Стресс у студентов курсовая

Психологические особенности учебного стресса студентов

Федеральное агентство по образованию

Высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

Институт дополнительных творческих педагогических профессий

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

«Психологические особенности учебного стресса студентов»

факультета подготовки УНК

Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента

1.1 Сущность понятия «стресс»

1.2 Стресс в жизни студента

1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов

Глава II. Эмпирическое исследование учебного стресса студентов

2.1 Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов

2.2 Диагностика учебного стресса у студентов

Данной проблемой занимались следующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и пр.

Объектом изучения являются студенты 481 группы факультета подготовки УНК, в количестве 15 человек.

Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении большая учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения стресса у студентов.

В исследовании мы поставили следующие задачи:

2) Дать общую психологическую характеристику стресса.

3) Изучить методы исследования психологических особенностей стресса.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.

Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента


1.1 Сущность понятия «стресс»

В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения.

Встречается и такое определение стресса — ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.

а) стрессоры физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.

а) стресс полезный — эутресс,

б) стресс вредоносный — дисстрес.

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов.

Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:

Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни».

Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.

Стресс — это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Стресс — не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной». Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть.

1.2 Стресс в жизни студента

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Можно выделить 3 группы студентов: 1-я группа — с невротическими расстройствами; 2-я группа — с риском их развития; 3-я группа — здоровые. Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.

Валеологический подход к стрессу предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации. Т.е. напряженная работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этого правила.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тре-нинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Стресс — это своеобразная реакция человека на психическое или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс — это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.

works.doklad.ru

Стресс у студентов

психология стресс.doc

Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов.

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.

Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испытывать стресс.

Данной проблемой занимались следующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и пр.

Цель нашей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

Предметом исследования являются психологические особенности учебного стресса у студентов.

Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении основными причинами возникновения стресса у студентов являются факторы как личного, так и учебного плана.

1. Сущность понятия «стресс»

Стресс понимается как нажим, давление, напряжение (англ).

У стресса можно выделить две формы:

а) стресс полезный — эутостресс,

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов. Чтобы стресс принял характер эутостресса, необходимо наличие определенных условий:

  • Положительный эмоциональный фон;
  • Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
  • Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
  • Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
  • Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;
  • Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;
  • Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

2. Стресс в жизни студента

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие:

  • недостаток сна;
  • несданные во время и незащищенные лабораторные работы;
  • не выполненные или выполненные неправильно задания;
  • большое количество пропусков по какому-либо предмету;
  • отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;
  • недостаточно полные знания по дисциплине;
  • плохая успеваемость по определенной дисциплине;
  • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;
  • конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя — с другой;
  • отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
  • плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).
  • Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

    3. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов

    Описание методик , используемых в диагностике учебного стресса студентов

    Исследование учебного стресса мы проводили среди студентов 10134 группы юридического факультета . Возраст участников — 17-19 лет, пол – женский, мужской . В диагностике участвовало 25 студентов.

    Для исследования мы выбрали 2 методики:

    Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

    Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл — минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 — открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.

    Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

    Методика включает 10 вопросов. При выполнении теста студентам было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).

    4. Диагностика учебного стресса у студентов

    Результаты проведенных методик мы предоставили в форме таблиц и анализа полученных результатов.

    www.freepapers.ru

    Читать курсовая по психологии: «Психологические особенности учебного стресса студентов»

    Государственное образовательное учреждение

    Институт дополнительных творческих педагогических профессий КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    «Психологические особенности учебного стресса студентов» Выполнила:

    студентка 481 группы

    Барышникова О.Г. Челябинск, 2010

    Содержание Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента 5 1.1 Сущность понятия «стресс» 5 1.2 Стресс в жизни студента 9 1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов 13 Глава II. Эмпирическое исследование учебного стресса студентов 18 2.1 Описание методик, используемых в диагностике учебного стресса студентов 18 2.2 Диагностика учебного стресса у студентов 18 Заключение 24 Библиография 25 Приложение 28

    Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов.

    Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.

    Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испытывать стресс.

    Цель нашей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

    Предметом исследования являются психологические особенности учебного стресса у студентов.

    1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме.

    тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.

    Наше исследование состоит из введения, 2-х глав (теоретическая и практическая), заключения, библиографии и приложения.

    Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизни студента1.1 Сущность понятия «стресс»

    Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция — определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса — нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье.

    Также стресс — это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия — чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А. Г) — вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

    Виды стресса можно классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния — стресса.

    б) стрессоры психологические — факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.

    Положительный эмоциональный фон;

    Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

    Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

    Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;

    Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

    Необходимо отметить, что стресс — это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся на самых различных уровнях биосоциального существа под названием — человек. Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик. Пока мы живём и взаимодействуем с окружающей нас средой путём осуществления каких-либо поведенческих актов, или общаемся с самим собой, актуализируя тот или иной мотив деятельности, обдумывая свои планы на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной степени его выраженности.

    Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

    Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы

    referat.co

    Это интересно:

    • Методика психология стресс Стресса Методика «Шкала психологического стресса psm-25»17 Инструкция.Дайте оценку вашему общему состоянию. После каждого высказывания обведите число от 1 до 8, которое наиболее четко выражает ваше состояние в последние дни (4-5 дней). Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. 2 - крайне редко; Шкала […]
    • Понятие конфликта и стресса КОНФЛИКТЫ И СТРЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ Понятие конфликта и стресса Для каждого человека существуют индивидуальные, характерные только для него особенности. Исходя из этого, при взаимодействии с другим индивидом или коллективом могут возникнуть разногласия. В литературе по общей конфликтологии конфликт рассматривается […]
    • Избыток дофамина при шизофрении Дофаминовые болезни Дофамин не наркотик, он — мотиватор. Рисунок 1. Синтез дофамина. На схеме также показаны пути синтеза других нейромедиаторов. Рисунок 2. Дофаминовые пути. Нигростриарный путь контролирует движения, мезолимбический и мезокортикальный пути вовлечены в высшие психические функции. Рисунок 3. […]
    • Что такое деменция альцгеймеровского типа Что такое деменция альцгеймеровского типа Деменция альцгеймеровского типа ( Она именуется также болезнью Альцгеймера (МКБ-10 ) — первичная дегенеративная деменция позднего возраста, которая характеризуется постепенным малозаметным началом в пресенильном или старческом возрасте, неуклонным прогрессированием […]
    • Стресс механизм общего адаптационного синдрома АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ Расстановка ударений: АДАПТАЦИО`ННЫЙ СИНДРО`М АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (позднелат. adaptatio — приспособление) — совокупность неспецифических изменений, возникающих в организме животного или человека при действии любого патогенного раздражителя. Термин предложен Селье (см.) в 1936 г. По Селье, А. […]
    • Синельников об аутизме Психология болезней: Аутизм 1. АУТИЗМ - (Лиз Бурбо) Под аутизмом в психиатрии понимают состояние, в котором человек полностью оторван от реальности и замкнут в себе, в своем внутреннем мире. Характерными симптомами аутизма являются молчание, болезненный уход в себя, потеря аппетита, отсутствие в речи местоимения Я и […]
    • Метаболиты стресса Метаболиты стресса Обследовано 39 взрослых людей. Из них практически здоровые люди (16) - I группа, больные с обострениями хронических воспалительных процессов легких (14), язвенной болезни желудка и 12- перстной кишки (9) - II группа. В сыворотке венозной крови и лимфе, взятой из подкожных сосудов нижней трети […]
    • Презентации по темам заикание Заикание. Презентацию подготовила: Липартелиани Н.Г Группа 931, ФСУ. - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛев Шукшин Похожие презентации Презентация на тему: " Заикание. Презентацию подготовила: Липартелиани Н.Г Группа 931, ФСУ." — Транскрипт: 1 Заикание. Презентацию подготовила: […]