Стресс эмоциональное состояние возникающее

Эмоциональные состояния

Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее — астеническими.

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других — плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.

Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало.

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

Моральные чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.

Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и поступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарности, солидарности и др. побуждают человека совершать высоконравственные поступки по отношению к другим людям. В чувствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не допускать их повторения.

В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственных действий. Удивление, любопытство, любознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество – чувства, которые побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.

К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у человека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в общественной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой сатирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.

Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичевание недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой характер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебрежительного и неуважительного отношения к объекту.

Юмор – самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыносимой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные моменты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех сквозь слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмора стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает какие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии. Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказался другой ящик, а в нем другой ящик, и т.д. Когда он наконец добрался до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было написано: «Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)». Гейне это позабавило, настроение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, открыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была прикреплена записка: «Дорогой друг! Этот камень свалился с моего сердца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих».

Эстетические чувства возникают в процессе восприятия природы и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комического. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства личность одобряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Прекратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, занимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств.

Воспитание чувств начинается с развития способности управлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Конечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает косвенное устранение его посредством аутогенной тренировки.

Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывавшем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещением вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может возникнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чувства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить своего обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После многократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокойным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.

Закрепившееся чувство можно преодолеть только посредством другого сильного чувства. Таким чувством может быть, например, чувство стыда, под влиянием которого человек может справиться с чувством, осуждаемым обществом и самим человеком.

Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из характерных особенностей личности, одним из ее свойств. Причем, одни из них могут возникнуть на основе переживания эмоций и эмоциональных состояний, другие могут быть связаны с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств.

Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являются: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность.

Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное событие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые определяют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной деятельности и поведения.

Страстные субъекты характеризуются сильными и глубокими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной преданностью объекту своей страсти.

Аффективные личности склонны к сильным и бурно протекающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффективность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и распущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями.

Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоциональное состояние даже при наличии самой незначительной экстремальной ситуации. Они теряют самообладание и способность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под влиянием которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное состояние.

На основе высших чувств, связанных с духовным миром человека, могут проявляться такие эмоциональные качества личности как: стыдливость, совестливость, ответственность, доверчивость, сострадательность, доброжелательность, восторженность, тревожность, любознательность и т.п.

psylist.net

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

Ответы на билеты по юридической психологии — КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Стресс — это нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс — это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Звучит резкий сигнал аварии на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры в панике мечутся по палубе корабля, некоторые из них прыгают в пучину океана, другие в состоянии оцепенения — такова типичная картина стрессовой ситуации.

Стрессовое состояние возникает в результате сверхсильных травмирующих воздействий. В отличие от всех других видов эмоций стресс не имеет парных проявлений и во всех случаях является отрицательно-эмоциональным состоянием. Это состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации.

Стресс — это неспецифическая адаптационная реакция — общая тотальная мобилизация сил организма в ответ на чрезмерное требование.

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект (от латинского affectus — совершать согласно с чувством) —это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации безмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к продуманной реакции на них.

Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, неожиданно возникшее непреодолимое препятствие на пути к заветной цели, внезапное возникновение очень большой опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности—избирательность в выборе поведенческого акта, резко вменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это «сужение сознания» при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. в состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции частично теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, и выражается в бурном проявлении примитивных реакций, «человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий».

Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно наказуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциальных действий.

Поскольку аффект оказывают влияние на квалификацию преступления и на меру наказания это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется проведение судебно-психологической экспертизы.

Крах надежды, гибель близкого человека, акт грубого насилия — такого рода причины нередко вызывают стойкое и глубокое отрицательно-эмоциональное отношение — фрустрацию. Состояние фрустрации связано со значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины этого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек сознательно ищет какие-либо компенсирующие выходы или неосознанно совершает неадекватные действия: уходит в мир грез, иногда регрессирует, возвращается к более ранним стадиям психического развития.

Кроме фрустрации существуют и другие депрессивные состояния, также сопровождающиеся некоторой дезорганизацией психической деятельности (печаль, тоска, неудовлетворенность и т. д.).

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА В СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Следственная деятельность особенно насыщена эмоциональными проявлениями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациями и конфликтами, с межличностным взаимодействием, одним из факторов которого являются эмоции и чувства людей. Расследование преступлений невозможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека.

Эмоциональные состояния обвиняемого и подозреваемого должны учитываться и в тактических целях.

Отвергая тактику «захвата врасплох» и т. п. «психологических ловушек», следователь должен правильно выбрать ситуацию для постановки узловых вопросов. Предъявляя улики в последовательности возрастания их значимости, диагностируя и изобличая ложные показания, следователь создает соответствующие эмоциональные состояния. Но весь этот комплекс психических состояний должен содействовать объективному расследованию обстоятельств, а не «выхватыванию» лишь тех сторон этих обстоятельств, которые больше всего «подходят» к версии следователя.

Сильные эмоции гнева, испуга, страха, паники, ревности и т. п. снижают уровень осознанности восприятия, препятствуют объективному установлению связей между частями объекта, между отдельными действиями людей. Свидетели иногда затрудняются ответить на элементарные вопросы, связанные с восприятием происшествия, легко поддаются внушению.

Влияние эмоций и чувств на процессы памяти состоит в том, что полнее и прочнее запоминается то, что связано с нашими эмоциями и чувствами. Причем следует иметь в виду, что одни люди лучше запоминают то, что вызывает положительные эмоции, а другие — то, что связано с отрицательными переживаниями.

Нередко свидетели испытывают отрицательные эмоции при даче показаний. Это тормозит функционирование памяти. В таких случаях более полные показания могут быть получены в более спокойной обстановке. Следует категорически осуждать стремление некоторых следователей специально нагнетать обстановку строгости, напряженности при допросе свидетелей.

Началу осмотра места происшествия должна предшествовать организационная работа следователя (подбор оперативной группы, подготовка и проверка научно-технических средств, приглашение специалистов, охрана места происшествия и т. п.). Большое значение имеют относительное постоянство оперативных групп, хорошее знание всеми их участниками своих функций, четкое взаимодействие.

Организуя оперативную группу, необходимо помнить о целесообразности сочетания профессионального и жизненного опыта ее участников, их психологической совместимости (готовности вместе работать, помогать друг другу, сохранять в любых ситуациях выдержку, благожелательность, самообладание, взаимное уважение, умение быстро преодолевать возникающие конфликты).

Осмотр места происшествия относится к тем немногим следственным действиям, при проведении которых следователь действует публично, в присутствии других людей. Это также требует определенной психологической подготовки, в частности умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания и в то же время руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества. Осмотр места происшествия – это вид сложной комплексной деятельности, состоящей из действий следователя, сотрудников органа дознания, специалистов и понятых при руководящей роли следователя.

Деятельность следователя складывается из ряда операций и реализуется в познавательном, поисковом, организационном и удостоверительном элементах*.

spargalki.ru

Стресс эмоциональное состояние возникающее

1. Стресс– понимают эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные состояния.

Стрессовое состояние – состояние нервно-психического напряжения, возникающее в необычной, трудовой ситуации – при наличии опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принятия быстрых и ответственных решений.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

2. Настроение– устойчивое эмоциональное состояние, проявляющее в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни индивида (в зависимости от обстоятельств может быть хорошее, плохое, приподнятое)

1. эйфория – повышенное радостное настроение, состояние благодушия и беспечности, переживание полного удовлетворения своим состоянием

2. дисфория – злобно-тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими, часто сопровождается агрессией

3. тревога – переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы

3. Аффект– кратковременное сильное душевное волнение, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

1. физиологический – гнев или радость

2. астенический — быстро истощающее угнетенное настроение, снижение психической активности и тонуса

3. стенический – повышенное самочувствие, психическая активность, ощущение собственной силы

4. патологический – кратковременное психические расстройство, возникающее в ответ на интенсивную психическую травму и выражающее в концентрации сознания на травмирующих переживаниях

4. Фрустрация– эмоциональное состояние, вызываемое объективно или субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению значимой цели.

Сам термин в переводе с латинского означает – обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности

www.psyhologyside.ru

Проявления эмоциональных состояний школьников в образовательном процессе

Эмоциональные состояния определяют поведение личности, влияют на характер деятельности человека. Практический интерес вызывает у психологов рассмотрение влияния положительных и отрицательных эмоциональных состояний на процесс протекания учебной деятельности школьников, изучение особенностей эмоциональных состояний нормально развивающихся школьников в различных ситуациях образовательного процесса. В этом направлении в рамках психологии состояний уже имеется ряд научно-исследовательских работ, в которых рассматриваются различные виды психических состояний (функциональные, неравновесные, эмоциональные), изучаются особенности влияния состояний на познавательные процессы, учебную и трудовую деятельность, специфика регуляции состояний дошкольников, школьников и студентов в зависимости от условий образовательной среды.

Особенности психических состояний студентов в образовательном пространстве изучали Д. Г. Бадмаева [2004], С. А. Гапонова [2005] и др., абитуриентов – А. Н. Пичугина [2004] и др. Специфика психических состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста раскрывается в работах Г. Г. Буторина [2004], С. В. Велиевой [2001], О. А. Слепичевой [2003], Г. Степановой [1998], А. М. Федосеевой [1999], А. Б. Хромова [2005], Е. Е. Чернухиной [2002], А. М. Щетининой [1984] и др. Состояния подростков в образовательном процессе исследовали Н. В. Хураськина [2003], О. И. Шмырева [2005] и др. В области специальной психологии и педагогики имеется ряд исследований, посвященных изучению восприятия и выражения эмоциональных состояний детьми с отклонением в развитии – Н. И. Кинстлер [2000], Е. П. Кистенева [2000], Н. Б. Шевченко [1999], О. Л. Якоцуц [2004] и др. Механизмы регуляции состояний в различных видах деятельности, стрессовых ситуациях раскрываются в научных работах Н. М. Беленко [2001], Е. П. Бичелдей [2002], Л. Г. Дикой [2002], Л. В. Куликова [1997], А. О. Прохорова [1992], О. А. Сагалаковой [2005], Т. И. Семеновой [2004], Е. В. Фирулевой [2002], Е. Б. Цагарелли [2002] и др.

Модальность эмоционального состояния определяется в зависимости от того, как оно влияет на результаты деятельности человека, его самочувствие: способствует или препятствует повышению продуктивности деятельности. К позитивным эмоциональным состояниям А. Б. Хромов [2005] относит относительно долго протекающие аффективные явления, осознаваемые как оказывающие полезное воздействие на психические и внутриличностные процессы, способствующие взаимодействию личности с ближайшим социальным окружением, повышающие эффективность деятельности.

Н. Д. Левитов указывал на связь психических процессов и психических состояний: своеобразие психического состояния зависит, прежде всего, от своеобразия протекания психических процессов, вне которых нет и не может быть никаких психических состояний, но «психическое состояние отличается от процесса большей целостностью и устойчивостью» [1964. С.20]. Это положение является важным для понимания места психического состояния в структуре психики. Т. А. Немчин [1983] включает в структуру психического состояния энергетические, нейродинамические, психомоторные и когнитивные подсистемы.

Наиболее общий взгляд на понимание структуры психического состояния выражают В. А. Ганзен и В. Н. Юрченко [2004]. Они выявили такие взаимоотношения характеристик психических состояний, как уровневость, субъективность – объективность и степень обобщённости. На основе каждого из них формируется соответствующая подструктура общей структуры психического состояния личности.

Первая подструктура – иерархическая, по мнению В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко, состоит из следующих компонентов: физиологический уровень (включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения), психофизиологический уровень (вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики), психологический уровень (изменение психических функций и настроения), социально-психологический уровень (характеристики поведения, деятельности и отношения к окружающим). Вторая подструктура состояния – координационная: здесь происходит упорядочение характеристик компонентного состава состояния по признаку субъективности-объективности. К субъективным относят характеристики психических явлений, полученные субъектом в процессе самонаблюдения. Объективные характеристики являются результатом внешнего объективного наблюдения поведения и деятельности субъекта. Третья подструктура психических состояний упорядочивает характеристики их компонентного состава по степени обобщённости – общие, особенные, индивидуальные. Полный цикл психологического исследования предполагает выявление в индивидуальных характеристиках особенных, а затем и общих, т.е. раскрытие третьей подструктуры состояния.

Для психологических экспериментальных исследований наиболее важную роль в структуре эмоционального состояния играют психологический и социально-психологический уровни. Именно данные уровни обеспечивают экспрессивную и коммуникативную функции эмоционального состояния, определяют поведение школьника в образовательном процессе. Настроение, эмоциональное самочувствие, процесс усвоения знаний и умений школьников зависят от их индивидуальных качеств и разнообразных внешних факторов (системы обучения, условий образовательной среды, индивидуального стиля педагога, поведения других школьников и т. д.) Благоприятная социальная, образовательная среда способствует установлению положительных состояний школьников, повышению качества усвоения учебного материала. В образовательном процессе у школьников проявляются как позитивные, так и негативные эмоциональные состояния, каждое из которых оказывает различное влияние на учебную деятельность.

К позитивным, благоприятным эмоциональным состояниям относятся радость, удовлетворение, интерес; к неблагоприятным – тревога, страх, фрустрация, апатия, агрессия.

Радость – максимально, хотя и не обязательно постоянно, желаемая эмоция. Она представляется скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить её. Активное состояние радости характеризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением того, что мы любим [К. Изард 1980]. Радость ассоциируется с улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, а также ощущением способности справиться с жизненными проблемами. Эмоциональному состоянию радости соответствуют чувства приятного, удовольствия, ощущение лёгкого приподнятого настроения. Прилив радости человек ощущает, если получает объект, который любит, находит в обладании им покой и восторг. К. Изард [1980] не сводит радость к чувству сенсорного удовольствия (эмоциональному тону ощущений), считая, что радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы человека.

Интерес рассматривается психологами как вторичная интеллектуальная эмоция [Выготский, 1983; Додонов,1987; Изард, 1980; Ильин, 2000, 2001; Ольшанникова, 1983; Платонов 1980 и др.] К. Изард [1980] относит интерес к фундаментальным эмоциям, в своей теории дифференциальных эмоций включает интерес в сложную аффективно-когнитивную структуру (мотивационный феномен), триаду удивление-интерес-удовольствие, образующую совместно с познавательными и моторными действиями эмоционально-когнитивные взаимодействия (по типу: интерес-экстраверсия-мышление, интерес – удовольствие – интроверсия – воображение). С. Л. Рубинштейн [2000] наделял интерес таким важнейшим компонентом как осознанность. Эмоциональное состояние интереса является чрезвычайно важным в образовательном процессе, оно мотивирует обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса. У. Макдауголл называет интерес степенью эмоционального качества, которая «всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением просто невозможен» [Макдауголл, 2007. С.146]. Велико значение состояния интереса в межличностном общении: интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных отношений между индивидами. Таким образом, эмоция интереса обслуживает интеллектуальные (познавательные) потребности; эмоциональное состояние интереса способствует повышению активности когнитивных процессов, развитию сложных эмоций, мотивирует учебную деятельность.

Удовлетворённость в рамках общепсихологического подхода рассматривается как устойчивое положительное эмоциональное состояние, которое возникает в результате неоднократно испытанного удовлетворения в какой-либо сфере жизни К. Бюлер [2007] называет удовлетворение наиболее примитивной формой реакции неудовольствия. По его мнению, удовлетворение – это состояние удовольствия, которое сопровождает достижение цели и за ним следует, в то время как желание (примитивная форма реакции неудовольствия) преисполнено возбуждения и напряжения, удовлетворение связано с успокоением и разряжением. М. Аргайл [1990] проводил исследование удовлетворённости от различных видов взаимоотношений. Он обнаружил три направления замера степени удовлетворённости: материальная (осязаемая) помощь, эмоциональная поддержка и общность интересов. Исследование показало, наиболее значимым источником удовлетворения для людей является супруг (супруга), близкие родственники и друзья занимают следующее место, а коллеги и соседи находятся на последних местах. Эмоциональная поддержка включает степень доверительности и самораскрытия, обращения к другому человеку как к доверенному лицу. Состояние удовлетворенности во взаимоотношениях достигается путём проявления заботы о другом [М. Аргайл, 1990. С.44]. Удовлетворённость в процессе обучения создаётся при достижении определённых результатов, целей, при условии удовлетворения уровнем эмоциональных отношений в коллективе.

Среди состояний, оказывающих негативное влияние на процесс обучения школьников, отметим апатию, агрессию, страх и тревогу.

Апатия – эмоциональное состояние, возникающее при длительном напряжении. Апатия может возникнуть также в случае неудовлетворенности в личностно значимых ситуациях, разочарования, при расставании с близкими на длительный период, в ситуации непонимания и непринятия человека окружающими, при конфликтах и одиночестве. Апатия может являться последствием стресса или фрустрации и возникает в данном случае как защитный механизм.

Апатия оказывает негативное влияние на все психические процессы человека. В состоянии апатии человек не может и не хочет заставить себя что-либо предпринять, изменять ситуацию, у него ослабевают волевые процессы, отсутствует мотивация к деятельности, теряется её смысл. В этом состоянии эмоции как бы смазаны, притуплены.

В литературе описаны две основные стратегии поведения в состоянии апатии [Прохоров 1991 и др.] В первом случае человек постоянно анализирует ситуацию, пытаясь выявить причину. Но это анализ производится не для того, чтобы изменить ситуацию, а для того чтобы человек ещё и ещё раз уверил себя в тщетности каких-либо принимаемых действий. Во втором случае человек постоянно пытается заниматься какой-либо деятельностью, эмоционально заглушая пережитое. Это своеобразный уход от ситуации, от необходимости изменить её.

Состояние апатии выражается у школьников проявлением безразличия к процессу и результатам учёбы, негативизмом, отказом от общения и деятельности.

Ещё одним состоянием, которое может отмечаться у школьников является фрустрация. Состояние фрустрации возникает в травмирующей ситуации, при которой терпится неудача. Исследователи Ф. Е. Василюк [2004], А. И. Еремеева [2004], Э. И. Киршбаум [2004], Д. Креч [2004], А. С. Кузнецова [2005], Н. Д. Левитов [2004], А. Б. Леонова [2007], М. А. Мкртчян [2004], В. Н. Панкратов [2004] и др. отмечают, что в состоянии фрустрации людям свойственны различные поведенческие реакции, рассматриваемые в качестве защитных механизмов. Люди по-разному реагируют на фрустраторы и по-разному выходят из состояния фрустрации. Психологи выделяют два типа поведения – адаптивное (адекватное, конструктивное, сохраняющееся в пределах нормы) и неконструктивное (неадаптивное, неадекватное) поведение. Эти поведенческие реакции сопровождаются эмоциональными состояниями, последствиями или компонентами состояния фрустрации. Такими состояниями могут быть апатия, агрессия и тревога, которые являются защитными механизмами фрустрации.

Агрессия характеризуется словесным отпором, оскорблением, физическими нападками на человека, который вызвал ситуацию фрустрации, и сопровождается переживанием чувства страха, беспокойства. Агрессия как защитный механизм имеет несколько разновидностей. Она может проявляться как реалистическая форма адаптации по отношению к реальному фрустратору, может выражаться косвенно, когда настоящий фрустратор замещается другим, более слабым объектом [М.А. Мкртчян, 2004]. Агрессия может быть направлена и на самого себя, когда человек чувствует себя беспомощным перед внешними фрустрирующими силами. Человек в таком состоянии бьёт себя в лоб, рвёт на голове волосы, остро переживает эмоцию ярости. Агрессия может вымещаться на неодушевлённых предметах и проявляться в виде неконструктивного поведения (разбивание посуды, поломка и кидание предметов, разрушительные действия). Часто повторяемые фрустрации могут создать у личности постоянную агрессивность.

С механизмом агрессии связано явление, когда вследствие частых и длительных фрустраций у человека образуется постоянное психическое состояние тревоги и страха, вследствие чего его поведение оказывается в значительной мере направленным на самозащиту. Такая личность, неверно оценивая ситуацию, может прибегнуть к помощи агрессии, хотя в этом нет никакой необходимости.

По мнению К. Лоренца [2001], агрессия является подлинным инстинктом, направленным на сохранение вида, а не просто реакцией на определённые внешние условия. Преодоление агрессии связано с саморегуляцией (самообладанием), данное умение может развиться у людей в процессе воспитания.

Тревога — эмоциональное состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя. Согласно З. Фрейду, «тревога представляет собой особенное неприятное состояние, связанное с реакциями отвода раздражения на определённые нервные пути» [Фрейд, 2007. С.378]. П. В. Симонов [1981] считает, что причиной тревоги является низкая вероятность избегания нежелательного воздействия. По З. Фрейду тревога возникает как реакция на положение, составляющее опасность, она регулярно воспроизводится, когда снова создаётся такое состояние. По описанию З. Фрейда, тревога имеет отношение к ожиданию (возникает перед чем-нибудь), ей присущ характер неопределённости и беспредметности. Он выделяет реальную тревогу – это тревога перед известной опасностью, и невротическую тревогу – перед опасностью, которая человеку неизвестна. В положении реальной опасности человек проявляет две реакции: аффективную вспышку тревоги и защитное действие. В ходе исследований З. Фрейд [2007] пришел к выводу, что тревога представляет собой первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию, репродуцируемую затем при ситуациях опасности, как сигнал о помощи.

Аффективный ряд тревоги в порядке нарастающей тяжести включает в себя следующие явления: ощущение внутренней напряженности, гиперестезические реакции, собственно тревогу, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Интенсивность тревоги в большей степени отражает индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы. Поэтому различают тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния.

Страх – эмоциональное состояние, отличительной особенностью которого является желание прекратить характерное для объекта действие и осуществить обратный ему акт, убежать от объекта, вместо того чтобы к нему приблизиться. Состояние страха сопровождается волнением, переживанием беспокойства и подозрения. По описанию К. Изарда [1980], страх сопровождается неуверенностью и дурными предчувствиями. К. Изард считает, что переживание эмоции страха исключительно вредно для человека. Страх вызывается за счёт быстрого повышения плотности нервной стимуляции, приносящей весть о реальной или воображаемой опасности. В редких случаях страх парализует деятельность, обычно эта эмоция мобилизует энергию.

Как отмечает М. Прадин [2007], естественное чувство страха является регулирующим и адаптивным, оно вызывает у человека реакции осторожности или защиты, отвечающие опасности, которой, по мнению индивида, он подвергается. Чувство страха может быть проницательным, осознанным и подконтрольным субъекту, в такой форме оно часто присутствует у вполне уравновешенных людей.

По мнению Г. Ланге [2007] состояние страха сопровождается парализованием произвольного двигательного аппарата, судорожным состоянием сосудо-сжимающих мускулов, судорожным сокращением органических мышц. Состояние страха соотносится с чувством опасности, которое формирует в сознании установки к защите. Страх связан с ощущением угрозы и невозможностью её избежать. Поведение человека в состоянии страха выражается в активном отстранении от объекта, побуждениях убежать, спрятаться, скрыться, стремлении найти убежище, защиту. Состояние страха дезорганизует учебную деятельность школьника, заставляет волноваться, переживать, думать о реальной или потенциальной опасности.

В целом, следует определить основные характеристики, и сущность понятий «позитивное эмоциональное состояние» и «негативное эмоциональное состояние». В литературных источниках мы не обнаружили чёткого определения данных понятий, имеются лишь указания на категориальные признаки данных состояний. Наиболее полным определением позитивного эмоционального состояния является определение, данное А. Б. Хромовым [2005].

«Позитивное эмоциональное состояние является формой презентации позитивных субъективных переживаний сознанию, и отличается относительной длительностью и однородностью. По отношению к эмоциональному процессу позитивное эмоциональное состояние выступает способом его организации, являясь позитивным фоном, на котором протекает психический процесс. По отношению к психическому свойству оно является выражением этого свойства, с одной стороны, а с другой, образование и формирование позитивного эмоционального свойства осуществляется через позитивное эмоциональное состояние. Позитивные эмоциональные состояния являются составной частью позитивных психических состояний.

Позитивное эмоциональное состояние — это целостная характеристика деятельности психики за определенный отрезок времени, отличающаяся слабовыраженными по интенсивности и положительными по знаку эмоциями, это позитивное оценочное отношение к внешним обстоятельствам, внутренним стимулам и субъективным переживаниям человека. Это самопрезентация сознанию аффективной стороны психики положительного знака или того фона, на котором определенное время субъективно благоприятно протекает жизнедеятельность человека» [Хромов, 2005. С.24].

Негативное эмоциональное состояние связано с неблагоприятным воздействием на процесс деятельности и взаимодействия индивида с окружающей средой. Негативное эмоциональное состояние – это целостная характеристика психической деятельности человека за определённый период времени, отличающаяся ощущением дискомфорта, неблагополучия, неудовольствия, ведущая к временному расстройству деятельности. Негативное эмоциональное состояние пронизывает систему отношений и поведения индивида, сопровождается сильными переживаниями.

Негативные эмоциональные состояния в большинстве случаев снижают психический тонус человека, влекут за собой возникновение адаптационных механизмов, включение защитных функций организма. Такие неблагоприятные состояния, как страх, гнев, агрессия повышают энергетические ресурсы организма, ведут к различным поведенческим реакциям, так, например, человек спасается бегством от источника страха, атакует источник гнева, агрессивной реакцией борется с фрустратором.

В качестве характерной особенности негативного эмоционального состояния Е. Е. Чернухина [2002] выделяет эмоциональную отстранённость, которая включает: разрыв межличностных отношений; усиление эмоций и впечатлений субъективного смысла, то есть возрастание значимости внутренних переживаний; определённую эмоциональную деконцентрацию внешних условий, сопутствующих действиям. Эмоциональная отстранённость характеризуется широким диапазоном проявлений: внутренней раздражительностью, потерей чувства реальности; увеличением эмоциональной дистанции с окружающими, проявляющейся в поведении; агрессивными защитными действиями; эмоциональным обесцениванием опасной ситуации, напряжением внимания [Чернухина, 2002].

Описывая состояния школьников в учебном процессе, А. Б Хромов [2005] с учётом качественных и динамических характеристик состояний выделяет:

актуальные (ситуативные) эмоциональные состояния — относительно устойчивые позитивные переживания, формирующиеся и проявляющиеся в конкретных ситуациях учебной деятельности и обусловленные ими;

типичные эмоциональные состояния — относительно устойчивые позитивные переживания и эмоциональные отношения к учёбе, возникающие в определенных, типичных ситуациях учебной деятельности, в которых в наибольшей степени проявляются ведущие формально-динамические характеристики личности;

оптимальные эмоциональные состояния — состояния, возникающие в благоприятной среде, в максимальной степени удовлетворяющей потребности ребёнка в реализации своих потенциалов в творчестве и познании, в тех сферах деятельности, в которых заложен гуманистический потенциал, раскрывающий личность ребёнка. Оптимальное эмоциональное состояние — это исходное состояние здорового ребёнка, радостно и открыто взаимодействующего с окружающим миром. Обобщенным показателем оптимального эмоционального состояния является положительная субъективная оценка ребёнком своего самочувствия и ощущение радости.

Итак, в образовательном процессе школьники разных возрастов проявляют негативные и позитивные эмоциональные состояния. Структура состояния включает физиологический, психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни. В образовательном процессе играют наибольшую роль индивидуальные социально-психологические характеристики эмоциональных состояний субъектов образовательного процесса. Психологический и социально-психологический уровни состояния подлежат изучению в рамках психологического исследования.

Неблагоприятные эмоциональные состояния (стресс, страх, тревога, фрустрация, апатия и др.) влекут за собой другие неблагоприятные эмоциональные проявления (плач, грусть, негативизм, злость и др.), характеризуются ощущением дискомфорта, внутренней напряжённостью личности. Негативные эмоциональные состояния приводят к расстройству деятельности, соответствующим поведенческим реакциям школьника.

Позитивные эмоциональные состояния (радость, удовлетворённость, интерес и др.) активизируют психическую деятельность школьника, способствуют его включённости в образовательный процесс, повышают уровень восприятия и усвоения учебных знаний и умений. Благоприятные эмоциональные состояния характеризуются положительными по знаку эмоциями.

Негативные и позитивные эмоциональные состояния школьников в образовательном процессе детерминированы внутренними и внешними (социальными) причинами. Их проявление зависят от индивидуальных физиологических и психологических особенностей школьника. В образовательном процессе проявляются оптимальные, типичные и актуальные (ситуативные) эмоциональные состояния школьников. Эмоциональное состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определённый период времени. Эмоциональные состояния являются сложными многокомпонентными системами, могут выражать собой сложное единство противоположных переживаний.

  1. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл / ред. М. В. Кларин. — М.: Прогресс, 1990. – 336 с.
  2. Ганзен, В. А. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека [Текст] / В. А. Ганзен, В. Д. Юрченко // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 189-201.
  3. Изард, К. Э. Эмоции человека [Текст] / К. Э. Изард; ред. Л. Я. Гозман, М. С. Егорова. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 440 с.
  4. Ланге, Г. Душевные движения [Текст] / Г. Ланге // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – С. 112-130.
  5. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. – 344 с.
  6. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц; пер. с. нем. Г. Ф. Швейника. — Спб.: Амфора, 2001. – 349 с.
  7. Макдауголл, У. Различение эмоции и чувства [Текст] / У. Макдауголл // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – С. 142-147.
  8. Мкртчян, М. А. Проблема фрустрации и защитные механизмы личности [Текст] / М. А. Мкртчян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 416-421.
  9. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст] / Т. А. Немчин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 166 с.
  10. Прадин, М. Чувства как регуляторы [Текст] / М. Прадин // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – С. 165-175.
  11. Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А. О. Прохоров. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 167 с.
  12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб. и др.: Питер, 2000. – 712 с.
  13. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст] / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1981 – 215 с.
  14. Фрейд, З. Тревога [Текст] / З. Фрейд // Психология эмоций: хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – С. 378-388.
  15. Хромов, А. Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения [Текст]: дис. . канд. психол. наук / А. Б. Хромов; Курганский гос. ун-т. – Курган: [б. и.], 2005. – 235 с.
  16. Чернухина, Е. Е. Педагогические условия коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний учащихся младших классов [Текст]: дис. . канд. пед. наук / Е. Е. Чернухина; Моск. гос. открытый пед. ун-т. – Москва: [б. и.], 2002. – 216 с.

superinf.ru

Это интересно:

  • Методики для изучения стресса Методики для изучения стресса Существуют различные методы, способы и технические устройства для регистрации и оценки эмоционального стресса. Для экспресс-диагностики стресса используется ряд устных шкал и опросников, направленных на определение уровней тревоги и депрессии. Среди специализированных тестов, в первую […]
  • Основные понятия в умственной отсталости Основные понятия в умственной отсталости Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями: Задержка в созревании […]
  • Инвалидность по синдрому дауна Инвалидность по синдрому дауна Уважаемые родители! После постановки диагноза у Вашего ребенка «Синдром Дауна» в поликлинике Вам могут предложить оформление инвалидности, что дает возможность получать финансовую ежемесячную помощь до 18-летнего возраста. Если врачи не предлагают это, то сами озвучьте свое желание […]
  • Может ли подняться сахар при стрессе Причины повышенного сахара в крови кроме диабета Один из самых важных условий здоровья человека — содержание сахара в крови в нормальных границах. Пища – единственный поставщик глюкозы в организм. Кровь проводит ее по всем системам. Глюкоза – это ключевой элемент в процессе насыщения клеток энергией, как у мужчин, […]
  • Как избавиться от затяжной депрессии самостоятельно Как выйти из глубокой и затяжной депрессии Затяжная глубокая депрессия – аффективное нарушение, возникающее под влиянием внешних и внутренних факторов, характеризующееся плохим настроением, потерей интереса к работе, повседневной деятельности, которая до этого приносила удовлетворение, чрезмерной утомляемостью. […]
  • Проблема взаимоотношений аргументы егэ Проблема человеческих взаимоотношений Как и многие люди, любящие своих родных, Наташа Ростова испытывала искреннюю семейную привязанность ко всем родственникам, была доброжелательна и заботлива. Для графини Ростовой Наташа была не только любимой, младшей дочерью, но и близкой подругой. Наташа прислушивалась к […]
  • Снохождение и сноговорение лечение Сноговорение и снохождение Сноговорение - ребенок во сне может произносить какие-то звуки, слова, целые фразы; чаще бывает связано с дневными стрессами, усталостью и дефицитом сна. Обычно произношение неотчетливое, и нечасто удается разобрать слова и понять, о чем идет речь. Длительность от нескольких секунд до […]
  • Виды неврозов детей Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастению; 2) истерию; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы. Неврастения у детей, симптомы детской неврастении Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она […]