Стресс у пилотов

Летчик — о том, как бороться со стрессом

6 февраля 2017 в 11:07

The Village продолжает серию материалов, в которых специалисты в разных областях дают полезные советы о том, в чем они очень хорошо разбираются. В новом выпуске мы поговорили с летчиком о том, как действовать в стрессовой ситуации и какие методы используют в летных школах, чтобы научить будущих пилотов невозмутимости.

Владимир Симонов

командир Boeing 737 и летный директор авиакомпании «Нордавиа»

Как пилотов учат переживать стресс

Для пилотов гражданской авиации любая нештатная ситуация на земле или в полете — это в большинстве случаев стрессовая ситуация. Абитуриенты уже при поступлении в летное училище проходят специальные психологические тесты, позволяющие определить их уровень стрессоустойчивости. При приеме на работу, переучивании на новый тип воздушного судна, а также при назначении на должность командира воздушного судна (КВС) и КВС-инструктора тесты на стрессоустойчивость также являются обязательными.

«Нордавиа», как и любая другая российская авиакомпания, уделяет большое внимание подготовке летного состава и бортпроводников с точки зрения их эффективного взаимодействия в аварийных и нештатных ситуациях. Этот процесс проходит во время тренажерных сессий, когда включаются сценарии стрессов различного происхождения, взятых как из реальных условий, так и моделируемых — то есть тех, которые могли бы потенциально возникнуть во время реального полета самолета. Результаты тренировки разбираются с участием опытных инструкторов.

Инструкторы также часто выполняют контроль работы экипажей. По результатам наблюдений производится анализ возможных рисков и вырабатываются базовые алгоритмы действий, направленные на уменьшение вероятности поспешного или неправильного решения в той или иной ситуации.

Основной принцип любого вида подготовки летного персонала — Happy Pilot, то есть профессионал, постоянно контролирующий и анализирующий ситуацию в полете и источники потенциальной опасности, просчитывающий происходящее на шаг вперед в случае возможных проблем.

Какие приемы можно использовать в обычной жизни

В любом случае главное — не поддаваться панике, ибо большинство жизненных ситуаций разрешимы. Для более логичного и прагматичного решения может потребоваться опыт и совет людей, которые находятся рядом с вами. Однако не стоит забывать, что личная мотивация предусматривает получение минимальных знаний и навыков для обеспечения жизни, здоровья и состояния собственного внутреннего равновесия.

Еще один важный момент: стрессовую ситуацию надо стараться заранее предвидеть и предотвращать. Если она неизбежна, имейте несколько сценариев развития событий и своих действий в этой ситуации.

Если вы все же попали в стрессовую ситуацию, то начинайте действовать немедленно:

Снимите нервное напряжение через тело:

несколько раз резко напрягитесь и расслабьтесь, поменяйте позу (а лучше создайте интенсивную физическую нагрузку),

сделайте 10 медленных глубоких вдохов-выдохов с паузами в крайних точках.

Если стресс получен в общении, понизьте тон голоса и замедлите темп речи.

Скомкайте или порвите в клочки лист бумаги.

Если есть возможность, проявите чувства открыто, выговоритесь.

Выпейте стакан воды.

Способами сохранения спокойствия также могут быть спорт, медитация, временное отвлечение от проблемы переменой деятельности, позитивное общение с окружающими и тому подобное. На все случаи жизни совет дать невозможно, но всегда важен правильный внутренний настрой.

www.the-village.ru

Стресс в кабине пилота – это полезно?

Профессия пилота и особенно работа в коммерческой авиации расценивается как одна из самых стрессовых. Причиной этого являются долгие часы работы, недостаток отдыха и постоянное давление со стороны авиакомпании. На плечах пилотов лежит выполнение сразу нескольких вещей: обеспечение безопасности на борту самолета, соблюдение жесткого расписания, достижение хороших результатов работы и всегда позитивное представление компании. Вследствие постоянного неконтролируемого стресса страдают результаты работы летной команды, продуктивность и даже коммуникация между членами экипажа.

Установлено, что все катастрофы, причиной которых явился человеческий фактор, стали следствием ряда ошибок, допущенных по «принципу домино». Стресс является той самой рукой, которая толкает первую костяшку, влекущую за собой цепь событий. Поэтому для обеспечения безопасности и избегания крушения самолета все падающие «кости домино» должны быть устранены.

Два вида стресса

Несмотря на то, что обычно стресс считается отрицательным фактором, бывают случаи, когда он может быть полезен. Выражаясь более конкретно, бывает два вида стресса: положительный эустресс и отрицательный дистресс. Эустресс помогает пилоту сфокусироваться, точно выполнить задание, увеличить продуктивность и улучшить эффективность. Дистресс уменьшает внимательность и общую продуктивность, что повышает риск совершения ошибки.

Особенное внимание контролю над стрессом должно быть уделено на стадиях взлета и посадки, поскольку они являются самыми важными при перелета. Крайне важным является быстрое распределение обязанностей между пилотами при подготовке к посадке. При неблагоприятных погодных условиях пилоты должны сконцентрироваться на параметрах полета, поддерживать связь с экипажем и управлением воздушным движением, а также планировать свои действия на несколько шагов вперед и быть готовыми к чрезвычайной ситуации.

Должны ли вы контролировать стресс?

Поощрять отдых пилотов во время перелета было бы неправильно, ведь отдых может уменьшить упомянутые выше внимательность и продуктивность работы. Но опять же, слишком много стресса будет иметь тот же эффект. Поэтому главной задачей является поддержание правильного уровня стресса. Но как этого добиться?

Хотя в основном все зависит от психологии пилота, существует несколько дополнительных действий, влияющих на поддержание правильного уровня стресса и обеспечение безопасности. Например, эффективная коммуникация и взаимодействие между членами летного состава, сбалансированное питание, достаточно отдыха, физические нагрузки, высокий уровень профессионализма и уверенность в себе помогут в данной ситуации.

www.baatraining.com

  • Greek
  • On target for relaxation: with the Stress Pilot as your navigator

    In addition, you measureyour heart rate variability (HRV) — this medicinal parameter indicates your heart’s ability to adapt to stress factors and relief. The higher the HRV, the healthieer your body. The lower it is, the more difficult it is for you to»shift down a gear».

  • Improved ability to relax
  • Improved perception of one’s own body
  • Improved general condition
  • Avoidance of burn-out syndrome
  • Improved heart rate variability
  • Important contribution to actively preventing cardiovascular disease
  • Effects of stress and burn-out

  • Negative influence on heart rate variability
  • Limited opportunity to consciously and actively counteract the negative strain in stressful situations
  • Windows 2000/XP/Vista
  • PC min.400 Mhz or higher
  • CD Drive
  • 250MB free disk space on the hard drive
  • DirectX 9.0 or higher
  • Стресс у пилотов

    Flying fitness is not just a physical condition. It has a definite meaning in the psychological sense as well. It involves the ability of the pilot to perceive, think and act to the best of his ability without the hindering effects of anger, worry and anxiety.

    Studies have shown that emotional factors, mental upsets and psychological mal-adjustments are repeatedly present in airplane accidents. The ability to think clearly and act decisively is greatly influenced by the feelings and emotions. In fact, every individual will panic earlier than normal if he is suffering from fatigue, illness, worry or anger. But, even well away from the panic threshold, good judgment is seriously impaired under stress.

    There are many factors that contribute to stress in the cockpit. They are generally classed into three categories: physical, physiological or psychological.

    Physical stressors include extreme temperature and humidity, noise, vibration, lack of oxygen.

    Physiological stressors include fatigue, poor physical condition, hunger, disease.

    Psychological stressors relate to emotional factors such as a death or illness in the family, business worries, poor interpersonal relationships with family or boss, financial worries, etc.

    It is essential that a pilot be able to recognize when stress levels are getting too high. If you are suffering from domestic stress, if you are undergoing divorce or separation, if you have suffered bereavement, if an argument with your spouse or your boss is still rankling, if worries are building up to an unbearable load, if you have been despondent and moody, the cockpit of your airplane is probably no place for you.

    Nevertheless, stress levels do build up in the airplane cockpit, when there are a multitude of decisions to make and tasks to perform. Stress is, in effect, generated by the task itself and is not always negative. The sympathetic nervous system responds to stress and provides us with the resources to cope with the new sudden demands. However, the stress load may easily become unmanageable and a pilot needs to, take measures to manage the stress load so that it does not become so. He needs to learn how to reduce or prevent in advance those stressors over which he has control.

    The physiological stressors can be controlled by maintaining good physical fitness and bodily function, by engaging in a program of regular physical exercise, by getting enough sleep to prevent fatigue, by eating a well balanced diet, by learning and practicing relaxation techniques. The physical stressors, can be reduced by making the cockpit environment as stress free as possible. A conscious effort to avoid stressful situations and encounters helps to minimize the psychological stressors.

    There are many things that can happen in the air that cause fear and anxiety. These are normal reactions to a predicament that is out of the ordinary. What is to be avoided is allowing that normal anxiety to progress to, panic.

    Panic is a complete disregard for reason and learned responses, a feeling of extreme helplessness. A pilot in the grip of panic will freeze at the controls, will make a totally wrong response or succumb to completely irrational action.

    Fatigue, hangover, emotional stress, chronic worry, illness, ail substantially reduce the amount of anxiety an individual can withstand before he succumbs to panic.

    The best way to prevent panic is through training and frequent rehearsal of emergency techniques. A pilot who knows his emergency routines so well that they are automatic will be less likely to panic when faced with a real emergency situation.

    Lack of self- confidence is, in itself, self-defeating and an open door to panic. Not that a pilot should be fearless, for the fearless pilot has suspended reality testing. He refuses to admit that there is any situation into which he is not competent to venture. Self-confidence is quite another thing. The self-confident pilot can assess the reality of a situation, can call on his reserves of training and knowledge to cope with the situation and does not permit emotion to cloud his reason.

    C. physical fitness

    The purpose of this book has been to instruct the pilot in what he should know to be a competent aviator. What he should do is, however, of equal importance. The most competent, knowledgeable and experienced pilot is in business only so long as his medical is valid. Maintaining physical fitness is therefore of prime importance.

    Throughout the flying fraternity, there are thousands of pilots in their senior years; who are still enjoying the privileges of their license and using their airplane for pleasure, business and travel. If you want to be flying when you are eligible for the old age pension, now is the time to start looking after your health and maintaining your physical fitness.

    The person who is physically active, participating in a regular routine of exercise or sports, will most likely have a healthy heart, lungs and not be overweight. Diet is important, not only to keep weight at an acceptable level, but also in the control of heart disease. The case against smoking as a contributor to lung disease and heart disease is heavily documented. Protection of hearing by wearing earplugs has already been mentioned as has the need to protect the eyes from undue eyestrain.

    www.pilotfriend.com

    • English
    • If the interaction between feelings,thoughts and heart is in balance, you are «in harmony with yourself». If it is out of balance, the results are illness and depressive mood, through to burn-out sydrome — with all the physical and mental side effects. There is a gentle and very effective way to bring fellings, thoughts and heart back into balance.

      The interrelationship between heartbeat, brain and breathing has been known for many centuries. Sure enough, directed yet simple brething turns out to be the key to efficient stress management.

      The earclip listens to your heartbeat, the exercises are very simple to carry out. You breathe in rhythm with the breathing bar, summon positive memories and relax. Through ascents and descents, a butterfly (or another one of the selectable illustrations) shows you how to harmonise breathing and heartbeat. You receive audiovisual feedback on breathing and relaxation.

      The Stress Pilot: a whole list of good reasons

      • Active reduction of stress
      • Inability to relax
      • Lacking perception of one’s own body, in order to interpret signals
      • Increasing age reduces heart rate variability
      • How does the Stress Pilot work?

      • Audiovisually supported biofeedback
      • Heart rate variability measurement
      • Heart rate variability training

      PC requirments:

    • USB 1.1 or higher
    • 3D graphics card (min. 32MB)
    • www.eshopmed.com

    Это интересно:

    • Как называется боязнь темноты фобия Пугающая тьма, или Как избавиться от никтофобии Оставаться в одиночестве в темной комнате или возвращаться домой по неосвещенной улице зачастую боятся не только дети Как утверждают ученые, каждому десятому человеку в той или иной мере свойственна такая фобия, как боязнь темноты. Многим детям, остававшимся дома в […]
    • Как помочь человеку выбраться из депрессии Как помочь человеку выйти из депрессии? Депрессия - это болезнь, которая переживается глубоко внутри человека. И чем больше человек погружается в депрессию, тем больше он отчуждается от внешнего мира, даже от самых близких и дорогих людей. И тем более болезненно его состояние воспринимается окружающими, ведь очень […]
    • Кто вылечил невроз страха Лечение невроза - отзыв Эта статья – отзыв об излечение от невроза обычного среднего человека не отличающегося особо ничем от большинства. Статья призвана ответить на частые вопросы тех, кто страдает неврозом и возможно помочь уверовать в свои силы. Можно ли вылечить невроз навсегда Среди способов, которые лечат […]
    • К какому врачу обращаться при анорексии Симптомы болезни - Анорексия Поиск по алфавиту Анорексия, или отсутствие аппетита, обычно сопровождается снижением массы тела и может сопутствовать очень многим заболеваниям - соматическим, эндокринным, онкологическим, неврологическим и психическим. Больные обычно жалуются на стойкое отсутствие аппетита, тошноту, а […]
    • Сообщение стресс кратко Стресс и его влияние на человека Многие люди постоянно находятся под влиянием стресса. Это негативно сказывается на здоровье человека. Истощаются нервные клетки, снижается иммунитет, появляется склонность к различным физическим заболеваниям. А так же есть вероятность, что под действием стресса может появиться и […]
    • Упражнение на снижение стресса Психологические игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения Рассмотри предмет Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот […]
    • Сильное средство от раздражительности Обзор успокоительных средств не вызывающих сонливость Проблемы в семье и на работе, высокий ритм жизни, информационные перегрузки, стрессовые ситуации нарушают душевный мир, влияют на нервную систему. Появляется физическая и моральная усталость, нервозность, бессонница. Успокоить нервы и преодолеть подобное состояние […]
    • Повышенная потливость при депрессии Потливость при депрессии: маленькие хитрости в борьбе с недугом Депрессивные состояния можно смело считать «визитной карточкой» нашего общества – постоянные стрессы и неврозы как нельзя лучше способствуют развитию психических патологий. Многие считают, что вялость и меланхоличность – самое страшное, что от них можно […]