Стресс сессия

Все студенты: бывшие, настоящие и будущие, те, кто «пережил» не один экзамен и те, кому они только предстоят, и абсолютные отличники, и бесшабашные троечники, — все боятся надвигающейся сессии. Начинаются панические поиски недостающих конспектов, с изумлением узнаем, вдруг, что количество экзаменом увеличилось или изменились экзаменационные предметы.

И, еще, внезапно обнаруживаются давно забытые «хвосты», да еще и не по одному предмету. И это хорошо, если вы, хоть иногда, посещали лекции. Ведь, не секрет, бывали случаи, что студент и в глаза не видал преподавателя, и знакомство состоится только накануне сессии. Короче говоря, у бедного студента начинаются судорожные метания – времени мало, а нерешенных вопросов, как оказалось, много! Большинству людей знакомы эти стрессовые ситуации.

Должен же быть какой-то выход, ведь именно накануне сессии необходимо собрать все силы и сконцентрироваться на учебе. Давайте разберемся, как же помочь себе не растеряться и преодолеть стресс.

Примерно за месяц до начала сессии начинайте ходить на лекции. Это будет приятно любому преподавателю, а в особенности тому, кто очень серьезно относится к посещаемости. Но сидеть «вольным слушателем» будет напрасной тратой времени: перед сном, обязательно, проштудируйте учебники по сдаваемым предметам, тогда на лекциях многие слова вам покажутся знакомыми и часть пройденного материала отложится в голове. Поднапрячься придется, но вы ведь и пришли для того, чтобы освоить «гранит науки».

Теперь, поставьте себе задачу – сдавать контрольные и курсовые работы по «мере поступления», а не откладывать все на последнюю неделю перед сессией. Распланируйте заранее время на выполнение этих работ и составьте определенный график. Даже если вы заказываете написание работ профессионалам, потрудитесь не просто «пробежать глазами» по ее тексту, а ознакомьтесь с работой и хорошенько изучите ее содержание. Не редки случаи, когда вполне приличная работа оказывалась на грани «провала» из-за того, что студент не мог толком ответить на вопросы во время экзамена. Это займет у вас немало времени и сил, но делаете вы все это ради того, чтобы помочь «себе любимому» в нелегкие дни сессии.

Теперь займемся конкретно самой подготовкой к сессии.

Начинаем собирать информацию. Первое, что необходимо знать – это по каким предметам готовиться к экзаменам. Второе – преподаватели: как выглядит, как зовут, какое у него хобби, какие любимые научные работы, также узнать стиль ведения опроса, коронные вопросы и другое. Короче, чем больше вы будете знать, что вас ожидает, тем лучше подготовитесь. Как говорится: «Предупрежден, значит, вооружен!»

А теперь, самое главное – берем учебники, конспекты, дополнительную литературу и начинаем учить, учить и учить! Без этого – никак. В государственных ВУЗах Москвы есть специальные библиотечные залы для подобных подготовок, куда вы можете прийти и поучиться. Но все запомнить, конечно, невозможно. При ответе на один вопрос вполне достаточно десяти предложений, которые несут главную мысль. Запомнив основные тезисы, можно растянуть ответ до бесконечности, особенно если вы сможете подкрепить его знанием цифр, дат и известных имен. Большим плюсом будет умение блеснуть дополнительными знаниями, особенно по предмету, который касается любимых тем преподавателя.

Следующая задача, которую предстоит решить студенту – это психологическая. Даем себе позитивную установку, уверенность в успехе и высокий балл на экзамене. Ведь неуверенные в себе неудачники только раздражат окружающих.

Экзамен нужно сдавать одним из первых. Годами складывалось мнение, что первыми идут на экзамен отличники. Может это и не так, но – «смелым покоряются моря!»

Открываем дверь аудитории, берем билет и идем готовиться. Вот, теперь вы видите свои вопросы и начинайте записывать, все то, что удается вспомнить по этой теме.

Выходите отвечать уверенно, голос должен звучать четко и в одном ритме. Неуверенное «мычание» или сбивчивость в ответе принесет вам «минусы». Говорите так, как будто у вас имеется еще предостаточно информации по данному вопросу. Не все обладают достаточным красноречием, и тому, у кого с этим проблемы, необходимо потренироваться заблаговременно. В таком случае, вам поможет небольшая хитрость. Перед экзаменом в течение получаса прочитайте вслух несколько скороговорок. Вы должны сами услышать свой громкий, четкий и уверенный голос. Так должен будет звучать ваш ответ на экзамене.

Все вышесказанное можно записать в виде полезных рекомендаций:

  1. Посещаемость лекцией, семинаров, консультаций.
  2. Никаких «хвостов» по письменным работам.
  3. Главное – выучить тезисы билетов.
  4. Изучение дополнительных источников.
  5. Позитивный настрой и уверенность.
  6. На экзамен идите в «первых рядах».
  7. Хорошая дикция при ответе.
  8. Давайте понять, что ваши знания неисчерпаемые.

С преподавателем общайтесь с уважением, не заискивайте, но и не грубите. Обращайтесь к нему как старшему научному коллеге, на деловой основе. Выполните свою работу – сдать экзамен, а он выполнить свою – принять его у вас.

uznaikak.su

Стресс сессия

Сессия надвигается, или Как научиться справляться со стрессом на экзаменах?

В последние дни перед сессией студенты и преподаватели находятся в предвкушении этого привычного, но всегда волнующего события. Близится зачетная неделя, и вот уже буквально через несколько дней студенты пойдут получать зачеты, а после новогодних праздников – сдавать экзамены. Как известно, сессия всегда сопровождается стрессом и переживаниями, неуверенностью студентов в своих силах. Но как быть, если процедура экзамена нагоняет такой сильный страх, что сдающий не в силах удержать в памяти даже самую элементарную информацию? Как же от него избавиться и настроиться на позитивный лад? Вот поэтому я и решила составить полезные советы для наших студентов, уже начинающих ощущать на себе наступление сессии.

Одно лишь упоминание об экзаменах способно вывести из равновесия любого, будь то абитуриент или студент. Ведь судорожное «проглатывание» сотен страниц, быстрое запоминание «многоэтажных» формул и написание «километровых» шпаргалок не гарантирует, что в самый ответственный момент вам не изменит память, а от переживаний вы не потеряете дар речи. Полностью перестраховаться от возможных проколов лишь за время предэкзаменационной подготовки практически нереально. Но постараться все же можно…Студенты являются настоящими изобретателями в вопросе сдачи экзаменов. Старшекурсники могут поведать десятки способов по использованию и созданию шпаргалок. Но этим вузовская премудрость не ограничивается. Поэтому хотелось бы сначала сказать о бытующих суевериях, указывающих на то, что главным помощником студента на злосчастных «испытаниях ума» должно стать строгое соблюдение специальных ритуалов, привлекающих удачу.

Согласно им, прежде всего, необходимо… нет, не вызубрить билеты, а подобрать комплект «счастливой» одежды и канцелярских принадлежностей. Как известно, учебники, тетради, да собственно все, что у вас есть для подготовки, стоит перед сном класть под подушку. Выходит, что знания сами впитаются в студенческие мозги? Оказывается, что в день сдачи экзамена нужно вставать только с левой ноги, с нее же заходить в транспорт, университет, аудиторию, левой рукой брать билет. Главное, ни в коем случае не мыться, дабы из головы «не вымылись» последние знания! Но самым действенным ритуалом считается вызов «халявы» (не мне вам рассказывать об этой процедуре). Считаете все это глупым? Правильно. Дело здесь, конечно, не в чудесах. Психологи утверждают, что студенты, проделавшие подобные манипуляции, чувствуют себя увереннее и спокойнее, следовательно, и оценки получают неплохие (конечно, при условии, что в их светлых головах есть необходимые знания).

А теперь я хочу представить вашему взору другие, более действенные методы, помогающие студенту справиться со стрессом. Ну что же, начнем. Самый действенный способ — отважиться посмотреть своему страху в глаза. Только так вы сможете понять, что перед вами — не пропасть, а твердая земля. Поэтому нужно научиться проговаривать вслух свою речь. Зачастую мы делаем это мысленно и уверены, что не собьемся, а вот перед преподавателем сразу же теряемся. Многие студенты не обходятся без написания шпаргалок, которые, как оказалось, могут быть полезны не только при списывании, но и в изучении ответов на билеты. Занимаясь подготовкой «подручного материала», вы не только акцентируете внимание на основных моментах текста, но параллельно активизируете и внутреннюю, и зрительную обработку информации.

Если ваша боязнь экзамена не перешла разумных границ, можно попробовать запрограммировать себя на успех с помощью аутотренинга: проговаривайте слова и фразы с кодовой энергетической информацией на положительный настрой. Для этого достаточно написать несколько жизнеутверждающих формул, типа «я совершенно спокоен», «уверен в себе», «я все знаю».

Важно перед экзаменом лечь спать пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновлять «зубрежку». Исследования психологов свидетельствуют, что при этом в памяти останется только материал, обработанный утром, а все остальное благополучно забывается. Также на экзамен лучше всего идти полуголодным, иначе после плотного завтрака вам захочется поспать, а не сдавать экзамен. Вообще, что ни говори, а экзамены — серьезный стресс для всего организма, и мозг — не исключение. В период повышенной умственной активности ему приходится «пахать» сверхурочно и без выходных. Поэтому врачи советуют позаботиться о правильном питании, обеспечивающем эффективную интеллектуальную работу. Для памяти полезны ананас и лимон, являющиеся незаменимыми источники витамина С, необходимого для запоминания больших объемов текстовой информации и облегчения восприятия. Для внимания хорошо подходят орехи, которые стимулируют мозговую деятельность. Для успокоения нужно съесть салат из свежей капусты (лучшее средство для снятия нервозности перед серьезным испытанием).

У многих студентов в стрессовой ситуации возникает желание наглотаться успокоительных. Но валерьянка, валокордин, не говоря уж о более серьезных средствах, успокаивают не только нервы. Они затормаживают все процессы в организме. В тот момент, когда мозг должен был бы работать на максимальной скорости, он будет находиться в сонном состоянии.

Не опаздывайте на экзамен! Вам следует успокоиться непосредственно перед входом в аудиторию. Нужно прекратить волнительные панические разговоры с одногруппниками и вспомнить что-то приятное и спокойное, не относящееся к экзамену. Непосредственно на экзамене, сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопросов. За время, отведенное на подготовку, не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово. Лучше составьте подробный план, запишите важные определения, формулы, схемы.

Оказывается, помочь вспомнить забытую информацию на экзамене может вкус и запах. Во время подготовки и во время сдачи они должны совпадать. Например, можно есть шоколад (хотя достаточно просто ощущать его запах) или леденцы. А для каждого предмета выбрать леденец определенного вкуса. Если вы начнете на экзамене есть конфету, которую ели при подготовке, то это поможет вам больше вспомнить. Но так или иначе, главными составляющими успеха на экзамене являются умение владеть собой, знание материала, логика построения ответа и стиль общения с преподавателем.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что существует огромное количество способов, позволяющих справиться студенту со стрессом. Каждый сам должен выбрать, какого пути придерживаться. А я лишь хочу пожелать всем студентам Политеха удачи на экзаменах. Как говорится, НИ ПУХА!

Корреспондент газеты «PRичал» Абрамова Светлана.

www.ulstu.ru

Стресс во время сессии: уроки выживания

В Северо-Восточном федеральном университете началась пора сессии. Наряду с проверкой на знание пройденного материала, для студентов это является и серьезным стрессом. О том, как снять психоэмоциональное напряжение и что надо делать, чтобы не «перегореть» перед экзаменом, рассказывает доктор биологических наук, профессор, научный руководитель лаборатории нейропсихофизиологических исследований клиники Медицинского института СВФУ Ольга Колосова.

Что такое стресс? Это неспецифическая реакция, которая возникает, когда организм не способен адекватно ответить на сильный или сверхсильный раздражитель. Логично, что один и тот же фактор для одного человека может быть стрессирующим, а для другого – нет. Это во многом зависит от функционального состояния человека.

Под функциональным состоянием человека в данном случае мы понимаем уровень здоровья, так называемые резервы адаптации. Если они большие, то организм справляется. Конечно, потенциал этих резервов — наследственный, но так же как и с творческими способностями, например, к музыке, которые могут быть реализованы в течение жизни, либо нет. На их развитие влияют факторы окружающей среды и образ жизни, который ведет человек. Если человек постоянно к чему-то адаптируется, приспосабливается или испытывает психоэмоциональное стрессирование, то, естественно, его резервы исчерпываются. Даже раздражители небольшой силы могут стать стрессирующими, если у человека недостаточные резервы. В нашей лаборатории имеется специальное оборудование, с помощью которого можно определить уровень здоровья человека, его адаптивные возможности, уровень тревожности и психоэмоционального напряжения. Можно также определить, как работают в организме конкретного человека регуляторные системы, расходующие и восстанавливающие эти самые резервы здоровья. Ведь умственные и физические запасы можно восполнить правильным чередованием труда, отдыха, подбором оптимального режима питания и физических нагрузок.

Если человек постоянно испытывает психоэмоциональное напряжение и у него повышена тревожность, то в головном мозге также постоянно выявляется очаг возбуждения, на работу которого, во-первых, затрачиваются пластические и энергетические ресурсы, что приводит к ускорению утомления организма; во-вторых, этот очаг возбуждения мешает нормальному функционированию других отделов головного мозга, как бы «перетягивая на себя одеяло», мешает концентрации возбуждения в необходимых областях центральной нервной системы, что приводит к снижению когнитивных функций, а затем к торможению в коре больших полушарий. В третьих, в результате стресса в организме активизируется так называемая «система тревоги» – симпатическая нервная система, которая заставляет усиленно работать сердечно-сосудистую систему и подавляет работу желудочно-кишечного тракта, снижая моторику, секрецию и всасывание. Более того, длительные отрицательные эмоции или часто повторяющееся психоэмоциональное напряжение являются основными причинами появления повышенного артериального давления – гипертонических состояний, болезней системы пищеварения и других психосоматических патологий.

Экзамены – не всегда стресс

В 2012 году совместно со студентами второго курса Медицинского института СВФУ мы провели исследование, целью которого было изучить биоэлектрическую активность мозга и выявить степень напряженности мозга во время экзаменов в условиях ФГОС нового поколения. Решили ответить на вопрос, есть ли польза для студентов от впервые введенной балльно-рейтинговой системы (БРС) или, наоборот, она еще больше усиливает и без того высокое психоэмоциональное напряжение студентов? Известно, что до введения БРС стресс испытывали те студенты, которые хорошо учатся. Они хотели получать хорошие оценки и думали о предстоящих экзаменах, когда как троечников не очень-то это заботило, они заранее знали свои результаты и были к ним готовы.

Были сформированы две группы: в первую вошли те, кто должен был получить на экзамене «автоматом» высокую оценку: они исправно трудились на протяжении семестра. Во вторую группу вошли студенты, которые должны были сдавать экзамен.

Важно упомянуть, что существуют разные ритмы работы головного мозга. Самая высокочастотная активность коры больших полушарий (КБП), называемая десинхронизацией – бета-ритм, появляется тогда, когда человек работает умственно, перерабатывая информацию, решая задачи. Альфа-ритм – ритм синхронизации, появляется в состоянии расслабления, покоя, но не сна. В норме остальные ритмы (тетта- и дельта-) связаны с усилением тормозных процессов в коре больших полушарий, в частности, дельта-ритм выявляется, когда человек находится в состоянии глубокого сна или чрезвычайного утомления, глубокого торможения.

Так вот, по итогам исследования выяснилось, что в группе, которая должна была сдавать экзамен, регистрировался более высокий дельта-ритм. Это значит, что у них возникло запредельное торможение. Студенты испытали настолько мощное возбуждение в психоэмоциональном плане, что мозг просто перестал принимать информацию. Как и ожидалось, в группе студентов, которая просто пришла за «автоматом» все было спокойно. Таким образом, можно сказать, что балльно-рейтинговая система поощряет тех, кто хорошо учится и постоянно работает. Для них экзамен попросту перестает быть стрессом.

Если вы во второй группе, то…

Раз у группы студентов, сдающих экзамен, был высокий уровень стресса, мы попробовали дать им адаптогены. Они принимали их в течение месяца и у нас получилось перевести ребят из неблагоприятной фазы стресса в благоприятную. У них снизился уровень психоэмоционального напряжения и даже вышло так, что они сдали экзамены не хуже остальных, и лучше, чем в свои предыдущие сессии.

Без подобных специальных методик и дополнительных препаратов, похожего эффекта можно добиться, прежде всего, ответственным подходом к учебе. Балльно-рейтинговая система хорошо работает в условиях, когда студент мотивирован к учебе по данной специальности, прилежен и ответственен. Также обязательно чередовать умственную нагрузку и физическую, чтобы снижать психоэмоциональное напряжение, которое всегда возникает при желании выполнить очень хорошо работу. Вы не замечали, что когда человек волнуется, у него возникает необходимость в движении, ему не сидится на месте? Это происходит потому, что в головном мозге распространяется возбуждение и двигательная система организма начинает активизироваться. Это является хорошей подсказкой для нас в плане перехода к активным физическим действиям, будь то танцы или просто ходьба.

Люди, которые мало двигаются, становятся раздражительными и придирчивыми – головной мозг в отсутствии движения, за счет эмоциональной составляющей активизирует систему кровообращения, тем самым обеспечивая поступление во все нуждающиеся клетки, ткани, органы питательных и энергетических субстратов. Это особенно касается студентов, так как у них растущий организм. И поэтому, чтобы не взрывать организм изнутри негативными эмоциями, надо, особенно, когда чувствуете, что «нет сил заниматься», переходить к физическим упражнениям со средними нагрузками. Ни в коем случае не перебарщивая – ведь надо восстановить резервы организма, а не тратить их.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

nu.s-vfu.ru

Сессия — непростое время даже для самых старательных студентов. Бывает, что выученный назубок материал выскакивает из головы от одного вида билетов на столе преподавателя. Что делать, если волнение на экзамене мешает сосредоточиться? Как попасть в разряд счастливцев, которые ходят на сессию как на праздник? Можно ли превратить процесс подготовки в увлекательное занятие? На эти и другие вопросы корреспондента БЕЛТА отвечает начальник психологической службы Белорусского государственного университета, практический психолог высшей категории Руслан Попок.

Студентам во время сессии необходимо соблюдать 5 золотых правил, считает Руслан Попок. Во-первых, нужно грамотно распределить силы. Проанализировать, например, свое расписание: какой экзамен сложнее, какой проще. Взять у однокурсников конспекты пропущенных лекций. Если какие-то темы в течение семестра туговато шли, еще раз пролистать учебники.

Кроме того, в процессе подготовки важно учитывать, что любой человек имеет свой биологический ритм. У каждого из нас подъем сил, настроения сменяется спадом. Разница в интервале, поэтому один без устали может сидеть над учебниками полдня, другой — два часа, а кого-то уже через 20 минут тянет отложить конспекты в сторону. В любом случае свои биоритмы можно и нужно использовать во благо: в период подъема сил — учить, а когда активность идет на убыль — повторять пройденное.

Во-вторых, избегать зубрежки. Механически заученный текст имеет свойство безвозвратно улетучиваться из памяти на экзамене. А чтобы этого не произошло, знания нужно систематизировать. Изучая материал по тому или иному экзаменационному вопросу, постарайтесь запомнить самое главное. Эта информация в дальнейшем послужит своеобразным маячком. Если вспомнили ключевой факт, формулу, дату, то непременно придет на ум еще что-нибудь из того, что читали по данной теме. Такой подход дает гораздо больший эффект, чем простое заучивание. Кстати, правильно расставить маячки помогает преподаватель — на консультации, поэтому пропускать их не стоит.

Как отмечает Руслан Попок, во время сессии студенты часто приходят с просьбой помочь им снять напряжение. Многие считают, что готовиться к экзаменам нужно, в буквальном смысле слова, не поднимая головы от учебников. Но это совсем не так. Планирование отдыха — третье золотое правило успешного студента. «Сходите в театр, кино, посидите в кафе с друзьями или хотя бы прогуляйтесь на свежем воздухе», — советует психолог. Не стоит бояться, что упустите время и что-то не успеете выучить. Наоборот, после отдыха работоспособность увеличится.

Четвертое правило — уделите внимание своему питанию, которое должно быть полноценным и сбалансированным. Нельзя отказываться от обеда якобы из-за того, что нужно готовиться. Чувство голода не поможет хорошо усвоить изучаемый материал — скорее наоборот. На время сессии также забудьте о диетах. Ведь даже самая щадящая из них — стресс для организма, а тут еще экзамены. Двойная нагрузка! Специалисты настоятельно рекомендуют исключить из меню энергетические напитки. Эффективность их, может, и высока, но недолговечна. Затем неизменно наступает упадок сил, с которым бывает трудно справиться.

И, наконец, пятое. Займитесь спортом. Во время сессии студенты в основном ведут сидячий образ жизни. Однако сделать утром зарядку или сходить, например, в бассейн не помешает. С одной стороны, это позволит снять напряжение, а с другой (специалисты давно это установили) — уровень физической активности напрямую влияет на душевное состояние.

Непосредственно же перед экзаменом постарайтесь себя не накручивать. Не выпытывайте у тех, кто уже сдал, как все прошло, если чувствуете, что начинаете от этого волноваться еще больше. В аудиторию заходите уверенно. Всем своим видом показывайте, что вы все знаете. Суть не в том, чтобы произвести впечатление на преподавателя, пояснил Руслан Попок, таким образом вы сами настраиваетесь на успех.

Вытянув билет, отложите его в сторонку и дайте себе установку, что готовы ответить на вопросы, которые в него включены. Спокойно подготовьте свое рабочее место: достаньте ручку, лист бумаги. Перепишите первый вопрос, затем — второй. Привычные действия помогают разрядить обстановку: ничего необычного не происходит — значит, волноваться не о чем.

Работу над билетом психологи рекомендуют начинать с вопроса, который кажется более легким. Набросав схему ответа, то же самое сделайте и с более сложным заданием. Затем вернитесь и дополните предыдущий ответ. Такая, на первый взгляд, чехарда также помогает создать ощущение успеха. При необходимости можно разбавить ответ сведениями из смежных областей. Пригодится, если преподаватель начнет задавать дополнительные вопросы. Некоторые могут поставить в тупик, но и в этом случае важно не терять уверенности.

«Ни в коем случае не начинайте оправдываться. Я, мол, учил, читал. — проигрывает ситуацию Руслан Попок. — Этим человек в первую очередь сам себе внушает, что не готов. Нужно уверенно, по-деловому попросить, чтобы вам дали время на размышление». Взяв тайм-аут, постарайтесь перефразировать вопрос, перескажите его своими словами. Этим вы настроитесь на то, что начали проникать в суть проблемы, вернется уверенность в себе, а там и нужная дата-формула придет в голову. Впрочем, такой вариант возможен в том случае, если вы действительно что-то читали перед экзаменом.

Есть еще один простой совет, как уменьшить психологическую нагрузку во время сессии. Не живите одними экзаменами, живите тем, что будет после — каникулами. Стройте планы, назначайте встречи с друзьями. А еще лучше — думайте, как придете на учебу, отдохнувшие, поумневшие, набравшиеся опыта.

Кстати, сессия — стрессовый период не только для студентов, но и для преподавателей. Особенно для молодых. Те, кто постарше, умеют противостоять натиску со стороны некоторых студентов. Ведь иной раз молодые люди рассуждают так: оценку мне все равно поставят, никуда не денутся. Кто-то, чувствуя, что «плавает» во время ответа, начинает утверждать, что материала по данной теме не давали или давали недостаточно. Другой жалуется на плохое самочувствие, кое-кто (чаще девушки) иной раз принимаются плакать. Эти уловки стары как мир, преподаватели хорошо их знают и реагируют соответственно.

Однако бывает, что студент действительно попал в тяжелую жизненную ситуацию или же просто сильно накрутил себя перед экзаменами. Среди молодежи много максималистов, которым свойственно бросаться из крайности в крайность, отметил психолог. Сегодня молодой человек бесконечно уверен в себе, а завтра от былой уверенности может не остаться и следа. Опытный и чуткий преподаватель не станет усугублять и без того непростое психологическое состояние студента, но и поблажек не сделает, возможно, предложит прийти еще раз.

Вопросами, как справиться с волнением на экзамене, снять стресс, студенты задаются либо незадолго до сессии, либо уже после. Между тем к сессии, по мнению Руслана Попка, нужно начинать готовиться с начала учебного года. Анализировать свое поведение на экзаменах, выделять плюсы и минусы. Кому-то, возможно, стоит вести себя более уверенно, а кому-то наоборот, нужно быть поскромнее. А что касается пяти золотых правил, то их можно с успехом применять не только во время сессии, но и в течение всего учебного года, отметил психолог.

news.tut.by

Лайфхак: как пережить сессию

Студенты о шоколаде, а преподаватели о пользе боли, сна и составления шпаргалок от руки…

Андрей Жиляев — завкафедрой нейро- и патопсихологии Института психологии им. Выготского РГГУ, доктор медицинских наук, профессор

Существует множество исследований по вопросам сессии и ее влияния на студентов и преподавателей. Проблемой таких исследований является то, что эксперты обычно пытаются подтвердить свои гипотезы. Однако ничего нового в сессии открыть нельзя — весь процесс обучения является экстремальной нагрузкой. Любой экстремальный цикл включает три фазы — подготовка, исполнение и восстановление, что соотносится с семестром, сессией и каникулами.

Часть студентов получают так называемые автоматы, то есть, по мнению преподавателей, они успешно и досрочно выполняют необходимую семестровую нагрузку. Это сложившийся порядок и он очень показателен: часть студентов могут избежать сессионного стресса, а не секрет, что большинство студентов, даже выполняя все задания, тем не менее без экстремума не могут изучить и сдать предмет. Таким образом, сессия и экзамены служат кристаллизации знания.

Сессия важна для этого большинства. Например, проведем параллель с соревнованиями. Можно ли представить себе спорт без них? Эффективны ли тренировки без замера показателей? Постоянной работой над ними? Конечно, нет. Именно в условиях регламентированных нагрузок человек показывает все свои возможности и растет как личность.

Возвращаясь к шпаргалкам, можно сказать, что мы наблюдаем отрицательную динамику в этом аспекте. Сейчас перестали писать шпаргалки, то есть специально их подготавливать. Студенты получают слишком быстрые и зачастую непроверенные ответы из Интернета. Мы иногда просим отложить «подготовленный ответ» и пересказать его своими словами. Большинство студентов с этой задачей не справляются. Заимствование чужих знаний и приобретение собственных — это ведь два разных процесса, хотя применительно к сессии они реализуются одинаково в шпаргалках.

В этом смысле написание шпаргалок от руки и не только за счет мышечной памяти способствует систематизации и усвоению материала.

Человек, который испытывает слишком большой стресс во время сессии и неспособный ее сдать из–за психологической блокады– это человек, имеющий проблемы. И, соответственно, эти случаи единичны.

Один из самых простых вариантов борьбы с аффектом, коим может являться состояния при ответе на экзамене, его разрушение с помощью конкурентной доминанты. Например, можно взять связку ключей или другой небольшой неуютный объект и сжать его.

Боль переключает человека и разрушает ситуацию блокады. Это способствует процессу дестрессизации.

Можно считать про себя до определенной цифры перед началом ответа. Многие прибегают к задержке дыхания. Как правило, к этой технике чаще всего на бессознательном уровне прибегают хорошо учащиеся студенты.

После сессии можно только обратиться к тезису Ивана Павлова: лучший отдых — это смена деятельности. В этом смысле продолжительный сон — довольно экстремальная методика. Сон — очень активный период переработки информации, но это больше связано с физиологией, чем с психологией. Лучше всего совмещать несколько методов, где сон может быть одним из них.

Одной из самых эффективных методик, которая не очень развита в нашей стране, является эстетическая разрядка, то есть поглощение эстетических впечатлений в музеях, кино, театре и прочее. Эмоции, переключаясь, помогают разрядке и восстановлению организма.

Конечно, необходимо формировать психотипический подход: кому-то подходит и простое общение с друзьями, а кому-то нужен экстремальный спорт.

Лучшим подсказчиком в этом случае являются эмоции: слушайте себя и не ставьте себе сверхзадач.

Фокин Сергей — Отделение международных отношений ИЭУП, 1 курс

Я учусь на первом курсе и для меня это первая сессия. Не сказал бы, что сдача дается мне легко, скорее — средне. Если честно, переживаю, стресс постоянный.

Мой секрет борьбы с ним — шоколад!

Данилова Наталья — факультет психологии, 2 курс

На мой взгляд, сессия нужна для проверки полученных знаний и для лучшего усваивания материала. Процесс сдачи дается мне достаточно легко, хоть, как и любой студент, я переживаю. Но отношусь я к этому спокойно, не «закрываюсь» на время сессии дома, стрессов не случается.

Хороший сон — вот лучшая борьба со стрессом и с нервами! Я учусь на втором курсе, и долгов у меня не было, потому что я считаю, что лучше стараться весь семестр и получить заслуженный автомат, нежели готовиться к экзамену. Сдача сессии для меня — это маленькая победа, маленький праздник, который иногда можно отметить в кругу друзей.

Татьяна Анпилова — доцент кафедры нейро- и патопсихологии Института психологии имени Выготского РГГУ , кандидат психологических наук

Сессия является традиционной для российского образования формой отчетности студентов, наверное, поэтому отказаться от нее психологически сложно. Если студенты в течение семестра сдают различные задания, зарабатывают баллы на семинарах, то в принципе необходимость в сессии отпадает.

Состояние студентов в сессию, действительно, определяется как стрессовое, причем чаще испытывают стресс студенты, которые хорошо учатся, они волнуются, т.к. им есть, что терять.

Для такого студента даже единственная за всю сессию «тройка» может являться поводом для переживаний.

Существуют различные тренинги для развития уверенности, например, в гештальт-терапии . Об этом можно почитать в книге Ф.Перлза «Практикум по гештальт-терапии ».

Также во время сессии необходимо обращать внимание на сон и питание. Необходимо помочь нашему головному мозгу, ведь во время сессии он испытывает перегрузки, питают мозг орехи, сухофрукты, мед.

Ночная подготовка к экзамену — далеко не лучшая идея. Недосып может сыграть со студентом злую шутку, многочисленные исследования доказывают, что даже очень умные люди, не выспавшись, намного хуже соображают.

Казакова Анастасия — Институт массмедиа, 2 курс

Честно говоря, очень не люблю сессию. Для меня это всегда нервы, стресс. На время сессии — я злобный тиран-социофоб, которого лучшего не трогать.

Естественно, это проверка знаний студентов, но, так как мне нравится именно процесс обучения, проверка всегда выливается в нечто не особо приятное. Секрет борьбы, на мой взгляд, тут один: учить все, всегда, везде. Что мне как раз дается с трудом.

Лично я предпочитаю готовиться в течение семестра. Как раз из–за того, что очень не люблю сами экзамены и зачеты. У меня был один долг и надеюсь, что это не повторится (хотя пока все к этому и идет): все каникулы насмарку.

А когда сдаешь все экзамены — ощущение невероятной эйфории и любви ко всему миру. После закрытия сессии я каждый раз даю себе обещание учить в течение семестра все предметы и готовиться нормально, а не в последние дни.

Потапова Ксения — факультет информационных систем безопасности, 3 курс

Сессия необходима для проверки усвоенных знаний студентов. Не могу сказать однозначно, как мне дается сессия: каждый предмет сложен по-своему, поэтому и сдаю разные дисциплины, прилагая разное количество усилий. Но в основном, при ответственном подходе все заканчивается хорошо.

Естественно, переживаю: бывает за короткие сроки необходимо освоить большое количество информации, а иногда и вовсе не успеваю. У меня предметы, по большей части, математического и информационного склада, которые требуют не «зубрежкки», а понимания.

Вообще, лучше стараться на протяжении всего семестра, посещать все лекции и работать на семинарах, чем потом перед экзаменом «зубрить» и переживать. Но я очень рада тому, что долгов у меня не бывает. После сдачи сессии чувствую облегчение и свободу, сейчас живу в ожидании этого момента. Обычно не отмечаю, всегда кажется, что можно было бы и получше постараться.

Терехова Елена — Институт психологии, 4 курс

Я считаю, что сессия нужна для того, чтобы отсеять неучей, дать шанс перспективным и оценить труды тех, кто старался.

Мне она дается вполне легко.

Есть, конечно, сложные предметы, но каких-то особых проблем со сдачей у меня не было. На первых курсах иногда были стрессы, были особые методы борьбы с ними, но сейчас отношусь к этому проще: не надо себя стрессировать, даже если завалишь, всегда есть возможность пересдать.

Неприятно, конечно, но зато будет второй шанс и даже третий подготовиться и сдать. А вообще, если вы ходите на занятия и у вас хорошие отношения с преподавателем, то никаких проблем не будет. И гораздо удобнее и проще добросовестно учиться во время семестра и получить свой заслуженный автомат.

Я могу себя считать хорошим студентом, потому что на данный момент долгов не имею, да и бывают они у меня очень редко. А когда я закрываю сессию, я, как и любой студент, радуюсь, но вскоре начинаю скучать по университету, особенно во время длительных каникул.

Материал подготовлен Пресс-службой РГГУ, отдельное спасибо нашей практикантке в период сессии Наталье Мордиковой

syg.ma

Это интересно:

  • Что делать если болен булимией Я больна Булимией. Этот диагноз поставили не врачи,а я сама. Ровно год назад я начала огромное внимание уделить своей внешности.Что я только не делала и на диетах была,и спортом активно занималась,и все было так чудесно,я похудела на 10 кг,радости не было придела,но все до поры до времени. Со временем […]
  • Как узнать есть ли у тебя депрессия Как понять, что у тебя депрессия, требующая похода к специалисту «Настоящая депрессия – это болезнь. Это не эпизод плохого настроения, не переутомление или каприз, который на завтра после удачного похода по магазинам улетучится». Почему люди боятся идти к специалистам со своими проблемами? А если и идут, то с какими? […]
  • Депрессия может привести к смерти Даже незначительная депрессия может привести к быстрой смерти Масштабное многолетнее исследование подтвердило, что у людей, в жизни которых был хотя бы один серьезный депрессивный эпизод, значительно выше риск ранней смертности. Причем этот риск выше для женщин. Депрессия является одним из наиболее распространенных […]
  • Лечение невроза народной медициной Народные средства против нервоза Неврозы — группа функциональных расстройств нервной системы, обусловленные длительным психическим перенапряжением. Неврозы нередко встречаются среди, чаще у лиц со слабым типом нервной системы. Неврозы развиваются чаще всего вследствие длительного воздействия стрессовых факторов […]
  • Психологические упражнения при депрессии Как лечить Депрессию- упражнение в помощь. Затраты психофизических ресурсов и как лечить депрессию. Вспомогательное упражнение для восполнения энергетических затрат. Доброго времени друзья! Прежде всего я хочу сразу сказать, что это упражнение не направлено на полное избавлении от депрессии, а служит лишь помощью […]
  • История болезни депрессия История болезниНевротическая депрессия Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в […]
  • Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом Материал по теме: Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития такой системы обусловлена высокой частотой данной патологии развития. Учитывая то […]
  • Ребенок с синдромом дауна инвалидность Медико-социальная экспертиза Вопрос от Kate1982: Здравствуйте! Уважаемый astra71 полистала форум,прежде чем зарегестрироваться, ОГРОМНОЕ спасибо за Вашу просвятительскую работу! Приятно читать Ваши ответы. Решила задать свой вопрос. Ситуация. Родилась дочь. Врожденный порок сердца (операцию уже сделали)+синдром […]