Общие сведения
Аутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка. Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.
Речь у таких детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Им неинтересно заводить друзей. Предпочитая проводить время в одиночестве, они не играют с другими детьми. Часто они не отвечают на улыбки. При этом заболевании человек может повторять какие-либо действия или слова по несколько раз.
И у детей и у взрослых обычно наблюдаются другие заболевания, такие как расстройства сна, аллергия, нарушения пищеварения.
Причины развития аутизма у детей
У мальчиков аутизм развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причина возникновения этого заболевания до сих пор не известна. По-видимому, наследственность играет важную роль. Если в семье уже есть ребенок, страдающий аутизмом, то вероятность этого заболевания у другого ребенка составляет 5-10%. Исследования не обнаружили какой-либо связи заболевания с вакцинациями детей.
Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:
- ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
- не может объяснить, чего он хочет;
- испытывает задержку темпов речевого развития;
- не следует никаким указаниям взрослых;
- периодически появляются нарушения слуха;
- не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
- плохо устанавливает визуальный контакт;
- не улыбается другим;
- не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
- не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
- не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
- не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
- наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.
- Отсутствие социального развития, видимой привязанности к близким, даже родителям.
- Нежелание поддерживать зрительный контакт.
- Частой особенностью является превалирование периферического зрения, благодаря чему аутист не смотрит на объект прямо.
- Нестабильность психической сферы, отрицание любых изменений в привычном образе жизни.
- Внезапное проявление приступов агрессии и самоагрессии.
- Отсутствие социальных контактов — ребенок с аутизмом не тянется к родителям на руки, не играет с другими детьми, предпочитая уединение и одиночество.
- Приверженность к стереотипам, привычному образу жизни и повторяющихся действий.
- Речевые нарушения, заключающиеся либо в полном отсутствии речи, либо отставании развития речевых функций.
- Младенец не просится на руки, не тянется к родителям.
- Не смотрит в глаза окружающим.
- Нет реакции на звук, что может вызывать подозрения в нарушении слуха.
- Ребенок не начинает «гулить» в раннем возрасте, отсутствуют лепетные слова.
- Нет интереса к игрушкам. Игры могут быть нетипичными, в качестве игрушки выступают необычные предметы.
- Привязанность к стереотипному поведению, ритуалам, отклонение от которых вызывает чрезмерно бурную реакцию.
- Отсутствие коммуникативной функции. То есть ребенок не только не хочет общаться, но и не принимает окружающего мира и его речь является автономной, не ситуативной. Очень поздно в речи появляется местоимение «Я».
- Речь ребенка с аутизмом стереотипна, может характеризоваться эхолалией (повторением слышанных фраз к месту и не к месту).
- При нарушении коммуникативной формы речи ребенок может увлекаться словотворчеством, петь, читать наизусть стихи, но в бытовой речи ограничиваться очень скудным набором фраз.
- Речь характеризуется нарушением звукопроизношения, отклонениями в темпе и плавности.
- Встречаются варианты полного отсутствия речи или минимального ее употребления. Однако в любом случае речь ребенка характеризуется стереотипностью — он «выбирает» для себя однообразные слова и фразы, используемые в любых состояниях.
- При любых степенях нарушения ребенок проявляет недостаточное понимание, осознанность речи.
- Структурные нарушения в головном мозге. Ученым удалось выяснить, что в ряде случаев возникновение аутизма связано с изменениями структуры лобных долей коры головного мозга, мозжечка, а также височной доли. Эти отделы регулируют двигательную и речевую активность, функцию мышления, памяти, внимания, а также эмоциональную сферу.
- Функциональные нарушения в головном мозге. Приблизительно у половины пациентов с аутизмом на ЭЭГ обнаруживаются признаки, характерные для расстройств функций памяти, речи и внимания. Степень выраженности этих признаков зависит от формы заболевания, которая может быть высокофункциональной и низкофункциональной.
- Генетический фактор. Исследования доказывают, что вероятность рождения ребенка с аутизмом намного выше в тех семьях, где уже есть члены с таким заболеванием. У обоих однояйцевых близнецов недуг может обнаружиться с вероятностью до 90%. У родственников больных нередко встречаются отдельные симптомы, характерные для аутизма: эхолалия, навязчивое поведение, отставание в умственном развитии и т.д.
- Синдром Ретта. Первые признаки патологии можно заметить после полугода, когда ребенок становится пассивен, имеет слаборазвитые речевые навыки, нарушения костно-мышечного аппарата. Примерно к пяти годам такие дети обычно начинают разговаривать, но у них сохраняются нарушения умственного развития и двигательной активности.
- Синдром Каннера. Проявляется отстраненностью от окружающего мира, пассивностью, замкнутостью, нарушениями речевого развития.
- Синдром Аспергера. В число проявлений этого синдрома входит замкнутость и отказ от общения со сверстниками, слабо развитая жестикуляция и мимика. При всем этом такие дети, как правило, имеют отличное логическое мышление.
- Атипичный аутизм. Проявляется во взрослом возрасте при наличии тяжелых поражений мозга. У больных присутствуют беспорядочные движения, нарушения речи, полная отстраненность от окружающего мира, бесконтрольное поведение.
- нарушение координации движений;
- отсутствие лепета и гуления;
- отсутствие реакции на голос родителей, обращения по имени;
- нежелание идти на контакт с матерью и другими членами семьи;
- патологическая привязанность к оному из членов семьи, когда при разлуке у ребенка могут возникать истерические припадки, повышаться температура и т.д.;
- высокая чувствительность к раздражающим звукам;
- механические стереотипные движения (покачивание туловища, махание руками и т.д.);
- игнорирование игрушек;
- отсутствие реакции или, наоборот, чрезмерная реакция на стресс и раздражающие факторы.
- активное сопротивление любым, даже незначительным переменам;
- неразвитое воображение;
- нарушения речи;
- стереотипия – склонность к однообразным, повторяющимся действиям в поведении и речи;
- избегание зрительного контакта с собеседником;
- трудности с концентрацией внимания и переключением между различными видами деятельности;
- стремление навредить самому себе (аутоагрессия) – дети с аутизмом часто склонны щипать и кусать самих себя, биться головой о стену и т.д.;
- отсутствие желания общаться со сверстниками, принимать участие в командных играх;
- дислексия – трудности с чтением;
- наличие интересов, не свойственных возрасту;
- в пубертатный период возможны эпилептические припадки, агрессивность, депрессивные состояния, тревожность.
- игровая терапия, позволяющая нормализовать развитие эмоциональной сферы;
- социальные истории – метод для развития навыков общения, понимания эмоций и мыслей окружающих;
- эмоционально-уровневая терапия, направленная на работу с основными формами проявлений аутизма;
- групповая терапия – интегрирование детей с аутизмом в общество здоровых сверстников;
- различные виды эстетотерапии – креативная, музыкальная, театральная, танцевальная;
- также положительное влияние на развитие детей с аутизмом оказывают контакты с животными, например, во время иппотерапии или дельфинотерапии.
- Отрешенность от происходящего полная. Дети этой группы не имеют точек соприкосновения с окружающим миром. Они совершенно не реагируют на отсутствие пищи, влажные пеленки. Их напрягает взгляд и даже незначительные телесные контакты.
- Отвержение окружающей среды. Характеризуется тщательной избирательностью в контактах. Общение ребенка может ограничиваться только родителями. Для малышей этой группы свойственно испытывать сильное чувство страха. Эта реакция бывает очень агрессивна. Но дети второй группы, в отличие от первой, более адаптированы к жизни в обществе.
- Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться в своих интересах. Их занятия, как правило, не носят познавательный характер. Ребенок может длительное время рисовать один и тот же сюжет, разговаривать месяцами на одну и ту же тему. Их интересы зачастую агрессивны и устрашающи.
- Трудности при взаимодействии с окружающей средой — проявление аутизма в легкой степени. У детей повышены ранимость и уязвимость.
- Причиной развития аутизма может быть какое-либо органическое повреждение плода, которое произошло в период внутриутробного развития или в процессе родов. Некоторые из таких повреждений могут возникнуть, если мать во время беременности перенесла какие-либо вирусные инфекции (краснуха, корь, ветряная оспа). Во время болезни нарушается процесс формирования головного мозга, а это может способствовать развитию аутизма у ребенка.
- Если аутизмом страдает хотя-бы один из родителей, то существует риск возникновения этого заболевания у детей. Следует знать, что если один малыш болен аутизмом, вероятнее всего и второй ребенок будет страдать этим заболеванием.
- Медики предполагают, что аутизм может быть наследственной аномалией и передаваться на генном уровне. Подтверждением этого могут быть проявления этого заболевания у нескольких членов одной семьи. Но до сих пор не выявлены гены, которые отвечают за возникновение аутизма.
- Причиной появления аутизма могут быть гормональные и иммунные нарушения, всевозможные расстройства нервной системы.
- Некоторые считают, что появление болезни могут спровоцировать детские вакцины. Однако этому нет подтверждения. Если какие-то изменения произошли после вакцинации, это может быть первым сигналом на нарушения, которые раньше себя не проявляли. А прививка послужила лишь пусковым механизмом.
- Влияют на возникновение аутизма окружение, отношения в семье, условия проживания. Развитию заболевания может привести затянувшаяся депрессия.
- Нарушение социального взаимодействия.
- Возникновение трудностей при общении с окружающими людьми.
- Особенности в поведении детей.
- ребенок не может правильно реагировать на разнообразные звуки;
- у него повышенная двигательная активность,
- отсутствует интерес к еде;
- имеется привычка ходить на носочках;
- малыш не плачет, если родители уходят куда-нибудь, не пытается улыбнуться им.
- Становится видна задержка в психическом развитии ребенка.
- Ребенок старается избегать зрительных контактов, у него появляется нежелание смотреть в глаза окружающих людей.
- Может не реагировать на вопросы и какие-то действия родителей и знакомых, не узнает тех, кто бывает с ним каждый день.
- Проявляется неспособность слушать говорящего с ним человека и понимать те слова, которые он услышал.
- Ребенок не может передать свои эмоции, чувства, требования и просьбы.
- У малыша периодически возникает спонтанные нервозность, раздражительность, злость. Возникают трудности в понимании обыденных вещей. Ребенок отказывается выполнять элементарные просьбы и требования.
- Дети, которые страдают аутизмом, чувствуют себя дискомфортно в обществе. Для их поведения характерны отстраненность от внешнего мира и желание находиться в одиночестве.
- Одним из важных симптомов у детей среднего и старшего возраста могут быть неспособность к обучению. Ребенок не может формулировать предложения, говорить правильно даже при регулярном обучении.
- Многие не переносят яркий свет. Они не любят каких-либо изменений, не нравятся им перемены, которые вносятся в их привычный режим.
- У детей нарушается способность понимать полученную информацию, они не любят делиться чем-либо с окружающими.
- Дети-аутисты могут по-разному относиться к присутствию или отсутствию матери: одни вовсе не замечают ее, а другие очень тяжело переносят уход и отсутствие мамы. Их реакция может закончиться тяжелым соматическим состоянием (повышенной температурой, рвотой).
- В более старшем возрасте у детей появляется нежелание принимать участие в различных коллективных играх, дружить с детьми, у них отсутствует чувство сопереживания.
Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.
Осложнения
Иногда детям с аутизмом свойственно самоистязание, которое может проявляться значительными повреждениями на теле. Кроме того, у таких детей часто повышен порог болевой чувствительности, и ребенок может не реагировать на достаточно болезненные раздражители.
Что можете сделать вы
Убедитесь, что педиатр внимательно оценивает развитие вашего ребенка. Если вам кажется, что у вашего ребенка появились какие-либо симптомы аутизма, врач должен немедленно проверить его состояние.
Если аутизм диагностирован, ребенку назначат лечение, направленное на раннюю коррекцию процесса. Тренировка навыков и коррекция нарушений должна начаться как можно раньше.
Детям, страдающим аутизмом, легче всего адаптироваться, заниматься и работать в высоко организованной среде.
Что может сделать ваш врач
Существуют различные методики коррекции поведения. Если терапия начинается в раннем возрасте, она может дать хороший эффект. Физио-, трудотерапия, логопедия направлены на специфические особенности ребенка. Специальное обучение корректирует поведение ребенка и помогает в приобретении различных навыков.
Иногда требуется лекарственная терапия, в особенности, если необходим контроль поведения, при котором больному свойственно самоистязание.
health.mail.ru
Аутизм у детей: симптомы и лечение речевых нарушений
Аутизм имеет массу характерных симптомов, по которым «человек дождя» достаточно заметен среди других людей. К наиболее типичным признакам можно отнести отсутствие социальной адаптации, нарушения речевой функции, нестандартность психического развития.
По данным исследований количество детей с чертами аутизма растет в большой прогрессии. К каждым годом выявляется все больше аутистов. При ранней диагностике значительную часть симптомов можно откорректировать, однако именно в первые месяцы и годы жизни ребенка имеются сложности с точностью постановки диагноза.
Симптомы аутизма
Аутизм характеризуется противоречивостью проявлений. При отсутствии навыков социализации, бытового самообслуживания, отставаниях в развитии речи ребенок может проявлять признаки высокого интеллекта, замечательных способностей в творчестве и отдельных областях познания. Довольно часто аутисты имеют высокий коэффициент интеллектуального развития, однако при этом их интерес затрагивает только ограниченную область. Характерной чертой является полное отсутствие интереса к окружающей жизни.
Внутренний мир, в котором живет аутист, довольно жестко удерживает его в своих рамках. Любые изменения приводят его в состояние возбуждения и могут привести даже к агрессии и самоагрессии.
К основным симптомам можно отнести:
Проблемы семьи
Тот факт, что аутизм проявляется у детей не сразу — в силу своего развития ребенок не может с самого рождения продемонстрировать характерные черты своего состояния — родители сталкиваются с большим стрессом. До какого-то времени они могли не замечать неладное.
Отсутствие зрительного контакта и отклонения в социализации компенсировались умным взглядом ребенка, его спокойствием и явными признаками ненарушенного интеллекта.
Но вдруг возникает диагноз, который рушит все семейные планы и жизнь родителей в целом. Однако чем раньше выявлено нарушение, тем больше шансов провести адаптационные мероприятия.
На что обращать внимание:
Речевые нарушения при аутизме
Аутизм может выражаться у ребенка в различной степени. Однако нарушения в развитии речи имеются у каждого. Нет родителей, которые не обращались бы к специалистам именно с этой проблемой.
Несмотря на то, что степень проявления может быть разной, существуют типичные отличительные признаки речевых нарушений:
Возможна ли коррекция речи?
Крайне важно как можно раньше начать коррекционные мероприятия. Специалисты проводят активную работу по адаптации детей с аутизмом, помогая им приспособиться к миру и научиться выражать свои чувства и мысли.
Адаптация в быту, прививание навыков, необходимых для повседневной жизни и, конечно, коррекция речевого развития — вот основные точки приложения для работы специалистов и родителей.
Медикаментозные назначения не являются единственным способом коррекции. Лекарства назначаются лишь для снятия агрессивности, депрессий и прочих психических отклонений. Основная работа осуществляется логопедами-дефектологами и психологами.
Коррекционная работа по развитию речи строится исходя из особенностей каждого ребенка и направлена на улучшение понятийности речи, звукопроизношения, формирование спонтанной речи в бытовых условиях.
Занятия строятся на игровых формах деятельности и обязательно предваряются налаживанием контакта с ребенком. Для аутиста важно, чтобы работа проходила в спокойной обстановке, не вызывая стресса.
Коррекционные мероприятия по развитию речи у детей-аутистов довольно длительна и требуется большого напряжения, однако грамотный специалист способен помочь самому ребенку и его семье.
karkusha.su
Аутизм у детей: симптомы, причины и развитие заболевания
Аутизмом называют психическое расстройство, характеризующееся нарушением взаимодействия индивидуума с окружающим его миром. Чаще всего такое состояние диагностируется в детстве по ряду характерных признаков, таких как ограниченность интересов, капризность, непроизвольные движения, трудности в общении, замкнутость. Намного реже патология приобретается уже во взрослом возрасте. Изучением проблемы аутизма занимаются психологи и врачи-психотерапевты.
Причины аутизма
Обратите внимание: аутизм – пожизненное состояние. Ребенок-аутист вырастает во взрослого больного, качество жизни которого во многом будет зависеть от того, насколько успешной была коррекционная терапия и социализация аутиста.
Точные причины рассматриваемого патологического состояния ученые пока не выяснили, но им удалось установить, что в качестве биологической основы заболевания выступают нарушения развития некоторых мозговых структур. Также научно подтвержден факт, что аутизм является наследственной болезнью, хотя гены, отвечающие за его развитие, до сих пор не определены – был выявлен только ген предрасположенности к аутизму.
Так, к основным, предрасполагающим к заболеванию, факторам относят:
Обратите внимание! По статистике, диагноз «аутизм» ставится двум-четырем детям из ста тысяч, атипический аутизм (в совокупности с умственной отсталостью) регистрируется в двадцати случаях из ста тысяч. У мальчиков заболевание встречается чаще.
Говоря о причинах аутизма, стоит отметить, что возникнуть недуг может в любом возрасте, при этом патология будет иметь характерную для определенной возрастной группы клиническую картину. Чаще всего недуг диагностируется в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка начинают проявляться выраженные расстройства речевой функции, нарушения социальной адаптации.
Классификация аутизма
Аутизм классифицируют по возрасту (детский, подростковый, взрослый), также выделяют несколько основных синдромов этого заболевания:
Все вышеописанные формы болезни могут иметь не только наследственное, но и приобретенное происхождение.
Рассматриваемая патология имеет различную симптоматику для каждого возраста, а также некоторые общие симптомы.
Аутизм в раннем детском возрасте до трех лет можно заподозрить по следующим отклонениям:
По мере взросления дети сохраняют описанную выше симптоматику, при этом к общей клинической картине присоединяются и другие признаки. Одна из основных особенностей больных аутизмом – потребность в некоей четкой системе действий. Так, ребенок может настаивать на прогулке только по одному маршруту в течение многих лет, в общественном транспорте выбирать строго определенное место и т.д. При любых попытках изменить эту систему больной может проявлять агрессию.
С трех до двенадцати лет проявляются следующие симптомы аутизма:
У взрослых людей симптомы аутизма зависят от тяжести его течения в целом. У больных также наблюдается скудность словарного запаса, мимики и жестикуляции, непринятие и непонимание общепринятых норм поведения, замкнутость. Аутисты говорят очень громко или, наоборот, слишком тихо, стараются избегать зрительного контакта с собеседником либо, напротив, пристально смотреть на него. Больные не осознают особенностей собственного поведения, не понимает чувств окружающих, что приводит к практически полной невозможности построения романтических или дружеских отношений. Все также присутствует страх перед переменами.
Обратите внимание! При легкой форме аутизма человек старше двадцати лет с достаточно развитыми интеллектуальными способностями вполне может социально адаптироваться и жить отдельно от родителей. Это возможно в том случае, если с больным была проведена грамотная коррекция, позволившая сформировать у него необходимые навыки общения и самообслуживания.
У многих больных аутизмом отмечаются симптомы, характерные для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Стоит отметить, что, несмотря на недуг, у многих детей и взрослых с аутизмом присутствуют уникальные способности к какому-либо виду деятельности, часто творческой, например, музыке, рисованию и т.д. Отличает таких людей и необычное чувственное восприятие – легкое прикосновение они могут воспринимать как болезненное, а сильное сжатие, напротив, может оказать успокаивающее действие.
По сути, аутисты живут в собственном мире, в который углубляются все больше по мере взросления. У них возникают трудности с общением не только со сверстниками и посторонними людьми, но и членами собственной семьи. Больные аутизмом редко обращаются за помощью, избегают физических контактов. Так, если обратиться к ребенку с просьбой передать какой-то предмет, скорее всего, он не отдаст его в руки, а бросит. Большинство аутистов не переносят объятий и других проявлений нежности со стороны близких.
Примерно у 75% больных аутизмом отмечаются расстройства интеллектуальной сферы – неравномерное умственное развитие, умственная отсталость. Как показывают наблюдения, у многих детей-аутистов хорошо развита пространственная память и восприятие. При наличии синдрома Аспергера интеллектуальная сфера не страдает, часто умственное развитие таких больных даже опережает сверстников.
Важно! Примерно у половины детей с аутизмом отмечается легкая и средняя степень умственной отсталости, у 50% из них IQ составляет менее 50, у трети больных – 70. Чем выше коэффициент интеллекта, тем легче проходит социальная адаптация ребенка.
Расстройства интеллекта носят нерегулярный характер. Даже при проведении грамотного лечения аутизма возможны эпизоды регресса при различных стрессовых воздействиях.
Как диагностируют аутизм
Специалисты рекомендуют всем родителям обращаться к врачу при первых же признаках, указывающих на аутизм. Стоит подчеркнуть, что диагноз не ставится сразу, сначала необходимо понаблюдать за ребенком, собрать подробный анамнез его жизни и развития, начиная, с первых месяцев. Как правило, диагностика болезни не вызывает затруднений при наличии стереотипий и избегания контактов с окружающими.
Помимо наблюдения за ребенком в социуме проводится анализ его невербальных и вербальных коммуникативных навыков, особенностей поведения, интересов. При выполнении тестов обязательно учитывается возрастной фактор.
Лечение аутизма
На сегодняшний день специфического лечения аутизма не существует. С больными проводится специальная коррекция, основной целью которой является повышение навыков, необходимых для самостоятельной жизни и взаимодействия в социуме.
В основе большинства коррекционных программ лежит комплексная поведенческая терапия, интенсивная программа которой может отличаться по некоторым аспектам, но она всегда очень хорошо структурирована. Подобное лечение аутизма предполагает занятость ребенка на индивидуальных занятиях с психотерапевтом по 15-40 часов в неделю. Часто терапевты работают совместно со школьными преподавателями и родителями.
К другим коррекционным методикам, применяемым при лечении аутизма, относятся:
Так как каждый ребенок индивидуален, не существует одного универсального метода лечения аутизма. Терапевты в своей работе обычно используют элементы сразу нескольких методик. Коррекция может проводиться на фоне медикаментозной терапии, предполагающей прием психотропных лекарств.
Что касается образовательного аспекта, то программы обучения при аутизме подбираются для каждого больного в индивидуальном порядке с учетом его способностей. При тяжелых низкофункциональных формах заболевания дети обучаются на дому, при легких формах аутизма вполне допустимо и даже рекомендовано водить ребенка в общеобразовательную или специализированную школу. Чем раньше родителям удалось заподозрить аутизм и начать лечение у специалиста, тем выше шанс, что ребенок сможет в будущем вести самостоятельную полноценную жизнь.
Проблеме аутизма посвящена одна из передач известного педиатра — доктора Комаровского. Рекомендуем посмотреть видео-обзор:
Чумаченко Ольга, педиатр
3,359 просмотров всего, 3 просмотров сегодня
okeydoc.ru
Детский аутизм: признаки, симптомы и лечение
Аутизм является одним из наиболее загадочных расстройств психики. У каждого пациента это заболевание проявляется по-разному. В середине прошлого века детальное описание аутистического расстройства представил психиатр Leo Kanner. Он назвал данное психическое расстройство инфантильным аутизмом и выделил несколько основных признаков, которые позволяют говорить о наличии аутизма у ребенка. Его труды до сих пор не утратили своей актуальности, современные психиатры используют их в своей работе.
Признаки аутизма у детей
Симптомы, по которым можно выявить аутизм, зависят от возраста пациента.
Чаще всего диагностируется аутизм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Классическими признаками аутистического расстройства являются:
• стремление к одиночеству. Дети, страдающие аутизмом, не способны устанавливать теплые отношения с близкими людьми. Ласковое обращение не вызывает у них радости или улыбки, им неприятны объятия или другие прикосновения. Они одинаково безразлично ведут себя с родителями, посторонними людьми и предметами. При разговоре ребенок аутист не смотрит в глаза собеседнику;
• нарушения речевые. У детей с аутичным расстройством речь развивается со значительной задержкой. В некоторых случаях у ребенка до 2 лет не отмечается задержек в речевом развитии, но потом речь постепенно исчезает. Малыш может произносить лишь набор фраз, которые произносятся не к месту. Часто отмечается неправильное употребление местоимений, уже достаточно взрослые дети практически никогда не употребляют местоимение «Я». Они называют себя по имени или во втором лице;
• однотипность поведения. Аутист стремится сохранить все в неизменном виде, перемены его пугают и вызывают истерики. Такое поведение касается принятия пищи, игр, выбора одежды и т.д.;
• двигательные отклонения. Аутичный ребенок может постоянно кружиться, хлопать в ладоши или качаться.
Нетипичной также оказывается реакция аутиста на боль. Она может быть либо слишком яркой, либо отсутствовать вообще. У детей могут проявляться и другие признаки аутизма, например, нанесение себе повреждений. Ребенок может биться головой, кусать себя или вырывать волосы.
Мышление и умственные способности у аутистов могут быть различными. Почти половина детей, страдающих аутизмом, имеют тяжелую степень слабоумия. У остальных могут быть нормальные умственные способности или склонность к одной из наук.
В подростковом возрасте наблюдаются другие симптомы. Как правило, аутентичные дети к этому периоду жизни уже обладают необходимыми навыками. Половое созревание у аутистов проходит тяжелее, они становятся более агрессивными и жестокими. Лечение аутизма у детей
Постановке диагноза предшествует длительное наблюдение за маленьким пациентом. Необходимо исключить другие заболевания, имеющие схожую симптоматику. У маленьких детей аутизм часто путают с психозами, аутистической психопатией. Также необходимо отделить расстройства слуха и речи, имеющие иные причины развития.
Медикаментозное лечение при аутизме малоэффективно. Различные препараты могут назначаться для лечения сопутствующих заболеваний или устранения особо тяжелых симптомов заболевания. Большая роль в коррекции аутистического расстройства отводится психотерапии.
Обычно лечение ведется одновременно по трем направлениям:
1. Коррекция нарушений поведения. В зависимости от того, какие аутизм симптомы имеет в конкретном случае, с ребенком могут заниматься специальные педагоги, дефектологи и другие специалисты.
2. Медицинская и психологическая помощь.
3. Семейная терапия. Совместные психологические беседы помогают родителям лучше понять своего ребенка.
Родителям детей аутистов необходимо также посещать психотерапевта, поскольку лечение больного ребенка очень тяжелый труд, который не прекращается на протяжении всей жизни ребенка. При своевременном обращении к специалистам больше шансов адаптировать аутиста к жизни в обществе. Успешность социальной адаптации во много зависит от тяжести аутистического расстройства и наличия сопутствующих заболеваний, но при правильном психолого-педагогическом подходе можно значительно улучшить состояние ребенка.
arbat25.ru
Как распознать симптомы аутизма у детей, возможно ли лечение?
Аутизм — это серьезное заболевание, для которого свойственно нарушение способностей у ребенка к познанию окружающего мира и общества.
Это интересно! В 1943 году американский ученый Лео Каннер сделал первое описание заболевания аутизма у детей. В результате нарушения в личностно-эмоциональной сфере детей и подростков получили дополнительные названия — синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром Лео Каннера.
По степени тяжести аутизм у детей варьируется от легкой до очень тяжелой. При легкой степени аутизма ребенок может казаться нормальным, ну и только немного странным. А вот тяжелая степень этого заболевания может полностью нарушить функции головного мозга. Вот тут мы уже видим явные странности в поведении малыша, отклонения в общении и социальном взаимодействии.
Выделяется четыре группы детского аутизма. Каждая из них характерна своими способами отрешенности от внешнего мира в обществе.
Почему возникает аутизм?
Аутизм считают генетическим заболеванием, хотя причины его возникновения на сегодняшний день достоверно не выяснены. Это заболевание объединяет ряд разнообразных симптомов, которые могут проявляться у всех аутистов по-разному. Следует помнить, что, чем раньше установлен диагноз, чем быстрее начата терапия, тем больше шансов у ребенка для нормальной адаптации в обществе.
Возникает вопрос: каковы же вероятные причины аутизма у детей?
Причины аутизма у детей.
Рассматривая причины возникновения аутизма, можно сделать вывод, что чаще всего он развивается при совокупности нескольких вышеперечисленных факторов. Большое количество работ по изучению аутизма так и не привели к единому мнению и теории о лечении и возникновении этого заболевания.
Симптомы и признаки
Ученые определили три признака, по которым определяется наличие аутизма у детей:
Обычно психиатры описывают симптомокомплекс, который наблюдается у пациентов. А вот клинические симптомы описываются очень разнообразно. Связывают это с тем, что аутизм, как и человек, очень многогранен и формируется он у каждого пациента в зависимости от личности больного и окружающей его среды по-разному.
Первые признаки аутизма у новорожденных могут появиться уже в трехмесячном возрасте, но они еще не вызывают опасений у родителей, т. к. нарушения в поведении малыша можно отнести к особенностям его характера и младенческий возраст.
Когда появляются первые симптомы аутизма у детей, родители обращают внимание на то, что малыш не может делать что-либо, выполняемое его сверстниками в каком-то определенном возрасте. Симптомы аутизма отличаются своей многочисленностью, так как каждый малыш индивидуален. Как проявляется у детей аутизм?
К симптомам аутизма у новорожденных детей и у детей более старшего возраста можно отнести такие:
Одной из первых жалоб родителей является отсутствие, по мнению родителей, слуха у детей. Малыш при довольно громких звуках не показывает интереса к его источнику. На самом деле это можно объяснить тем, что в этот момент ребенок находится в своем замкнутом пространстве и он не будет реагировать на раздражитель, пока тот не будет доставлять ему дискомфорт.
Среди других симптомов можно выделить следующие:
Диагностика и лечение детского аутизма.
К сожалению, аутизм не лечится полностью. Однако вспомогательная терапия поможет в ликвидации нежелательных моментов поведения и будет способствовать нормальному развитию ребенка. Аутизм очень часто приходится дифференцировать с неврозоподобными состояниями и неврозами. Для уточнения диагноза врач собирает анамнез. При этом уточняются предполагаемые причины возникновения заболевания, рассматриваются присутствующие симптомы.
Детский аутизм — сложное заболевание. Но все же ребенка-аутиста можно попытаться вернуть к нормальному образу жизни, помочь ему адаптироваться к окружающему миру, если выполнять рекомендации врачей. Основой, из составляющих комплексного воздействия на больных аутизмом, является психотерапия. Психотерапевт поможет малышу, если это возможно, наладить контакт с окружающими его людьми, преодолеть страхи и психологические барьеры.
Дети могут получать образование в школе. Но здесь нужно использовать различные подходы и методы. Возможно обучение в малочисленных спецклассах и спецшколах, а может быть и интеграция, где одновременно учатся здоровые дети и страдающие аутизмом.
У ребенка можно попытаться развить связь с родителями, улучшить социальную адаптацию. Чтобы определить специфику отставания в развитии малыша, лечащий врач проводит тесты на аутизм, применяет различные схемы-опросники. Если в семье были умственно отсталые, врач назначает хромосомный анализ, проводят магнито-резонансное исследование при структурных изменениях в головном мозге. В случае частых эпилептических припадков назначают электроэнцефалограмму.
По показаниям для лечения аутизма у детей врач может назначить медикаментозную терапию. Детям с задержкой развития целесообразно назначить церебролизин, глутаминовую кислоту. По показаниям назначаются противосудорожные средства, успокаивающие препараты.
Лечением и наблюдением за больным ребенком должен заниматься опытный психолог, т. к. лечение будет длительным, а смена докторов может привести к ухудшению состояния малыша.
Уменьшению риска возникновения аутизма будет способствовать правильное отношение молодежи к беременности и ее планированию. Будущие родители должны пройти обследование, чтобы выявить хронические заболевания, если они есть. Будущая мама должна вести здоровый образ жизни, при беременности наблюдаться у врача-гинеколога.
Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. В некоторых случаях положительной динамики удается добиться быстро, а иногда на это уходят годы.
Родителям следует знать и помнить, что если ребенок страдает аутизмом, прежде всего его нужно любить и принять таким, какой он в данный момент есть. Ведь это не больные дети — они просто другие.
Как выявить аутизм и дислексию?
onevroze.ru