Тренинг подросток и стресс

Социальное служение Русской Православной Церкви — [электронный ресурс]:

Мультимедийное учебное пособие. / под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр — СПб: СПбГИПСР, 2014.

Тренинг для подростков «Я управляю стрессом»

В работе с подростками из неблагополучных семей применяют программы формирования базисных копинг-стратегий – системы обучения здоровому жизненному стилю, формирующие стремление и навыки преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголем и наркотиками, находить позитивные решения проблемных ситуаций. Программы создают мотивацию на успех. К ним относится, в частности, моделирование разных способов преодоления стресса, направленное на обнаружение наилучшего для себя управления им. В качестве примера приводится одна из таких программ.

Расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях.

— Изучение феномена стресса, его негативной и позитивной роли в жизни человека.

— Приобретение индивидуальных навыков управления стрессом.

— Создание стратегий и тактик управления стрессом.

— Приобретение навыков психологической поддержки других людей, умения оказывать, запрашивать и получать поддержку.

Встреча 1. Знакомство. Разбивка участников на группы; каждая из них имеет особые признаки. Принятие правил работы в группе общим соглашением. Выполнение группового задания «Представление собеседника». Обсуждение ожиданий участников. Создание позитивной установки на групповую работу.

Встреча 2. Изучение феномена стресса путём ознакомительной лекции и диалога с группами. Групповая дискуссия «Сильные стороны стресса». Игра «Суд над стрессом».

Встреча 3. Моделирование разных способов преодоления стресса. Дыхательные, медитативные и телесно-ориентированные упражнения с акцентом на контакт с собственным телом. Итог дня – создание каждым участником пособия «Что делать в стрессовых ситуациях», адресованное себе и группе.

Встреча 4. Обсуждение созданных пособий. Обсуждение сложности устройства личности. Создание каждым коллажа «Какой Я» под спокойную музыку (акцент на ощущение «Я» через творчество). Дыхательные, медитативные и телесно-ориентированные упражнения.

Встреча 5. Поиск и осознание индивидуальных стратегий управления стрессом. Участники делятся опытом выхода из критических ситуаций. Ведущий обобщает и дополняет репертуар различных вариантов самопомощи, предлагая упражнения более высокого уровня сложности, чем в предыдущие встречи (релаксационные упражнения, в которых объединяется работа тела, психики и дыхания). Итог дня – осознанный выбор способов самопомощи, наиболее адекватных личностным особенностям. Форма обсуждения индивидуальных сложностей – «открытая консультация». Группа консультирует каждого участника, обратившегося с проблемой.

Встреча 6. Освоение понятия психологической поддержки, поддерживающей коммуникации, гуманистического общения через вводную лекцию ведущего и диалог с группой. Обсуждение самых значительных переживаний, полученных в ходе всех встреч. Игра «Сбор чемодана в дорогу» – каждый из участников кладёт в «чемодан» другому присущие этому соучастнику позитивные качества, которые проявились на занятиях и могут пригодиться в стрессовой ситуации.

Каждая встреча начинается с «разогревающих» упражнений, содержит упражнения на выработку навыков выхода из стресса по степени нарастания сложности, упражнения на поддержку, домашние задания и завершается обсуждением находок и достижений дня для каждого участника 1 .

Тренинг коммуникативной компетентности подростков.

Программа направлена на помощь подросткам разобраться в таких сложных вопросах, как зарождение и развитие отношений, отношения в семье, в школе, в коллективе, а также разрешение конфликтов, освоение различных способов управления противоречиями.

Цель программы – создать основы понимания системный характер взаимоотношений с окружающими, законы взаимодействий, влияние их на себя и свое влияние на ситуацию;

— Формирование умения замечать влияние на себя окружающих и отслеживание его при принятии важных жизненных решений.

— Помощь в оценке собственной роли в отношениях.

— Обучение навыкам оказания и получения поддержки от окружающих и снижения отрицательного влияния окружающих.

Тема: Знакомство участников группы.

Мероприятия: Знакомство участников группы и краткое введение в предлагаемую программу.

— знакомство участников группы между собой и с ведущим;

— получение участниками общего представления о предлагаемом курсе;

— оценка ведущим личностных особенностей участников и ориентировка в их запросах.

Тема: Функции, структура и динамика отношений.

Мероприятия: Ознакомление с основными характеристиками отношений.

Улучшение понимания этих характеристик путем их ролевого проигрывания.

Тема: Влияние семьи и школы на жизнь человека

Мероприятия: Исследование запретов, директив, предписаний и разрешений и сопоставление их с собственными желаниями.

— оценка влияния семьи и школы на жизнь участников группы;

— осознание соотношения влияния и собственных желаний.

Тема: Вклад человека в ситуацию общественных отношений.

Мероприятия: Формирование представления о взаимозависимости поведения людей.

Задачи членов группы:

— исследование собственного доминирующего способа поведения и понимание его влияния на ответную реакцию другого.

— обучение использованию позиций «родителя», «взрослого» и «ребенка» для более успешного взаимодействия с окружающими.

Тема: Проблема выбора.

Мероприятия: Осознание участниками группы критериев выбора и своего поведения в ситуации выбора.

— осознание степени активности своего поведения в ситуации выбора;

— изучение достоинств и недостатков активной и пассивной позиции в ситуации выбора;

— исследование критериев выбора и их значения для дальнейшей жизни.

Тема: Проблемы, возникающие на разных этапах формирования отношений.

Мероприятия: Понимание динамики отношений.

— выявление проблем в отношениях;

— определение конфликтной ситуации и поиска путей выхода из них.

Тема: Релаксация, основы аутотренинга.

Мероприятия: Обучение техникам релаксации и аутотренинга для снятия напряжения. Задачи ведущего:

— провести диагностику самочувствия и самооценки участников до и после занятия;

— рассказать участникам о происхождении аутогенных тренировок;

— дать участникам представление о способах и границах применения техник саморегуляции;

— обучить основам техники проведения аутогенной тренировки;

— провести комплекс упражнений по релаксации.

Тема: Разрешение конфликтных ситуаций.

Мероприятия: Поиск источников поддержки и оптимизация межличностных отношений. Выработка собственного индивидуального стиля выхода из конфликтных ситуаций.

— достижение взаимопонимания участниками группы;

— исследование индивидуальных стилей получения и оказания поддержки и оценка степени их эффективности;

— оптимизация поведения в конфликтных ситуациях.

Мероприятия: Определить понятия «ритуала», «ролевой установки».

Тема: Резюме. Зачет.

Мероприятия: Обобщение полученных знаний и навыков.

— отработка комплексного использования полученных знаний и навыков;

— прояснение непонятого материала в пройденном курсе.

Занятия проводятся в условиях, дающих возможность формирования круга (кольца) участников, центре которого вначале (занятие 1-2) действует ведущий, а затем (занятия 3-10) разыгрываются ролевые ситуации, отдельные акты психодрамы и другие групповые игры.

В начале каждого занятия в течение 10-15 минут группа вспоминает принципы тренинга и правила поведения участников. Каждое занятие длится по 4 часа и прерывается каждые 30 минут релаксирующими упражнениями, песнями и частушками. Релаксирующие упражнения выполняются и по завершении тренинга для безопасного выхода из него участников (снятие излишнего физического и умственного напряжения, предоставление возможности сосредоточиться на самом себе). Перед началом тренинга группе предлагают в игровой форме тесты самооценки «Какой Я», диагностирующие психологический климат в коллективе, групповую сплоченность, социально-трудовую активность и межличностные отношения 2 .

Телесно-ориентированная терапия психологического напряжения при нарушениях поведения детей и подростков.

Предлагаемая методика используется для профилактики и терапии агрессивного или замкнутого поведения, а также депрессивных состояний в учреждениях и отделениях социальной реабилитации, в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения.

Индивидуальные занятия для детей.

Выполняют под тихую медитативную музыку. Цель – возможно более полное мышечное расслабление в каждом сеансе после завершения комплекса упражнений. Лёгкая дремота ребёнка в процессе сеанса считается положительным признаком.

Упражнение 1. Бесконтактный и контактный массаж макушки.

Проводят несколько разглаживающих пассов над головой, после чего лёгкими круговыми движениями поглаживают верхнюю часть головы в течение 1-3 минут. Специалист выполняет массаж лицом к лицу с ребёнком и старается удержать возникший зрительный контакт.

Упражнение 2. Бесконтактный массаж мышц шеи, спины и крестца.

Специалист стоит сзади стоящего ребёнка. Медленными движениями ладоней на расстоянии 3 см. от поверхности тела или одежды он разглаживает воображаемое биополе сверху вниз в течение 5-8 минут, постепенно опускаясь от шейных мышц к крыловидным, затем к большим мышцам спины и к крестцовым мышцам.

Упражнение 3. Контактный массаж мышц шеи, спины и крестца.

Ребёнок ложится лицом вниз на массажный стол. Раздеваться не обязательно. Массаж мышц проводится медленными поглаживающими движениями снизу вверх и сверху вниз, — от шейных мышц к крестцовым и обратно в течение 8-10 минут.

Упражнение 4. Разминание больших мышц спины.

А) Специалист ставит правую ногу на скамейку таким образом, чтобы согнутая в колене нога образовала прямой угол. Ребёнок ложится спиной на колено специалиста так, чтобы тело его свободно висело, и его спина разминается покачиванием тела ребёнка под музыку в течение 5-7 минут.

Б) Ребёнок ложится спиной на правое плечо специалиста так, чтобы плечо было единственной точкой опоры, а тело свободно висело. Его спинные мышцы разминаются покачиванием тела ребёнка под музыку в течение 5-7 минут.

Упражнение 5. Разминание мышц шеи, спины и крестца.

С положения свободного виса на плече специалиста ребёнок медленными волнообразными движениями корпуса специалиста переводится в такое положение, чтобы его шея, спина и крестец лежали на груди специалиста, слегка по диагонали. Соответствующие мышцы разминаются медленными волнообразными движениями корпуса специалиста сначала справа налево в течение 5-7 минут, затем слева направо 5-7 минут.

Групповые занятия для детей и подростков

В начале каждого занятия для разогрева и инициации социального поля в течение 8-10 минут выполняются ритмические музыкальные движения, во время которых участники держатся за руки («Хоровод», «Змейка», «Ручеёк», и т.п.)

Упражнение 1. Бесконтактный массаж.

Проводят под тихую лирическую музыку. Участники становятся друг к другу в затылок и разглаживают плавными движениями воображаемое биополе вокруг головы, шеи, плеч, спины стоящего впереди партнёра на расстоянии 3-5 см. от поверхности тела или одежды. При этом они мысленно посылают энергию в ладони и мысленно желают добра, любви и нежности тому, кому массируют биополе. Через 2-3 минуты все поворачиваются на 180 градусов, происходит смена партнёров, делающих друг другу массаж.

Упражнение 2. Контактный разминающий массаж.

Под ритмическую музыку на счёт “раз-два-три-четыре” рёбрами ладоней делают четыре удара по спине стоящего впереди партнёра, на следующие четыре счёта по всей спине сверху вниз делают четыре щипка пальцами, после чего участники поворачиваются на 180 градусов, и упражнение повторяется со сменой партнёров.

Упражнение 3. Контактный успокоительный массаж.

Под плавную музыку мягко разглаживают шею и плечи стоящего впереди партнёра. Через 5 минут группа поворачивается и проделывает то же самое с другими партнёрами. Для повышения успокаивающего эффекта можно сделать ещё два поворота с повторением упражнения 3 .

1 Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы : учебное пособие / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

2 Нестерова Г.Ф.Технология и методика социальной работы с бездомными и бездомностью. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., Germany, 2011. — 206 с.

3 Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы : учебное пособие / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

social-orthodox.info

Классный час по психологии по теме:
Тренинг для подростков «Как избавиться от стресса?»

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», видами и типологией стрессовых ситуаций, а так же помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.

Предварительный просмотр:

Тренинг для подростков

«Как вести себя в стрессовых ситуациях?»

  1. Объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития.
  2. Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения.
  3. 1. Приветствие и игра – разминка .

    Игра КОЛЕЧКО Добрый день ребята! Прежде чем мы с вами начнем нашу работу, я предлагаю поиграть в игру, которую вы все знаете и, наверняка, любите: «Колечко».
    Ход игры: выбирается водящий. У него в руках спрятано колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой» и держат их перед собой на коленях. Водящий по очереди подходит к каждому и проводит своими ладошками по ладошкам играющих. В какой-то момент он незаметно передаёт колечко игроку. После того, как водящий пройдёт возле всех играющих все хором говорят: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Тот игрок, у кого колечко должен выскочить в центр круга, а остальные должны попытаться его поймать. Если его не поймали, то он становится водящим.

    Да, чувствуется напряжение, которое вы все испытывали в ходе игры, пытаясь отгадать и схватить того, у кого было колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных перемен. Всё чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому и поговорим мы сегодня о том, что такое «СТРЕСС».

    2. Мини-опрос: Какие ситуации являются стрессовыми?

    Все участники по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их мнению являются стрессовыми. Ведущий записывает их на доске (ватмане, флипчарте).

    Ведущий: «Посмотрите на получившийся список. Обратите внимание на то, что есть такие ситуации, которые каждый человек может назвать стрессовыми, а есть те, которые только лично для кого-то являются стрессом. Но, так или иначе, выполняя это задание, вы имели своё представление о том, что такое стресс. Давайте попробуем сформулировать это понятие (Участники высказывают свои определения стресса).

    3. Рассказ ведущего о понятии стресса – его признаках и стадиях.

    Мы с вами почти сформулировали понятие стресса, введённого в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения заключается в следующем:

    Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

    Как видите эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

    В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.

    В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.

    Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

    Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения . Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.

    Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый « эустресс» . Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс» .

    4. Мозговой штурм, «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

    Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».

    Записать на доске или ватмане все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину и др…).

    5. Упражнение «Фотография в рамке»

    Это упражнение можно выполнять сразу же после того, как произошло событие, заставившее вас изрядно поволноваться.

  4. В быстром темпе прокрутите у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.
  5. Выберите из всего потока картинок только один «кадр», который, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает суть всего произошедшего. Может быть, это будет самый эмоциональный момент пережитого.
  6. Представьте себе выбранный момент в виде фотографии. Остановите мгновение. Смотрите на эту фотографию, на лица людей, которые, к примеру, перекошены злобой или негодованием.
  7. Вообразите, что вы уже старше на несколько лет и смотрите на эту фотографию, в которой лишь отблеск прошлых событий. Смотрите на нее глазами человека, для которого все это давно в прошлом.
  8. Подумайте, в какую рамку вы желали бы заключить эту фотографию. Круглую? Овальную? Квадратную? Это будет массивное красное дерево или изящное стекло или примитивная реечная рамочка? А может, это будет рамка-игрушка, к примеру, из искусственного лохматого меха в виде собачки?
  9. Повесьте мысленно фотографию в рамке на стену, сделайте для нее специальное, практически музейное освещение. Кстати, какие фотографии висят рядом с ней в личной галерее вашего разума?
  10. Вернитесь в настоящее. Подумайте снова о событии, которое принесло вам огорчение. Ваши ощущения наверняка несколько изменились. Если нет, вернитесь к выбранному вами кадру и представьте, как это изобразил бы детский художник, карикатурист, Рубенс, Ван Гог.

Найдите тот образ, который изменит ваши чувства надлежащим образом.

6. Упражнение «Дыхательные техники»

Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

Дышите таким образом несколько минут.

К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.

Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.

Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.

Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.

В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.

7. Расслабляющая медитация

Кроме всех вышеперечисленных способов борьбы со стрессом есть ещё релаксационные методики. Сегодня мы с вами попробуем одно упражнение, которое называется «Летнее настроение».

Цель: настроиться на позитивный лад, расслабиться, научиться вырабатывать положительные эмоции. Оборудование, необходимое для выполнения упражнения: В идеале это должна быть релаксационная комната с тёмными шторами, телевизор и DVD проигрыватель, или компьютер и проектор, удобные кресла по количеству детей/взрослых.

Длительность упражнения: 30 – 60 минут.

Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие в лето. Для этого устраивайтесь поудобнее и смотрите на экран. Кто хочет, может закрыть глаза и просто слушать музыку, смотреть на те образы, которые возникают у него в голове. Итак, начинаем.

Просмотр видеофайла (14 минут).

Шеринг: по окончании просмотра все участники делятся своими впечатлениями, чувствами, настроением, которое возникло при просмотре данного фильма. Ведущий может задавать наводящие вопросы, чтобы каждый участник имел возможность высказаться: «Какие чувства у вас возникли при просмотре данного фильма? Какие впечатления у вас возникли в ходе просмотра? Как вы себя чувствуете сейчас? И др.»

Обратная связь. Ведущий спрашивает у ребят, что нового, интересного они узнали во время этого тренинга. Что им понравилось, что не понравилось.

Заключительное слово ведущего: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний тренинг. Надеюсь, что вы узнали про стресс то, что поможет вам в будущем с ним бороться и успешно. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Дейла Карнеги, который является известным специалистом в области человеческих взаимоотношений:

«Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки»

nsportal.ru

Тренинг «Спокойствие, только спокойствие»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Организация пространственно-предметной среды: кабинет, пригодный в качестве игровой аудитории; свободно передвигающиеся стулья, аппаратура для показа мультимедийного материала, чистые листы бумаги, ручки или карандаши, секундомер, мусорное ведро, белая доска и к ней маркер.

Минимально необходимые требования к оборудованию: карточки для упражнения № 2 “Пересадка сердца”.

Количество времени: 45 мин.

Количество участников: 10–12 человек.

Возраст участников: 14-16 лет.

Пояснительная записка: данный тренинг используется в программе организации досуга социально-педагогической направленности объединения “Перекресток” в модуле “Курс выживания подростков” и является первой частью тренинга, рассчитанного на несколько занятий “Антистресс”. Эта программа рассчитана на два учебных года и состоит из пяти модулей: “Познай себя” (активизация процесса самопознания), “Курс выживания подростка” (профилактика аддиктивного и преступного поведения), “Какую дверь открыть?” (формирование профессионального самоопределения), “В мире людей” (формирование толерантного сознания) и “Мосты понимания” (развитие коммуникативных навыков). Подростки, вступившие в пору серьезного возрастного кризиса, сталкивающиеся при этом с валом школьных и внешкольных обязанностей, с острой нехваткой времени, часто конфликтующие друг с другом, с родителями и учителями, не имеющие достаточного жизненного опыта, чтобы владеть своими эмоциями и предвидеть последствия собственного поведения, — являются мишенью сильнейшего стресса. Этот стресс, незаметный на первый взгляд, становится постоянным фоном их жизни и разрушает их здоровье. Как часто приходится сталкиваться с раздражением, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, с замкнутостью, плаксивостью, апатией подростков. Мы привыкли списывать это на “трудный возраст”. Слыша от взрослых замечания по поводу своей лени, плохого поведения, низкой успеваемости, отсутствия интересов, дети верят в то, что они ленивые, нерадивые. и думают, что во всем виноваты сами. Часто они не обращаются за помощью, считая, что им не поверят. Иногда они просто не могут сформулировать, в чем их проблема. А между тем “результатом плохой адаптации к стрессу являются физические и психологические осложнения. Они могут носить весьма серьезный характер и преследовать детей до взрослого возраста”. Опыт, который подростки приобретут на занятии, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими. В занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал и прорабатываются ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями.

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.

1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

2. Сформировать навыки саморегуляции.

3. Сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Предполагаемый результат: приобрести навыки управления стрессом в жизненных ситуациях.

1 этап (организационный) 5 мин.

— напомнить правила работы в группе;

— повысить эмоциональный фон группы;

— создать условия для дальнейшей работы на занятиях.

Ритуал приветствия: все хором “Всем привет!” (Слайд № 1)

Правила поведения на тренинге:

1. Один говорит – все слушают.

2. На тренинге никто не осуждается.

Снежный ком (5 мин.)

Участники группы садятся в круг.

Инструкция: “Здравствуйте. Начнем нашу работу: каждый по очереди будет называть свое имя и то, что его больше всего раздражает. Не забываем, что первый говорит свое имя и нужную причину негативного настроения (поясняя причину), затем следующий говорит сначала имя и ситуацию первого человека, а потом свою и так до конца. Последний участник сначала перечисляет всех и только потом рассказывает о себе”.

Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников внимательности. Это упражнение является ритуалом на каждом занятии, изменяется только тема – что позволяет участникам группы побольше узнать друг друга, а также способствует сплочению группы.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие возникли трудности в ходе данного упражнения?

2. Какие ситуации было трудно пояснить?

2 этап (основная часть)

Теоретический блок (5 минут).

Понятие “стресс” давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

(Слайд № 2) Стресс — негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.

Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств.

В 1960-х годах американскими психологами Холмсом и Рейхом была разработана шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека. (Слайд № 3). В соответствии с этой шкалой, в которой более 40 позиций, смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод — 73, болезнь или травма — 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи — 44, начало или окончание учебы в школе — 26, смена школы — 20, отпуск или каникулы — 13 и т.д.

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в интересную игру.

Упражнение № 1 “Чепуха” (5 мин.)

— способствовать развитию творческого потенциала,

Участники садятся в круг.

(Слайд № 4) Перечень вопросов:

  1. Кто?
  2. Где?
  3. С кем?
  4. Чем занимались?
  5. Как это происходило?
  6. Что запомнилось?
  7. И что в итоге получилось?
  8. Комментарии к упражнению: внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляются задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

    Вопросы для обсуждения: подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

    Ведущий говорит участникам о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна.

    Далее участники обсуждают, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния: злость; страх; грусть; апатия.

    (Слайд № 4) Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы высвечиваются на экране. Примерные варианты выводов:

    – злость — мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

    – страх — сигнализирует об опасности;

    – грусть — побуждает нас задуматься;

    – апатия — дает “передышку”, позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

    Но так как у нас злиться пока не на кого, мы поиграем в следующую игру.

    Упражнение № 2 “Пересадка сердца” (15 мин.)

    — развитие толерантности при ответственном выборе,

    — развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

    Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

    Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

    Список кандидатов:

      Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
    1. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
    2. Священник, 27 лет.
    3. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
    4. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
    5. Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
    6. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
    7. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
    8. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
    9. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

    По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.

    Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?

    При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

    Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

    Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.

    Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.

    Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

    (Слайд № 6). Ситуации, подобные той, которую мы рассмотрели, к сожалению, часто вызывают конфликт. Давайте рассмотрим это понятие. Ведущий дает определение: “Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов”.

    Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец.

    Ведущему на заметку. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение “В споре рождается истина”.

    Дается определение понятию “компромисс”, которое также помещается на доску или в центр круга: “Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок”.

    Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.

    Следует сказать участникам: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения); покупателями и продавцами (правила торговли); работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.

    (Слайд № 7) “Беспроигрышный метод решения споров”

    1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

    2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

    3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

    4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

    5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

    Упражнение № 5 “Мусорное ведро” (5 мин.)

    — повышение эмоционального фона группы;

    — профилактика депрессивных состояний.

    Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.

    После чего по желанию участники могут рассказать что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем посередине круга ставиться мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.

    3 этап (заключительный) (5 мин.)

    Участники сидят в кругу. Педагог подводит итог занятия: перечисляются новые понятия и приобретенные навыки.

    Каждый участник по часовой стрелке делится своими впечатлениями, эмоциями о пройденном тренинге и прощается.

    Все хором “Всем до скорого” (слайд № 8).

  9. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.
  10. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
  11. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
  12. Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Антистресс. // Школьный психолог, № 20-24, 2005 г.; № 1, 2006 г.
  13. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Это интересно:

  • Боязнь в кинотеатре Почему при ВСД возникает страх езды в транспорте? ВСДшник, который совсем ничего не боится, – действительно, уникальное существо, настолько редкое, что заслуживает медали. Вегето-сосудистая дистония и страх – почти синонимы. Следует отметить, что страхи ВСДшников всегда имеют чёткое внутреннее обоснование и никогда […]
  • Пограничное состояние термин Состояние Пограничное Медицинские термины . 2000 . Смотреть что такое "Состояние Пограничное" в других словарях: состояние пограничное — общее название ряда различных слабых, стертых форм нервно психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг […]
  • Методика выявления шизофрении Диагностика шизофрении Брошюра о шизофрении: - Читать - Заказать online Заказать брошюру также можно по телефону: 8-800-700-0884 В начальном периоде заболевания диагностика шизофрении довольно сложна, поэтому психиатры обычно не торопятся с постановкой диагноза, наблюдая пациента не менее полугода. На […]
  • Флаг больных синдромом дауна Движение больных синдромом Дауна и. флаг Украины Комментарий простой американки возмущенной, что украинские бандиты прикрываются желто-голубыми флагами - символом международного движения больных синдромом Дауна. Неужели они таким образом хотят уйти от ответственности перед законом? Не знаю, что в таких случаях […]
  • Лечение аутизма грузия Психиатр рассказала, почему людей с аутизмом стало больше 2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме. Аутизм – это психическое расстройство, связанное с нарушением развития. Он проявляется у детей в возрасте до пяти лет. Дети-аутисты живут в собственном мире и избегают привычного для всех общения. Считается, […]
  • Депрессия в вузе От сессии до сессии живет студент в депрессии Нагрузка в университете, постоянные подработки, нехватка времени для отдыха - с этими и другими проблемами сталкиваются студенты в Германии. А в результате - стресс, нервные срывы и депрессии. Согласно данным исследования немецкой страховой компании Techniker […]
  • Культурный стресс Культурный стресс Культурный шок — эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом. Термин был впервые употреблён американским антропологом Калерво Обергом. Стресс, вызванный культурным шоком, в норме […]
  • Виды и характеристика стресса Виды психологического стресса Литература: Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979; А.М. Столяренко. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1987; А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогикаю – М., 2002. Параграф 3.1. Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под […]