До 46 лет у Галины не было никаких […]
  • Шизофрения розенбаум текст Российский бард Александр Розенбаум: досье Во вторник, 13 сентября, свой день рождения отмечает известный российский певец и композитор Александр Розенбаум. Народному артисту исполнилось 65 лет. АиФ.ru приводит биографию популярного барда. Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в […]