Стрессы в подростковом возрасте

Стрессы в подростковом возрасте формируют иммунитет против депрессии

Стресс, перенесенный в подростковом возрасте, приводит к выработке специфической защиты от депрессивных и суицидальных настроений. К таким выводам пришла группа израильских ученых, представивших свою теорию на проходившем здесь 14-м Европейском симпозиуме по проблемам суицида.

Руководитель команды исследователей профессор Гиль Зальцман считает, что частые стрессовые ситуации действительно оказывают губительное воздействие на психику – но в детском, а отнюдь не в подростковом возрасте. Так, опыты над лабораторными крысами показали, что психологические травмы, способные вызвать депрессивное или суицидальное настроение, могут быть обратимыми, если были нанесены в переходном возрасте. При этом выработка определенного «иммунитета» против подавленного и тревожного настроения характерна даже для особей, генетически склонных к самоубийству. Как отмечает газета «Гаарец», еще в 2003 году исследователи указали на наличие особого «гена депрессии», вызывающего нарушение выработки серотонина – «гормона счастья».

Правда, есть и исследования, указывающие на то, что далеко не все подростки способны успешно противостоять стрессу и приобретать психологическую закалку на будущее. Так в одном из докладов приводится статистика, свидетельствующая, что «издевательства в школе в сочетании с другими значимыми факторами существенно увеличивают риск самоубийства в подростковом возрасте». К числу таких факторов авторы отнесли и так называемые кибер-издевательства в социальных сетях, а также через другие электронные средства.

На симпозиуме были представлены данные опросов, в несколько раз отличающиеся от официальной израильской статистики по подростковым суицидам, учитывающей только случаи госпитализации. Анонимное анкетирование среди несовершеннолетних обоего пола, проживающих в одной из арабских деревень, в нескольких интернатах, а также среди членов гомосексуальной общины показало, что в среднем 3,5% израильских тинэйджеров пытались покончить с жизнью. Наибольший процент таких попыток приходится на так называемых трудных подростков, детей из неблагополучных семей и воспитанников интернатов — 18,5%.

Читайте также в рубрике «наука»

08 июня, 10:14
Названы самые полезные продукты для завтрака X 3927 K 0

med-info.ru

Зачастую считают, что стресс — проблема, с которой сталкиваются уже взрослые, но это далеко не так. Стресс у подростков – частое явление, и к нему могут привести очень много причин. Пройти такое состояние может не оставляя никаких следов, или же сопровождаться состоянием тревоги, нервным срывом, депрессией. К сожалению, бывают даже случаи суицида. Для того, чтобы вовремя помочь подростку найти путь решения проблем, взрослый должен знать причины стресса подростков.

Стресс у подростков: причины

Особенно популярен у подростков академический стресс. Возникает он тогда, когда учителя и родители начинают давить на него, либо подросток не оправдал завышенных ожиданий. В основном все хотят от подростка хорошей успеваемости в учебе, успехов в спорте или других достижений, чтобы он стал лидером в коллективе и тому подобное.

Чтобы потянуть такую нагрузку — ребенок не отдыхает, получает сильную усталость, которая впоследствии приведет к недосыпанию, недомоганию и состоянию стресса. Если подросток не смог влиться в коллектив или, еще хуже, стал изгоем — он может попасть под плохое влияние, начать употреблять спиртное или наркотики.

У подростков изменяется гормональный фон и в теле происходят существенные физиологические перемены, начинается половое зрение. Если подросток, как он считает, или же по мнению окружающих, не соответствует идеальному образу, то он начинает чувствовать неловкость, что рано или поздно приведет к стрессу.

Возраст подростков – момент, когда впервые они начинают пробовать алкоголь, наркотики и заводить сексуальные отношения. Если в семье подростка ему прививали соблюдать нравственность, то сверстники могут гнобить его, говорить, что он не такой крутой как они и провоцировать поступить так, как ему не хотелось бы.

Подросток, который один раз или же несколько поддастся такому давлению и станет таить свои проступки от семьи, может получить нервный срыв или впасть в глубокое стрессовое состояние.

Ребенок, который начал взрослеть, пытается самоутвердиться не только в окружении сверстников, но и прощупывает границу своей свободы в семье. Зачастую поведение ребенка заставляет родителей негодовать. Они стараются установить контроль за ребенком и держать его на поводу. Зачастую стресс у подростка вызван именно непониманием родителей, которые не разделяют его увлечений, стремлений и не осознают то, что он уже давно не маленький.

Первые увлечения противоположным полом, любовь – это начинается именно в подростковом возрасте. Стрессом может послужить неразделенная симпатия, отвергнутые чувства, скандалы, ревность, конкуренты, расставания и прочее. Читайте также интересную статью про жизнь подростков: Причины зависти у подростков

Почему возникает стресс у подростков:

  • необходимость переезжать в другой город, страну, менять школу;
  • скорая или замедленная половая зрелость;
  • семейные конфликты, ссоры родителей, выпивка, рукоприкладство;
  • финансовые трудности;
  • большие нагрузки как физически, так и интеллектуально.
  • Советы, чтобы подросток не подвергался стрессу:

    1. Станьте хорошим примером. Будьте спокойны, научитесь контролю гнева и научите этому всю вашу семью.
    2. Помогите подростку научиться рационально мыслить и задумываться о последствиях того, что они делают. Научите ребенка тому, что проигрывать нужно достойно. Объясните, что его поражение не значит, что он считается неудачником.
    3. Позвольте подростку в семье иметь свое слово.
    4. Постройте с ребенком доверительные отношения, чтобы он мог рассказывать вам о своих беспокойствах.
    5. Найдите упражнения для снятия стресса у школьников, научитесь технике релаксации и постарайтесь обучить ей своего ребенка.

    Важно, чтобы вы научили подростка еще с детства навыкам борьбы со стрессом, которые помогут ему во взрослой жизни.

    supruzhestwo.ru

    Профилактика стресса у подростков, или как научить подростка справляться с трудностями

    Профилактика стресса у подростков – важная задача родителей, педагогов, психологов. Стрессы – это часть жизни любого человека. Жизнь без стресса невозможна. Небольшие стрессы не опасны для здоровья человека, но если стресс значительно влияет на здоровье, самочувствие, вызывает слишком много неприятных эмоций, человеку нужна помощь.

    У подростков примерно в 12 лет начинается активная гормональная перестройка. Поэтому может возникнуть бурная реакция даже на самый небольшой стресс. Многие взрослые люди знают, как правильно справиться со стрессом. Подростки не имеют достаточно опыта и силы воли, чтобы самостоятельно исправить ситуацию, поэтому должны помочь взрослые. Если не научить ребенка в этом возрасте справляться с эмоциональными, психологическими трудностями, то он не сможет стать открытой, гармоничной личностью.

    Поводом для стресса в подростковом возрасте может стать что угодно: от бытовой мелочи до серьезной проблемы. Психика подростков гиперчувствительна, подобна оголенным проводам, не имеющим защиты.

    Наиболее частые причины стресса у подростков:

  • Изменения в теле, происходящие в результате физиологического созревания. Если изменения происходят раньше или позже, чем у сверстников, вероятность стресса увеличивается.
  • Конфликты со сверстниками, моральное, физическое давление, жестокость, насилие, выделение групп.
  • Расставание с близкими друзьями, например, из-за смены места жительства, школы.
  • Ссоры между родителями, другие сложности в семье.
  • Безответная любовь. Часто подросткам кажется, что первая любовь – это чувство на всю жизнь, и без объекта любви существование не имеет радости и смысла.
  • Школьные проблемы. Часто оценки кажутся несправедливыми, требования учителей, родителей завышенными.
  • Любые формы насилия, опасность, смерть близкого человека, ссоры, развод родителей болезненны для взрослеющего ребенка. В подростковом возрасте из-за кажущихся или истинных проблем появляются фобии, замкнутость, комплексы.

    В этот период чаще всего возникают мысли о суициде. Это самое страшное последствие стресса. Взрослые (родители, психологи, педагоги) должны обязательно присматриваться к подросткам, оценивать их поведение, общение в коллективе, чтобы вовремя вмешаться и помочь. У человека в состоянии стресса ухудшается здоровье, физическое и психическое, может возникнуть депрессия.

    О нахождении ребенка в состоянии стресса можно судить по следующим симптомам:

  • Резкие, быстрые перепады настроения.
  • Замкнутость. Неуверенность.
  • Забывчивость, рассеянность.
  • Снижение интереса к учебе, ухудшение оценок.
  • Раздражительность, злость или открытая агрессия, которой встречаются попытки взрослых проникнуть во внутренний мир.
  • Хроническая усталость, сонливость, недосыпание.
  • Чрезмерный аппетит или его отсутствие.
  • Навязчивое желание похудеть, накачать мышцы.
  • Появление вредных привычек (курение, употребление алкоголя, страсть к шоппингу).
  • Как помочь подростку?

    Если ситуация кажется родителям слишком сложной, можно обратиться к психологу. Не каждый подросток согласится на общение с психологом, в этом случае специалист может помочь родителям, дать советы, как вести себя с подростком, как установить контакт.

    Родители должны следить за состоянием ребенка-подростка и при появлении признаков стресса или для профилактики их следовать рекомендациям:

  • Нужно создать дома комфортную психологическую обстановку. Каждый член семьи при возникновении трудной ситуации должен находить помощь и поддержку в кругу семьи. Нужно на собственном примере научить ребенка обсуждать неприятности и проблемы, даже самые интимные, дома, а не в сомнительной компании на улице.
  • Следует адекватно оценить способности, таланты и увлечения своего ребенка. Когда человек занимается тем, что ему нравится, вероятность стресса минимальна. Не нужно перегружать подростка. Лучше оставить одну секцию, самую перспективную. И родители, и сам подросток должны понимать, что главное не рекорды, а гармоничное развитие во всех отношениях.
  • Нужно незаметно следить за режимом дня ребенка. Подросток должен высыпаться, не сидеть за компьютером больше 1,5 часов в день, проявлять оптимальную физическую активность.
  • Лучше всего научить ребенка справляться с трудностями получается на собственном примере. Нужно быть оптимистом, не поддаваться панике, обсуждать с подростком свои проблемы. Иногда простая беседа с подростками о стрессе дает отличные результаты.
  • Обязательно нужно ценить успехи и достоинства подростка, а из неудач помогать извлекать полезный опыт. Это поможет избежать комплекса неполноценности.
  • Помощь подростку пережить стресс основана на взаимопонимании, доверии и личном примере.

    lecheniedepressii.ru

    Образовательный портал

    Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

      • Главная
      • Публикации в журнале
      • Методические разработки и пособия по ОБЖ
      • Стресс в подростковом возрасте
      • Стресс в подростковом возрасте

        Стресс в подростковом возрасте

      • Назад
      • Вперёд
      • Обновлено: 22.06.2018 11:07

        You have no rights to post comments

        Экстернат.РФ

        ПРИГЛАШАЕМ!

        Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

        Только для вас — специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

        Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

        Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

        ext.spb.ru

        Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

        Дата публикации: 28.04.2016 2016-04-28

        Статья просмотрена: 913 раз

        Библиографическое описание:

        Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1036-1039. — URL https://moluch.ru/archive/113/29104/ (дата обращения: 22.06.2018).

        Стресс тяжелее переносится в детском и подростковом возрасте, чем во взрослом. Следовательно, нужно проводить работу по повышению стрессовой устойчивости как можно раньше. Это и является актуальностью данной статьи. Для того, чтобы провести работу с подростками по их адаптации к стрессу, нужно знать специфику его проявления в данном возрасте.

        Подростковый возраст является переходным моментом от детства к взрослой жизни. Данный возраст можно назвать одним из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Его границы четко не обозначены. Это связано с тем, что он наступает у каждого в свое время: у кого-то раньше, а у кого-то позже.

        Д. Б. Эльконин, исходя из теории о том, что каждому возрастному этапу характерна своя ведущая деятельность, обозначает подростковый возраст как период 11–17 лет. Внутри этого временного отрезка, он выделяет два этапа: средний школьный возраст (11–15 лет) и старший школьный возраст (15–17 лет). Л. И. Божович также считает, что подростковый возраст делится на две фазы: 12–15 лет и 15–17 лет. В периодизации Л. С. Выготского пубертатный период приходится на 14–18 лет. С.Холл полагал, что стадию развития человека от 11 до 14 лет следует относить к подростничеству [3].

        Здесь закладываются основные черты характера, стили поведения, привычки, жизненные ориентации и многое другое. Соответственно, от того, насколько положительно личностью будет пройден этот этап, зависит вся дальнейшая взрослая жизнь человека. Одним из факторов, мешающих нормальному (без отклонений) становлению личности, может оказаться перенесенный стресс.

        Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от той, что была на предыдущем этапе, больше не внешними обстоятельствами, а внутренними причинами. Подросток продолжает жить в семье, ходить в школу. Но начинает думать и чувствовать по-другому. Отношения с семьей уходят на второй план, главным становится общение со сверстниками. Здесь родители вынуждены изменить стиль взаимоотношений, чтобы избежать конфликтов и проблем. Но очень редко этот момент проходит для семьи гладко. Здесь, с большой вероятностью, могут возникнуть стрессовые ситуации из-за неправильного поведения матери: авторитарность, упрямство, чрезмерные требования к ребенку, неуверенность в себе. Также могут быть негативные воздействия и со стороны отца: недостаток внимания, агрессия. К стрессовым ситуациям можно отнести также конфликтность в семье по разным причинам (это м. б. споры по поводу воспитания или же выяснение отношений супругов).

        Как мы уже начали говорить, в период отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к учению. Так, если в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь для него гораздо больший интерес представляют собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно интимно-личностные взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в подростковом возрасте. Для них важно:

        Умение знакомится с теми, кто интересен; Ощущение свободы и спокойствия в кругу друзей, принятия норм и ценностей значимой (приоритетной) группы; Ощущение того, что он — индивидуальность и может высказывать свои мысли и идеи, выражать чувства; Желание, чтобы из взрослость была признана окружающими; Важно, чтобы их форма поведения не принималась как детская; Своим образцом поведения подросток желает видеть — активного, целеустремленного и успешного человека; Склонен к мечтанию и фантазированию [6].

        Придавая столь особое значение общению, подростки могут начать игнорировать учебную деятельность, что впоследствии может привести к проблемам в школе и дома, усилению давления на него со стороны старших. В общении со сверстниками, подростки расширяют границы своих знаний, они развиваются в умственном отношении, делясь знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельной. Общаясь «в кругу своих», они постигают разные формы межличностного взаимодействия, учатся рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

        Если в детстве особая школа социальных отношений — это игра, то в отрочестве такой школой становится общение. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на какие-то ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.

        Социальная ситуация обладает большим разнообразием условий для провокаций и для испытания подростком самого себя. Взрослые, в силу уже сложившихся ценностей, зачастую даже не могут их представить себе. Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния. Он очень впечатлителен и любой конфликт может обернуться душевной травмой. Это одна из причин, что подростковые стрессы встречаются очень часто и по разным причинам. Часто наблюдается феномен самопровоцирования стресса, связанного с недовольством своей внешности, как неудовлетворяющей представлениям подростка о привлекательности. Также стресс может быть вызван волнением по поводу первого свидания [3].

        Одним из главных источников стресса для подростков является школа. Стремление быть первым и зацикливание на учебе порождает массу проблем психического плана.

        Еще один стресс, который развивается почти у каждого подростка, связан с выбором профессии и поступлением в ВУЗ. Поступить в хороший колледж, продолжить обучение в школе или пойти работать — поиск ответов на эти вопросы расходует у них много сил.

        Семейный стресс. Причинами такого стресса могут быть: семейные драмы, развод родителей и повторные браки, все это порождает сильнейшие стрессы у пытающихся осознать свое место в жизни подростков.

        Общие симптомы стрессового состояния, включают в себя: чувство нервного напряжения и волнение, чувство усталости, постоянное откладывание на потом или пренебрежение обязанностями, постоянные негативные мысли, идеи. В состоянии стресса подростки часто чувствуют себя разбитыми, у них нарушается сон, появляются проблемы с питанием (начинают есть слишком много или мало) [5].

        Некоторые симптомы стресса у взрослых, проявляются и у подростков, к можно отнести головные боли и депрессии. Однако есть и отличительные особенности. Подростки, например, медленнее забывают пугающие или негативные воспоминания. Чаще подвержены девиантному поведению. Чтобы уменьшить стресс, они могут начать курить, принимать алкоголь или наркотики. Девушки, как правило, направляют свои тревоги на себя, что часто становится причиной физиологических расстройств: булимии или анорексии. У юношей более высока склонность к участию в преступлениях, проявление агрессии к другим, как попытка сбежать от проблем [4].

        Многие болезни имеют свое начало в подростковом и юношеском возрасте, что отчасти вызвано воздействием стрессов. Они могут стать причиной ухудшения физического и психического здоровья. Те, кто не выдерживал стресса, имеют очень низкий иммунитет и чаще болеют. Стресс может перерасти в депрессию. А она, может привести за собой и суицид [1].

        Еще одним признаком появления стресса у подростков может быть отдаление от сверстников. Он становится замкнутым, теряет уверенность в собственных силах, формируется заниженная самооценка [2].

        Также нами было проведено исследование о взаимосвязи личностных особенностей и уровнем стрессоустойчивости. Использовались 3 методики:опросник Кетелла14PF, Бостонский тест на стрессоустойчивость и рисуночная методика «не дай человеку упасть». Результаты ранговой корреляции Спирмена представлены в таблице № 1:

        Отсюда видно, что существует связь между некоторыми качествами личности и уровнем стрессоустойчивости.

        Так, например, по результатам корреляции Бостонского теста и Кетелла,уподростков общительных, склонных к сотрудничеству уровень стрессоустойчивости выше, чем у замкнутых.Ууступчивых, подчиняемых, зависимых от других он конечно будет ниже. У импульсивных, живых, легкомысленных уровень стрессовой устойчивости будет выше, чем у осторожных людей, т. к. они легче переключаются на другие виды д-сти, склонны к перемене мест и т. д.

        Склонные к чувству вины, депрессивные подростки — больше будут подвержены стрессам, чем невозмутимые, у которых практически отсутствует чувство угрозы и т. д.

        Если подростки не научаться справляться со всеми трудностями, если им не помочь сформировать высокий уровень стрессоустойчивости, это может привести к появлению различных аддикций, депрессивных состояний, болезней, вызванных психосоматикой.

        Таким образом, подростковый возраст представляет собой переходный моментом от детства к взрослой жизни. Возрастные границы подросткового возраста довольно размыты, другими словами — индивидуальны. Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка появляются новые проблемы, меняются отношения с окружающими его людьми. Социальная ситуация развития остается прежней — школа, но происходят изменения в отношениях с окружающими. Главную роль начинают играть не родители и учителя, а сверстники. Ведущая деятельность смещается с учебной на интимно-личностное общение.

        Стрессы у подростков связаны со множеством фактором, в том числе и с учебой. У учащихся колледжа добавляются также страхи сдачи диплома, взрослой жизни, дальнейшего самоопределения и т. д. Реакции на стресс у подростков могут быть схожи с реакциями взрослых, но могут и отличаться. Чем младше личность, тем больше будет стрессовых факторов, а значит, подростки гораздо больше подвержены стрессам.

        Если подростки не научатся преодолевать стрессовые ситуации, не сформируют достаточный уровень стрессоустойчивости, то в дальнейшем у них будет много трудностей. Может ухудшиться здоровье, появятся вредные аддикции и многое другое.

        moluch.ru

    Это интересно:

    • О заикании профилактика и преодоление недуга Заикание: диагностика и коррекция Белякова Л. И. Логопедия : заикание. – М. : Academia, 2003. – 207 с. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : Учеб. пособие / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Флинта, 1997. – 159 с. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / под […]
    • Природа и функции стресса Понятие и природа стресса; Лекция 8. Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации. Точно также, как ни один стиль руководства не […]
    • Синдром дауна слухи Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна, написанная Либби Кумин. (с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей […]
    • Крис бурк актер с синдромом дауна Крис бурк актер с синдромом дауна Архив видеофильмов в помощь родителям и педагогам, работающим с детьми с СД Страница с видеоматериалами на нашем сайте. Фильм "Я тоже" c Пабло Пинедой в главной роли. За сбор информации большое спасибо членам форума на сайте "Мыс Доброй Надежды"! Дополнения прошу присылать на […]
    • Аутизм методики обучения Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом По данным исследований последних лет распространенность синдрома раннего детского аутизма и сходных с ним расстройств возрастает и составляет в настоящий момент 15-20 детей на 10 000 детского населения (Д. Вольф, Э. Мэш, 2003). Многие годы продолжаются исследования по […]
    • Журнал аутизм и нарушения Журнал аутизм и нарушения Аутизм и нарушения развития ISSN (печатная версия): 1994-1617 ISSN (online): 2413-4317 Издается с 2003 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: Русский Доступ к электронным архивам: открытый Тематика журнала - расстройства аутистического спектра, нарушения развития […]
    • Виды и характеристика стресса Виды психологического стресса Литература: Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979; А.М. Столяренко. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1987; А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогикаю – М., 2002. Параграф 3.1. Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под […]
    • Специалисты по развитию детей с синдромом дауна Специалисты по развитию детей с синдромом дауна Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна, написанная Либби Кумин. (с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей […]