Тотальное слабоумие при

28.1. Нарушения интеллекта

Целостная познавательная деятельность человека осуществляется с помощью интеллекта, который, как известно, обеспечивается совокупной деятельностью по­знавательных психических процессов, среди которых особое значение имеют мыш­ление и речь. Расстройства интеллектуальной деятельности — это изменение процес­са рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей. Из расстройств, относящихся непосредственно к интеллектуальным, выделяют груп­пу нарушений психики под общим названием «слабоумие».

Различают так называемую деменцию (приобретенное слабоумие) и олигофрению (врожденное слабоумие).

Органической деменцией называется слабоумие, вызванное главным образом со­судистыми заболеваниями головного мозга, сифилитическими и старческими психо­зами, травмами головного мозга. Органическое слабоумие обычно делят на две груп­пы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное).

Тотальное слабоумие — это стойкое снижение всех интеллектуальных функций, слабость суждений, отсутствие критики своему состоянию. Примером тому может служить так называемая сенильная деменция (слабоумие старческого возраста), также слабоумие при прогрессивном параличе.

Частичное (дисмнестическое) слабоумие характеризуется выраженными нарушениями памяти. Остальные интеллектуальные функции страдают главным образом вторично, поскольку нарушается память —«входные ворота интеллекта». Такие больные сохраняют способность к суждениям, у них наблюдается критическое отношение к своему состоянию. Им трудно усваивать новое, но старые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут сохраняться у них довольно долго. Ввиду критического отношения к себе такие больные понимают свое положение, стараются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно записной книжкой, пишут заранее, что им надо сказать или сделать. Типичная картина частич­ного слабоумия может наблюдаться при церебральном атеросклерозе или сифилисе головного мозга.

Среди приобретенного слабоумия выделяют также шизофреническое и эпилеп­тическое слабоумие.

Шизофреническое слабоумие, называемое еще апатическим, или атактическим, характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то вре­мя как предпосылки к умственной деятельности еще могут сохраняться длительное время. Интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми ни­кто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ в футляре.

Эпилептическое слабоумие выражается не только в значительном снижении па­мяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять спо­собность различать главное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически об­стоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептиче­ское мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентри­ческое слабоумие).

Олигофрения (умственная отсталость) — наследственное, врожденное или при­обретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии (с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта) и в затруднении вследствие этого социальной адаптации. Эти дефекты интеллекта долж­ны проявиться в возрасте до 18 лет. Существует более 300 наследственно обуслов­ленных заболеваний, которые могут стать причинами умственной отсталости. Оли­гофрения — это не болезненный процесс, а патологическое состояние, возникшее в результате воздействия различных вредоносных факторов (помимо наследственно­го) в период внутриутробного развития или же в младенчестве. По тяжести олигофрения делится на три ее формы: дебильность, имбецильность и идиотию. Основная особенность олигофрении заключается в диффузном и тотальном недоразвитии или

поражении психики в целом. При тяжелых формах олигофрении (идиотии и имбецильности) больные практически неспособны к интеллектуальной деятельности. При дебильности нарушены высшие формы мышления — способность к анализу, синтезу и абстрагированию. Отсутствует также логическое мышление. Речь олигофрена так­же нарушена. В эмоциональной сфере преобладают «низшие» эмоции, отсутствует способность контролировать свои влечения .

Деменция— приобретенное слабо­умие .

Олигофрения — (умственная отста­лость)— наследствен­ное, врожденное или приобретенное в пер­вые годы жизни слабо­умие, выражающееся в общем психическом недоразвитии (с пре­обладанием в первую очередь интеллекту­ального дефекта) и в затруднении вслед­ствие этого социаль­ной адаптации.

www.bibliotekar.ru

Менеджмент

Приобретенное слабоумие (деменция)

В клинической психиатрии принято выделять две основные формы стойких (необратимых) интеллектуальных нарушений (стойкого слабоумия):

умственную отсталость (олигофрению – врожденное или рано (до 3 лет) приобретенное слабоумие) как разновидность дизонтогенеза и

При олигофрении останавливается развитие интеллектуальных задатков.

Деменция представляет собой распад уже сформированных (более или менее) интеллектуальных функций.

Деменция (dementia — безумие, приобретенное слабоумие) психопатологический синдром, обусловленный заболеванием мозга хронического или прогрессирующего характера, при котором отмечаются разрушения ряда высших мозговых функций (память, мышление, речь, праксис, гнозис и др.) с последующим распадом личности, обеднением эмоций и нарушением поведения. Характеризуется стойким приобретенным прогрессирующим ослаблением интеллекта (слабоумие).

При деменции у детей постепенно и неуклонно распадаются приобретенные в ходе нормального развития знания и навыки, но не полностью. При этом какие-то их звенья остаются сохранными. Например, при заметном интеллектуальном снижении больной понимает и тяжело переживает свое состояние, и наоборот: при незначительном снижении интеллекта наблюдаются грубые личностные изменения. У некоторых дементных больных выражена дисгармоничность психической сферы, особенно в случаях очаговых поражений.

Выделяют несколько форм деменции: органическую (после некоторых форм энцефалитов, черепно-мозговых травм), специфическую (в результате перенесенного сифилиса), шизофреническую, эпилептическую и, наконец, старческую (сенильную).

Основными причинами возникновения приобретенного слабоумия является множество факторов, среди которых наиболее частые — это органические повреждения мозга (в результате повреждения, сосудистых заболеваний и т.д.), прогрессирующие психические расстройства (например, шизофрения, эпилепсия) и употребление психоактивных веществ.

Клиника интеллектуальных нарушений при деменции

В клинической картине дементного синдрома выделяют:

— синдромы дефектного состояния — являются проявлением прямого повреждения психики. Они могут проявляться либо в деградации всей психической деятельности, либо её составляющих (эмоционально-волевые расстройства в форме психопатоподобных, апатико-абулических состояний, необратимых церебрастенических синдромов);

— синдромы задержанного и нарушенного развитиякосвенные последствия церебрального поражения.

  • основной симптомокомплекснарушение интеллектуальной деятельности, приводящее к патологическим изменениямличности и поведения (изменение индивидуальной повседневной жизни — умывание и одевание, навыки в еде и самостоятельное отправление физиологических функций, личная гигиена и гигиена жилища).
  • общие признаки:
  • 1) снижение памяти, отчетливее всего проявляющееся при усвоении новой информации, а в особенно тяжелых случаях и при вспоминании ранее усвоенной — вербальной и невербальной;

    2) снижение других функций переработки информации, включая абстрактное мышление;

    3)снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих признаков: а) эмоциональной лабильности, б) раздражительности, в) апатии, г) огрублении социального поведения.

  • другие признаками нарушения высших корковых функций: афазия, агнозия и апраксия.
  • стабильное восприятие окружающего мира (т.е. отсутствие помрачений сознания).
  • снижение когнитивных функций должно отмечаться не менее 6 месяцев.
  • Клинические проявления дементного слабоумия: тотальное и парциальное.

    Тотальное слабоумие (паралитическое, диффузное или глобальное) характеризуется нарушением всех форм умственной деятельности, торпидностью психических процессов, резким снижением уровня суждений, критики, расстройством мнестической функции и распадом личности с преобладанием стойкой эйфории и расторможенности влечений, утратой индивидуальных особенностей психического склада;

    Парциальное (дисмнестическое или лакунарное) слабоумие характеризуется различными проявлениями ослабления памяти (преобладание забывания прошлого над запоминанием текущих событий), снижением суждений, замедленностью психических процессов и снижением психической активности. Ему свойственны эмоциональное недержание, слезливая беспомощность, легко возникающая растерянность. Расстройство критики выражено слабее.

    В отличие от тотального слабоумия при парциальном у больных сохраняется сознание своей неполноценности, болезни и зависимости от окружающих.

    Течение дементного слабоумия: стационарное и прогрессирующее.

    Стационарное слабоумие не достигает степени деменции с патологическим изменением личности, а приостанавливается на определенном этапе развития интеллектуальных расстройств.

    Прогрессирующее слабоумие характеризуется постоянным нарастанием интеллектуальных нарушений и достигает завершающей стадии распада психической деятельности — стадии маразма. Маразм (греч. marasmos — истощение, угасание) — состояние распада психической деятельности в сочетании с физической истощаемостью. Клинически он проявляется выраженной слабостью, кахексией, беспомощностью. Отмечается насильственный беспричинный смех или плач; больные не понимают обращенную к ним речь, они становятся крайне неопрятными, периодически выкрикивают непонятные слова, стонут. Погибают обычно от присоединившейся инфекции.

    Клиника деменции у взрослых определяется топографией пораженных мозговых структур.

    Преимущественное вовлечение лобных долей характеризуется нарушением абстрактного мышления, концентрации внимания, контроля влечений, а также определенными нарушениями моторики.

    При преобладающем поражении верхних отделов лобных долей доминируют апатодепрессивные проявления.

    При большей вовлеченности орбитальных отделов на первый план выступают импульсивность, расторможенность, психопатоподобное поведение.

    Поражения височных долей связаны с нарушениями памяти, аффективными расстройствами и изменениями личности.

    При поражении теменных долей наблюдаются агнозии, апраксии и парестезии.

    Клиническа деменции у детей определяется возрастным фактором (по Г.Е. Сухаревой и Л.С. Юсевич), т.е. на каком этапе возрастного развития возникло повреждение мозга с прогредиентным течением:

    • В преддошкольном и раннем дошкольном возрасте при развитии органической деменции наиболее характерными симптомами являются распад речи, предметных действий и появление неопрятности. Отмечается апатия или, наоборот, хаотическая расторможенность. Дети становятся безразличными к окружающим и даже к родителям.
    • У старших дошкольников характерные изменения претерпевает игровая деятельность: исчезает воображение, инициатива, обедняется содержание игры. Игры превращаются в однообразное повторение одних и тех же действий. Навыки самообслуживания страдают меньше. Снижены побуждения к речи. Ребенок молчалив, замкнут. Фразовая речь развивается плохо. Те дети, для которых характерна психомоторная расторможенность, становятся болтливыми. Их деятельность сводится к хватанию и бросанию предметов.
    • У детей младшего школьного возраста навыки самообслуживания сохраняются. При отсутствии афазии сохраняется и речь. Если ребенок до болезни овладел некоторыми учебными навыками, то более простые из них остаются (например, навык правильно держать ручку, карандаш). Характерно заметное снижение трудоспособности. Это отражается на овладении учебным материалом. Дети резко не успевают, быстро истощаются. Отмечаются расстройства эмоциональной сферы. В ряде случаев возникает психопатоподобное состояние.
    • У детей, перенесших мозговое заболевание в дошкольном или еще более раннем возрасте (по Г.Е. Сухаревой). Центральное место в ней занимает резко выраженное психомоторное возбуждение. Сначала такие больные могут показаться возбудимыми, аффективно лабильными, но в действительности их эмоциональная жизнь очень скудна, они ни к кому не привязаны, не тоскуют по родным, безразлично относятся к окружающим, похвала и порицание не производят на них никакого впечатления. В то же время повышены элементарные влечения: наблюдаются прожорливость, сексуальность. Часто отмечается слабость инстинкта самосохранения — отсутствие страха перед чужими людьми, незнакомым местом, опасной для жизни ситуацией. Обращает на себя внимание крайняя нечистоплотность и неряшливость таких больных: нежелание умываться, опрятно есть, пользоваться уборной и т.п.
    • Интеллектуальная деятельность нарушена во всех элементах: восприятия расплывчаты, неопределенны и неточны; суждения поверхностны и случайны, в их построении ведущая роль принадлежит несущественным, побочным ассоциациям; грубо расстроено внимание. Особенно ярко внутренняя дезорганизованность проявляется в играх, которые большей частью заключаются в бесцельной беготне, валянии по полу, бросании и разрушении вещей. Больные не могут участвовать в общих играх, так как не усваивают правил, не подчиняются регламенту.

    • У детейшкольного возраста основанием для диагноза деменции является явный контраст между наличием знаний и навыков, отражающих уровень развития, достигнутый ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруженными во время обследования.
    • При знакомстве с такими больными обращают на себя внимание фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь с удовлетворительным запасом слов, владение рядом бытовых и школьных навыков, манера держать карандаш и ручку, техника чтения и письма, определенный запас знаний, усвоенных в школе. Между тем психологическое обследование выявляет крайнюю пестроту ответов: наряду с преобладанием элементарных, предметно-конкретных суждений неожиданно можно услышать полноценные обобщения и даже элементы абстракции, отражающие уровень интеллектуального развития ребенка до заболевания. Ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствует приобретению новых знаний, но и лишает больного возможности использовать полученные ранее сведения, которые у него еще сохранились. Продуктивность мышления снижается также и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощаемостью.

      Интеллектуальная недостаточность почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности. При этом степень и темп деградации личности обычно опережают интеллектуальное снижение. С течением времени круг интересов все больше сужается, стимулы деятельности угасают. Сохраняется лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но иногда и оно ослабевает и остается только апатическое состояние.

      Автоматизированные формы поведения и деятельности, которые у взрослых больных с деменцией в известной мере заменяют целенаправленную деятельность, маскируя психическую деградацию, у детей и подростков еще не выработаны и не закреплены. Поэтому несформировавшаяся личность распадается быстрее.

      Клинические типы органической деменции у детей (по Г.Е. Сухаревой) определяются: 1) снижением уровня обобщения; 2) нарушением логического строя мышления; 3) нарушением целенаправленности и критики мышления.

      В связи с этим она выделяет четыре типа органической деменции в детском возрасте.

      При первом типе органической деменции наблюдается низкий уровень обобщения. Признаки деменции иногда проявляются вскоре после острого периода болезни. Ранее нормально развивавшийся ребенок теряет собственную речь и начинает плохо понимать обращенную к нему. Отмечаются изменения в моторике — ребенок моторно заторможен или беспокоен, криклив. Ребенку становятся недоступны задания, связанные с отвлеченным мышлением. Для таких больных труден переход к овладению отвлеченным счетом. Суждения строятся на основе наглядно-предметных связей.

      Если заболевание возникает в более старшем возрасте, то интеллектуальный дефект проявляется постепенно и выражается в заметном падении успеваемости. Причем характерно, что приобретенные ранее знания удерживаются, а все новое усваивается с трудом. Все более заметно проявляется ведущий признак интеллектуальной недостаточности — слабость процессов обобщения. Дети затрудняются при необходимости выполнять задания, предполагающие отвлечение от конкретного. У одних детей усиливается психомоторная заторможенность, у других — развивается повышенная возбудимость. Возникают грубые нарушения деятельности, не соответствующие степени интеллектуального дефекта. Отношение к своему состоянию бывает различно: одни дети тяжело переживают болезнь, ослабление своих способностей, другие относятся к этому легкомысленно, беспечно, благодушно.

      При втором типе деменции (с более осложненной структурой интеллектуального дефекта) снижение процессов обобщения сочетается с замедленным темпом мышления и нарушением его логического строя, неспособностью к умственному напряжению. Особенно страдают логические процессы. Выявляется, например, неспособность к решению арифметических заданий. У некоторых детей появляется излишняя детализация и наклонность к повторениям одних и тех же слов и оборотов речи; более выраженными оказываются и личностные особенности — раздражительность, обидчивость, озлобленность, подозрительность и др. Дети становятся угрюмыми, замкнутыми, теряют контакт со сверстниками.

      При третьем типе органической деменции наряду со снижением уровня мышления наблюдается резко выраженное ослабление побуждений, целенаправленности к деятельности, особенно к умственной. Дети становятся вялыми, теряют инициативу. У них снижается интерес к познанию нового, к учебным занятиям. Предпочитают выполнять заученные виды труда. Наблюдается эмоциональная холодность: исчезает чувство привязанности к родным и товарищам. Возникает апатия, ослабляется воля, появляется безразличие ко всему окружающему.

      При четвертом типе органической деменции ведущим звеном является нарушение критики мышления. Резко выражена некритичность к своим и чужим поступкам. Эта особенность заметно дает себя знать и при нерезком снижении интеллекта.

      Дети не строят планов на будущее, не интересуются оценкой их деятельности со стороны окружающих. Мышление носит непоследовательный и противоречивый характер. Некоторые из них проявляют повышенную расторможенность, болтливость. Имеет место обострение грубых влечений (обжорство, сексуальность). Внимание и память ослаблены.

      lartdoll.net

      слабоумие тотальное

      Большой медицинский словарь . 2000 .

      Смотреть что такое «слабоумие тотальное» в других словарях:

      Слабоумие — I Слабоумие (dementia; синоним деменция) стойкое оскудение и упрощение психической деятельности, характеризующееся нарушением познавательных процессов, поведения, обеднением эмоций и индивидуальных черт характера (вплоть до полного их… … Медицинская энциклопедия

      слабоумие глобарное — см. Слабоумие тотальное … Большой медицинский словарь

      слабоумие диффузное — (d. diffusa) см. Слабоумие тотальное … Большой медицинский словарь

      Слабоумие — – дефицитарный психопатологический синдром, который подчёркивает факт глубокого снижения и/или недоразвития интеллекта в результате органического повреждения головного мозга. На самом деле при слабоумии страдает не только собственно интеллект, но … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      слабоумие паралитическое — (d. paralytica; син. С. паретическое) тотальное С. при прогрессивном параличе, характеризующееся преобладанием эйфории, усилением влечений и полной утратой индивидуальных свойств личности … Большой медицинский словарь

      слабоумие пресенильное — (d. praesenilis) тотальное С., сочетающееся с очаговыми расстройствами (афазия, апраксия, агнозия и др.); развивается преимущественно в возрасте 50 60 лет при болезнях Альцгеймера, Пика и других формах атрофии ткани головного мозга … Большой медицинский словарь

      Слабоумие — деменция, необратимое обеднение психической деятельности, проявляющееся главным образом снижением способности к познанию, утратой ранее приобретённых знаний, эмоциональной бедностью, изменениями поведения. Различают врождённое… … Большая советская энциклопедия

      Деменция — (от лат. dementia безумие), приобретенная форма слабоумия, которая связана с ослаблением интеллектуальных способностей, эмоциональным обеднением, затруднением использования прошлого опыта. Различают глобальную деменцию, при которой нарушаются все … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Гентингтона хорея — I Гентингтона хорея (G.S. Huntington, американский невропатолог. 1851 1916; синоним: хроническая прогрессирующая хорея, наследственная хорея, хореическая деменция) хроническое наследственное прогрессирующее заболевание, характеризующееся… … Медицинская энциклопедия

      Ста́рческие психо́зы — (синоним сенильные психозы) группа этиологически разнородных психических болезней, возникающих обычно после 60 лет; проявляются состояниями помрачения сознания и различными эндоформными (напоминающими шизофрению и маниакально депрессивный психоз) … Медицинская энциклопедия

      dic.academic.ru

      Медицинская учебная литература

      Учебная медицинская литература, онлайн-библиотека для учащихся в ВУЗах и для медицинских работников

      НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

      Синдромы снижения интеллекта

      Деменция (слабоумие) — приобретенный психический дефект с преимущественным расстройством интеллектуальных функций.

      Признаками деменции являются утрата накопленных способностей и знаний, общее снижение продуктивности психической деятельности, изменение личности. Динамика деменции бывает различной. При опухолях мозга, атрофических заболеваниях и атеросклерозе постоянно нарастает дефект психики. В случае посттравматической и постынсультной деменции возможны восстановление некоторых психических функций в первые месяцы заболевания и стабильный характер симптомов на протяжении многих последующих лет. Однако в целом негативный характер расстройств при деменции определяет ее относительную стойкость и невозможность полного выздоровления.

      Клиническая картина слабоумия существенно различается при основных психических заболеваниях — органических процессах эпилепсии и шизофрении.

      Органическое слабоумие бывает обусловлено самыми различными болезнями, приводящими к нарушению структуры мозга и массовой гибели нейронов.

      В клинической картине органической деменции преобладают грубые расстройства памяти и снижение способности к абстрактному мышлению. Предположительно о причине возникновения этого синдрома можно судить по некоторым особенностям клинической картины заболевания. По клиническим проявлениям различают лакунарное и тотальное слабоумие.

      Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие проявляется в первую очередь расстройством памяти (способность к образованию понятий и суждений нарушается значительно позже).

      Это существенно затрудняет возможности приобретения новых сведений, но профессиональные знания и автоматизированные навыки могут долго сохраняться у таких больных. Хотя в сложной профессиональной деятельности они чувствуют беспомощность, но легко справляются с ежедневными домашними заботами. Характерно наличие критического отношения к своим недостаткам: пациенты стесняются несамостоятельности, извиняются за нерасторопность, пытаются (не всегда успешно) компенсировать нарушение памяти, записывая наиболее важные мысли на бумаге. С врачом такие больные откровенны, активно предъявляют жалобы, глубоко переживают свое состояние. Изменения характера при лакунарном слабоумии довольно мягкие и не затрагивают ядра личности. В целом родственники находят, что основные формы поведения, привязанности, убеждения больных остаются прежними. Однако чаще все-таки отмечаются некоторое заострение личностных черт, «шаржирование» прежних особенностей характера. Так, бережливость может обратиться в жадность и скаредность, недоверчивость — в подозрительность, замкнутость — в мизантропию. В эмоциональной сфере для больных с дисмнестическим слабоумием характерны сентиментальность, эмоциональная лабильность, слезливость.

      Причиной лакунарного слабоумия бывают самые различные диффузные сосудистые заболевания мозга: безынсультное течение атеросклероза и гипертонической болезни, диабетическая микроангиопатия, поражение системных сосудов при коллагенозах и сифилитической инфекции (lues cerebri). Изменения в состоянии кровоснабжения мозга (улучшение реологических свойств крови, прием сосудорасширяющих средств) могут вызывать колебания состояния и короткие периоды некоторого его улучшения у данных больных.

      Тотальное (глобарное, паралитическое) слабоумие проявляется первичной утратой способности к логике и пониманию действительности.

      Нарушения памяти бывают очень грубыми, но могут и существенно отставать от расстройств абстрактного мышления. Заметно резкое снижение или полное отсутствие критического отношения к болезни. Патологический процесс нередко затрагивает нравственные свойства личности: исчезают чувство долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость. Личностные расстройства настолько выражены, что больные перестают быть похожи на самих себя (разрушается «ядро личности»): могут цинично браниться, обнажаться, мочиться и испражняться прямо в палате, бывают сексуально расторможены.

      Больной 57 лет, водитель такси, всегда отличался властным, грубым характером, не допускал никакой инициативы со стороны жены и детей, полностью контролировал расходы денег в семье, был ревнив, многие годы злоупотреблял алкоголем. В течение последнего года резко изменился по характеру: стал благодушен и сентиментален, прекратил активно заботиться об автомобиле, не мог разобраться в мелких поломках, предоставлял любой ремонт сыновьям. Продолжал работать водителем, но разучился ориентироваться в городе, все время спрашивал дорогу у пассажиров. Прекратил употребление спиртного, не вникал в дела семьи и семейный бюджет. Дома ничего не делал, не смотрел телевизор, потому что не понимал смысла передач. В ответ на обращение диктора телевидения «Добрый вечер!» часто отвечал: «И вам добрый вечер!». Стал часто напевать вслух песни, однако не мог вспомнить многих слов и постоянно заменял их бессмысленным «улю-лю», при этом на глазах всегда появлялись слезы. Не понимал, почему родные привели его к врачу, однако совершенно не возражал против госпитализации. В отделении делал нескромные комплименты женщинам-врачам и санитаркам.

      При компьютерно-томографическом обследовании обнаружены признаки атрофии мозга с преимущественным поражением лобной коры.

      Причиной тотального слабоумия является непосредственное поражение коры головного мозга. Это могут быть диффузные процессы, например дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и Пика), менингоэнцефалиты (например, сифилитический менингоэнцефалит — прогрессивный паралич), слабоумие после самоповешения. Однако иногда небольшой патологический процесс в области лобных долей (локальная травма, опухоль, парциальная атрофия) приводит к сходной клинической картине. Существенных колебаний в состоянии больных обычно не наблюдается, во многих случаях происходит неуклонное нарастание симптомов.

      Таким образом, разделение слабоумия на тотальное и лакунарное — это не паталогоанатомическое, а синдромальное понятие, поскольку причиной лакунарного слабоумия являются диффузные сосудистые процессы, а тотальное слабоумие может возникнуть вследствие локального поражения лобных долей.

      Эпилептическое (концентрическое) слабоумие по сути является одной из разновидностей органического слабоумия.

      Как и при других органических процессах, при эпилепсии на поздних этапах течения болезни нарушаются память и способность к понятийной деятельности. Однако имеются существенные особенности мышления и личностных изменений. Основной особенностью мышления является чрезвычайная тугоподвижность, выражающаяся нарастающей обстоятельностью мышления, склонностью к детализации, затруднением при подборе слов и снижение словарного запаса (олигофазия). Недостаток слов замещается многократными повторениями, словами-паразитами и штампованными («стоячими») оборотами. Личностные изменения характеризуются утрированной педантичностью, слащавостью, склонностью к употреблению уменьшительно-ласкательных выражений в сочетании с деспотичностью и эгоцентризмом. Весьма типичны сужение круга интересов, концентрация на собственных проблемах. Часто это приводит к полному неведению об общественно значимых событиях. Расстройства памяти носят избирательный характер: больные хорошо помнят наиболее важные для них лично факты (имена врачей, названия принимаемых ими лекарств, размер пенсии и день ее выдачи), однако совершенно не запоминают событий, не имеющих для них большого значения. При высокой взыскательности к окружающим и декларируемом стремлении к порядку сами пациенты могут не выполнять требований врачей, бывают грубы к младшему персоналу больницы и другим пациентам. Снижение способности к обобщению выражается в невозможности отличить главное от второстепенного, в конкретно-ситуационной трактовке пословиц и поговорок.

      Шизофреническое слабоумие существенно отличается от слабоумия вследствие органического заболевания.

      При шизофрении практически не страдает память, не наблюдается утраты способности к абстрактному мышлению. Вместе с тем нарушаются его стройность и целенаправленность, а также нарастают пассивность и равнодушие. Характерным симптомом является разорванность (шизофазия). Обычно у больных отсутствует стремление к достижению результата. Это выражается в том, что они, не пытаясь ответить на вопрос врача, тут же заявляют: «Не знаю!». Физически крепкие пациенты с достаточно хорошим запасом знаний совершенно не могут работать, поскольку не испытывают ни малейшей потребности в труде, общении, достижении успеха. Больные не следят за собой, не придают значения одежде, перестают мыться и чистить зубы. При этом в их речи нередко присутствуют неожиданные высокоабстрактные ассоциации (символизм, неологизмы, паралогическое мышление). Грубых ошибок в арифметических действиях больные обычно не допускают. Лишь на завершающих этапах заболевания длительное «бездействие интеллекта» приводит к утрате накопленного запаса знаний и навыков. Таким образом, центральными расстройствами при шизофреническом слабоумии нужно считать обеднение эмоций, отсутствие воли и нарушение стройности мышления. Точнее данное состояние следует обозначать как апатико-абулический синдром (см. раздел 8.3.3).

    • Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Психиатрический аспект геронтологии и гериатрии. — Л: Медицина, 1969. — 284 с.
    • Зейгарник Б.В. Патопсихология. — 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 240 с.
    • Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. — М.: Медицина, 1985.
    • Розинский Ю.В. Изменения психики при поражении лобных долей мозга. — М.: Медицина, 1948. — 147 с.
    • Штернберг Э.Я. Геронтологическая психиатрия. — М.: Медицина, 1977. — 216 с.
    • Ясперс К. Общая психопатология: Пер. с нем. — М.: Практика, 1997. — 1056 с.

    auno.kz

    Это интересно:

    • Болезнь шизофрения причины Причины шизофрении О шизофрении известно уже на протяжении многих веков. Все это время как ее проявления, так и причины объясняли самыми разнообразными способами. Однако описана именно как отдельное заболевание она была в начале ХХ века. Ее границы периодически менялись (расширялись и сужались), даже на протяжении […]
    • Классификация по степени тяжести аутизма Классификация по степени тяжести аутизма 36. КЛАССИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЙ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ РДА Все классификации состояний с различной степенью тяжести РДА построены по этиологическому либо патогенному принципу. Нерезко выраженное проявление аутизма – параутизм – может наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он […]
    • Елена катасонова депрессия Мангалекторий Теория для практики Опубликовано Японская комикс-культура: на пути к покорению мира [часть 2] Что касается нашей страны, то из арсенала японской массовой культуры представлено практически все, что хотя бы в той или иной степени популярно в мире. Первым официально изданным в России был манга «Ранма […]
    • Шизофрения в рисунках Метка: шизофрения Творчество пациента с вялотекущей шизофренией Творчество людей, страдающих шизофренией Совмещение рисунка и текста, символика Особенности шизофренического мышления ясно выступают в их творчестве. Это прежде всего относится к тем случаям, когда шизофренией, заболевает какой-нибудь крупный […]
    • Депрессия у бросивших курить Бросила курить - началась депрессия. г. Алматы (Казахстан) Психолог, Гипнолог Коуч Психолог, Системные семейные расстановки А что ж им не уживаться?! Они ж похожи и им в паре - очень даже хо-ро-шо!Вот если бы скука уживалась с активностью! И нежелание что-то менять уживалось с Вашей энергичностью! Это было бы […]
    • Как оправиться после стресса Как восстановиться после стресса? При сильном стрессе возникают многие отклонения в организме: это и спазмы сосудов мозга и сердечной системы, это и нервные отклонения - возбуждение, или подавленность, депрессия. Это и эндокринные нарушения, когда больше выбрасываются гормоны надпочечников, тем самым убыстряется […]
    • Вики белая горячка — Просто помутнение рассудка, клянусь честный слово. — Ясно, delirium tremens. — A? — Белая горячка. — Да, горячий, горячий, савсэм бэлий. Алконавт в БГ — страшное, дикое зрелище. Обожравшийся мухоморов средневековый социопат ни в какое сравнение не идёт. Санитары обычно летают по отделению как страшный бред […]
    • История болезни по шизофрения История болезни по шизофрения ФИО –Дата рождения - Профессия – Адрес - Дата госпитализации – При поступлении жалоб не было, но была доставлена скорой помощью в результате обострения заболевания и проявления насильственных действий по отношению к родным.На момент курации жалоб нет. Родилась от первой беременности, […]