Самая длительная фаза стресса

Динамика стрессовых состояний личности

В эксперименте на животных Г. Селье выяснил, что те же самые состояния изменений внутренних органов, которые вызываются впрыскиванием вытяжек из желез, обнаруживаются также при воздействии холода и жары, при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении и многих других раздражителях. Эта реакция была впервые описана им в 1936г. как «синдром, вызываемый различными вредоносными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром. Г. Селье предложил три фазы стресса:

1. реакция тревоги, мобилизации;

2. стадия сопротивления (резистентности);

3. стадия истощения, когда исчерпаны адаптационные возможности.

Г. Селье отметил, что адаптационная энергия не беспредельна. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы стрессора. Невозможно делать дополнительные вклады адаптационной энергии сверх унаследованного от родителей запаса. Каждый из личного опыта знает: после крайнего изнеможения от чрезмерной дневной работы здоровый ночной сон восстанавливает сопротивляемость организма почти до прежнего уровня. Но полного восстановления нет. Значит, необходимо отличать поверхностную адаптационную энергию от глубокой (Селье Г., 1979). Первые две фазы — это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. На первых двух стадиях стресс может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается. При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает 3-я фаза аффективного и гормонального истощения. Эту фазу Селье рассматривал как патологическую, как развитие психогении и обозначил ее «дистрессом». В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, «депрессии истощения» (Kielholz Р., 1980) и начало психогенного развития личности. После стресса достаточно бывает незначительного психического перенапряжения, чтобы возобновилась ситуация дистресса.

Стресс не всегда результат повреждения. Стрессорный эффект стрессора зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Поэтому Г. Селье ввел понятие, кроме «дистресс», еще и «эустресс». Вредоносный или неприятный стресс он назвал «дистрессом», а конструктивный, «хороший», оказывающий положительное влияние на деятельность — «эустрессом». Селье в 1979г. писал: «Не является ли «стресс» просто синонимом «дистресса»? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса». В некоторых пределах по мере усиления стресса может улучшиться самочувствие и состояние здоровья человека. Однако когда превышается оптимальный уровень, то стресс ослабляет и ухудшает его здоровье.

При воздействии стрессорных стимулов на психику человека, протекание событий происходит в определенной последовательности. После воздействия стрессора от коры головного мозга импульс возбуждения поступает в центр эмоций (гипоталамус), затем следует стимуляция симпатической и парасимпатической нервной системы, и, в результате, раздражается мозговое вещество надпочечников, которое стимулирует отдачу адреналина и норадреналина в кровь. Возрастание адреналиновой секреции стимулирует повышение количества гормонов. Во время стресса увеличивается содержание кетостероидов в моче, сахара и холестерина в плазме крови. Протекающая адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы в организме. Ведущая роль в развертывании стресса принадлежит гормонам (адреналин, норадреналин).

Следовательно, стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительной борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются.

Для развития психологического стресса важным фактором является также состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности ее преодоления, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях.

Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидуумом как предъявление требования, угрожающего превысить способности и ресурсы индивида.

По мнению В.А. Бодрова (1995), существует четыре аспекта соотношения между индивидом и средой, которые могут вызвать несоответствия, приводящие к стрессу. Во-первых, это противоречия между субъективной и объективной средой, т.е. нарушение “контакта личности с реальностью”. Затем имеются противоречия между объективной и субъективной личностью, т.е. точность самооценки. Далее, противоречие в степени соответствия объективной среды стремлениям, потребностям и желаниям личности, а также в соответствии способностей личности требованиям деятельности.

Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека.

“Кратковременный стресс — бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких” резервов. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования Среды, а темпы мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то индивид может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах” (Бодров В.А., 1995).

Длительный стресс — характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием и “поверхностных”, и “глубоких” адаптационных резервов.

Ряд научных данных свидетельствуют о том, что повторяющиеся воздействия стрессов могут привести к формированию физиологической выносливости, устойчивости. Однако условия хронического стресса могут вызывать негативные состояния, включая истощение, заболевания и смерть.

Положительное эмоциональное ощущение выступает как подкрепление — один из важнейших механизмов образования условных связей и «научения» в широком смысле этого термина. Отрицательное эмоциональное ощущение отражает незавершенность действия и способствует мозговой активности, направленной на поиск и подбор иных вариантов формирования адекватной деятельности. По общепризнанным представлениям, в происхождении эмоционально-стрессовой реакции, в развитии невротического состояния человека определяющее значение имеют его отрицательные эмоции. Даже самое сильное эмоциональное напряжение, соответствующее мотиву деятельности, ожидаемым результатам, не приводит к развитию эмоционального стресса или реактивного состояния.

Эмоциональный стресс значительно усиливается, если субъект рассматривает его как непреодолимую преграду, а свои возможности для борьбы со стрессом явно недооценивает.

Эмоциональное возбуждение способствует активизации механизмов управления действием, принятию решения о конкретном способе осуществления ответного поведения, ведущего к достижению цели: подобная реакция не приводит к развитию эмоционально-стрессового состояния.

Качественно иные отношения складываются, если в ситуации «угрозы» (и при соответствующем субъективно окрашенном переживании) организмом не может быть использован ранее фиксированный стереотип поведения или если действие, выполняемое по готовой программе поведения, не ведет к ожидаемым результатам. Возникает состояние, которое обозначается в физиологии как «рассогласование». Оно воспринимается оценочными системами мозга как негативное и сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, биологический смысл которого заключается в переводе организма на «аварийный» уровень физиологической адаптации. Происходят активный поиск выхода из ситуации, подбор оптимальных вариантов поведения по методу «проб и ошибок», активация экстраполяционных механизмов (информационный поиск), максимальная активизация энергетических процессов и вегетативных механизмов обеспечения активности. Весь этот комплекс и является начальной фазой развития эмоционально-стрессовой реакции (острый стресс). При этом субъективным эквивалентом сигнала угрозы и «рассогласования» является чувство страха.

Если эмоциональный стресс характеризовать как обусловленное психологической «угрозой» переживание, которое лишает человека возможности достаточно эффективно осуществлять свою деятельность, то в таком контексте между биологической эмоцией и эмоционально-стрессовой реакцией нет отличия. Острый эмоциональный стресс, т. е. немедленная психологическая реакция на конфликтную ситуацию, в своей основе имеет эмоциональное возбуждение, выступающее в качестве дезорганизатора адекватной деятельности, особенно тогда, когда содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности.

Психологическая специфика состояний напряженности, следовательно, зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится, т.е. у каждого человека экстремальная ситуация будет оценена по-разному. Отсюда разные реакции на стрессы.

По общим представлениям в качестве стрессовой может быть признана только такая реакция субъекта, которая достигает тех пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела.

Развитие эмоционально-стрессовых состояний у человека связано с нарушением функциональной активности барьера психической адаптации. Это проявляется функциональной неполноценностью процессов восприятия, поиска и переработки информации, нарушением личностного отношения к получаемой информации (т. е. эмоциональным реагированием), изменением социально-психологических контактов. Перенапряжение механизмов психической адаптации, по В.П. Казначееву (1973, 1991), О.М. Баевскому (1976), ведет к нарушению процессов управления и регулирования.

Наиболее существенный параллелизм между психологическим и физиологическим стрессом заключается в том, что как тот, так и другой порождают очень сходные физиологические реакции. Наиболее важным различием является то, что физиологический стресс обычно вызывает высоко-стереотипизированные реакции человека. Психологический же стресс не всегда приводит к ожидаемым реакциям, ответ на угрозу может быть самым разнообразным: страх, гнев, ступор, депрессия, различные висцеральные изменения, ухудшение показателей деятельности. В этом и заключается особенность проявления психологического стресса.

Анализ природы такого сложного и многомерного явления, как стресс, показывает, что в нем одновременно есть признаки и реакции и процесса, и состояния. В данной работе, говоря о стрессе, мы будем иметь в виду стрессовое состояние. Дать общее (универсальное) определение стресса затруднительно. Во-первых, это понятие все более приобретает характер междисциплинарного, возрастает степень его обобщенности. Во-вторых, понятие «стресс» очень емкое, по уровню обобщенности оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как адаптация, болезнь, здоровье. Так, по мнению С.Б. Семичева (1987), универсальные определения нормы, здоровья, а также болезни оказываются в лучшем случае абстракциями, имеющими весьма тощее содержание, либо тавтологическими, либо не всеобъемлющими, не универсальными. В-третьих, совокупность явлений, входящих в область определения данного понятия велика, она охватывает различные уровни организации человека — от биохимического до социального.

В данной работе мы придерживались мнения Л.B. Куликова, выделяющего основные признаки стрессового состояния:

1. реакцию психики и организма как единого целого;

2. сдвиг психического напряжения от обычного уровня на более высокий;

3. ожидание или восприятие угрозы;

4. активацию и перестройку защитных сил психики и организма в связи с тем, что имеющиеся адаптивные реакции недостаточны.

Мы имеем в виду стресс в широком смысле этого понятия, то есть стресс, возникающий из-за действия психологических, социальных и экстремальных факторов различной интенсивности и длительности действия.

1. Главным источником, приводящим систему в активное состояние, являются внешние воздействия, информация о наличии актуальной ситуации, поступающая в сенсорно — перцептивную зону головного мозга, осуществляющую первичный афферентный синтез.

2. Одновременно в блок афферентации идут мотивационно- потребностные импульсы и информация о прошлом опыте индивида, переживавшего ранее более или менее сходные ситуации.

3. На уровне афферентного синтеза поступает также информация об исходном состоянии соматических, энергообеспечивающих программ.

4. В итоге афферентного синтеза на уровне сенсорноперцептивной и затем гностической подсистем производится первичная оценка ситуации, на основании которой программируется желаемый результат.

5. Решение принимается на уровне гипотетического блока управления, где осуществляется программирование желаемого результата и оценивается его основные параметры, конкретизирующие стратегию и тактику последующей деятельности системы.

6. Совокупность информационных характеристик запрограммированного результата и конкретных действий по его достижению передается на нижележащие уровни нейрорегуляторных образований мозга.

7. В процессе сличения параметров запрограммированного (желаемого) и реального (полученного) результатов устанавливается либо их близость и тогда можно считать, что желаемый результат достигнут, организм вышел на необходимый новый уровень адаптации, либо полного совпадения желаемого и полученного результата не достигнуто вследствие непрерывного изменения внешней среды и актуальной ситуации.

8. Это расхождение полученного и необходимого результатов является постоянным стимулом для повышения эффективности работы системы.

Следовательно, рассмотрев в динамике стрессовое состояние личности можно сформулировать следующее определение стресса.

Стресс — это эмоциональное психическое напряжение, влияющее на адаптацию и продуктивность выполняемой деятельности, на активность и отношение личности к себе, окружающим и социальной среде.

Таким образом, выделенная нами психологическая природа стресса, рассмотрение его теоретических моделей и динамики изменений, признание особенности проявления психологического стресса и внутренних условий в развитии психологической напряженности позволяют перейти к изучению механизмов регуляции психологического стресса.

superinf.ru

8.7. Стресс, стадии стресса. Гормоны стресса

Стресс – это неспецифическая адаптивная (приспособительная) реакция организма при действии любых значимых для организма факторов (Г. Селье, 1936).

Стрессор – любой сильный агент, приводящий к развитию адаптационного синдрома. Г. Селье различал эустресс (например, сильная радость), в результате которого происходят приспособление организма к новым условиям и повышение его защитных систем, и дистресс (например, слишком сильная нагрузка или длительные отрицательные эмоции), в результате чего сопротивляемость организма снижается.

Фазы (стадии) стресса

I фаза («аварийная») развивается в самом начале действия стрессора. Сильное эмоциональное возбуждение, развивающееся в результате действия стрессора, вызывает активацию высших вегетативных центров ЦНС, активацию симпатической нервной системы и мозгового слоя надпочечников – так называемая симпатоадреналовая реакция, которая приводит к повышению активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, скелетных мышц и уменьшению кровотока в неработающих мышцах и органах. Длительность I стадии составляет 6 – 48 часов.

II фаза – переходная к устойчивой адаптации. Она характеризуется снижением общей возбудимости, формированием функциональных систем, обеспечивающих управление адаптацией к возникшим новым условиям. Снижается интенсивность гормональных

сдвигов, постепенно включается ряд систем и органов, первоначально не участвовавших в реакции на стрессор. Приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий тканевой уровень. Уменьшается действие гормонов мозгового вещества надпочечников и увеличивается выделение гормонов коры надпочечников – «гормонов адаптации».

III фаза – фаза устойчивой адаптации, или резистентности.

Это и есть собственно адаптация, т.е. приспособление. Она характеризуется новым уровнем деятельности элементов организма, перестроившихся благодаря временной активации вспомогательных систем. Тканевые системы при этом активируются, обеспечивая новый уровень гомеостазиса.

Особенности этой фазы:

1) мобилизация энергетических ресурсов;

2) повышенный синтез структурных и ферментативных белков;

3) мобилизация иммунной системы.

В III фазе организм приобретает неспецифическую и специфическую резистентность (устойчивость) организма к действию неблагоприятных факторов. Управляющие механизмы в ходе этой фазы становятся минимальными и более экономными.

Тем не менее и эти перестройки требуют дополнительных усилий и соответственно, энергетических затрат. Это напряжение и есть «цена адаптации».

IV фаза – истощения. В эту стадию характер деятельности эндокринных желез похож на стадию тревоги, но если в I фазе реакция надпочечников ведет к стимуляции организма, то в IV – к их истощению. Если не прекратить действие стрессора, развивается болезнь и может наступить смерть. IV фаза характеризуется большими энергетическими затратами и преобладанием процессов катаболизма (дистресс).

Виды адаптации. Цена адаптации

Резкое изменение условий внешней среды, которое несет угрозу организму, запускает реакции адаптации. Они осуществляются через систему гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников, в результате деятельности которой происходит приспособление оргнизма к новым условиям для сохранения гомеостазиса. Адаптация на молекулярном уровне заключается в изменении (повышении) метаболизма, которое сохраняется некоторое время и после прекращения действия стрессовых факторов. Механизм адаптации заключается в том, что если действие стрессового фактора повторится, организм будет отвечать на фоне уже измененного, адаптированного к стрессовому воздействию метаболизма клеток. На этом механизме основаны тренировки, обучение и т.д.

При формировании адаптации вначале увеличивается секреция АКТГ гипофиза, вследствие чего повышается активность коры надпочечников. Любое интенсивное воздействие на организм приводит к изменениям надпочечников: изменению их веса, увеличению выделения в кровь кортикостероидов и катехоламинов.

Срочная и долговременная адаптация

Экстремальные факторы – это факторы окружающей среды, которые оказывают выраженное неблагоприятное воздействие на организм. При кратковременном контакте с этими факторами организм компенсирует их влияние за счет имеющихся резервов, при длительном – происходит адаптационная перестройка организма.

Срочный этап адаптации начинается сразу после начала действия раздражителя и осуществляется благодаря уже существующим физиологическим механизмам, например, пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, рост легочной вентиляции в ответ на недостаток О2. На этом этапе функционирование органов и систем осуществляется на пределе физиологических возможностей организма, но без изменения биохимических процессов. Поэтому эта адаптация не может быть ни достаточно долгой, ни достаточно мощной.

Долговременная адаптация к длительно действующему стрессору возникает постепенно, на фоне последовательного и непрерывного воздействия экстремального фактора, на основе многократной реализации срочной адаптации. В результате постоянного количественного накопления изменений организм приобретает новое качество – из неадаптированного он превращается в адаптированный. Так, в результате тренировки (адаптации) организм приобретает способность к более интенсивной физической работе, устойчивость к высотной гипоксии, холоду и т.д.

Следовые реакции. При развитии адаптации происходит увеличение синтеза нуклеиновых кислот и белков, а также другие функциональные и морфологические изменения во всех органах, участвующих в процессе адаптации – формируется функциональная система, ответственная за адаптацию. Так, при адаптации к холоду

изменяется деятельность органов дыхания, кровообращения, возрастают основной обмен и терморегуляция. Развивающиеся в ходе адаптации структурные изменения представляют собой системный структурный след.

Следы воздействий экстремальных факторов среды на организм человека приводят к изменениям вегетативных функций, изменяются окислительные процессы, мышечный термогенез и т.д. – таким образом, формируется так называемая «вегетативная память» – своеобразная связь между отдельными элементами сосудистой, эндокринной и иммунной систем. Следовательно, в основе формирования индивидуальных адаптаций лежат следы действия предшествующих раздражителей в виде образовавшихся условных рефлексов в центральной нервной системе, что ускоряет ответную реакцию организма в ответ на повторные воздействия этих раздражителей. Норма адаптивной реакции – это пределы изменения системы под влиянием действующих на нее факторов, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи организма со средой. Если же воздействие внешних факторов превышает норму адаптации, то организм дизадаптируется.

Сложные и перекрестные адаптации. В естественных условиях организм человека всегда подвержен влиянию не одного, а целого комплекса факторов. При комплексном воздействии действие одного фактора в какой-то мере изменяет (уменьшает или снижает) характер воздействия другого. В результате развивается перекрестная, или кросс-адаптация. Например, тренировка к мышечным нагрузкам повышает устойчивость к гипоксии. Реакция организма значительно увеличивается, если фактор

действует не в виде непрерывного сигнала, а дискретно, т.е. с определенными интервалами. Этот прерывистый характер воздействия используется в практике при выработке адаптации к холоду, мышечным нагрузкам, гипоксии и т.д.

Дезадаптация – это процесс исчезновения структурного следа адаптации и самой адаптации с возвратом функций к условной норме.

Цена адаптации – это предпатологические или патологические изменения в организме, вызванные истощением адаптивных возможностей организма и снижением устойчивости на действие стресс-фактора.

studfiles.net

Стресс. Адаптация. Состояние неспецифически повышенной сопротивляемости

Несмотря на все очевидные успехи медицины, в целом заболеваемость людей в мире не уменьшилась. Количество больниц и клиник растет, но их постоянно не хватает. Люди болеют. И болеют все! Нет такого человека в мире, который бы ни разу не болел. Значит состояние болезни нормально для живого организма? Здесь есть какой-то парадокс. С глубокой древности человечеству было известно три состояния, в одном из которых может находиться организм. Это состояние здоровья, состояние болезни и промежуточное состояние между ними, когда человек и не здоров — и не болен, как бы балансирует между ними. Конечно, самым желаемым для человека является состояние здоровья. Здоровье – это состояние полного благополучия. Возможности у здорового человека самые максимальные, а качество жизни самое комфортное. Но и это состояние какое-то размытое, какое-то не жестко заданное. Оно постоянно меняется. Вчера ещё ты был здоров, полон сил, жизнь казалась прекрасной и неисчерпаемой, а сегодня все не мило. Что случилось, почему состояние здоровья такое неустойчивое? Можно ли зафиксировать его? Идеальная жизнь, полная комфорта, — утопия. Это положение справедливо для любого человека: для больного и для здорового, для удачливого и для неудачливого, для умного и для глупого, для бедного и для богатого. Наш динамичный мир никому и никогда таких условий не предоставит. Почему? Потому что любой живой организм живет в окружении микробов, вирусов, грибков. Спрятаться от них невозможно никому, они постоянно присутствуют в воздухе, воде, продуктах питания, и даже в нашем теле на слизистых оболочках. Иммунная система человека способна бороться и побеждать эту угрозу. Но микроорганизмы непрерывно атакуют наше тело, как желанную среду для обитания с целью обеспечения собственного существования. Результатом этой борьбы могут стать такие симптомы, как жар, разбитость, головная боль, утомляемость. Это сигнал, что идет борьба с инфекцией. Через несколько дней, такое состояние может пройти. Значит, приспособительные системы организма сумели ликвидировать болезнетворный агент, и первоначальная реакция на токсические продукты жизнедеятельности микроорганизмов полностью и навсегда ликвидирована. Но если иммунитет ослаблен, то даже относительно безвредные бактерии могут начать бесконтрольно размножаться, разрушать ткани, выделять токсины и, в особо тяжелых случаях, через кровяное русло распространяться по всему организму, поражая органы. А есть настолько вирулентные, т.е. живучие, бактерии, которые обрушиваются на организм, преодолевая все защитные барьеры. При попадании таких бактерий в организм, говорить о состоянии здоровья, в котором ты был вчера, уже бессмысленно. Удары судьбы (независимо от того, по каким причинам они произошли), любое столкновение с внешними препятствиями, мешающими удовлетворить самую элементарную потребность, любая болезнь, любой внешний сбивающий с нормы фактор — все это вводит человека в состояние либо незначительного, либо большого стресса. Стресс – это ответ организма на любое предъявленное ему требование. Ответ организма не связан с каким-то одним специфическим стрессором, а возникает под влиянием любого сильного для организма воздействия и, несмотря на разнообразие стрессоров, протекает всегда одинаково, по типовому механизму. Стресс вызывает напряжение всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и, прежде всего, вегетативной и центральной нервной, а также гормональной систем для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникших задач для выживания. Стресс несет функцию адаптации к возникающей трудности, какой бы она ни была. Ганс Селье, канадский биолог и врач, выделял три фазы протекания стресса: состояние тревоги, фазу сопротивления, фазу истощения, которая может отсутствовать.

В состоянии тревоги начинается незамедлительный процесс мобилизации резервов организма. Эта стадия характеризуется выраженным катаболическим синдромом и напряжением защитных сил организма и представляет собой опасное для организма состояние, в котором он несет значительные потери. Из этой фазы организм переходит в фазу сопротивления. В этой фазе корковое вещество надпочечных желез гипертрофируется и начинает секретировать большое количество гормонов, активизируются анаболические процессы, усиливается глюконеогенез (синтез глюкозы из белков и жиров). Организму удается успешно преодолеть возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. Даже, наоборот, в этой фазе организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям любой природы: интоксикациям, обильным кровопотерям, лишению пищи, болевым ощущениям, большим физическим нагрузкам, болезнетворной инфекции и т.д. – чем в обычном, исходном состоянии. Платой за такое состояние является напряжение всех регуляторных систем, мобилизация функциональных и пластических ресурсов. Исход стресса зависит от соотношения силы и длительности стрессора и потенциальных возможностей защитных сил организма. Когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, протекание стресса переходит в фазу истощения. В этом состоянии у организма снижается устойчивость к заболеваниям (возникновение хронических болезней — признак ослабленной резистенции), появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: нарушение сна, снижение аппетита, расстройство стула, потеря веса, эрозия слизистой желудка, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма, ухудшение зрения. Происходит резкое снижение функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. Если это состояние будет достаточно длительным, организм может погибнуть. Уже Г.Селье отмечал, что сам стресс, это не всегда нечто отрицательное. Стресс может не только снизить, но и повысить сопротивляемость организма к вредным болезнетворным факторам. Отсюда как бы само собой следует, что тот организм, который имеет достаточный запас резервов, быстро выходит из состояния тревоги и не попадает в фазу истощения, выходит из стресса усиленным. Можно ли воспользоваться этим, избежать или сократить фазу истощения и выйти из положения более сильным?

На протяжении веков люди постоянно, осознанно или неосознанно, искали ответ на этот вопрос. Невозможно было не заметить, что одни люди, проживая в похожих условиях, не болеют, живут долго, а другие не могут достигнуть таких же результатов? Почему смертельно больной раком, попав под снежную лавину, неделю просидев в снежном плену, питаясь одним чесноком и луком, неожиданно излечился, а сотни других смертельно больных съели ведра чеснока и лука, но это им не помогло? При эпидемиях заболевают не 100% населения, многих минует страшная участь. Должен же быть какой-то ключик к разгадке этого явления. Поняв его, можно найти способ избежать разрушительной фазы стресса. На этот вопрос сумел дать ответ советский ученый-токсиколог Николай Васильевич Лазарев. Он заметил, что безопасные дозы ядовитых веществ повышают сопротивляемость рабочих «вредных» цехов к различным инфекциям. Рабочие «вредных» цехов болели меньше, чем рабочие благополучных цехов. Адаптация уже тогда была известна в медицине. Адаптация – это процесс приспособления, при котором дискомфортная реакция внутренних органов на длительную или периодически повторяющуюся стимуляцию постепенно уменьшается, в результате чего у организма появляется возможность нормально функционировать в измененных, теперь уже в более сложных для него условиях. Адаптация свойственна всему живому, от бактерий и растений до самых высших животных. Но Лазарев пошел дальше явления простой адаптации к конкретному раздражителю. Он заметил, что во время стресса во второй, наиболее длительной стадии, в организме в результате действия всего одного раздражителя, если стресс не очень сильный и не очень длительный, организм приобретает сопротивляемость не только по отношению к фактору, вызвавшему состояние стресса, но и к весьма широкому спектру повреждающих воздействий. Лазарев обнаружил, что в организме происходит какая-то перестройка, и предположил, а потом и доказал, что организм может находиться не в одном из трех, а в одном из четырех состояний. Четвертое состояние для человека — самое оптимальное и самое устойчивое. Он назвал его Состоянием Неспецифически Повышенной Сопротивляемости. Такое состояние организма хоть и заложено в нем генетически, не дается организму автоматически, бесплатно, его надо заработать, его надо создать. В этом состоянии организм максимально защищен от физических, психических, химических и биологических повреждений. Это состояние характеризуется повышенной выживаемостью после воздействия летальных агентов, меньшим объемом воспаления при инфицировании, в предупреждении поражений сердца, почек, печени и других органов, возникающих под влиянием патогенных факторов. В этом состоянии организм получает наименьшие повреждения при действии на него травмообразующих факторов. Находясь в таком состоянии, человек уже не так сильно зависит от возможностей, ошибок и капризов медицины. Он просто в ней не нуждается. Сегодня многие ученые-медики называют состояние неспецифически повышенной сопротивляемости зоной здоровья. Мечта всех людей – сделать состояние СНПС для себя нормой. Фаза резистентности при стрессе и состояние неспецифически повышенной сопротивляемости имеют внешнее сходство, но это разные состояния,– в СНПС организм приобретает значительно большие возможности, чем в стадии резистентности. Но главное отличие в том, что стадия резистенции немыслима без стресса, эта одна из фаз стресса, а в СНПС организм может попасть, вообще не испытав никакого стресса. Н.В.Лазарев не только понял о существовании четвертого состояния, но и нашел способы и средства, с помощью которых организм можно без проблем ввести в оптимальное состояние. Вот что он писал: «Состояния с высокой резистентностью организма по отношению ко многим неблагоприятным факторам можно достигнуть двумя способами:

1) путем более или менее продолжительного приучения организма к действию вредных агентов, в том числе и химических;

2) гораздо быстрее — путем введения в организм некоторых фармакологических средств… Можно думать, что эти средства стимулируют те защитные механизмы, которые лишь постепенно активируются при более или менее длительных воздействиях неблагоприятных факторов среды. Иначе говоря, возникает вопрос о сходстве, а может быть и тождестве явлений, которые разыгрываются, с одной стороны при «тренировке», «закалке», привыкании к неблагоприятным условиям существования, а с другой стороны – при воздействии на организм фармакологических средств, повышающих его устойчивость.» То есть, войти в зону здоровья (СНПС) можно с помощью различных оздоровительных процедур, а также с помощью фармакологических средств искусственного и природного происхождения. Причем, как показывают исследования, с помощью второго метода этой цели можно достичь быстрее и эффективнее, а лучше всего сочетать эти два метода. Для обозначения таких фармакологических средств Лазарев Н.В. предложил термин «адаптогены».

www.mbkor.ru

Это интересно:

  • Неврозы по карвасарскому Симптомы и причины невроза «Невроз это психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека». Лечение невроза, сложный и трудоёмкий процесс, как для специалиста, так и для клиента, страдающего неврозом. Так как задачи лечения […]
  • Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна Людмила Тюрина Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального […]
  • Что такое дцп болезнь аутизм Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна GMS - единственная клиника, которая оперативно отреагировала вечером, когда у моей жены болел живот. Обычная скорая, в которую мы. Лечением данного заболевания занимается Психотерапевт Аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна. Приговор? Говорим смело — нет! Метод доктора Глебовского, […]
  • Алкогольную энцефалопатию вернике Алкогольную энцефалопатию вернике В 1881г. Карл Вернике описал заболевание с острыми симптомами, характеризующиеся расстройствами психики, с отеком зрительных нервов, кровоизлияниями в сетчатку, глазодвигательными нарушениями и нарушениями координации при ходьбе. Наиболее частые причины развития данного заболевания, […]
  • Проблема умственной отсталости по выготскому Проблемы психологии умственно отсталых детей в работах Л.С.Выготского Как и всякие другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно для всех, что даже самые ограниченные из педологов, представлявшие себе раьвитие ребенка как процесс увеличения […]
  • Как избавиться от тошноты при депрессии Тошнота и другие симптомы при неврозе Включаясь в ритм современной жизни, особенно в мегаполисах, люди пребывают в постоянном состоянии стресса. Тошнота при неврозе, симптомы которого не всегда четко определены, является серьезным сигналом развития невротических состояний. Когда человек начинает испытывать сильную […]
  • Полезные продукты от стресса Полезные продукты от стресса Стресс можно победить с помощью еды, но речь идет не о кремовом тортике или бутерброде с колбасой, а о правильном здоровом питании – выборе тех, кто заботиться о своем состоянии организма. Как справиться со стрессом? Снимать стресс вкусненьким привыкли многие. Например, в конце тяжелого […]
  • Характеристика для детей с умственной отсталостью Характеристика для детей с умственной отсталостью В результате педагогического наблюдения за детьми, находившимися в детских домах-интернатах, были выявлены особенности их психического развития. Наблюдение осуществлялось по следующим параметрам: поведение на занятиях и в группе; характер и форма общения со взрослыми […]