Стадии клинической депрессии

Что такое депрессия, стадии депрессии

Что такое депрессия?

Автор — Солодовникова Оксана Владимировна (врач-психотерапевт).

Большинство людей под этим словом подразумевают, прежде всего, подавленное настроение. Депрессия харектиризуется триадой симптомов: замедление физической, умственной деятельности и изменениями в сфере чувств и эмоций. Психиатр или психотерапевт отметит снижение двигательной активности, трудности при умственной работе, снижение концентрации, наличие сниженного настроения, апатии, тоски.

Все депрессии разделяются на два типа.

Первый тип – это эндогенная депрессия, то есть заболевание возникает само по себе, без влияния внешних факторов, стрессовых ситуаций. Второй тип депрессии – экзогенный, зависит от воздействия на психику человека стрессовой ситуации. По-другому вторая депрессия называется еще психогенной или депрессивным неврозом.

Такой критерий, как ухудшение состояния в утреннее время и улучшением к вечеру, говорит больше в пользу эндогенной депрессии. И наоборот, ухудшением состояния в вечернее время и улучшение к утру в пользу психогенной депрессии. Следует отметить, что психогенная депрессия, повторяющаяся несколько раз, меняет характер течения и клинические проявления, постепенно переходя в эндогенную. Поэтому так важно во время пройти лечение у психиатра или психотерапевта.

Стадии депрессии

На первой стадии депрессия характеризуется следующими симптомами – нарушениями сна, аппетита, вялостью, снижением мышечного тонуса, пессимизмом, снижением способности испытывать радость, соматовегетативными расстройствами.

На второй стадии депрессия проявляется общей подавленностью, снижением настроения, чувством смутной тревоги, глубоким пессимизмом, трудности при умственной работе заключаются в сниженной концентрации, ощущается физическая слабость. На этом этапе все больше нарастает чувство тоски, безотчетной тревоги, беспокойства, апатия, безразличие, равнодушие.

На третьей стадии, депрессия представляет собой классическую меланхолию, но без бредовых идей. Утяжеляется состояние тревоги, тоски, нет чувств, желаний, появляются мысли о безысходности. Больной на данном этапе ощущает, что он всегда был таким и навсегда таким останется. Появляются суицидальные мысли – мысли о нежелании жить. На этом этапе исчезают суточные колебания состояния. Дальнейшее развитие все-таки говорит в пользу эндогенной депрессии.

На четвертой стадии депрессия характеризуется появлением бредовой меланхолии. Для больных характерны следующие высказывания: «Все плохо, ничего изменить нельзя», «Свои присутствием я мешаю другим (или отравляю жизнь близким)», «Я грешен (я плохой) и должен понести наказание», «Смерть – это счастливое избавление». Суицидальные мысли постепенно переходят в суицидальные попытки. Если больной на этом этапе двигательно заторможен, то риск суицида снижается, но если двигательная активность сохранена, то становится возможен завершенный суицид.

Сложность заключается в том, что по мере того, как развивается депрессия, больной становиться все более замкнутым, не охотно общается с окружающими. А значит, он не высказывает открыто свои суицидальные мысли. Поэтому, когда больной все-таки совершает суицидальную попытку, то для его близких это становиться шоком. Ведь часто они даже не подозревают, что твориться внутри у больного. Когда больной проходит лечение, то первой восстанавливается двигательная активность, в то время как глубина самой тоски, депрессии еще не меняется, и тогда тоже высок риск совершения суицида.

Из вышесказанного следует, что своевременная помощь специалиста – психиатра или психотерапевта, может предотвратить развитие депрессивной симптоматики. А в некоторых тяжелых случаях может потребоваться и стационарное лечение, так как круглосуточный контроль становиться жизненной необходимостью.

Депрессия не так уж редко встречающееся заболевание. Очень часто как экзогенные, так и эндогенные депрессии не проявляются такой ярко выраженной симптоматикой. Более того, симптомы замаскированы таким образом, что человек предъявляет массу жалоб соматического характера. Человек может жаловаться на головные боли, боль в области желудка, сердца и на работу других органов, а на самом деле депрессия «замаскировалась», и, продолжая лечение у терапевта, кардиолога, гастроэнтеролога, человек не будет получать эффекта от лечения.

В следующих статьях я расскажу о лаврированной депрессии, когда на передний план выходят соматические жалобы, а также о современном лечении депрессий.

Сейчас я привожу ниже тест для определения уровня депрессии.

Тест на уровень депрессии

В нем 20 вопросов, вам необходимо выбрать тот вариант, который больше соответствует вашему нынешнему состоянию. Выберите вариант а, б, в или г.

1. Как я себя чувствую?
а) я чувствую себя хорошо;
б) мне часто бывает плохо;
в) мне все время грустно, я не могу ничего с собой поделать;
г) мне так скучно и грустно, что я не в силах больше терпеть.

2. Как я отношусь к будущему?
а) будущее не пугает меня;
б) я боюсь будущего;
в) меня ничего не радует;
г) мое будущее беспросветно.

3. Как я отношусь к жизни?
а) в жизни мне большей частью везло;
б) неудач и провалов было у меня больше, чем у других;
в) я ничего не добилась в жизни;
г) я потерпела в жизни полное фиаско,

4. Испытываю ли я радость?
а) я не могу сказать, что я неудовлетворенна;
б) как правило, я скучаю;
в) что бы ни делала, ничто меня не радует, я как заведенная машина;
г) меня не удовлетворяет абсолютно все.

5. Как я отношусь к окружающим людям?
а) у меня нет ощущения, что я постоянно обижаю окружающих;
б) может, я и обидел (а) кого-то сам (а) того не желая, но мне об этом ничего не известно;
в) у меня такое чувство, будто я приношу людям одни несчастья;
г) я плохой человек, потому что слишком часто обижала других людей.

6. Как я отношусь к себе?
а) я обычно в ладах с собой;
б) иногда я чувствую себя несносной;
в) порой я испытываю комплекс неполноценности;
г) я совершенно никчемный человек.

7. Как я отношусь к своим «плохим» поступкам?
а) у меня складывается впечатление, будто я совершила что-то, заслуживающее наказание;
б) я чувствую, что понесу наказание за свои провинности;
в) я знаю, что заслуживаю наказания;
г) я хочу, чтобы жизнь меня наказала.

8. Как я отношусь к себе?
а) Чувство разочарования в себе для меня не характерно;
б) я много раз испытывала разочарование в себе;
в) я не люблю себя;
г) я себя ненавижу.

9. Какой я?
а) я обычный человек;
б) я нередко допускаю ошибки;
в) мне катастрофически не везет;
г) я сею вокруг себя одни несчастья.

10. Продолжение 6 вопроса.
а) я не обижаюсь на себя;
б) иногда мне хочется сделать решительный шаг, но не хватает отваги;
в) лучше было бы вовсе не жить;
г) мне надоело жить.

11. Как часто я плачу?
а) у меня нет причин плакать;
б) случается, что я плачу;
в) я плачу постоянно, никак не могу выплакаться;
г) раньше я плакала, а теперь не могу, даже если очень хочется.

12. Продолжение вопроса 1.
а) я спокойна;
б) я легко раздражаюсь;
в) я нахожусь в постоянном напряжении и готова взорваться в любой момент;
г) мне все безразлично: вещи, которые прежде раздражали меня, перестали меня касаться.

13. Как я принимаю решения?
а) принять решение для меня не проблема;
б) иногда я откладываю решение на потом;
в) принимать решения для меня проблематично;
г) я вообще ничего никогда не решаю.

14. Как я выгляжу?
а) мне кажется, что я выгляжу плохо или хуже, чем прежде;
б) меня волнует, что я неважно выгляжу;
в) чем дальше, тем хуже я выгляжу;
г) у меня просто отталкивающая внешность.

15. Как я совершаю поступки?
а) совершить поступок для меня не проблема;
б) мне приходиться заставлять себя, чтобы сделать какой-либо шаг;
в) чтобы решиться на что-либо, я должна очень много поработать над собой;
г) я вообще не способна что-либо реализовать.

16. Как я сплю?
а) я сплю спокойно и хорошо высыпаюсь;
б) по утрам я просыпаюсь более утомленной, чем засыпала;
в) я просыпаюсь рано и чувствую себя не выспавшейся;
г) иногда я страдаю бессонницей, просыпаюсь по несколько раз на ночь; в общей сложности сплю не более 5 часов в сутки.

17. Продолжение вопроса 1.
а) у меня хорошая работоспособность;
б) я быстро устаю;
в) я чувствую себя уставшей, даже если ничего не делаю;
г) я настолько устала, что ничего не могу делать.

18. Каков мой аппетит?
а) мой аппетит нисколько не изменился;
б) у меня уменьшился аппетит;
в) аппетит у меня стал гораздо хуже, чем прежде;
г) у меня вообще нет аппетита.

19. Как я общаюсь с окружающими?
а) я люблю бывать на людях;
б) мне приходится заставлять себя встречаться с людьми;
в) у меня нет никакого желания бывать в обществе;
г) я нигде не бываю, люди не интересуют меня, меня вообще не волнует ничто постороннее.

20. Каково ваше здоровье?
а) я чувствую себя вполне здоровой и слежу за своим здоровьем;
б) у меня постоянно что-то болит;
в) мое здоровье серьезно пошатнулось, я не перестаю об этом думать;
г) мое самочувствие ужасно, боли изводят меня.

Подсчет результатов. За ответы на пункт а начислите 0 баллов, за ответы на пункт б – 1 балл, на пункт в – 3 балла, г – 4 балла. Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали от 0 до 4 баллов – депрессии у вас нет, если 5-7, то у вас состояние легкой депрессии, 8-15 баллов у вас депрессия средней степени, обратите внимание на свое состояние посетите врача. Если вы набрали более 16 баллов – врачебное консультирование вам необходимо.

Самое важное — лечением депрессии на любой ее стадии должен заниматься профессиональный специалист!

Подробнее на индивидуальном тренинге в записи здесь «Между болезнью и смертью. Как найти в болезни исцеляющую силу?»

Подробнее на индивидуальном тренинге с сопровождением по е-мейлу и скайпу «Между болезнью и смертью. Как найти в болезни исцеляющую силу?»

solodovnikova.org

Депрессию выявили на ранней стадии по фото в Instagram

Люди, страдающие депрессией, предпочитают черно-белые фильтры и часто делают селфи.

Клиническая депрессия остается одним из самых распространенных расстройств психики в мире. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, депрессией страдают более 300 миллионов людей по всему миру. Диагностировать клиническую депрессию сравнительно трудно.

Однако к врачу-специалисту обращаются далеко не все люди, имеющие симптомы депрессии. Многие потенциальные пациенты, напротив, пытаются скрыть проявления заболевания. Исследование 2011 года показало: более 40% пациентов назвали одну или несколько причин не сообщать о депрессивных симптомах врачу общей практики. Среди этих причин опрошенные называли страх перед назначением антидепрессантов и побочными эффектами препаратов, посещением психиатра и недоверием окружающих. Так как методы самооценки в этом случае не позволяют эффективно выявить расстройство, ученые ищут другие способы диагностики. Одно из перспективных направлений — разработки в области анализа больших данных.

Исследователи из Гарварда и Университета Вермонта представили алгоритм, способный выявить депрессию на ранней стадии с 70-процентной эффективностью. По словам ученых, врачи общей практики безошибочно диагностируют расстройство лишь в 42% случаев. Ученые проанализировали 43950 фотографий из 166 профилей в социальной сети Instagram. У 71 участника исследования когда-либо диагностировали депрессию. Чтобы определить интенсивность проявлений расстройства, ученые использовали опросник CES-D (Center for Epidemiologic Studies Depression Scale). В ходе этого теста пациента просят оценить, насколько он согласен с утверждениями типа «Я часто чувствую себя подавленным» или «Я хотел навредить себе».

Затем исследователи соотнесли общее количество фотографий каждого пользователя, количество его фотографий в день, количество реакций («лайков» и комментариев) на каждый снимок. С помощью системы распознавания лиц ученые оценили, насколько часто на фотографиях появляются люди. Также исследователи проанализировали цветовую модель фотографий и наиболее часто используемые фильтры. В изученной цветовой модели HSV координатами цвета служат тон (hue), насыщенность (saturation) и значение цвета (value).

Анализ показал: люди, склонные к депрессии, использовали синие и серые оттенки чаще, чем контрольная группа. Общий колорит их фото оказался более темным. Самым популярным в этой группе фильтром для обработки изображений стал Inkwell, делающий изображение черно-белым. Люди без симптомов депрессии чаще всего выбирали «теплый» фильтр Valencia. Также на фотографиях тех, кто страдал депрессией, чаще появлялись лица, но количество людей на каждом фото было в среднем меньше. Ученые высказали несколько возможных причин такого соотношения. Согласно одной из них, при депрессии количество социальных контактов сокращается. Вторая версия такова: люди с симптомами депрессии размещают в Instagram больше снимков-селфи.

После завершения анализа ученые попросили волонтеров оценить некоторые из исследованных фотографий. Добровольцы указывали, насколько интересной им кажется фотография, какое настроение на ней преобладает и заслуживает ли фотография «лайка». Фотографии людей, страдающих депрессией, чаще оценивали как «грустные» и реже как «счастливые». Однако люди справились с выявлением депрессии хуже, чем алгоритм.

Ученые полагают, что такие технологии помогут снизить количество ложных диагнозов.

Исследование опубликовано в журнале EPJ Data Science.

Ранее эксперты признали Instagram самой опасной для здоровья пользователей социальной сетью.

naked-science.ru

Психологи: по фотографиям в соцсетях можно выявить депрессию

О психологических проблемах могут свидетельствовать, в том числе, некоторые фильтры

09.08.2017 в 18:10, просмотров: 5146

Фотоснимки, которые тот или иной человек размещает на своей страничек в Instagram, а также используемые фильтры могут рассказать о состоянии его психики больше, чем может показаться на первый взгляд. К такому выводу пришла группа ученых, представляющих Гарвардский и Вермонтский университеты. Как утверждают специалисты, по фотографиям в соцсети можно с довольно высокой степенью точности выявить депрессию на ранней стадии.

Хотя в обиходе депрессией зачастую называют попросту затянувшийся период плохого настроения или лёгкой апатии, данное психическое расстройство представляет собой серьёзную проблему, затрагивающую сотни миллионов людей по всему миру. При этом далеко не все люди с симптомами клинической депрессии, в особенности на ранних стадиях, принимают решение обратиться к специалистам, и даже если они принимают такое решение, диагностировать психологическое заболевание во время первого же посещения бывает непросто. Авторы исследования решили проверить, могут ли психологи ли в качествен дополнительной «подсказки» использовать фотографии, которые человек размещает в интернете.

Специалисты разработали специальный алгоритм, с помощью которого проанализировали без малого 44 тысячи фотографий, размещённых 166 различными пользователями. У 71 из этих пользователей клиническая депрессия ранее была диагностирована психиатрами.

В результате алгоритм оказался способен в 70 процентах случаев «угадать», что человек страдает от депрессии, а в 30 процентах случаев даже предсказать её наступление по фотографиям, сделанным ранее. Специалисты утверждают, что подобные результаты даже более точны, чем результаты доклинической проверки психиатра.

Как оказалось, «симптомами» депрессии могут быть фотографии, на которых отсутствуют яркие краски, а также применение фильтров, яркость красок снижающих (особенно чёрно-белых).

Стоит отметить, что ранее ряд средств массовой информации уже писал о данном исследовании, однако на тот момент оно было доступно лишь в форме препринта, теперь же его опубликовал рецензируемый научный журнал под названием EPJ Data Science, что можно считать своего рода формальным «признанием» полученных результатов научным сообществом.

www.mk.ru

Депрессия на острие науки

По данным ВОЗ, депрессией в мире страдает более 350 млн человек, а по количеству лет, прожитых с подобной инвалидностью, это заболевание занимает первое место в мире. Более 800 000 человек погибает ежегодно в результате самоубийства – второй по значимости причины смерти среди людей в возрасте 15–29 лет. Бремя депрессии и других нарушений психического здоровья растет в глобальных масштабах. Большой междисциплинарный проект «Склонность к депрессии и функциональная организация осцилляторных сетей мозга», проходящий при финансовой поддержке РНФ, объединил ученых из разных областей науки – медиков, нейрофизиологов, генетиков, психологов, психолингвистов и многих других – чтобы понять истоки и определить факторы риска социально значимых психических заболеваний, таких как тревожно-депрессивные нарушения, депрессия, аутизм и т. д.

Проект «Склонность к депрессии и функциональная организация осцилляторных сетей мозга» под руководством заведующего лабораторией дифференциальной психофизиологии Института физиологии и фундаментальной медицины (Новосибирск), д. б. н. Г. Г. Князева включает в себя три направления. Первое – выявление у здоровых людей склонности к расстройствам психики и обнаружение болезни на ранней стадии, до проявления клинических симптомов, а также анализ эффективности терапии больных. Мы анализируем причины склонности здоровых людей к заболеванию и выявляем индивидуальные особенности развития болезни. Второе направление – изучение социокультурных и климатических особенностей, влияющих на развитие аффективных расстройств у людей, живущих в различных регионах Сибири. И третье направление нашей работы связано с изучением возрастных особенностей школьников 1—4 классов и выявлением у них факторов риска невротических заболеваний, расстройств внимания, возникновения депрессий.

Депрессия на МРТ

Развитие депрессии связано со значительными изменениями в когнитивной и эмоциональной сферах, и эти изменения можно выявить с помощью методов функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и электроэнцефалографии (ЭЭГ), причем потенциально – на ранних стадиях, когда еще отсутствует клиническая картина заболевания. С помощью этих методов можно определить группы риска, контролировать эффективность лечения и самое важное – получить информацию, необходимую для понимания механизмов возникновения болезни.

Скорость развития методов электроэнцефалографии и функциональной магнитно-резонансной томографии – как самих платформ, так и методов обработки данных – просто поражает. Например, размеры оборудования для регистрации ЭЭГ в последние годы существенно уменьшились. Сейчас такой аппарат можно легко носить с собой.
Одно из направлений работы и одна из задач, стоящих перед математиками и физиками – поиски способа совмещения различных технологий нейровизуализации для одновременного сбора данных гемодинамики (фМРТ), и электрофизиологической активности (ЭЭГ). Дело в том, что МРТ дает хорошее разрешение в пространстве, позволяет видеть структуры, расположенные на расстоянии 1 мм друг от друга и оценивать гемодинамические процессы в каждой из них, но имеет слишком маленькое временное разрешение – если процесс происходит быстрее, чем за несколько секунд, его просто невозможно заметить. ЭЭГ позволяет получить хорошее разрешение во времени, всего две миллисекунды, но точность пространственной локализации составляет только ± 3–5 см

Наш проект мультидисциплинарный, в нем принимают участие ученые совершенно разных специальностей – от психологов и лингвистов до физиологов и программистов. Поэтому и инструментарий наш разнообразен: помимо обследования методами фМРТ и ЭЭГ, мы собираем большое количество данных о каждом человеке: анкеты с биографическими подробностями, социальным статусом и религиозными убеждениями; проводим психологические опросы и поведенческие тесты, а также определяем генетические маркеры депрессии – полиморфизмы генов, кодирующих транспортер нейромедиатора серотонина для каждого пациента. Для этого мы берем пробу биологического материала – буккального эпителия (соскоб клеток с внутренней стороны щеки).

Считается, что одно из клинических проявлений депрессии – это повышенная тревожность. Однако в рамках проекта мы провели исследование механизмов депрессии и тревожного расстройства и выяснили, что эти состояния имеют принципиально разные механизмы.

Все нервные клетки, находящиеся в разных отделах мозга, но работающие на одной частоте электрофизиологических колебаний составляют осцилляторную нейронную сеть мозга. Каждая из осцилляторных сетей выполняет в головном мозге определенный класс задач. Например, существуют сети, регулирующие внимание, память, эмоциональную оценку внешних событий и т. д.

Мы проанализировали работу осцилляторных нейронных сетей покоя, которые подразделяются на сети, положительно связанные с задачей (task positive networks) и отрицательно связанные с задачей (task negative networks). Сети покоя – это участки мозга, которые взаимодействуют между собой, когда человек ничего не делает. В случае необходимости решения какой-то задачи положительно связанные с задачей сети усиливают свою работу, а негативно связанные с задачей сети в этот момент снижают свою активность в сравнении с состоянием покоя (Князев и др., 2015).

НАШ ПОМОЩНИК МРТ Вместе с А. Н. Савостьяновым мы в прошлом году работали над проектом № 87 по интеграции СО РАН и СО РАМН, связанным с изучением генетических особенностей народов Сибири. Глобальная идея состояла в выявлении изменчивости гена, кодирующего белок-транспортер серотонина – одного из важнейших нейромодуляторов центральной нервной системы, определяющего базовые личностные характеристики (скорость реакции, уровень тревожности и т. д.).
Генетическая часть этой работы выполнялась в профильных институтах, а мы занимались функциональной магнитно-резонансная томографией – определяли реакцию мозга испытуемых при получении разнообразных стимулов. Для этого использовались компьютерные игры «со стрельбой», классические психологические тесты, задачи абстрактного характера.
Магнитно-резонансная томография сегодня позволяет в прямом смысле увидеть работу мозга в масштабе реального времени. Когда в какой-то зоне мозга начинается активная работа, там повышается потребление энергии и, соответственно, происходит трансформация гемоглобина: оксигемоглобин, обратимо соединенный с кислородом, превращается в дезоксигемоглобин («восстановленный» гемоглобин). Ключевыми факторами являются различия магнитных свойств разных форм гемоглобина, соотношение между которыми и определяет уровень сигнала МРТ. В результате мы можем идентифицировать зоны активности и оценить уровень активации при любом действии испытуемого.
В группу наших испытуемых вошли студенты Тувинского государственного университета и Новосибирского государственного университета. Выборка оказалась достаточной, чтобы мы смогли получить достоверные данные относительно связей между генетическими и поведенческими характеристиками.
Как известно, ген транспортера серотонина может быть предоставлен в разных формах: с «короткими» и «длинными» вариантами аллелей, причем распределение тех и других форм значительно отличается у европеоидов и монголоидов. Оказалось, что с «короткой» формой гена, которая чаше встречается у азиатов, ассоциированы навыки, необходимые для жизни в условиях, далеких от городских. Например, у носителей этого гена лучше реакция, что они доказали при стрельбе. При этом они хуже справляются с абстрактными задачами, хуже «считывают» эмоции.
На нашем уникальном томографе мы занимаемся еще многими задачами, связанными с нейронауками. Например, биоуправлением, которое позволяет человеку волевым усилием менять активность тех или иных зон мозга. Спектр приложений огромный: это и реабилитация больных после инсульта, и работа с наркозависимыми пациентами. В последнем случае идея та же: нужно локализовать зону мозга, которая вызывает «неправильные желания», и показать человеку, как правильно воздействовать на нее, чтобы уменьшить активность. Этот же принцип можно использовать в работе с пациентами с психиатрическими и психофизиологическими расстройствами, с аутизмами. Все, что касается неправильной работы головного мозга, может быть натренировано.
Сейчас совместно с НГУ мы участвуем и в работе по диагностированию депрессий. С помощью наших методик мы пробуем оценить, насколько эффективным является то или иное медикаментозное лечение.

Мы исследовали взаимосвязь между работой этих сетей и склонностью к тревожному расстройству и депрессии у неклинических испытуемых. Высокая тревожность оказалась зависящей от работы положительно связанных с задачей сетей, что отражает внутреннюю готовность тревожного человека к защите от возможных опасностей. А у людей с высоким риском депрессии наблюдалась гиперактивность отрицательно связанных с задачей сетей покоя, которые, в частности, отвечают за формирование образа самого себя. Например, человек с гиперактивностью таких сетей обычно не может расслабиться во время отдыха, у него могут появиться неприятные психотравмирующие воспоминания или руминации – навязчивые негативные размышления о себе, в результате он не просто не отдыхает, но еще больше устает

Таким образом, тревога и депрессия имеют принципиально разные механизмы, хотя они могут и не исключать друг друга. Высоко тревожные люди чаще сталкиваются с депрессией, но одно не обязательно является следствием другого. Иногда даже при повышенной тревожности риск депрессии снижается.

Что важнее – гены или среда?

Очевидно, что генетические особенности играют важную роль в возможном развитии аффективных патологий, но на этот процесс влияют и факторы среды. Взаимосвязь развития болезни с социокультурными и климатическими особенностями довольно запутана и часто не очевидна для обывателя. Важно понять, как именно происходит это взаимодействие «ген–среда». Например, что происходит, когда человек меняет привычную среду проживания?

Существуют генотипы, которые адаптируют человека к определенной социоклиматической среде. По результатам исследований, проводимых в США и Западной Европе, выделены генотипы с высоким риском развития депрессии и тревожных расстройств (Lesch et al., 1996). Эти генотипы взаимосвязаны с некоторыми процессами, которые можно увидеть на ЭЭГ. Нам тоже удалось получить интересные результаты, сравнивая электроэнцефалографические корреляты и генетические маркеры личностных особенностей, повышающие риск депрессий, у разных этнических групп Сибири: это городское население Новосибирска, деревенское население Новосибирской области, население Республики Тыва и Якутии, а также Монголии.

Cеротонин вызывает особый интерес у исследователей из-за его вовлеченности в регуляцию множества физиологических функций и видов поведения. Многочисленные исследования показали, что нарушение работы серотониновой системы мозга может приводить к развитию чрезмерной агрессии, депрессии и склонности к суициду. Белок-транспортер серотонина имеет различные химические модификации, что основано на полиморфизме кодирующих его генов, и люди с разными полиморфизмами могут быть больше или меньше склонны к развитию психических расстройств

У жителей Новосибирска подтвердились европейские данные о взаимосвязи генотипа с тревожностью и депрессией, но у жителей Тывы и Якутии выявилась противоположная зависимость. Оказалось, что у носителей генотипов, связанных с низкой тревожностью и депрессивностью в Новосибирске, в условиях Тывы и Якутии, наоборот, повышается риск развития заболевания. Тогда как генотип, который у городского жителя повышает тревожность и риск депрессии, у тувинцев и якутов его понижает. То есть, если мы находим у человека генетический маркер депрессии (по европейским стандартам), нужно учитывать условия, в которых человек проживает, потому что эффект гена может существенно измениться в других жизненных ситуациях.

Одна из причин интереса к Республике Тыва печальна: там, к сожалению, очень высокий молодежный суицид и высокая смертность от бытового травматизма. В этом районе присутствует комбинация различных факторов, влияющих на развитие поведенческих отклонений от нормы, и генетика – только один из них. По интересующим нас генам якуты близки к тувинцам, но у них более благоприятная социальная среда и меньший риск развития депрессии.

Мы выдвинули предположение, что существуют гены, адаптирующие человека к жизни в малонаселенных районах, где фактор социального взаимодействия не существенен для выживания. Возможно, что такие гены увеличивают скорость реакции человека в условиях внешней опасности, но затрудняют социальную коммуникацию, так как они связаны с низкой эмоциональной чувствительностью к настроению собеседника. Если житель такого района перебирается из привычной для себя социальной среды в город, то он попадает в условия, к которым изначально не приспособлен. Это может провоцировать психологическую заболеваемость, травматизм, суицид, криминальное поведение и прочие проблемы.

Чтобы выявить факторы, увеличивающие или уменьшающие риски аффективных расстройств, мы должны принимать во внимание все – генетическую предрасположенность, личностные особенности, культурную среду, климат, экономические показатели, религиозность. Последний аспект важен потому, что нужно учитывать, что поощряется, а что наказывается в разных религиях. Например, для христианства суицид неприемлем, а в некоторых течениях буддизма отношение к нему может быть совершенно другим. На развитие депрессии оказывает существенное влияние и гендерная принадлежность испытуемых. Большинство пациентов с депрессией в клиниках – женщины. Однако возможно, что причиной этого является не низкая заболеваемость у мужчин, а их нежелание обращаться к врачам с такой проблемой. Мы пытаемся соединить все эти факторы и понять, как именно они влияют на ту или иную группу людей.

Задержки когнитивного развития в начальной школе

В последние десятилетия медики и психологи отмечают увеличение числа поведенческих и неврологических расстройств, связанных с проблемой адаптации младших школьников к высокой учебной нагрузке. Это дефицит внимания, детская гиперактивность, повышенная тревожность, эмоциональные депрессии. Большая часть проблем в той или иной мере связана с неадекватной работой систем направленного внимания и регуляции целенаправленного поведения. Однако сейчас в мировой науке нет достаточно ясного понимания причин таких расстройств, а в Российской Федерации отсутствует общепринятая система их мониторинга у младших школьников.

Мы исследовали возрастную динамику когнитивных функций у детей первого года школьного обучения, при этом часть детей училась по стандартной образовательной программе, принятой в Российской Федерации, а другая часть – по экспериментальной программе, апробируемой на базе гимназии «Росток» в Новосибирске. Эта программа обучения предложена детским психологом В. В. Степановой. Отличие ее от стандартной методики состоит в том, что обучение детей здесь происходит во время их совместной групповой работы над заданиями, требующими объединения усилий нескольких школьников для достижения поставленной перед ними цели. Мы сравнивали эффект от разных форм обучения на развитие у детей когнитивных функций, смотрели на взаимосвязь между способностью школьника управлять своим поведением и развитием структур, которые отвечают за внутреннюю речь, за обдумывание своего поведения при помощи вербальных средств. Для тестирования внимания широко применяется парадигма odd-ball, в которой ребенок должен реагировать на целевой стимул и игнорировать нецелевой сигнал, а для изучения индивидуальных особенностей системы тормозного контроля над поведением – экспериментальная парадигма «стоп-сигнал». В задаче «стоп-сигнал» испытуемый должен либо быстро реагировать на событие определенным движением, либо останавливать уже начатые движения, когда они становятся неадекватными ситуации. Методика позволяет оценить способность человека подавлять неправильные движения в меняющихся условиях среды.

Чувствительность к эмоциональности речи, лексике, связанной с описанием предметов, своего или чужого страха и агрессии определяется как генотипом, так и социальными особенностями людей. За распознавание эмоциональной лексики отвечает лимбическая система мозга, которая может функционировать по-разному в зависимости от генного варианта транспортеров серотонина. У людей с генотипом 10//10 полиморфизма STin2 (модификация во втором интроне гена транспортера серотонина) лимбическая система включается с разной интенсивностью на разные по уровню эмоцио­нальности стимулы, и эти люди хорошо различают речевые эмоции. Генотип 10//10 чаще встречается в европеоидной популяции. Эти люди в основном живут (и существенно реже болеют депрессией) в городах, а в Тыве люди с таким генотипом встречаются редко, и там они более подвержены психическим расстройствами. То есть, этот признак может быть адаптивным или дезадаптивным в зависимости от условий, от того, где этот человек оказался.
В монголоидной популяции больше (около 70 %) распространен генотип 12//12 (другая модификация в том же участке гена). Люди с генотипами 12//12 или 10//12 практически не меняют ЭЭГ реакции в зависимости от типа эмоционального стимула, то есть, на нейтральный реагируют так же, как на тревожный, а на тревожный так же, как на агрессивный. Они плохо различают чужие эмоции. В городах их относительно меньше, они лучше чувствуют себя в небольшой деревне, где всего несколько семей, и незачем понимать разнообразный спектр эмоций. Но если такой человек попадает в город, где сталкивается с большим потоком незнакомых людей, риск психических расстройств повышается. Кстати, люди с генотипом 12//12 независимо от национальности лучше реагируют на быстро проявляющиеся и быстро исчезающие стимулы, например, лучше стреляют по мишеням

Оказалось, что большинство первоклассников не способны распознавать тональность звука. Они понимают смысл, семантику речи, но у них возникают проблемы с пониманием интонации, особенно постороннего человека. Это является вариантом нормального развития ребенка, и обычно такие проблемы самостоятельно исчезают в течение первого года учебы в школе. Но детям со слабым развитием монофонического слуха (т. е. с низкой способностью различать простые звуковые тона) бывает трудно понимать эмоциональную окраску голоса учителя или сверстников, что затрудняет адаптацию к школе. В крайних формах такие дисфункции ведут к развитию детского аутизма. В более умеренных случаях возникает комплекс поведенческих и психосоматических проблем, связанных с неадекватностью поведения ребенка в школьном коллективе.

Также возрастное развитие школьника сопровождается обучением самоконтролю, развитием процессов, использующих внутреннюю речь для управления поведением. Нарушения в регуляции поведения могут быть связаны не только с какими-то социальными проблемами, но и соматическими заболеваниями. Например, если ребенок долго не выходил из дома из-за наложенного гипса или перенесенной операции, речевое развитие и способность к самоконтролю может замедлиться. Все это отражается в изменениях мозговой активности, которые можно увидеть на ЭЭГ.

При помощи тех тестов, которые мы даем детям, возможно оценить скорость когнитивного развития ребенка, и если наблюдается его задержка или регресс, дать рекомендации родителям, учителям, школьным психологам.

Все, о чем мы сейчас говорим, – это научные исследования, и до внедрения их в практику пока еще далеко. Предстоит большая работа, но в итоге мы стремимся к созданию технологий диагностики аффективных нарушений на ранней стадии и методов контроля над эффективностью терапии. Ведь старейший принцип медицинской практики – «не навреди», а медикаментозное лечение психических заболеваний помогает примерно 70 % больных, 20 % получают только дополнительную бесполезную для них лекарственную нагрузку, а для 10 % лечение препаратом может ухудшить их состояние.

Мечта медиков и цель нашего исследования в рамках поставленной задачи – персонализированная медицина, лечение с учетом индивидуальных особенностей организма, с доказательным подходом, с оценкой эффекта от лечения здесь и сейчас. Эти задачи стоят перед медицинской наукой, но их решение – дело будущего. Пока перед нами большая мозаика; некоторые паззлы мы уже собрали и видим часть картины, что-то предполагаем, что-то только предстоит узнать. Многие двери уже открыты, но теперь надо узнать, что за ними находится.

Работа проводится при финансовой поддержке Российского научного фонда, грант 14-15-00202, с участием сотрудников лаборатории биологических маркеров социального поведения человека НГУ, организованной в рамках САЕ НГУ «Нейронауки в трансляционной медицине». Кроме того, в проекте участвуют сотрудники ИЦиГ СО РАН

scfh.ru

Это интересно:

  • Лечение невроза пустырником Пустырник — народное средство при неврозе. Невроз – это функциональное нарушение ЦНС, развившееся в результате стрессов, высоких эмоциональных и нервно-психических нагрузок. Основными проявлениями невроза могут быть раздражительная слабость и снижение работоспособности (неврастения), тревожность, навязчивые страхи и […]
  • Истерия с шизофренией Шизотипическое расстройство. Вялотекущая истерическая форма шизофрении Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней статье речь пойдет о вялотекущей истерической шизофрении. Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал […]
  • Как нарисовать депрессию Как нарисовать депрессию Если Вы попали на эту страницу случайно, то сначала пройдите сам тест: ↑Склонность к депрессии а потом читайте интерпретацию. Если Вы выделили стены ущелья черным цветом, обвели их несколько раз, покрыли штрихами или полностью закрасили, то это говорит о Вашем плохом настроении в данный […]
  • Сосудистая деменция сд Деменция.ру Сайт о проблеме деменции для пациентов и их родственников Сосудистая деменция Сосудистая деменция представляет собой вторую по значимости причину развития слабоумия (деменции) у пожилых людей. В настоящее время известно, что причина 15% всех деменции - это сосудистая деменция. Соотношение мужчин и […]
  • Лечение деперсонализации при неврозе Дереализация и деперсонализация: начальные записки истории Сходу – пишу я не ахти как интересно и наверное сложновато. Часто ухожу мыслями куда-то от сути статьи. Поэтому сразу прошу прощения за подобный стиль изложения. Однако суть – донесу до каждого, если вы столкнулись с проблемой дереализации или […]
  • Чем кодируют от алкогольной зависимости Как кодируют от алкоголя с помощью лекарств, гипноза и лазера Кодирование (также известное как метод Довженко) — термин, используемый для различных альтернативных терапевтических методов лечения наркомании и зависимости от алкоголя. Терапевт пытается «напугать» пациента, убедив его, что употребление наркотических или […]
  • Не могу успокоиться после стресса 12 способов прийти в себя после сильного стресса Последние пару дней выдались просто безумными. Огромная куча дел, проекты, следующие один за другим, встречи, люди, которым непременно нужно меня увидеть, сотни писем, телефонных звонков и сообщений. Обычно я способен сохранять спокойствие и концентрацию в течение […]
  • Победим ли невроз Виналайт - нанотехнологии, созидающие любовь Звоните: +7-916-324-27-46, +7 (495) 758-17-79, Татьяна Ивановна skype: stiva49 Н евроз (расстройство нервной системы) Неврозы представляют собой группу благоприятно протекающих заболеваний, в основе которых лежат обратимые нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы […]