Темпо-ритмическая организация речи при заикании

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ

Аннотация: Основное содержание работы составляет выявление особенностей организации темпо-ритмической стороны устной речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Особое внимание уделено профилактики недостатков темпа и ритма.

Ключевые слова: темпо-ритмическая организация речи, заикание, онтогенез, периферический аппарат, адаптация, самоконтроль.

Развитие речи неразрывно с развитием темпо-ритмической способности. Существует взаимосвязь между ритмической способностью и высшими функциями человека. Формирующаяся ритмическая способность является средством пространственно-временной организации деятельности и поведения ребенка (Е.М.Мастюкова) [1 c.85].

Психолого-педагогические исследования, связанные с изучением онтогенеза чувства ритма, показали положительную роль целенаправленных развивающих воздействий на овладение ритмической способностью нормально-развивавшимися детьми дошкольного возраста [ 1 c.135].

В связи с этим особую актуальность и коррекционно-развивающую значимость приобретает развитие чувства темпо-ритма для детей с нарушениями речи, в частности для детей с заиканием, так как это расстройство, прежде всего, связано с координацией речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания.

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое включает в себя сложный симптомо комплекс и в связи с этим характеризуется невысокой эффективностью лечения. Оно возникает в период синситивности (2-6 лет), затрудняет социальную адаптацию ребенка, ограничивает его коммуникативные навыки, а также искажает развитие личностных качеств.

Для речи детей с заиканием характерно недоразвитие темпо-ритмической стороны речи, при котором отмечаются характерные особенности в развитии выразительности речи, что выражается в изменениях интонации [2c.154]. Для подтверждений данной гипотезы используем методику Е.Ф.Архиповой [4 c.213-218].

Нами было проведено исследование с целью выявления степени сформированности темпо-ритмической организации речи детей при заикании.

В методике использованы пять диагностических параметра обследования:

1. Определение темпа и ритма речи ребенка. Параметр измерения – слог, характеристика темпа – количество слогов в определенный промежуток времени. Материал для исследования: простые предложения. Секундомер, диктофон.

2. Исследование восприятия ритма и темпа речи. Предварительно детям поясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Материал – картинки- символы.

3. Исследование воспроизведения отраженного ритма и темпа речи. Материал для исследования: предложения с разной ритмической и темповой организацией.

4. Самостоятельное управление ритмом и темпом речи. Детям необходимо производить по сигналу на материале знакомого произведения.

5. Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний.

Исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР – детский сад №77 г.Ставрополя. В эксперименте приняли участие трое детей старшей дошкольной группы — Денис.К., Лиза М., Ира.С.

Для интерпретации данных, которые получены в процессе исследования первого критерия (определение темпа и ритма речи), нами была использована следующая оценочная шкала:

§ низкая степень – очень медленный темп (1-2 слогов в секунду), очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду).

§ средняя степень – замедленный темп (2-3 слогов в секунду), убыстренный темп (7- 8 слогов в секунду);

§ высокая степень – темп норма (4-5 слогов в секунду).

Определение темпа и ритма речи у детей с заиканием позволило констатировать, что у Дениса К. и Иры С. очень быстрый темп, у Лизы М. мы отметили убыстренный.

Для изучения второго критерия диагностического комплекса (исследование восприятия ритма и темпа речи) была использована следующая оценочная шкала:

§ низкая степень – не соотнесение с картинками;

§ средняя степень – исправление ошибок после повторного произнесения;

§ высокая степень – верное выполнение задания.

Исследование восприятия темпа и ритма речи позволило отметить, что Денис К. и Лиза М. путаются и не соотносят свой собственный темп и ритм с картинками, а Ира С. после повторного произнесения предложения ошибки свои исправляет.

При изучении третьего критерия (исследование воспроизведения отраженного ритма и темпа речи) нами была использована шкала:

§ низкая степень – не изменяют темп, не управляют темпом;

§ средняя степень – незначительно изменяют темп, замедление или убыстрение темпа после нескольких попыток;

§ высокая степень – верное повторение.

Обследование воспроизведения отраженного темпа и ритма показало, Ира С. не может изменять темп, ребенок не управляет темпом. Денис К. и Лиза С. темп изменяют незначительно, убыстрение или замедление темпа происходит после нескольких попыток.

Для изучения четвертого критерия (самостоятельное управление ритмом и темпом речи), была использована следующая оценочная шкала:

§ низкая степень – не изменяют темп и ритм;

§ средняя степень – незначительно изменяют темп и ритм речи;

§ высокая степень – самостоятельно изменяют темп и ритм.

В результате диагностики мы отметили, что Денис К. не может изменять ритм, а Лиза М. и Ира С. изменяют темп и ритм речи незначительно.

При изучении пятого критерия (характер самоконтроля детей при воспроизведении речевых высказываний) нами была использована шкала:

§ низкая степень – не могут изменять ритм и темп речи;

§ средняя степень – стадия автоматизации навыков самоконтроля;

§ высокая степень – полностью сформированы навыки самоконтроля.

Дети могут заметить примерно 50% допущенных ошибок в собственном высказывании.

Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний позволило отметить, что у всех детей средняя стадия автоматизации навыков самоконтроля. Дети могут заметить примерно 50% допущенных ошибок в собственном высказывании.

Результаты методик позволяют констатировать необходимость проведения целенаправленной работы по формированию темпо-ритмической организации речи детей при заикании.

С целью профилактики недостатков темпо-ритмической организации речи у детей с заиканием следует придерживаться ряда рекомендаций.

При воспитании и обучении дошкольников как в семье, так и в дошкольном учреждении необходимо придерживаться наиболее оптимальной модели коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства невербального и вербального общения [3].

Речь взрослого должна быть образцом с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, четкости, напевности, звучности голоса, уменьшения редукции гласных ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, русских народных сказках, присказках, стихотворениях классиков. Это особенно важно в гиперсензитивный период развития речи, период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением. Рекомендуется при подборе материала для пересказа, чтения учитывать уровень речевого развития ребенка и возраст. Вербальная коммуникация, которая связана с развитием темпо-ритмической стороны речи можно развивать с помощью невербальных средств, а именно игровой деятельности, в сочетание с движением под музыку. В системе воспитания дошкольника особая роль должна отводиться урокам пения, цель которых воспитание ритмического чувства, при помощи объединения музыкальных и речевых средства выразительности [2 c.215].

Преодоление нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием возможно при помощи соблюдений требований к гармонизации речи и языковым средствам и путем комплексной логопедической работы на всех этапах формирования речи.

Список литературы

1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно- методическое пособие. – СПб., — 2005. – 144с.

2. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как способ профилактики заикания // Логопед.2005. №6.

3. К вопросу о психологическом здоровье личности Бакунова И.В., Байдикова К.В. В сборнике: Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельности Сборник научных трудов. 2014. С.16-17.

4. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы обследования речи детей / Под ред. п. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – 270с.

izron.ru

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников

Дата публикации: 30.03.2016 2016-03-30

Статья просмотрена: 2227 раз

Библиографическое описание:

Южакова М. Э. Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 346-349. — URL https://moluch.ru/archive/111/27695/ (дата обращения: 22.06.2018).

Основа всей жизни человека-ритм,

данный каждому его природой, дыханием

Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской речи показывает её большую значимость в психическом развитии ребёнка, поскольку развитие мышления, когнитивных функций и формирование личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Речь, как и каждая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию негативных условий в период активного формирования.

Коррекция нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические элементы речи и в частности темпо-ритмической стороны речи, содержат нарушения. Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

У детей наблюдается ускоренный темп речи (тахилалия), наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Исходя из вышесказанного, возникает потребность уделить внимание темпу и ритму.

Работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи проводится в определенной последовательности.

На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования.

На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа:

  1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов).
  2. Прохлопать — протопать (повторить за педагогом).
  3. Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).
  4. Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
  5. Послушай, как стучит «дятел», повтори так же.
  6. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом. Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз.
  7. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.
  8. «Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой.
  9. Протопать ножками под ритм стихотворения.
  10. Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания:

  11. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро).
  12. Определить подходящий ритм для высказывания, например:
  13.  Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).

     Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно).

  14. Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.).
  15. Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.
  16. Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

  17. Повторение фраз за педагогом в заданном темпе.
  18. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
  19. Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен).
  20. Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.
  21. Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом:
    1. Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу (Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками.).

    Стоять на месте не хочу (Стоя на месте попеременно поднимают ноги).

    Колесами стучу, стучу (Топают ногами).

    Колесами верчу, верчу (Дети выполняют вращательные движения руками).

    Садись, скорее, прокачу.

    Маме хочется поспать.

    Я на цыпочках хожу.

    Я ее не разбужу.

    Тук, тук, тук, тук.

    Моих пяток слышен стук.

    Мои пяточки идут,

    Меня к мамочке ведут.

  22. Проговаривание фраз под музыку, чтение стихов.
  23. Использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определенном темпе.
  24. Эту работу уместно дополнять занятиями по логопедической ритмике, которые содержат в себе различные речевые игры с разной степенью подвижности.

  25. Филатова Ю. О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики [Текст] Ю. О. Филатова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 1. — Т. 3. Педагогика. — С. 99–111.
  26. Филатова Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: Монография / Ю. О. Филатова. — М.: МПГУ, 2012. — 218 с.
  27. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика: диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием: метод. рекомендации / Н. А. Рычкова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 32 с.
  28. Овчинникова Т. С. Музыка. Движение. Воспитание Т. С. Овчинникова, А. А. Симкина. — СПб.: КАРО, 2011. — 88 с.
  29. moluch.ru

    Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников Павалаки, Ирина Федоровна

    Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Павалаки, Ирина Федоровна. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.03.- Москва : РГБ, 2002

    Содержание к диссертации

    ГЛАВА 1. Проблема темпа и ритма .12

    1.1. Темпо-ритмические свойства двигательной и речедвигательной системы в норме 12

    1.1.1.психофизиологический аспект темпо-ритма движений 12

    1.1.2. Развитие темпо-ритмических характеристик движений у детей 20

    1.1.3. Развитие темпо-ритма движений и темпо-ритма речи 23

    1.1.4.психофизиологический аспект темпо-ритма речи .25

    1.1.5.лингвистический аспект темпо-ритма речи 30

    1.1.6.особенности стихотворного и прозаического текстов с точки зрения их темпо-ритмической организации 35

    1.2. Темпо-ритмические свойства двигательной и речедвигательной системы при заикании 38

    1.3. Влияние музьки на темпо-ритмические показатели речи и движений при заикании 49

    Глава II. Организация, материал и основные методы исследования 55

    Глава III. Анализ результатов исследования темпо-ритмической характеристики моторики и речи дошкольников в норме и при заикании 69

    3.1. Анализ данных анамнеза 69

    3.1.1. Дети с нормальной речью 69

    3.1.2. Дети с невротической формой заикания. 70

    3.1.3.Дети с неврозоподобной формой заикания 72

    3.2. Анализ результатов логопедического обследования 73

    3.2.1. Дети с нормальной речью 73

    3.2.2.Дети с невротической формой заикания 77

    3.2.3. Дети с неврозоподобной формой заикания 81

    3.3. Анализ результатов обследования моторики темпо-ритмической организации движений и речи 85

    3. 3.1. Дети с нормальной речью 85

    3. 3.2. Дети с невротической формой заикания 95

    3. 3. 3. Дети с неврозоподобной формой заикания 109

    3. 4. Приёмы коррекционнои работы по формированию саморегуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений 124

    Введение к работе

    Актуальность темы.Речь — сложная форма психической деятельности человека, которая занимает особо важное положение в системе жизненных функций.Рассматривая речь с позиций психологии, лингвистики, медицины/физиологии/, исследователи придают важное значение изучению речевого онтогенеза.

    Известно, что развитие речи неразрывно с развитием тем-по-ритмической способности. Обнаруживается тесная связь между ритмической способностью и высшими психическими функциями, деятельностью и поведением человека. Формирующаяся ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений,деятельности и поведения ребенка [69].

    Развитие чувства темпо-ритма положительно влияет на речевой онтогенез,в частности координирует деятельность речевого периферического аппарата.

    Развитие моторики,зрительно-двигательной координации , эмоциональной сферы и речи тесным образом связаны с процессом становления чувства ритма. Чувство ритма способствует гармонизации психического развития детей [40,44].

    Генетические корни чувства ритма уходят в младенческий возраст [181].Основы для формирования сложного чувства ритма закладываются на самых ранних этапах онтогенеза, когда происходит формирование сложных функциональных связей в мозговых структурах, обеспечивающих адекватную интегративную деятельность мозга [158.163].

    В целом ритм играет важную роль в жизнедеятельности орга-

    низмагв сохранении гомеостаза,поддержании его на оптимальном уровне,в координировании деятельности всех органов, сохранении синхронности их работы по отношению друг к другу.

    Психолого-педагогические исследования,связанные с изучением онтогенеза чувства ритма,/Л.А.Венгер и др./ показали положительную роль целенаправленных развивающих воздействий на овладение ритмической способностью нормально-развивающимися детьми дошкольного возраста [48].

    В связи с этим особую актуальность и коррекционно-развиваю-щую значимость приобретает развитие чувства темпо-ритма для детей с нарушениями речи, в частности для детей с заиканием, так как это расстройство прежде всего связано с дискоординацией речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания.

    Параметры темпо-ритма являются весьма информативными показателями состояния человека как в норме, так и при патологии.

    Наиболее сложным речевым расстройством, которое чаще всего возникает в период формирования речи, является заикание.Эта речевая паталогия представляет собой сложный симптомокомплекс, при котором нарушается ритм,темп, мелодика речи, координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают речевые судорожные запинки.

    Исследования темпа речи, проведенные Ю.И. Кузьминым,выявляют замедление темпа речи у взрослых заикающихся по сравнению с темпом речи здоровых испытуемых [91,92,93,94].Сходные результаты получены Г. А. Коробковым [87].Т. С. Когновицкая отмечает замедление речевых артикуляций по сравнению с нормой у заикающихся школьников [79].

    В то же время во многих работах, посвященных описанию речи заикающихся обращается внимание на ускорение темпа их речи

    На связь выраженности судорожных речевых запинок и скорости речи указывают многие авторы. Традиционно в логопедической работе с заикающимися для достижения плавной речи используется резко замедленный темпо-ритм речи /иногда скандированная речь/ [114,146,151,162].

    В работах Howie P.M. .Janner S. .Andrews Y. [189] указывается на то. что оптимальная скорость,с которой надо начинать обучение заикающихся,должна быть в четыре раза медленнее нормального темпа. По данным этих авторов .при такой скорости речи судорожные запинки практически исчезают.

    Для выработки плавности речи у заикающихся используются различные методы,ритмизирующие речь:проговаривание слов,фраз под музыку,пение,тренировка речи в процессе логопедической ритмики, сихронизация речи с движениями пальцев ведущей руки и т. д. Было обращено внимание, что ритмизация движений приводит к плавности речи [7,41,117,118 и др.].

    В то же время в доступной нам литературе мы не нашли работ, посвященных выявлению оптимальных темпо-ритмов,способствующих выработке ритмической речи заикающихся.

    В связи с необходимостью оптимизации коррекционного процесса, а также отсутствием специальных исследований,рассматривающих темпо-ритмические особенности движений и речи у детей дошкольного возраста с заиканием сформулирована проблема нашего исследования: каковы особенности темпо-ритмических характеристик движения и речи детей дошкольного возраста с разными клиническими формами заикания и без него.

    Решение данной проблемы определяет цель исследования, кото-рая была сформулирована в двух аспектах: диагностическом и кор-

    1. Разработка специальных проб для диагностики оптимальных темпо-ритмических характеристик общих и речевых движений; сопоставление темпо-ритмических характеристик движения и речи детей с разными клиническими формами заикания и тех же характеристик у детей без заикания.

    2. Разработка специальных приёмов коррекционной работы по формированию саморегуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений.

    Объект исследования представляют дети дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формами заикания и дети с нормальной речью.

    Предметом исследования служат показатели темпа и ритма речевых и неречевых движений детей дошкольного возраста.

    Гипотезой исследования является предположение о том,что темпо-ритмические характеристики движений и речи заикающихся детей имеют как общие для всех заикающихся, так и специфические для детей каждой клинической группы черты и характеризуются существенным своеобразием по сравнению с нормой; регуляция темпо-ритма речи заикающихся связана с формированием чувства темпо-ритма.

    В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

    -провести дифференциально-диагностическое исследование детей дошкольного возраста с разными клиническими формами заикания и детей с нормальной речью по следующим направлениям: логопедическое обследование, обследование общей и мелкой моторики,мимических и речевых движений; выявить состояние темпо-ритма движений рук и ног;выявить состояние темпо-ритма речи; провести ана-

    лиз взаимосвязи темпо-ритма движений и темпо-ритма речи; выявить особенности восприятия собственного темпо-ритма речи, восприятия темпо-ритма речи других детей и темпо-ритма речи взрослых; изучить особенности восприятия и воспроизведения темпо-ритма музыкальных произведений; выявить особенности восприятия и воспроизведения ритмических рисунков фраз разного стихотворного размера; разработать специальные приёмы коррекционного воздействия,способствующие формированию плавной речи с учетом оптимального темпо-ритма неречевых и речевых движений для детей разных клинических группГ)

    -впервые выделены показатели темпо-ритмических характеристик речевых и неречевых движений у детей дошкольного возраста;

    -выявлены отличительные особенности темпо-ритма неречевых и речевых движений у детей дошкольного возраста в норме и при разных клинических формах заикания;

    -изучены особенности восприятия и воспроизведения собственного темпо-ритма речи, темпо-ритма речи других детей и темпо-ритма речи взрослых;особенности восприятия и воспроизведения темпо-ритма музыкальных произведений и ритмических рисунков фраз разного стихотворного размера;

    -представлены оптимальные темпо-ритмические программы, способствующие развитию механизов саморегуляции речевой функции при заикании.

    Йанное исследование показывает значимость проблемы формирования чувства темпо-ритма у детей с разными клиническими формами заикания, подтверждает необходимость развития темпо-ритмических характеристик неречевых и речевых движений .учитывает их взаимосвязь и взаимовлияние,что позволяет осуществить наиболее диф-

    ференцированный подход в целях комплексного коррекционно-педаго-гического воздействия на заикающихся детей дошкольного возраста.

    Учет и формирование темпо-ритмических характеристик движений и речи способствует коррекцинно-развивающему влиянию на различные виды деятельности и эмоциональное развитие ребенка.

    -разработана и экспериментально обоснована методика исследования темпо-ритмических характеристик движения и речи;

    -разработаны специальные приёмы,способствующие поэтапной выработке навыка саморегуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений у заикающихся дошкольников;

    -обоснована необходимость проведения специальных занятий, направленных на формирование регуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений заикающихся, способствующих выработке плавности экспрессивной речи и обеспечивающих повышение эффективности всего коррекционного процесса.

    Материалы исследований могут быть использованы;

    -для работы в условиях дошкольных учреждений,в центрах психолого-педагогической и медицинской помощи при индивидуальном консультировании и в ходе коррекционных занятий;

    -при диагностическом изучении детей;

    -в дальнейших научных исследованиях.

    Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались реализацией комплексных методов исследования, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования; всесторонним углубленным изучением речевого и моторного развития; сочетанием качественного и количественного анализа с применением методов статистики/критерий Стьюдента,корреляционный анализ/.

    I Методы исследования были подобраны с учетом специфики пред-

    мета и объекта,соответствовали целям, задачам и гипотезе исследования:

    -теоретический анализ медицинской, психологической, педагогической и лингвистической литературы по проблеме;

    -изучение педагогической и медицинской документации детей;

    -экспериментальный метод, включающий логопедическое обследование, констатирующий психолого-педагогический эксперимент;

    -количественный и качественный анализ полученных данных с помощью элементов математической статистики^

    Организация исследования. Исследование, посвященное тем-по-ритмической организации речи и движений детей дошкольного возраста с разными клиническими формами заикания и детей с нормальной речью проводилось с 1992 по 1995 г. г. на базе ясли-сада N 122 г. Сургута;Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Сургута и ясли-сада N 820 г. Москвы.В обследовании принимали участие 54 ребенка, из них с нормальной речью /21 ребёнок/ и с заиканием /33 ребёнка/.

    Апробация работы.Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры логопедии, на научной конференции МПГУ им.В.И.Ленина(апрель1996),на 3 Международной конференции по нарушениям плавной речи(Нидерланды,июнь 1996г.),в ходе методических семинаров-практикумов для логопедов и воспитателей г.Сургута.

    Специальные приёмы работы, содержащиеся в диссертации, внедрены в практику логопедической работы с заикающимися дошкольниками в Центре реабилитации г.Сургута и в детском саду N 820 г.Москвы.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Темпо-ритмические характеристики речи и психомоторики у

    детей дошкольного возраста недостаточно коррелируют между собой.

    2. Дети с нормальной речью и дети с заиканием имеют как общие, так и специфические черты темпо-ритмических характеристик речи и движений.

    3.Диапазон усвоения темпо-ритма движений и речи у заикающихся детей сужен по сравнению с нормой.

    4. Введение специальных приёмов по выработке самоконтроля за темпо-ритмом речи в логопедической работе с заикающимися дошкольниками оптимизирует процесс коррекции.

    Развитие темпо-ритмических характеристик движений у детей

    Одним из важных факторов, влияющих на темп и ритм движений, является возраст.

    Генетические корни ритма уходят в младенческий возраст.По данным Bloch Н.[181] с первых недель жизни закладывается фундамент серийных двигательных реакций: в возрасте 2 месяцев ребенок производит ритмические движения пальцами -сжимание,разжимание, высовывание языка и др. Эти движения производятся «в вакууме», то есть без видимой связи с окружающей обстановкой В 3 месяца эти движения становятся очень энергичными.

    Л. Т. Журба,Е.М.Мастюкова [69] отмечают, что развитие цепного двигательно-сочетательного рефлекса начинается со второго полугодия жизни ребенка. Ребенок в возрасте 6-8 месяцев похлопывает ритмично рукой по одеялу или игрушке, стучит предметом о предмет, производит повторные выбрасывания предмета, вкладывание предмета в предмет.

    Согласно исследованиям М. М. Кольцовой, в 5-месячном возрасте при попытке сесть из лежачего положения ребенок производит многократные стереотипные движения на протяжении нескольких минут.В

    8 месяцев появляются ритмические прыжки в течении 1-2 минут, а в возрасте 9-Ю месяцев такие ритмические прыжки становятся достаточно энергичными и продолжаются в течении 10-20 минут [83,84].

    Характерным для первого года жизни является то, что движения ребенка постепенно приобретают новое качество — серийность С84].

    Таким образом, по мнению ряда исследователей, уже на самых ранних этапах онтогенеза закладываются основы для постепенного формирования у ребенка сложного чувства ритма, создается готовность к овладению ритмическими структурами. В процессе онтогенеза происходит формирование сложных функциональных связей в мозговых структурах, обеспечивающих адекватную интегративную деятельность мозга. Происходит это благодаря все более совершенному взаимодействию проекционных, ассоциативных и интегративно-пусковых структур мозга в процессе восприятия внешней информации и интеллектуальной деятельности, а также вследствие онтогенетически формирующейся межполушарной ассиметрии, проявляющейся в специфичности функций левого и правого полушарий и их взаимодействия [105,158,163].

    Развитие двигательной функции детей — активный процесс. Э. С. Вильчковский отмечает,что формирование моторики дошкольника зависит от трех групп факторов:

    -генетически обусловленных двигательных способностей;

    -произвольной двигательной активности ребенка, связанной с выполнением ряда движений в повседневной жизни;

    -специально организованных педагогических воздействий [37,38].

    До 7 лет биодинамику движений верхних и нижних конечностей у детей отличает наличие «лишних» колебаний и неравномерность параметров скорости и ускорения [26]. По мнению А. В. Запорожца, период от 3 до 7 лет является основным этапом становления

    — 22 произвольной двигательной функции детей, характеризующийся возрастным морфологическим созреванием и развитием функциональных возможностей центрального и периферического отделов двигательного анализатора [70].

    При постижении ребенком пространства и времени движение, двигательная сфера является той основой, при помощи которой ребенок устанавливает отношения с окружающим миром [83,84,993.

    В исследованиях Д. П. Букреевой были выявлены изменения темпа движений у детей 7-16 лет в сторону повышения по мере возрастного созревания [32].

    По данным Э.С.Вильчковского, темп движений ног ребенка дошкольника 3-7 лет колеблется в пределах 148 — 172 шага в минуту, длина шага равна 42 — 68 см[38].

    Темп существенно влияет на биодинамику шага, на походку Большая часть детей 6-7 лет ходит с правильной координацией рук и ног, четким шагом, устойчивым темпом, лишь незначительно могут быть нарушены ритм и координация движений [25].

    По исследованиям Л. Е.Любомирского, правильная координация

    движений рук и ног при ходьбе наблюдается у детей 5 лет в 65%

    случаев, у детей 6-7 лет в 80% случаев [1061. Таким образом, по исследованиям ряда авторов, общий стиль моторики ребенка 3-7 лет отличается подвижностью и грациозностью, хорошо развита способность к передвижениям и выразительным действиям.Двигательное богатство наблюдается при свободных движениях, однако при точных движениях ребенок утомляется и старается перейти к свободным играм.Неспособность к точности движений зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостатка выработки формул движения.

    В этом возрасте движения совершаются естесственно, т. е.начинаются проходят и заканчиваются соответственно физиологическим и механическим свойствам двигательного аппарата в соответствующем темпе и ритме.

    . Многочисленные исследования физиологов и психологов В. И. Бельтюкова, М. М. Кольцовой, В. И. Лубовского, А. Р. Лурии и др. доказывают, что состояние двигательных функций влияет на формирова-v ние речи [23,81,82,101,1043.

    В то же время исследователи указывают на роль речи в формировании произвольных движений у ребенка Речедвигательный анализатор начинает функционировать1 одновременно с началом становления общих моторных функций [27,82].

    Исследования физиологов 0. К. Тихомирова,Л.Г.Воронина свидетельствуют, что речевая экспрессивная деятельность является высшей формой развития произвольных движений и представляет собой условно-рефлекторный моторный акт, подчиненный тем же законам, что и локомоторное поведение[42].

    Н.А.Бернштейн, предлагая иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, относит речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню символических координации и психологической организации движений,согласно которой речь тесно связана со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций [27].

    Согласно зарубежным исследованиям /Konopczynski G., 1986/[195], ребёнок, начиная с рождения и даже до него, как на перцептивном, так и на моторном уровне, погруженный в ритмическую структуру родной речи,будет пытаться вопроизводить её наиболее типичные характеристики в своих первых попытках вербальной коммуникации. При исследовании установлено, что организация доречевых вокализаций у детей 8-24 месяцев уже содержит в себе элементы, аналогичные ритмическому структурированию речи взрослых.

    По мнению М. М. Кольцовой, физиологическая роль ритмических движений заключается в их «неспецифическом влиянии на кору» [83, стр. 70].

    _ Ритмические движения детей сопровождаются голосовыми реакциями, своеобразие которых проявляется в том.что сначала в лепете появляются повторно произносимые слоги «ба-ба, да-да-да», а затем на этапе модулированного лепета слово произносится с разнообразными интонациями

    Темпо-ритмические свойства двигательной и речедвигательной системы при заикании

    Научная разработка проблемы заикания связана со многими направлениями клиники,физиологии,нейропсихологии и целого ряда научных дисциплин.

    Ещё в конце XIX века возникло представление о том,что заикание является следствием расстройства координации речевых движений, Куссмауль[983;Э.А.Андрее[5,63.

    А.Куссмауль,рассматривающий заикание как «спастический координационный невроз»[98,стр.2113,считает.что при заикании «более долгое, чем нужно замедление на протяжных зву — 39 ках»[98, стр.215], мешает правильному ритму.Но в то же время ритм и мелодия способствуют коррекции заикания: «необходимо соблюдать размер, всякую фразу выговаривать. совершенно медленно, всем слогам давать одинаковую длину»[98, стр. 222].

    Коломба в основу метода лечения заикания положил пение и ритмическое /под особого рода метроном/ чтение.

    . На исключительную роль ритма указывает Э. А. Андрее. Описывая заикание, как расстройство координации движений он отмечает, что оно должно неизбежно нарушать ритмическое течение речи и поэтому строгое подчинение речи определенному ритму должно благоприятно действовать на заикание»[6, стр. 143] ! В рекомендациях по коррекции заикания большое значение четкому, медленному и ритмичному произношению придают Г.Д.Нетка-чев, И. А. Сикорский и др. [114,146].

    „ Так, И. А. Сикорский указывает, что ритмическая речь представляет собой «равномерное по времени последование слогов» [146, стр.281] и «вернее всего предохраняет от заикания в том случае,если она сопровождается жестами руководителя или самого больного» [146, стр. 282] Движения речевые и тактовые совпадают и являются сочетанными по силе и быстроте,то есть происходит присоединение или предпослание нормального жеста судорожному/Большое значение И. А. Сикорский придаёт движениям руки,которые постепенно могут быть уменьшены до едва заметных движений пальцем и впоследствии заменены мыслительным исполнением жестов или воспоминанием о них.

    t Вместе с тем, важную роль он отводит замедленному темпу речи, так как считает,что при заикании точное сочетание дыхательных и артикуляторных движений нарушено /становится невозможным/, а медленная речь устраняет этот недостаток — 40 Г. И. Россолимо и другие невропатологи представляют заикание как особую форму «судорожных явлений в мышцах дыхания, фонации и артикуляции звука,появляющихся лишь при их совместной деятельности, то есть при акте речи/стр.633,1923/. Кроме основных симптомов, они отмечают вторичные явления, которые проявляются в изменении ритма, силы и глубины дыхательных движений[137.138].

    ( В работах В. А. Гиляровского, Ю. А. Флоренской и др. высказывается мнение о том,что у лиц с заиканием имеются как моторные нарушения, так и отклонения в эмоциональной сфере, что отражается на динамических качествах речи. Исследования свидетельствуют о тесной связи аффективных состояний и мышечного тонуса, что сказывается на таких динамических характеристиках, как ритм. темп, мелодия, пауза [50, 159].

    По мнению В.А.Гиляровского, заикание как судорожное расстройство «есть частичное проявление общей слабости моторики» [50. стр. 581]. Его наблюдения показывают, что у заик наряду со слабо развитой и «развинченной» моторикой обнаруживается торопливая, «нервная» речь .у

    М. Е.Хватцев пишет, что при заикании вся работа основана на ритме. Главным отличием является четкое ритмичное чтение по слогам под отбиваемый рукой такт с постепенным ускорением темпа чтения[162].

    По мнению М.И.Панкина, начальный лепет малыша представляет ритмические повторения,которые являются необходимым и обязательным этапом в развитии речи ребенка. Он указывает на ритмичность чередований сокращений голосовых связок в первичных голосовых реакциях ребенка и называет ритмичность «клоническим феноменом» [121] Начальная стадию заикания возникает с того периода време — ы — ,,-. — ни. когда «клонус претерпевает изменения в смысле перемены темпа и внедрения в него тонического элемента»[121.стр.15].другими словами, заикание является результатом судорожных напряжений речевой мускулатуры и просто «клонический феномен» не является начальной стадией заикания.

    Характеризуют заикающихся в зависимости от характера темпа движений В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская [53].Первый тип — быстрые, беспокойные движения с быстрой торопливой речью.Неточность движений соответствует неточности речи.Второй тип характеризует природная скорость движений.но более устойчивый темп.Третьему типу присущ средний темп движений,хорошие моторные данные,ритмичность. У четвертого типа отмечается средний темп движений,но движения угловаты, нет четкости в координации движений и слова. Пятый тип отличается медленным темпом движений, движения вялые, монотонные. Шестой тип также характеризуется медленным темпом, вялостью, заторможенностью,неестественной расслабленностью.

    Нарушения моторики заикающихся описывает Н.С.Самойленко.Её исследования позволяют выделить четыре группы детей.У детей первой группы наблюдаются изменения в темпе,ритме,мышечном тонусе, которые хорошо поддаются коррекции. У детей второй группы отсутствует ловкость,точность,темп замедлен, при коррекции результаты недостаточно хорошие.Дети третьей группы отличаются сильной мышечной заторможенностью, а у детей четвертой группы преобладает моторная возбудимость.Данная характеристика основана на наблюдении, но уже ставится вопрос о неоднорости состояния моторной сферы заикающихся[141].

    Анализ результатов логопедического обследования

    Дети без отклонений в психомоторном и речевом развитии ус — 74 пешно справляются с заданиями по обследованию состояния речи.Они правильно дают конкретное и общее название предметов по темам: «овощи»,»фрукты»,»посуда»,»мебель». Большинство детей правильно дают общее название по теме «животные». Некоторые трудности наблюдаются у детей при разграничении понятий «домашние и дикие животные».

    Большинство детей /18 из 21/ правильно называют цвета и их оттенки, некоторые дети затрудняются назвать такие оттенки как розовый, фиолетовый. Однако,выполняя просьбу экспериментатора показать тот или иной цвет,дети правильно выполняют задание.

    Большее количество ошибок обнаруживается при подборе противоположных значений к словам: «высокий», «широкий». Почти половина детей подбирает противоположное слово «маленький».Меньшее количество допускает ошибки при подборе противоположного слова к понятию «длинный». Подбор антонимов к словам «холодный», «темный», «злой», «кислый» в основном не вызывает затруднений, отмечаются лишь единичные ошибки.

    Практически все дети правильно выполняют задания по образованию прилагательных от существительных, только в одном случае Илья К.,7 лет, сказал, что стакан сделан из хрусталя /в основном все дети отвечали, что стакан сделан из стекла, значит,он стеклянный/, но прилагательное от существительного он образовал правильно.

    Называют профессии по характерным признакам все дети, при этом многие дополнительно называют профессии,не предлагаемые экспериментатором:»стюардесса», «экономист», «бухгалтер», «инженер».

    Обследование грамматических категорий показывает, что дети контрольной группы правильно образуют множественное число существительных, ,уменьшительно ласкательные формы существитель — 75 ных, незначительные ошибки встречаются в окончании некоторых имен существительных множественого числа «дерево — деревы», «гнездо -гнезды», «ухо — ухи».При образовании уменьшительных форм существительных встречаются ошибки такого рода: «дерево — деревко», «ухо — ушонко,ухошко», «ведро — ведренко».

    Обследование связной речи детей выявляет достаточно высокий уровень речевого развития. Составляя рассказы-описания,дети дают полную характеристику описываемому персонажу /Буратино, Матрешка/: называют самостоятельно характерную отличительную черту, описывали внешний вид, характер персонажа. Вот пример рассказа, Саши К., 7 лет:

    «Буратино сделан из дерева. Он деревянный. Одет в курточку, башмачки и шапочку. Он ходит с азбукой. У него очень длинный нос. Буратино веселый.»

    Однако в некоторых рассказах дети ограничиваются перечислением только одного или двух отличительных признаков.

    Анализируя составление сюжетных рассказов по серии сюжетных картин, можно отметить, что большинство детей располагают картинки в нужной последовательности и составляют полные рассказы, верно устанавливают причинно-следственные связи,дети обладают достаточным набором лексических средств и правильно соотносят их по смыслу.

    Вот пример рассказа Стаса Б., 6 лет:

    «Была зима. Мальчик нашел щенка. Он сильно замерз.Мальчик взял щенка домой, кормил его, учил, дрессировал. Когда собака выросла, мальчик отдал её солдатам на границу.»

    Незначительная часть детей /4 человека/ неправильно определяет последовательность картинок. После дополнительной инструкции: «Подумай, правильно ли ты определил последовательность карти — 76 нок /или правильно ли ты разложил картинки/»,дети исправляют допущенные ошибки.

    При пересказе текста практически никто из детей не испытывает затруднений, не ошибаются в передаче основного содержания текста и последовательности событий, отмечается цельность и связность пересказов. Пересказ Нины Ч., 7 лет:

    «Однажды мы ходили в лес и зашли очень далеко. Мы там увидели лося.Он был большой и не страшный.У него были на голове очень красивые рога.»

    Самостоятельные рассказы на свободную тему о каком-либо интересном случае или о том, как отдыхал летом,у большинства детей вызывают интерес,дети предлагают несколько вариантов рассказов, выбирают наиболее на их взгляд интересные случаи. Вот какой рассказ составил Максим Л., 7 лет:

    «Однажды мы с папой, мамой и с братом ходили в зоопарк и видели там зебру,жирафа и льва.Они ели, а потом начали играть,бегали друг за дружкой и одна зебра другую схватила за хвост.Потом мы пошли смотреть льва».

    Приёмы коррекционнои работы по формированию саморегуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений

    Универсальная природа темпо-ритмической способности обнаруживается при овладении ребенком различными видами деятельности: изобразительной,музыкальной, речевой. Развитие чувства тем-по-ритма должно происходить с помощью зрительных, слуховых и двигательных координации, необходимо использовать компенсаторные возможности всего организма, что окажет благотворное влияние на речь и на ритмику организма в целом.

    Учитывая то,что в методиках логопедической работы с заикающимися обязательно включается регулирование темпо-ритма речи, нами были разработаны специальные приёмы, способствующие поэтапной выработке навыка саморегуляции темпо-ритма речевых и неречевых движений. Коррекционная работа состоит из 4 этапов.

    На первом и втором этапах детей обучают возможности воспринимать и оценивать темпо-ритм музыкальных отрывков, движений и речи окружающих, так как необходимым условием для выработки навыка саморегуляции является осознанная оценка темпо-ритма.

    Третий этап работы направлен на обучение регулированию собственного темпо-ритма речевых и неречевых движений.

    На четвёртом этапе дети обучаются оценке собственного темпо-ритма речи, что имеет большое значение для развития навыков самоконтроля.

    Каждый из этапов коррекционной работы содержит ряд разделов. Сроки прохождения каждого этапа работы определяются логопедом отдельно для каждой группы детей с разными клиническими формами заикания и зависят от индивидуальных особенностей,связанных со структурой дефекта каждого ребёнка.

    Первый этап является подготовительным, он охватывает первые недели занятий,предполагает создание щадящего речевого режима и содержит следующие разделы.

    1. Обучение возможности воспринимать и оценивать темпо-ритм движений. Инструкция:»Представьте себе 3 мальчиков. Один идёт еле-еле, медленно, второй идёт нормальным шагом, а третий быстро бежит, как будто он очень торопится.Все они идут в разном тем-по-ритме.Посмотрите,как это можно изобразить в движении/логопед приглашает 3 детей,которые демонстрируют разные темпо-ритмы движений/.

    Животные тоже передвигаются в разных темпо-ритмах: черепаха ходит очень медленно, кошка — спокойно, умеренно, мышка — бегает быстро.Все они идут в разном темпо-ритме.и

    2. Зарисовка темпо-ритмов по наглядным образцам логопе-да. Инструкция: «Посмотрите, как можно изобразить разные темпо-ритмы в рисунках».

    3.Обучение возможности воспринимать и оценивать темпо-ритм музыкальных отрывков. Включаются записи музыкальных произведений. После каждого прослушивания комментарий логопеда. Звучит мелодия в мебленнож темпо-ритме. Комментарий:»Под эту мелодию двигаться нужно очень медленно, замедленно выполнять танцевальные движения, очень медленно отхлопывать руками, очень медленно отстукивать ногами.» Звучит мелодия в быстром темпо-ритме. Комментарий логопеда: «Под такую мелодию двигаться нужно очень быстро, выполнять прыжки, подскоки, быстро бежать, быстро отхлопывать руками и быстро отстукивать ногами.» Звучит мелодия в спокойном, умеренном, темпо-ритме. Комментарий логопеда: «Эта мелодия спокойная, плавная, умеренная, и двигаться нужно спокойно, плавно, выполнять плавные танцевальные движения, спокойно отхлопывать рука- ми, отстукивать ногами.» Таким образом,под музыку в разном темпо-ритме мы можем выполнять движения в разном темпо-ритме.

    Логопед предлагает выполнить различные виды движений в заданном музыкальном темпо-ритме.

    4.Дидактическая игра «Осенние узоры».При проигрывании музыкального отрывка/или при прослушивании магнитофонных записей, грампластинок/в определённом темпо-ритме, ребёнок составлялет соответствующую модель темпо-ритма/используется различный раздаточный материал:листья, ветки деревьев, шишки, ягоды(или их зарисовки) .-,».

    5.Заключительная беседа. Логопед поводит итог о том,что темпо-ритмы могут быть различными:быстрыми(когда можно быстро прыгать или бегать, а если говорить так быстро, бывает трудно что-либо понять)медленными(когда двигаться нужно очень медленно и также медленно говорить);нормальными(когда можно спокой — 127 но,плавно и красиво танцевать, также спокойно, плавно и красиво говорить,чтобы всем было понятно и приятно слушать).

    Дождик, дождик,не дожди, Дай дойти до дому Дождик,дождик, подожди: Дедушке седому. Комментарий логопеда: «Я прочитала так быстро, что ничего нельзя было понять.» Теперь я прочту в очень медленном темпо-ритме. Комментарий логопеда: «Я читала очень медленно.Трудно было меня слушать.» Сейчас я прочту в спокойном,нормальном темпе. Комментарий:»Я прочла спокойно, плавно, выразительно, слушать было легко и приятно.»

    www.dslib.net

Это интересно:

  • Диагнозы психических расстройств список Если ты забыт - тебя уже нет. Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Если ты забыт - тебя уже нет. » Все об этом месте » Для пациентов (список психических заболеваний - возможных диагнозов). Для пациентов (список психических заболеваний - возможных диагнозов). Сообщений 1 страница […]
  • Депрессия как помочь сыну Депрессия у сына. Что делать? ..На почве переживаний за сына у меня было 2 сердечных приступа, стало трудно ходить, задыхаюсь. Не знаю, как ему помочь, не знаю, как облегчить свое состояние. 4 года назад Александр прислал нам это письмо: Мой младший сын (26 лет) много лет находится в состоянии глубокой депрессии. […]
  • Аутизм ээг Раннюю диагностику аутизма предложено делать по энцефалограмме Благодаря масштабному исследованию сотрудников Бостонской детской больницы не исключено, что в ближайшем будущем диагностика аутизма станет возможной по результатам электроэнцефалографии, причем уже в двухлетнем возрасте. Работа опубликована он-лайн 26 […]
  • Я слышу голоса шизофрения "Голоса в голове" слышат не только психически больные, но и здоровые люди Голоса, «звучащие» в головах людей, значительно разнообразнее и сложнее, чем считалось ранее. К такому выводу пришли психиатры из университетов Дюрама (Durham) и Стэнфорда (Stanford) в ходе одного из крупнейших и наиболее детальных […]
  • Как бороться со стрессом сочинение Как бороться со стрессом: Советуют женщины В этот раз мы решили обратиться за советом не к психологам, а к обычным женщинам, которые поделились своими методами борьбы со стрессом (авторский стиль сохранен – прим. авт. IVONA): “Если есть возможность, я закрываюсь от внешнего мира на пару дней дома. Просто никуда не […]
  • Пиелоэктазия и синдром дауна Пиелоэктазия почек у плода Воздействие негативных условий окружающей среды, неправильное питание, фоновые заболевания, прием медикаментозных средств, не всегда здоровая наследственность – все эти факторы могут активно влиять на еще не родившегося ребенка. Результатом становится формирование различных аномалий, […]
  • Паранойя hd 720 2007 Паранойя (2007) Год: 2007 Жанр: триллер , драма , детектив Категория: фильм Страна: США Альт. название: Disturbia Слоган: «Каждый маньяк - это чей-то сосед» Бюджет: $20 000 000 Режиссер: Ди Джей Карузо Продюсер: Джо Медьяк , Э. Беннетт Уолш , Джеки Маркус Сценарист: Кристофер Лэндон , Карл […]
  • Виктория приходько анорексии Напоминание каждой девушке о том, насколько опасными бывают диеты Дорогие девушки! Этим постом мы хотим лишь напомнить вам о том, насколько опасны бывают диеты и к чему они могут привести. Никогда не становитесь фанатом диет и не прибегайте к ним, если в этом нет крайней необходимости. Помните, что спорт и правильное […]