Тяжесть заикания

Показатели степени выраженности заикания в различных формах речи до и после коррекционного курса. 455

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

А) сопряженная речь г) спонтанная речь ж) чтение

Б) отраженная речь д) ритмизированная речь з) пересказ

В) шепотная речь е) стихотворная речь

Рис. 13 Рита А., 16 лет

Это тот случай, когда мы вправе говорить о полном устранении заикания: речевые судороги отсутствуют во всех формах речи.

Рис. 14 Александр Г., 9лет

Исследование степени выраженности заикания у Александра Г. после коррекционного курса дало нам возможность выявить речевую судорожность в легкой степени в спонтанной речи, при пересказе и чтении. Во всех остальных речевых формах запинки не проявляются. При сравнении картины заикания до и после коррекционного курса видно, что тяжесть заикания снижена во всех формах речи, а в некоторых из них вплоть до полного избавления. Только при возрастании эмоционального напряжения появлялись речевые судороги, но их количество было незначительным, и Александр справлялся с затруднениями и уверенно завершал монолог. Это говорит о сформированном речевом самоконтроле. Исходя из всего вышесказанного, мы делаем вывод, что в результате коррекционно-логопедической работы произошли положительные изменения, речь значительно улучшилась.

Рис. 14 Миша Д., 11 лет

Исследовав состояние речи у Михаила Д. после курса коррекционно-логопедического воздействия, мы выявили отсутствие речевых судорог в сопряженной, отраженной, шепотной, стихотворной, ритмизированной речи. Легкая степень заикания была отмечена в спонтанной речи, а также при чтении и пересказе.

Сравнение степени выраженности заикания до и после коррекционных мероприятий показывает, что выраженность заикания снизилась в тех формах речи, в которых оно проявлялось при первичном обследовании. Не удалось полностью ликвидировать судорожные проявления в более сложных формах речи. Запинки проявлялись при чтении незнакомых текстов и при пересказе прочитанного или услышанного, но их тяжесть и количество были незначительными и они легко преодолевались говорящим.

Рис. 15 Эльвира К., 16 лет

Исследование выраженности заикания после проведенного курса коррекционно-логопедического воздействия выявило заикание легкой степени тяжести в спонтанной речи и при пересказе. В остальных формах речи заикание не проявлялось. Заикание, проявлявшееся в средней степени тяжести в отраженной речи и при пересказе до обучения, не было выявлено после коррекционной работы. Такой положительный результат был достигнут за счет высокой личной мотивации девушки и желания преодолеть заикание.

Рис. 16 Альвина К., 16 лет

Исследование выраженности заикания у Альвины К. после прохождения ею курса коррекции дало нам следующие результаты:

— в легкой степени: отраженная и стихотворная;

— в простых формах речи – отраженной, ритмизированной, шепотной – речевые судороги не проявлялись;

— заикание средней степени тяжести проявлялось в спонтанной речи и при чтении и пересказе.

Добившись достаточно хорошего результата в более легких формах речи, нам не удалось достичь того же в остальных. Затруднения возникали во время функциональных тренировок, при выступлении на публику и в спонтанных диалогах.

Рис. 17 Илья Е., 17 лет

Исследовав степень выраженности заикания у Ильи Е. после завершения курса коррекции, мы обнаружили следующую картину:

— заикание в легкой степени выраженности было выявлено в сопряженной, шепотной, ритмизированной и отраженной речи;

— средней степени тяжести заикание отмечено при чтении, пересказе, в стихотворной и спонтанной речи.

Сравнительный анализ результатов позволяет говорить о снижении степени заикания во всех речевых формах. Не удалось достичь наилучшего результата при вольном изложении материала, недостаточно автоматизировался темп и ритм речи. По-прежнему огромное влияние на Илью оказывают логофобии.

Рис. 18 Ирина У., 14 лет

Сопоставив результаты первичного и вторичного обследования мы можем сказать, что в легкой степени заикания в виде незначительных запинок, не оказывающих влияние на плавное протекание речи в целом, проявляется в спонтанной речи – в свободных беседах и выступлениях пред аудиторией.

Данные свидетельствуют, что в результате проведенной работы по преодолению заикания улучшение речи отмечено у всех детей: ни у одного человека не было выявлено высокой степени заикания у 2 человек улучшения незначительные до среднего уровня, у 4 человек выявлены значительные успехи и 1 человек полностью избавился от заикания. Сравнительные данные отображены на круговых диаграммах до и после коррекционного обучения с учетом степени заикания (Рис. 19).

Рис. 19 Сравнительный анализ степени заикания до и после обучения

studepedia.org

Мозг человека и животных 14 суток назад

Новости Наука

Основной причиной заикания оказался отнюдь не испуг в детстве

Заикание возникает чаще всего у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи.
Кадр из фильма «Король говорит!»/via YouTube.

Уинстон Черчилль, Элвис Пресли, Льюис Кэрролл, Брюс Уиллис, Мэрилин Монро – этих и многих других людей объединяет не только мировая известность, но и дефект речи: все они страдали заиканием. Недуг не обошёл даже королевских особ: наиболее известный пример – король Великобритании Георг VI, который избавился от заикания при помощи логопеда (история легла в основу фильма «Король говорит!»).

Сегодня Международная классификация болезней (МКБ-10) определяет заикание как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов или слов; либо частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Учёные полагают, что заикание появилось одновременно с возникновением речи у наших предков (согласно некоторым историческим сведениям, от этого дефекта страдали египетские фараоны, известные поэты и ораторы древности).

Причины возникновения заикания до сих пор не были точно установлены. Предполагается, что на его появление влияют генетические и неврологические факторы (например, испуг в детском возрасте). Ранее учёные также доказали, что заикание всегда сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности (когда возбуждение в коре головного мозга превышает уровень, на котором функционирует противосудорожная система мозга) двигательных речевых центров. Один из них — центр Брока, участок коры головного мозга, отвечающий за согласованные движения речевого аппарата и произношение, соответственно.

В ходе нескольких исследований (вот одно из них) учёные доказали, что у взрослых и детей, страдающих от заикания, снижен региональный церебральный кровоток в верхней лобной извилине и в центре Брока. Команда исследователей из Детской больницы в Лос-Анджелесе и Института Эволюции Разума под руководством Брэдли Петерсона (Bradley Peterson) подтвердила, что сниженная перфузия (кровоток) в речевом центре мозга увеличивает риск заикания, а также выяснила, что степень тяжести заикания зависит от кровообращения в другой зоне мозга, которая тоже связана с речью.

Команда провела исследование с участием 26 добровольцев с заиканием. Контрольной группой стали 36 человек без этого нарушения речи. Специалисты оценивали кровообращение в мозге участников, используя протонную магнитно-резонансную спектроскопию, а затем составляли статистические параметрические карты головного мозга людей из обеих групп.

Наблюдения показали, что у участников с дефектами речи кровоток в центре Брока оказался снижен (что было ожидаемо). У людей с тяжёлым заиканием отмечались наиболее выраженные нарушения кровотока в области, отвечающей за обработку словесной информации.

По словам авторов исследования, чем сильнее выражена аномалия кровотока в нервной «языковой петле», которая соединяет лобную и височную доли мозга, тем больше нарушается речь человека (чем слабее кровоток, тем больше нарушений). Эти данные должны стать основой для новых методик борьбы с заиканием и целенаправленной терапии, уверены специалисты.

Подробнее исследование учёных описано в научной статье, вышедшей в специализированном издании Human Brain Mapping.

Напомним, что ранее учёные обнаружили в человеческом мозге уникальную структуру, отвечающую за различного рода коммуникации, а также назвали основную причину дислексии.

www.vesti.ru

И снова о заикании…

Феномен заикания занимает умы ученых на протяжении многих десятилетий, о нем написаны тысячи книг и научных статей. Каждый год специалисты разных стран собираются на Всемирный конгресс, посвященный проблеме заикания. Международный журнал Fluency Disorders — Нарушение плавности речи — публикует массу работ по этиологии и клинической картине заикания, его психологической основе и методах реабилитации.

Но все равно заикание продолжает быть серьезной патологией речи, трудно устраняемой, травмирующей психику ребенка. Заикание это логоневроз, комплексное расстройство речевого процесса: нарушение плавности, темпа и ритма речи. Заикание отнюдь не является дефектом артикуляции — произношения, воспроизведения звуков речи. Внешнее его проявление заключается в непроизвольных остановках в момент речи, вынужденном повторении отдельных слогов или звуков, сопровождающихся судорожным напряжением речевой мускулатуры.

В основе заикания лежит органическое или функциональное нарушение центральной нервной системы, которая управляет и координирует действия речевых механизмов, обеспечивает работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Наступает заикание в результате испуга или психологической травмы в основном, у детей генетически предрасположенных, болезненных, с ослабленной нервной системой. Заикание называют “детской болезнью”, поскольку в большинстве случаев оно возникает в детские годы от 2 до 6 лет, в период интенсивного развития речи ребенка.

На 3-ем году жизни у малыша наблюдается бурное развитие словаря, он начинает говорить, задавать вопросы, требует от нас речевого контакта. Речь для ребенка становится не только средством общения, но и основным двигателем его интеллектуального и речевого развития. Интеллект и речь тесно взаимосвязаны: развивается речь — развивается интеллект, развивается интеллект — обогащается и совершенствуется речь ребенка. Но речевые функции в этом возрасте пока еще слабы, неустойчивы, координация дыхания, голоса и артикуляции еще не сформирована полностью. Ребенок плохо управляет громкостью голоса, не умеет контролировать свою речь. Нервная система детей также находится в стадии становления, она еще очень хрупкая, чувствительная и не всегда может справиться с тяжелыми перегрузками. И если в этот период ребенок подвергается сильному стрессу, испугу, травме или эмоциональному перенапряжению, нормальный процесс развития речи нарушается, что ведет к патологической дезорганизации речевого акта.

Главным симптомом заикания являются речевые судороги — подергивание мышц дыхательного, голосового или артикуляционного отдела речевого аппарата в момент говорения. Клонические судороги приводят к повторению слогов и звуков, тонические судорожные напряжения ведут к длительному произнесению звука. Тяжесть заикания зависит от продолжительности и частоты речевых судорог, которым зачастую сопутствуют насильственные движения мышц лица, головы, туловища или рук. Заикающиеся обычно говорят чрезмерно быстро, напряженно, заикаясь, в основном, на согласных, много реже на гласных звуках.

Клиническое заикание необходимо отличать от возрастного, которое сводится к своеобразному повторению слов, что позволяет ребенку выиграть время для подбора нужного слова, оборота речи, оформления своих мыслей. Возрастное заикание может длиться всего несколько дней, недель или месяцев. Затем, приблизительно к четырем годам жизни ребенка, бесследно исчезает, уступая место гладкой развернутой речи. Но во многих случаях заикание усиливается, принимает затяжной характер, переходя в хроническую форму, шагает с человеком всю его жизнь. Судьба заикания зависит от того, насколько своевременно ребенку была оказана профессиональная логопедическая помощь, и насколько грамотно родители следовали рекомендациям врача и логопеда.

Наиболее благоприятным для исправления заикания является, конечно же, начальный период его возникновения. Только что возникшее заикание удается преодолеть намного быстрее и успешнее. К сожалению, многие родители и врачи выбирают выжидательную тактику: подождем, может со временем пройдет. А ребенок растет, вместе с ним растет и прогрессирует его заикание, укрепляются стереотипы неправильного говорения. Со временем, малыш начинает осознавать свой дефект речи, у него возникает страх, паника при одной только мысли о необходимости говорить. Дети отказываются от общения, избегают речевых контактов, тем самым, тормозя свое речевое и интеллектуальное развитие.

Поскольку заикание не только нарушение речи, но и проблема эмоциональной сферы, реабилитация заикания состоит из комплексного медико-логопедического воздействия на личность ребенка. Медикаментозное лечение создает благоприятный фон, на котором разворачивается логопедическая терапия. Согласно американским законам лицензированный логопед проводит обследование ребенка, устанавливает речевой диагноз, назначает терапию, предписывая длительность и частоту занятий. Логопед подбирает программу лечения, соответствующую клинической картине заикания, возрасту и речевому статусу ребенка. Затем составляет план терапии, определяет цели и задачи, сроки реабилитации, необходимость использования технических средств.

Работа с родителями, с семьей ребенка также является составной частью логопедической работы, потому что очень важно создать в доме спокойную, ровную обстановку, поддерживать правильный речевой режим. Конечно же, каждый специалист идет своим путем, по-разному решает клинические задачи, использует разные методы и приемы лечения. Но логопедическая практика никогда не прибегает к шоковой терапии, гипнозу, иглоукалыванию или ароматерапии.

Логопедическая работа фокусируется на последовательное и систематическое разрушение патологических речедвигательных стереотипов, на формирование новых правильных речевых навыков и речевого поведения.

Устранение заикания требует от логопеда высокого мастерства, опыта, знания сегодняшних американских стандартов, тестов и научных подходов к решению этой непростой речевой проблемы. Сегодня мы располагаем множеством технических средств, компьютерных программ, приборов мышечной релаксации, которые помогают логопеду в работе с заикающимися. Ушли в далекое прошлое методы лечения заикания, которыми мы пользовались в России: популярные в шестидесятых годах сеансы гипноза, водная терапия восьмидесятых, тексты самовнушения, повторяемые ребенком 25 раз в день. Современная американская логопедия владеет уникальными новейшими программами и приемами реабилитации заикания, которые эффективно работают в руках профессионалов и дают прекрасные результаты.

zdorovie.com

Что важно знать о заикании?

Летом 2012 года был момент, когда я уже подала документы для поступления в медицинский, но продолжала раздумывать, а стоит ли начинать такое громадное дело. Продолжалось это ровно до тех пор, пока я не вышла из отпуска. В отделении ко мне попал мальчик, у которого примерно за полгода до поступления в больницу началось заикание. Когда я его осмотрела и проконсультировала маму, то она меня очень тепло поблагодарила, сказав, что до меня никто не дал им именно практических рекомендаций по речи. Вот тогда я окончательно поняла, что ради таких моментов стоит идти в медицину, а после ряда подобных случаев в моей практике написание подобной статьи стало вопросом времени.

Конечно, проблема заикания достаточно сложна и было бы наивно надеяться осветить её в одной статье, поэтому нужно начать с основных моментов, а именно с того, что такое заикание и чем определяется степень его тяжести. С точки зрения логопедии, заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата. Говоря простым языком, это наличие в речи судорожных запинок, которые мешают её плавности.

Что влияет на степень тяжести заикания? В голову сразу приходит ответ — конечно же, тяжесть судорог в речевых мышцах и количество запинок в речи. Однако это не так. Есть как заикающиеся с очень тяжёлыми судорогами, которые прекрасно общаются, так и люди с легкими и редкими запинками, которым это состояние очень сильно мешает эффективно взаимодействовать с другими людьми из-за психологических реакций на речевые трудности.

Исходя из этого многие ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на особенностях своей речи (В.И. Селиверстов, 1994). Именно эта фиксация в основном и создает трудности в общении.

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М. И. Пайкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие также отмечали ту роль, которую играет зафиксированное внимание заикающихся на своих речевых трудностях в ухудшении их состояния.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется человеком внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным этот симптом становится. Так образуется порочный круг, из которого заикающийся никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.

В упрощенном виде процесс можно описать так: появление запинок – осознание состояния – фиксация на нём – предвосхищение трудностей перед началом речи – усиление судорог и увеличение количества запинок. Человек переживает из-за своего состояния, а эти переживания вызывают уже более сильные судороги.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на речевых проблемах вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрированное), осознание речевого состояния, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

И тут можно сказать, что различие между людьми заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени итоговой продуктивности речи, а в том, чем сопровождается речь. От первой непроизвольной эмоциональной реакции на речевые трудности у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к ней, связанное с эмоциональными переживаниями.

Оно, в частности, может выражаться в волевых усилиях (действиях и поступках), направленных на самостоятельную и безуспешную борьбу с заиканием.

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на нарушении. В качестве такого критерия могут быть использованы три варианта эмоциональной реакции заикающихся на состояние своей речи (безразличная, умеренно-сдержанная и безнадежно-отчаянная) и три варианта волевых усилий, направленных на преодоление этих трудностей (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). Исследователи выделяют три группы заикающихся по уровню фиксации на своём нарушении (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. « Заикание») :

Нулевая степень фиксации: дети не замечают свои трудности или их наличие их не ущемляет. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению трудностей.

Умеренная степень фиксации: дети внутренне переживают свое состояние, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

Выраженная степень фиксации: у заикающихся переживания по поводу речевых проблем выливаются в постоянно присутствующее чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через наличие речевых трудностей. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Важно помнить о том, что эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в зависимости от разной степени их фиксированности на речевом состоянии: чем она выше, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

В рамках практики Американской ассоциации по речи, языку и слуху (American speech-language-hearing association) логопедическая работа направлена на уменьшение влияния и тяжести запинок при их появлении. Цель такой работы американских логопедов зачастую состоит не столько в устранении запинок, что для многих заикающихся сложно, сколько в уменьшении влияния заикания на общение с другими людьми.

Поэтому в случае появления у ребёнка заикания можно порекомендовать следующее:

Не обращайте внимание ребёнка на состояние его речи и не поправляйте его;

по возможности старайтесь внешне не проявлять своей реакции на запинки; на начальном этапе дети, как правило, не осознают своё состояние, а пугаться своей речи начинают, увидев эмоции взрослых.

Таким образом, можно уменьшить вероятность возникновения фиксированности ребёнка на запинках и ухудшения тяжести его состояния.

letidor.ru

Тяжесть заикания

22 октября — всемирный день больных заиканием.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Немного истории
Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.

В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:
1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.
2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская.
3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.

Таки образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание — сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образование патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в целом. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функции.

Стремление русских исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения находит многочисленных последователей и за рубежом: в Чехии, Болгарии, в Польше, Германии.

Причины заикания
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Предрасполагающие факторы («почва»):

  1. Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
  2. Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
  3. Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.
  4. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
  5. Неблагоприятные условия:

    1. Физическая ослабленность детей.
    2. Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.
    3. Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер.
    4. Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
    5. Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
    6. Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

    В группе неблагоприятных причин выделяются:

    1. Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями
      а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);
      б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
      в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

    2. Психические и социальные причины:
      а) кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх);
      б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;
      в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
      г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
      д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося),
      е) переучивание леворукости.
    3. Симптомы заикания
      Условно выделяют две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи.

      1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.

      Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

      Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

      При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).
      При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: «то-то-тополь».
      Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

      В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

      При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

      Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
      Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся блеющий («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»).
      Размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).
      Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

      В артикуляционном аппарате выделяют судороги — губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно — щелевых.
      В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по последним данным, 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,95% и старших — 13,1%.

      В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.
      К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.
      Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

      2.Социальные (психологические) симптомы.

      Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.

      1. Нулевая степень фиксации.
      Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

      2. Умеренная степень болезненной фиксации.
      Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

      3. Выраженная степень болезненной фиксации.
      Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

      Степени заикания
      Различают 3 степени заикания:
      1) легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
      2) средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
      3) тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

      Типы течения заикания
      Выделяют следующие типы течения заикания:
      постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);
      волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);
      рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).

      Сопутствующие заболевания
      Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.

      Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического центра «Прогноз»):

        1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток, защитное напряжение шейно-затылочных мышц, признаки раннего остеохондроза, патология позвоночника.

      2. Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех без исключения пациентов.

      3. Нероортопедическая патология имела место у 50% заикающихся детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие, патологическая установка стоп.

      4. Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата.

      5. Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось у 65% детей.

      6. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности у 48%.

      7. Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%.
      Распространенность заикания
      Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

      Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.

      Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).

      Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае — еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка).
      Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.

      Прогноз
      Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста.

      Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз.

      Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий исход коррекции менее благоприятен. В этом случае чаще возможен рецидив.

      Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые. Клонические формы исчезают легче, чем тонические, т.к. кллонические судороги характерны для возбуждения коры головного мозга. Следовательно, на них легче воздействовать через 2 сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается данному воздействию.

      Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

      Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лишь функциональные сдвиги, не дают органических изменений ЦНС. При заикании, возникшем в результате психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося (гудок паровоза, укус или лай собаки и т.п.).

      Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, подражания родителям. По данным того же автора, из детей дошкольного возраста 70% полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления.

      По данным Е. Ф. Рау: в 60% достигается полный успех, в 19% — значительное улучшение, в 13% — отсутствие успешности, в 8% — рецидивы.

      По данным Г. А. Волковой: у заикающихся детей 4-7 лет по окончанию занятий речь без заикания отмечалась в 70,2% случаев, значительное улучшение — в 26,3%, заметное улучшение — в 3,5% случаев.

      По данным В. И. Селеверстова: у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в специальном санатории речь без заикания отмечалась у 39,7% детей, значительное улучшение — у 47,8%, незначительное улучшение — у 12,5%.

      Показатели коррекции менее эффективны у школьников.

      По данным М. Е. Хватцева: 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.

      По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова, в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которого начата коррекционная работа.

      При органической основе заикания результаты значительно хуже, нежели чем при функциональной.

      На эффективность преодоления заикания влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации больного на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случае легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации).

      Методы преодоления заикания
      Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.

      Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема!

      Правила и упражнения в плавной речи
      Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.

      1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.

      2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

      3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

      4. При разговоре стой или сиди прямо.

      5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.

      6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

      7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

      8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.

      9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

      10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

      11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.

      12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

      Первые признаки заикания
      Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

      • если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
      • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
      • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
      • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
      • затруднения перед началом речи.

      Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

      Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:
      1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

      2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

      3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

      4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

      5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

      6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

      7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

      8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

      9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

      10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

      11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

      Куда обратиться за помощью

      1. Центр патологии речи и нейрореабилитации под руководством академика В. М. Шкловского.
      Там функционирует отделение логоневрозов, где и осуществляется реализация комплексного подхода в лечении заикания. Центр патологии речи и нейрореабилитации является государственным медицинским учреждением; лечение лиц, имеющих страховой полис обязательного медицинского страхования Московского городского фонда проводится бесплатно.
      Адрес: г. Москва, улица Яузская, дом 11, корпус 7А.
      Контактные телефоны:
      диагностическое отделение: (495) 915-05-85
      отделение логоневрозов: (495) 915-22-72
      детское отделение: (495) 915-37-67, 915-37-70
      e-mail: admin(@)mpgu.ru

      2. Лечебно-диагностический центр «Прогноз» в Санкт-Петербурге.
      Адрес: ул. Варшавская, 100, ул. Некрасова, 31 (филиал)
      Контактные телефоны: (812) 373-30-27, 273-89-83

      3. НИИ уха, горла, носа и речи.
      Адрес: 198013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д.9, 4-е отделение речи.
      Тел. (812) 316-25-13, факс (812) 316-54-29.
      Отделение патологии голоса и речи:
      тел.: (812) 316-50-12, (812) 316-20-07, (812) 316-51-12.

      4. Медицинский центр «Медицинская Лига XXI век», врач-психотерапевт Рассказов Илья Юрьевич.
      Адрес: г. Москва, ул. Крымский вал д.8 (м. Октябрьская, радиальная)
      Компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Запись на консультацию — по тел. 517-27-06, e-mail: [email protected]

      5. Клиники в Германии

      — Клиника нейролингвистики университетской клиники г. Аахен, Prof. Dr. med. Noth,

      — Институт интенсивного лечения заикания, г. Кёльн, Dr. Zueckner, Dr. Natke, Dr. Heil, Нейрологопедия, г. Золинген, Dr. Kuckenber,

      — Институт лечения заикания, г. Ройтлинген, Dr. Rolf Hahn.
      Офис в Германии (г. Дюссельдорф)
      40212 Duesseldorf
      BRD
      Телефон: +49 (0) 211-468-91-447
      Факс: +49 (0) 211-468-91-448
      E-Mail: [email protected]
      — Офис в Германии (г. Эссэн)
      Preventicum International Group
      Bueropark Bredeney
      Theodor-Althoff-Str. 47
      45133 Essen
      BRD
      Телефон: +49 (0) 201-847-17-45
      Факс: +49 (0) 201-847-17-22
      E-Mail: [email protected]

      — Партнер в Санкт-Петербурге — VitaLine
      199178, Россия, г. Санкт-Петербург,
      18-я Линия В.О., д. 31, лит. Б
      Телефон: (812) 931-94-68
      Факс: (812) 275-82-43

      — Партнер в Москве — Международный Отдел American Clinic
      121002, Россия, Москва,
      Сивцев Вражек переулок, д 26/28
      Телефон: (495) 933-37-26
      Факс: (495) 241-46-62
      Телефон для круглосуточной связи: (495) 937-57-57

      Если возникли вопросы, свяжитесь офисами в Германии по телефонам:
      — офис в г. Дюссельдорф: +49 (0) 211 468 91 447
      — офис в г. Эссен: +49 (0) 201 847 17 45

      6. В США
      Центр для детей от рождения до 3-х лет «Ранний старт», Нью- Йорк.
      Адрес:
      550 Dongan Hills Ave.
      Staten Island, New York 10305
      E-mail: [email protected]
      Телефон: 718-667-3349

      Организации поддержки заикающихся в мире

      1. Международная ассоциация заикающихся (ISA)
      http://www.stutterisa.org/

      2. Израильская ассоциация заикающихся (AMBI)
      http://www.ambi.org.il

      1. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., АПН РСФСР, 1958.

      2. L. De Nil and H. G. Bosshardt Studying stuttering from neurological and cognitive information processing perspective. Proceedings of the Third World Congress of Fluency Disorders in Nyborg, Denmark, pp 53 — 59, 2000.

      3. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. — Днепропетровск, 1975.

      4. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (Руководство по психотерапии). Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974.

      5. Лоуэн А. Радость. — Минск, 1999.

      6. Когновицкая Т. С. Частота основного тона голоса у детей страдающих заиканием. — В сб. Вопросы патологии голоса и речи, НИИЛОР, М., 1983.

      7. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. — М., 1993.

      8. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. — Л., Наука, 1988.

      9. Бехтерева Н. П., Кабарова Д. К., Поздеев В. К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. — Л., Медицина, 1978.

      10. Волкова Г. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, Серия: Коррекционная педагогика [338] Издательство: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 г.

      11. Смирнова Л. Н. «Логопедия при заикании: Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду: Пособие для логопедов, воспитателей и. МОЙ МИР — М., Детская литература.

      12. Парамонова Л. «О заикании: профилактика и преодоление недуга».

      13. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. — М.: Просвещение, 1966. — 96 с.

      Оксана Макерова,
      логопед-дефектолог,
      специально для детского портала «Солнышко».
      Опубликовано 17 сентября 2008 г.

      solnet.ee

Это интересно:

  • Методика экспресс-диагностики невроза Gurutestov.ru Гуру в мире тестов На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса Шкалы: вероятность невроза Назначение теста Диагностика вероятности невроза у испытуемого. Инструкция к тесту Ознакомившись с вопросом или суждением, […]
  • Неврозы ковалев Признаки неврозов Принципы работы с неврозами: 1. Неврозы реальны 2. Неврозы естественны (едва ли не обязательны, пусть стесняются те, у кого нет невроза) 3. Суть причин сомато-психотических заболеваний 4. Обусловлены индивидуальной предрасположенностью, обстоятельствами жизни и психогенетикой 5. Неврозы обратимы 6. […]
  • Моя дочь анорексия Анорексия, булимия, ожирение и диеты Анорексия у дочери This topic contains 15 replies, has 11 voices, and was last updated by nataanahata 3 years, 10 months ago. Анорексия у дочери Моей дочке 17. Впервые проблемы начались в 13. При росте 168 вес был 34 кг. Девочка одаренная, заканчивает школу на 5. Собирается в […]
  • Аффирмация при депрессии Аффирмация при депрессии Аудионастрой позволит Вам поверить в себя, спокойно воспринимать изменения, научит управлять своими эмоциями и с радостью смотреть в будущее. Стоимость: 1490 рублей (добавить в заказ) Аффирмации на диске «Свобода от страхов, депрессий и стресса» 1. Моя душа поет от счастья, от радости […]
  • Аллергия может вызвать депрессию Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Депрессия может вызывать аллергию? ленивец 11 Фев 2016 Здраствуйте! Депрессия может вызывать повышение гистамина? У меня повышенный уровень гистамина, аллергия. Диета, антигистаминные препараты, капельницы по чистке крови не помогли. Мучаюсь […]
  • Определение уровня депрессии ти балашова На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Определение уровня депрессии (Т.И.Балашова) Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не […]
  • Узи показывает синдром дауна Определение синдрома Дауна по УЗИ Оценить вероятность появления на свет ребёнка, у которого будет диагностирован синдром Дауна, можно посредством проведения ультразвукового исследования. Делая УЗИ, пытаются определить наличие отклонений, свидетельствующих о хромосомных мутациях, выражающихся в неправильном […]
  • Лечение заикания в туле Лечение заикания в туле ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ, ЛОГОНЕВРОЗА В ТУЛЕ И ОБЛАСТИ: СТАТИСТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ Численность населения Тулы составляет - 485 221 чел. а Тульской области — 1063692 чел. Города Тульской области: Новомосковск 125 647 Донской 63 842 Алексин 58 329 Щёкино 58 088 Узловая 51 922 Ефремов 35 505 Богородицк 31 […]