Сказка о заикании

Сказка как метод инициации смыслообразования дошкольника с заиканием

Речь – одна сложная система, составляющие которой меняются в зависимости от мотивов и целей деятельности, от ситуации, от обладания навыком и умением его применить перед постановкой коммуникативной задачи и построить необходимую программу общения. Личностные особенности говорящего, его нервно- психические состояния напрямую влияют на характер речи.

Заикание как речевое недоразвитие заключается в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи Р.Е. Левина, существенно зависящее, с одной стороны, от типа нервной системы, с другой – от разговорной среды, от общего и речевого режимов [3].

Актуальность проблемы в развитии коммуникативных способностей ребенка с заиканием состоит в том, что мало только преодолеть сам речевой дефект заикание. Недостаточно научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его необходимо научить преодолевать страх общения с людьми, вступать в контакт и свободно передавать информацию не зависимо от условий и ситуации общения. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно внедряется в личностное развитие и позже является не столько речевым нарушением, сколько личностно- психологическим.

Сказка, является одним из целесообразных методом обучения дошкольника с заиканием. Она несет в себе, во-первых, глубинный смысл. Во-вторых, сказка способствует раскрытию эстетических переживаний личности дошкольника. В-третьих, четкость образов, занимательность сюжетов, эмоциональность рассказа, точность, выразительность языка делают воздействие сказок сильным. В-четвертых, дети чутко реагируют на интонации, мимику, жесты рассказчика, от которого зависит передача смыслов сказки, ее этическая направленность.

Методика рассказа сказки такова. Рассказать сказку необходимо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточные. Напряженно следя за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний первые впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в закономерность развития событий, яснее становится для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается малыш теперь и в звучание самой речи, что очень важно при таком расстройстве речи, как заикание. Он запоминает какие-то отдельные, понравившиеся ему выражения, своеобразные обороты речи.

Сам процесс восприятия произведения искусства несет радость. Наиболее это ярко проявляется у совсем маленьких детей, которых радует вид красивого рисунка, звучание песенки, содержание которых ему еще мало понятно. В дальнейшем ребенок часто утрачивает в известной степени эту непосредственность восприятия. Главным становится содержание произведения, и, до тех пор, пока ребенок не поймет во всех подробностях, как, каким образом, с помощью чего удается одержать победу над силами зла, он не замечает средств выразительности. Но в то же время повторные прослушивания возвращают ему возможность снова радоваться звучанию уже хорошо знакомой сказки.

Воздействие произведения искусства тем сильнее, чем острее пережил ребенок события сказки, чем больше были захвачены его воображение, чувства. Не все дети одинаково эмоционально воспринимают сказки. Развивать эту способность помогает пример других детей, чутко улавливающих переживания персонажей и умеющих взволнованно передать свои суждения, догадки о поведении персонажей сказки, о чувствах, которые руководят ими, о своей оценке услышанного. Отзывы других ребят, их взволнованность помогут многое уяснить тем, кто не так полно почувствовал драматизм происходящего, для того не так ясна взаимосвязь событий. При следующем слушании сказки они больше сникнут в сказочные ситуации. Обмен мнениями и чувствами между детьми положительно влияет на развитие коммуникативных способностей и преодоление различных страхов.

Несомненно, огромное значение яркого, образного языка художественных произведений в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера переоценить сложно. Дело искусства,- пишет Л.Н. толстой,- состоит именно в том, чтобы делать понятным и доступным то, что могло быть непонятно и недоступно в виде рассуждений. Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего.

Встречи в раннем детстве с доступным художественным словом в сказке – волнение, попытки собственных осмыслений – дают толчок росту тех потенциальных личностных возможностей, которые в дальнейшем могут привести к богатому расцвету не только моральных сил, творческих способностей, но умению преодолевать различные жизненные ситуации, которые могут затруднить развитие ребенка.

1. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. Москва: Детская литература, 1983.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1968.

3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Москва: Просвещение, 1968

4. Толстой Л.Н. Собрание сочинений.- том 15.Москва: Художественная литература, 1983

e-koncept.ru

Психотерапия заикания: от сказки до психосинтеза

По данным разных исследований, среди детей с нарушениями речи, в т. ч. с заиканием, почти 50% — леворукие, т. е. имеют правополушарный тип (у них прекрасно развито воображение), а у 25–30% оба полушария функционируют одинаково.

Имея более чем 20-летний опыт психотерапевтической работы с детьми, страдающими заиканием, могу утверждать: наиболее успешны в работе с ними гибкие и эффективные методы Эриксоновской психотерапии (Милтон Эриксон — известный американский психотерапевт), использующие сказки, истории, притчи, легенды, метафоры. Последние воздействуют на подсознание и образное мышление, имеют эффект резонанса. Некоторые психотерапевты стараются избегать метафоричности, отдавая предпочтение рациональной терапии, директивным приемам. На мой взгляд, у ребенка с нарушением речи, неврозом такой подход может вызвать сопротивление и не дать желаемого результата. С древних времен сказки, мифы и метафоры играют значительную роль в обучении. Все лучшие сказки народов мира содержат универсальный мудрый архетип: добро побеждает зло; учат быть сильными, бороться и побеждать, что само по себе оказывает мощное лечебное воздействие на любую искалеченную душу. Эриксоновская терапия позволяет установить доверительные взаимоотношения как с малышами, так и с подростками, имеющими проблемы в поведении.

В числе лечебных сказок, используемых в нашем отделении для игровой терапии, популярны «Гадкий утенок», «Золушка», «Серая Шейка», «Волшебник Изумрудного города»… Дети очень любят играть в отважного капитана корабля, преодолевающего шторм, — это образ смелости и решительности. Если предложить ребятам самим распределить роли в сказке «Айболит», то, как правило, самый застенчивый вызывается сыграть пирата, самая примерная и невротичная девочка просит роль Бармалея, а мальчик с гиперактивностью и нарушением поведения — доктора Айболита. Таким образом, дети интуитивно, часто спонтанно, в игре могут отреагировать накопленное напряжение, невротические симптомы. Для пациентов с сопутствующими страхами (животных, темноты, одиночества) применяются игровые приемы десенсибилизации. Часто вместе с ребенком придумываем сказку или изменяем финал знакомой ему; одна из импровизаций: «Айболит вылечил зубы Бармалею, и тот стал добрым, начал помогать лечить зверей».

Широко применяем пантомиму: жесты, выразительные мимику и взгляды (во время режима молчания и в процессе ролевых игр), это снимает мышечное и нервное напряжение, уменьшает сверхценное отношение к речи.

Для детей с проблемами в учебе и низкой мотивацией к ней уместны любые истории об обучении. Приведу одну из них — о том, как маленький мальчик учился кататься на велосипеде, держать руль и сохранять равновесие: «…Сколько, бывало, шишек и синяков набьешь! Но в один прекрасный момент замечаешь, что уже никто не поддерживает за багажник, и ты едешь самостоятельно. Что при этом происходит? Чувствуешь себя великолепно, словно становишься чуточку выше, словно дышится легче и глубже. Плечи поневоле распрямляются, улыбка светится на губах, а глаза так и сияют от счастья! Это чувство радости за себя и гордости за свой успех — такое огромное, что просто не вмещается в тебе, высоко поднимает твою голову, придает новые силы. Запомни эти ощущения. Твоя работа над речью сейчас чем-то похожа на такие моменты в жизни».

Результативны приемы нейролингвистического программирования — как для наведения транса, так и для дезактуализации психотравмы, перепрограммирования личности. В состоянии легкого транса можно отправиться в путешествие по волнам воспоминаний — в ситуации успеха, удачи, когда что-то получалось особенно хорошо (ресурсный транс). Дети с заиканием, у которых развито образное мышление, охотно вспоминают свои положительные эмоции. Один ребенок — то, как удачно забил гвоздь и заслужил похвалу дедушки; другой — как впервые прочитал без запинки стихотворение и учительница это отметила перед всем классом… Мы учим пациентов, что в ситуациях, когда что-то не получается, нужно вспоминать эпизоды успеха; это стимулирует процессы интеграции в личности, раскрывает новые возможности для развития.

Психосинтез — метод интеграции личности, направленный на осознание своего истинного «Я». Осознание персонального «Я» — условие психического здоровья, реализация трансперсонального «Я» — признак духовного совершенства. Наша психика не изолирована. Она, по образному выражению психолога Ферруччи, плавает в океане коллективного бессознательного. По теории философа Юнга, коллективное бессознательное содержит опыт всего человечества и передается из поколения в поколение. В психосинтезе применяют 2 основных метода: разотождествление, работу над суб-личностями. Человеку свойственно отождествлять себя с наиболее актуальными элементами личности, предположим, такими: «страдающий спортсмен» (на закате карьеры), «неудачник» и т. д. Подобных субличностей у каждого может быть несколько. Для заикающегося подростка вполне приемлема работа над интеграцией личности; с помощью специальных упражнений уверенную часть его личности удается усилить, а трусливую — ослабить. Можно выбрать идеальную модель личности (образ человека с красивой свободной речью или образ себя в будущем — с хорошей речью, уверенностью в себе) и визуализировать этот образ, запомнить все черты до мельчайших подробностей, впитать в себя — как ресурс для новых полезных изменений. В дальнейшем — работать над формированием новых качеств с помощью самовнушения или систематической тренировки недостаточно развитых функций — памяти, внимания, воображения, четкой неторопливой плавной речи. Анализ личности приводит в конечном итоге к состоянию внутренней гармонии, самодостаточности.

В психосинтезе огромное значение имеют символы. Во всех культурах мира огонь и вода — символ духовного очищения; раскрытие цветка — символ раскрытия способностей; рост молодого растения — символ развития человека и т. д. Мы используем метафоры в сеансах гипноза для улучшения речи: «Представь, как течет спокойная могучая река по равнине, когда она набирает силу, вобрав в себя ручьи, маленькие речки. Она течет спокойно, плавно, неторопливо. Вот точно так же польется и твоя речь». Для избавления от прошлых обид и неудач — сеанс «Голубая лагуна»: «Вода смывает все плохое с души и тела».

Гештальт-терапия эффективна в работе с подростками и взрослыми. Когда человек живет прошлым, к нему приходят чувства печали, гнева, разочарования, обиды. Невротик живет либо прошлым, либо строит несбыточные мечты о будущем. Облегчить душу может катарсис — отреагирование эмоций (например, нужно просто позволить себе поплакать, ведь природа дала нам слезы именно для этого). Говорим пациентам: осознав какое-то негативное чувство, представьте, что вы погрузили его, как багаж, на отлетающий самолет или отходящий поезд. Примите свое прошлое, как бы горько, печально и одиноко вам ни было. Исполнитесь решимости и желания жить дальше, изменить отношение к жизни. Ищите опору в настоящем. Перемены начинаются с того момента, как вы поняли и приняли себя.

Для гармонизации личности необходимо сосредоточить пациента на ситуации «здесь и сейчас», на простых жизненных вещах. Пациентам очень нравятся упражнения «Сад моей души», «Дом моей души». Оказывается, простая работа по наведению порядка в саду или в доме удивительным образом снимает невротические симптомы, упрощает взгляд пациента на свои внутренние проблемы. Многие подростки отмечают после сеансов: «На душе легко, все стало на свои места».

В нашем отделении специалисты проводят огромную работу по об-учению родителей пациентов оптимальному воспитанию заикающегося ребенка, преодолению семейных конфликтов. Семейная психотерапия, обучение родителей приемам свободной речи помогают успешнее интегрировать ребенка с новой, свободной от запинок речью в детский коллектив, наладить взаимоотношения со сверстниками и учителями, развить необходимые качества: уверенность, самостоятельность, веру в успех.

Заикание как хроническое заболевание может в дальнейшем иметь рецидивы. Но дети, прошедшие у нас лечение и обучение, рецидивы переносят легче и быстрее возвращаются к свободной речи (или к речи с легкими редкими запинками).

Опыт показывает: используемые нами в лечении заикания приемы психотерапии в сочетании с логопе-дической и психологической коррекцией позволяют пациентам достаточно эффективно преодолеть болезненные симптомы, способствуют дальнейшему личностному росту, улучшению речи, стойкой социальной реабилитации.

www.medvestnik.by

Волшебная Сказка

86.Заикание

481. Заикание — частое явление на третьем году жизни.

Мы не совсем понимаем причины заикания, но многое о нем уже известно.

Частое заикание — наследственный недостаток. У мальчиков оно бывает чаще,

чем у девочек. Иногда оно начинается при попытке левшу сделать правшой.

Часть мозга, контролирующая движения господствующей руки, тесно связана с

той частью, которая контролирует речь. Если вы заставляете ребенка

пользоваться не той рукой, это влияет на его речь.

Мы знаем, что заикание во многом зависит от эмоционального состояния

ребенка. Нервные дети чаще страдают заиканием. Некоторые дети заикаются

лишь тогда, когда они возбуждены или разговаривают с определенным

человеком. Вот несколько примеров. Один маленький мальчик начал заикаться,

когда в семье появилась новорожденная сестра. Он не показывал своей

ревности открыто: не пытался ударить или ущипнуть ее. Ему просто стало не

по себе. Одна маленькая девочка (2,5 лет) начала заикаться, когда уехал ее

любимый дядя, который долго жил с ними. Через 2 недели заикание

прекратилось. Но когда семья переехала в новый дом, она снова начала

заикаться, скучая по прежнему дому. Через два месяца отца призвали в

армию, вся семья была огорчена, и девочка снова начала заикаться. Матери

утверждают, что ребенок заикается сильнее, когда мать нервничает. Мне

кажется, заиканию особенно подвержены дети, которых ни на минуту не

оставляют в покое в течение дня: разговаривают с ними, рассказывают

сказки, заставляют говорить и читать стихи, демонстрируют их знакомым и

т.п. Иногда заикание начинается, когда отец вдруг решает установить более

Почему же заикание начинается на третьем году жизни? Возможны два

объяснения. В этом возрасте ребенок очень много работает над своей речью.

Раньше он говорил короткими предложениями, чтобы выразить более сложные

мысли. Он начинает предложение 3-4 раза и останавливается, потому что не

может найти нужные слова. Матери надоедает его постоянная болтовня и ей

неинтересно, поэтому она отвечает односложно и рассеянным голосом,

продолжая заниматься своими делами. Ребенок в отчаянии, оттого что он не

может удержать внимание своей аудитории.

Очень возможно, что упрямство, которое является неотъемлемой частью

этого напряженного периода, влияет и на речь ребенка.

Может быть, вам или кому-нибудь из ваших близких пришлось долго и с

трудом избавляться от заикания. Но не расстраивайтесь, если ваш ребенок

заикается. В 9 из 10 случаев заикание само проходит через несколько

месяцев. Только в исключительных случаях заикание становится хроническим.

Не пытайтесь поправлять речь ребенка или вообще беспокоиться об этом.

Лучше проследите, что вызывает его нервное напряжение. Если он был огорчен

вашим отъездом, постарайтесь не уезжать в ближайшие два месяца. Если вам

кажется, что вы слишком много разговариваете с ребенком и заставляете

говорить его, постарайтесь отвыкнуть от этого. Играйте с ним в основном

при помощи действий, а не слов. Есть ли у вашего ребенка достаточно

возможности играть с другими детьми, в обществе которых он чувствует себя

свободно? Достаточно ли у него игрушек и разного оборудования дома и во

дворе, чтобы он мог выдумывать свои собственные игры без вашего

вмешательства? Я не советую вам игнорировать своего ребенка или

изолировать его от себя, но когда вы с ним, постарайтесь вести себя

спокойно и пусть инициатива исходит от него. Если он говорит вам что-то,

постарайтесь внимательно выслушать, чтобы не сердить его. Если ребенка

мучает ревность, подумайте, нельзя ли как-нибудь предотвратить ее. Обычно

заикание продолжается несколько месяцев, то усиливаясь, то стихая. Не

ждите, чтобы оно прекратилось сразу. Будьте довольны постепенным

прогрессом. Если вы не можете понять, что вызвало заикание, посоветуйтесь

с детским психиатром. Не путайте заикание с косноязычием.

Существуют специальные школы исправления речи. Они часто, но далеко

не всегда, помогают исправить дефекты речи. Особенно ценны такие занятия

для детей школьного возраста, которые сами хотят исправить свои речевые

дефекты. Но если ребенок нервный, лучше сначала посоветоваться с детским

психиатром, чтобы попытаться установить и устранить причину нервозности.

book-skazka.narod.ru

Статья по логопедии по теме:
Сказкотерапия в контексте сеанса снятия заикания

Понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму», в работе с детьми мы обратились к ее разновидности — сказкотерапии. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. При бесхитростном содержании, простоте композиции и сюжета сказка несёт в себе большой педагогический и психотерапевтический потенциал.

Работа со сказкой присутствует на всех этапах коррекционного процесса: пропедевтическом (подготовительном) этапе, сеансе снятия заикаиния — эмоционально-стрессовой психотерапии, этапе активной групповой логопсихотрапии и контрольно-поддерживающем этапе. В данной статье мы рассмотрим метод сказкотерапии на II этапе — сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ).

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в контексте сеанса снятия заикания

Зиздо Н.В., учитель-логопед,

МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок», г. Таганрог

Более 10-ти лет на базе МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога проводится коррекционная работа с заикающимися дошкольниками по системе семейной групповой логопсихотерапии. Данная система, разработанная в 1960-80 гг. Ю.Б. Некрасовой для заикающихся подростков и взрослых, была адаптирована нами применительно к дошкольному возрасту. Один из важных элементов логопсихотерапии — библиотерапия. Понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму», в работе с детьми мы обратились к ее разновидности — сказкотерапии. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. При бесхитростном содержании, простоте композиции и сюжета сказка несёт в себе большой педагогический и психотерапевтический потенциал.

Для подростков и взрослых сеанс снятия заикания был разработан К.М.Дубровским. Ю.Б. Некрасова сделала свою аранжировку данного сеанса и определила его как «подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания» [4] . В работе с заикающимися детьми направленное психическое воздействие осуществляется посредством применения игровой психотерапии. Это сеанс-сказка, сеанс-игра, где проигрывание ролевых характеров сказочных героев направлено на разрушение коммуникативно-поведенческих стереотипов, сложившихся в период заикания, и формирование новых коммуникативно-речевых умений заикающихся детей на основе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности, в частности – в разностороннем знакомстве со сказкой.

В отличие от сеанса одномоментного снятия заикания у взрослых (по К.М. Дубровскому) успех сеанса ЭСПТ для заикающихся дошкольников не является результатом одномоментного воздействия логопсихотерапевта. В о многом он определяется большой предварительной работой , направленной на мотивационную включённость заикающихся детей и их родителей в предстоящий коррекционный процесс и создание психологического состояния готовности к сеансу.

Подготовка к сеансу с детьми длится 1,5 месяца и включает подбор коммуникативно-поведенческого образа для каждого дошкольника и работу над его созданием на основе характеристики сказочного героя. Правильный подбор образов сказочных героев для детей обеспечивается логопсихотерапевтической диагностикой, выстроенной также с применением сказок. В основе создания «портрета неповторимости» ребёнка и его семьи лежит принцип выявления «внутренней картины здоровья» (по Ю.Б.Некрасовой) в отличие от традиционной «внутренней картины болезни» (по А.Р. Лурия). В этом случае выявляется не только степень и формы нарушения речи и общения у ребёнка, но и определяется его личностно-коммуникативный статус, обнаруживается скрытый личностный творческий потенциал.

В силу возрастных особенностей дошкольников, не владеющих навыками чтения и письма, работа над текстом сказок проводят логопед и воспитатель. Организуется первичное ознакомление детей со сказками, создаются условия для дальнейшего отреагирования чувств ребёнка и проводится фиксирование их эмоционального отклика. Наиболее приемлемой формой работы со сказкой стало её совместное проигрывание с детьми с последующим обсуждением и анализом текста. Такое глубокое погружение позволяет увидеть в каждом конкретном ребёнке героя определённой сказки и индивидуализировать процесс вхождения в роль. Нами используются сказочные образы Царевны Лебедь, Королевича Елисея, Мальвины, Буратино, Маленькой феи, Знайки, Чиполлино, Дюймовочки и др.

Поскольку создание нового коммуникативно-поведенческого образа направлено на развитие личности заикающегося ребёнка, выбор сказочного героя для него должен быть также тщательно продуман с точки зрения эталонов доступной ему речи. На подготовительных занятиях мы знакомим детей с различными речевыми характеристиками сказочных персонажей: например, певучесть, слитность, звучность речи демонстрируется с помощью образа Царевны Лебедь; через образ Знайки вводится эталон «умной речи», предполагающий ясное, чёткое, медленное проговаривание слов; говоря про Буратино, логопед обращает внимание детей на его звонкую, как колокольчик, и чёткую речь.

Важная задача логопсихотерапевта на подготовительном этапе — распознавание особенностей личности ребёнка. Здесь также помогает сказка. Понимание личностных смыслов в сказкотерапии происходит через толкование полученных в результате обратной связи «текстов» от детей: ответов на вопросы, стенограмм бесед, их рисунков и эмоциональных откликов на произведение. Такой углубленный анализ позволяет определить не только личностно-коммуникативный статус заикающегося, но и, что для нас более важно, увидеть точки роста каждого ребёнка.

На этапе идентификации ребёнка со сказочным персонажем большое внимание обращается на понимание и привыкание его к роли . Для этого на занятиях по сказкотерапии мы не только читаем отрывки из сказок, но и прослушиваем их звукозаписи, рассматриваем иллюстрации. Внимание детей обращается на черты лица героя, его одежду, особенности речи и поведения. Дальнейшая творческая переработка полученной информации происходит в изобразительной деятельности: рисовании, лепке и аппликации. Освоение эталонных речевых блоков, соответствующих сказочному образу, происходит в основном по механизму подражания.

В результате большой подготовительной работы к моменту проведения сеанса эмоционально–стрессовой психотерапии у детей формируется установка на принятие соответствующей игровой роли, повышается мотивационная включённость в предстоящий процесс «сказочного превращения» и появляется желание воплотить свой новый опыт, что проявляется в нетерпении перед сеансом, эмоциональной вовлечённости в предстоящую новую деятельность. Но окончательное введение в роль происходит непосредственно на сеансе ЭСПТ.

Со стороны логопсихотерапевта проведению сеанса предшествует глубокая аналитическая работа по написанию текста сценария данного сеанса. Основой такого текста является специально придуманная или подобранная сказка. Это может быть встреча с Маленьким принцем в Звёздной стране, или путешествие в Изумрудный город, совместные поиски Синей птицы Счастья, или путешествие на планету Красивой речи. Цель составления необычного рода сценария-сказки мы видим в возможности создания особой сказочной атмосферой, в которой могут проявляться потенциальные качества личности каждого заикающегося ребёнка, ещё не реализованное им в силу каких-либо обстоятельств. Обыгрывание определённого сюжета, единого сказочного замысла также позволяет обеспечить высокую мотивационную заинтересованность его участников на всём протяжении «сказочного путешествия», в форме которого проводится сеанс.

Важной частью сеанса является текст индивидуального внушения – обращение к каждому ребёнку на сцене. Отметим, что здесь необходимый целебный эффект имеют только такие значимые и образные слова, которые смогут передать уникальность личности конкретного ребёнка, помогут раскрыть его потенциальные личностные и коммуникативные возможности. Как замечает Н.Л.Карпова, «внушить можно только то, что уже имеется в подсознании человека, к чему у него уже есть предрасположенность» [2: 326] , — это относится во многом и к ребёнку, — то есть индивидуальное внушение должно быть «адресным».

Так, посредством введения коммуникативно-поведенческого образа Королевича Елисея мы внушаем ребёнку уверенность в своих силах, подчёркиваем сильные стороны его личности: «Ты прекрасно разбираешься в самом главном: ты знаешь, что такое честность, справедливость, чем отличаются добро и зло; ты сочувствуешь обиженным, помогаешь слабым. И от этого сам становишься сильнее». Делаем акцент на речевой характеристике персонажа: «Речь Королевича твёрдая, громкая и уверенная. Думай красиво, говори еще лучше!». В обращении к девочке с повышенной тревожностью и очень тихим голосом, опираясь на достоинства её характера, подчёркиваем скрытые возможности: «Так и хочется назвать тебя Дюймовочкой – крохотной девочкой с огромным добрым сердцем. За хрупкой внешностью скрываются терпение и сила». Акцентируем внимание на том, что, несмотря на маленький рост Дюймовочки, её голос услышала даже ласточка в небе. В соответствии с образом Знайки подчёркиваем любознательность и рассудительность ребёнка, отмечаем его авторитет среди друзей, внимательное отношение к окружающим.

При проведении сеанса ЭСПТ для детей мы используем основные элементы сеанса снятия заикания у подростков и взрослых, разработанного К.М.Дубровским в аранжировке Ю.Б.Некрасовой [4], а также опыт проведения сеанса с младшими школьниками Е.Ю.Рау [5] . Модифицированный нами вариант сеанса-сказки для заикающихся дошкольников состоит из трёх основных частей:

1. Организация мотивационной включённости детей в сеанс . Создаётся установка на необходимость сказочного превращения. Разъясняются условия такого превращения (тем самым постепенно происходит введение детей в суггестивное состояние).

2. Императивное индивидуальное внушение в форме обращения к ребёнку в его роли как к сказочному персонажу. Проводится непосредственное «превращение» в сказочных героев. Ситуация волшебства усиливает идентификацию ребёнка с героем сказки.

3. Введение в речь . Осуществляется индивидуальное поэтапное введение в речь от её сопряженно-отражённой к вопросно-ответной, а затем к спонтанной форме.

Следует отметить, что с помощью роли на сеансе вводятся не расчленённые элементы речевых правил, как это принято в традиционных логопедических методиках, а обобщённая речевая модель, содержащая в себе целые блоки эталонов речи. В данном случае контроль над речью, предполагающий осознание речевых правил, ослабевает, и автоматически включается подсознательный уровень восприятия речи по механизму простого подражания сказочному герою. Этому способствует и интонационный образ роли, — как подчеркивал Н.И.Жинкин, интонация – средство, непроизвольно регулирующее непрерывность речевого потока. Поэтому сценарий содержит тщательно продуманные речевые образцы, соответствующие не только характеристике персонажа сказки, но и возможностям самого ребёнка.

Результатом сеанса для заикающихся дошкольников является очевидный факт публичного общения со зрителем. Тем самым реализуется непосредственная цель сеанса – помочь ребёнку услышать свою «новую», раскованную речь в трудных условиях коммуникации (присутствие многих людей в зале), что способствует укреплению уверенности детей в своих возможностях.

Достижению речевого и коммуникативного успеха детей на сеансе безусловно способствует вовлечение их родителей и ближайших родственников в процесс сказкотерапии на подготовительном этапе и их непосредственное участие в сеансе в качестве активных и заинтересованных зрителей. Глубокая эмоциональная вовлечённость родителей создаёт высокую энергетику зала, обеспечивая «энергетический резонанс», «взаимную настроенность» детей, зрителей и ведущего сеанс логопсихотерапевта [3, с.115].

Первый публичный речевой успех ребёнка в сказочной роли значительно облегчает весь дальнейший процесс коррекции заикания. По окончании коррекционного процесса мы отмечаем у детей преодоление излишней тревожности, расширение круга общения, развитие коммуникативных навыков и качеств, а также наблюдаем положительную динамику формирования адекватной самооценки ребёнка, — и здесь нам также помогают сказочные герои. То есть метод сказкотерапии применяется на всех этапах семейной групповой логопсихотерапии.

  1. Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. — Таганрог: ПТ «Нюанс», 2005.
  2. Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии / Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С.Лейтес, Н.Л..Карпова, О.Л.Кабачек. — М.: Школьная библиотека, 2005. С.296-339.
  3. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ: Флинта, 2003.
  4. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством /Под ред. Н.Л.Карповой. — М.: Смысл, 2006.
  5. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников /Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя. Сост. Н.П. Вайзман. — М.: Просвещение, 1992. с.19-24.

nsportal.ru

Это интересно:

  • Скажем нет депрессии Скажем “НЕТ” осенней депрессии С деревьев облетают желто-рыжие листочки, а вместе с ними исчезают и остатки хорошего настроения. По ночам одолевает бессонница, а днем, напротив, веки сами собой опускаются в непреодолимой сонливости. Близкие люди начинают раздражать. Словно чертики из табакерки выскакивают из недр […]
  • Эко синдром дауна Я испортила жизнь своим детям! "Неужели это я виновата в том, что мои близнецы родились с синдромом Дауна?" - такой вопрос задает себе 39-летняя Мелани Прескотт из Великобритании. Женщина корит себя за то, что прошла через процедуру ЭКО. Когда в прошлом году Мелани сообщили о том, что в ходе ЭКО ей удалось зачать […]
  • Боязнь в кинотеатре Почему при ВСД возникает страх езды в транспорте? ВСДшник, который совсем ничего не боится, – действительно, уникальное существо, настолько редкое, что заслуживает медали. Вегето-сосудистая дистония и страх – почти синонимы. Следует отметить, что страхи ВСДшников всегда имеют чёткое внутреннее обоснование и никогда […]
  • Режим при неврозе Режим при неврозе Так называют комплекс заболеваний, которые имеют в своей основе временные нарушения психической деятельности, носящие функциональный характер. Они могут возникать в результате перенапряжения нервных процессов при действии продолжительной травмирующей ситуации (стресс, переутомление), при […]
  • Лечение нервозности депрессии Нервозность: причины и как избавиться от нервозности. Лечение нервозности Все процессы в нашем организме регулируются нервной системой, и именно она отвечает за состояние нашего здоровья. В настоящее время учёными уже установлено, что подавляющее большинство заболеваний обусловлено психосоматическими причинами, а […]
  • Психические расстройства при энцефалите Психические расстройства при энцефалитах, симптомы клещевого энцефалита Эпидемический, клещевой (весенне-летний), японский и другие энцефалиты являются первичными инфекционными заболеваниями головного мозга. Они возникают в виде осложнений при общих инфекциях (например, при кори, эпидемическом паротите и […]
  • Симптомы стресса и переутомления Переутомление и утомление, симптомы, признаки и как лечить Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru. Сегодня затронем тему здоровья. Часто нашему хорошему самочувствию препятствует множество факторов. Это стресс, депрессия, всякие болезни, бессонница и, конечно же, усталость. В этой статье поговорим о […]
  • Заикание это симптом Причины и симптомы заикания Что такое заикание? Заикание – самый распространенный вид речевых расстройств. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. При заикании наблюдаются нарушения согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи. Для здорового […]