Статьи о заикании из журнала

Заикание. Реагировать нужно, вылечить можно!

Логоневроз – не только нарушение темпа и ритма речи, он нарушает возможность общения и самовыражения, ведёт к скованности и нерешительности. Вот попробуйте читать вслух, громко и с выражением перед всем классом, если получается не слитно и красиво, а с запинками. Это приводит к ощущению неуспешности и неуверенности в себе, а потом и к бездействию.

Если у школьника заикание, то он видит это так:

— От стыда и смущения хочется провалиться под землю. Когда я вышел к доске и объяснял решение задачи, все начали надо мной смеяться, а ведь я очень хорошо выполнил задание, и учитель меня хвалил. Но больше я не буду выходить к доске и с места тоже не буду отвечать, чтобы надо мной не смеялись. На перемене начал рассказывать Маше интересную историю, но в это время стал особенно сильно заикаться, она не дослушала и убежала, не буду больше ей ничего рассказывать. И с мальчишками не буду играть: им начнешь объяснять правила игры, а они не слушают, смеются надо мной, лучше вообще с ними играть не буду. В школу больше ходить не хочется, там скучно и неинтересно.

Родители думают о нём:

— Мой ребёнок немного заикается, но это не повод для беспокойства. Очевидно, в школе эту проблему переоценивают и, возможно, именно поэтому он чувствует себя там зажатым и неуверенным. Ведь дома и с друзьями он общительный, всё ему интересно, рассказывает обо всём без умолку.

Учитель видит это так:

— В классе с ребёнком-заикой работать сложнее. Мы работаем в рамках конкретного учебного плана, где время урока чётко ограничено: за 45 минут нужно проверить домашнее задание и перейти к новой теме. Ребёнку-заике приходится задавать больше наводящих вопросов, потому что он слишком зажат, чтобы самостоятельно развернуто отвечать на вопросы. Если не тратить время на дополнительные вопросы, ответ окажется неполным и придётся снижать отметку, а ведь видно, что ребёнок умный и способный, и к уроку готов.

www.za-partoi.ru

Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет

Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Седова Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 535-538. — URL https://moluch.ru/archive/114/30103/ (дата обращения: 22.06.2018).

Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

При реабилитации заикающихся в нашем центре используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, логоритмиста.

На протяжении многих лет работы нами была разработанна и апробирована методика коррекции заикания у детей 4–6 лет.

1) Формирование базовой плавности.

2) Работа над дикцией — техника речи.

3) Работа над лексической стороной речи.

4) Работа над грамматическим строем речи.

5) Работа над связностью речи.

Коррекционные и общие педагогические задачи включают в себя плавность речи и исключают эмоциональное напряжение. Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте.

Продолжительность занятия от 20 до 40 минут в зависимости от возраста.

Занятия включают в себя:

  • Работа над техникой речи (над дикцией).
  • Методика адаптирована к дошкольному возрасту. Работа проводится по подражанию, прямых рекомендаций нет. Дается речевой материал, при работе с ним ребенок произносит звуки правильно.

    Лингвистические исследования показали, что разбивка слов на слоги по типу закрытых слогов служит профилактикой (стечение согласных провоцирует запинки в речи).

    1. Работа над речевыми эталонами
    2. Эталоны адаптированы к возрасту детей — те фразы, в которых есть звуки, которые ребенок произносит правильно.

      а) А, О, У, И, Э (после 4 лет) и Я, Ю, Е, Ё — если нет голосовых тонических судорог.

      б) Ф, С, Х Ш — если есть голосовая тоническая судорога (это проходят дети в течение двух месяцев тренировочных занятий).

      Если за месяц голосовая судорога исчезла, то возвращаемся к пункту а), если нет, то дается Ж, В, З.

      Эти же эталоны используются при дизартрии и ОНР.

      Обычно ребенок получает от 5 до 10 фраз на одном занятии (гласные под ударением):

      – Занятие «Слова на звук «А»

      Аня идет в школу

      Алик идет гулять

      Азбуку учат дети

      Арка ведет во двор дома

      Арфа стоит на сцене

      Аист свил гнездо

      – Далее даются слова на звук «О»:

      Обувь надо поставить на место

      – Далее на звук «У»:

      Утка зовет утят

      Удочка нужна рыбаку

      Устрицы живут в раковинах

      – Далее на звук «И»:

      Игры у детей интересные

      Избы в деревне маленькие

      Иглы у ежа колючие

      Иней покрыл ветки зимой

      Иволга звонко поет

      – Далее на звук «Э»:

      Эхо слышится в лесу

      Этот дом одноэтажный

      Это кресло удобное

      Эта книга увлекательная

      Эти дети идут в цирк

      – Далее на звук «Я»:

      Ящик стоит на земле

      Ящерица выползла из-под камня

      Яхта качается на волнах

      Яд опасен для жизни

      – Далее на звук «Ю»:

      Юбку надо погладить

      Юркий мышонок торопится в норку

      Южный ветер несет тепло

      Юнга хочет стать капитаном

      Юрта — это такое жилище

      – Далее на звук «Е»:

      Едет машина быстро

      Ест девочка с аппетитом

      Еле-еле ползет черепаха

      Елку нарядили дети

      Еж торопится к ежатам

      – Далее на звук «Ф»:

      Фантик сняли с конфетки

      Фонтан в парке высокий

      Футболист забил гол

      Флагами украсили кораблик

      Форточку надо закрыть

      Фея помогает Золушке

      – Далее на звук «С»:

      Скалкой катают тесто

      Скамейка стоит в парке

      Стройка недалеко от дома

      Скатертью накрыт стол

      Страниц в книге много

      Скакалки взяли девочки

      – Далее на звук «Х»:

      Хоботом слон поднимает тяжести

      Халат у врача белый

      Художник подошел к мольберту

      Холодильник стоит на кухне

      Хитрая лиса обманула волка

      – Далее на звук «Ш»:

      Штангу поднимает атлет

      Шлем у летчика кожаный

      Шмель летит на цветок

      Штопором вынимают пробки

      Шторм был сильным

      – Далее на звук «Ж»:

      Жаба прыгнула на кувшинку

      Жук ползет по травинке

      Жилет связала бабушка

      – Далее на звук «В»:

      Ванна наполнена водой

      Ваза с цветами стоит на столе

      Ватрушка с творогом

      Веником подметают пол

      Веер взяла дама

      Весна наступает после зимы

      – Далее на звук «З»:

      Замок висит на двери

      Заяц спрятался под кустом

      Замок окружен рвом

      Зеркало висит в прихожей

      Зима — самое холодное время года

    3. Для удлинения речевого выдоха делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.
    4. Из избушки не спеша,

      Вышла стайка индюшат,

      Вел индюк их по дорожке,

      Чтоб они размяли ножки.

      Аист вез из магазина,

      На своей тележке груз:

      Абрикосы и арбуз.

      Устранение судорожности речевой мускулатуры и собственно устранение заикания неразрывно связаны с формированием твердой ритмичной речи и удлиненного речевого выдоха, сопровождаемых движением рук. Эффект от сопровождающего движения руки можно ожидать только в том случае, если совмещение речи и движений подчиняется определенным правилам. Фраза всегда начинается с одной и той же руки.

      Формируемая у заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов, напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым, чем в обычной речи, произнесением звуков неударных слогов. Для работы делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

      Как только мы добиваемся базовой плавности, начинается работа на связной речью:

      – рассказ по серии сюжетных картинок;

      – работа над пересказом

      Для работы берутся «Сказки в картинках» В. Сутеева, произведения Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Бианки, сказки Р. Киплинга.

      Если заикание не проходит, то набираются группы из 3–4 человек. Лечение в группах опять же постепенное.

      Дети играют в разные игры: так, в подвижной игре они с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью, нормализуют моторику заикающихся детей — в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

      Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, правильного отношения к товарищам.

      Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации, игры в настольный театр и творческие игры. Игры-драматизации готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей (от облегченных форм до самостоятельно построенных речевых конструкций), учат их интонационной выразительности, развивают жестикуляцию, воспитывают положительные нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские качества.

      Не менее важны игры с пением. Для детей 4–5 лет больше подходят игры хороводные, а для 5–6-летних — инсценировки с пением. Участвуя в них, ребята учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив облегчает им технику произношения. В творческих играх, играх-драматизациях дети самостоятельно придумывают конец или начало к разыгрываемому диалогу, сценке или уже знакомой ситуации, сами изменяют и создают новые правила той или иной игры, сами предлагают игру, распределяют роли, рассказывают ее правила, развивают и заканчивают. Также самостоятельно ребята оценивают и поведение своих товарищей на занятии. В разнообразных играх у детей наиболее ярко проявляются фантазия и творческая активность, формируется произвольное поведение.

      В Центре патологии речи работа ведется комплексно при систематическом посещении занятий и обязательном выполнении домашних заданий. В конце логопедических занятий дети выходят с хорошей положительной динамикой в речи. Если в дальнейшем у детей возникают проблемы в речи, они вновь могут повторно получить логопедическую и врачебную помощь.

      moluch.ru

      Архипова Е.Ф. Если ребенок заикается

      В статье рассматривается вопрос психолого-педагогической поддержки и помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, а именно с заиканием. В дошкольной образовательной организации (ДОО) может находиться заикающийся ребенок, получающий дошкольное образование на условиях инклюзивного образования на основе адаптированной образовательной программы (АОП ДО) в комбинированной группе (инклюзивной). В статье рассматриваются вопросы, касающиеся времени возникновения заикания, форм проявления заикания, основные причины, вызывающие это тяжелое речевое нарушение. Приводятся основные симптомы, проявляющиеся при разных формах заикания, а также варианты течения заикания. Рассматривается лечебно-педагогический комплекс, рекомендуемый для преодоления заикания. Практическое значение для педагогов ДОО и родителей детей с заиканием имеют приведенные в статье «правила речи» для заикающегося. Выполнение и соблюдение в дальнейшем «правил речи» необходимо для устранения заикания и формирования у детей нового навыка плавной речи. Полезными могут быть и советы для педагогов и родителей, оказывающих детям с заиканием психолого-педагогическую помощь и поддержку в ходе комплексной коррекционной работы. Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающих не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить. Раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

      Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях (ДОО) все активнее внедряется в практику. В группы дошкольной образовательной организации зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

      После обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) оформляется заключение и рекомендации по организации образовательного маршрута для ребенка. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии формулируются выводы: нуждается ли этот ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольной образовательной организации (ДОО) или специальных образовательных условий не требуется.

      В зависимости от сложности нарушения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ в рекомендации ПМПК указывается вид адаптированной программы для такого ребенка, которая должна быть разработана в ДОО и по которой он будет получать образование. Возможны варианты рекомендаций по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей или комбинированной направленности.

      В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ будет осваивать разработанную для них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования.

      Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

      1. Белякова Л.И. Основные логопедические технологии, формирование плавной речи у заикающихся // Де­фек­тология. – 2001. – №4. – С. 49–53.
      2. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы: [Электронный ресурс] / А.И. Богомолова // www.pedlib
      3. Борисова Е.А. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы.
      4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Владос. – 2002. – 272 с.
      5. Ворошилова Е.Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – №2. – С. 30.
      6. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектоло-
      гия. – 1998. – №4. – С. 88–93.
      7. Гладковская Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5–6 лет // Лого-
      пед. – 2008. – №1. – С. 49–56.
      8. Гладковская Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием // Логопед. – 2008. – №8. – С. 60–67.
      9. Гончарова Н. Коррекция заикания // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3.– С. 59.
      10. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. – 2005. – №6. – С. 28–32.
      11. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб.: Питер Ком. – 1998. – 186 с.
      12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. – М.: Сфера. – 2006. – 192 с.
      13. Комплексный метод преодоления заикания у детей в условиях санатория: [Электронный ресурс] / www.kved // Курортные ведомости. – 2009. – № 1 (52).
      14. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М.: Эксмо-пресс, 2002.
      15. Набиева Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы // Дефектология. – 1998. – №4. – С. 30.
      16. Рождественская В.И. Игры и упражнения для исправления заикания.– М.: Просвещение. – 1978. – 64 с.
      17. Руденко И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – №1. – С. 14–17.
      18. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2000. – 208 с.
      19. Сикорский И.А. Заикание. – М.: Аст­рель. – 2005. – 192 с.
      20. Скрыпник И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. – 1996. – №5. – С. 2–10.
      21. Скрыпник И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. – 1996. – №6. – С. 40–46.

      Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

      Ключевые слова

      тяжелые нарушения речи (ТНР), заикание, формы заикания, виды судорог при заикании, причины заикания, логофобия, правила речи для устранения заикания

      sdo-journal.ru

      Нетрадиционный подход в коррекции заикания

      Секция: Педагогика

      XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

      Нетрадиционный подход в коррекции заикания

      На протяжении многих столетий ученые предпринимают попытки выработать эффективные и надежные средства коррекции заикания. В разное время методы лечения логоневроза существования человечества отличались друг от друга.

      На сегодняшний день широко используются традиционные методики коррекции заикания. Например, методика, разработанная Лилией Зиновьевной Арутюнян, профессором кафедры логопедии МПГУ им. М.А. Шолохова [2, с. 680]. Данная методика освоена на синхронизации речи с пальцами рук. Так и нетрадиционным методам коррекции заикания у детей. По определению Большого энциклопедического словаря «нетрадиционный – это не являющийся традиционным, связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский» [1, с.768]. Эти методы связаны с релаксацией, максимальным расслаблением мимических мышц, мышц диафрагмы и мышц артикуляционного аппарата, что позволяет добиться плавности в речи.

      Одним из таких методов является использование песка и воды в коррекционной работе с заикающимися детьми. Надо отметить, песок и вода знакомы ребенку с самого детства. Малыш находится в водной среде еще до появления на свет. После рождения ребенок контактирует с водой с первых дней своей жизни. Подрастая, дети выходят на улицу, прыгают по лужам и пускают кораблики. С особым интересом малыши играют с песком: строят башни, лепят фигурки, делают дорожки. Именно эта тесная связь периода раннего детства ребенка с песком и водой легли в основу данной методики.

      В ходе игры дети медленно погружают пальцы в песок, лепят фигурки, заполняют ямки в песке с водой. Именно процесс погружения рук в теплую воду способствует устранению отрицательного настроения, снимает мускульное напряжение рук, судороги и способствует развитию мелкой моторики. В ходе игры в воде с песком, дети начинают самостоятельно проговаривать роли героев, с которыми они играют. В этот момент полностью отсутствуют запинки судорожного характера, т.к. наедине с собой отсутствует фиксация на судорогах, которые препятствуют общению.

      Данный нетрадиционный метод может использоваться в практике учителя-логопеда при коррекции нарушений, обучении и развитии ребенка. Логопед может использовать песок и воду при работе над подвижностью артикуляционного аппарата, например, при выполнении упражнения «Качели», ребенок может ритмично двигать языком вверх-вниз, одновременно указательным пальцем ведущей руки проводит по песку или воде в том же направлении. При автоматизации звуков, вводя в речь звук [Р], логопед просит рисовать букву Р на песке, с одновременным проговариванием данного звука. Для развития связной речи малыш может дорисовать картинку на песке и составить по ней рассказ. Также с помощью данного метода можно развивать звуковой анализ слова – чертить на песке схемы слов и предложений, разных по степени сложности [3, с. 49–56].

      Не менее интересным нетрадиционным средством коррекции заикания является музыка. Известно, что большинство детей, страдающих заиканием, в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, страха, неуверенности, речевого негативизма [4, с.30–35]. Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу ребенка, оказывает расслабляющее действие на его психику. Музыкотерапия как психотерапевтический метод (термин имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой») начал использоваться на рубеже XIX–XX столетий. Но в сфере коррекции заикания терапия с помощью музыки применяется последние тридцать лет [11, с.52]. Суть метода заключается в создании у ребенка положительного эмоционального фона и хорошего настроения в процессе прослушания плавных мелодий, что, в свою очередь, способствует устранению невротизации малыша. Для выработки мягкой атаки голоса, правильного диафрагмального дыхания, отработки темпа и ритма речи, постановки правильного ударения в коррекционной работе используется пение. При пропевании слов симптомы заикания исчезают, а у ребенка формируется плавность и выразительность речи. Отсутствие судорог, в свою очередь, создает предпосылки для избавления логофобии, которая также может наблюдаться у заикающегося [7, с. 48–73]. Данный метод не требует специальных умений и навыков. Музыкотерапия может использоваться родителями ребенка самостоятельно. Достаточно подобрать спокойную музыку, например «Звуки природы» (шум прибоя, звуки дождя и т.д.), и включать её во время игровой деятельности ребенка или перед сном. Такие сеансы следует проводить ежедневно в течение длительного времени. В результате применения музыкотерапии у детей понижается уровень тревожности, уменьшается чрезмерное эмоциональное и мышечное напряжение [6, с. 118–122].

      На протяжении нескольких лет логопедами-практиками с успехом используется такой нетрадиционный способ коррекции заикания как арт-терапия. По определению Большого энциклопедического словаря «арт-терапия – это метод лечения нервных и психических заболеваний средствами искусства и самовыражения в искусстве» [1, с. 768]. Использование данного метода направлено на снятие стресса, который присутствует детей. Стрессовое состояние способствует нарастанию судорог, которые распространяются с мышц речевого аппарата на мышцы шеи, груди, конечностей. Одной из особенностей детей с логоневрозом состоит в том, что они не могут вербально вынести во вне свое нарастающее напряжение. Ребенок с заиканием «переносит» нарастающее давление из одних мышц в другие путем, например, пощелкивания пальцами рук, переминанием с ноги на ногу [10, с. 10–14]. В процессе арт-терапи, ребенок может наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает. В отличие от речи, в процессе арт-терапии малыш с легкостью «говорит» не вербально, по средствам рисунка [8, с. 256]. Раскрывая свои творческие замыслы, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, что приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.

      Характерной особенностью детей с логоневрозом является бледная мимика, отсутствие чувства ритма, нарушение общей и мелкой моторики, что отражается на развитии речевой функции и коммуникации в целом. Поэтому еще одним способом, исправления данного нарушения, является метод театрализации. При использовании метода на практике выделяют четыре этапа.

      Первый этап связан с использованием игровых упражнений по развитию мимики. Ребенку предлагается изобразить эмоции: испуг, обиду, удивление и т.д. Как правило, детям на данном этапе предлагают проиграть упражнения по развитию пантомимики и жестов. Малышам даются задания показать при помощи общей моторики и мимики определенные игровые ситуации: «Расцвели, как цветы», «Полетим, как птицы», «Жук перевернулся на спину», «Идут пингвины», «Идет медведь по лесу» и т.д. Благодаря таким упражнениям движения приобретают большую уверенность. Дети учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица и жестов [9, с. 200].

      Второй этап театрализации характеризуется использованием совместного с логопедом проговаривания ребенком текста с одновременным показом слов соответствующими действиями. Тексты заранее заучиваются ребенком, чтобы исключить сосредоточение внимания на нем.

      На третьем этапе дети постепенно овладевают умением отвечать на вопросы различного характера Здесь предлагают ребенку разыграть небольшое театральное представление с куклами-марионетками. Данный вид работы позволяет малышу активизировать диалогическую речь.

      На пятом, завершающем, этапе театрализации, когда дети овладели элементами жестовой речи и пантомимики, а также в достаточной мере развита диалогическая речь, в которой практически исключены судорожные запинки, можно разыграть настоящее театрализованное представление, позволяющее ребенку повысить самооценку, быть уверенным при выступлении перед зрителями, мамами и папами. [5, с. 82–84].

      Обобщая результаты выше изложенного, можно сделать вывод о том, что помимо традиционных подходов в коррекции логоневроза, существуют нетрадиционные подходы, такие как использование на занятиях песка и воды, музыкотерапии, арт-терапии, театрализации действий. Данные методы позволяют достичь максимального расслабления артикуляционных и мимических мышц, что способствует избавлению от запинок судорожного характера в речи ребенка.

      nauchforum.ru

      ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

      Секция: 6. Педагогика

      XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

      ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

      Изучение заикания имеет многовековую историю. Много исследований было посвящено вопросу понимания этиологии данного нарушения, которые проводились специалистами разных областей знаний: врачами, психологами, неврологами. Впервые на данную проблему обратили внимание ученые Древней Греции (V в. до н. э.). Именно там и был введен термин balbuties («заикание»), под которым понималось «расстройство речи, зависящее от спазмов в разных отделах речевого аппарата» [5, с. 932]. Еще ранее этот недуг называли “battarismus” в честь киренского царя Батта, который постоянно повторял первый слог слова [4, с. 5].

      Гиппократ был первым, кто обратил внимание на проблему заикания с медицинской точки зрения. Он описал данное нарушение и попытался объяснить причины логоневроза. В качестве основной он указывал образование влажности в головном мозге и относил данное недоразвитие не к речевым нарушениям, а к разряду болезней [6, с. 680]

      В противовес точки зрения Гиппократа выступал Аристотель, который, напротив, считал, что в основе нарушения речеобразования лежит не патология головного мозга, а особенности строения периферического речевого аппарата, то есть строение зубочелюстной системы, наличие укороченной уздечки, неправильный свод твердого неба [10, с. 1096].

      Хотя мало известно о методиках коррекции заикания в древности, сохранились сведения, что самым распространенным был ортопедический метод избавления от данного нарушения. Оратор Демосфен для совершенствования речи использовал следующие приемы данного метода: он набирал несколько камешков в рот и громко проговаривал предложения, декламировал стихи на берегу моря под шум волн [11, с. 270]. Таким образом, недуг был побежден. В это же время, примерно в I в. до н. э., были проведены первые попытки лечения логоневроза при помощи хирургического метода, который заключался в том, что делались небольшие надрезы языка с целью увеличения его подвижности [12, с. 185].

      В эпоху средневековья изучением данной проблемой ученые не занимались. Медики придерживались тех теоретических и практических позиций по данному вопросу, которые были предложены еще в древности [6, с. 680].

      К началу XVIII века изменилось понимание этиологии данного нарушения. Под заиканием стали понимать недоразвитие речи вследствие органических поражений периферического речевого аппарата. Так, известный итальянский анатом Д. Д. Санторини связывал возникновение заикания с наличием отверстия в твердом небе, через которое просачивается на язык слизь, вследствие чего затрудняет речь [7, с. 315].

      В работах немецкого профессора Йозефа Вутцера проводится мысль о том, что возникновение логоневроза обусловлено патологическим углублением нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении [7, с. 315].

      Французский ученый Эрве-де-Шегуан раскрывает собственное понимание причин логоневроза, говоря о неправильном соотношении между длиной языка и полостью рта или слишком плот­ным прикреплением его короткой уздечкой [7, с. 315].

      В это время на практике также использовались ортопедические методы коррекции заикания: больному подкладывали деревянную пластину в форме дуги под язык, использовали распорки для губ, специальные накладки на зубы, язычный «нажиматель» и т. д. Все эти методы механически воздействовали на органы артикуляции, избавляя от заикания [2, с. 86].

      В литературе XIX века существовали различные, подчас противоречивые, взгляды по данной проблеме. Так одни исследователи считали, что причиной данного речевого расстройства является неправильное строение периферического речевого аппарата, другие рассматривали логоневроз как невротическое расстройство, а третьи говорили о связи заикания с нарушением мыслительной деятельности.

      Немецкий врач – анатом, патолог Иоганн Фридрих Меркель раскрывает собственное понимание механизма данного нарушения. Медик был убежден, что причина заикания кроется в слабости мышц речедвигательного механизма [12, с. 185]. Швейцарский врач Р. Шультесс и английский физик Н. Арнот рассматривали заикание как невротическое расстройство, проявляющееся в судорожном сокращении мышц голосового аппарата. Поэтому при коррекционном воздействии на заикающегося Р. Шультесс использовал на практике психотерапевтические методы.

      Ряд французских врачей выдвигали различные предположения по поводу этиологии логоневроза. Врач Ж. Итар и немецкий хирург И. Диффенбах считали, что причиной логоневроза является сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта. Анализируя данную проблему, В. Вуазен пришел к выводу о том, что в основе механизма данного недуга лежит нарушение в работе центральной нервной системы. Согласен был с мнением предыдущего ученого Коломба де л`Изер, который связывал появление заикания с особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие нарушения иннервации. Медик Л. Дело излагает свой подход к пониманию этиологии данного нарушения. Он выделяет ряд причин, которые могут спровоцировать заикание: это и нарушение звукопроизношения (при возникновении ротацизмов, ламбацизмов, сигматизмов), и нарушение в работе головного мозга, и органическое поражение голосового аппарата. Л. Дело первый из исследователей заметил, что у заикающегося присутствует сосредоточение акустического внимания к своей речи [6, с. 680].

      Впервые в это время возникли иные точки зрения на проблему возникновения заикания, которые не были связаны ни с невротическими нарушениями, ни с анатомофизиологическими. Так, французский проповедник Гарцгероде Блюме отмечал в своих записях, что речь человека связана с его мыслительной деятельностью. В качестве причины заикания Г. Блюме выделял феномен «непоспевания» органов речи за мыслями человека, вследствие чего возникает некое напряжение, которое провоцирует судорогоподобное состояние мышц периферического речевого аппарата.

      В XIX веке наиболее популярен был хирургический метод избавления от логоневроза. В 1841 году в Германии врач И. Диффенбах усовершенствовал хирургические метод лечения заикания. Считая, что причина нарушения заключается в судорожных сокращениях дыхательного аппарата, который сообщается с языком, врач делал надрезы языка или удалял его части. Но эффект воздействия был кратковременный, и нарушение вновь появлялось. [16, с. 75]

      К концу XIX началу XX века сложилось три основных теоретических направления возникновения логоневроза:

      1. Заикание, обусловленное слабостью речевых центров, вследствие которых возникают судороги периферического речевого аппарата (Г. Гутцман, И. А. Куссмауль);

      2. Заикание, как ассоциативное нарушение психологического характера (Э. Фрешельс, Т. Гепфнер);

      3. Заикание, возникающее вследствие психических травм, конфликтов, приводящих к рецидиву нарушения (А. Адлер) [13, с. 160].

      Немецкий врач Г. Гутцман, исследуя этиологию заикания, пришел к выводу о том, что в основе нарушения лежат расстройства двигательного периферического и центрального аппарата. Вследствие данных нарушений, по мнению автора, появляются судороги во время речи, которые рассматривались ученым как непроизвольные. Медик применял в работе с заикающимися дидактические приемы, которые заключались в использовании специально подобранных речевых игр и упражнений [17, с. 820].

      Рассматриваемая проблема была проанализирована немецким ученым Э. Фрешельсом, который считал, что логоневроз вызван судорожными сокращениями мускулатуры голосового и артикуляционного аппарата, проявляющиеся в начале или середине речи и заставляющие больного запинаться на каком – либо звуке или группе звуков. Данные сокращения, по мнению ученого, возникали как следствие нарушения психики больного, которое выражалось в изменениях ассоциативной деятельности, а сам речевой дефект назывался «ассоциативная афазия». Э. Фрешельс использовал психотерапевтические методы воздействия на заикающихся, которые заключались в воздействии на психическую сторону личности. В основном это были различные формы внушения [14, с. 396].

      Анализ работ немецкого ученого Т. Гепфнера позволил выявить сходство в понимании данной проблемы с предыдущим автором. Исследователь также считал, что данное расстройство речи носит психологический характер, а именно оно обусловлено осознанием ребенка своих речевых несовершенств. При коррекции логоневроза Т. Гепфнер пользовался теми же методами и приемами, что Э. Фрешельс [12, с. 185].

      Противоположной точки зрения придерживался австрийский психолог, психиатр, создатель системы индивидуальной психологии Альфред Адлер, который называл заикание «психическим инфантилизмом», то есть при столкновении с травмирующей ситуацией человек мысленно стремится отправиться в детство, вследствие чего вновь могло появиться данное нарушение. Исследователь при коррекции использовал психотерапевтические методы воздействия на больного [1, с. 256].

      Примерно в это же время, когда А. Адлер разработал свою теорию, которая касалась этиологии логоневроза, в 1937 году немецким психиатром Генрихом Шульцем был предложен метод аутогенной тренировки. Данная методика сначала практиковалась только в психологии, затем ее стали применять при коррекционной работе с заикающимися. Методика основана на одном из свойств человеческого сознания, а именно внушаемости. После использования данного метода люди говорили: «Я сам внушил себе, что не могу выступать. Когда я один, я говорю свободно, значит, я могу говорить свободно всегда» [3, с. 69]. Данный метод пользовался большой популярностью. Но последователи Г. Шульца сократили время занятий. Сокращенная аутогенная тренировка не позволяла пациенту в полной мере использовать на занятиях визуализацию и воображение, которые лежали в основе данной методики, поэтому данный метод стал малоэффективен и перестал использоваться в мировой практике [8, с. 568].

      В середине XX века начинается более глубокое изучение данного вопроса. Формируется направление, ставящее своей главной задачей изучение взаимоотношения заикающихся с окружающей сре­дой. Данными исследованиями в основном занимались американские ученые: Ward, Conlon, Fhile, Bar, Gould, Engel, Hadley. Результаты исследований имеют большую практическую значимость при создании среды, в которую помещают больного во время лечения. Так, исследования Gould Е. показали, что не всякая тишина влияет на заикающегося положительно. Многие пациенты жаловались на то, что «некоторая» тишина вызывает у них чувство беспокойства, вследствие чего появлялись новые приступы заикания [4, с. 5].

      Другое направление, популярное в то время – это изучение возникновения логоневроза с генетической точки зрения. В частности, было установлено, что конкордантность по заиканию родных братьев и сестер составляет 18%, дизиготных близнецов — 32%, а монозиготных близнецов — 77%. Степень риска для детей заикающегося мужчины была оценена так: для девочек — 9%, для мальчиков — 22%. Те же показатели для детей заикающейся женщины: 17% и 36% соответственно [15, с. 71].

      В работах американского ученого K. Kidd проводится мысль о том, что возникновение заикания в семье возрастает в четыре раза, если хотя бы один член семьи страдает данным нарушение речи. Также K. Kidd показывает, что логоневроз наследуется по вертикали, т. е. от заикающегося мужчины предрасположенность к данному нарушению передается через его дочь к внукам. Данной точки зрения придерживаются и другие авторы: E. Yairi, N. Cox, N. Ambrose. В частности, N. Cox в 1997 году исследует группу студентов Иллинойского университета, результаты исследования показали, что мужчины чаще страдают заиканием, чем женщины. Американский исследователь Dennis Drayna более подробно изучил наследственную предрасположенность к логоневрозу. В исследованиях, опубликованных в 2010 году на базе Национального института здравоохранения США, указывается на то, что «ген заикания» находится в I, XII и XVIII парах хромосом [9, с. 80].

      Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изучением такого речевого нарушения как логоневроз ученые занимаются давно.

      В древности было два основных направления понимания этиологии заикания: возникновение нарушения вследствие образования влажности в головном мозге (по Гиппократу); нарушение речи как следствие особенностей строения периферического речевого аппарата (по Аристотелю).

      В эпоху Средневековья не был внесен вклад в изучение данной проблемы.

      С XVIII века заикание понималось как нарушение, в основе которого лежит неправильное строение периферического речевого аппарата. (Д. Д. Санторини, Й. Вутцер, Эрве – де — Шегуан)

      В XIX веке логоневроз рассматривался учеными как речевое недоразвитие вследствие невротических (Ж. Итар, В. Вуазен, Коломба де л`Изер), артикуляционных (Л. Дело, И. Меркель), психологических (Г. Блюме) нарушений.

      На рубеже XIX-XX веков сложилось три основных направления понимания причин возникновения нарушения: заикания, обусловленное слабостью речевых центров (Г. Гутцман, И. А. Куссмауль); заикание, как ассоциативное нарушение психологического характера (Э. Фрешельс, Т. Гепфнер); заикание, возникающее вследствие психических травм, конфликтов, приводящих к рецидиву нарушения (А. Адлер).

      С середины прошлого столетия благодаря американским ученым был сделан настоящий прорыв в изучении данной проблемы. В частности сложилось два направления работы: изучение влияния окружающей среды на заикающихся; исследование данного речевого нарушения с генетической точки зрения.

      Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что взгляды исследователей на возникновение такого речевого нарушения как заикание были различны и менялись на протяжении времени. В настоящее время этиология данного нарушения продолжает изучаться учеными.

    Это интересно:

    • Депрессия очень много ем Депрессия очень много ем У меня нет жизненных сил, живу как амеба, все что я делаю-это постоянно сплю и ем, учусь еле еле, ничего не хочу, я знаю, что все могу изменить, надо только встать и пойти что-то делать, но я не могу себя заставить, не могу и все, пойти куда-то для меня пытка, почти все время я […]
    • Пятна на лице из за стресса Пятна на лице из за стресса 23 июня 2011 г., 08:18 Задолбалась! Покрываюсь на шее и груди красными пятнами с четко очерченными контурами, в двух случаях: 1) когда хотя бы чуть-чуть понервничаю и 2) выпью алкоголь. Причем если продолжать нервничать или пить, они постепенно проходят. Что это? Аллергия? Нейродермит? […]
    • Предпосылки к шизофрении Генетические предпосылки развития шизофрении Шизофрения – заболевание, связанное с расстройством психики и влияющее на процессы мышления и поведения человека. Симптомами шизофрении являются: — бред, слуховые и визуальные галлюцинации — апатия, депрессия, безволие — расстройство мышления, речи, внимания, восприятия — […]
    • Как помочь человеку выбраться из депрессии Как помочь человеку выйти из депрессии? Депрессия - это болезнь, которая переживается глубоко внутри человека. И чем больше человек погружается в депрессию, тем больше он отчуждается от внешнего мира, даже от самых близких и дорогих людей. И тем более болезненно его состояние воспринимается окружающими, ведь очень […]
    • Заикание при быстрой речи Независимый сайт о заикании Нарушения темпа речи Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать в ряду нарушений темпа речи. Темп речи — это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп […]
    • Что влияет на вероятность рождения ребенка с синдромом дауна Что влияет на вероятность рождения ребенка с синдромом дауна 29 января Новый сервис учителю: работа над ошибками кратко / полно 25 января Открыли новый раздел Итоговое собеседование авторские материалы Т. Н. Стаценко (Кубань) 25 января Проверьте! Кнопка «Русский язык» в верхнем меню работает в двух режимах. Наша […]
    • Тренинг булимия Лечение нервной булимии. Как было уже сказано в предыдущих моих статьях о расстройствах пищевого поведения, нервная булимия, анорексия и переедание успешно лечатся в 70% случаев. В процессе работы с нервной булимией мной и моими коллегами были выявлены некоторые взаимосвязи и особенности атипичного течения […]
    • Послеродовая депрессия отказ от ребенка Послеродовая депрессия и как её побороть? Рождение ребёнка - счастье каждой семьи. Долгожданная встреча со своим малышом полна радужных ожиданий. Планирование рождения нового члена семьи подразумевает, что вот жизнь семейной пары перейдёт на новый уровень, награда "Родители года" уже в кармане. Но вот, когда пришло […]