Самовнушение заикание

Форум о заикании

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Мобильные приложения от заикания

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

1)
How to Stop Stuttering | iPhone and Android App — Watch Pro90d

зы. Создатель американец Майкл Виллиамс, бывший PSW, говорит дельные вещи, притом на очень медленном и внятном английском.

Первый месяц (Блок «Бэйсик» — «методика 21 шаг») относительно бесплатно!

2)
Keep It Costal

зы. Тренировка реберного дыхания «макгуаерцов»

У повать на это все не стоит, но и сидеть сложив лапки не гоже.

iOs приложение для iphone и ipad для лечения заикания

Заикание как нарушение плавности, непрерывности речи зависит от скорости речи. Чем выше скорость речи, тем больше вероятность появления заикания. Чем медленее речь, тем меньше заикания в речи. Это базовые приёмы логопедии, и первое с чего начинает логопед лечить заикание — это контроль скорости речи. Сначала тренируется уменьшение скорости речи с увеличением протяжности гласных (эффект пения, при котором заикание отсутствует у всех). Тревога и дискомфорт при общении увеличивают скорость речи (человек стремится быстрее высказаться), поэтому при общении заикание проявлется значительно сильнее, чем наедине с собой. По мере развития у пациента плавной речи на медленной скорости и появления у пациента чувства уверенности в самостоятельном контроле скорости речи, логопед начинает тренировать средний темп речи, а затем переходит на высокий, быстрый темп речи, используя при этом скороговорки.

Также, заикание часто провоцируется «трудными» звуками, обычно глухими согласными — т,п,х,ф,с,к. Поэтому многие логопедические приёмы ориентированы на тренировку и произношение именно этих звуков. Медленное и плавное проговаривание специальных скороговорок, содержащих глухие согласные, даёт замечательный эффект в борьбе с заиканием.

Главная сложность преодоления заикания заключается в необходимости подобных ежедневных занятий на протяжении достаточно длительного времени — от полугода до 5 лет. Мало у кого хватает мотивации и силы воли самостоятельно заниматься таким образом каждый день или каждый день ездить к логопеду. Именно поэтому будущее терапии заикания заключается в игровых терапевтических приложениях, с помощью которых и детям, и взрослым будет интересно заниматься своей речью, тренировать дикцию и качество произношения с различной скоростью речи, принимать участие в соревнованиях и даже выигрывать призы!

Скороговорки на скорость с гепардом! IOS-приложение для айфон и айпад (iphone, ipad), которое тренирует скорость и дикцию речи в форме увлекательной игры с анимационным гепардом!

Эта развивающая игра для детей и взрослых принесет ощутимую пользу не только тем, кто работает над произношением трудных звуков, преодолевает заикание, дефекты речи или желает улучшить речь ребенка, но и всем тем, у кого речь — профессиональный инструмент. «Скороговорки на скорость» — эффективный метод тренировки артикуляции звуков для логопедов, дикторов, ораторов, актеров и всем, кто желает тренировать своё актерское мастерство и оттачивает свое ораторское искусство. Это замечательный тренинг речи и дикции, когда для работы необходимо четкое произношение.

Добавлено спустя 3 минуты 23 секунды:
Бесплатное андроид приложение для лечения заикания
Метод преодоления заикания «Синтагменная речь ЗАИКАНИЕ.RU», демонстрирующийся в видеоролике, показываемом программой, сочетает наиболее действенные приёмы: релаксация (мышечное расслабление), правильное речевое дыхание, синтагменная (беспрерывная и спокойная) речь и самовнушение.

stuttering.su

Гипноз от заикания и самовнушение

  1. Заикание
  2. Методы лечения заикания
  3. Гипноз от заикания
  4. Довольно распространено мнение, что гипноз эффективно применяется в лечении заикания. На самом деле, даже не смотря на то, что мы относим гипноз к эффективным методам и имеем положительную статистику результатов, здесь есть множество нюансов, которые следует учитывать.

    Гипноз – искусственно вызванное состояние сознания человека, которое характеризуется повышением внушаемости.

    Что нужно знать о гипнозе

    Вообще в российском обществе сложилось неоднозначное отношение к гипнозу – что уж говорить, если Православная Церковь официально осуждает гипноз, считая его служением злу и темным силам (как и в Исламе существует фатуа 1779, ставящая гипноз в один разряд с колдовством и многобожием). И если религиозные взгляды можно опустить, то все равно никуда не уйти от печальной действительности – в России большинство гипнологов не являются специалистами.

    Большинство специалистов, предлагающих услуги гипноза — дилетанты

    Более того, юридически их деятельность и квалификация в РФ не регулируется. Специалисты, оказывающие услуги гипноза, не проходят обязательную сертификацию. А все те дипломы, сертификаты, почетные грамоты и свидетельства, которые якобы подтверждают квалификацию гипнолога, выдаются исключительно коммерческими организациями. Вообще анализируя рынок представленных в России услуг психологов, НЛП-мастеров, гипнологов и прочих тематических коучеров и тренеров, можно сделать вывод, что большинство из них наживается на нашей безграмотности и доверчивости. Как и мошенники, специализирующиеся на заикании.

    Повторим, не верьте их сертификатам и дипломам. Надо принять за факт, что в каждом городе, в лучшем случае найдется один компетентный гипнолог. Поэтому самая большая проблема – найти его. И если вы всерьез намерены попробовать гипноз в лечении заикания, вам непременно придется перепробовать множество специалистов, которые не принесут вам результат.

    А вот в западном научном сообществе гипноз официально признается как метод психотерапии, а гипнологи проходят обязательную государственную сертификацию.

    В любом случае по многим отзывам наших подписчиков гипноз может быть эффективен в лечении заикания.

    Гипноз эффективен в лечении заикания

    Применение гипноза, как и психотерапии в лечении заикания, продиктовано необходимостью избавления от логофобии как от основного фактора стойкости и закрепления неправильного речедвигательного и дыхательного стереотипа. Как мы уже рассмотрели в статье о психотерапии заикания, без лечения логофобии и социофобии избавиться от заикания практически невозможно, а если и получится улучшить свою речь, то эти улучшения будут временными.

    И если в случае с психотерапией происходит постепенное сознательное избавление от логофобии путем формирования адекватного взгляда на самого себя, на заикание и на окружающих, то в случае с гипнозом все то же самое происходит, используя состояния, которые отличаются повышенной внушаемостью. Словом, в первом случае психотерапевт подталкивает заикающегося к осознанию актуальной ситуации и формированию адекватных взглядов, тем самым повышая самооценку и формируя правильный взгляд на окружающее, а гипнолог использует ключевой механизм гипноза – внушение.

    Правильное представление о гипнозе

    Сразу следует отметить, что существует множество мифов насчет гипноза, поэтому важно понимать:

    • В процессе гипноза возможно появление ложных воспоминаний. То есть если во время сеанса вы вдруг явно вспомните какие-либо картины из раннего детства, скорее всего это будет вашей фантазией.
    • В состоянии гипноза человек может сопротивляться внушению и лгать.
    • Состояние гипноза не похоже на сон, человек все осознает и запоминает.
    • Существуют сомнения в том, относить ли гипноз к измененным состояниям сознания.
    • Эффективность гипноза напрямую зависит от подверженности гипнозу – гипнабельности. Причем не существует никаких тестов на гипнабельность, это определяется на практике после первых сеансов гипноза.
    • Для достижения желаемого результата не может быть достаточно одного-двух сеансов.
    • Гипноз абсолютно безопасен для человека
    • Стоит ли говорить, что даже многие известные «гипнологи» порой противоречат этим принципам и рекламируют свои услуги, представляя заведомо искаженную информацию о гипнозе. Говоря о безопасности процедуры гипноза, следует все-таки обратить внимание на несколько условий, при которых проведение сеанса гипноза нежелательно.

      Противопоказания

    • Эпилепсия. Это нельзя назвать классическим противопоказанием, просто бывают случаи, когда состояние гипноза может вызвать эпилептический приступ при высокой судорожной готовности.
    • Серьезные психические заболевания

Процедура гипноза

Техники проведения сеансов гипноза отличаются у разных специалистов, это связано с наличием различных западных, советских и российских школ гипноза, а так же с различной интерпретацией этих техник отдельными специалистами. Наибольшее распространение в настоящее время имеет эриксоновский гипноз, который отличается более поверхностным состоянием и исключает прямое внушение со стороны гипнолога: вся процедура происходит путем диалога, человеку предлагается самому взглянуть внутрь себя и определить, осознать иррациональность страхов и фобий.

Другие методики предлагают больший акцент на внушение, это так называемая суггестивная терапия – когда ведущую роль играют слова гипнолога: пользуясь внушаемым состоянием человека, специалист целенаправленно работает над разрешением внутренних конфликтов и фобий.

В общих чертах процедура гипноза у компетентного специалиста выглядит так:

  1. Вы занимаете удобное положение, рядом с вами находится гипнолог
  2. Часть времени гипнолог рассказывает о технике гипноза, обосновывает ее безопасность, происходит подготовка к сеансу
  3. Вы расслабляетесь, как это делается при медитации
  4. Специалист начинает погружать вас в состояние гипноза, в зависимости от выбранной методики он ведет с вами диалог, либо вы молчите, а говорит только он
  5. Например, гипнолог в монологе повествует некую историю, которая является интерпретацией вашей жизни и ваших страхов, чтобы вы смогли осознать и принять иррациональность логофобии. Либо вы ведете беседу, в которой к вам постепенно приходит адекватный взгляд на самого себя, на окружающих и на заикание.
  6. Процедура занимает от 40 минут до полутора часов
  7. Как видите, ничего сверхъестественного здесь нет, и процедура гипноза отличается от работы с психотерапевтом лишь большим акцентом на использование ярких образов во внушаемом состоянии, которые более понятны вашему подсознанию.

    Как мы уже говорили, в лечении заикания необходима серия сеансов гипноза, как минимум 5 или 7 раз, а после этого необходимо закрепление результата повторными сеансами. Также повторим, что успех гипноза в избавлении от логофобии или социофобии, без чего невозможно полностью вылечить заикание, возможен только при подборе профессионального гипнолога, найти которого – самая трудная задача.

    Безопасность гипноза

    У многих наших подписчиков все равно остается неверное представление о природе гипноза и о его безопасности. Некоторые высказывают опасения, что гипноз может быть опасен, поскольку используя внушаемое состояние человека, и что гипнолог в ряде случаев может навредить.

    Как мы уже отметили, самая большая сложность, которая стоит перед человеком, который хочет использовать гипноз в лечении логофобии – дефицит компетентных специалистов. Но если вы уже нашли хорошего гипнолога, это вовсе не значит, что он вам поможет, потому что у вас может быть низкая гипнабельность. К тому же на результат гипноза от заикания может влиять неверное представление о его природе. Мы еще раз отметим, что гипноз абсолютно безопасен и не может навредить, но чтобы обосновать это, приведем альтернативный взгляд на феномен гипноза.

    Большая часть психологов склоняется к мнению, что гипноз является измененным, диссоциативным состоянием сознания, что в ряде случаев подтверждается обьективными исследованиями активности головного мозга в этом состоянии, а так же подтверждается субъективными показаниями людей, которые испытывали гипноз на себе.

    В то же время ряд западных специалистов утверждает, что гипноз не может являться диссоциативным состоянием сознания и состояние при гипнозе функционально не может выводиться за рамки сна или бодрствования. Объясним подробнее.

    Гипноз – состояние повышенной мотивации

    Это значит, что состояние гипноза является лишь характерным поведением человека, вызванным повышенной мотивацией к определенным действиям. Простыми словами, человек в состоянии гипноза желает сам убедиться в его эффективности и убедить в этом окружающих, а для этого поддается влиянию гипнолога. Что интересно, при этом человек интерпретирует свои действия, мысли и ощущения как навязанные внушением гипнолога. Для подтверждения этого даже проводились эксперименты, которые доказали, что сам процесс гипноза и его результат чуть менее, чем полностью зависит от ожиданий и мотивации гипнотизируемого.

    Поэтому выделение каких-либо особых процессов под описание феномена гипноза, как и выделение этого состояния в отдельный феномен, может вводить в заблуждение и не имеет оснований.

    Природа гипноза

    После того, как научное сообщество с трудом, но приняло концепцию, утверждающую, что гипноз это измененное состояние сознания или даже приближение к бессознательному, проводились исследования, целью которых было точно определить природу гипноза. Эти исследования проводили разные ученые в разное время, но лучше всех результаты обобщил Н. Спанос из Бостонской ассоциации психологов. Результаты буквально развенчали миф об уникальности состояния гипноза. Повторим, что исследования проводились разными учеными, в разное время на многих испытуемых в условиях медицинских учреждений.

    Гипнотическое поведение является таким же социальным действием, как и другое социальное поведение с присущей ему стратегией и целенаправленностью. Другими словами, человек в состоянии гипноза совершает произвольные действия, к которым его подталкивает гипнолог, для достижения желаемой цели, на которую у него присутствует мотивация. А единственной причиной, по которой люди, даже успешно испытавшие на себе действие гипноза, считают, что результат был достигнут благодаря внушению гипнолога является то, что они интерпретируют свое собственное поведение, свои мысли и слова как результат чьего-то влияния.

    Причем разница в интерпретации получаемого психологического опыта как собственного или связанного с работой гипнолога зависит только от того, как формулируется внушение. Другими словами, гипноз ничем не отличается от самовнушения.

    Гипноз является самовнушением

    Суть только в том, что мало кто из вас сможет качественно что-либо внушить самому себе, а тем более убедить себя в иррациональности логофобии, социофобии или других страхов и комплексов. А вот внушить что-либо себе, так сказать, чужими словами, намного легче. В этом, на наш взгляд, и состоит основная ценность гипноза как метода лечения заикания.

    Мало у кого после изучения этой статьи, а также основной статьи о гипнозе в лечении заикания останутся сомнения в его безопасности. Другой вопрос, помогут ли вам сеансы гипноза при заикании или нет, так как это зависит от:

  8. Компетентности специалиста
  9. Вашей гипнабельности, то есть подверженности гипнозу или, точнее, внушаемости
  10. Мотивации на избавление от логофобии или социофобии
  11. По нашей статистике, основной проблемой становится поиск компетентного гипнолога.

    Касательно самовнушения стоит отметить еще один факт: если человек занимает высокую должность, имеет высокий социальный статус, его уважают или просто боятся, то он понимает, что его будут слушать в любом случае, заикается он или нет. Тогда заикание заметно снижается само по себе. Это пример фактической, обоснованной уверенности в себе, которая и приводит к снижению заикания.

    Истории от наших подписчиков

    1) Медитация перед сном. (Расслабляемся и работаем над речью)
    Каждый раз перед сном вы можете проводить аутогенную тренировку, направленную на повышение уверенности в себе и своей речи, а так же на расслабление. Есть множество свидетельств, что в полностью расслабленном состоянии, когда наша речь так же расслаблена, запинки не возникают сами собой. К тому же, засыпая без напряжения и негативных мыслей, на утро вы обязательно проснетесь с хорошим настроением.
    Методика крайне проста — ложитесь в удобную позу, расслабляйтесь. Потом мысленно представляете каждую часть тела, и по несколько раз повторяете, например:
    — моя правая нога расслаблена, моя правая нога расслаблена.
    Таким образом переходим к животу, к рукам, к спине, к шее и т.д.
    Особенное внимание уделите мышцам лица. Когда закончите, спустя примерно 15-20 минут, спокойным тихим голосом медленно проговорите несколько раз: «Я говорю хорошо, я говорю красиво и правильно». Успехов!

    2) Гипноз от заикания не избавляет. Гипноз может быть эффективным при полноценной психотерапии. Гипноз можно рассматривать как обезболивающие. Рассчитывать на то, что вас введут в гипноз и скажут «не заикайся» — это фантастика, такого не будет. А если и будет, так на короткий промежуток времени. Пока вы будете в эйфории и хорошем настроении. Как только этот период пройдет, заикание вернется, т.к. не решена его первопричина.

    3) Сам по себе гипноз только при слабом заикании поможет, мне кажется. В детстве проходил два раза, мне вообще не помогло. Только и думал каждый раз, что за чушь несет этот гипнолог, и прикидывался что я в в «трансе».

    4). была на сеансе гипноза, людям заикание снимают гипнозом прямо на сцене. Когда заговорила, я на сцене не верила своим ушам после гипнолог рекомендует говорить шепотом 3 дня, заикания не было в течении месяца, все вернулось как и было я думаю в таких случаях после снятия заикания нужна поддержка близких и спокойная обстановка

    При составлении статьи использована информация:

    zaikanie.info

    ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАИКАНИЯ

    Содержание:

    ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАИКАНИЯ

    Страх, сильное волнение, неуверенность в своих силах, вне зависимости от того, возникают ли они задолго до начала высказывания или нет, всегда дезорганизуют речь, мышление заикающегося, изменяют его поведение, доставляют тяжелые душевные переживания. Именно поэтому в основе психотерапии должны лежать медико-психологические мероприятия, направленные на перестройку нарушенных отношений личности и воздействующие на эмоциональную сферу больного.

    В процессе психотерапии больных с заиканием важное место отводится угашению отрицательных эмоций и воспитанию положительных эмоций, обладающих большими компенсаторными свойствами, стимулирующими нервную систему к преодолению трудностей в сложном процессе овладения навыками правильной, плавной, слитной речи и правильного поведения.

    После подробного предварительного ознакомления с особенностями личности больного и психотравмирующими обстоятельствами следует установить, какие виды психотерапии и в какой последовательности необходимо применить в каждом конкретном случае. Обычно сочетаются рациональная психотерапия и различные суггестивные методы. Наиболее эффективными в системе психотерапевтических мероприятий при лечении заикания являются методы групповой психотерапии.

    Основной задачей личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова является перестройка нарушенных отношений личности с окружающей средой. В ходе психотерапевтических бесед выясняются причины возникновения и развития синдрома страха и других невротических проявлений у больных с заиканием. Этими причинами могут быть неправильное воспитание в детстве, психотравмирующие ситуации в семье, во время учебы и работы. Психотерапевтические беседы проводятся на протяжении всего курса лечения заикания. В процессе психотерапии следует добиваться ясного понимания больным всех обстоятельств, послуживших источником речевых нарушений, и в особенности тех психологических факторов, которые во многом способствуют усилению речевого дефекта.

    Кроме личностно-ориентированной психотерапии широко применяются суггестивные методы воздействия в состоянии бодрствования, которые способствуют устранению отдельных симптомов заболевания и улучшают общее состояние больного. При этом следует учитывать роль эмоционального фактора. Сильное эмоциональное напряжение используется при лечении как заикания, так и тяжелых зафиксировавшихся болезненных проявлений, таких, например, как мутизм.

    Для устранения заикания широко используются одномоментные способы суггестивного воздействия. «Снятие заикания» проводится одномоментно, а достигнутые результаты закрепляются в ходе последующих логопедических и психотерапевтических занятий (см. Директивное групповое воздействие наяву Дубровского, Императивное внушение наяву на фоне сильного эмоционального напряжения при заикании по Шкловскому).

    При лечении заикания применяется гипнотерапия, в том числе для достижения катарсиса (Rosen H., 1953; Livingood F., 1958). Из отечественных авторов гипнотерапию при заикании использовали Ю. А. Поворинский (1950), Д. Я. Венгеровский (1955), В. М. Шкловский (1975, 1994) и др. Внушение в гипнозе, подкрепленное логопедическими занятиями и психотерапевтическими беседами, способствует устранению страха речи, который является одним из патогенетических факторов заикания. Гипнотерапия в части случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в состоянии бодрствования. Сеансы гипнотерапии проводятся обычно с группой больных (8-10 человек) в специально оборудованном помещении. Во время внушения в гипнозе кроме формул общеуспокаивающего характера особое внимание уделяется нормализации эмоционально-волевой сферы и функционирования артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата.

    Методика самовнушения при заикании принципиально соответствует предложенной Куэ (Coue, 1929) и В. М. Бехтеревым (1911), но так же, как и аутогенная тренировка, модифицируется с целью лечения логоневроза. Сеанс самовнушения проводится следующим образом: заикающийся устраивается в удобном положении с закрытыми глазами и повторяет в утвердительной форме: «Я говорю хорошо, свободно, плавно и слитно, не разрывая слова и фразы, точно так, как я произношу ряд звуков «АОУИ»; я плавно и слитно произношу всю фразу, точно так, как я произношу ряд цифр: «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10″. Страха речи больше нет. Я везде и всюду чувствую себя уверенно и спокойно» и т. п. При проведении самовнушения следует добиваться, чтобы сеанс не сводился к пассивному проговариванию формул, а отражал бы активное стремление больного представить себя хорошо говорящим. Пациент должен научиться вызывать у себя представление о том, как он разговаривает без заикания дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Самовнушение рекомендуется проводить 2-3 раза в день. Последний сеанс осуществляется перед сном, когда имеются более благоприятные условия для его проведения и реализации.

    При лечении заикания широко используется аутогенная тренировка. О положительном эффекте ее сообщают многие авторы. Применяя аутогенную тренировку, больные с заиканием стремятся добиться расслабления мышц артикуляторно-голосового аппарата, снять чувство общей скованности, напряжение в области диафрагмы и судорожные приступы в конечностях. Аутогенная тренировка активирует самостоятельную работу проходящего курс лечения, так как внимание заикающихся концентрируется не только на определенных, поставленных перед ними задачах (расслабление отдельных мышечных групп, ликвидация судорог, сопутствующих движений), но и на практических способах их разрешения, что имеет большое психотерапевтическое значение. Кроме того, аутогенная тренировка важна как один из приемов, которым заикающиеся овладевают в стенах медицинского учреждения, а затем используют в самостоятельной работе для профилактики рецидивов. Сеансы аутогенной тренировки рекомендуются на самых ранних этапах лечения, так как этот метод требует длительного времени для получения необходимого эффекта.

    Ниже приводятся основные упражнения, которые могут использоваться при проведении аутогенной тренировки для устранения заикания у взрослых (Шкловский В. М., 1994).

    1-е упражнение, подготовительное, общее расслабление. Больной сидит на стуле, голова опущена на грудь, глаза закрыты, предплечья рук на бедрах. Больной проговаривает про себя, вначале вслед за проводящим сеанс, а затем самостоятельно формулу «Я совершенно спокоен».

    2-е упражнение — ощущение тяжести в одной руке. «Моя правая рука отяжелела (у левши — левая). Моя левая рука отяжелела».

    3-е упражнение — ощущение тяжести в обеих руках. «Обе руки отяжелели».

    4-е упражнение — переход к ощущению теплоты. «Правая рука теплая (у левши — левая). Левая рука теплая».

    5-е упражнение — ощущение теплоты в обеих руках. «Обе руки теплые».

    6, 7, 8, 9-е упражнения аналогичны предыдущим — ощущение тяжести и теплоты в ногах.

    10-е упражнение — «Сердце бьется спокойно, равномерно».

    11-е упражнение — «Я дышу совершенно спокойно».

    12-е упражнение — «Мышцы груди, живота, диафрагмы расслаблены».

    13-е упражнение — «Мышцы лица расслаблены».

    14-е упражнение — «Нижняя челюсть свободно опускается вниз».

    15-е упражнение — «Язык становится совершенно свободным, мягким».

    16-е упражнение — «Я говорю легко, свободно, без всякого напряжения».

    (Можно еще более конкретизировать речевую ситуацию.)

    Сеансы проводятся 3 раза в день. Длительность сеанса в начале занятий аутогенной тренировкой — 10-12 минут. Сеанс оканчивается вскидыванием рук со сжатыми кулаками, глубоким вдохом и открыванием глаз. Третий, последний сеанс больной может проводить в постели вечером, без открывания глаз, что позволяет после сеанса аутогенной тренировки спокойно уснуть.

    На освоение первого и второго упражнения затрачивается примерно 1-2 недели, после чего можно переходить к следующему упражнению. В этот период время тренировки доводится до 10-15 минут. Постепенно длительность сеанса увеличивается до 20-40 минут. Такова примерно схема проведения сеансов аутогенной тренировки.

    Взрослые больные, страдающие заиканием, по степени дезорганизации системы отношений личности приближаются к невротикам (Шкловский В. М., 1976). Уже этот фактор определяет адекватность личностно-ориентированной групповой психотерапии в работе с данным контингентом и показания к ее применению. Специфические черты психотерапевтической группы заикающихся, требующие модифицированных форм работы, состоят в следующем.

    1. Длительность заболевания и связанные с ней особенности личностной реакции на дефект речи (история заикания — это история жизни).

    2. Отсутствие у больных осознания и понимания связей между системой отношений личности и заболеванием, т. е. восприятие заикания как чистого дефекта речи.

    3. Внешнее сходство предъявляемых больными жалоб. На этой основе в психотерапевтической группе создается устойчивая псевдосплоченность, позволяющая участникам избежать конфронтации со своими личностными проблемами и конфликтами. Псевдосплоченность поддерживается относительной половой и возрастной гомогенностью групп заикающихся.

    4. Наличие у большинства больных фиксации на дефекте речи, переоценки его тяжести, роли дефекта в коммуникативных неудачах и своей интерперсональной проблематике. Потребность в общении заменяется потребностью в монологической речи, и вся ситуация общения (в том числе в психотерапевтической группе) строится исходя из того, как говорится, т. е. из субъективно значимого признака.

    5. Низкая коммуникативная компетентность заикающихся, определяющая их спонтанное взаимодействие в группе. Больные с заиканием не осознают роли невербального поведения в коммуникативном акте, у них нет установки на партнера, им незнакомо ощущение «коммуникативного удовольствия», и в целом они понимают общение как монологическое говорение, вне форм диалога и полилога. Мимика и пантомимика заикающегося отражают, как правило, реакцию не на партнера по общению, а на собственные ощущения, связанные с речевыми трудностями, т. е. носят аутокоммуникативный характер.

    6. Стереотип сформировавшихся ожиданий в отношении предстоящего лечения, понимаемого почти исключительно в аспекте логопедической коррекции. Данный стереотип поддерживается прежним опытом лечения, в том числе в группе. У пациентов имеется четкое представление о функции группы в лечении и о роли ведущего (врача, психолога). Группа понимается как пассивная аудитория, необходимая для отработки навыков публичной речи, а ведущий — как абсолютный лидер, взаимодействие с которым носит чисто дидактический характер. Отношения с другими пациентами воспринимаются как малозначимые и находятся на периферии внимания.

    Специфические черты контингента больных с заиканием делают неэффективным и в ряде случаев невозможным использование принятых форм групповой психотерапии. Обычные начальные шаги при работе с больными неврозами — сравнение жалоб и проблем отдельных пациентов, предоставление им полной самостоятельности в общении, создание напряжения за счет специально организованной неопределенности — неадекватны для групп заикающихся. В дискуссии происходит подмена содержательной стороны любого вопроса спектром переживаний речевой несостоятельности и «совместного» неуспеха обсуждения. Любые осложнения в групповой дискуссии, которые могли бы быть связаны с конфликтностью, напряженностью или значимостью обсуждаемого, автоматически относятся на счет техники речевого общения.

    Таким образом, использование в лечебных целях всего объема взаимодействия и взаимоотношений участников группы невозможно без дополнительной работы, направленной на коммуникативную сферу и коррекцию навыков общения.

    При личностно-ориентированной групповой психотерапии дополнительным специфическим аспектом в лечении больных заиканием становится реконструкция механизмов общения и формирование навыков овладения больными формой и сущностью правильного коммуникативного поведения. Психотерапевтическая группа создает наилучшие возможности для моделирования подлинной атмосферы устной коммуникации, введения элементов речевой и языковой игры, тренировки разных составляющих коммуникативного акта, достижения успешности в общении и эффекта «коммуникативного удовольствия». Психотерапевтическая группа представляет собой одновременно среду развертывания различных коммуникативных проявлений и средство воздействия на них.

    Специфическими задачами групповой психотерапии при заикании являются: 1) актуализация максимума различий в коммуникативном поведении пациентов, их индивидуализация в глазах группы; 2) создание структуры диалогического общения в группе, привлечение внимания к различным характеристикам взаимодействия с партнером и постепенное формирование нового понимания целей и ценностей общения; 3) преодоление тенденции избирательного и неадекватного восприятия и построения конкретных коммуникативных ситуаций на основе фиксации на дефекте речи, в частности изменение представлений о роли невербальных составляющих в общении; 4) изменение стереотипа восприятия группы пациентов как аудитории и ведущего как формального и абсолютного лидера.

    Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием, подробно изложены в работе В. М. Шкловского, Л. М. Кроля и Е. Л. Михайловой (1985).

    Наиболее эффективно применение описанных выше методов психотерапии в комплексной медико-психологической системе лечения.

    vocabulary.ru

Это интересно:

  • Приложения от депрессии Psycho: 10 приложений-антидепрессантов Личные электронные психологи для поднятия настроения, борьбы со стрессом и депрессией Мобильные приложения — наше все! Это и библиотека, и шпаргалка, и бизнес-коуч, и спортивный тренер, а еще и личный психолог. В наше сложное и динамичное время каждый пятый взрослый ежедневно […]
  • Паранойя hd 720 2007 Паранойя (2007) Год: 2007 Жанр: триллер , драма , детектив Категория: фильм Страна: США Альт. название: Disturbia Слоган: «Каждый маньяк - это чей-то сосед» Бюджет: $20 000 000 Режиссер: Ди Джей Карузо Продюсер: Джо Медьяк , Э. Беннетт Уолш , Джеки Маркус Сценарист: Кристофер Лэндон , Карл […]
  • Изменения в мозге при болезни альцгеймера МРТ позволила найти «начало начал» болезни Альцгеймера Благодаря применению метода функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) высокого разрешения для прижизненного изучения головного мозга пациентов, исследователям из Медицинского центра при Колумбийском университете (Нью-Йорк) впервые удалось получить […]
  • Глиатилин депрессия Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах идальго 10 Апр 2008 Гилев 11 Апр 2008 Один врач мануальный терапевт очень хвалил действие Глиатилина при внутривенном введении. я пропил его в капсулах в течении 10 дней и никакого эффекта не заметил. В чем оазница? Наверно у Вас нет болезни […]
  • Магне в6 при аутизме Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Чем лечить аутизм NatSh 21 Ноя 2011 Detipsihiatr 08 Дек 2011 •Интегративный подход , центрированный на ребенка• Выбор методик в зависимости от тяжести и индивидуальных особенностей• Необходимость учитывать социальный статус, отношение […]
  • Синдром дауна вес ребенка Дети с синдромом дауна. Возможность социальной адаптации Сергей Колосков Президент МООИ «Общество «Даун Синдром» (Ассоциация Даун Синдром) Что такое синдром Дауна? Слово "синдром" обозначает множество признаков или особенностей. Название "Даун" происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал […]
  • Звезды у которых анорексия Звезды с анорексией: Похудели до смерти Представьте, что вы зашли в комнатку с "кривыми зеркалами". Тут вам и выпученные глаза, и огромное пузо, и ножки-ниточки. И если для одних людей это забава, то для других – смысл жизни. Женщины с анорексией смотрят на себя в нормальное зеркало, но через собственную […]
  • Презентация аутизм дошкольников Презентация: детский аутизм Презентация на тему : Детский аутизм. Презентация создана к докладу на педсовете: Изучение проблемы детского аутизма в системе специального(коррекционного) образования. Просмотр содержимого документа «презентация: детский аутизм» Загадка третьего тысячелетия С 2008 года Генеральная […]