Тахилалия и заикания

Ускоренный темп речи. Тахилалия, полтерн, баттаризм.

Тахилалия, полтерн, баттаризм — всё это разновидности патологически ускоренного темпа речи. Не стоит отчаиваться, если вы столкнулись с такими речевыми нарушениями. Курс логопедических занятий поможет справиться с такой проблемой, как тахилалия.

В чистом виде это просто патологически ускоренный темп речи.

Причины тахилалии

Тахилалия возникает при патологическом преобладании процессов возбуждения над процессами торможения. Разные исследователи выделяют много разных причин. К ним относят и генетическую предрасположенность , и нарушения функционирования подкорковых образований, и подражание неряшливой быстрой речи окружающих.

Симптоматика тахилалии

Проявляется как в речевых, так и в неречевых симптомах.

1. Ненормально быстрый темп речи, но фонетика и синтаксис резко не искажаются.

2. Неудержимая стремительность речи.

3. Расстройства речевого внимания, повторы, запинки, перестановки слогов, неясность произношения фраз.

4. Расстройства внутренней речи.

5. Нарушения письменной речи.

6. Нарушения общей моторики (ускорен темп всех движений, гиперактивность, часто встречаются тики)

7. Невротичность, моторное беспокойство даже во сне, вспыльчивость, лёгкая возбудимиость.

8. Неустойчивое внимание, очень быстро переключаются с объекта на объект. Страдают все виды памяти. Речь не успевает за скачками мыслей.

Тахилалия очень часто сочетается с другими речевыми проблемами.

Разновидности тахилалии.

Полтерн (спотыкание) – когда при наличии тахилалии наблюдается прерывистость темпа несудорожного характера. Сочетается с нарушением общей и речевой моторики. Может встречаться на фоне других нарушений речи.

Баттаризм – разновидность тахилалии, когда из-за нарушения речевого внимания и тяжёлого нарушения темпа речи неправильно формируется фраза. Он также часто сочетается с другими нарушениями речи.

Симптоматика полтерн и баттаризма.

При баттаризме и полтерн так же имеются как речевые, так и неречевые симптомы.

1. Нарушения устной речи (поспешность, нарушения в образовании отдельных звуков, перестановки, пропуски, изменения звуков и слогов, выпадения слов и фраз). Речь состоит из коротких мало связанных между собой предложений.

2. Спотыкания в речи. Звук произносится не сразу. Могут беззвучно двигаться губы и язык, напоминая судорогоподобные движения.

3. Нарушения дыхания, дикции.

4. Нарушения голоса (нет звонкости, встречается монотон, симптомы перенапряжения голоса)

5. Нарушения чтения (при чтении длинные фразы делятся на короткие, теряется основная мысль читаемого).

6. Нарушения письма (остановки руки в процессе, пропуски, замены, перестановки слогов и букв, слов и целых фраз).

7. Нарушена общая моторика (стремительность, быстрые повороты, разбросанность движений, гримасы).

8. Неустойчивость внимания (не умеют слушать других, плохо улавливают мысли и не запоминают их)

9. Разбросанность мышления, недостаточная логичность.

10. Некритичность ( часто не замечают своего дефекта, взрослые редко сами обращаются за помощью).

Дифференциальная диагностика тахилалии.

Очень важно отличать тахилалию и её разновидности от заикания. Внешне речь при этом нарушении очень может напоминать заикание, но она заметно отличается своим темпом. При этом страх речи практически отсутствует.

При привлечении внимания к речи, она значительно улучшается. Тики у лиц с тахилалией не связаны с речью, у заикающихся же сопутствующие движения возникают обычно во время речи.

Коррекционная работа при тахилалии.

Коррекционное воздействие осуществляется комплексно.

Медицинское воздействие включает успокаивающее, общеукрепляющее, воздействие в зависимости от того, насколько выражены беспокойство, раздражительность, гиперактивность.

Психотерапия направлена на перевоспитание личности, на социализацию.

Рекомендуется лечебная физкультура. При выполнении упражнений тренируются тормозные реакции, выдержка, сосредоточенность, внимание. Все упражнения проводятся под счёт или под мелодичную музыку в медленном темпе, плавно, спокойно.

Логопедическая работа во многом сходна с коррекцией заикания, но логопед учитывает механизмы и симптомы именно этого нарушения. Обязательно в логопедическую коррекцию включается логоритмика. Основой таких занятий является медленный темп.

В работе по преодолению полтерн и баттаризма очень важным является формирование понятий и грамматически правильное их выражение. Работа по преодолению нарушений темпа речи часто является профилактикой заикания.

Прогноз тахилалии.

Он во многом зависит от структуры дефекта (нарушение выражено в чистой форме или является проявлением более сложного синдрома). Огромное значение имеет умственное развитие и поведение человека.

Преодоление тахилалии так же зависит и от окружающих, от сотрудничества родных с врачом и логопедом, от своевременности и комплексности воздействия.

В этой статье я затронула тему коррекции различных видов ускоренного темпа речи. Тахилалия и её разновидности являются сложными и не до конца изученными речевыми нарушениями.

Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Если вы сочли эту информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Поделиться в соц. сетях

10 комментариев: Ускоренный темп речи. Тахилалия, полтерн, баттаризм.

Здравствуйте, Наталья! Спасибо за статью, очень информативная и полезная. Случайно нашла её и вспомнила казалось уже о прошлой проблеме. Сын заговорил в 1,5, к 2г рассказывал стихи («У Лукоморья»). В 4г после стресса начал заикаться. В 5 пошли к логопеду, она поставила диагноз «полтерн» и после четырех занятий проблема исчезла. Вы пишите о необходимости психокоррекции. Никогда раньше не знала, что полтерн — это психическое расстройство. Насколько это серьезно, должны ли мы вставать на учет, ограничивать нагрузки и чем это может быть чревато в будущем. Ребенок сверхактивный и чувствительный, но гиперактивность нам не подтвердили. Есть страх темноты и привязанность к матери. Сейчас мальчику 7 лет, он учится в Англии, требования очень высокие, с которыми он легко справляется. Ребенок способный, с хорошей памятью и очень высокой концентрацией внимания. Физически отстает в развитии (выпал первый зуб, маленький рост). Эгоцентричный, любые неудачи в общение со сверстниками переживает очень тяжело. Должна ли я создать специальный режим и сократить нагрузки. Какие методы психологической коррекции применять, куда обращаться за помощью и какую литературу можете порекомендовать. Всегда ли необходима помощь психолога и какие психические заболевания или отклонения могут проявиться в подростковом периоде. Я понимаю, что задаю слишком много вопросов, на которые тем более тяжело ответить не видя ребенка. Заранее спасибо, Таня

Здравствуйте, Татьяна. У полтерна и заикания очень много общего. Сам по себе полтерн, как и заикание, психическим расстройством не является, но может быть симптомом некоторых из них. Судя по тому, что вы описываете, В Вашем случае речь ни о каком психическом расстройстве не идёт. Полтерн и заикание возникают у невротиков. Т.е. невроз — это база, на которую они «приземляются».
Почитать можно любые статьи и литературу о профилактике заикания (для полтерна рекомендации те же)

Большое спасибо, Наталья!
Какую литературу Вы порекомендуете?

vashlogoped-online.ru

К вопросу о дифференциальной диагностике речевых проявлений заикания, тахилалии и ее видов

В.И. Селиверстов (2000) определяет темп речи как скорость ее протекания во времени, ускорение или замедление речи, обусловливающие степень артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Темп является выразительным средством речи и одним из составляющих просодики. В формировании темпа речи ведущая роль принадлежит наследственности и речевому окружению ребенка. Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Он может быть нормальным или оптимальным, быстрым и медленным. У одного и того же человека темп речи может быть стабильным и изменяющимся в зависимости от различных эмоциональных состояний человека. В этом случае изменения темпа носят временный характер. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Нарушения темпа речи могут носить и постоянный характер, в этом случае они патологически обусловлены и являются предметом специального изучения. Причинами нарушений темпа речи могут явиться очаговые поражения коры головного мозга и подкорковых образований, в частности стриопаллидарной системы, в результате которых расстраивается корково-подкорковое взаимодействие, что приводит к темпоральным изменениям.

Среди многообразия нарушений темпа речи особое место занимает заикание, при котором темпо-ритмическая сторона первоначально расстраивается в результате судороги. Ускоренный темп речи заикающихся обусловлен желанием сообщить как можно больше информации в интервале между судорогами, скорее закончить речь. В последствии заикающегося подгоняют еще и тревога, волнение, страх, связанные с актом речи.

Патологически ускоренный темп речи наблюдается и при тахилалии, основной причиной которой М.Е. Хватцев (1959) считал врожденную, наследственно обусловленную недостаточность речедвигательного аппарата, а также неряшливую речь окружающих и отсутствие внимания к речи ребенка. Ведущим механизмом тахилалии является расстройство темпа внешней речи и процесса порождения речевого высказывания в результате патологического преобладания процессов возбуждения в центральной нервной системе.

Часто исследователи обращают внимание на то, что тахилалия является благоприятной почвой для возникновения заикания, что у многих дошкольников до начала заикания наблюдается ускоренный темп речи. Во многом проявления тахилалии и заикания, особенно его невротической формы, схожи, что делает необходимым проведение дифференциальной диагностики с целью безошибочного определения вида речевой патологии.

Общим в речевой симптоматике тахилалии и заикания является быстрый темп речи без резких искажений фонетики и синтаксиса, но степень повышения темпа речи различна: при заикании речь ускорена или же темп неровный, меняющийся на протяжении одной фразы, а при тахилалии речь отличается «неудержимой стремительностью», ненормально быстрым темпом (вместо 9-14 звуков в секунду произносится 20-30). В речи при тахилалии и заикании наблюдаются запинки, повторения слогов и слов, проглатывания или недоговаривания, перестановки слогов, слов, искажения предложений. При заикании запинки, повторы слогов обусловлены судорогами мышц речевого аппарата, при тахилалии — ослаблением тормозных процессов. Кроме того, при заикании чаще встречаются перестановки слов, а также замены слов, содержащих «трудные» для заикающегося звуки, что приводит к искажению синтаксической и смысловой структуры фразы. В речи заикающихся встречается большое количество слов-эмболов, которые используются в качестве уловок с целью скрыть дефект. Явление эмболофразии не свойственно речи при тахилалии. Описывая симптоматику тахилалии М. Зееман (1962) выделяет такое явление как интервербальная акцелерация, т.е. еще большее увеличение темпа речи при произнесении многосложных слов, длинных фраз и связных текстов, что приводит к множественному выпадению слогов и искажению звуков из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. В речи заикающихся при произнесении сложных по слоговой структуре слов и длинных синтаксических конструкций увеличивается количество судорожных запинок, что может привести к невозможности договорить фразу до конца. Следует отметить, что страдающие заиканием и тахилалией стараются избегать длинных фраз и длинного связного текста.

Помимо особенностей внешней речи при тахилалии отмечаются некоторое своеобразие ее смыслового и языкового оформления. Наиболее затронутым является уровень языкового программирования: в процессе порождения речи в памяти человека всплывает нужное слово, но оно тот час же, еще до произнесения, вытесняется другим, что приводит к пропускам, лексическим заменам. Подобные замены встречаются и при невротическом заикании, но механизм их отличен: испытывая страх перед «трудными» звуками, заикающиеся стараются построить фразу таким образом, чтобы избежать слов с этими звуками. Это приводит к вербальным заменам, которые иногда бывают близки по смыслу, но чаще они настолько искажают содержательную сторону, что конечный речевой результат получается далеким от замысла.

Существенным дифференциальным критерием тахилалии и заикания является изменение речи при привлечении к ней внимания. В этом случае качество речи у лиц с тахилалией улучшается, восстанавливается равновесие между внутренним программированием и линейной организацией высказываний, запинки и повторы исчезают или же их количество резко снижается, хотя темп речи по прежнему остается быстрым. Схожая картина наблюдается при неврозоподобным заикании. При невротическом заикании привлечение внимания к речи приводит к дополнительной на ней фиксации, что усиливает судорогу и утяжеляет все проявления заикания.

Общее можно проследить в отношении взрослых заикающихся и лиц с тахилалией к собственному дефекту. Одни адаптируются и не испытывают трудностей в общении, их речь гармонирует со всем психомоторным складом их личности; другие же ярко переживают и стремительность речи, и заикание, что приводит к патологическим изменениям личности, социальной и трудовой декомпенсации.

Сходным является и изменение степени проявления симптомов заикания и тахилалии в зависимости от ситуации речевого общения. Наибольшие затруднения больные с тахилалией и невротическим заиканием испытывают в эмоционально и жизненно значимых ситуациях, в моменты волнения, возбуждения. Незнакомая обстановка, новые люди являются значимыми в случае болезненной фиксации на собственном дефекте. При неврозоподобном заикании качество речи ухудшается при физическом и психическом утомлении, значимость ситуации общения не играет роли.

Патологически ускоренный темп речи нередко сочетается с расстройствами лексико-грамматического и фонетического характера. К таким речевым нарушениям относятся баттаризм и полтерн. Их проявления схожи с симптомами неврозоподобной формы заикания. Причины и механизмы их возникновения исследователи объясняют соматическими, психогенными факторами, привычкой. Неврологические исследования указывают на изменения в анатомии и физиологии мозга, которые или свидетельствуют о перинатальной патологии, или же унаследованы как конституциональная особенность.

Баттаризм определяется учеными как патологически ускоренный темп речи, при котором отмечается неправильное формирование фразы в следствие особого нарушения регулирующей функции речевого внимания, что приводит к проглатыванию, перестановке слогов и слов, нечеткости произношения, остановкам в речи. При быстром течении мысли нарушается концентрация внимания в логически важных частях речевого протока и последующее слово еще до его произнесения вклинивается в речь. Отсюда и второе название баттаризма — парафазия. Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к возникновению в речи структурного аграмматизма, проявляющегося в перестановках, пропусках слов, в результате которых распадаются связи между компонентами фразы, что приводит к сложностям понимания речи. Лексические замены также занимают большое место в речи лиц с заиканием. По мнению Э.Р. Саитбаевой (1992) при невротическом заикании они обусловлены несформированностью или же несовершенством процесса выбора слов в условиях порождения речевого высказывания, а при неврозоподобном заикании — ограниченностью индивидуального речевого опыта и недостатком лексических средств. Волнение, страх, которые нередко сопровождают речь заикающихся, приводят к тому, что лексические единицы выбираются по случайным семантическим признакам или по принципу «простоты» произнесения, а пропуски наблюдаются, если нужное слово так и не всплыло из памяти из-за ограниченности словарного запаса.

Еще одной разновидностью патологически ускоренного темпа речи является полтерн или спотыкание, который проявляется прерывистостью темпа не судорожного характера. В англоязычной литературе это явление получило название клаттеринг. Именно полтерн по внешним проявлением больше других нарушений темпа речи похож на заикание. Спотыкание обусловлено врожденными конституциональными аномалиями развития. В речи таких больных сложно уловить четкий смысл, она поверхностна и одновременно абстрактна, часто отсутствует направленность на собеседника, предложения короткие, мало связанные между собой, наблюдается нечеткость способов артикулирования, в результате чего низкая разборчивость речи и сложности понимания. Быстрота речи приводит к спотыканию: человек не сразу произносит звук, беззвучно шевелит губами, языком, что напоминает судорожные движения при заикании. При полтерн в речи наблюдается большое количество остановок и повторов слогов как внутри так и между словами, отмечаются пропуски, вставки слов, нарушения согласования и управления слов во фразе. Все эти проявления отражают внутреннюю хаотичность речемыслительной деятельности.

При баттаризме и полтерн имеются расстройства дыхания, голоса, такие как отсутствие звонкости, слабость, монотонность, носовой оттенок, речь не интонирована, нарушается паузация, передача логического ударения. Помимо расстройств внешней стороны речи и внутренней программы высказывания при данных нарушениях отмечается качественное своеобразие письменной речи. Лица с баттаризмом и полтерн при чтении длинных фраз членят их на короткие, при этом они не учитывают смысловое содержание текста, часто теряют основную мысль читаемого, не могут запомнить содержания прочитанного. На письме наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз. При заикании техническая сторона чтения расстраивается в результате судорог мышц речевого аппарата, а смысловая может быть сохранна или же незначительно снижена при неврозоподобном заикании в результате системного недоразвития речи, недостатосности словарного запаса. Если говорить о письме, то специфические особенности у заикающихся наблюдаются в самостоятельных видах письма. При написании изложений, сочинений заикающиеся предпочитают составлять короткие фразы, встречаются вербальные замены, искажающие смысл письменного высказывания. При неврозоподобном заикании к ним добавляются грамматические и орфографические ошибки. Общий характер письма заикающихся напряженный.

Основные диагностические критерии заикания и спотыкания описаны В.С. Кочергиной (1969). Первым среди них является осознание дефекта и фиксированность на собственной речи. Как правило, у больных с баттаризмом и полтерн страдает оценка собственного расстройства речи, осознание ее неправильности. В результате этого у них отмечается низкая мотивация к лечению. При заикании осознание дефекта происходит рано, в дошкольном или младшем школьном возрасте. При невротическом заикании к 10-12 годам возникает страх речи, связанный с постоянными речевыми неудачами и тщетностью попыток скрыть их при помощи уловок. Страх речи приводит к постоянной фиксации заикающегося на речи, сама речь и даже мысль о ней становятся сильнейшим стрессовым фактором, способным изменить функциональное состояние (фоновую активность центральной нервной системы) на соответствующее эмоциональной напряженности или стрессу в момент возникновения речевой судороги, а с ним и саму речь, то есть усилить речевые судороги. (Л.З. Андронова, 1993) Острота переживаний заикающихся формирует у них достаточно высокую мотивацию к лечению, в отличии от больных с баттаризмом и полтерн.

По-разному реагируют качеством речи больные с заиканием и нарушениями темпа на произвольность ситуаций речевого общения. При баттаризме и полтерн в случаях спонтанного речевого общения речь хуже и мало понятнее, чем, например, при ответах на уроках, докладах начальству, выступлениях на аудитории. При заикании чем произвольнее речь, тем больше ожидание неудачи, сильнее волнение, страх и, как следствии, тяжелее судорога.

Следующий диагностический критерий — влияние на речь фактора знакомости окружающего. При баттаризме и полтерн в незнакомой обстановке, при встрече с новыми людьми больные сознательно концентрируют внимание на речи, что приводит к ее упорядоченности, большей разборчивости, грамматической и фонетической правильности, хотя темп речи так и остается достаточно быстрым. Для заикающихся незнакомая обстановка, новые люди являются стрессовыми факторами, усиливающими волнение и ухудшающими речь. В привычной домашней обстановке заикание может вообще не проявляться, так как нет необходимости его скрывать.

Психологические переживания по поводу качества речи у больных с баттаризмом и полтерн могут отсутствовать или же отставлены во времени. При заикании они предшествуют речи. Зависимость от мнения окружающих, ожидание осуждения со стороны собеседников, мысли о том, что «я заикнусь, не смогу сказать того, что хочу» возникают у заикающихся до начала речи. Кроме того, неудовлетворенность, разочарование, досаду на себя за то, что сказал не то, что хотел, испытывают заикающиеся и после того, как закончили говорить.

Если сравнивать проявления при чтении, то при баттаризме и полтерн техника чтения незнакомого текста лучше, чем уже известного, так как увеличивается концентрация внимания. При заикании же, наоборот, чем более знаком текст, тем легче человеку прочитать его без запинок, поскольку он уже приспособился, знает в каком месте текста какие уловки применить.

Знание патогенеза, клиники, особенностей проявления сходных речевых расстройств, каковыми являются заикание и тахилалия и ее виды (баттаризм и полтерн), имеет большое значение в диагностике и определении стратегии и основных направлений коррекционно-логопедической работы. Своевременное преодоление тахилалии, баттаризма, полтерн в дошкольном возрасте исключает наличие этих нарушений в дальнейшем, а также является профилактикой возникновения заикания.

Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. — М.: Эребус, 1993.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». — М.: В.Секачев, 1998.

Логопедия./ Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.

Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. факультетов пед. Вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Хрестоматия. Логопедия. Заикание. — М.: В.Секачев, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

studopedia.info

Телефон центра:

Образовательное пространство

Тахилалия (ускоренный темп речи)

Тахилалия — нарушение темпа речи, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии:

— значительно ускорен темп речи и общей моторики;

— отмечаются повторения, запинки, «проглатывания»,

— наличествуют искажения слогов и слов,

— замечены нарушения письма и чтения.

Ребенок с тахилалией должен обязательно быть обследован нейропсихологом, логопедом и психологом.

Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское и нейрологопедическое воздействие.

Тахилалия (тахифразия) – скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими.

Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.

В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, и если вовремя не начать коррекцию, не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные.

Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Именно поэтому коррекционная работа должна быть направлена не только на устранение внешних проявлений (убыстрение темпа речи, запинки), но и на устранение причин нарушения, имеющие нейропсихологические корни.

К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети, с СДВГ. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением в головном мозге, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи.

Преобладание подкоркового ядра паллидума (серое вещество в подкорковой области головного мозга) обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи. Ребенок остается быть очень активным при том, что очень переутомлен и нейродинамика снижена.

Вместе с экспрессивной устной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые нейропсихологические проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, нейродинамики, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти.

Медицинское и нейропсихологическое обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и нейропсихологом. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования ( Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга).

Нейропсихологическое и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Нужно помнить, что тахилалия – это совсем не логопедическая проблема (а лишь имеет логопедические симптомы), поэтому коррекция в первую очередь должна быть направлена на коррекцию сопутствующей неврологической симптоматики.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» программа курса по коррекции тахилалии может включать в себя:

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям с тахилалией, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

vishiradugi.ru

Тахилалия и заикания

Острое или подострое начало

Постепенное ухудшение речи

Фиксация на речевом дефекте

Некритичное отношение к собственной речи и отсутствие страха

Дыхание прерывистое за счет судорог дыхательного аппарата

Дыхание прерывистое из-за нарушения слитного произношения фраз и многократных повторов, остановок, для повтора и обдумывания нужны слова

Голос ссуженого диапазона, слабо модулирован, твердая атака

Голос такой же, но с мягкой предыхательной атакой, слабо модулированный,мелодические повторы, что придает речи монотонность

Нарушение артикуляционного уклада звука, за счет артикуляционных судорог губных, язычных, небных, дислалия

В процессе речи дислалия, дизартрия, но при превлечении особого внимания возможно четкое произношение

Дизритмия, нарушение темпа речи (ускоренное или замедленное) за счет судорог имеющих разн.особенность

Повторы за счет тонико-клонических судорог, но повторяет либо звук, либо слог

Повторы слога, слова, фразы

Растягивание гласных на фоне вокал.судороги

Растягивание гласных по типу эмболофразии

Письмо с изменением, напряжением, сжатый почерк, изменение графического образа буквы

Почерк неразборчивый, неряшливый, недописки слов, орфографические ошибки

Наследственность тахилалия, дислалия, дизартрия

Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искаже­ния предложений, неясность произношения фраз и т. д. При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают.

Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию.

Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения.

Наруш.темп общ.движений: движения быстрые и стремительные. Мотор.беспокойство отмечается даже во время сна. Внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недост.объем зрит. слух.и мотор.памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикул.оформления. Дети .вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомот.реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети становятся эм.лабильными и недисциплинированными. Быст.речь производит на незн.неблагопр.впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности. В старшем возрасте проявляется разное отношение к дефекту:

1)одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их личности;

2)другие переживают стремительность речи как заикание, и у них нередко диагностируют поздние формы заикания;

3)третьи столь отриц.переживают ускор.темп речи, что это доводит их до полного изнеможения:

studfiles.net

Это интересно:

  • Симптомы стресса и переутомления Переутомление и утомление, симптомы, признаки и как лечить Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru. Сегодня затронем тему здоровья. Часто нашему хорошему самочувствию препятствует множество факторов. Это стресс, депрессия, всякие болезни, бессонница и, конечно же, усталость. В этой статье поговорим о […]
  • Лечение неврозов в минске Лечение неврозов и депрессий в Минске Психологическое здоровье позволяет человеку радоваться жизни, наслаждаться приятными мелочами, смеяться, улыбаться. Если же возникают какие-либо проблемы, то жизнь теряет краски: становится серой, невнятной. Психологические неприятности негативно сказываются на личной жизни, […]
  • Способы выхода из стресса методы профилактики стресса Приемы выхода из стрессовых ситуаций Для выхода из стрессовых ситуаций необходимо применять специальные приемы. 1. Учиться правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время - важное средство предотвращения стресса. Существует несколько простых правил: во время составления списка […]
  • Пограничное состояние термин Состояние Пограничное Медицинские термины . 2000 . Смотреть что такое "Состояние Пограничное" в других словарях: состояние пограничное — общее название ряда различных слабых, стертых форм нервно психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг […]
  • Боязнь ошибок это Страх ошибки Существует такой способ поиска решения – называется метод проб и ошибок. Это самый долгий и трудоемкий путь нахождения верного варианта: выбирается случайное решение и оценивается вероятность того, что оно будет правильным. Если не повезло («я думал, будет хорошо, а вышло - не очень») – решение […]
  • Методика выявления шизофрении Диагностика шизофрении Брошюра о шизофрении: - Читать - Заказать online Заказать брошюру также можно по телефону: 8-800-700-0884 В начальном периоде заболевания диагностика шизофрении довольно сложна, поэтому психиатры обычно не торопятся с постановкой диагноза, наблюдая пациента не менее полугода. На […]
  • Как ребенка избавить от заикания Заикание не приговор и не порок. Боремся вместе с ребенком Начиная c двухлетнего возраста ребенка, родители могу заметить, что малыш разговаривает с заиканием. Большинство пап и мам при этом впадают в панику. Они представляют, что заикание у детей поставит крест на их нормальном общении со сверстниками, отношениях, […]
  • Слабоумие по английски слабоумие раннее 1 слабоумие 2 раннее слабоумие 3 самое раннее слабоумие 4 раннее слабоумие 5 самое раннее слабоумие 7 раннее антитело 8 раннее иммунное антитело 9 слабоумие старческое слабоумие — dotage 10 раннее обнаружение 11 слабоумие 12 слабоумие 13 слабоумие 14 приобретенное слабоумие 15 раннее […]