Стресс психический и системный

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений.

Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализированный [7; с.458].

При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Следует подчеркнуть, что деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике же очень редко удается разделить информационные и эмоциональные стрессоры и определить какие из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации. Очень часто в ситуации ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева [2; 113]. В свою очередь, так называемый информационный стресс, всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако, возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации. В большинстве работ психологический и эмоциональный стресс отождествляются.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.

Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее эффективным является на разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса.

Нарушения поведенческих реакций могут проявляться в следующем.

1. Нарушение психомоторики (избыточное напряжение мышц (особенно часто лица и «воротниковой» зоны; дрожание рук; изменение ритма дыхания; уменьшение скорости сенсомоторной реакции; дрожание голоса и нарушение речевых функций и т.д.).

Изменение образа жизни (изменение режима дня; нарушение сна).

Профессиональные изменения (снижение производительности труда; повышении утомляемости; ухудшении согласованности движений, их точность, соразмерность требуемых усилий).

www.psyage.ru

Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности

Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлениями, воспалением тканей, ушибами и т.п.

Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

Состояние стресса – это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. stress – нажим, давление) – это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс – неотъемлемое проявление жизни. Стресс можно определить как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. «Любая нормальная деятельность, — писал Г. Селье,- игра в шахматы и даже страстное объятие – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда» [16]. Следовательно, дело не в наличии самого явления, а в его количестве (в его выраженности), перерастающем в качество. Существенно важно, поэтому различать главные характеристики стресса. Стресс не привязан строго к определенной группе трудных состояний, но как непременный атрибут жизнедеятельности он может дать началу любому из них. Вредоносный или по крайне мере неприятный стресс следовало бы называть дистресс (то англ. distress- горе, бедствие, расстройство). Чаще все же в разговорной речи и в литературе термином «стресс» обозначают вредоносное напряжение организма.

Установлено, что стресс-реакция предшествует развитию как адаптации, так и функциональных нарушений. Она возникла и закрепилась в эволюции как биологически полезная. Усиленная функциональная активность жизненно важных систем подготавливает организм к действию – либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора стресс-реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. В зависимости от причин различают стрессы физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывают механические, физические и т. п. воздействия — сильный звук, повышенная температура воздуха, вибрация. Психологический стресс может возникнуть в условиях дефицита времени или информации при высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности. При этом происходит мобилизация защитных сил организма для поиска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное напряжение, возникающее при стрессе, не превышает приспособительных возможностей организма человека, стресс может оказать положительное, мобилизующее влияние на его активность. В противном случае стресс ведет к дистрессу — исчерпыванию энергоресурсов организма, развитию целого ряда физических и даже психических заболеваний.

разновидность стрессовых состояний, в которых напряженность сознательно или безотчетно бывает смещена в сферу внимания. Эти состояния по своему содержанию, характеру и длительности могут быть самыми разнообразными.

В научной литературе упоминается целый ряд подобного состояния. Одним из важнейших является познавательные доминантные состояния, характерные для многих видов человеческой деятельности. Проявляется оно в трех основных вариантах, к которым можно отнести исследование предметного мира, учебную и научную доминанты.

Специфику доминантных психических состояний в наибольшей мере определяет господствующая мотивация, реализующаяся в деятельности и отражающаяся в эмоциях человека.

Основные направления специальной психологии
Раньше других появились такие направления специальной психологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология). В настоящее время наблюдаются тенденции .

Радикальный поворот в учении о природе психики и поведения
Следующий крупный шаг и одновременно радикальный поворот в учении о природе психики и поведения был сделан во второй половине XIX в. Поворот, о котором идет речь, был связан со многими важными событиями, которые произошли во второй полови .

Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, .

www.psexplorer.ru

Стресс как интегральное психическое состояние в контексте системного подхода

Стресс является наиболее характерным психическим состоянием, возникающим в экстремальных ситуациях. Проблема стресса — центральная в исследованиях психологов различных направлений. Однако трактовки понятия «стресс», используемые в различных работах, могут значительно различаться. Часто имеет место или сужение понятия, когда стресс сводится к более простым состояниям (например, напряжению или тревоге), или неоправданное расширение, когда оно трактуется как недостаток адаптивности. Существуют значительные расхождения между психологическими и физиологическими моделями стресса. Данные противоречия можно уменьшить, используя методологию системного подхода, опираясь на принципы целостности, иерархичности, функциональности, неаддитивности и др.

С нашей точки зрения, стресс не сводится к простым симптомам (тревога, напряжение и др.), а является сложным (интегральным) состоянием, включающем более простые базовые состояния. Под интегральными понимаются сложные системные состояния, интегрирующие базовые состояния для реализации функциональной задачи. Базовые психические состояния определяются работой соответствующих психофизиологических процессов, и представляют собой дискретные, не сводимые к более простым, единицы проявления человека. Предполагается также, что стресс возникает при значительной диспропорции значимости проблемы той или иной экстремальной ситуации и возможностями личности по совладанию с ней. Если человек, по его оценкам, может самостоятельно справиться с проблемой, то стресс, как таковой диагностировать не следует. Можно выделить четыре психофизиологические системы человека, взаимодействие между которыми приводит к развитию стресса и формированию совладающего поведения.

1. Система эмоционального реагирования на обстоятельства. Ее проявление выражается в оценке респондентом своего состояния как комфортного или дискомфортного. Последнее сопровождающегося отрицательными эмоциями, неудовлетворенностью, недовольством. При формировании совладающего поведения активность данной психофизиологической системы проявляется в таких копинг-ресурсах как оптимизм, удовлетворенность настоящим, положительный настрой в отношении будущего.

2. Стресс-реализующая система, гиперактивность которой при стрессе сопровождается ростом напряжения как базового состояния. При формировании совладающего поведения данная психофизиологическая система сфера определяет активный копинг: энергичность, решительность.

3. Стресс-лимитирующая система в ситуации гиперактивности детерминирует рост торможения как базового состояний. В системе копинга данная психофизиологическая система участвует в формировании предрасположенности к пассивному копингу: умению сдерживать себя, контролировать свое поведение, реагировать осторожно, терпеливо ожидая изменения ситуации.

4. Система оценки ситуации, которая определяет возможности человека принять эффективное решение в критической ситуации. Если такой возможности нет в силу внутренних или внешних причин, имеет место рост неопределенности, смятения, разочарования. К эффективному рациональному копингу следует отнести такие проявления данной психофизиологической системы, как развитый интеллект, рациональность, логическое мышление.

На основании данной модели разработана психодиагностическая методика. В качестве показателя выраженности стресса рассматривается наличие состояний дискомфорта, напряжения, торможения и неопределенности, частота и длительность их проявления, соотношение с копинг-ресурсами личности. Диагностика стресса основана на сопоставлении степени выраженности деструктивных состояний и копинг-ресурсов личности. Методика прошла апробацию и стандартизацию. Проведены необходимые процедуры психометрической проверки.

Полученные результаты свидетельствуют о высокой надежности и валидности опросника. Методика оценивает не только стрессогенность среды и выраженность отдельных стрессоидных состояний, но и показывает возможности личности по совладанию с проблемной ситуацией и таким образом дает комплексную характеристику проявления (или не проявления) стресса. С использованием методики проведены исследования экзаменационного, социального и профессионального стресса. Результаты могут представлять интерес для практических психологов.

www.psyhodic.ru

Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последние десятилетия в связи с ростом так называемых болезней стресса.

Понятие «стресс» используется и в обыденной жизни, и в литературе по различным научным направлениям. Это создает разночтение указанного понятия. В связи с этим в моей курсовой рассмотрены многообразные интерпретации понятия «стресс», освящены различные подходы в изучении данной проблемы, а также описаны заболевания вызванные стрессом. Далее мне бы хотелось разобрать само явление «стресс», в чем его суть, как образовывается, какие стадии имеет.

В первом разделе курсовой приводится сводка основных направлений психологических исследований стресса. Среди них системный и ресурсный подходы, разобраны методы предотвращения и купирования неблагоприятных проявлений стресса и изучение личностных особенностей при стрессе.

Во втором разделе курсовой был рассмотрен ряд стрессогенных факторов, вызывающих стрессовые реакции в которых первичным элементом являются рефлекторные, эмоционально-окрашенные формы поведения — «рефлекторно-эмоциональный стресс». А так же рассмотрены общие закономерности эмоционально-поведенческих проявлений стресса. Рассмотрена проблема активности взаимодействия людей при стрессе.

Особое внимание было обращено на копинг реакции, на поведение человека на обратную связь. Такие ситуации могут пробуждать в нем потенциальные возможности, незаметные в обычных нестрессогенных условиях.

Сложность в изучении данной темы возникает в том, что работы чаще всего носят комплексный характер, что затрудняет более глубокое исследование того или иного аспекта.

Практическое значение данной темы выражается в том, что в ней был проанализирован ряд работ, рассматривающих понятие «стресс» с различных точек зрения начиная от психологической и заканчивая медицинской (физиологической).

Актуальность данной темы так же доказывается тем, что в ходе написания курсовой удалось найти большое количество материалов: как исследований конца ХХ века, так и современного десятилетия.

Цель моей курсовой работы разобраться в понятии «стресс» посмотреть какие методы наиболее подходят для изучения данного явления, освятить основные заболевания и подсказать как лучше справиться с данной проблемой. Результаты моей работы могут в дальнейшем послужить материалом для новых изучений, а так же стать полезным материалом для студентов вузов при подготовке к докладу или новой курсовой работе и просто для любознательных людей.

Системный подход

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач.

В настоящее время интенсивно разрабатываются конкретные методы и технологии их применения. Необходимыми условиями эффективности использования системного подхода являются правильные сочетания формализованных и неформализованных методов и языков описания, формальной и диалектической логики, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также учет человеческого фактора. В результате применения системного подхода удается получить системные описания сложных явлений объективной реальности.

Чем является системное описание? Это форма представления человеку информации о системной организации сложного объекта, в которой отражается состав, структура, функции и другие системные характеристики. Такое описание адресовано главным образом зрительной системе человека. Для его построения используются различные виды кодирования и формы представления информации (знаковые, символические и изобразительные).

В психологии системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания, преодолевать их излишнюю избыточность, находить инварианты психологических описаний, избегать недостатков локального подхода, повышать эффективность системных исследований и процесса обучения, формулировать новые научные гипотезы, создавать системные описания психических явлений.

В психологии используются четыре вида шкал: наименований, порядка, интервалов и отношений. Их последовательность соответствует этапам познания сложного объекта — сначала явлениям присваиваются имена, затем обнаруживается некоторая их упорядоченность и устанавливаются количественные закономерности. Соответственно имеются и средства (языки) описания. Для наименований используется естественный язык, порядок хорошо отображается в геометрических структурах, а количественные отношения описываются формулами.

«Система» — слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Применение системного подхода в психологии стимулируется также успехом частных системных теорий в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций. Системный подход является своего рода реакцией на бурный и длительный процесс дифференциации в науке. Но это не означает, что системный подход синоним интеграции. Системный подход — единство интеграции и дифференциации при доминировании тенденции объединения.

studbooks.net

Системные человеческие джунгли рисков (В. Б. Живетин, 2013)

Системные человеческие джунгли творятся разумом подсистем эгосферы человека, включая: разум духовного мира; рассудок аналитического ума; разум душевной системы; разум генетической системы. Человеческие джунгли обусловлены различием сущностно-личностных свойств людей, которые творят джунгли рисков и безопасности человеческой деятельности. Проблема предотвращения джунглей рисков и обеспечения безопасности обусловлена отсутствием моделей на качественном и количественном уровнях, позволяющих осуществить контроль и управление безопасностью жизнедеятельности как во внутренней среде эгосферы, так и в социальной системе. Работа направлена на создание метода анализа системных человеческих джунглей рисков с целью реализации безопасных состояний человека.

  • О серии «Риски и безопасность человеческой деятельности»
  • Введение
  • Глава I. Два мира экосистемных джунглей. генетическо-природные джунгли
  • Глава II. Стрессы, творящие джунгли болезней

    На практике (в жизни) используются следующие понятия: стресс (stress – англ.) – давление, нажим, напряжение; дистресс (distress – англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; стрессоры – факторы, создающие стрессы человека; стресс, реализующий неспецифическую реакцию организма на любой стрессор.

    Слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского. Тогда это смысловое слово произносилось как дистресс.

    Различие смыслового значения обусловлено деятельностью, связанной со стрессом: приятной и неприятной. Если деятельность вызывает неприятность, то ее следует относить к дистрессу.

    Синдром биологического стресса как синдром вызывается различными вредоносными агентами. Стресс испытывают все люди, которые подвергаются влиянию факторов, реализующих их риски. При этом факторы стресса различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой системе, творящей его жизнь.

    Стресс реализует следующие джунгли состояния человека: утомление; боль; страх; необходимость сосредоточиться, обусловливающие ломку всего жизненного уклада человека, неконтролируемые джунгли рисков.

    Стресс, творящий уничтожение

    Для каждого человека существует критическая граница обид, создающих критическую границу стресса. До этой границы человек переносит их без совершения каких-либо поступков, забывая их. Этот уровень диктуется:

    – уровнем самоуничтожения (духовно-моральным);

    – болезнью, страхом потерь как от обидчика, так и от других, в том числе дурной молвы (J * ), которая является основным фактором уничтожения имиджа человека, его энергетической «стоимости» – энергии Е ч (J * ).

    2.1. Факторы риска, обусловливающие стрессы. Контроль и управление безопасности

    Реакция организма на стресс. Вводные понятия

    Две области состояния организма реализуют стресс в процессе жизнедеятельности.

    Первая область безопасных или допустимых Ωдоп состояний организма. При этом стресс создает нормальный биологический механизм защиты организма. Стрессовая реакция эгосферы (организма) [22] проявляется как подготовка к самозащите от возможной угрозы (опасности, агрессии, злобы и т. п.). В этом состоянии организм выделяет железами внутренней секреции различные гормоны. Гормоны поступают в кровь, учащая сердцебиение и дыхание, повышая кровяное давление и уровень сахара в крови, обусловливая усиленное потоотделение, расширение зрачков. Если стресс кратковременен, то он исправно выполняет свою биологическую функцию и все реализуется в организме в пределах нормы.

    Вторая область возникает, когда стресс реализуется в виде затяжного процесса. При этом состояние организма переходит из безопасной в критическую область, которую будем обозначать Ωкр. Часто люди не задумываются о том, что они находятся при постоянном воздействии стресса. Особенности таких стрессов связаны с тем, что у каждой биофизической болезни есть конкретные психологические причины. Около 80 % всех болезней, так или иначе, связаны с психоэмоциональным расстройством. Давно воспринятый стресс, загнанный в глубь души, может быть причиной болезни сегодня. Под воздействием сильных стрессов, затяжного душевного конфликта, а также какого-либо длительного воздействия тяжелых для человека обстоятельств жизни сокращается число Т-лимфоцитов – защитников нашего организма. Отсюда снижение иммунного статуса, рост числа бактерий и вирусов, реализующих свою агрессивность.

    В области Ωкр стресс оказывает сильное влияние на организм и здоровье человека. Основные нарушения и недомогания в системах и органах организма, вызванные стрессом, включают следующие:

    – кожа подвергается раздражению, сыпи, псориазу;

    – дыхательная система подвергается заболеваниям, например, астме;

    – пищеварительная система подвергается таким болезням, как гастрит, язвенная болезнь, запоры, диарея, раздражение кишечника, колит;

    – иммунная система обусловливает частые простуды и инфекционные заболевания, острую подверженность раку; рассеянному склерозу;

    – нервная система обусловливает неспособность сконцентрироваться, потерю памяти, недостаточную ясность ума;

    – сердечно-сосудистая система обусловливает учащенное сердцебиение, высокое артериальное давление, риск сердечных приступов;

    – полость рта подвержена простудным заболеваниям;

    – мускулатура создает напряжение, судороги, нервный тик.

    Различные реакции на стресс, обусловленный личностной тревожностью

    Многими учеными психологический стресс определяется как сильная неблагоприятная для организма психологическая и физиологическая реакция на воздействие экстремальных факторов, воспринимаемых человеком как угроза его благополучию. Реакции человека на эти факторы, как правило, стереотипные и обусловлены психологическими, гормональными, биохимическими изменениями. При возникновении стрессовых реакций и последующих заболеваний важное значение оказывают личностные особенности.

    При оценке факторов стресса одни люди используют пессимистический объяснительный стиль, признаком которого служит пассивность и чувство уязвимости. Такие люди высоковосприимчивы к воздействию стресса. Другие, имеющие нормальный жизненный стиль, обладают психологической выносливостью и упорством. Они устойчивы к воздействию стресса, что помогает им сохранить здоровье. Даже заболев, они могут способствовать своему лечению. Каждому из этих двух типов людей соответствует своя область допустимых значений стресса Ω (1) доп и Ω (2) доп соответственно.

    Первый тип. Люди, склонные к депрессии или обладающие высокой личной тревожностью, высокочувствительны к развитию стресса. Допустимые значения стресса х не должны выходить из области Ω (1) доп с относительно низким уровнем стресс-факторов.

    Второй тип. Люди, характеризующиеся низкой личностной тревожностью, эмоционально более устойчивы и спокойны. Для них допустим относительно высокий уровень стресс-факторов и соответствующая область Ω (2) доп, выход из которой вызывает у них стрессовую реакцию организма.

    При этом область Ω (1) доп меньше, чем Ω (2) доп.

    Высокий уровень личностной тревожности может зародиться в младенчестве и в детском возрасте. Он может быть связан с отделением ребенка от матери в силу возникающего чувства незащищенности. При этом ранние жизненные психологические стрессы находят свое негативное отражение в психике человека и делают его не самозащищенным от поступающих стрессов, что способствует развитию различных заболеваний.

    У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самые частые стрессоры.

    Роль гормонов в погашении реакций стрессов

    Сегодня все признают, что экстренное выделение адреналина обусловлено острой фазой тревоги организма как реакция на стресс. Эту реакцию создает система: «гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников». Стрессор возбуждает гипоталамус, в результате продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием этого гормона внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды.

    Неспецифический синдром стресса характеризуется следующими признаками: увеличением надпочечников; атрофией вилочковой железы; желудочно-кишечными проявлениями.

    Особенности поражения (джунгли синдромов):

    1) качественно различные раздражители разной стрессовой силы необязательно вызывают одинаковый синдром у разных людей;

    2) даже один и тот же раздражитель может привести к различным поражениям у разных людей.

    При этом качественно различные раздражители отличаются своим специфическим действием. Их стрессорный эффект, в сущности, одинаков. Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые поражения у разных людей, наделенных «факторами обусловливания», которые различным образом усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. Факторы могут быть внутренними, так, например, возраст, пол и т. п., а также внешними, так, например, прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, которые могут обусловить хорошо переносимую степень стресса.

    Каждый фактор (агент) обладает и стрессорным, и специфическим действием. Стрессорное действие неспецифично, оно одинаково для разных раздражителей. Специфическое действие типично для каждого фактора (агента). Реакция организма зависит не только от этих двух действий раздражителя. Реактивность организма оказывает влияние, которое изменяется в зависимости от внутренних и внешних условий. Важна роль случайных обусловливающих факторов, когда в организме рвется «слабое звено».

    Стресс участвует в развитии каждого заболевания, так как он наслаивается на специфические проявления болезни, ухудшая или улучшая состояние организма.

    Приспособительные реакции систем эгосферы на стресс. Проблемы управления

    Биохимические исследования стресса показали, что постоянство внутренней среды поддерживается двумя основными типами реакций: синтаксической (вместе) и кататоксической (против).

    Чтобы противостоять различным стрессам, организм создал систему регулирования своей реакции посредством химических сигналов или нервных импульсов, которые либо усиливают борьбу с внешними чужеродными веществами, либо организуют совместное существование.

    Синтаксические агенты действуют на тканевые транквилизаторы (успокоители), создают состояние пассивного терпения или мирного сосуществования с новыми чужеродными веществами. Кататоксические агенты химически стимулируют выработку разрушительных ферментов, которые активно атакуют возбудителя болезни, ускоряя его гибель в организме.

    К наиболее эффективным синтаксическим гормонам относятся кортикоиды, так, например, противовоспалительные кортикоиды типа кортизона и их искусственные синтетические создания. Они тормозят воспалительный процесс и другие защитные реакции иммунитета.

    Приспособительные реакции систем эгосферы

    Рассмотрим особенности прямых и непрямых болезнетворных агентов. Первые агенты вызывают болезнь независимо от реакции организма, вторые причиняют вред только в результате провоцируемых агентами чрезмерных и бесцельных защитных реакций. Так, например, кислота повреждает руку независимо от реакции человека, так как это прямые болезнетворные агенты. Они причиняют разрушение, даже если организм мертв. Вещества типа аллергенов, как правило, вызывающие воспалительный процесс, являются непрямыми болезнетворными агентами, которые не причиняют разрушения, но создают ненужную и вредную борьбу против того, что безопасно.

    Если агент опасен, защитную реакцию в виде внутреннего управления не следует подавлять. Если же агент не опасен, нужно, используя внешнее управление, усилить защитную реакцию выше обычного уровня. С помощью кататоксических веществ реализуется химическая реакция – приказ тканям атаковать посягателей еще активнее, чем они были атакованы в обычном состоянии.

    В межличностных отношениях существует три тактики: 1) синтаксическая, при которой игнорируется враг и реализуется попытка существования с ним, не вступая с ним в конфликт; 2) кататоксическая, ведущая к бою; 3) бегство от врага без уничтожения или сосуществования с ним. Здесь подчеркивается тесная связь между адаптивными и защитными реакциями на клеточном уровне внутри организма; на уровне межличностном взаимоотношении людей.

    Так формируется природой единство системных принципов самозащиты организма и личности (человека). При этом реализуются единые законы, управляющие сущностными реакциями жизненных процессов клетки и личности. Все это реализуется природой: сохранение вида; выживание индивида. Первая цель природы (сохранение вида) обеспечивается с помощью генетического кода, выработанного в процессе эволюции, который позволяет записать полную программу развития живого вещества.

    Регулирование защитной системы организма

    Гомеостазис зависит от правильно созданных организмом синтаксических и кататоксических веществ для сохранения устойчивости внутренней среды, т. е. выживания. Можно улучшить эти природные (генетические) средства, синтезируя их или родственные им вещества, которые могут быть эффективнее, что позволит установить на необходимом уровне равновесие (гомеостазис) в организме. Новое устойчивое состояние достигается с помощью веществ, которые стимулируют физиологические адаптивные механизмы, возбуждающие тканевые защитные реакции. Как в гомеостазисе, так и в гетеростазисе активно участвует внутренняя среда организма.

    Гетеростазис — новое устойчивое состояние – достигается с помощью веществ, которые стимулируют физиологические адаптивные механизмы, возбуждают дремлющие тканевые защитные реакции.

    В гомеостазисе и гетеростазисе активно участвует внутренняя среда организма, вырабатывающая антитела против инфекций. Первый поддерживает нормальное устойчивое состояние с помощью физиологических систем, а второй посредством медицинского вмешательства (назначая лекарства, проводя иммунизацию бактериальными препаратами) побуждает организм увеличить самозащитные свойства управления, включая неспецифические и многоцелевые средства.

    Отметим, что при лекарственной терапии внутренняя среда остается пассивной.

    Механизм обратной связи

    Работа (функционирование) биохимических механизмов неспецифических гомеостатических реакций связана с автоматической регулировкой секреции организмом «гормонов стресса». Это регулирование реализуется посредством механизма обратной связи, устанавливающей равновесие между спросом и предложением. При этом гетеростазис помогает организму переключить механизмы обратной связи на более высокую величину. Это обеспечивает производство защитных веществ поднять на уровень, превосходящий тот, который отвечает обычным жизненным требованиям.

    Защитные гормоны как неспецифические, многоцелевые средства увеличивают сопротивляемость организма большому числу болезнетворных агентов (факторов).

    Велика роль неспецифического элемента в борьбе с последствиями стресса. При гетеростазисе усиливается способность организма вырабатывать антитела. Большинство их отличаются высокой специфичностью. Выработка их зависит от гомеостатических механизмов обратной связи. При этом потребность запускает в ход производство того целебного соединения, в котором нуждается организм.

    Джунгли адаптации человека к процессам жизнеобеспечения (выживания)

    Способность к адаптации создает возможность выживания на всех уровнях сложности, реализуемых джунглями среды жизнедеятельности. При этом требуется система поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу.

    Существует зависимость между жизнеспособностью и возможностями адаптации у каждого человека. В процессе выживания реализуются: борьба и адаптация. Адаптация – основа достижения успеха, ибо при этом достигаются различные уровни совершенства. Взаимное безразличие допускает сосуществование, но не сотрудничество, исключая войну и положительные выигрыши.

    Наиболее важная взаимосвязь существует у людей. Каждый творит свои стремления, которые зачастую становятся источником межличностного стресса. Стресс, вызванный необходимостью уживаться различных людей друг с другом, – главная причина дистресса. Центральная нервная система, а также интеллектуальная система человека получили мощное развитие. Это позволило с помощью рассудка и разума решать многие проблемы выживания. Однако в межличностных отношениях люди руководствуются больше эмоциями, чем надежными логическими решениями. Только эмоции заставляют человека жениться по любви, совершать преступления и т. п.

    Стресс является одним из важных возмущающих факторов в эгоэнергетике. Каждому внешнему фактору, требованию к человеку со стороны среды (человека, общества) душа эгосферы ставит в соответствие эмоции с соответствующей энергией [13, 22]. При этом на выходе подсистемы «душа» могут быть различные энергетические процессы Е4(t) = х(t), представленные на рис. 2.1–2.3.

    Стресс является одной из самых актуальных проблем для эгосферы и этносферы, зависящих целиком и полностью от социосферы. Невроз страха имеет место у 2 млн американцев. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье считал его неспецифическим, физиологическим ответом организма на различные возмущающие факторы, когда проявляется сложная взаимосвязь психического и внешнего воздействия.

    Одни и те же внешние воздействия на различных людей вызывают у них различные реакции, т. е. воздействие часто становится стрессовым в силу того значения, которое ему приписывает сам человек. При продолжительном воздействии возмущающего фактора (τ > τкр; х > хкр) (см. рис. 2.3) и возникающей при этом ответной реакции в виде стресса энергетика реакции разделяется на четыре фазы (реакции): первая фаза – это реакция тревоги; вторая – сопротивление с максимальными энергозатратами; третья – приспосабливаемость с энергетическим истощением; четвертая – взрыв симпатоадреналовой активности.

    Приспосабливаемость связана с затратами адаптационной энергии Еа, нейтрализующей энергию отрицательных эмоций. У каждого человека способность создавать адаптационную энергию в единицу времени ограничена, и в целом количество Еа(t) – ограниченная величина. Внешние факторы, порождающие энергетику стресса (отрицательные эмоции), включают:

    – мелкие ссоры и обиды (11 условных, относительных единиц);

    – развод (73 единицы);

    – гибель близкого человека (100 единиц);

    – состояние комы создает фактор в 700 условных единиц [4].

    К социальным факторам следует отнести потерю работы, веры в социальные устои общества, морально-этические проблемы, взаимоотношения с начальством, детьми и т. п., страх физической боли, стихийные бедствия, травмы физические и психологические; утраты социальных достижений. Все эти факторы создают энергозатраты сначала в виде душевных отрицательных эмоций, затем стресса, который обусловливает депрессию. При этом в некоторый момент времени (см. рис. 2.3), когда энергозатраты покидают область допустимых состояний и входят в область критических, всплеск эмоциональных энергетик настолько велик, что он превышает допустимое значение энергетик на входе в ноосферу (духовную жизнь). Последнее приводит к «отключению» ноосферы из системы, и человек теряет возможность творить цель и делать все для ее достижения. Это состояние называют депрессией.

    Интеллектуальные программы человека созданы неидеально для современных условий жизни. Так, человек не может управлять рядом процессов с целью компенсации стрессов, порождающих эгоэнергетические риски. Он не может управлять памятью, стирать из нее все, что относится к «хламу», или то, что вызывает отрицательные эмоции и мощный расход энергии. Он не может управлять настроением, эмоциями, которые формируются под воздействием внешней среды его психоэнергетикой и, прежде всего, душой путем оценки событий.

    Таким образом, мы рассмотрели два вида возмущающих факторов и соответствующих им неопределенностей на качественном уровне:

    – функционирования на генетическом уровне (в том числе отказы).

    2.2. Межличностные джунгли рисков, творящие стрессы

    2.2.1. Межличностные джунгли стрессов

    Переход от общинной системы творения человеческой деятельности к капиталистической радикально изменил межличностные стрессы, увеличив их, сделав их неконтролируемыми и неуправляемыми.

    Оптимальный уровень стресса

    Расположение и благодарность, а также их антиподы: ненависть и жажда мести более всех других чувств ответственны соответственно за наличие или отсутствие вредного стресса (дистресса) в человеческих межличностных отношениях.

    Сильные положительные или отрицательные чувства тесно связаны с условными рефлексами. В отличие от врожденных безусловных реакций условные приобретаются в результате обучения. При этом человек на опыте постигает необходимость не реализовывать то, что вызывает отрицательные эмоции или приводит к наказанию, и реализует те формы поведения, которые приносят поощрение и вознаграждение, т. е. вызывают положительные эмоции.

    Кратковременный стресс может привести к улучшениям или потерям организма. Они поддаются точному учету, можно объективно измерить признаки физиологического сопротивления. Когда весь организм подвергается кратковременному интенсивному стрессу, результат бывает либо благотворным, либо вредным (как в состоянии шока).

    Ответ на стресс регулируется в организме системой противостоящих друг другу сил, таких как кортикоиды, которые либо способствуют воспалению, либо гасят его. При этом нервные импульсы выделяют адреналин или ацетилхолин.

    Создана стереотипная физическая модель ответа на стресс независимо от его причины. Исход взаимодействия со средой зависит в такой же мере от наших реакций на стрессор, как и от природы этого стрессора. При этом нужен выбор: или принять созданный вызов и оказать сопротивление, или уступить и покориться. Оказывается, психический стресс, вызываемый отношениями между людьми, регулируется достаточно похожим механизмом. Например, в какой-то момент возникает столкновение интересов, в результате реализуется стрессор. Затем появляются сбалансированные импульсы – приказы сопротивляться или терпеть.

    Вывод: непроизвольные биохимические реакции организма на стресс управляются теми же законами, которые регулируют произвольное межличностное поведение.

    В межличностных отношениях каждый может и должен быть своим собственным врачом, руководствуясь здравой естественной наукой поведения. Разным людям требуются в жизни различные степени стресса, которые они творят. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются минимальным жизненным уровнем, обеспечивающим только пищу, одежду и жилье. Они нуждаются в большем, как правило, ими осознанном.

    Однако человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить свою жизнь совершенствованию в областях, требующих яркой одаренности и упорства (так, например, духовной жизни), встречается так же редко (область Ω1), как чисто пассивный тип (область Ω3) (рис. 2.4). Большинство людей представляют собой нечто среднее из области Ω2 между этими двумя крайностями. Человек из Ω2, как правило, страдает от тоски бесцельного существования, также и от неизбежного утомления, вызванного стремлением к совершенству. Это значит, что большинству людей в равной мере не нравится как отсутствие стресса, так и его избыток.

    Из этого следует, что каждому человеку необходимо осознать тот уровень стресса, при котором он чувствует себя комфортно, какое бы занятие он не избрал. В противном случае, не совершив выбор уровня стресса, человек будет страдать от дистресса, вызванного либо отсутствием стоящего дела, либо от постоянной чрезмерной перегрузки.

    Счастье – это реализация самого себя, удовлетворяя все духовные и материальные возможности. Удовольствие – это удовлетворение своих потребностей. Способность создает потребность реализовать свою потребность.

    Риски межличностных отношений

    В межличностных отношениях выигрыш наш состоит в возбуждении чувства дружбы, благодарности, доброжелательности, любви от других. Наш проигрыш состоит в том, что у других людей к нам возникают ненависть, фрустрации и жажда мести.

    Наши положительные или отрицательные чувства приносят нам пользу или вред, если они реализуются в обществе. При этом мы извлекаем пользу или приносим себе вред, возбуждая эти чувства в других людях.

    Три типа чувств, характеризующих межличностные отношения

    Эти чувства включают: положительные, отрицательные и безразличные.

    1. Положительные чувства: благодарность, уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством. Они реализуют дружеское расположение и доброжелательность. Положительные чувства у максимального числа людей обеспечивают устойчивое положение в обществе.

    2. Отрицательные чувства: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, жажда мести. При этом реализуется побуждение, угрожающее безопасности человека, обусловленное враждебностью в других людях, уверенных, что им может причинить вред творец отрицательных чувств.

    3. Чувства безразличия делают мирное сосуществование взаимной терпимости.

    Эти чувства создают наш душевный покой или тревогу, ощущение безопасности или угрозы. Они определяют, сможем ли мы добиться успеха в жизни, наслаждаясь стрессом и не страдая от дистресса. Положительные и отрицательные отношения регулируют адаптацию на всех уровнях жизни живого вещества: между клетками, между людьми, между народами. Осознавая это, человеку лучше управлять своим поведением согласно сознательному контролю.

    Межличностные отношения в повседневной жизни должны руководствоваться формированием условно-рефлекторным путем системы обратной связи. Они подскажут человеку, какое поведение принесет ему наказание или поощрения.

    Объединяющая роль совместного труда

    Такой труд порождает сплоченность и солидарность. Воодушевление от общего идеала и общей цели – лучший способ помочь человеку.

    Чувство крушения. «Стресс рухнувшей надежды» со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень и т. п.).

    Почему один стресс действует не так, как другой? Неспецифическое действие стресса всегда осложняется специфическим действием стрессора в совокупности с врожденным или приобретенным предрасположением, существенно видоизменяющим проявление стресса.

    Некоторые эмоциональные факторы превращают стресс в дистресс. Главный источник дистресса в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям. Старея, приближаясь к завершению карьеры, человек начинает сомневаться в итогах своих достижений. Он испытывает чувство крушения от желания создать более значительное. Эти люди могут извлечь пользу из лучшего понимания биологических законов стресса.

    Чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что человек считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден, человек должен израсходовать свой запас жизнеспособности. Все это реализуется в человеке согласно закону цикличности биологических явлений. Цикличность биологических (природных) явлений зависит преимущественно от периодического накопления и расходования химических веществ в процессе нормальной жизнедеятельности. Для предотвращения нарушений цикл должен быть завершен полностью. После чего истощившиеся запасы жизненно важных веществ возобновляются. Биологическая необходимость полного завершения циклов присуща и произвольному человеческому поведению. Препятствуя этому, мы реализуем дистресс, так же как и вынужденное продление и интенсификацию любой деятельности выше желаемого уровня.

    Всякой цикличности свойственны три фазы общего адаптационного синдрома: первоначальной реакции удивления (тревоги); сопротивления; истощения запасов энергии. Биологическая потребность в завершении наших стремлений требует сочетания с унаследованными возможностями. Все это у разных людей различно.

    Жажда достижений дает радость жизни

    Отсутствие мотивации – трагедия жизни, разрушающая все жизненные устои. Значение мотивации предпочтительно в форме жажды свершения, которое дает нам удовлетворение и никому не приносит вреда. Сегодня важно решать проблемы адаптации к быстро изменяющимся условиям жизни.

    Адаптация, как и стресс, сама по себе представляет проблему, независимо от условий среды, к которым нужно адаптироваться, или факторов, вызывающих стресс.

    Лучший способ избежать вредоносного стресса – это создать такое окружение, так, например, выбрать жену (мужа), руководителя, друзей, которые созвучны вашим внутренним предпочтениям, найти работу, которую можно любить и уважать. Важно помнить: стресс связан с любой деятельностью. Стрессу не подвергается только тот, кто ничего не делает.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Оглавление

  • Глава II. Стрессы, творящие джунгли болезней

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системные человеческие джунгли рисков (В. Б. Живетин, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

kartaslov.ru

Это интересно:

  • Заикание это симптом Причины и симптомы заикания Что такое заикание? Заикание – самый распространенный вид речевых расстройств. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. При заикании наблюдаются нарушения согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи. Для здорового […]
  • Ученые нашли лекарство от болезни альцгеймера Ученые нашли лучший препарат для диагностики болезни Альцгеймера Результаты исследования помогут ставить диагноз более точно МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Ученые из России и Швеции выявили препарат для позитронно-эмиссионной томографии, который лучше остальных подходит для выявления мутаций, связанных с болезнью […]
  • Кто лечит булимию Кто лечит булимию 8 апреля 2018 г., 22:54 Здравствуйте! Уже пишу везде и всюду и хочу спросить совета у людей. Мне 16 лет. 2 года назад мне поставили диагноз "анорексия". Начну с того, что до 7 лет я была абсолютно нормальной, а после начала сильно поправляться. Так в 11 лет при росте 160 см я весила 86 кг и начала […]
  • Признаки шизофрении у детей 5 лет Шизофрения у детей: симптомы, причины, лечение Шизофрения у детей является редким, но серьезным психическим заболеванием, которое требует немедленной медицинской помощи и лечения. Термин шизофрения относится к психическим расстройством и характеризует бредовые мысли, искаженное мышление, слуховые и зрительные […]
  • Кальций анорексия Кальций анорексия Несмотря на большое число публикаций, многие аспекты нервной анорексии остаются малоизученными. Это в первую очередь касается вторичных нарушений метаболизма, связанных с длительным голоданием у страдавших нервной анорексией. Данные литературы по этому поводу немногочисленны и весьма […]
  • Переедание при анорексии Переедание при анорексии тел.: +7 909 99 77 092 e-mail: [email protected] Адрес К расстройствам пищевого поведения в первую очередь относятся: нервная анорексия, нервная булимия и расстройство питания в виде обжорства (неконтролируемое переедание). И хотя анорексия, булимия и компульсивное переедание […]
  • Городская клиника неврозов Городской наркологический диспансер, ядром которого стал стационар, был организован в июле 1976 года путем перепрофилирования Психоневрологической больницы № 7 им. Акад. И.П. Павлова в которой был накоплен большой опыт работы с больными, страдающими так называемой «пограничной психической патологией», к которой в то […]
  • Лечение заикания в туле Лечение заикания в туле ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ, ЛОГОНЕВРОЗА В ТУЛЕ И ОБЛАСТИ: СТАТИСТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ Численность населения Тулы составляет - 485 221 чел. а Тульской области — 1063692 чел. Города Тульской области: Новомосковск 125 647 Донской 63 842 Алексин 58 329 Щёкино 58 088 Узловая 51 922 Ефремов 35 505 Богородицк 31 […]