Синдром дауна занятия с психологом

Конспект занятия «Геометрические фигуры» для ребенка с синдромом Дауна

Номинация: развивающие занятия для детей с синдромом дауна.
Автор: Синицина Ирина Игоревна
Должность: педагог-психолог

Цель занятия – создание условий для формирования умений идентифицировать предметы по форме, а также умения соотносить предметы по форме, через формирование представлений о геометрических фигурах.

Форма проведения: индивидуальная.

Длительность занятия: 30-40 минут.

Методы и техники: наблюдение, беседа, техники массажа рук для развития мелкой моторики, авторская игра «Спасение зверят».

Необходимое оборудование и организация пространства: рабочее место для занятий: кабинет (заранее проветрен), хорошее освещение, рабочий стол/парта/журнальный стол, два стула при необходимости (для психолога и ребенка). Массажный шарик с пружиной. Белый картон А4 или лист бумаги А4. Вырезанный набор геометрических фигур из цветного картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб (по 3 штуки на каждую фигуру). Фигуры животных (у нас на занятиях были маленькие пластмассовые игрушки, и игрушки из киндера) и фигура «злодея». Изображения 2 эмоциональных состояний (веселое и грустное), клей.

Ход работы

1 этап. Приветствие, установление контакта, формирование доверительных отношений.

Игра «Поймай шарик!»

2 этап. Массаж рук массажным шариком, далее пружинкой. Данное упражнение имеет две цели, где главная цель – установление контакта с психологом. На начало занятия, как правило, у ребенка нет мотивации на работу, внимание рассредоточено и ребенок отвлекается на любую мелочь, вступая с любой вещью в предметную игру (сюжетно-ролевая игра для ребенка с синдромом Дауна в младшем школьном возрасте недоступна). Поэтому, психологу необходимо закрепить внимание ребенка на себе, используя при этом, физический контакт, вербально и эмоционально подкрепляя общение с ребенком. В ходе выполнения задания, ребенку предлагаются различные вопросы: «какая погода на улице?», «какое настроение», подведение ребенка к цели занятия, начало инструкции к занятию («А сегодня к нам в гости пришли зверята из зоопарка!»).

3 этап. По теме занятия «Геометрические фигуры» с введением авторской игры «Спасение зверят» ребенку предлагается предыстория.

«К нам в гости сегодня направлялись веселые зверята, они очень хотели с тобой встретиться и дружно поиграть. Ты хочешь с ними поиграть? (получаем обратную связь от ребенка) Но вот напасть! Случилась беда! По пути им встретился слой злодей-разбойник! (Показываем ребенку фигуру «злодея») Он всех маленьких зверят поймал и заточил в железную клетку! (Также демонстрируем ребенку зверят-игрушки, которые заранее мы сложили в коробочку/контейнер-сетку/корзинку) Им там сейчас так грустно и плохо! Давай их будем спасать! (После того, как дождались положительного ответа ребенка продолжаем) этот злодей-разбойник оказался большим хитрецом! Он ни за что не хочет выпускать зверят просто так! И Его не перехитрить! Он придумал задание для тебя, пройдешь задание – отпустит зверят! Ну что, ты готов выполнить задания злодея-разбойника? (также дожидаемся обратной связи от ребенка)».

4 этап. Работа по теме. Формирование умений соотносить геометрические фигуры с эталоном, а также введение понятий величины предметов (большой-маленький) и понятий сравнительной величины (больше-меньше).

Ребенку предлагается лист А4 (принцип изображения «игры-карты» на фото в приложении), где заранее прорисованы контуры геометрических фигур, а также нарисованы изображения животных (тех животных, игрушки которых вы имеете и заранее подготовили для занятия).

Далее предлагается новая инструкция: «Вот злодей дал нам карту, пройдем тропинки, найдем все эти фигурки и спасем наших животных! Давай? (Получаем обратную связь) Злодей-разбойник перепутал все фигурки (демонстрируем ребенку вырезанные геометрические фигуры), а мы их сейчас распутаем по порядку, по очереди, приклеим на нашу карту и спасем каждого животного! Смотри, здесь кто у нас нарисован? Правильно, Мишка! А какие рядом с ним фигурки? Это у нас кружочки! (проговариваем вместе с ребенком слово «Круг») Давай найдем кружочки и приклеим на нужные места! (ребенок находит, приклеивает) Ура, ты нашел и приклеил все кружочки! Какой ты молодец! Теперь наш Мишка спасен!» (Злодей-разбойник отпускает Мишку из клетки и мы представляем возможность ребенку посмотреть и потрогать игрушку, но при этом напоминая ребенку, что есть еще животные, которые ждут его помощи).

Продолжаем инструкцию в той же последовательности, «спасая» каждого животного.

Ребенок, как правило, успешно справляется с поиском геометрических фигур, соотнося их с эталоном, однако затрудняется работать последовательно, поэтому здесь проявляем направляющую и обучающую помощь, ориентируя работать последовательно, при этом обращая внимание ребенка на то, что есть большие фигуры, а есть маленькие, есть больше, а есть меньше.

Как только все зверята спасены, даем возможность ребенку поиграть в игрушки, инициируя ролевую игру, по возможности уделяя этому 5-10 минут от занятия. Далее, ребенка необходимо аккуратно подвести к завершению игры и занятия в целом: «А сейчас, давай поможем нашим зверятам отправиться обратно домой, ведь они соскучились по своим мамам и папам, нужно их безопасно проводить, чтобы злой разбойник их опять не поймал».

5 этап. Завершение занятия. Демонстрация изображений настроения человека. Проигрывание настроения перед зеркалом. Рефлексия: «какое у тебя настроение? Покажи на картинке! Тебе понравилось занятие? Покажи на картинке!». Можно также использовать на этапе завершения невербальную игру «Подари подарок/Воображаемый подарок», при этом не требуя от ребенка самому придумать подарок, а попросить повторить за собой.

Приложение «Игра-карта»

Номинация: коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дауна.
Автор: Синицина Ирина Игоревна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБОУ ОШИ №1
Месторасположение: г. Пенза

portal2011.com

ШАГ НАВСТРЕЧУ

Уже не первый год среди педагогов и психологов не прекращается спор о том, возможна ли (и нужна ли) интеграция детей-инвалидов в общество здоровых сверстников. За интеграцию выступают родители детей с особенностями в развитии, педагоги-инноваторы и психологи-энтузиасты. Против — большинство родителей «обычных» детей и пессимистически настроенные педагоги и психологи.
В нашей стране уже есть позитивный опыт создания учебных заведений, где совместно приобретают знания здоровые ребята и дети с проблемами в развитии. Правда, чаще в таких школах учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы об этом уже не раз писали (см., например, «Цветик-семицветик», «Школьный психолог», № 33, 1999, «Полонез в инвалидной коляске», «Школьный психолог», № 27, 2001).
Недавно в нашей газете было опубликовано интервью с заместителем директора центра «Здоровое поколение» Л.И. Аксеновой «Заразно ли это?» («Школьный психолог», № 4, 2002). Читатели познакомились с уникальным экспериментом по созданию адаптивно-интегративного образовательного учреждения для детей, имеющих значительные ограничения в здоровье. Сотрудники этого центра проводят не имеющую аналогов в нашей стране работу по социализации и интеграции в общество детей с синдромом Дауна.

«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Традиционно дети со значительными отклонениями в здоровье «приписываются» к системе социальной защиты, где они не получают практически никакой помощи в развитии. Для нашей страны до сих пор является большим «достижением» то, что детей, родившихся с синдромом Дауна, родители забирают домой.
Мысль о том, что все дети могут получать доступное им образование в обществе здоровых сверстников, возникла сначала у родителей больных детей. Эта идея была одобрена специалистами: дефектологами, психологами, педагогами, работающими в ассоциации «Даун-синдром». При поддержке Московского комитета образования была начата разработка «Модели адаптивно-интегративного образовательного учреждения для детей с нормой и отклонениями в развитии речи, опорно-двигательного аппарата, со значительными ограничениями здоровья и жизнедеятельности (с инвалидностью)».
Участники проекта, среди которых были дефектологи, психологи, медики и педагоги (Л.И. Аксенова — руководитель, Ф.А. Юнусов, Г.К. Широкова, Т.И. Романова, Т.С. Низова, Н.Л. Неведова, О.Г. Кондакова, Г.В. Дедюхина, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич), изучили опыт иностранных специалистов по работе с детьми, имеющими особенности в развитии, и интеграции их в здоровое детское сообщество.
Оказалось, что в Германии и Израиле существует система работы с такими детьми, куда входят разные социальные структуры: семья, государственные и общественные организации.
Все прекрасно понимали, что создать сразу аналогичную модель в наших условиях нереально. Но в рамках программы «Столичное образование» началась работа по «созданию образовательного пространства и реабилитационной среды для детей раннего и дошкольного возраста, имеющих значительные отклонения здоровья и жизнедеятельности». Был создан координационный межотраслевой центр «Здоровое поколение», которому впоследствии был присвоен статус городской экспериментальной площадки.
Меньше чем за два года в «Здоровом поколении» разработаны уникальные формы и методы работы с детьми с синдромом Дауна. Здесь существует четкая «технологическая» цепочка работы специалистов, позволяющая выстраивать для каждого ребенка индивидуальный развивающий маршрут.

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ

Интеграция детей в коллектив сверстников проходит разными путями.
Сначала коррекционный педагог, выезжая к ребенку на дом, составляет для него индивидуальную комплексную программу психомоторного развития и врачебной помощи.
После того как ребенок проходит период надомного обучения, он поступает в диагностическую адаптационную группу. Здесь он постепенно осваивает социальные навыки: ходит в спортивный зал, в бассейн, на музыкальные занятия.
Дети с синдромом Дауна могут находиться в кругу сверстников, они принимают правила, которые им предлагают педагоги: сидят на занятиях, выполняют задания, проявляют какие-то эмоции. В зависимости от уровня развития и индивидуального темпа обучения кто-то из детей интегрируется в обычную группу детского сада, кто-то — в группу кратковременного пребывания. Сейчас в каждом окружном управлении образования есть 2–3 детских сада с интегративными группами.

Заместитель директора центра Г.К. Широкова:

Конечно, мы понимаем, что дети с синдромом Дауна и другими серьезными нарушениями в психофизическом и интеллектуальном развитии не могут соответствовать своим сверстникам, но они могут жить в обществе, быть адаптированными к нему.
У детей с синдромом Дауна разные возможности, поэтому чем раньше начинается работа с таким ребенком, тем значительнее будут результаты. Дети оказываются психологически готовыми к обучению, а это очень важно. Мы формируем у наших ребят мотивацию к учебе, умение выполнять требования учителя, вести себя в коллективе. Наши родители уже не боятся идти в массовый детский сад. Выяснилось, что наши дети не отличаются от других по поведению.

«МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ»

В центре проводятся и индивидуальные, и групповые занятия. Детей с синдромом Дауна отличает то, что у них много сопутствующих (часто очень тяжелых) отклонений в развитии. Поэтому все занятия планируются исходя из особенностей и темпа развития каждого малыша.
Такое стало возможно благодаря программе «Маленькие ступеньки». Это австралийская программа, которая была одобрена Министерством образования России. Она разработана специально для детей с синдромом Дауна.
Работа по ней строится следующим образом: развиваются общая моторика, тонкая моторика руки, речь, восприятие, формируются навыки самообслуживания, происходит обучение элементам сюжетной игры, работе с книгой. Задачи перед ребенком ставятся последовательно: то есть с ним работают так долго, сколько требуется для освоения того или иного навыка.

Педагог центра Елена Шкадаревич:

Программа предусматривает первоначальное тестирование. Это делается очень легко: каждый навык имеет свой шифр, мы все это фиксируем в индивидуальной карте ребенка. Это удобно и для работы с родителями.
Такая программа подходит и для нашего режима работы — редких встреч с родителями. Каждый раз занятие начинается с того, что дефектолог быстро тестирует ребенка. Если ребенок освоил навык, можно работать над формированием нового.
«Маленькие ступеньки» охватывают все этапы работы с ребенком, включая надомное визитирование, групповые занятия и индивидуальные развивающе-консультационные встречи.

Специалисты центра Елена Шкадаревич, Ольга Кондакова
и Надия Тюрина считают свою работу интересной и значимой

Мне повезло: во время посещения индивидуального занятия я увидела совместную работу трех ведущих специалистов центра — Елены Шкадаревич, Надии Тюриной и Ольги Кондаковой.
На это занятие пришла мама с маленькой Ниной. Ей чуть больше года, к занятиям с ней приступили с самого рождения. «Урок» начался с работы дефектолога по развитию основных познавательных и двигательных навыков. Меня удивило, что уже в этом возрасте ребенка знакомят с книгами. Дети учатся соотносить плоскостное изображение и образ предмета.
Следующим этапом стала серьезная работа по развитию и коррекции общей моторики.
Специалисты центра обогатили программу «Маленькие ступеньки» авторскими дополнениями и разработками. Так на свет появились валики и контейнеры с различными сыпучими веществами, с помощью которых проводится стимуляция тактильного восприятия и обогащение сенсорного опыта.
Родители (чаще мамы) активно участвуют в работе. Многие упражнения рекомендуется повторять с ребенком дома.
Музыкальные занятия с детьми с синдромом Дауна также можно назвать авторской разработкой. Они направлены на развитие музыкальных способностей.
В центре трудятся люди, хорошо понимающие друг друга: «Если кто-то из нас имеет свое мнение, отличающееся от других, то он совершенно спокойно может высказать его окружающим. Мы все достаточно гибкие люди, способные принять конструктивную позицию».

ПОСЛАННИКИ БОГОВ

Большинство психологических проблем, возникающих у родителей, в первую очередь связано с неадекватным восприятием детей-инвалидов в обществе.

Я знаю огромное количество родителей детей-инвалидов, которые боятся выходить из дома. Они не хотят переезжать в новую хорошую квартиру только потому, что в новом районе придется заново привыкать к любопытным, но не всегда доброжелательным взглядам.

Родители нуждаются в серьезной психотерапии, поскольку очень немногие адекватно воспринимают своего ребенка. Здесь прослеживаются разные защитные модели поведения. Встречается полное неприятие и отчуждение, когда родители не видят ничего хорошего в своем малыше, не замечают его успехов. Есть и другая крайность, когда родители не понимают проблем в развитии ребенка. Некоторые, подобно страусам, закрываются от проблемы, считая, что с их малышом все в порядке и ничего не надо делать.

Интересно, что в Израиле ребенок с синдромом Дауна воспринимается чуть ли не как посланник Бога. Может быть, такие дети посланы нам для того, чтобы мы задумались над тем, какие же мы порочные, злые, агрессивные?
Детям с синдромом Дауна чужды многие человеческие пороки. Они не агрессивны, доброжелательны и открыты миру. Во многих странах их даже активно привлекают к общению с аутичными детьми, поскольку такие малыши располагают к себе практически всех, причем делают это очень доброжелательно.
Наше любимое занятие — «тащить детей за уши к высотам». А во многих западных странах совсем другой подход. Ребенка надо принять таким, какой он есть. И если вся наша дефектология и коррекционная педагогика направлены на то, чтобы приспособить инвалида к обществу, то там само общество приспосабливается к инвалидам!

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Центр образования и медико-социальной реабилитации
«Здоровое поколение»,
г. Москва
Тел.: (095) 784-70-06

psy.1september.ru

Перспективный план работы педагога-психолога с детьми с синдромом Дауна (первая младшая группа)

Елена Ушакова
Перспективный план работы педагога-психолога с детьми с синдромом Дауна (первая младшая группа)

Цель коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

— развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

— воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.

— трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.

— развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно- следственные связи и отношения.

• развитие умения различать форму воспринимаемых объектов, отличать один предмет от другого, видеть сходство и различие, замечать четкость, яркость, цвет формы.

• развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной).

• развитие произвольного внимания.

• развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов.

• развитие мелкой моторики.

Организация и структура проведения занятий:

Коррекционно-развивающие занятия начинаются в октябре. Они проводятся 1 раза в неделю в кабинете педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально к. Время проведения одного занятия 10-15 минут.

• Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;

• Игры и задания, направленные на развитие произвольности;

1-2 Игрушки Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними

3-4 Части лица и тела Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 развивать наглядно-действенное мышление;

1-2 Одежда Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 учить детей воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый

3-4 Семья Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.

привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям

1-2 Зима Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 формирование у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире.

3-4 Мебель Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 Учить различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;

№ п\п Тема занятия Методическое обеспечение Цель

1-2 Посуда Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении

3-4 Домашние животные Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух

1-2 Дикие животные Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 формирование у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире

3-4 Транспорт Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 расширение круга узнаваемых предметов;

учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух

1-2 Цветы Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007 знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении

3-4 Обобщающие занятия Т. П. Медведева «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». М.: Монолит, 2007

Коррекционно — развивающая среда для детей с УО (продолжение) Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми детского дома- интерната №2: 1. Развитие всех психических.

Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения» Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация (от лат. аdaptatio — приспособление) — способность организма.

www.maam.ru

Синдром дауна занятия с психологом

Психологические занятия с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста. Кодзоева Лёля А.

Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель — максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению детского сада и школы, к самостоятельной (или, относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако, для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить, необходимо:

1. Поставить цель;
2.Спланировать действия, приводящие к этой цели;
3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

Именно задачей развития познавательной деятельности или когнитивного развития, является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы достичь этой цели.
Достижению намеченных целей мы обучаем детей с синдромом Дауна в процессе специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности, в игре.
Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, объединяются в разделы, представленные в виде блоков заданий.

Разделы:

⦁ Внимание и память;
⦁ Логические задания;
⦁ Размер, форма, цвет;
⦁ Конструктивная деятельность;
⦁ Обучение счету;
⦁ Игровая деятельность.

Блоки:

⦁ Задания, базирующиеся на представлении о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»;
⦁ Задания, базирующиеся на умении оперировать одним понятием;
⦁ Задания, базирующиеся на умении оперировать двумя понятиями одновременно;
⦁ Задания, базирующиеся на умении оперировать тремя понятиями одновременно;

Эти блоки заданий направлены на последовательное формирование и развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста с синдромом Дауна.
На основе успешного выполнения этих заданий были сформированы группы детей с одинаковой успеваемостью.
Старшая группа детей, успешно выполнившая все 4 блока заданий, занимается по специальным тестовым заданиям подготовительного этапа к обучению в школе. Занятия направлены на развитие познавательных процессов (внимания, мышления, памяти); обучение счету, алфавиту.
Средняя группа на данном этапе обучения проходит усвоение заданий 2 и 3 блоков: выполнение инструкции из двух-трех шагов; размер-цвет-форма; складывание целого из частей; классификация по видам; конструирование по образцу.
Младшая группа успешно справляется с первым блоком заданий: представление о постоянстве объекта; понятие «одинаковый»; сортировка по размеру, цвету, форме; конструирование по схеме, образцу; понятие «один». На данном этапе обучения проходит усвоение последующих заданий второго блока, направленных на формирование и развитие познавательной деятельности.
Степень отставания когнитивного развития большинства детей раннего возраста с синдромом Дауна находится в пределах от легкой до средней. Уровень интеллектуальной деятельности некоторых детей находится между средним и низкими пределами, и только немногие дети имеют выраженную задержку интеллектуального развития. Особенности познавательной деятельности в значительной степени зависят от взаимодействия ребенка с окружающими, в частности, от наличия или отсутствия стимулирующих условий.
Есть две основные стимуляции детей раннего возраста с синдромом Дауна:
⦁ Занятия с родителями, отработка навыков в повседневной жизни;
⦁ Специально организованные занятия со специалистами.
Поэтому, умственная отсталость – это не биологический факт, а социальное событие, отсутствие развития.
Для решения основной задачи – социальной адаптации детей с особенностями развития в обществе, необходима кропотливая ежедневная работа специалистов с детьми и активная педагогическая поддержка родителей особенных детей.

ingpsycenter.ru

Психологическая помощь детям с синдромом Дауна

«Синдром Дауна»-самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Впервые описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола.

Синдром Дауна диагностируют очень рано, практически с момента рождения ребёнка, поэтому с первых дней жизни такого ребёнка, необходимо окружать его вниманием и заботой.

Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

Между людьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходства. У них много черт, унаследованных от родителей, и они похожи на своих братьев и сестёр.

Однако, наряду с этими личными особенностями, у них наблюдаются определённые физиологические черты, общие для всех людей с синдромом Дауна.

Особую проблему представляют трудности с обучением. Это означает, что учиться им труднее, чем большинству людей одного с ним возраста.

В1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями, вызванными наличием лишней хромосомы. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых мы получаем от матери, а половину от отца.

У человека с синдромом Дауна лишняя 21-я хромосома, в итоге – 47. В результате наблюдаются нарушения в росте и психо-физическом развитии ребёнка.

Моторное развитие

Этапы психо-моторного развития детей с синдромом Дауна представлены в таблице:

Этапы в развитии ребёнка

Дети с синдромом Дауна

Средний возраст (месяцы)

Ходит на четвереньках

Данные, представленные в этой таблице взяты из результатов современных работ по изучению моторного развития маленьких детей с синдромом Дауна.

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Ещё одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше.

ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ

-Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;

-Возможные проблемы со слухом и зрением;

-Проблемы с развитием речи;

-Слабая кратковременная слуховая память;

-Более короткий период концентрации;

-Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;

-Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

-Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

Проблемы со зрением. Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению могут использовать их для прохождения учебной программы, многие имеют тот или иной недостаток зрения 60-70%. Дети в возрасте до 7 лет должны носить очки.

Проблемы со слухом. Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва.

Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.

Проблемы с развитием речи.

Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций).

Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

Общие черты отставания в развитии речи

*меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

*пробелы в освоении грамматических конструкций;

*способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

*большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

*трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:

-меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;

-меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппаратр, заикание ) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны и уравновешенны.

Современная психологическая помощь и подход к обучению и психологической реабилитации детям с синдромом Дауна в дошкольном развитии

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный психологический опыт пребывания в детском саду. Его влияние можно сравнить с влиянием программ ранней педагогической помощи на развития этих детей.

(Потребности у всех, даже самых умных детей, могут быть совершенно разными.) Большое значение для родителей, у которых ребенок с синдромом Дауна, имеет детский сад, который, с одной стороны, является как бы продолжением семьи, а с другой стороны, реально воплощает то, что понимается под поддержкой общества, давая дополнительный стимул и ребенку, и семье.

В детском саду ребенок с синдромом Дауна приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Дети с синдромом Дауна в различных областях развития может находиться на разных уровнях. Тем не менее, каждому из них полезно на опыте узнать, как нужно общаться с окружающими, определенная дисциплина, каждому важно как следует отработать навыки самообслуживания, общей и тонкой моторики, координацию движений, важно научиться жить с людьми разных типов и разного поведения. Одно из наиболее ценных умений, которых ребенок приобретает в детском саду- это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.

Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении. Кроме того, детей необходимо в максимальной степени адаптироваться к условиям жизни нормальных людей, следовательно, интеграция в общество, пребывание в котором будет для ребенка с синдромом Дауна приобретение наилучшего опыта.

В детском саду организуют индивидуального работу с детьми, индивидуальные занятия с логопедом. Во время занятий делается акцент на развитие восприятия речи и речевой активности.

С детьми ведут работу такие специалисты, как: клинический психолог, логопед, педагог-психолог, специалист по лечебной физкультуре, музыкальный работник, преподаватели физкультуры.

Для достижения наивысших результатов работы с детьми с синдромом Дауна необходимо взаимодействие персонала детского сада и родителей. Участие родителей помогает организовать домашние задания в соответствии с занятиями в детском саду. Таким образом, открытое общение ДОУ и семьи жизненно важно для оптимального развития ребёнка.

Возраст от 3 до 6 лет имеет большое значение и для формирования правильной модели поведения.

Годы, проведённые в детском саду, дают возможность ребёнку активно участвовать в жизни более широкого мира.

ШКОЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Личность ребёнка с синдромом Дауна, как любого другого ребёнка, формируется под воздействием генетического кода, культуры и определённой среды, которую формируют люди и события. Поступив в школу, дети погружаются в процесс развития и роста, который протекает в соответствии с их способностями к взрослению и достижению успехов.

Если ребёнок имеет возможность играть со своими ровесниками, ему будет относительно легко взаимодействовать с одноклассниками в школе.

В 1-е несколько дней ответственность за то, чтобы ребёнок приспособился к новым условиям, возлагается на родителей и педагогов. Успех их усилий во многом будет зависеть от опыта, который ребёнок приобрёл в дошкольные годы дома или в детском саду.

Многие проявления развития, которые мы ожидаем увидеть у ребёнка в дальнейшем, у ребёнка с синдромом Дауна могут и не наблюдаться, образовательная программа должна адаптироваться применительно к его способностям и особым потребностям.

Школа стимулирует развитие заложенных в детях способностей, даёт богатый опыт, пробуждает в детях интерес к окружающему миру и его изучению. Уроки, учебная среда в школе дадут ребёнку с синдромом Дауна почувствовать свою индивидуальность, научат самоуважению и доставляет удовольствие. Школа также даёт детям возможность вступать в те или иные отношения с другими людьми и, это становится хорошей подготовкой к продуктивному участию в жизни общества в будущем. Наконец, школа призвана заложить фундамент для практических занятий в жизни путём стимуляции развития; навыки постижения основных академических дисциплин, развития физических возможностей, навыки самообслуживания, умение говорить.

Для детей с синдромом Дауна школа с хорошей образовательной программой должна обучить не только базовым академическим дисциплинам (чтению, письму, арифметике), но и подготовить их к столкновению со всеми сторонами жизни, какими бы разными они ни были. Научить их таким вещам, как умение выполнять работу, которая должна быть выполнена, умение ладить с людьми и знать, куда обратиться, чтобы найти ответ на вопрос.

Ребёнок с синдромом Дауна, развивается в стенах школы оптимальным образом лишь тогда, когда подход школы к образованию имеет в виду гуманизацию процесса обучения, когда школа рассматривает каждого ученика как целостную личность, когда она предоставляет ученикам возможности для самореализации. Очень важно, чтобы дети с синдромом Дауна оказывались в таких ситуациях, которые могут обусловить их успех. Успехи позволяют детям испытывать очень хорошие чувства. Правильный побудительный мотив может обусловить степень усилия, которое ребёнок приложит, чтобы выполнить задание. Для эффективного обучения педагогу необходимо с самого начала позитивно подойти к этой работе.

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Даже после того, как ребёнок с синдромом Дауна начинает ходить в школу, у него остаётся много времени для общения с другими людьми дома и в ближайшем окружении.

Большую часть свободного времени ребёнок проводит не в школе, а дома, во дворе, в обществе. Очевидно, что он учится не только в школе; знакомство с ранее неизвестными явлениями окружающего мира, приобретение нового опыта происходит дома, во время общения с живущими по соседству людьми и с друзьями во время игр. Ребёнок с синдромом Дауна усваивает этот опыт и знания особенно эффектно в том случае, если любящие и понимающие члены семьи помогают ему использовать его потенциальные возможности в большей степени.

Ребёнок с синдромом Дауна может извлечь для себя пользу из самых разных повседневных дел. Особенно большое значение домашние занятия имеют для развития ребёнка. Навыки самообслуживания формируются главным образом дома – во время одевания и раздевания. Детей необходимо приучить к обычным гигиеническим процедурам: чистке зубов, мытью рук, уходу за волосами и за обувью. Ребёнок с синдромом Дауна лучше принимают в обществе, если он выглядит чисто и опрятно, если его причёска и одежда соответствует тому, как причёсываются и одеваются его ровесники в настоящее время.

Немаловажное значение для ребёнка с синдромом Дауна имеет и эмоциональная сторона жизни. Этим детям, как и всем остальным, необходимо, чтобы их любили, уделяли им внимание и принимали такими, какие они есть. Им нужно окружение, в котором они чувствовали бы себя защищёнными, и которая способствовала бы повышению их самооценки и независимости.

Еще одна область, в которой положительное влияние родителей сказывается вполне определённо – это развитие самостоятельности. По мере взросления ребёнка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца. Для того чтобы, ребёнок сумел испытывать чувство удовлетворения, необходимы такие условия, в которых при решении задачи он не будет испытывать особых трудностей, и сможет успешно справиться. Менее благоприятные условия могут привести к разочарованию. Однако это не значит, что дети с синдромом Дауна никогда не должны сталкиваться с новыми непростыми обстоятельствами. Умение человека должным образом вести себя в обществе непосредственно влияет на то, как общество принимает его, а также на успех этого человека в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, благодаря существованию общественных правил поведения ребёнок узнаёт, что такое ответственность и порядок.

Приобщение к миру, находящемуся вне стен дома или школы, может дать много новых волнующих переживаний, которые тоже являются источником новых знаний и опыта.

Для того, чтобы жить в обществе, дети с синдромом Дауна должны достичь определённой степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило.

Хотя социальные отношения являются важной стороной жизни, дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве. Им следует научиться занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может усвоить идеи, с которыми столкнулся, попробовать самостоятельно сделать что-то новое. Он должен иметь подходящие игрушки и материалы, чтобы в одиночестве не скучать и не прибегать к самостимуляции.

Ребёнок в среднем имеет более 60 часов свободного времени в неделю. Чем же может заниматься ребёнок в свободное время, чтобы развлечься и получить удовольствии? К таким занятиям следует отнестись серьёзно, помимо прочего, они являются мощными средствами познания и приобретения опыта, то есть ключевыми элементом в развитии детей с синдромом Дауна. Участвуя в развлекательных мероприятиях, ребёнок может извлечь из них немалую пользу. Помимо других положительных моментов, они могут дать ему возможности ощутить успех, осознать способности собственного тела, столкнуться и попытаться решить задачи физического и умственного характера; повысить самооценку; приобщиться к жизни местного общества, посоревноваться; творчески выразить себя; завести новых друзей; развлечься, поупражняться, испытать ощущение причастности; обнаружить в себе новые таланты; улучшить спортивные навыки; развивать мышечный тонус и координацию движений, найти выход для эмоций, расслабиться, получить удовольствие.

Большое удовольствие дети получают от совместных игр со сверстниками, которые можно организовать дома.

Музыка также прекрасно помогает приятному проведению времени как в одиночестве, так и в компании. Движения помогают в развитии навыков общей моторики, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы улучшают координацию движений и делают сами движения более грациозными. Такие занятия доставляют ребёнку удовольствие и дают уверенность в себе на долгие годы.

Посещение театров, музеев также дарят детям положительные эмоции.

Проводить свободное время можно активно и пассивно. Занятия спортом будут способствовать разностороннему развитию ребёнка, а используя свои физические возможности, он сможет повысить общий уровень свое приспособленности к жизни, выносливости, развивать мускулатуру, улучшить координацию движений качество навыков общей моторики.

Являясь полноценными членами общества, люди с синдромом Дауна могут так же, как их здоровые сверстники, вести активный образ жизни: учиться, работать.

Лица с синдромом Дауна, окончившие специальную (коррекционную) школу могут продолжить обучение в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Это право закреплено в соответствующих указаниях Министерства социального обеспечения РСФСР от 3.11.1989 г. № 1 – 141 — У и от 5.09.1989 г. № 1 — 1316 — 17/16/ 18.

Комплекс мер социально-педагогической деятельности в период профессионального обучения и подготовки к труду подростков (юношей) с синдромом Дауна предполагает следующие направления:

— определение социального статуса;

— организация социально-педагогического сопровождения;

— организация социально-трудовой поддержки.

Социально-педагогическая деятельность в период профессиональной подготовки к труду молодых людей с ограниченными возможностями должна быть ориентирована на важный принцип, который широко используется в мировой практике как оценка уровня интеграции и независимой жизни лиц с синдромом Дауна.

В профессиональной подготовке к труду лиц с синдромом Дауна реализация принципа качества жизни предполагает:

*формирование профессиональной самооценки и самосознания учащихся;

*развитие специфических трудовых навыков;

*профориентацию и трудоустройство;

*трудовую деятельность, в том числе при содействии других или зависимую трудовую деятельность.

Таким образом, людям с синдромом Дауна необходимо дать возможность трудиться на обычных рабочих местах и, тем самым, социальное гражданство.

Также необходимо осуществлять взаимосвязь потребностей, которые имеет каждый человек с синдромом Дауна, и осуществляемых проектов по их профессиональному обучению и включению в социальное общество. Эти проекты имеют следующие цели:

1) сформировать у людей с синдромом Дауна необходимые социальные навыки и навыки самообслуживания, необходимые для работы на рабочем месте;

2) адаптировать социум для включения в него людей с синдромом Дауна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, комплексная психологическая помощь детям с синдромом Дауна повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стоят перед ними.

unsait.ru

Это интересно:

  • Депрессия или энцефалопатия Цереброваскулярные расстройства в пожилом возрасте: Дисциркуляторная энцефалопатия Г. Р. Табеева, Ю. Э. Азимова Дисциркуляторная энцефалопатия Дисциркуляторная энцефалопатия — хроническое заболевание головного мозга, проявляющееся прогрессирующим многоочаговым расстройством его функций, обусловленное […]
  • Признаками алкогольной зависимости являются Признаки алкоголизма Признаки алкоголизма: 1. Влечение к алкоголю 2. Утрата контроля над дозой алкоголя 3. Отсутствие рвоты (рвота – защитный рефлекс защищающий организм от отравы) 4. Увеличение невосприимчивости к алкоголю (толерантности) 5. Регулярные выпивки Первый признак алкоголизма – влечение к […]
  • Аутизм третьей степени Ранний детский аутизм, дети с РДА, признаки, симптомы, помощь, лечение Что такое аутизм? Болезнь аутизм, синдром аутизм, причины, понятие Аутизм – это погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, отгороженностью от внешнего мира, низкой эмоциональностью, склонностью к […]
  • Старческие нарушения сна Нарушения сна в пожилом и старческом возрасте … с возрастом особенности сна меняются, но бессонницу нельзя признать нормальным для пожилых людей явлением. В пожилом и старческом возрасте нарушения сна (инсомния) отмечают около 70% пациентов. По классификации DSM-IV инсомния определяется как дефицит качества и […]
  • Расстройства личности по dsm Расстройства личности по dsm Люди с избегающим (тревожным) расстройством личности жаждут тесных отношений, однако уклоняются от социальных контактов из-за страха быть отвергнутыми и униженными. Основные симптомы избегающего расстройства личности – страх быть отвергнутым и неуверенность в себе. Аналогичные жалобы […]
  • Расстройство личности и поведения это Расстройство личности и поведения это Пограничные психические расстройства личности и поведения, которые в отличие от невротических расстройств не являются тягостными для человека, не вызывают никаких вегетативных нарушений и принимаются как свои собственные особенности. Специфические расстройства личности Психопатия […]
  • Вызвать расстройство личности Вызвать расстройство личности Пограничные психические расстройства личности и поведения, которые в отличие от невротических расстройств не являются тягостными для человека, не вызывают никаких вегетативных нарушений и принимаются как свои собственные особенности. Специфические расстройства личности Психопатия (от […]
  • Панические атаки и тревожные состояния Страх и фобия Панические атаки Паническое расстройство – весьма распространенное заболевание, появляющееся в молодом, социально активном возрасте. Основным проявлением панического расстройства (ПР) являются повторяющиеся приступы тревоги (панические атаки). Панические атаки (ПА) представляют собой необъяснимые, […]